Кризис 1992 года кратко

Обновлено: 09.05.2024

Стремясь остановить радикальные либеральные реформы, большинство депутатов перестало поддерживать президентские законопроекты. Ельцин в свою очередь решил ликвидировать Съезд народных депутатов и избранный им Верховный совет. Для этого требовалось изменить Конституцию, что было возможно только с согласия съезда. Возник К. к.

Решение о подготовке новой Конституции было принято I Съездом народных депутатов РСФСР в июне 1990. Съезд создал Конституционную комиссию во главе с Председателем Верховного совета РСФСР Б. Ельциным. Заместителем председателя комиссии стал первый заместитель Председателя Верховного совета Р. И. Хасбулатов, ответственным секретарем — депутат О. Г. Румянцев.

30 августа 1990 Ельцин обнародовал концепцию конституционной реформы. 12 ноября проект Конституции был опубликован в печати для обсуждения. Однако на II Съезде народных депутатов РСФСР (27 ноября — 15 декабря 1990) к проекту было выдвинуто слишком много поправок, и его пришлось дорабатывать. Этот процесс затянулся из-за распада СССР, поставившего Россию в совершенно новые правовые условия. К марту 1992 комиссия подготовила 2-й вариант проекта Конституции, который в основном был поддержан Съездом. Из-за обострившихся в 1992 политических разногласий договориться об основных принципах конституционного устройства не удалось. Сторонники Ельцина выступали за президентскую республику, а большинство противников — за парламентскую.

VIII Съезд народных депутатов 10—13 марта 1993 принял решение привести все акты всех властей в соответствие с Конституцией, что означало сокращение полномочий президента и отменяло согласованный ранее референдум о доверии президенту и съезду. 20 марта 1993 Ельцин выступил по телевидению и объявил о принятии Указа об особом порядке управления, который предполагал переход всей власти к президенту и правительству вплоть до референдума, который назначался на 25 апреля 1993. В Москве прошли митинги сторонников и противников президента. Было принято решение Конституционного суда о незаконности некоторых положений обращения Ельцина, что создавало возможность для отстранения президента от должности. Но указ как документ не поступил в другие органы власти официально, что затрудняло начало процедуры импичмента. 25 марта 1993 текст указа президента был опубликован со значительными изменениями, из него исчезли антиконституционные положения.

26—29 марта 1993 состоялся чрезвычайный IX Съезд народных депутатов, работа которого проходила на фоне массовых митингов сторонников и противников Ельцина в Москве. Попытка председателя Верховного совета Р. Хасбулатова выработать новое соглашение с Ельциным вызвало возмущение радикальных депутатов. Но голосование по вопросу об отрешении от должностей как Ельцина, так и Хасбулатова в обоих случаях дало отрицательный результат — на съезде преобладали центристы. 29 марта 1993 съезд одобрил проведение референдума.

Прошедший 25 апреля 1993 референдум дал следующие результаты: из 64 % избирателей, которые пришли голосовать, 58,7 % доверяли президенту; 53 % доверяли также социально-экономическому курсу; за перевыборы президента высказались 49,5 %, парламента — 67,2 %. Но для принятия конституционного решения требовалось большинство голосов избирателей, а не только пришедших голосовать. Так что и по последнему вопросу решение оказалось отрицательным, досрочные выборы представительного органа власти не были одобрены. Это значило, что обе ветви власти должны продолжать работу.

Для завершения подготовки проекта Конституции Президент созывал 5 июня 1993 Конституционное совещание, и оно выработало проект, который был направлен в субъекты РФ для обсуждения. Но К. к. не был преодолен. В соответствии с действующим законодательством и решением IX Съезда Конституцию должен был принять следующий X Съезд. Большинство депутатов выступили за меньшие полномочия президента, чем в проекте Конституционного совещания.

3 октября 1993 массовая демонстрация сторонников Верховного cовета прорвала блокаду Дома Советов. При этом против демонстрантов было применено огнестрельное оружие. Защитники Дома Советов захватили здание мэрии, пытались с помощью оружия овладеть Центральным телевидением в Останкино. 4 октября 1993 после танкового обстрела Дом Советов капитулировал, лидеры Верховного cовета были арестованы. В октябрьских столкновениях, по официальным данным, погибло не менее 149 человек.

12 декабря 1993 было проведено всенародное голосование по проекту Конституции. В нем приняли участие 54,8% избирателей, из которых за принятие Конституции высказались 58,4 %, против — 41,6 %. Голосование не проводилось в Татарстане, Чечне и Челябинской области. Таким образом была принята Конституция 1993, и К. к. был преодолен.

Политический кризис в Российской Федерации 1992—1993 годов — противостояние между двумя политическими силами: с одной стороны — Президент России Б. Н. Ельцин, Правительство России во главе с И.О. Председателя Виктором Черномырдиным, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, часть депутатов Верховного Совета - сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также вице-президент России А. В. Руцкой и некоторые другие представители законодательной власти. Кульминацией конституционного кризиса стало вооруженное кровопролитное столкновение 3—4 октября 1993 в центре Москвы.

Содержание

Предпосылки противостояния

Какая сила затянула нас в эту черную полосу? Прежде всего — конституционная двусмысленность. Клятва на Конституции, конституционный долг президента. И при этом его полная ограниченность в правах. [1]

Мнения о причинах конституционного кризиса

Согласно действовавшей тогда Конституции две ветви власти пережимали друг друга. По дурацкому советскому закону "всю полноту власти" имел Съезд народных депутатов. Но поскольку ни 1000 депутатов, ни 200 с лишним членов Верховного Совета, очевидно, страной руководить не могли, то реально власть оказалась у президента и назначаемого им (утверждаемого съездом нардепов) правительства. Возник вечный пакт, постоянный, неразрешимый конфликт президента и Верховного Совета. Да еще между ними болтался ни к селу ни к городу вице-президент

Хронология политического кризиса

Началом политического кризиса можно считать декабрь 1992 года, когда на VII Съезде народных депутатов РФ подспудный конфликт ветвей власти перешел в открытую фазу, а окончанием — декабрь 1993 года, когда была принята и вступила в силу новая Конституция РФ.

Отставка Правительства Гайдара, выступление Ельцина и назначение Черномырдина

    1992 года — в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов, на протяжение всей его работы депутаты и руководство Верховного Совета критиковали Правительство Е. Т. Гайдара1992 года — Съезд народных депутатов не утвердил представленную Б. Н. Ельциным кандидатуру Е. Т. Гайдара на пост Председателя Правительства 1992 года — Президент Б. Н. Ельцин выступил на Съезде, подверг резкой критике его работу, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума и попытался сорвать его заседание, уведя с заседания своих сторонников из числа депутатов 1992 года — по инициативе Председателя Конституционного Суда В. Д. Зорькина прошли переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова 1992 года — Съезд народных депутатов принял постановление о стабилизации конституционного строя, в котором наметил на 11 апреля1993 года референдум по основным положениям Конституции 1992 года — по итогам многоступенчатого голосования Председателем Совета Министров — Правительства назначен В. С. Черномырдин

Попытка импичмента, апрельский референдум и конституционное совещание

Следует отметить, что результаты референдума были весьма противоречивыми. Например, в списки для голосования было внесено 107 310 174 участника, а бюллетеней для голосования выдано почти вдвое меньше — 69 222 858 [7] . Конкретные результаты апрельского референдума 1993 г также не совсем понятны: голоса, отданные Б. Н. Ельцину, не добавили исполнительной власти полномочий или ясности целей в проведении экономической программы. Однако, противоречивые результаты референдума были истолкованы Ельциным и его окружением в свою пользу. Впрочем, несмотря на юридическую неопределённость по третьему и четвёртому вопросам, победа Ельцинской команды в борьбе за умы граждан прямо следовала из результатов голосования.

Распад СССР поставил перед РФ несколько глобальных задач:

– создание новой системы управления;

– выведение из кризиса уцелевших структур власти;

В 1990-1993 годах в Российской Федерации продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года. Правда, за это время она претерпела существенные изменения. Но не потому, что в нее внесено много поправок – их было около 300. Но, во-первых, 150 лишь меняли название РСФСР на РФ, исключали упоминание о Союзе ССР, фиксировали изменения наименований субъектов Федерации. Во-вторых, сотня поправок – включение в Конституцию положений Федеративного договора и Декларации прав человека и гражданина, 20 – по поводу реализации принципа разделения властей. Поправок, касающихся полномочий высших органов государственной власти, не наберется и десятка. Часть из них затрагивала полномочия исполнительной власти, часть – органов законодательных. Одна уточняла полномочия Конституционного Суда.

После всех этих изменений в ней были закреплены такие основы конституционного строя, как народовластие разделение властей, верховенство права и закона, уважение прав человека. Верховный Совет стал постоянно действующим законодательным органом. Таким образом, несмотря на то, что действующая Конституция РФ не во всем соответствовала современным требованиям, она содержала серьезные гарантии проводимых преобразований. Кризисное же состояние конституционной законности вызвано было не столько несовершенством самой Конституции, сколько игнорированием ее положений государственной властью и ее представителями разных ветвей.




В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Феде­рации о статусе представителей Президента в краях, областях, авто­номных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принима­ются положения о Президентском Совете, о Совете глав администра­ций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового уп­равления Президента.

С целью урегулирования межнациональных противоречий и про­ведения устойчивой национальной политики в апреле создается Гос­комитет по делам Федерации и национальностей.

Эта конфронтация достигла такого критического уровня, Конституционный Суд вынужден был принять участие в разрешении этого конфликта. Так, после выступления президента по телевидению 20 марта 1993 года с Обращением к гражданам России, в котором объявлялось о введении особого порядка управления до преодоления кризиса власти. Конституционный Суд вынужден был заявить о несоответствии его многим статьям Конституции.

В мае 1993 г. был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле 1993 г. – Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению пра­вопорядка в Российской Федерации.

Острая борьба между законодательной и исполнительной властью, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государство в целом, продолжалась все лето.

Осенью 1993 года конституционный процесс окончательно зашел в тупик и был решен силовым методом. Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. Он объявил 21 сентября о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу Указ № 1400 (О поэтапной конституционной реформе). Он фактически вводил в стране президентское правление и означал радикальную ломку существующего государственного и конституционного строя. За ним последовало резкое обострение политической обстановки в стране, закончившееся устранением законодательной власти.

Преобладание в октябре 1993 года политической целесообразности над законом было для России гражданской трагедией, но прекращение конфликта двух ветвей власти, объективно, независимо от того, кто выиграл, кто проиграл это противоборство, создало предпосылки для стабилизации ситуации. Причины конфликта: углубившиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России (среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве); отсутствие опыта взаимодействия между ветвями власти в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Указом Президента в декаб­ре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации.

Весной – летом 1994 г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала боль­шое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок органи­зации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле 1993 г. принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов фе­деральной исполнительной власти и Положение о проведении кон­курса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе 1993 г. была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента Россий­ской Федерации, в декабре 1993 г. принимается единое Положение о феде­ральной государственной службе.

В условиях советской власти происходили по существу безальтернативные выборы, тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России выборы стали более честными и альтернативными. Но катастрофически стал падать общественный интерес к этим демократическим процедурам. Чем объяснить неявку избирателей на выборы?

В июле 1994 г. принимается Положение о Комиссии по подготовке до­говоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, делалась очередная по­пытка разграничить сферы влияния центра и мест.

Распад СССР поставил перед РФ несколько глобальных задач:

– создание новой системы управления;

– выведение из кризиса уцелевших структур власти;

В 1990-1993 годах в Российской Федерации продолжала действовать Конституция РСФСР 1978 года. Правда, за это время она претерпела существенные изменения. Но не потому, что в нее внесено много поправок – их было около 300. Но, во-первых, 150 лишь меняли название РСФСР на РФ, исключали упоминание о Союзе ССР, фиксировали изменения наименований субъектов Федерации. Во-вторых, сотня поправок – включение в Конституцию положений Федеративного договора и Декларации прав человека и гражданина, 20 – по поводу реализации принципа разделения властей. Поправок, касающихся полномочий высших органов государственной власти, не наберется и десятка. Часть из них затрагивала полномочия исполнительной власти, часть – органов законодательных. Одна уточняла полномочия Конституционного Суда.

После всех этих изменений в ней были закреплены такие основы конституционного строя, как народовластие разделение властей, верховенство права и закона, уважение прав человека. Верховный Совет стал постоянно действующим законодательным органом. Таким образом, несмотря на то, что действующая Конституция РФ не во всем соответствовала современным требованиям, она содержала серьезные гарантии проводимых преобразований. Кризисное же состояние конституционной законности вызвано было не столько несовершенством самой Конституции, сколько игнорированием ее положений государственной властью и ее представителями разных ветвей.

В феврале 1993 г. был издан Указ Президента Российской Феде­рации о статусе представителей Президента в краях, областях, авто­номных областях и округах, Москве и Санкт-Петербурге. Принима­ются положения о Президентском Совете, о Совете глав администра­ций при Президенте Российской Федерации, об Администрации Президента, уточняется структура Государственно-правового уп­равления Президента.

С целью урегулирования межнациональных противоречий и про­ведения устойчивой национальной политики в апреле создается Гос­комитет по делам Федерации и национальностей.

Эта конфронтация достигла такого критического уровня, Конституционный Суд вынужден был принять участие в разрешении этого конфликта. Так, после выступления президента по телевидению 20 марта 1993 года с Обращением к гражданам России, в котором объявлялось о введении особого порядка управления до преодоления кризиса власти. Конституционный Суд вынужден был заявить о несоответствии его многим статьям Конституции.

В мае 1993 г. был принят Указ, регламентирующий порядок проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования. В июле 1993 г. – Положение о борьбе с преступностью и коррупцией, в сентябре были приняты Дополнительные меры по укреплению пра­вопорядка в Российской Федерации.

Острая борьба между законодательной и исполнительной властью, парализовавшая деятельность обеих ветвей и государство в целом, продолжалась все лето.

Осенью 1993 года конституционный процесс окончательно зашел в тупик и был решен силовым методом. Российский президент первым нанес удар по политическому противнику. Он объявил 21 сентября о прекращении полномочий съезда народных депутатов и Верховного Совета. Тогда же вступил в силу Указ № 1400 (О поэтапной конституционной реформе). Он фактически вводил в стране президентское правление и означал радикальную ломку существующего государственного и конституционного строя. За ним последовало резкое обострение политической обстановки в стране, закончившееся устранением законодательной власти.

Преобладание в октябре 1993 года политической целесообразности над законом было для России гражданской трагедией, но прекращение конфликта двух ветвей власти, объективно, независимо от того, кто выиграл, кто проиграл это противоборство, создало предпосылки для стабилизации ситуации. Причины конфликта: углубившиеся разногласия по вопросу о социально-экономическом и политическом курсе России (среди законодателей в качестве ведущей силы утвердились сторонники регулируемой экономики и национально-государственного направления, а защитники радикальных рыночных реформ оказались в явном меньшинстве); отсутствие опыта взаимодействия между ветвями власти в рамках системы разделения властей, которой Россия практически не знала.

Указом Президента в декаб­ре 1993 г. производится преобразование и реорганизация Совета Министров, структура и деятельность которого сообразуется с положениями Конституции Российской Федерации. Совет Министров преобразуется в Правительство Российской Федерации.

Весной – летом 1994 г. вносится ряд изменений в Регламент Государственной Думы. Сама Дума в течение года принимала боль­шое число постановлений, вносящих изменения в ранее принятые правовые акты или формирующих новые правовые институты, нормы и отрасли (в УК, ГК, ГПК, УПК, КЗоТ и др.).

Формирование нового управленческого аппарата потребовало принятия специального Указа, регламентирующего порядок органи­зации и систему государственной службы в России. Создается (в июне 1993 г.) Совет по кадровой политике при Президенте. В июле 1993 г. принимается Положение о проведении аттестации руководителей и специалистов структурных подразделений центральных органов фе­деральной исполнительной власти и Положение о проведении кон­курса при приеме на эти должности. Для всех работников бюджетной сферы в августе 1993 г. была введена единая тарифная сетка по оплате труда. В ноябре 1993 г. создается Управление делами Президента Россий­ской Федерации, в декабре 1993 г. принимается единое Положение о феде­ральной государственной службе.

В условиях советской власти происходили по существу безальтернативные выборы, тем не менее, активность избирателей была очень высокой. В условиях демократизации России выборы стали более честными и альтернативными. Но катастрофически стал падать общественный интерес к этим демократическим процедурам. Чем объяснить неявку избирателей на выборы?

В июле 1994 г. принимается Положение о Комиссии по подготовке до­говоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Федерации, делалась очередная по­пытка разграничить сферы влияния центра и мест.


Чтобы адекватно воспринимать происходящее в 1992-1993 годах в России, нужно знать о том, что на самом деле происходило за ширмой Перестройки в 1984-1990 годах, подробная статья об этом здесь.
И затем, в результате каких действий был ликвидирован Советский Союз в 1991 году, об этом можно прочитать здесь.

2 января 1992. Резкий подъём цен. Людей предупреждали о росте в 3-5 раз, реальный рост составил до 30-40 раз. Помимо этого были обнулены сбережения граждан. Таким образом среди наших простых рабочих людей в грядущей приватизации участвовать было некому.

7 января 1992. РФ подала заявление о вступлении в МВФ (Международный Валютный Фонд).

13 января 1992. Хасбулатов (Председатель Верховного Совета Российской Федерации) выступил с критикой проводимой экономической политики.

20 марта 1992. Верховный Совет получил программу Чубайса по приватизации.

В марте 1992:
— МВФ выдвинул 20 требований к России экономического характера, среди которых повышение налоговой нагрузки на граждан, тарифов ЖКХ, резкое сокращение расходов на социальную сферу, армию, а также приватизация и распродажа госсобственности частным инвесторам, включая зарубежные компании;

— Верховный Совет после этого ушёл в оппозицию, так как выполнение этих требований сделало бы Россию колонией;

— Ельцин понял, что при такой позиции Верховного Совета он лишится поддержки Запада и не сможет удержать власть.

В июне 1992:
— Ельцин летит в Вашингтон и договаривается о чём-то;
— представители российской делегации подписывают кабальное согласие на выполнение всех пунктов Устава МВФ;
— по возвращении из США Ельцин подписывает ряд постановлений, которые рушили ряд ключевых предприятий российской экономики;
— к этому моменту в стране уже раскручивалась инфляция, обесценились ваучеры;

1 июля 1992. Введена конвертируемость рубля. Рубль предсказуемо проигрывает доллару.

Осенью 1992, после визита шефа ЦРУ Гейтса, в окружении Ельцина заговорили о необходимости государственного переворота (разогнать Верховный Совет).

С 6 октября 1992 по 18 февраля 1993 (подписание) длятся переговоры по Урановой сделке (сделка ВОУ-НОУ — высокообогащённый уран — низкообогащённый уран), согласно которой 90% оружейного российского урана продаётся за бесценок в США. За 20 лет это порядка 500 тонн урана, практически весь военный запас урана, доставшегося России в наследство от СССР. Поставки в США должны были начаться (и начались) не позднее 1 октября 1993. Было очевидно, что Верховный Совет этот договор никогда не ратифицирует.

Конец 1992. Американцы поняли, что Верховный Совет не сдаст Россию и не ратифицирует капитуляционные документы, описанные выше. Начались визиты разных западных лидеров:
— в феврале 1993 приезжал бывший президент США Никсон,
— в марте 1993 — канцлер Германии Коль,
обсуждали становление твёрдой демократической власти в России (без Верховного Совета).
После этих двух визитов Ельцин обзвонил всех лидеров G7 (большая семёрка) и они все сказали, что поддерживают его на пути демократических реформ. Появилась фраза, что Верховный Совет — прибежище коммуно-фашистов (вставших на пути демократических реформ).
Это была моральная поддержка Ельцина Западом в его будущих силовых акциях.


В марте 1993 назрел политический кризис. Ельцин готовился арестовать Съезд Верховного Совета. Другая сторона тоже не дремала, работали наши спецслужбы. Но в тот момент решающих действий не произошло ни с той, ни с другой стороны, ситуация заморозилась.


7 июля 1993. В Токио собралась G7. Они решили открыть в Москве спец. представительство G7 для содействия реформам (теневое правительство для содействия Ельцину, конечные цели политики Запада — ядерное разоружение России и разгром её экономики).

7 августа 1993. Визит нового директора ЦРУ Вулси. Началась подготовка к разгону Верховного Совета. В Москву стали прибывать группы боевиков из разных регионов. Сторона Верховного Совета тоже создавала свои отряды.

1 сентября 1993. Ельцин посетил Таманскую и Кантемировскую дивизии, говорил, как будет жалованье поднимать.

2 сентября 1993. Подписаны последние документы по урановой сделке.

21 сентября 1993. Ельцин выступил по телевидению, огласил указ №1400 о поэтапной конституционной реформе. Речь шла о роспуске Съезда народных депутатов. За час до выступления он отправил текст своего выступления о разгоне съезда американскому послу Пикерингу. Тот сказал, что демократия соблюдена. После выступления Ельцин позвонил Миттерану (президент Франции 1981 — 1995), который его полностью поддержал.
Согласно указу — распускался Верховный Совет и назначались выборы в новый законодательный орган — Государственную Думу.
Это было нарушение Конституции, которая гласила, что если Президент распускает Верховный Совет, то его полномочия прекращаются незамедлительно, таким образом Ельцин совершил государственный переворот. Действия Ельцина были признаны противоречащими Конституции Конституционным судом РФ во главе с Валерием Зорькиным в тот же день, 21 сентября.
Слухи о государственном перевороте пошли уже утром, после выступления по телевидению.

Действия Верховного Совета:
— Низложили Ельцина с поста Президента.
— В ночь на 22 сентября началось формирование ополчения вокруг Белого дома (люди приходили сами).
— С 22го — 4 дня депутаты Верховного Совета сидели и ничего не делали (не призвали граждан к восстанию, Руцкой и Хасбулатов думали, что они смогут договориться с Ельциным).

23 сентября 1993. Начался Десятый (Чрезвычайный) Съезд народных депутатов Российской Федерации, который закончился 4 октября 1993 года. Народные депутаты находились в одном здании с депутатами Верховного Совета.

27 сентября 1993. Начинается блокада Белого дома.

28 сентября 1993. Блокада становится полной.


29 сентября 1993. Первая жертва. Человека убили случайно.

В ночь 29-30 сентября 1993. Хасбулатов сказал, что у него есть информация, что Ельцин готовит провокацию с пролитием крови.

30 сентября 1993. Министр внутренних дел Бараненков сделал заявление, что после начала блокады (с 28 сентября) на Лубянке появились представители ЦРУ и Intelegent Service (Британия), и далее они приезжали туда каждый день, как на работу. Бараненков умер через 2 года (отравление).

В это время (конец сентября 1993) в Америке решается вопрос о финансировании комплексной программы реформ в Российской Федерации. Сенаторы и конгрессмены не хотели давать денег. Нужен был кризис, чтобы продавить решение. Клинтон в мемуарах писал, что он использовал этот кризис, чтобы Сенат выделил эти деньги.

1 октября 1993. В Москве начались демонстрации (постановочные). Нужна была картинка для репортажей в Америку, эти кадры использовались для подтверждения, что в России — политический кризис. Деньги выделили, после этого можно было разгонять Верховный Совет и завершать кризис. Но нужна была провокация сторонников Верховного Совета на действия.

2 октября 1993. В Москве появились крепкие люди в чёрных куртках с красными флагами. Начали строить баррикады. Милиция могла разогнать их в два счёта, но она действовала вяло.



Вооружённые силы в эти дни бездействовали, как и остальной народ, который никто не призвал к восстанию против Ельцина и на защиту Верховного Совета и Съезда народных депутатов. В Москву были стянуты от 20 до 25 областных подразделений ОМОНа и силы ОМОНа блокировали военные части, находящиеся на территории Москвы и в окрестностях. Для военных это были совершенно не представляющие трудностей заграждения, но при этом эти ОМОНовские заграждения перед военными частями были тем предлогом, что армия якобы заблокирована и ничего не может сделать.
Министром обороны в то время был Павел Грачёв.

Позже следствие покажет, что из оружия, изъятого из здания Верховного Совета, не был убит ни один человек. Были реализованы успешные провокации, как у Останкино, так и у здания Верховного Совета, с применением снайперов по классике американских госпереворотов при информационной поддержке СМИ.

Вице-президента Александра Руцкого, Председателя Верховного Совета Руслана Хасбулатова и многих других депутатов Верховного Совета отправили в Лефортово, где им было предъявлено обвинение в организации массовых беспорядков.

12 декабря 1993. Выборы в учреждённую Государственную Думу:
Гайдаровский блок (ставка Ельцина) — набрал 15%
коммунисты — 13%
победили ЛДПР — 23%
Таким образом выборы получились, по сути, протестные, то есть народ не считает эту власть легитимной.

Выборы депутатов были совмещены с голосованием за новую Конституцию РФ, которую разрабатывали американские специалисты из организации US AID. Официально основными разработчиками новой Конституции представляют Сергея Шахрая, Анатолия Собчака и Сергея Алексеева.


Во многих регионах население проголосовало против новой Конституции, общий же итог составил 58,43% за принятие новой Конституции, которая содержала ряд изменений, среди которых можно перечислить следующие:

— земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной собственности, ст. 9 п. 2;

— запрет на государственную идеологию, ст. 13 п. 2. То есть государство больше не может требовать от своих чиновников разного уровня соблюдения определённой государственной идеологии и все чиновники, министерства и ведомства должны впредь руководствоваться в своих действиях международными правилами и нормами;

— общепризнанные международные правила и нормы отныне являются составной частью правовой системы России, ст. 15 п. 4. То есть иностранные консультанты и международные учреждения могут диктовать нам, как управлять своим государством;

— Центральный Банк РФ осуществляет свои функции на территории России независимо от органов власти РФ, ст. 75 п.2;

— статьи 9, 13 и 15 находятся в первой главе Конституции, изменения в которую может внести только Конституционное собрание, ст. 135. Федеральный закон о Конституционном собрании не принят до сих пор. Таким образом, перечисленные выше колониальные статьи Конституции России невозможно изменить исходя лишь только из инициатив Президента, Правительства, депутатов Гос.Думы или членов Совета Федерации, для этого нужно решение народа через Референдум.

Кроме того, по сравнению с предыдущей Конституцией РСФСР 1978 года, была ликвидирована система Советов, включая Съезд народных депутатов, а также должность вице-президента.

23 февраля 1994 — амнистия всем участникам событий вооружённого госпереворота октября 1993. Генеральным прокурором на тот момент был Алексей Казанник, который запомнился тем, что в своё время уступил своё место в Верховном Совете Ельцину. Ельцин сначала требовал приговорить задержанных в Лефортово депутатов Верховного Совета к высшей мере наказания — расстрелу. Казанник же предпочёл вести расследование честно и дело шло к осуждению военных за исполнение преступных приказов, но в этом случае был неизбежен вопрос — кто отдавал преступные приказы? В случае постановки такого вопроса выбор у Ельцина был бы весьма простой — либо за решётку, либо ещё один, возможно ещё более кровавый госпереворот, уже против правоохранительных органов.
Поэтому через Государственную Думу удалось провести амнистию. Алексей Казанник вскоре потерял свою должность. Хасбулатов, Руцкой и другие задержанные вышли на свободу.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА
АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ РУЦКОЙ


Итоги 1993 года:
1) Практически полное ядерное разоружение перед Западом
2) Реальный сектор экономики — заводы, предприятия — разгромлены, обанкрочены либо за бесценок куплены финансовыми структурами, подконтрольными Западу
3) Государство загнано в международные долги перед МВФ и перед другими странами, кроме того на РФ свешены все международные долги СССР
4) Внешнее управление через МВФ, который выдвигает также и политические требования, которые оформляются в виде рекомендаций в так называемых ежегодных отчётах по той или иной стране
5) Россия лишена экономического суверенитета, не имеет больше подконтрольного себе эмитирующего органа (вроде Госбанка СССР), финансовая система управляется Центральным Банком, подконтрольным МВФ
6) России навязана колониальная Конституция, в которой зафиксированы положения её колониального статуса побеждённой страны
7) Российские элиты попали под внешнее управление: семья Ельциных — из-за обязательств перед США за финансирование, консультирование и помощь в карьерном росте Ельцина, а также в осуществлении государственных переворотов и получении власти. Некоторые ключевые органы власти, министерства и ведомства при Ельцине были напрямую управляемы кадровыми сотрудниками ЦРУ, которые позже заменились иностранными консалтинговыми агентствами, но суть от этого не поменялась. Весь крупный бизнес в России, который уцелел, не имеет российской юрисдикции, он весь офшорный. У крупных бизнесменов и чиновников за рубежом находятся: семьи, капиталы, недвижимость, их интересы — там, а не здесь, к территории России многие из них относятся, как к своей работе вахтовым методом.
8) Российская Федерация больше не является самостоятельным суверенным государством, каким был СССР, а является внешнеуправляемой колонией в виду перечисленных выше семи пунктов.

Источники:
1. Андрей Фурсов — 1993-й: год кровавого перелома
2. Свидетельства Александра Владимировича Руцкого, вице-президента РФ с 1991 по 1993, о разрушении СССР и Беловежских соглашениях: Интервью на Царьград ТВ
3. Запись эфира:
Путч 1993 года: что это было? Вечер с Владимиром Соловьевым от 02.10.18

Содержание конституционного кризиса России 1992-1993 годов

Конституционный кризис России 1992-1993 годов выражался в противостоянии двух политических лагерей: Президента России Б. Н. Ельцина с его сторонниками и находящейся под контролем исполнительной ветвью власти, и с другой стороны — руководства и большей части депутатского Верховного Совета и Съезда народных депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, вице-президентом России А. В. Руцкой и некоторыми другими представителями исполнительной власти.

Предпосылки противостояния

Предпосылки противостояния заключались в различных представлениях сторон о реформировании конституционного устройства, новой Конституции, а также о направлениях социально-экономического развития России.

Сторона Президента России настаивала на скорейшем принятии новой Конституции, усилении президентской власти и проведении либеральных экономических реформ.

Таким образом, причиной противостояния двух точек зрения была конституционная двусмысленность, при которой Ельцин настаивал на ограничении ею своих прав, а сторонники Верховного Совета опирались на действовавшую Конституцию.

Отставка Правительства Гайдара и выступление Ельцина

1 декабря 1992 года в Москве проходил VI Съезд народных депутатов, на котором руководство Верховного Совета критиковало Е. Т. Гайдара, которого отказались утверждать на пост Председателя Правительства.

В ответ на это, Ельцин резко высказался о работе Съезда народных депутатов и даже попытался сорвать его работу.

Проведенные переговоры Президента Б. Н. Ельцина и Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатова не принесли результатов.

Готовые работы на аналогичную тему

Попытка импичмента

В ответ на это Конституционный суд РФ, пока еще не обладая текстом официального указа Президента, усмотрел основания для его отрешения от должности в связи с неконституционностью его действий.

26 марта на чрезвычайном Съезде народных депутатов была произведена попытка объявления импичмента Президенту Ельцину, однако она провалилась в связи с появлением настоящего текста указа, который не содержал грубых нарушений Конституции.

Апрельский референдум

Тем не менее, после несостоявшегося импичмента, Съезд народных депутатов назначил всероссийский референдум, состоящий из 4 вопросов о доверии к Президенту.

В нем приняло участие свыше 64 % избирателей, и, несмотря на фактическую неоднозначность результатов по двум последним вопросам, победа Ельцина в этой политической борьбе была очевидна.

Конституционное совещание

Когда в конце апреля 1993 года в официальной печати был опубликован проект Конституции, предложенный президентом, что опять вылилось в демонстрацию его противников и столкновение с ОМОНом.

Через три недели после этого, 20 мая Ельцин созвал Конституционное совещание в Москве, которое начало свою работу 5 июня.

1 сентября того же года Президентом был подписан указ об отстранении от исполнения обязанностей в последнее время жестко критиковавшего его вице-президента А.В. Руцкого в связи с обвинениями его в коррупции, которые не подтвердились.

Однако на тот момент в Конституции не существовали нормы об отстранении вице-президента Президентом, и 3 сентября Верховный Совет направил соответствующее ходатайство в Конституционный суд, так как, издавая свой указ, Ельцин взял на себя полномочия органов судебной системы.

Разгон Верховного Совета

21 сентября 1993 года Ельцин подписал еще один указ, о роспуске Верховного Совета Российской Федерации и Съезда народных депутатов с введением временной системы органов власти, и назначением выборов в Государственную Думу на 11—12 декабря.

Однако в то же время, Конституционный суд вынес свое заключение по поданному ранее ходатайству Верховного Совета по вопросу отстранения вице-президента от должности, признав действия Президента противоречащими Конституции.

Верховный Совет настаивает на прекращении полномочий Президента и их передаче вице-президенту А. В. Руцкому. Чрезвычайно созванный Х Съезд народных депутатов утверждает решение Верховного Совета, и квалифицирует действия Ельцина как попытку госпереворота.

Конституционная реформа

Еще через два дня прекращаются полномочия Советов всех уровней, а Президент отказывается от самостоятельного формирования Совета Федераций, назначая его выборы.

12 декабря большинством граждан принимается новая Конституция России. В этот же день проходят выборы в Государственную Думу и Совет Федерации первого созыва, начавшие свою работу после новогодних праздников в 1994 году.

Что касается членов Верховного Совета, то, несмотря на их непризнание себя виновными, 23 февраля Госдума их амнистировала, а следствие в отношении них было прекращено.

Читайте также: