Крито микенская религия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как ни странно, больше нам известно о царице. В отношении политического, социального строя на Крите вообще долгое время господствовало убеждение, что это общество несуществующего, с моей точки зрения, исторического периода матриархата. Вообще-то не было такого периода, хотя об этом любят упоминать периодически. Патриархат был, матриархата не было. Просто был период, когда счёт родства вёлся по женской линии, поскольку папу определить было очень сложно. А ни о какой власти женщин или ещё о чем-то речи не было. Просто есть патрилинейная система родственных связей и матрилинейная. У некоторых народов она сохраняется до сих пор.

Так вот, судя по всему (это по изображениям чётко подтверждается), действительно положение женщины на Крите очень резко отличалось в положительную сторону. По крайней мере, ни в каком приниженном положении женщины там не находились. Поэтому царица, судя по всему, имела очень важное, своё собственное положение в критском обществе, место верховной жрицы. По поводу царя спорят, по поводу царицы это бесспорно. Её главная функция заключалась, прежде всего, в выполнении очень важных религиозных обязанностей.

Сразу же поговорим об особенностях критской религии. Это важно для понимания менталитета того общества. Здесь есть некоторые особенности. Во-первых, на Крите той эпохи не найдено ни одного сооружения, которое можно было бы трактовать как храм. Объектом религиозного поклонения, судя по всему, были природные объекты, то есть пещеры, источники и т.д. Вот там (и даже в более позднее время) обычно находят скопления приношений верующих, даров для богов. Это раз.

Во-вторых, судя по всему, сам дворец был главным храмом. Там не найдены те помещения, которые являются особо сакральными. Судя по всему, сам дворец, как то место, где проживают главные представители культа (царь-жрец, царица-жрица), именно сам дворец мыслился как огромный храм. И во многом, вероятно, те действия, которые там происходили, они и мыслились как некоторые священнодействия.

Так вот главным божеством, как и в большинстве достаточно ранних религий, являлись божества, олицетворяющие мужское и женское начало. Женское начало представлено достаточно многочисленными либо изображениями, либо чаще всего находят статуэтки, это фаянсовые статуэтки, статуэтки из слоновой кости. Изображения либо самой этой великой богини-матери, либо её жриц. Как правило, это изображение держит в протянутых руках извивающихся змей, либо иногда кошки там тоже изображаются. Причём, как полагают опять-таки специалисты, которые этим занимаются, это божество очень сильно напоминает божества Малой Азии, которые нам известны аж с VII-го тысячелетия до н.э. Позднее это выразится, например, в культе восточных богинь: Кибелы, Иштар, Астарты и т.д. Это очень мощные синкретические божества. То есть женщина рассматривалась как единство двух начал, единство жизни и смерти, любви и войны, рождения и умирания. То есть женщина прежде всего олицетворяла землю. Земля мыслилась как женское божество: из земли всё произрастает, в землю всё уходит. От земли зависит жизнь человека. То есть это мощное такое природное божество.

Что интересно, мужского антропоморфного божества там не было найдено. Всегда бывает пара: небо – земля, какие-то другие пары всегда присутствуют, а вот мужского антропоморфного, повторяю, божества здесь не найдено. Зато здесь найдено большое количество изображений быка. Мужское начало на Крите воплощалось, как полагают, в зооморфном виде, виде быка. И опять-таки это имеет очень древние корни, поскольку ещё в одном из древнейших поселений, которое было найдено на территории Малой Азии, это в Чатал-Хююке как раз и найдено изображение быков и женщин, так вот считается, что эта пара, она исконна для вообще всего этого региона. Бык – это есть с одной стороны мощное начало, производительное начало, это начало, олицетворяющее мощь, но в то же время некую необузданность. Женское начало олицетворяет человеческое начало. И вот при соединении этих мощных начал по сути дела и возникают особенности этой самой религии. Недаром именно с Критом связаны всевозможные сказания в греческой мифологии о быках.

Напомню ещё раз: Зевс в виде быка приводит Европу на Крит. Позднее Посейдон пошлёт на Крит знаменитого Критского быка, с которым позднее будет сражаться Геракл (один из подвигов Геракла) и которого прибьёт окончательно уже Тесей, поскольку Геракл по приказу Еврисфея отпустит Критского быка, и тот начнёт безобразничать уже на территории Аттики. Ну и вот там уже его принесут в жертву. Именно от Критского быка жена царя Миноса породит Минотавра, существо с телом человека и с головой быка, который будет по сказаниям жить в этом самом лабиринте, которому зачем-то будут привозить юношей и девушек (предполагается, что он съедает). Но интересно, представляете себе быка, который ест плоть? Вообще-то, он травоядный, насколько я себе представляю. Поэтому уже в античности говорили, что ничего страшного с ними не было, их просто делали жрецами этого самого культа. Так вот его позднее убьёт афинский герой Тесей. Так что, так или иначе, изображение быка, изображение рогов быка очень часто встречается на Крите.

Кроме того, знаменитые изображения тавромахии, только это не коррида, а игры, игры с быком, где юноши и девушки, как считается, делают какие-то акробатические пируэты на рогах и на спине этого быка. И скорее всего, это была ежегодная мистерия, которая разыгрывалась именно на этой самой площадке, которая должна была обеспечивать процветание государства.

  1. Ю.В. Андреев. В ожидании "греческого чуда". СПб.: Нестор-История, 2010.

1. Минойцы и микенцы: проблема соотношения традиций

Сегодня, дорогие друзья, мы будем говорить о религии Микенской Греции, то есть той Греции, которая сложилась после ахейского завоевания, происшедшего в 16 веке до Р.Х. Вы помните, что на Крите III-II тысячелетия были эпохой дворцов, и ахейское завоевание Греции приходится на поздне- или, как его еще называют, последворцовый период. Микенская Греция – ее так называют для различения с древним Критом, с минойской цивилизацией, – это уже другой народ.

Мы не знаем, был ли этнос, который жил на Крите и на Эгейских островах до пришествия ахейцев, индоевропейским. Очень возможно, что был или отчасти был, а отчасти это были какие-то семитические или даже древние иберийские языки. Или же это были древние доахейские индоевропейские народы типа хеттов, лувийцев. В этом вопросе у нас нет ясности. Но когда речь идет о микенском периоде, то здесь уже полная ясность, потому что, как я уже рассказывал, язык микенских надписей расшифрован Вентрисом и Чадвиком в 1950-е годы, и мы видим, что это обычный греческий язык. Да, конечно, архаичный, да, отличающийся, но это обычный греческий язык, из которого впоследствии произошел язык Гомера, Гесиода, язык великих трагиков.

И в связи с этим для нас большая проблема: религия Крита и Микен – это одна и та же религия или же это две различные религиозные формы? То, что народы различны – это мы знаем наверняка, но мы также видим, что религиозные формы сходны. Точнее, они и сходны, и отличны, они и близкие, и непохожие.

И здесь мы можем вспомнить более-менее близкие и по времени, и по типу примеры. Я имею в виду завоевание индоевропейцами Индии, Пенджаба. Около 1600-1500 гг. до Р.Х. индоевропейские народы, ведические арии, завоевали и разрушили цивилизацию Мохенджо-Даро и Хараппы, цивилизацию, безусловно, неиндоевропейскую, а что получилось в итоге? Язык индоевропейский - так же, как и в Микенской Греции, имена богов индоевропейские – так же, как в Микенской Греции, а обычаи, обряды, традиции, богословские мнения – доиндоевропейские. И поскольку у нас есть веды, мы можем сравнивать, и мы видим, что неведические религиозные представления выплывают и становятся активными вскоре после завоевания Индии, с конца II тысячелетия до Р.Х. И я думаю, что сходная ситуация была и в Греции. То есть когда мы обращаемся к религии Микен, мы должны помнить, что под именами и языком находится другой религиозный субстрат, другое мировидение, не то, с которым ахейцы пришли в XVI веке на Балканы. Но это знаем мы. Этого не знал Гомер.

Гомер же был для античного мира, для мира I тысячелетия, эталонным писателем. Я даже не вижу новых европейских аналогов. Ни Пушкин для России, ни Байрон, Чосер и Шекспир для Англии, не могут сравниться с Гомером. Сравниться с Гомером могут лишь ренессансные художники, скульпторы, писатели - Микеланджело, Данте, Рафаэль, Петрарка - но только отчасти. Почему так? Потому что Гомер предпринял титаническую попытку возродить погибшую культуру его собственного народа, то есть культуру тех ахейцев, которые пришли в Грецию в XVI веке и создали микенскую цивилизацию, а потом были завоеваны дикими дорийскими племенами и, в общем-то, или растворились среди них, или одичали, или эмигрировали - очень много эмигрировало. И цивилизация Греции около 1100 года до Р.Х. невероятно деградировала примерно на 200-250 лет, на четверть тысячелетия. Понятно, что желание любого культурного человека, желание любого сознающего себя народа – это быть на высоте культуры. И поэтому идеи возрождения, ренессанса были очень характерны для IX-VIII веков до Р.Х . Это была попытка возродить былое, героизировать его, описать его в каких-то прекрасных, эталонных формах. Так появились Илиада и Одиссея.


Зевс и Гера, восседающие на престоле.
Аттическая краснофигурная амфора (ок. 500 до Р.Х.)
Мюнхен. Государственное античное собрание. Inv. 2304

Почему это для нас важно? Потому что он описывает религиозный мир ахейцев. И этот религиозный мир ахейцев наполнен множеством богов, и эти боги находятся друг с другом в конфликтных отношениях. По сути, ведь сам сюжет и Илиады, и Одиссеи – это борьба групп богов друг с другом. На одной стороне, скажем, Зевс, на другой - его жена, Гера. На одной стороне Афина, на другой - Арес. Одиссея преследует Посейдон, но ему помогают Гермес и Зевс. Но что это за ситуация? Это ситуация 9-го века или 13-го? С большой долей вероятности можно предположить, что так же, как и с бронзовым оружием, элемент древнего микенского миросозерцания в произведениях Гомера присутствует.

2. Микенский пантеон

Когда удалось прочесть имена богов Микен, то оказалось, что это, в основном, те же самые боги. Надо сказать, что этими текстами были, конечно, не гомеровские поэмы. Эти тексты вообще нельзя назвать религиозной литературой. То, что находится в наших руках, это таблички жертвенных даров. То есть во дворце (в первую очередь, это сохранившийся хорошо архив Пилоса) собирали жертвенные дары и из дворца их посылали в храм, а, поскольку это было развитое государство, то, естественно, были и бюрократы, чиновники, которые писали, что вот такому-то божеству послано то-то и то-то. Поэтому мы и знаем эти имена. Кстати говоря, все они идут в дательном падеже, что и понятно: дали кому? Тому или иному богу.

Религия минойского Крита

Время возникновения догреческой Минойской цивилизации острова Крит — 2700—1400 гг. до н. э. — конец эпохи ранней бронзы.

За всеми этими образами угадываются черты древнего божества плодородия — Великой Матери всех людей, животных и растений, почитание которой было широко распространено во всех странах Средиземноморья начиная с эпохи неолита.

Религия минойского Крита

В микенском языке: Ма-те = ma-te : māter — ‘мать’. Мате-де = ma-te-de; Ма-те-ре = ma-te-re — матери. Матере теийя = matere teija = Ματήρ Θεία = ‘мать богов’; (греч. Матир — μάτηρ, μήτηρ- ‘мать’).

Религия минойского Крита

Религия минойского Крита

Изящная подвеска из слоновой кости из Угарита с изображением богини плодородия, кормящей двух коз травой и пшеничными колосьями.

Великая Богиня Рея часто изображалась в окружении различных животных, в её поднятых руках извивались змеи, символы подземного царства, иногда она держала за горло львов, лебедей, иногда она кормит коз и в руках её сноп пшеницы или ржи, три маковые головки.

Минойская Богиня мака. В произведениях Диоскорида рассказывается о сборе макового сока и применении раствора опия-сырца в религиозных церемониях.

У Великой Матери много имён, на Крите она именовалась Апи, как и у царских скифов-сколотов, живших вСеверном Причерноморье, и оставивших свой след в Ямной археологической культуре (3600—2300 до н. э.).

Религия минойского Крита

Для греков образ матери-змеиной богини был чужим и непонятным, поэтому не добрым стал её облик, а устрашающим и демонизированным. Имя греческой богини Афины рождено в также в догреческой Минойской цевилизации острова Крит.

Религия минойского Крита

Коза в минойском Крите была священным животным и антропоморфным воплощением Великой Богини-Матери — кормилицы. Изображение двух отдыхающих на вершине храма коз на ритоне из Като Закро 2-я половина XVI в. до н.э.

Религия минойского Крита

На фреске саркофага найденного на острове Крит изображены две козы спокойно лежащие под алтарём во время похоронного ритуала.

Религия минойского Крита

Невозможно предположить, чтобы к алтарю или храму было допущено какое-либо другое животное кроме священного, которое рассматривается как воплощение самого божества или Матери-кормилицы. На другой фреске изображён храм на горе, вершину которого венчают две лежащие козы.

Религия минойского Крита

Религия минойского Крита

В древнегреческой мифологии Зевс — бог неба, грома и молний, ведающий всем миром, часто наделяется особыми эпитетами — Отец, Спаситель, Сын, Хранитель, Родоначальник, Заступник, выступая в трёх ипостасях триединого божества.

Минойские воины на Крите носили шлемы, сделанные из рога козы или быка, они украшали щлемы одним или двумя рогами, как священными оберегами.

Религия минойского Крита

В санскрит-русском словаре: рат — raT — топор; ратати — raTati — рубить топором (родственное слово в рус. яз. ратник)
паразу — parazu — топор, топор дровосека; (родственное слово в рус. яз. поражу, поразить…)
паразу-дара — parazudhara — обладатель топора
паразу-аста -parazuhastA — с Топором в руках, женское оружие.
паразу-мат — parazumat — имея топор (в RV — Риг-Веда). (родственные слова в рус. яз.: поразить, поражать, и иметь, мать) Словарь Санскрито-английский

Религия минойского Крита

Религия минойского Крита

Наряду с бессмертной Великой богиней-матерью Апи-Рейя в минойской религиозной картине мира был Бог,который рождался, умирал и снова воскресал. Таким божеством на Крите был божественный Солнце-бык, его рождение и умирание ассоциируется с природными циклами, бычьи рога – его главный атрибут и объект поклонения. Рождённый на Крите Зевс (Siva), первоначально был олицетворением белого Солнце-быка.

Религия минойского Крита

На Крите возникла легенда о Критском быке, жившем в лабиринте дворца царя Миноса – это Минотавр(др.греч. Μῑνώταυρος (Минос –Μίνως; Тав+рос – ταύ -бык, ρος – светлый, белый), латин: Минотаврус — Minotaurus, на этрусском: Тавро-минес — Θevrumineś).

Согласно мифу, Минотавр появился на свет от противоестественной связи царицы Пасифайи, жены Миноса, с быком Посейдона, подаренного Миносу богом океана и владыкой моря (по одному из вариантов мифа Посейдон сам превратился в быка). На Крите именно Посейдонсчитался виновником частых землетрясений, ударами своего трезубца он приводил в движение море и сушу.

Религия минойского Крита

Жители Минойской цивилизации Крита совершали различные ритуалы с богом-быком, чтобы умиротворить грозное божество моря и успокоить разгневанную стихию, Пасейдону приносили обильные жертвы, в том числе, и человеческие. Подтверждением этого варварского обряда сохранился в древнегреческом мифе о Минотавре, живущем в лабиринтах дворца царя Миноса. Символы божественного быка — условное изображение священных бычьих рогов — встречаются почти в каждом минойском святилище. Минотавра, как сына бога Паседона, убил уже герой древнегреческих мифов Тесей, сын афинского царя Эгея.

Религия минойского Крита

Фреска на саркофаге из Агиа Триады обряд жертвоприношения быка, лежащего связанным на алтаре. Под алтарём — две козы.

Женское начало выступает как символ вечности природы, а молодой бог, рождающийся, умирающий и воскресающий является символом нового пробуждения природы весной, расцвета и оплодотворения летом, созревания – осенью, умирания – зимой. Природный цикл лежит в основе всех религиозных мифов,рассказанных по-разному различными народами, неизменным в мифах остаётся одно – жизнь побеждает, пройдя все этапы природного цикла от рождения, жизни, смерти, до нового рождения.

Религия минойского Крита

На фреске изображён дворец в Кноссе, украшеный бычьими рогами. Белолицые женщины-жрицы, совершают ритуал, красным изображены мужчины, толпящиеся за пределами дворца.

Бычьими рогами, как оберегами и солярными символами, украшены стены дворцов Крита, фрески саркофагов и керамических сосудов. Украшения в виде бычьих рогов напоминают двустороннее остриё ритуального топора – лабриса.

Религия минойского Крита

Жрицами Богини-Матери в Минойской культуре были только женщины-жрицы, они совершали все священные ритуалы и жертвоприношения на празднествах — такого обычая не было не в Египте, не в Месопотамии, ни у иудеев.

Религия минойского Крита

Золотой перстень-печать 1500 г. до н.э. с изображением Богини-Матери и царственных львов

Сраните религиозный обряд поклонения Великой богине Матери Минойского Крита, изображённый на золотом перстне и на печати из Махенджо-Даро (северная Индия)

Религия минойского Крита

Печать из Махенджо-Даро — 2600 года до н. э. Изображена Богиня-Мать в рогатом головном уборе, стоящая в дереве Вечной Жизни, перед нею жрец и младенец Рудра (Красное Солнце), справа Коза-кормилица, внизу 7 Плеяд из созвездия Тельца (Быка) — 7 звёзд Большой Медведицы в хороводе танца.

Религия минойского Крита

В качестве жертвоприношений на алтарь приносили собак-далматинцев, они нарисованы на фреске саркофага.

Религия минойского Крита

В изящных ритуальных сосудах, сделанных в виде керамических корзин, и украшенных ритуальными двусторонними топорами лабрисами приносили на алтарь зерно пшеницы и ржи, вино несли в ритуальных ритонах.

Религия минойского Крита

Религиозные обряды в минойском обществе острова Крит совершали в радостной и праздничной атмосфере.

Религия минойского Крита

Жители Крита устраивали пышные церемонии, шествия под музыку, с громкоголосым пением и танцами,отгоняя страх смерти, несли дары своей богине Матери, чтобы умилостивить силы природы, бога Посейдона.

Религия минойского Крита

Религия минойского Крита

Многие религиозные обряды впоследствии перешли к жителям материковой части Эллады, конечно, с изменениями и дополнениями в соответствии с новым мифотворчеством.

Весёлые празднества и спортивные состязания в прыжках через быка гимнастов, искусных атлетов — мужчин и женщин, были составным элементом религиозного культа в минойской культуре.

Вероятно, для предотвращения или прекращения землетрясения на Крите — служили смертельные обрядовые игры с быком.

Религия минойского Крита

Религия минойского Крита

Религия минойского Крита

Такого равноправия и партнёрства между женщинами и мужчинами, как в минойской культуре Крита, не было ни в культуре Месопотамии, ни в культуре Египта, ни в Древнегреческой культуре.

Религия минойского Крита

Лабрис (Секира) — женское ритуальное оружие Минойского Крита.

Религия минойского Крита

Многие помещения Кносского дворца царя Миноса на Крите бяли явно не предназначены ни для хозяйственных нужд, ни для жилья, а использовались как святилища для религиозных обрядов и церемоний. Среди них крипты — тайники, в которых устраивались жертвоприношения подземным богам, бассейны для ритуальных омовений,небольшие домашние капеллы и т. п. Сама архитектура Кносского царского дворца, живопись, украшающая его стены, другие произведения искусства были насквозь пронизаны сложной религиозной символикой.

Религия минойского Крита

Сакральный (священный) узел из фаянса на алтаре был религиозным символом связи жителей минойского Крита со своей Великой богиней-Матерью.

Женщины-жрицы минойского Крита были предсказательницами. Обряд предсказания запечатлён в глиняной скульптурной композиции.

Религия минойского Крита

Жрица-предсказательница стоит в маленьком склепе, подобном пещере, за закрытой дверью. Вопрошающие жрицу двое людей находятся на крыше, и задают вопросы и слушают ответы жрицы через отверстие в крыше.

Религия минойского Крита

Религия минойского Крита

Религия минойского Крита

Стены тронного зала расписаны красочными фресками, изображающими грифонов, стерегущих сокровища— фантастических чудовищ с птичьей головой на львином туловище. Грифоны возлежат в царственных позах по обе стороны от трона, оберегая владыку Крита от всяких бед и невзгод.


В книге раскрывается связь крито-микенской культуры с индоевропейской культурой и религией. Раскрыта тайна аканта, меандра и пальметты. Двойная спираль, один из символов эллинской цивилизации, видимая на капителях колонн храмов-символ Илиоса и Лето. Показана связь культов Аполлона и Кришны. Идентифицировано древнейшее в мире изображение Аполлона-Кришны на Крите, известное как изображение Царя-Жреца. Доказывается, что остров Скирос назывался Схерия и именно там был Остров Блаженных у минойцев.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века. Новый подход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Колесничные бойцы Древней Греции бронзового века. Кастовый строй у древних индоевропейцев. Пирры и мирмидоняне — колесничные воины, выбравшие короткую жизнь за бессмертную славу

(Эратосфен — 1180г. до н.э., Майкл Вуд 1280-е г.г. до н.э., Карл Блеген — середина 13 в. до н.э.).

Боевые колесницы, и умение на них сражаться, были принесены индоевропейцами в Грецию в начале 16 в. до н. э. По мнению Вильяма Тейлора, племена индоевропейцев пришли в Грецию из степей Евразии через Иран и Малую Азию, а не через Дунай.

Какие же культуры можно связать с микенской культурой и культурой Трои Приама? Это культура, которая получила название Абашевской культуры, перешедшей в Синташтскую и давшую начало Поздняковской и Кобанской Культурам. Это видно со всей очевидностью и по материалам множества знаковых находок, определяющих культурное, и очевидно, и религиозное родство.


рис.25 Дольчатые кольца, Аркаим


рис.26 Подвеска с двумя спиралями, Микены


рис.27 Дольчатое кольцо из Трои

ГМИИ им. Пушкина.


рис.28Деревянный ковш, Урал,18в. до н.э.


рис.29 Хрустальный кубок из Микен, 16 в. до н. э. ГИМ, г. Москва

Это подвески с двойной спиралью, дольчатые височные кольца, сосуды с меандром, соcуды в виде гуся-лебедя. И, самое главное, сходство устройства степной евразийской синташтского типа колесницы и ахейской, известной по изображениям. Так же роднит эти культуры сходный погребальный обряд, особенно находка подземного толоса, примерно датируемого 2200 г. до н.э.

Около 2200 г. индоевропейцы из ареала Абашевской и Полтавкинской культур начинают перемещаться на южный Урал и возводить там поселения с укреплениями, которые которые уже можно называть городами. Всего иследователями было найдено более 20 крепостей, построенных в степной части Евразии между реками Уралом на западе и Тоболом на востоке. Эта культура получила название Синташтинской по названию первой из исследованных археологами крепостей.

Синташта, открытая и раскопанная в 1972—1987 гг., была построена в виде круглой крепости окружностью 140 м, за укрепленной стеной внутри которой находилось более 50 домов, и во всех удалось найти следы обработки металла. Получается, что Синташта была построена как укреплённое поселение, возведенное для безопасной обработки металла. За контуром поселения были найдены пять погребальных комплексов, которые сопровождались жертвоприношениями целых коней (до восьми в одной могиле), топорами и кинжалами из меди и бронзы и каменными булавами. Исключительный случай находки на некрополе Синташты захоронения без могильной ямы, т.е. на поверхности Земли и с сооружением над покойником глиняного купола-толоса. Присутствовали захоронеия трех типов-кремация (редко), ингумация, и захоронение в толосах (пока найдено одно). Можно утверждать, что у индоевропейцев в это время уже присутствовал в зачаточном виде кастовый строй, с разделением обязанностей и почестей внутри народа. Это очевидно, колесничные бойцы, которые непрерывно сражались, жрецы и простые общинники. Вождь, обычно был и жрецом. (аналог в Древней Греции имелся-в Афинах архонт-басилевс выполнял жреческие функции). Толос, очевидно, и был местом захоронения царя-жреца.


Рис.30 колесница Синташта


Рис.31 Реконструкция толоса Синташты


Рис.32 Образцы материальной культуры Синташты

Со своей уральско-тобольской прародины колесницы распространились не только на юг, но и на запад и восток. В 16 веке до н.э. прагреческие племена (ахейцы) приходят в Грецию. О важности значения колесниц для микенского государства, свидетельствуют стелы, возводенные над захоронениями воинов, очевидно, колесничных бойцов. Хотя многие исследователи настаивают, что катакомбные захоронения в Микенах кругов А и Б это царские могилы, с этим можно не согласится, по крайней мере не полностью. Присутствие в Синташте толоса говорит о традиции их возведения, относя дату постройки к 2200 гг. до н.э., и получается, что микенские толосы могут быть много старше. Позднейшая греческая традиция захоронения в толосах говорит о царской прерогативе на этот тип могилы (Пантикапей, подземный толос в Македонии). Из шести стел, захоронений 16 в. до н.э. на которых можно разобрать и исследовать изображённое, пять рельефов с участием колесничных бойцов. И если экстраполировать общественное устройство Синташты на ахейское общество, то могилы могильных кругов А и В в Микенах принадлежат не царям, а именно избранным воинам, и этим объясняется групповой характер захоронений в одной могиле, очевидно, погибшим одновременно. А царей, или вернее, царей-жрецов хоронили именно в толосах, или в горных гробницах, как на Крите.


Рис.33 Колесница из Тиринфа.


Рис.34 Колесница на стеле из Микен 16 в. до н. э.

Колесницы многократно в представлены на других произведениях микенского искусства (фрески, изображения на перстнях)

Боевой колесницей в Греции обладали наиболее знатные представители, каста колесничных бойцов. Они сражались с колесниц как луком, так и с помощью копья, для чего требовалось непосредственное соприкосновение с противником. Основная же масса войск состояла из пехоты, поддерживающей и помогающей в бою колесничим. Бой в этот период носил индивидуальный характер, и походил на позднейшие схватки рыцарей в эпоху Средневековья.

Ахейские царства сложились путем завоевания и покорения местного населения, и это, несомненно наложило отпечаток на общественное устройство этих систем. И в Микенской Греции, как и Индии, сложился кастовый строй-воины, жрецы, простонародье. Так же получилось в Спарте, гораздо позднее, где спартиаты представляли собой касту воинов. Ведь в более позднее время в Элладе свободные граждане налогов не платили, а в пилосских табличках есть свидетельство налогообложения населения. Подобный государственный механизм мог содержать армию, выдавая ей вооружение, продовольствие, предоставляя земельные угодья и всем этим держа войска под непрестанным контролем, а покоренный народ-в подчинении

В данный период (XV — XIII вв.) колесничие, как и на Востоке, являлись привилегированной социальной прослойкой. Колесничие получали из царских арсеналов самые дорогостоящие элементы своего вооружения — панцири, из конюшен им выдали коней, а из хранилищ — колесницы. Персональное оружие бойцы на колесницах, вероятно, имели свое.

«Нет, — чтоб никто, на искусство езды и на силу надежный,

Прежде других не пылал впереди с сопостатами биться или назад обращаться: себя вы ослабите сами.

Кто ж в колеснице своей на другую придет колесницу, пику вперед уставь: наилучший для конников способ.

Сам Гомер считал что спешивались перед боем, или вели бой метательным оружием-дротиками и пускали стрелы из луков. Понятно, что истинную картину боя никто уже не видел, или, что скорее, не верил в древние рассказы.

«Быстро герои с колесницы с оружием прянул на землю; острые копья колебля, кругом обходил ополченья,

Дух распаляя на бой; и восставил он страшную сечу. в бой обратились трояне и стали в лицо аргивянам;

И все-таки бой велся колесничными бойцами ударными длинными копьями, на манер средневековых рыцарей. Строй колесниц был с большими интервалами, линейный, глубиной в одну повозку для возможного маневра. Цель атаки была сбить с вражеской колесницы бойца, причем копье должно было ломаться, иначе импульс бы выбросил атакующего из колесницы.

В случае атаки колесничными бойцами вражеской пехоты, маневр становился более сложным. Колесница должна была атаковать пехоту не в лоб, в фронт, а под острым углом-то есть возница правил вдоль вражеского строя, а воин тяжелым копьем разил пехотинцев. Если колесничный боец использовал таранный удар, то копье ломалось, и воин использовал запасное.

Кони, в отличие от боевых слонов, не могут продавливать пехоту. Поэтому и колесницы не могут и не могли прорвать пехотный строй, они лишь наносили пехотинцам огромный ущерб, оставаясь неуязвимыми. Так же потом действовали клибанарии в более позднее время против пехоты-подъезжали к строю, наносили ужасный удар копьем, и отъезжали прочь, оставаясь неуязвимыми. Причем копье всадника обязательно ломалось, иначе он мог вылететь из седла.

Атакуя пехоту колесницы на во время битвы делали маневр в виде восьмерки-раз за разом заезжая в атаку на пехоту и совершая маневр уклонения. Спасали пехоту от гибели собственные колесницы, заезжая врагу во фланг, и не давая маневрировать. Обязанности пехоты в сводилась в поддержке боевых колесниц, прикрывая тяжеловооруженных, спасая раненых, обеспечивать оружием колесничих.

По поводу истинного имени Ахилла-Пирр (и Неоптолема тоже, да и всей династии царей Эпира). Перевод дословный — огонь. Вот логический ряд-Пирр-колесничный боец, Таурин-персидский тяжелый конный воин (якобы от слово печь, но более предпочтительное понятие по смыслу как пылкий. жаркий),

Не смерть как служение, а смерть в обмен на почести. Вспомним о этом у Гомера:

«Когда ты меня породила на свет кратковечным, Славы не должен ли был присудить мне высокогремящий Зевс Эгиох?

Но меня никакой не сподобил он чести… Гордый могуществом царь, Агамемнон, меня обесчестил:

Все ахейские герои, и Геракл, и Ахиллес, и Аякс, были колесничными бойцами. Процесс подготовки начинался с детства, об этом остались рассказы о детстве Ахиллеса и Геракла. Ахиллес был отдан в обучение Хирону. Его обучали даже медицине.

На юге европейской части России и в степях Западной Сибири встречается Хвойник двухколосковый (Ephedra distachya).Вот из него и получали этот стимулятор. Это средство давало бойцу очень быструю реакцию, неутомимость, силу. Но у этого средства есть побочные действия, галлюцинации, расстройства сознания.

Во время таких приступов, Геракл убил своих детей и сжег их, приняв их за демонов. Во время помрачений сознания он убил своего брата Ификла, чуть не убил героя Теламона. Вероятно, часть известий о его подвигах обусловлена его ужасающими видениями. Кстати говоря, именно после этого убийства был принужден совершить 12 своих подвигов, согласно мифам. Аякс, после погребальных игр, принял стадо овец за троянцев, и перебил их, потом от позора бросился на меч. Так что тут видна не случайность, а закономерность побочных эффектов стимулятора.

«Жребий двоякий меня ведёт к гробовому пределу:

Если останусь я здесь, перед градом троянским сражаться, —

Нет возвращения мне, но слава моя не погибнет.

Если же в дом возвращусь я, в любезную землю родную,

Слава моя погибнет, но будет мой век долголетен,

Выбор был в детстве у Ахиллеса, мало прожить, и с честью погибнуть, или прожить долго, но в безвестности. Таким образом, желание стать колесничным бойцом, быть обреченным на короткую, но полную славы и подвигов ахеец делал добровольно и осознанно. Правда, судьба элитного бойца, представителя касты воинов, была предопределена. Смерть их настигала рано и с неизбежностью. Или воин погибал на поле боя, или рано ли поздно сходил с ума. В случае с Аяксом и Геркулесом алкоголь сыграл роль спускового крючка реакции. Но плюсы, очевидно, перевешивали минусы. Бойцы сознавали краткость своего бытия и были согласны на это, тем более это было необходимо, да и к тому же награда была весьма весома.

Управляя бешено мчащейся колесницей боец должен был уметь принимать очень быстрые решения и обладать редкой силой, что бы сражаться под весом тяжелых доспехов. Когда на смену боевой колеснице пришла конница, изменилась тактика ведения боя, нужда в стимуляторах пропала.

Об истории развития легендарной крито-микенской цивилизации стало известно только в конце XIX века. На территории острова Крит были найдены грандиозные дворцовые сооружения, письменные работы, скульптуры и картины. Эти открытия позволили сделать вывод о том, что ещё до зарождения Древней Греции в мире была другая самобытная и развитая культура. Цивилизация существовала и развивалась два тысячелетия, а затем навсегда исчезла.

Крито микенская цивилизация

История открытия цивилизации

Эгейская цивилизация возникла на рубеже 3000—1000 гг. до н. э. Ещё до первых археологических находок на острове Крит о микенской культуре кратко упоминали греки в своей мифологии. В текстах писали:

  • о правлении царя Минея;
  • о таинственном лабиринте, в котором обитает чудовище;
  • о красавице Ариадне и герое Тесее.

Кносский дворец с множеством помещений, тронным залом и фресками

Только в конце XIX века немецкие и английские археологи нашли первые доказательства реального существования крито-микенской цивилизации. Был обнаружен Кносский дворец с множеством помещений, тронным залом и фресками. Кроме того, были найдены таблички с текстами, карты, памятники и другие произведения искусства.

Все находки свидетельствовали о высоком уровне развития крито-микенской культуры. Историки выяснили, что центром цивилизации являлся остров Крит. Столица находилась на пересечении торговых путей из Египта и Ближнего Востока. Это способствовало быстрому экономическому и культурному развитию района.

На Крите существовала собственная система письма. К сожалению, многие древние тексты до сих пор не расшифрованы. Художники изображали на стенах помещений быт простых людей, образы богов и царей. По внутренней планировке дворцы правителей напоминали лабиринты, описанные в греческой мифологии. Все помещения имели разное назначение, размеры и множество выходов.

В крито-микенский период наблюдалась теократия, то есть светская и духовная власть была сосредоточена в руках одного правителя.

Этапы развития

В истории развития критской цивилизации выделяют два основных периода: микенский и минойский. На протяжении всей эгейской эпохи несколько раз наблюдался как расцвет, так и упадок культуры.

Минойский период

Этот этап развития цивилизации назван в честь мифологического царя Минея, героя древнегреческих легенд. Основные культурные центры государства располагались возле дворцов. Критское население активно занималось мореплаванием, торговлей и развитием сельского хозяйства. Постоянный приток богатств, выгодное географическое положение и плодородные земли являлись важнейшими факторами развития государства.

XVII век до н. э. относится к расцвету минойской цивилизации. В крупных городах строились роскошные дворцы. Минойская архитектура имела несколько особенностей:

Минойская цивилизация

  1. Наличие световых колодцев.
  2. Использование в декоре оригинальных колонн, расширяющихся кверху.
  3. Наличие многочисленных лестниц и пандусов.
  4. Стены украшались пёстрыми фресками с изображениями растений и морских животных.

Примечательно, что в минойский период не изображали боевые сцены. Археологами не было найдено ни одной крепости или другого укреплённого сооружения. Это свидетельствует о том, что население вело мирный образ жизни. Критские народы были уверены в безопасности собственного государства. Местные правители вели весьма либеральную политику. Ещё до демократических преобразований Перикла минойские цари предпочитали делить со своим народом все приобретённые богатства.

В середине XVI века до н. э. на Крит обрушилось мощнейшее цунами, которое полностью накрыло северную часть острова. Стихийное бедствие было спровоцировано извержением вулкана Санторин.

Массовые разрушения городов привели к упадку минойской цивилизации. Слабостями государства воспользовались ахейские народы.

Вторжение ахейцев

Вторжение ахейцев

Одновременно с минойской цивилизацией на материковой части Греции появилась микенская государственность. У ахейцев не было самобытной культуры. Большинство традиций они переняли у жителей о. Крит.

Но ахейцы, в противоположность минойцам, отличались воинственностью. Их города имели вид цитаделей, окружённых плотно застроенными поселениями. Крепости возводились на возвышенностях и огораживались высокими стенами из камня. Самые крупные греческие города были заложены именно в микенский период. С приходом ахейцев построены:

Население занималось земледелием и различными ремёслами. В Микенах имелась многочисленная армия. Главное достижение ахейского войска — победа в легендарной Троянской войне.

Упадок государственности

Из-за Троянской войны экономическая и боевая мощь государства была подорвана. В XII веке на территорию материковой части Греции вторгаются племена дорийцев. Армия противника отличается многочисленностью и хорошей подготовкой. Микенцы не смогли устоять под натиском неприятеля, поэтому были полностью повержены.

Вторжение племен дорийцев

Характеристика крито-микенской цивилизации представлена в таблице.

Вопросы Минойская цивилизация Микенская цивилизация
Где располагались культурные центры? На островах Крит, Кносс и Фест На материковой части Греции, в Микенах и Тиринфе
Каковы особенности культуры? Развитие письменности и керамического ремесла. На картинах и фресках преобладают изображения растений и животных. Культура перенимается у жителей острова Крит
Каковы отличительные черты градостроения? Активное строительство дворцов. Отсутствие укреплённых сооружений и крепостей Города строились на возвышенностях. Возводились цитадели. Наличие высоких каменных стен
Почему произошла гибель цивилизации? Извержение вулкана и цунами привели к глобальным разрушениям городов. Ослабленную цивилизацию захватили ахейцы Резкие климатические изменения привели к отсутствию урожая. Троянская война подорвала экономическую и боевую мощь. Массовое вторжение дорийцев

В XII веке наступил исторический период, который принято называть Тёмными веками. Дорийцы не стали перенимать древнюю критско-микенскую культуру. Они смогли заполнить территорию всей Греции и близлежащих островов. Многие строения и произведения искусства были уничтожены. К тому же в регионе наблюдалось резкое изменение климата. Из-за непогоды в городах начался голод и экономический упадок. Постепенно произошла гибель микенской государственности.

Читайте также: