Критическая теория маркузе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свою оригинальную теорию Г. Маркузе пытался построить, основываясь на системах Гегеля, Хайдеггера, Фрейда и Маркса. Несомненно, гегельянство, Хайдеггер, психоаналитическая теория Фрейда и марксизм определенным образом повлияли на формирование теоретической концепции Г. Маркузе, однако его нельзя безоговорочно отнести к тому или иному из вышеуказанных течений. Более того, он даже расходится во взглядах с представителями Франкфуртской школы, к которой принадлежит сам.

Маркузе опирается на принцип историзма: рассматривая проблемы в историческом аспекте, он использует их для обоснования своей философско-антропологической системы и доходит до отрицания традиционной философии, поскольку, по его мнению, вместо того, чтобы заниматься исследованием действительного предмета философии — человека, философы рассуждали о боге, космосе, мироздании, природе материального и духовного. Проблема человека игнорировалась и, в лучшем случае, в предшествующих философских системах человек представал, по преимуществу, как гносеологический, этический или эстетический субъект; вопрос же подлинной человеческой сущности оказывался вне сферы исследования. Главная же тема социальной философии Г. Маркузе — проблема человека, и особенно подробно он рассматривает ее при критическом анализе индустриальной цивилизации Запада.

Поиски единения теории с практикой привели его к марксистской философии. Маркузе пытался сделать марксизм приемлемым для буржуазной идеологии и старался соединить марксизм с психоанализом Фрейда и экзистенциализмом Хайдеггера.

По мнению Хоркхаймера и Адорно, управление, осуществляемое самим по себе нейтральным разумом под знаком власти — и есть причина возникновения фашизма, мировых войн и иных социальных катаклизмов, что, несомненно, указывает на кризис современного цивилизованного общества и его культуры.

Маркузе исходит из принципа рациональности как наиболее характерного признака современной общественной жизни. Этот принцип, по его мнению, претерпел за последние десятилетия радикальные изменения, так что говорить о нем в наше время можно только учитывая его нынешнюю специфику.

Дело в том, что, по Маркузе, капиталистическое общество начала XX столетия и современное развитое индустриальное общество различаются не только по степени развития, но принципиальным образом: если раньше имелись все объективные основания говорить о противоречиях, то сейчас эти противоречия если не исчезли, то настолько видоизменились, что часто остаются незаметными для большинства людей. Произошла нейтрализация таких кризисных явлений капиталистического общества, какими являются эксплуатация и наемный труд. Эксплуатация, по его мнению, не исчезла, как и прочие пороки капитализма, хотя в современном индустриальном обществе они уже не играют присущей им прежде роли.

Как же представляет Маркузе себе процесс отчуждения, имеющий место в этой сфере? Он рассматривает этот вопрос на примере художественного творчества. Художественное отчуждение (the artistic alienation), по его словам, представляет собой сознательный выход за рамки отчужденного существования и выступает в роли опосредованного отчуждения. Антибуржуазные элементы в буржуазной литературе и буржуазном искусстве, как он полагает, не обусловлены ни эстетическими соображениями, ни романтической ностальгией по былым временам. Правда, Маркузе согласен с тем, что традиционные для художественного отчуждения образы романтичны лишь в той мере, в какой они эстетически несовместимы с развивающимся обществом, и в этом он усматривает признак их подлинности — таковы, по его мнению, сюрреалистические произведения искусства 20-30-х годов). Но сейчас подлинные образы уже утрачены — они исчезли вместе со вторым измерением культуры. И здесь Маркузе также обнаруживает действие глобальной нейтрализации, присущей развитому индустриальному обществу в целом. Эти произведения искусства, считает он, не обесценены внешне; напротив, интерес к ним возрастает с каждым днем. Но в них самих уже обесценена их разрушительная сила, сила, направленная против того самого общества, которое ими наслаждается. Таким образом, отчужденные творения интеллектуальный культуры становятся такими же продуктами потребления, как и изделия культуры материальной, о чем свидетельствует их массовое производство.

По мнению Маркузе, путем, который может привести к появлению новой реальности, является сила воображения, фантазия, пренебрегающая существующими культурными ценностями. Эта способность приобретает решающее значение в структуре разума по Маркузе, так как он хранит праисторическую, архаическую память о том времени, когда человек являлся целостностью, находящейся в гармонии с природой. Фантазия имеет собственную истину, а также и претензии на знание. Это память о свободе, способность сохранения целостности и всего того, что человек утратил благодаря прогрессу. По мнению Маркузе, фантазия ведет к знанию, используя искусство, и именно искусство может привести к гармонии противоречивую реальность. Фантазия истинна там, где говорит о свободе и возврате к архаической гармонии. В искусстве это достигается отрицанием несвободы, и его истинность [289] измеряется степенью представления свободы, т. е. она должна быть рассмотрена как эстетический феномен. Таким образом, искусство противостоит реальности, управляемой производственным принципом.

Маркузе указывает, что, хотя искусство всегда являлось формой противодействия, представляя репрессированную свободу, на современном этапе, из-за крайней формы принципа производительности, существующая оппозиционность искусства уже не является эффективной. По его мнению, оппозиция утеряла свою жизнеспособность, и уже не представляет радикальную силу. Маркузе считает, что искусство сохранит свою подлинную сущность там, где разрушит традиционные формы и превратится в радикальную силу в деле освобождения репрессированной свободы, и такую силу он видят в современном искусстве авангарда. Если же искусство примиряется с подавляющим характером общества, то оно может играть в нем лишь отрицательную роль.

Эта борьба за свободу под силу только искусству, так как с социальной и политической точки зрения она пока что представляется утопией. Обращение к будущему с помощью нерепрессивной социальной конструкции он считает вполне возможным даже с социально-политической точки зрения: когда тотальность репрессии устранена, открывается дорога к возможностям нерепрессивной цивилизации. Таким образом, Маркузе пытается с помощью воображения перекинуть мост между эстетикой и политикой. Утопия по своей природе является единением логического и эстетического, рационального и чувственного. Поэтому обращение воображения к утопии, особенно в социально-политическом аспекте, представляется Маркузе самым выгодным путем.

Для обоснования нерепрессивной цивилизации Маркузе обращается к образам Орфея и Нарцисса как к архетипам человеческого существования в условиях репрессивной цивилизации. Направляющим архетипом цивилизации у Маркузе является Прометей как символ прогресса. Но такой символ неприемлем для него, поскольку он утверждает принцип репрессированной реальности и служит ее прогрессу, следовательно, Маркузе ищет символы для новой реальности в архетипах, наполненных противоположным содержанием. Образы Орфея и Нарцисса являются символами нерепрессивной реальности, которые оправдывают присутствие красоты, [291] спокойствия и того порядка, который не подавляет человека. И в такой реальности инстинктивные потребности человека удовлетворены.

Для обоснования новой реальности Маркузе обращается к примату чувственности, так как считает, что она является определяющей для существования свободной культуры. А в свободной культуре необходимы сублимация разума и самосублимация чувства, благодаря чему высокие ценности и низкие способности придут в согласие и будут способствовать существованию свободного индивида в свободном обществе. Однако конкретного обоснования возможности этого у Маркузе не имеется.

На фоне нерепрессивной сублимации, Эрос переходит с биологического на культурный путь. Эротическая цель уже подразумевает субъект-объектное отношение и стремится к расширению: к уничтожению тяжелого труда, оздоровлению окружающей среды, победе над болезнями и т. д.

Надо отметить, что миссию нового общества Маркузе видит в решении вышеуказанных социальных проблем. Маркузеанская модель новой реальности может показаться наивной утопией, но то, что он еще в 50-х годах указывал на острые социальные проблемы, в том числе и экологические, а их решение считал существенным для функционирования совершенного общества, является его несомненной заслугой.

В связи с анализом нерепрессивной сублимации Маркузе исследует и понятие несублимированного труда. Он считает, что измененные [293] социальные условия должны создать возможность видоизменения труда импульсом игры и действием расширенного Эроса, в результате чего труд будет доставлять удовольствие. Вследствие этого ценность человека будет определяться не тем, какую работу он выполнил (как это имеет место в ситуации отчужденного труда), а его самоценностью. В условиях либидозного труда, по мнению Маркузе, выделятся контуры свободы, благодаря которой индивид приобщится к новым ценностям. В таких условиях признается возможным равенство, сотрудничество и реализация сущностных сил целостного индивида, что Маркузе считает проявлением эстетических элементов не только в искусстве, но и в борьбе за существование. Этим путем Маркузе подходит к новой идее разума, к рациональности удовлетворения, которая выражает такое положение, при котором разум и счастье создают новый порядок управления.

Свободное общество должно преодолеть эту ступень и соответствовать всему тому, что является существенным для всего человеческого и для свободы вообще.

Новое эстетическое измерение, по мнению Маркузе, представляется эстетической мерой и выражает вид человеческих отношений, в которых чувственность освобождена от репрессивного удовольствия, а человеческие потребности удовлетворены в той мере, в какой возможна борьба против существующих институтов. Признаки этого он усматривает в таких реформах, как упорядочение окружающей среды, урбанистическая реконструкция и т. д.

Утопические концепции Маркузе неоднородны и требуют дальнейших исследований. Но, несмотря на свою очевидную утопичность, они интересны и в них содержится ряд важных гуманистических соображений, которые актуальны и в наши дни.

Образцом для исследователей, придерживающихся концепции критической теории, служат работы основателей этого направления в социологии германских ученых Макса Хоркхаймера, Герберта Маркузе, Теодора Адорно.




Несмотря на очевидные расхождения в трактовке социальных явлений и процессов, структурному функционализму, историческому материализму, критической теории общества присуща общая макросоциологическая ориентация, то есть сфокусированность внимания исследователей на выявлении социальных структур, которые образуют общество как целое, как систему, предопределяющую, в общем, поступки и образ жизни людей.

Глава 3. МИКРОСОЦИАЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Микросоциологические парадигмы интерпретируют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека. Эти парадигмы трактуют социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей.

Образцом для исследователей, придерживающихся концепции критической теории, служат работы основателей этого направления в социологии германских ученых Макса Хоркхаймера, Герберта Маркузе, Теодора Адорно.

Несмотря на очевидные расхождения в трактовке социальных явлений и процессов, структурному функционализму, историческому материализму, критической теории общества присуща общая макросоциологическая ориентация, то есть сфокусированность внимания исследователей на выявлении социальных структур, которые образуют общество как целое, как систему, предопределяющую, в общем, поступки и образ жизни людей.

Глава 3. МИКРОСОЦИАЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

Микросоциологические парадигмы интерпретируют общество как совокупность форм повседневного взаимодействия индивидов, акцентируя внимание на специфичности социального поведения человека. Эти парадигмы трактуют социальные явления субъективно, как существующие благодаря идеям и мнениям людей.

Собранные здесь фрагменты произведений Маркузе разделены натри части. В первой части Маркузе представлен как политический мыслитель, во второй освещены его связи с наиболее влиятельными теоретическими течениями, с которыми он сталкивался на протяжении жизни, а последняя знакомит нас с его наиболее важными философскими идеями.
Часть I. В начале помещено эссе, посвященное судьбе индивидуальности в развитом обществе. Это эссе примечательно своим анализом неоимпериализма, правильность которого получила множество подтверждений во время недавних событий. Во втором эссе представлена критика науки и техники. Заключает первую часть текст, содержащий критику толерантности. В своем время он вызвал жаркие споры и оказал существенное влияние на многих активистов движения новых левых.
Часть II. На философское самоопределение Маркузе оказали влияние три важных течения европейской мысли: марксизм, экзистенциализм и психоанализ. Тексты, помещенные в этой части, дают представление о критическом усвоении им марксизма и психоанализа, а также содержат негативную критику экзистенциализма Хайдеггера и Сартра.
Часть III. Мысль Маркузе вырабатывалась в диалоге с традицией западной философии. В первом эссе речь идет об Аристотеле, Гегеле и Ницше, которые оказали существенное влияние на специфическую версию критической теории Маркузе. Во втором и третьем эссе рассматриваются вопрос общественной функции искусства и проблема природы в их современном изводе.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение: Критическая теория Герберта Маркузе 7

Часть I: ПОЛИТИЧЕСКАЯ КРИТИКА
Индивид в большом обществе 59
Замечания к уточнению определения культуры 72
Репрессивная толерантность 98

Часть II: МАРКСИЗМ, ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ И ПСИХОАНАЛИЗ
Замечание о диалектике 139
Основания исторического материализма 151
Политика Хайдеггера: интервью с Гербертом Маркузе 209
Экзистенциализм Сартра 226
Свобода и теория влечений Фрейда 265

Часть III: ФИЛОСОФСКАЯ КРИТИКА
Философская интерлюдия 301
Аффирмативный характер культуры 318
Природа и революция 360

Герберт Маркузе был социологом и философом, родившимся в Берлине, Германия, в 1898 году, известный своими критическими мыслями о капиталистическом обществе, которые посвятили его как одну из самых важных личностей первого поколения Франкфуртской школы.

Выходец из еврейской семьи, Маркузе работал солдатом в возрасте 16 лет в Первой мировой войне, был участником германской революции ноября 1918 года и в 1919 году вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ), одну из самые важные и самые старые политические группы в мире.


Его заметная тенденция к участию в общественной жизни привела его к изучению германистики, экономики и философии в Университете Берлина, а затем в 1922 году защитил докторскую диссертацию в Университете Фрайбурга в Брайсгау..

Пробыв некоторое время в Берлине и после ее свадьбы с Софи Вертхайм, в 1928 году он вернулся во Фрайбург, чтобы изучать философию вместе с Мартином Хайдеггером и Эдмундом Гуссерлем, двумя великими мыслителями 20-го века..

  • 1 Влияет
  • 2 Теория
    • 2.1 Важность потребностей
    • 3.1 Разделение идей
    • 4.1 Исследования в области эстетики

    влияет

    На критические мысли Маркузе первоначально повлияло его образование: Георг Гегель, Карл Маркс, Георгий Лукач и Макс Вебер, интеллектуалы и исследователи, которые продвигали теории немецкого психолога Зигмунда Фрейда во Франкфуртской школе..

    Кроме того, он был частью Института социальных исследований во Франкфурте, секции той же философской школы, вместе с Теодором Адорно и Максом Хоркхаймером..

    Однако с приходом к власти Адольфа Гитлера в январе 1933 года разработка проектов была затруднена из-за его еврейского положения, из-за которого он переехал в Женеву, Швейцария, а затем в Париж, Франция..

    К тому времени Маркузе уже имел определенный статус для его философских вкладов в группе интеллектуалов и переехал в Соединенные Штаты, где он был национализирован и продолжил свою карьеру в Колумбийском университете в Нью-Йорке, где новый Штаб-квартира Института социальных исследований.

    Он также работал в Гарвардском университете и Беркли в качестве политического философа и активиста в общественно-политических делах между 1950 и 1960 годами..

    К концу Второй мировой войны Маркузе считался одним из членов Франкфуртской школы с наиболее выраженной и выраженной левой тенденцией, поскольку он сам называл себя марксистом, социалистом и гегельянцем, а также выдвигал различные теории эмансипации и Протестантские молодежные движения.

    На этом этапе его жизни признание его восприятия достигло своего пика, поскольку он был лидером молодежных революций 1960-х годов, на которых он публиковал важные конференции, статьи и речи, которые способствовали разрушению капиталистической промышленной модели..

    теория

    Основными философскими тенденциями, которые изучал Маркузе, были феноменология, экзистенциализм и марксизм, трио, из которого вначале он сделал синтез, и который позднее будет изучен другими философами, такими как Жан-Поль Сартр и Морис Мерло-Понти..

    По сути, его мышление было отмечено концепцией существования метода социального доминирования, который угнетает одномерного субъекта, но с возможностью освободиться от упомянутого угнетения, идеи, которую он дифференцировал как ранний капитализм..

    Напротив, в развитом капитализме, как он описал, пролетариат имеет более высокий уровень, и революционные движения уже приняты обществом..

    Эта концепция была одним из его значительных вкладов в этой области, поскольку это ознаменовало переход между первым и вторым поколением Франкфуртской школы..

    Важность потребностей

    В рамках той же теории Маркузе также различает разные потребности человека.

    С одной стороны, существуют фиктивные потребности, которые создаются современным индустриальным обществом путем отчуждения с целью поддержания капиталистической модели; и, с другой стороны, есть реальные потребности, исходящие от человеческой природы.

    Однако, согласно теории Маркузе, человек не способен провести такое различие между своими потребностями, потому что его совесть и его мысль отчуждены репрессивной системой..

    Среди реальных потребностей, которые выявил философ, в основном свобода, инстинкт, который, по его идеям, подавляет индустриальное общество и располагает к капиталистическому производству..

    Поэтому Маркузе выделяет синтез, чтобы проанализировать бытие и необходимость в повседневной жизни человека и его взаимоотношениях с системой..

    Критический марксизм

    Маркузе также выделялся своим критическим марксизмом, поскольку, следуя той же мысли, он также поднял свои разногласия с идеалами Маркса..

    Напротив, для Маркса отчуждение ориентировано на трудовую ценность и энергию, которые человек использует на рабочем месте для производства индустриального общества, которое приватизирует его от свободы.

    Другое различие между этими двумя интеллектуалами состоит в том, что, согласно Маркузе, марксизм одобрил идею индивидуального освобождения и благополучия человека, но частично отодвинул проблему индивидуума.

    Отдел идей

    Связанная с гегелевскими рассуждениями, мысль Маркузе достигла поворотного момента, когда она смешалась с критическими теориями общества Макса Хоркхаймера, в которых он провел анализ, который представлял идеальную форму теории и практики. Это влияние было отмечено в его знаменитой работе Гегелевская онтология и теория историчности (1932).

    Это исследование стремилось переоценить гегелевскую диалектику и внести вклад в их исследования в связи с важностью для него идеалистической теории духа и фактом понимания истории, особенно в Европе, где эта мысль находилась на подъеме..

    взносы

    Тем не менее, Маркузе оставил после себя след социальных и политических идей, которые отмечали переходы между мыслями и исследованиями, но особенно между поколениями интеллектуалов, поскольку его теории начали разработку других критических рассуждений, проводимых мыслителями равного уровня. актуальность в рамках.

    Его эмансипирующие идеалы и молодежные и студенческие протестантские движения были распространителями левой тенденции не только в Европе и Соединенных Штатах, но и в Латинской Америке..

    Его теоретическое наследие может быть переведено в концепцию сомнений в том, что то, что установлено, не должно быть так, чтобы индивид стремился найти эту реальную потребность в свободе посредством изучения своей собственной совести с оружием философии..

    После смерти в 1979 году Герберт Маркузе потерял влияние, которого он достиг в жизни, но он всегда оставался одним из самых влиятельных интеллектуалов, особенно в связи с его общественно-политическими дебатами в 1960-х и даже после этого..

    Академически, немец оставил серию важных статей, книг, лекций, неопубликованных материалов и рукописей на различные темы, такие как война, технологии и тоталитаризм, которые в настоящее время находятся на Stadtsbibliothek во Франкфурте.

    Исследования по эстетике

    В последние годы своей жизни Маркузе развил часть своих исследований в области эстетики и искусства в одной из своих последних работ под названием Эстетическое измерение (1979), в котором он сделал ставку на культурное освобождение как часть революционной трансформации общества.

    На это восприятие повлиял итальянец Антонио Грамши, который четырьмя десятилетиями ранее высказал мысль.

    Это культурное освобождение также объединило его с отношениями человека в технологическом и экономическом аспектах в его повседневном развитии, особенно когда эти специализированные методы постоянно развивались с развитием человека..

    Наконец, в иллюстрациях Маркузе собраны психологические, социальные и политические аспекты, которые сливаются друг с другом для развития человека в мире..

    Таким образом и с разных точек зрения и направлений мысли они изучают фундаментальный теоретический конфликт, который пытается ответить на вопрос о том, способны ли общества развиваться и изменяться изнутри, от каждого человека и выходить за пределы системы..

    Если нет, психология индивида является частью дисциплины, на которую влияют, которая не обладает навыками или возможностями быть для себя, но функционирует в зависимости от социальных сил, которым она подвергается, не осознавая этого..

    Одним из ярких представителей известной школы во Франкфурте, которая появилась в 1930 году на базе Института социальных исследований, являлся Маркузе Герберт. Он выступал с критической оценкой современного общества и выпустил много трудов, связанных с изучением взглядов Гегеля и Маркса, с попыткой понять разум, проанализировать это, совместить с политикой и революционными движениями.

    Краткая справка о философе

    Маркузе Герберт

    Людьми, оказавшими наибольшее влияние на судьбу и выбор пути Герберта, были Карл Маркс, Фридрих Ницше, В.И. Ленин, Эдмунд Гуссерль и другие.

    Биография Маркузе Герберта

    Родился будущий философ в еврейской семье. Когда шла Первая мировая война, его призвали в армию, где спустя несколько лет он стал членом солдатского Совета, который принимал участие в различных восстаниях и революциях. Но спустя какое-то время он покинул это общество, потому что был не согласен с его взглядами, и отправился получать степень доктора по литературе, которой удостоился в 1922 году.

    Уже в эти годы он стал задумываться о философии, изучал труды Фрейда и Маркса, которые оказали на него большое влияние, и в то же время стал работать в Институте социальных исследований.

    Маркузе Герберт биография

    После Второй мировой войны Маркузе вернулся в Германию, где он работал экспертом по денацификации. К тому же, для него очень важно было понять, может ли человек по каким-то убеждениям стать нацистом и что им руководит. Его сильно затрагивала эта тема, потому что многие представители немецкой интеллигенции приняли нацизм.

    Школа

    Франкфуртская школа появилась не на пустом месте, а возникла на базе института, который занимался социальными исследованиями. Главным объектом изучения было общество, и ее представители считали, что оно превратилось в тоталитарную систему. Революция в таком обществе играла решающую роль, и не последнее место в ней занимала интеллигенция. Их ложное сознание формировалось за счет средств массовой информации и культуры, которая навязывала свое мнение.

    Маркузе Герберт философские взгляды

    Основными идеями Маркузе Герберта , которые повлияли на различные варианты идеологии, были следующие:

    • Рассказать о капитализме и социализме как о разновидности индустриального общества.
    • Отрицание всякой революции.
    • Отрицание таких режимов, как тоталитаризм и влияние авторитарной личности.

    Философские взгляды

    В течение всей жизни Герберт несколько раз менял свою точку зрения на разные сферы. На начальном этапе, когда он получал степень профессора по литературе, придерживался взглядов Карла Маркса. Но, однако, его не устраивала ортодоксальная доктрина, где недооценивались такая наука, как философия.

    Одномерный человек

    Писатель и философ перестал рассматривать экономические категории, и на первый план вышло ознакомление и изучение западной цивилизации с подчинением природы. Он использовал категориально-понятийные ряды, исследовал причины конфликта между природой человека и его общественной формой и считал, что человек всегда будет бороться со своей сущностью и цивилизацией, в которой он живет.

    В конце жизни Маркузе пытался разработать новые модели поведения для изучения глубинных истоков человечества и его бытия, и даже здесь прослеживалось влияние философа Хайдеггера.

    Главное произведение философа

    Одно из главных произведений Маркузе Герберта было продолжением критической теории, которая разрабатывалась в школе Франкфурта. Впервые книга появилась на прилавках в 1964 году в Америке, а спустя три года ее выпустили и в ФРГ.

    Несмотря на то что на философа огромное влияние оказали труды Маркса, он все же не верил, что рабочий класс играет решающую роль в становлении общества, потому что потребление повлияло на людей в худшую сторону. Человек одномерен, им легко можно манипулировать, просто оказать влияние с помощью средств массовой информации.

    Маркузе Герберт основные идеи

    Вкратце можно изложить философские взгляды Маркузе Герберта в нескольких тезисах:

    • Почему человек одномерен? Потому что все люди одинаковы и подчиняются одним и тем же законам и желаниям.
    • Насколько общество свободно? Визуально оно независимо, но в то же время его контролируют, влияют на ценности, культуру и взгляды, за каждым человеком в сущности следят.
    • А насколько свободен человек? Его потребности навязаны извне, все они ложны и делают его рабом этих же потребностей.
    • А может ли человек измениться? Может, если совершит отказ от всех навязанных желаний, перестанет эксплуатировать природу и будет в гармонии с ней, обратится к духовным потребностям.

    Труды

    Франкфуртская школа

    Другие труды автора:

    Маркузе Герберт: основные идеи

    Читайте также: