Библиотека это кратко для детей

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Василиса Премудрая.

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Василиса Премудрая.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Василиса Премудрая.

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.
  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.

История появления библиотек и обзор известных библиотек мира.

ВложениеРазмер
chto_takoe_bibl.pptx 706.81 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Когда и где была создана первая библиотека?

Первые библиотеки появились давно. Около 8000 лет назад, в древней Месопотамии. В них хранились глиняные таблички. Библиотеки Давнего Египта находились в храмах: их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который потом свертывали в рулон вокруг палки с наконечниками и сохраняли в сундуках или на полках. В них хранились папирусы.

Самой знаменитой была библиотека в Александрии, Она появилась примерно в 300 году до нашей эры. В ней также хранились свитки папирусов. Библиотека до наших дней не сохранилась.

Средние века В начале нашей эры и средние века библиотеки стали неотъемлемой частью церквей и монастырей. Монахи читали и переписывали книги: много библиотек поддерживалось благодаря их усилиям. В общественных библиотеках средневековой Европы книги приковывались к полкам цепями. Такие цепи были достаточно длинны для того, чтобы снять книгу с полки и прочитать, но не давали вынести книгу за пределы библиотеки. Эта практика была распространена вплоть до 18 века, что было обусловлено большой ценностью каждого экземпляра книги.

Современные библиотеки Современные библиотеки приобрели свой облик около 150 лет назад. День библиотек празднуется 27 мая с 1995 года. Первая государственная библиотека в СССР открылась в 1975 году.

Библиотеки мира Британская библиотека Англия Библиотека Ватикана Италия

Библиотеки мира Российская государственная библиотека Нью-Йоркская публичная библиотека

Камчатская краевая научная библиотека Имени С. П. Крашенинникова

Викторина Что означает слово Библиотека? Когда и где появились первая библиотека? Что хранилось в древних библиотеках? Где хранились книги в Средние века? Как звали князя, который построил первую библиотеку на Руси? Как раньше ставились книги на полку? Почему книги приковывались к полкам цепями? Назовите первое правило библиотеки. Чье имя носит библиотека в Петропавловске-Камчатском? В какой день празднуется день Библиотек?

Спасибо за внимание Хорошая книга – источник радости. Талантливая, интересная книга учит и облагораживает человека незаметно для него самого.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"


Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего.


Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк".


Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям.


- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?".

Основные принципы общения с ребенком.

Воспитатель: Книга – это древнее изобретение человека, с ее помощью люди записывали, сохраняли полезную и важную информацию. Книгу хранили как драгоценность и передавали от поколения к поколению.

Книги встречают человека с ранних лет и сопровождают всю жизнь. Много веков назад, до изобретения бумаги, книги были изготовлены из бересты (коры березы, потом из пергамента (тонкой кожи животных).

Древние книги были большими и тяжелыми. Они занимали много места. К кому же на производство одной книги уходило много сил и затрат.

Воспитатель: Ребята, о чем же нам рассказывает книга? (Ответы детей)

Книги дарят людям огромный мир, заманчивый, интересный. Книга удивляет читателей разными жанрами. Сказки, рассказы, повести, былины, стихи, потешки, пословицы, поговорки. Бережно хранят книги мудрость народную.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Воспитатель: Ребята, а что еще мы знаем про книги? В народе людей умеющих читать уважали и почитали. Русский народ сложил немало пословиц и поговорок о книге.

С книгой поведешься – ума наберешься.

Книга твой друг – без неё как без рук.

Без книги как без солнца, и днём темны оконца.

Воспитатель: Скажите ребята, а где хранятся книги? (Ответы детей)

Воспитатель: У каждого человека есть дома любимые книги, которые аккуратно стоят на книжных полках. Но представьте себе, что книг скопилось очень много. И дома они уже не помещаются.

Где же тогда нам хранить книги? (ответы детей)

Воспитатель: Оказывается, живут наши верные друзья - книги в специальном доме, который называется – библиотека.

Что же такое библиотека? (Ответы детей) Кто был в библиотеке?

Воспитатель: Библиотека – это место бережного хранения книг. Но книги в библиотеке, не только хранят, но и выдают читать на дом. Человек, который пришел в библиотеку за книгой называется - читатель.

Стихотворение про библиотеку :

Сто чудес для человека

Сохранит библиотека!

Стеллажи стоят у стен

Ждут читателей, конечно.

Тех, кто любит книжки!

Воспитатель: На каждого человека в библиотеке заводят специальный документ - читательский формуляр. В формуляре записывают: фамилию имя и адрес читателя. В формуляре будут отмечать те книги, которые выберет читатель для домашнего чтения с указанием числа возврата книги.

В библиотеке все книги хранятся на специальных стеллажах. Это такие большие книжные полки, от пола до потолка.

Воспитатель: Ребята подумайте и скажите, как называется профессия людей, которые работают в библиотеке? (ответы детей)

Воспитатель: Профессия человека, который работает в библиотеке и помогает детям найти интересную книгу называется – библиотекарь.

В библиотеке есть два больших зала:

Первый зал называется – абонемент. Специальное место, где ребята, с родителями выбирают, что они хотят почитать, а потом понравившуюся книгу берут домой на время.

Второй зал называется – читальный зал. Подумайте и скажите почему? (ответы детей)

Читальный зал – такое место, где ребята могут взять интересную книгу и прочитать её, не вынося за пределы библиотеки. В этом зале соблюдают правила тишины, чтобы не мешать читателям.

Библиотека является общественно значимым местом, поэтому нужно уметь соблюдать правила поведения. Как Вы думаете, что нельзя делать в библиотеке? (Ответы детей)

Воспитатель: НЕЛЬЗЯ громко разговаривать, бегать, кричать и играть;

НЕЛЬЗЯ рвать, бросать и пачкать книги;

НЕЛЬЗЯ рисовать и писать в книгах;

НЕЛЬЗЯ загибать и мять страницы книг;

НЕЛЬЗЯ вырывать листы;

НЕЛЬЗЯ вырезать картинки из книг

Воспитатель: Скажите ребята, а как нужно правильно относиться к книгам? (Ответы детей)

Воспитатель: К книгам нужно относиться бережно. Библиотечные книги читают разные дети. Эти книги переходят от ребенка к ребенку, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталось чистой и аккуратной.

Необходимо помнить правило: прочитал книгу, сдай её обратно в библиотеку.

Воспитатель: А что нужно сделать, если вдруг нам достанется книга с порванной страницей? (Ответы детей)

Унывать друзья, не станем,

Клей прозрачный мы достанем.

И починим книгу сами!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали много нового и интересного про удивительный мир книг. Надеюсь, ребята, Вы будете верными друзьями книг! И помните, двери детской библиотеки всегда открыты для маленьких читателей, то есть для Вас!


Предложенная автором творческая исследовательская работа по литературному чтению на тему "О чем может рассказать библиотека?" будет интересна для учеников начальной школы, поможет выявить у них интерес к литературе, чтению и посещению библиотек. В проекте дается информация о библиотеке, их пользе, о библиотекаре и правилах читателя в библиотеке.


Созданный учащейся проект по литературе на тему "О чем может рассказать библиотека?" во 2 классе начальной школы содержит интереснейший рассказ о Суворовской детской библиотеке, истории ее основания, а также о том, какие книги хранятся в библиотеке. Автор дает рекомендации, как быстро найти нужную книгу и как понять, о чем пойдет речь в книге, прежде чем решить ее прочесть.

Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как культура чтения в современном мире снижается, дети все больше увлечены гаджетами и виртуальной реальностью, нежели чтением печатаных художественных и научных изданий. Работа "О чем может рассказать библиотека?" поможет обратить внимание детей на книги и привить им интерес к чтению.

Оглавление

Введение
Теоретическая часть.
1. Что такое библиотека?
1.1. Для чего нужны библиотеки?
1.2. Кто такой библиотекарь и каковы его функции?
2. Когда появились библиотеки?
3. Какие правила должен соблюдать читатель в библиотеке?
Практическая часть.
4. Детская библиотека города Суворова.
4.1. Библиотекарь
4.2. Абонемент
4.3. Расположение книг по разделам.
4.4. Как найти нужную книгу.
4.5. Содержание книги.
4.6. Тематические выставки в библиотеке.
Вывод

Введение

На уроках литературного чтения я и мои одноклассники узнали много интересного о библиотеках, но всё узнать на уроке невозможно. И мы решили провести исследовательскую работу: узнать, какие ещё тайны хранит библиотека.


Цель проекта: развить потребность в регулярном посещении библиотеки, систематическом чтении, соблюдении правил пользования библиотекой, способствовать развитию интереса к чтению, любви к хорошей книге.

Задачи проекта:

  1. узнать, что такое библиотека;
  2. узнать, когда появились библиотеки;
  3. познакомиться с загадками детской библиотеки г. Суворова.

Объект исследования: Детская библиотека города Суворова.

Предмет исследования: о чем может рассказать библиотека.

Изучаемые вопросы:
Мы пошли в детскую библиотеку, чтобы получить нужную нам информацию по интересующим нас вопросам:

  • Какие энциклопедии, справочники и периодические издания есть в библиотеке?
  • В какой книге можно найти информацию об истории хранения книг? Как расположены книги (в алфавитном порядке или по тематическим разделам)?
  • Как можно найти нужную книгу?
  • Где можно получить информацию о содержании книги?
  • Какие тематические выставки были в библиотеке?

Что такое библиотека?

Библиотека — это место где хранится огромное количество книг. И любую из этих книг можно взять домой и прочесть, но только потом ее придется вернуть. Причем вернуть её надо в том виде, в котором ты её брал. То есть не стоит в этой книге рисовать или выдергивать страницы.

Обычно в помещении библиотеки расположены стеллажи и полки, на которых ровными рядами выстроены книги. Причём каждая книга должна занимать строго своё место, чтобы её легко можно было найти. В библиотеке есть специальный алфавитный каталог, в котором каждый читатель быстро и легко находит нужную ему литературу, главное знать автора и название книги.

библиотека

  • Публичные библиотеки - обеспечивают читателей наиболее популярными изданиями.
  • Специальные библиотеки - собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых) или определённой тематики.
  • Научные библиотеки - это библиотеки, обеспечивающие развитие науки.
  • Школьные библиотеки - нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса .

Когда появились библиотеки?

Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных клинописных табличек.

их охраняли священники. Египтяне писали на папирусе, который затем сворачивали в рулон вокруг палки с наконечником и хранили в сундуках или на полках.

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. В ней хранилось более 700 000 (семисот тысяч) свитков папирусов. Древние римляне первыми догадались строить публичные библиотеки. Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году нашей эры.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. В старинной библиотеке монастыря св. Флориана в Австрии находится около 30 000 книг.

Из-за огромной стоимости манускриптов и трудоёмкости их изготовления книги приковывались к библиотечным полкам цепями.

Изобретение печатного станка и развитие книгопечатания внесли огромные изменения в облик и деятельность библиотек. Библиотечные фонды стремительно разрослись.

Публичные библиотеки, какими мы их знаем сегодня, существуют всего 100 лет. Всего на сегодня в библиотеках находится примерно 130 миллионов наименований книг.

Для чего же нужны библиотеки?

Когда читаешь книги, можно узнать очень много интересного и познавательного. При этом повышается уровень культуры, расширяется кругозор, с начитанным человеком интересно общаться. В тихой спокойной обстановке есть возможность подготовить доклад или реферат на заданную тему.

Кто такой библиотекарь и каковы его функции?

Библиотекарь - это человек, который много знает, знает названия всех книг, новинки литературы. Это умный, творческий, образованный человек, интересный, который всегда придет на помощь читателю. Библиотекарь поможет, если вдруг возникнут трудности при поиске необходимой книги.

Какие правила должен соблюдать читатель в библиотеке?

Существуют книги очень редкие в одном экземпляре, их на руки не дают. В этом случае такой книгой можно воспользоваться в специально отведённом месте, которое называется читальным залом.

1. Очень важно соблюдать тишину, так как присутствующие заняты своими делами, а шум отвлекает и мешает сосредоточиться, так что надо уважать друг друга.

2. Книги надо любить и беречь, ведь они предназначены для массового пользования. Поэтому нельзя их обрисовывать, загибать и мять страницы.

3. В библиотеку не стоит заходить с едой и напитками, на книгах могут остаться жирные пятна. Надо помнить, что этой книгой после вас будет пользоваться кто то другой.

4. Если книгу взяли домой, нельзя её терять, забывать в транспорте или в другом месте. Тогда придётся покупать такую же, но чаще всего найти такую книгу очень сложно, поэтому придётся возвращать её стоимость.

5. Находясь в читальном зале, можно подходить к книжным полкам и искать нужную литературу. Но необходимо запомнить, в каком месте стояла та или другая книга для того, чтобы вернуть её туда же, так как следующий читатель или библиотекарь будет искать книгу там, где она стояла.

Детская библиотека города Суворова

Суворовская детская библиотека была открыта в октябре 1955 года. В библиотеке работают два зала – абонемент и читальный зал. Фонд детской библиотеки составляет 20773 экземпляров книг и журналов. Более 1500 тысяч человек являются читателями библиотеки.

Наряду с традиционными формами библиотека использует новые: презентация, букдайвинг, литературная ярмарка, эрудит-лото, виртуальные экскурсии.

В нашей детской библиотеке очень много книг, энциклопедий, справочников, периодических изданий и все это называется книжным фондом.

суворовская детская библиотека

Библиотекарь Суворовской детской библиотеки

Когда мы пришли в библиотеку нас встретила библиотекарь. Чуткая и доброжелательная, она познакомила нас с книгами, показала что есть в детской библиотеке и рассказала о правилах поведения в библиотеке и о том, как обращаться с книгами. Библиотекарь готова всегда прийти на помощь в выборе нужной книги.

библиотекарь города Суворова

Абонемент в Детской библиотеке г. Суворова

В нашей библиотеке есть два отделения: абонемент и читальный зал.

Абонемент это место, где я могу взять заинтересовавшую меня книгу на дом.

абонентский отдел библиотеки

абонемент в библиотеке

Самые ценные книги находятся в читальном зале. Это словари, энциклопедии, справочники и новые номера детских журналов. В читальный зал можно прийти после школы и почитать любимые журналы.

В нашей детской библиотеке есть много энциклопедий, справочников и периодических изданий. Вот некоторые из них.

периодические издания

Как расположены книги по разделам?

расположение книг по разделам

Как можно найти нужную книгу?

книги в библиотеке

Информацию о содержании книги можно получить из аннотации. Аннотация печатается в начале книги. Аннотация это краткое содержание книги или другого издания, а также краткая характеристика издания. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства книги, помогает читателю сориентироваться в их выборе.

содержание книг

Какие тематические выставки были в библиотеке?


Мой дорогой друг! Тебя снова приветствует БиблиоЗнайка!

Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча будет интересна и полезна для тебя: ты сможешь познакомиться с библиотеками прошлого и современными храмами мудрости.



Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек.

Какое из этих определений тебе больше всего понравилось? Предложи свое собственное.

Библиотека – хранилище не только книг, но и человеческой памяти. Это центр познания. Так было во все времена.

Библиотеки возникли в I тыс. до н. э. на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек (2500 год до н. э.), которые были найдены в храме вавилонского города Ниппур.


Одной из самых древних считается библиотека фараона Рамзеса II. Это крупное книгохранилище было основано примерно в 1300 году до н. э. в Египте.

Было собрано около 20 000 папирусов. Книги-папирусы хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах, позднее – в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы.


Самая известная древневосточная библиотека — собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Он был известным собирателем книг, просвещенным человеком. Знал клинопись, владел несколькими языками, писал стихи, был строителем и архитектором, астрономом и математиком. Ашшурбанипал создал огромную по тем временам библиотеку, которая имела более 100 тысяч глиняных табличек. Здесь были собраны мифы, литературные произведения, магические формулы, молитвы, математические и медицинские тексты, географические и ботанические словари. С того времени сохранилось много замечательных "глиняных книг". Позднее они были расшифрованы и переведены на современные языки.

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека. Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования.


Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. В библиотеке хранились книги на греческом, египетском, латинском языках, книги на папирусе, пергаменте, пальмовых листах, пластинках из дерева и кости. Здесь были рукописи из далекой Индии, имелись и надписи на неведомых никому и забытых уже тогда языках исчезнувших народов и культур.

Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году н. э.



Книга и во времена Киевской Руси была в почете. Князь Владимир Святославович открывал школы, специальные мастерские, где переписывали книги.


В государевой библиотеке было множество очень редких и представляющих большую ценность экземпляров: древние манускрипты, книги Востока, летописания древних славянских, скифских и других народов. Утверждается, что находились книги из знаменитой Александрийской библиотеки и собрания древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана.

На сегодняшний день поисками библиотеки заняты государственные структуры таких стран как Россия, США, Великобритания, различные негосударственные фонды и частные лица.

Библиотека состояла из книг Софьи Палеолог, привезённых ею из Византии в приданое московскому царю Ивану III. По прибытию в Москву в 1472 году Софья стала свидетельницей опустошительного пожара 1470 года. Поняв, что книги могут стать лёгкой добычей огня, Софья распорядилась хранить их в подвале под церковью в Кремле. Однако уже в 1473 году случился новый пожар, выгорел весь Кремль, а книги чудом уцелели.


В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки. Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. Здесь вводилась особая должность: библиотекарь, книгохранитель.

В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами.

А теперь давай поговорим о современных библиотеках. В настоящее время их очень много. Самые крупные: Библиотека Конгресса США, Российская государственная библиотека, Национальная библиотека Франции, Российская национальная библиотека, Британская библиотека, Александрийская библиотека (современная).


Библиотека Конгресса – национальная библиотека США, крупнейшая библиотека мира. Расположена в Вашингтоне. Обслуживает правительственные органы, исследовательские учреждения, научных работников, частные фирмы и промышленные компании, школы. Имеет 18 читальных залов на 1460 читательских мест.

На начало 2000-х годов библиотека содержит свыше 130 млн. единиц хранения! А общая длина книжных полок – почти 850 км!

Основана в Москве 1 июля 1828 года. Обладает универсальным по содержанию собранием отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира. В библиотеке представлены редчайшие рукописные книги: Архангельское Евангелие (1092 г.) и др., печатные книги XVI в., издания славянских первопечатников Ф. Скорины, И. Фёдорова, П. Мстиславца, коллекции инкунабулов, первые издания трудов Дж. Бруно, Данте, Н. Коперника, архивы Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.А. Блока, М.А. Булгакова и др.


Российская национальная библиотека – одна из крупнейших в мире и вторая по величине в Российской Федерации. В фонде – более 37 млн. книг и других документов. Находится в Санкт-Петербурге.

Первая публичная библиотека России основана в 1795 году по Указу императрицы Екатерины Великой.


Российская государственная детская библиотека – крупнейшая в мире библиотека для детей. Основана 30 декабря 1969 года. В библиотеке – более 500 тысяч книг, газет, журналов, нотных изданий, грампластинок, диафильмов и др. Работают 5 абонементов для читателей разного возраста, 20 детских студий, кружков, клубов.

В библиотеке множество залов: фонотека, интернет-центр, справочно-библиографическое бюро, зал литературы по искусству, зал литературы на иностранных языках, Комната сказок, зал семейного чтения, Пушкинская комната, Музыкальная гостиная, кабинет психолого-педагогического консультирования и др. Услугами библиотеки ежегодно пользуются более 18 тыс. детей и специалистов в области детской книги и детского чтения. В ней работают читательские объединения по интересам: кукольный театр, студии, клубы и кружки.


Среди современных библиотек все большую популярность приобретают электронные, где информацию можно получить через глобальные компьютерные сети. Какими же будут библиотеки в будущем? Будут ли они исключительно виртуальными? Скорее всего, привычные книги и электронные издания будут дополнять друг друга.

Насколько ты хорошо усвоил наш сегодняшний урок? Давай проверим!

Подумай и ответь

1. Самая древняя библиотека, сведения о которой дошли до нашего времени.

  • библиотека Тутанхамона
  • библиотека Рамзеса II
  • библиотека Тутмоса II

библиотека Рамзеса II

2. Имя ассирийского царя, собравшего огромную библиотеку глиняных табличек.

Читайте также: