Критерии научного познания кратко

Обновлено: 05.07.2024

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ – основные характеристики научного познания: 1) объективность предполагает, что познания явления осуществляется независимо от познающего субъекта, т.е. происходит отвлечение от интересов познающего индивида и от всего сверх природного; 2) доказательность и обоснованность – в качестве которых могут выступать эмпирические факты и логические рассуждения; 3) выраженность в понятиях предполагает, что научное знание должно быть выражено в системе выработанных данной наукой понятий (использует специализированный научный язык), позволяющий включить его в состав определённой научной теории 4) рациональность – в научном знании не просто что-то сообщается, а приводятся необходимые основания, по которым это высказывание можно считать истинным (здесь действует принцип достаточного основания); 5) сущностная характеристика – сведения, которые сообщаются в той или иной системе знания, должны касаться сущности предметов; 6) системность знание должно быть особым образом организовано в форме теории или развернутого теоретического построения на специальном языке понятий и категорий данной области знания; 7) проверяемость – означает, что знание должно найти свое подтверждение в практической деятельности и быть воспроизводимо в ней; 8) способность к развитию – рассматривается как потенциал знания к порождению нового знания.

Философия науки и техники: тематический словарь. — Орёл: ОГУ . С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова . 2010 .

Смотреть что такое "КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ ПОЗНАНИЯ" в других словарях:

КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ — особенности научного познания, позволяющие отличить его от других форм знания и познания. К числу главных научных критериев относятся: 1) Задача обнаружение объективных законов природы, общества, мышления, познания. 2) Цель достижение объективной … Тематический философский словарь

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология) — составная часть рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость и удельный вес к рой возрастали но мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области философского… … Русская философия: словарь

Теория познания — (гносеология) составная часть философии и рус. философской мысли на протяжении всей ее истории, значимость к рой возрастала по мере достижения последней более высоких ступеней зрелости. В качестве относительно самостоятельной области… … Русская Философия. Энциклопедия

ИДЕАЛЫ И НОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — совокупность внутринаучных ценностей, методологических и др. требований, установок, которые организуют, направляют и оценивают как сам ход научного исследования, так и его результаты – научное знание на каждом конкретно историческом этапе… … Философия науки и техники: тематический словарь

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ — область философии, исследующая природу научного знания, его структуру и функции, методы научного познания, способы обоснования и развития научного знания. В своем исследовании научного знания Ф.н. опирается на те или иные гносеологические… … Философская энциклопедия

познание социальное — ПОЗНАНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ. 1. В широком смысле научные и вненаучные формы познания общества. 2. Научное познание общества. 1. Общество познается как наукой, так и вненаучными формами познания, включающими в себя знания, которыми… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

ВЕРИФИКАЦИЯ — в культурологии (позднелат. verificatio доказательство, подтверждение верности или истинности чего либо; от лат. verus истинный и facio делаю) установление истинности тех или иных суждений (утверждений и отрицаний) о культуре в знании о… … Энциклопедия культурологии

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство.

Рациональность – хар-ка научного знанаия с точки зрения ее формы.

Системность –совокупность знаний приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые объединяют отдельные знания в целостную систему.

*Обоснованность – это некоторая рационалистически ориентированная оценка знания для того, чтобы рез-т данного зн-я был принят другими. Это аналог убеждения.

Открытость для критики и проверки – внешнее условите для сущ-ния научног знания.

*Предметная определенность – у каждой науки св. предмет. Определение пр-та связано со строгой рацион-кой процедурой.

Интерсубъективность – термин нов. Это консенсуальное согласие м/у суб-ми позн-я относ-но принятия разл. когн. реш-й (относ-но понимания знач-я и смысла конкр. терминов и понятий, истинного значения конкр. высказываний и т.д.). И. это та же объект-ть зн-я, но принятая науч. сообществом.

Полезность – практическая применимость.

Наличие собств. языка – каждое Н. д. иметь св. язык. Не м.б. у 2-х разн. Н. одинакового языка. Сущ-т два стиля языка: 1) устно-разговорный (литер-разгов, разгов-бытовой, ораторский). 2) письменно-книжный (офиц-деловой, публицистич-й, беллетрический, научный).

Осн. черты науч. стиля: 1) логич. послед-ть науч. излож-я; 2) однозначность; 3) точность; 4) сжатость при информативной насыщенности содержания; 5) конкретность (предмет); 6) бесстрастность изложения (индифферентизм).

*Фальсифицируемость – противоположность верифицируемости – опровержение (делает знание относительным, лишает его абсолютности и неизменности).

*Эвристичность –характеристика научной теории, которая определяет, что теоретический рост концепции опережает ее эмпирический рост (предсказание новых, еще неизвестных фактов, а не объяснение уже известных).

*Когерентность – аналог согласованности.

*Достоверность – утверждение не требующее экспериментальной проверки и не имеет исключений (Евклид - аксиома). Критерием достоверности научного результата в прошлом считали авторитет их предшественников.

* Доказательность — логическое действие, направленное на обоснование истинности какого-либо утверждения (мысли, высказывания, суждения, теории), с помощью других утверждений, истинность которых считается доказанной. Довод или факт, подтверждающий что-либо.

*Непротиворечивость –

*Строгость -

Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство.

Рациональность – хар-ка научного знанаия с точки зрения ее формы.

Системность –совокупность знаний приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые объединяют отдельные знания в целостную систему.

*Обоснованность – это некоторая рационалистически ориентированная оценка знания для того, чтобы рез-т данного зн-я был принят другими. Это аналог убеждения.




Открытость для критики и проверки – внешнее условите для сущ-ния научног знания.

*Предметная определенность – у каждой науки св. предмет. Определение пр-та связано со строгой рацион-кой процедурой.

Интерсубъективность – термин нов. Это консенсуальное согласие м/у суб-ми позн-я относ-но принятия разл. когн. реш-й (относ-но понимания знач-я и смысла конкр. терминов и понятий, истинного значения конкр. высказываний и т.д.). И. это та же объект-ть зн-я, но принятая науч. сообществом.

Полезность – практическая применимость.

Наличие собств. языка – каждое Н. д. иметь св. язык. Не м.б. у 2-х разн. Н. одинакового языка. Сущ-т два стиля языка: 1) устно-разговорный (литер-разгов, разгов-бытовой, ораторский). 2) письменно-книжный (офиц-деловой, публицистич-й, беллетрический, научный).

Осн. черты науч. стиля: 1) логич. послед-ть науч. излож-я; 2) однозначность; 3) точность; 4) сжатость при информативной насыщенности содержания; 5) конкретность (предмет); 6) бесстрастность изложения (индифферентизм).

*Фальсифицируемость – противоположность верифицируемости – опровержение (делает знание относительным, лишает его абсолютности и неизменности).

*Эвристичность –характеристика научной теории, которая определяет, что теоретический рост концепции опережает ее эмпирический рост (предсказание новых, еще неизвестных фактов, а не объяснение уже известных).

*Когерентность – аналог согласованности.

*Достоверность – утверждение не требующее экспериментальной проверки и не имеет исключений (Евклид - аксиома). Критерием достоверности научного результата в прошлом считали авторитет их предшественников.

* Доказательность — логическое действие, направленное на обоснование истинности какого-либо утверждения (мысли, высказывания, суждения, теории), с помощью других утверждений, истинность которых считается доказанной. Довод или факт, подтверждающий что-либо.

В самом общем смысле научное познание – это процесс получения достоверных знаний, направленный на достижение истины и обнаружение объективных законов.1 Научное познание имеет триединую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием явлений и процессов действительности.

Рассмотрим особенности научного познания, отличающие его от других типов познания. В современной философии и методологии науки выделяют различные признаки науки, соответствующие критериям научности.

2. Специальная направленность на получение, производство новых знаний. Приращение знаний и их принципиальная новизна – неотъемлемое свойство научного творчества. Ценность новизны знаний является приоритетной для научной деятельности в отличие от других видов деятельности и познания.

3. Рациональность научных знаний.3 Наука – продукт человеческого разума, в ней не может быть ничего мистического, необъяснимого, магического.

4. Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. систематизация полученных знаний, приведение их в порядок с помощью определенных теоретических принципов, которые объединяют отдельные знания в целостную систему. Собрание разрозненных знаний, не объединенных в систему, еще не образует науки. Знания превращаются в научные, когда они включаются в систему понятий, категорий, законов, т.е. в состав теории. Другими словами, научные знания представляют собой теоретические системы, характеризующиеся упорядоченным, логически организованным характером.

6. Обоснованность и доказательность научных знаний, достоверность выводов. В науке нельзя быть голословным, декларативным. Специальные способы обоснования и доказательства научной истины отличают науку от обыденного познания и религии, где многое принимается на веру или базируется на житейском опыте. Научное знание суть доказательное знание, оно должно быть подтверждено аргументами, фактами: выдвигаемые идеи и тезисы доказаны, рассуждения аргументированы, полученные выводы обоснованы, результаты подтверждены.1

7. Проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов (другими исследователями, в разных странах и условиях и т.п.) для подтверждения истинности, достоверности полученных знаний. Критерий проверяемости устанавливает, соответствуют ли научные знания действительности или нет. Любой исследователь, воссоздав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии убедиться в его истинности или, если он не находит подтверждения, отвергнуть его. Проверяемость в эмпирических науках осуществляется путем обнаружения соответствия (или несоответствия) научных гипотез и теорий результатам наблюдений и экспериментов. Причем, в одних науках можно проводить точные эксперименты (физика, химия, биология), в других приходится ограничиваться лишь систематическими наблюдениями (астрономия) или дошедшими до нас историческими фактами (история, археология, этнография), в третьих в основном приходится анализировать конкретные факты и лишь отчасти обращаться к эксперименту (экономика, социология, политология). Многие исходные научные утверждения, принципы и законы нельзя непосредственно соотнести с эмпирическими фактами, поскольку они содержат утверждения об абстрактных и идеальных объектах. Их проверка осуществляется косвенным путем с помощью выведения логических следствий из теории; путем сопоставления следствий с действительными фактами можно судить об истинности или ложности теории.1

8. Эссенциальность, или номотетичность. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов в исследуемой предметной области. Отсюда ориентация научного исследования главным образом на общие, существенные свойства предметов и явлений, углубление в их сущность и выражение их в системе абстракций, в форме идеализированных объектов. Это основной признак науки, ее главная особенность, ее конституирующее начало. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов.

10. Применение в научном познании различных идеальных (идеализированных объектов, математического аппарата и т.п.) и материальных средств (приборов, инструментов и другого научного оборудования), а также методов исследования (общенаучных и частнонаучных, специальной методики и техники исследования). Применение всех этих средств способствует целенаправленному поиску истины, делая его упорядоченным и организованным, что значительно повышает эффективность научных исследований. Кроме того, научная деятельность предполагает определенные стандарты, универсальные критерии и нормы исследования, которыми должен руководствоваться любой ученый. Они обеспечивают интерсубъективность научных результатов, т.е. служат для обеспечения объективности результатов исследования, недопущения и исключения всякой предвзятости, произвола, предубежденности.2

11. Выработка специализированного стандартного (естественного и искусственного) научного языка, понятийно-категориального аппарата, позволяющего той или иной науке глубже, точнее, адекватнее отобразить свой предмет. Наука не просто фиксирует свое знание в языке, но постоянно воспроизводит его, формирует в соответствии со своими нормами и принципами, благодаря чему наука является развивающейся системой знания.

12. Формальная непротиворечивость знания. Критерий непротиворечивости означает непротиворечивость и последовательность научного мышления, достигаемые соблюдением четырех основных законов формальной логики, прежде всего закона недопущения противоречия. Решающую роль критерий непротиворечивости играет в абстрактно-логических науках (математика, логика). Но его соблюдение обязательно для любых наук.1

13. Логическая строгость, точность и однозначность (эта черта характерна для точных наук: естественных, технических, абстрактнологических).

Признаки научного познания и критерии научности – тесно связанные между собой понятия, но не тождественные. Из рассмотренных выше признаков научного познания к критериям научности, на наш взгляд, будут относиться: 2-8, 12-13 признаки: новизна знаний, рациональность, системность, объективность и достоверность (истинность), обоснованность и доказательность, проверяемость, номотетичность, формальная непротиворечивость, однозначность.

Критерии научности имеют нормативно-ориентирующий характер, они нормативно ориентируют научные исследования, направляют научно- поисковую деятельность, исключают из науки непродуктивные гипотезы, тупиковые идеи и ходы мыслей, указывают направления желательной эволюции хода исследований, выполняют функции отбора различных единиц знания (форм, видов, отраслей). Другими словами, они учреждают типовую модель производства научного знания. Рассмотренные выше критерии научности представляют собой идеальную модель научного знания, они характеризуют науку с точки зрения долженствования: каким должно быть научное (по)знание. Реальная наука не всегда и не в полном объеме (и далеко не в совершенной форме) соответствует данным критериям. Но они непременно должны иметь место, выполняя функцию позитивного идеала в науке.

Научное знание – результат высшей разумной формы познания, профессиональной исследовательской деятельности по раскрытию сущности какого-либо объекта. Научное знание может существовать только в виде системной организации, то есть теории.

Что такое научное познание

Научное познание – это деятельность, направленная на производство объективных, системных, основанных на реальных фактах и событиях знаний об окружающем мире.

Уровни научного познания и их признаки

Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.

Формы эмпирического познания:

  • научный факт – отражение объективного факта в сознании человека;
  • эмпирический закон – постоянная связь между явлениями и процессами, обладающая объективностью, существенностью, конкретностью и всеобщностью.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:

  • наблюдение – организованное и целенаправленное восприятие объектов окружающего мира. Несмотря на то, что опирается в первую очередь на чувственное сознание, наблюдение должно приводить к объективным результатам, не зависящим от воли, стремлений и желаний субъекта;
  • эксперимент – активное воздействие на явления и процессы в ходе изучения. Эксперимент заключается в том, что субъект вмешивается в естественное протекание какого-либо процесса с целью получить определенные результаты. Результаты контролируются и фиксируются;
  • измерение – операция на получение численных значений измеряемых величин;
  • классификация – разделение изучаемых объектов на группы в соответствии с каким-либо общим важным признаком;
  • систематизация – метод, направленный на определение отношений между различными факторами и объединяющий их в одну теорию;
  • описание – языковая фиксация эмпирических данных об объекте, основанная на наблюдении;
  • сравнение – сопоставление эмпирических фактов с целью выявления общих и отличительных черт объектов.

Теоретический уровень

Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.

Формы теоретического познания:

Методы теоретического научного познания:

  • единство исторического и логического (исторический метод освещает этапы развития объектов в их хронологии, логический отображает содержание исторического процесса в теоретической форме. Оба метода связаны между собой, только их совместное применение позволяет создать полную научную картину);
  • восхождение от конкретного к абстрактному (позволяет мысленно воспроизвести целостный объект);
  • формализация (сопоставление объектов, явлений, процессов, позволяющее выявить и зафиксировать их существенные и закономерные стороны и уточнить содержание познания);
  • математизация – использование особых способов измерения, которые позволяют присваивать объектам и их свойствам определенные числа. Функция математизации: облегчить работу с объектами, она позволяет действовать только с числами, следуя определенным правилам.

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

  • непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
  • полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
  • независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным.

Эмпирические критерии научного познания:

  • верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
  • фальсификация — научное знание можно опровергнуть.

Экстралогические критерии научного познания:

  • простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
  • красота — теория должна быть гармонична и ясна;
  • когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
  • эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное.

Методы научного познания и их основные различия

Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.

Общенаучные методы исследования:

  • анализ – изучение составных частей изучаемого объекта;
  • синтез – изучение объединения ранее выделенных составных частей путем выделения их связей и отношений;
  • дедукция – переход от общего знания к частному;
  • индукция – переход от частного знания к общему;
  • аналогия – сопоставление сходных признаков объекта и выдвижение гипотезы о сходстве других их признаков;
  • моделирование – воспроизведение характеристик исследуемого объекта на специально созданной модели;
  • абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета и одновременное отвлечение от других несущественных признаков;
  • идеализация – создание абстрактных объектов, не существующих в реальности;
  • сравнение – установление сходства и различия объектов;
  • обобщение – объединение отдельных объектов в каком-либо понятии.

За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.

Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.

Результатом научного познания являются проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях окружающего мира. Научное познание универсально: предметом исследования может быть любой объект, имеющий место в окружающем мире (сознание, психика, физические явления и др.).

1) Первая и основная задача научного познания — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2) Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. Объективность — характерная черта научного познания.

4) Научное познание в гносеологическом плане — это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

6) Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.

В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.

Критерии научности следующие:

3) Эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта (отражение повторяющихся, но несущественных свойств объекта тоже подчинено этой цели).

4) Особая организация, особая системность знания; не просто упорядоченность, как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам; упорядоченность в форме теории и развернутого теоретического понятия.

6) Общезначимость сама по себе не есть критериальный признак истинности того или иного положения. Тот факт, что большинство проголосует за какое-то положение, вовсе не означает, что оно истинно. Основной критерий истины иной. Истинность не вытекает из общезначимости, а наоборот, истинность требует общезначимости и обеспечивает ее.

Все отмеченные критерии научности применимы к части содержания философского знания, особенно к онтологии (философии природы), гносеологии (эпистемологии) и методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех философских системах, имеющих соответствующую проблематику

Структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания. Она включает в себя два основных уровня — эмпирический и теоретический. Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

Заключение.

Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания.

В данной работе были рассмотрены виды познания, обыденное и научное познание, давался обзор специфики научного познания и критерии научности, рассмотрены структура научного познания: эмпирический и теоретический уровни.

Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга.Одна из важных особенностей научного познания в сравнении с обыденным состоит в его организованности и использовании целого ряда методов исследования. Под методом при этом понимается совокупность приемов, способов, правил познавательной, теоретической и

практической, преобразующей деятельности людей. Эти приемы, правила в конечном счете устанавливаются не произвольно, а разрабатываются, исходя из закономерностей самих изучаемых объектов.

Поэтому методы познания столь же многообразны, как и сама действительность. Исследование методов познания и практической деятельности является задачей особой дисциплины - методологии

В заключении можно сделать следующие выводы:

1) Традиционная модель строения научного знания предполагает движение по цепочке: установление эмпирических фактов — первичное эмпирическое обобщение — обнаружение отклоняющихся от правила фактов — изобретение теоретической гипотезы с новой схемой объяснения — логический вывод (дедукция) из гипотезы всех наблюдаемых фактов, что и является ее проверкой на истинность.

2) Подтверждение гипотезы конституирует ее в теоретический закон. Такая модель научного знания называется гипотетико-дедуктивной. Считается, что большая часть современного научного знания построена именно таким способом.

3) Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связана с опытом. Изначальный толчок к созданию любой теоретической конструкции дает как раз практический опыт. И проверяется истинность теоретических выводов опять-таки их практическими приложениями. Однако сам процесс построения теории и ее дальнейшее развитие осуществляется от практики относительно независимо.

4) Общие критерии, или нормы научности, входят в эталон научного знания постоянно. Более же конкретные нормы, определяющие схемы исследовательской деятельности, зависят от предметных областей науки и от социально-культурного контекста рождения той или иной теории.

Читайте также: