Крестьянская реформа в башкирии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одной из важных задач исторической науки является исследование земельного вопроса, который в значительной степени определял социально-экономическое и политическое развитие края, жизненный уровень населения, взаимоотношение между различными народами. В XVI в. землевладение у башкир было общинное. Земля считалась собственностью племени или рода; в пределах племени или рода ею пользовались те организации, которые из них выделялись. Такая система землевладения как юридическая норма существовала в Башкирии как до, так и после принятия русского подданства.

Содержание
Работа содержит 1 файл

контр. по КБ.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования.

Уфимский государственный нефтяной технологический университет.

Отмена крепостного права и ликвидация кантонного управления Башкирией .

Выполнил: студент Латыпова Р.Р. гр. СОЗ 10-01

Проверил: ст.преподаватель кандидат полит.наук Ефименко Е.Л.

  1. Крестьянская реформа 1861 г. в Башкортостане и активизация переселенческого движения.

1.1.Крепостное право. Реформы 60-х гг.

2.1. КАНТОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ в Башкирии

2.2.Преселенческое движение в Башкирии в 70-80ее г. Причины переселения.

Список использованных источников литературы.

Одной из важных задач исторической науки является исследование земельного вопроса, который в значительной степени определял социально- экономическое и политическое развитие края, жизненный уровень населения, взаимоотношение между различными народами. В XVI в. землевладение у башкир было общинное. Земля считалась собственностью племени или рода; в пределах племени или рода ею пользовались те организации, которые из них выделялись. Такая система землевладения как юридическая норма существовала в Башкирии как до, так и после принятия русского подданства.

Общественный строй башкир до XVI в. характеризовался развитием раннефеодальных отношений, осложненных патриархальными пережитками. Родовая община у башкир не представляла уже единого целого, внутри нее давно шел процесс выделении эксплуататорской верхушки – биев, мурз, тарханов, военной аристократии, которые пользовались особым влиянием в выборе мест для кочевья, играли главную роль на родовых или племенных собраниях и в целом в общественной жизни башкир. Однако общинное владение землей накануне вхождения башкир в состав Русского государства, по существу, являлось лишь патриархальной оболочкой, юридической фикцией, прикрывающей неравенство в пользовании пастбищами, которое в действительности имело место в башкирском обществе. В той системе землевладения, которая сложилась в Башкирии в XV-XVI вв., господствующее положение в пользовании землями принадлежало тому, кто фактически распоряжался районом кочевья, пастбищем и другими угодьями и кто владел скотом. Целью настоящей работы является исследование земельной политики в Башкирии с середины XVI в. до 1917 г. Основная задача работы заключается в том, чтобы попытаться воссоздать объективную картину политики феодального государства по отношению к башкирскому землевладению, понять ее влияние на социально-экономическое и политическое развитие края и выявить ее основные этапы. 1. Земельная политика в Башкирии с середины XVI по первую треть XVIII вв.

В середине XVI в. территория Башкирии простиралась от среднего течения реки Волги до среднего течения реки Тобол, от рек Илек, Яик до среднего течения Камы, Сылвы. Тогда Башкирия входила в состав Ногайской орды, Казанского и Сибирского ханств[1]. Положение башкир в составе этих государств было тяжелым, так как ногайские, казанские и сибирские ханы, князья и мурзы захватывали у них лучшие кочевья, облагали непосильными податями и повинностями. В условиях бесконечных войн между ханствами и междоусобиц феодалов положение масс становилось невыносимым.

К середине XVI в. произошли изменения в политической обстановке Среднего Поволжья и Приуралья. Русское государство повело наступление против Казанского ханства и в 1552 г. разгромило его. Ногайская Орда, переживающая глубокий кризис, сильно ослабла и стала распадаться.

Их было четыре: Ногайская, Сибирская, Казанская и Осинская. Основным занятием коренных жителей в XVII-XVIII вв. было полукочевое скотоводство. Земля находилась в общинной собственности, то есть один или несколько населенных пунктов пользовались конкретным участком земли сообща. Скот же находился в частной собственности отдельных семей.

Земельная политика в этот период была направлена на сохранение земель у башкир-вотчинников. Башкиры признавались владельцами тех земель, на которых они проживали. Кроме того, по их просьбе царские власти направили землемеров для уточнения границ ряда племен. Важным шагом правительства Ивана IV было возвращение коренным жителям их земель, захваченных ранее ногайскими феодалами. Вся территория края была поделена между родами и племенами башкир.

  1. Крестьянская реформа 1861 г. в Башкортостане и активизация переселенческого движения.

1.1. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 главная из буржуазных реформ 60-80-х гг. 19 в., отменившая крепостное право в России.

Реформы 60-х годов в Башкирии

В 50-е годы крайне усилилось недовольство Крестьян крепостным правом. Они не хотели жить по-старому, подвергаясь эксплуатации со стороны помещиков-дворян. Повсюду вспыхивают крестьянские восстания и волнения. Это наблюдается и в Башкирии. В 1858 году крепостные крестьяне Белебеевского и Стерлитамакского уездов разгромили имения помещиков Дурасова, Анненкова, Ушакова и других. Для расправы над крестьянами губернатор посылает войска.

Кроме помещичьих, в Башкирии насчитывалось много крестьян, приписанных к горным заводам Урала. Положение их было еще более тяжелым, чем положение помещичьих крестьян. Заводские крестьяне поднимаются на борьбу. Они отказываются работать и требуют повышения заработной платы, улучшения условий труда.

Все крестьянское население края активно борется против существующего строя.

По указу царя во всех губерниях России создаются дворянские комитеты по выработке условий освобождения крестьян.

В ноябре 1859 года такой комитет был создан в Оренбургской губернии. В него вошли самые богатые помещики края. Они постарались выработать такой про­ект, по которому помещикам доставались бы все выгоды от реформы.

Выработанный помещиками проект был послан в Петербург, где готовилось общее положение об отмене крепостного права. И в Главном комитете все делалось в интересах помещиков. Нужд крестьян никто в расчет не принимал.

Опасения царя и помещиков были неслучайными. Они знали, что крестьяне будут недовольны реформой, выгодной только помещикам. Во многих местах крестьянам предполагалось дать меньше земли, чем они имели до реформы. Причем землю крестьяне должны были выкупать.

Главная

ГлавнаяЭнциклопедия Башкирии КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861

Лит.: Давлетбаев Б.С. Крестьянская реформа 1861 года в Башкирии. М., 1983.

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РБ, высший орган исполнит. власти Республики Башкортостан, подчиненный Государственному Собранию - Курултаю РБ и Президенту РБ. К.М. формируется Президентом РБ, к-рый с согласия Гос. Собрания назначает Премьер-министра.

КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СЛАВЫ ТРЕХ СТЕПЕНЕЙ, рядовые и сержантский состав Кр. Армии (в авиации - и мл. лейтенанты), награжденные орд. Славы трех степеней. Орд. учрежден в 1943; награждение последовательное (3-й, 2-й, 1-й степ.

КАГАРМАНОВ Нурулла Фаритович (р.10.2.1928, с.Слак Белебеевского кантона БАССР, ныне Альшеевского р-на РБ), горный инж. по разработке нефт. и газ. м-ний. Чл.-корр. АН РБ (1991), акад. ИА РБ (1992), д-р техн.

КАДЕТЫ (Конституционно-демокр. партия, "Партия народной свободы"), либерально-монархич. партия в России. Оформилась в окт. 1905. Состояла из предст. бурж. интеллигенции, либер. помещиков, земских служащих.

КАДЫРИ (Кадыров) Закир Халимович (1887, д.Габдулла Ставропольского у. Самарской губ. - 1955, г.Стамбул), востоковед, просветитель, педагог. Образование получил в ун-тах Бейрута, Каира. В годы учебы в Каире стал известен как издатель антиколониальной газеты.

КАДЫРОВ Гапдрахман Файзурахманович (27.1.1941, Шатура Московской обл. - 31.7.1993, Сочи, похоронен в Уфе), спортсмен. Засл. мастер спорта по мотоспорту (1966). Засл. работник физ. культуры БАССР (1991).

КАДЫРОВ Имам-Гали Галимович (24.3. 1898, д.Карамалы-Тамак Белебеевского у. Уфимской губ., ныне Белебеевского р-на РБ, - 2.5.1969, Уфа), хирург. Д-р мед. наук (1939), проф. (1940). Засл. деят. науки БАССР (1947).

КАДЫРОВ Урал Гаянович (р.10.3.1929, д.Идяш Зилаирского кантона БАССР, ныне Зианчуринского р-на РБ), вет. врач, патологоанатом. Д-р вет. наук (1971), проф. (1972). Засл. деят. науки БАССР (1988). Окончил Троицкий вет.

КАДЫРОВА Назифа (Насифа) Жаватовна (р.13.4.1954, д.Ахуново Учалинского р-на БАССР), баш. эстрадная певица. Нар. арт. БАССР (1987). Солистка Баш. гос. филармонии с 1971. В репертуаре певицы баш. и тат. нар.

КАЗАКИ, этносословные группы в составе рус. и нек-рых др. народов России 15 - нач. 20 вв. Казаки башкирские (см. Башкиро-мещерякское войско). Казаки уфимские составляли сторожевой полк, созданный в 20-30-х гг.

КАЗАКОВ Валерий Петрович (р.11.7. 1934, с.Владимиро-Александровское Приморского края), физико-химик. Чл.-корр. АН СССР (1991), д-р хим. наук (1983), проф. (1986), действ. чл. Междунар. академии т-ва (1993).

КАЗАНЦЕВ Юрий Васильевич (р.7.12. 1935, г.Мелеуз БАССР), геолог-нефтяник. Чл.-корр. АН РБ (1995), д-р геолого-минералогич. наук (1983). Засл. деят. науки БАССР (1983). Окончил Криворожский горнорудный ин-т (1959).

КАЗАНЦЕВА Тамара Тимофеевна (р.8.5. 1939, г.Кривой Рог), геолог. Акад. АН РБ (1991). Д-р геолого-минералогич. наук (1985). Окончила Криворожский горнорудный ин-т (1959). Работала инж.-геологом комплексной геолого-разведочной экспедиции Красноярского террит.

КАЗТУГАН-ЙЫРАУ (жил на рубеже 15-16 вв.), баш. поэт-сказитель. Предст. рода кара-кыпсаков (см. Кыпсаки). Его родиной считают Южн. Урал, земли между рр.Агидель и Яик (см. Белая и Урал). Одно из любимых произв.

КАЙБЫШЕВ Оскар Акрамович (р.28.3. 1939, Москва), металлофизик. Акад. РАЕН (1990), АН РБ (1991), д-р техн. наук (1974). Засл. деят. науки БАССР (1979). Окончил Моск. ин-т стали и сплавов (1962). Работал на Уфим.

КАЛЕНДАРЬ, система счисления длит. промежутков времени, основанная на периодич. астрономич. явлениях (вращение Земли, движение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца). Период смены дня и ночи определяет ед.

КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫЙ БАШКИРСКИЙ сочетает в себе особенности тюрк., иран. и европ. календарей. Древние башкиры вели летоисчисление по мусалям (мэсэл) - 12-летним циклам, каждый год к-рого имел свое назв.: мыши (сысkан), коровы (hыйыр), барса (барыс), зайца (kуян), дракона (ылыу, лу, аждаhа), змеи (йылан), лошади (йылkы), овцы (kуй), обезьяны (маймыл), курицы (тауыk), собаки (эт), свиньи (дунгыз, сусkа).

КАЛЕНДАРЬ ОТРЫВНОЙ башкирский начал издаваться Баш. кн. изд-вом с 1986. В нем представлены материалы из разл. отраслей знания: ист. справки о событиях, происшедших на терр. Башкортостана и РФ; сведения о культуре, иск-ве, лит-ре, просвещении, спорте;.

КАЛИМУЛЛИН Барый Гибатович (10.4. 1907, с.Дуван-Мечетлино Златоустовского у. Уфим. губ., ныне Мечетлинского р-на РБ, - 21.7.1989, Уфа), архитектор, педагог, обществ. деятель. Чл.-корр. Академии стр-ва и архит.

В первой половине 19 века сформировались социально-политические предпосылки для преобразований в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Под угрозой революционной ситуации в России царское правительство вынуждено было предпринять определенные шаги, получившие название буржуазных реформ.

19 февраля 1861 года император Александр II утвердил ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы.

Также в это время в России шла реформа местного самоуправления.
Дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладавшие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населения, промышленности и торгового оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию. Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного самоуправления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии вращались вокруг этой проблемы.

Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

- курия уездных землевладельцев, состоявшая преимущественно из дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

- городская курия, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера;

- сельская курия, в которой не был установлен имущественный ценз, но введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Аппарат земств состоял из распорядительных органов – губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов – уездных губернских земских управ (в структуру последних входили постоянные канцелярии, разделяющиеся на отделы). Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога.

Во главе собраний управ стояли выборные председатели, которые кроме того. Что руководили деятельностью земских учреждений, председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях (присутствиях по крестьянским делам). Председателями земских собраний были предводители дворянства.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоявший из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел.

Наряду с земской реформой шла реформа и городская. 16 июля 1870 года было утверждено Городское положение, закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую Думу с городской управой – исполнительным органом. Думу и управление возглавляло одно лицо – городская голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Одновременно с крестьянской реформой, земской и городской реформами во 2-й половине 19 века в России создались предпосылки для проведения судебной, полицейской и военной реформ.

В ноябре 1864 года были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.




Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим – окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей; кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

В первой половине 19 века сформировались социально-политические предпосылки для преобразований в России. Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства. Помещичьи хозяйства включались в рыночный оборот; те, кто не мог приспособиться к новым экономическим условиям, теряли свои земли, попадавшие в заклад. Под угрозой революционной ситуации в России царское правительство вынуждено было предпринять определенные шаги, получившие название буржуазных реформ.

19 февраля 1861 года император Александр II утвердил ряд законодательных актов по конкретным положениям крестьянской реформы.

Также в это время в России шла реформа местного самоуправления.
Дореформенная система местного самоуправления отражала преимущественно интересы дворянско-помещичьего класса. Преобладавшие в ее деятельности принципы бюрократизма и централизма не учитывали реальных нужд местного населения, промышленности и торгового оборота. Картина усугублялась нерасчлененностью административных, судебных и хозяйственных правомочий, возлагавшихся на местную администрацию. Проведение крестьянской реформы требовало неотложной перестройки системы местного самоуправления. В ходе этой реформы правительство стремилось создать необходимые условия для сохранения власти в руках дворян-помещиков, и все дискуссии вращались вокруг этой проблемы.

Законом предусматривалось создание трех избирательных курий:

- курия уездных землевладельцев, состоявшая преимущественно из дворян-помещиков, для участия в которой требовался высокий имущественный ценз. Уездные землевладельцы с меньшим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

- городская курия, участники которой должны были располагать купеческим свидетельством либо предприятием определенного размера;

- сельская курия, в которой не был установлен имущественный ценз, но введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

Аппарат земств состоял из распорядительных органов – губернских и уездных земских собраний и исполнительных органов – уездных губернских земских управ (в структуру последних входили постоянные канцелярии, разделяющиеся на отделы). Свои хозяйственные задачи земства решали на средства, собираемые с населения в виде специального налога.

Во главе собраний управ стояли выборные председатели, которые кроме того. Что руководили деятельностью земских учреждений, председательствовали от их имени в местных правительственных учреждениях (присутствиях по крестьянским делам). Председателями земских собраний были предводители дворянства.

Земское собрание и земская управа (исполнительный орган, состоявший из председателя и двух членов) избирались на три года. Губернское земское собрание избиралось членами уездных собраний. Председатель уездной управы утверждался в должности губернатором, председатель губернской управы – министром внутренних дел.

Наряду с земской реформой шла реформа и городская. 16 июля 1870 года было утверждено Городское положение, закреплявшее систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание и городскую Думу с городской управой – исполнительным органом. Думу и управление возглавляло одно лицо – городская голова, утверждаемый в своей должности губернатором или министром внутренних дел.

Одновременно с крестьянской реформой, земской и городской реформами во 2-й половине 19 века в России создались предпосылки для проведения судебной, полицейской и военной реформ.

В ноябре 1864 года были утверждены и вступили в силу основные акты судебной реформы: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Создавались две судебные системы: местные и общие суды. К местным относились волостные суды, мировые судьи и съезды мировых судей, к общим – окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов; судебные (по гражданским и уголовным делам) палаты, распространявшие свою деятельность на несколько губерний или областей; кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. Власть этих судов распространялась на все сферы, кроме тех, где действовала юрисдикция духовных, военных, коммерческих, крестьянских и инородческих судов.

§ 5. Реформы 60-х годов в Башкирии.

Народ не желает жить по старому.

В 50-е годы крайне усилилось недовольство крестьян крепостным правом. Народ не хотел жить по старому, подвергаясь эксплуатации со стороны помещиков-дворян. Повсюду стихийно вспыхивают крестьянские восстания и волнения.
Стихийные выступления крепостных крестьян были частым явлением и в Башкирии. В 1858 году крепостные крестьяне Белебеевского и Стерлитамакского уездов разгромили имения помещиков Дурасова, Анненкова, Ушакова и других. Во многих местах Оренбургской губернии пылали помещичьи усадьбы. Для расправы над крестьянами губернатор посылает войска.
Кроме помещичьих, в Башкирии насчитывалось много крестьян, приписанных к горным заводам Урала. Положение их было еще более тяжелым, чем положение помещичьих крестьян. Заводские крестьяне поднимаются на борьбу. Они отказываются работать и требуют повышения заработной платы, улучшения условий труда.
Все крепостное население края активно борется против существующего строя.
Царь Александр II решил отменить крепостное право "сверху", не дожидаясь, пока оно будет отменено "снизу". Во всех губерниях России создаются дворянские комитеты по выработке условий освобождения крестьян.
В ноябре 1859 года такой комитет был создан в Оренбургской губернии. В него вошли самые богатые помещики края. Они постарались выработать такой проект, по которому помещиками доставались все выгоды от реформы.
Выработанный помещиками проект был послан в Петербург, где готовили общее положение об отмене крепостного права. И в Главном комитете все делалось в интересах помещиков. Нужд крестьян никто в расчет не принимал.

Крестьянская реформа в Башкирии.

Царский манифест и "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости" были подписаны 19 февраля 1861 года. Но их опубликовали не сразу. В Уфе они стали известны 15 марта. К этому времени по приказу царя в Оренбургскую губернию были направлены казаки на случай волнения крестьян.
Опасения царя и помещиков были не случайными. Они знали, что крестьяне будут недовольны реформой, выгодной только для помещиков. Во многих местах крестьянам предполагалось дать меньше земли, чем они имели до реформы. Причем землю крестьяне должны были выкупать.
В Башкирии на основании "Положения 19 февраля" крестьяне разных уездов получали различный земельный надел. Наименьшее количество земли доставалось крестьянам Мензелинского и Уфимского уездов. В некоторых волостях этих уездов приходилось по 2 десятины на душу. Это меньше среднего общероссийского надела, который равнялся 3,3 десятины на душу. В Белебеевском, Бирском, Троицком, Челябинском, Стерлитамакском уездах крестьяне получали в среднем по 5 десятин на душу.
У помещиков оставалось огромное количество лучших земель. Так, на долю 1151 помещика Уфимской губернии приходилось 2 712 537 десятин удобной земли, или в среднем по 2357 десятин на одно помещичье имение. За ними же сохранились все леса, выгоны, водопои и т. д. За пользование этими угодьями крестьянам приходилось дорого платить.
Там, где крестьянам досталось мало земли, им приходилось арендовать у помещиков и пахотные земли. Пользуясь безвыходным положением крестьян, помещики брали с них высокую арендную плату.
Бывшие помещичьи крестьяне, таким образом, получили только личную свободу, но остались в экономической зависимости от помещиков.
Одновременно с помещичьими были освобождены и крестьяне, приписанные к уральским горным заводам. Условия их освобождения были еще хуже. Они получили только приусадебный участок, да и то за большой выкуп.
После реформы многие горнозаводские рабочие остались без работы, потому что заводы были закрыты их владельцами. Положение безработных было совершенно безвыходным. Один из царских чиновников в 1866 году писал: "Мастеровые частных горных заводов, пользуясь предоставленными им льготами и свободным состоянием, не только не улучшили 'своего домашнего быта против прежнего положения, когда они находились в крепостной зависимости, но пришли в гораздо худшее положение".

Борьба крестьян за "настоящую волю".

Ликвидация кантонной системы управления.

В манифесте и "Положении 19 февраля" совершенно не упоминалось о башкирах. Они по-прежнему относились к военному сословию и управлялись по кантонной системе.
Эта система за время своего существования претерпела ряд изменений. В 1834-1835 годах было создано особое командование башкиромиюарского войска. Командующих назначали из русских офицеров.
После присоединения Казахстана к России Башкирия из пограничной области превратилась во внутреннюю. Поэтому в 40-50-е годы в некоторых кантонах военная служба заменяется денежным сбором.
Во время проведения буржуазных реформ 60-х годов царское правительство решили ликвидировать кантонное управление в Башкирии. Башкиры были пере-ведены из военного сословия в гражданское. Они получили право свободных сельских жителей и могли заключать любые договоры, приобретать имущество, торговать, заводить предприятия.
Земля оставалась в собственности башкир, но они должны были выделить из своих земельных угодий наделы припущенникам.
Все население Башкирии было подчинено одинаковым органам управления.
В 1865 году Оренбургская губерния, куда входила Башкирия, была разделена на две губернии: Уфимскую и Оренбургскую.


19 февраля 1861 года Александром II был подписан Манифест и “Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”. Крестьянская реформа 1861 года была претворена в жизнь.


Крестьянский вопрос. Причины реформы.

Ещё прабабушка Александра, Екатерина II знала, что крепостное право лучше отменить. Но она не отменила, потому что “лучшее-враг хорошего”. Александр II понимал выгоду отмены крепостного права в плане экономическом, но тревожился, понимая, что ущерб будет нанесен в плане политическом.

Основные причины крестьянской реформы 1861 года:

  • Одной из причин отмены крепостного права можно назвать Крымскую войну. Эта война открыла глаза многим людям на “прогнившую” систему самодержавия. Из-за крепостничества стала очевидна военно-техническая отсталость России от ведущих держав Западной Европы.
  • Крепостное право не обнаруживало признаков своего распада, неизвестно сколько оно могло существовать и дальше. Аграрное хозяйство продолжало стоять на месте.
  • Труд крепостного крестьянина, как и труд приписного рабочего в разы отличался от труда свободного наёмного рабочего, работающего за сдельную оплату. Крепостные крестьяне работали из рук вон плохо, так как их труд был принудительным.
  • Правительство Александра II опасалось крестьянских волнений. После окончания Крымской войны в южных губерниях прокатились стихийные восстания крестьян.
  • Крепостное право было пережитком средневековья и напоминало рабство, что было само по себе безнравственно.

Александр II, зная причины крепостного права и способ их устранения, не знал как к ним приступить.

Особое значение имела “Записка об освобождении крестьян” К. Д. Кавелина. Именно эта “Записка” послужила первоначальным планом реформ, когда попала в руки царя. Кавелин в своём проекте настаивал, что освобождать крестьянина следует только вместе с землёй, которую следует дать ему за небольшой выкуп. “Записка” вызвала ярую ненависть дворян. Они настроили против Кавелина Александра II. В итоге Кавелин был уволен из Петербургского университета и потерял место цесаревича.

Фотография К. Д. Кавелина

Рис. 1. Фотография К. Д. Кавелина.

Подготовка Манифеста. Начало преобразований

Подготовка реформ велась поначалу очень скрытно. В 1858 году от всех российских губерний были выдвинуты дворянские комитеты для составления общего проекта реформ. Борьба между дворянами развернулась главным образом из-за вопроса о предоставлении крестьянам наделов земли после их освобождения от крепостной зависимости.

которые читают вместе с этой





  • Негласный комитет был преобразован в Главный комитет. К лету 1858 года были созданы губернские дворянские комитеты. Их первоначально возглавил Я. И. Ростовцев.
  • В августе 1859 года. правительство стало поочередно вызывать дворян в Санкт-Петербург. Сначала приглашались дворяне нечернозёмных губерний.
  • Председателем редакционной комиссии стал граф В. Н. Панин, известный консерватор. Из-за него проекты реформ стали сдвигаться в пользу дворянства.
  • Главные разработчики проекта-Н. А. Милютин и Ю. Ф. Самарин, благодаря созыву стали лучше понимать, что осуществление реформ не может осуществляться одинаково по всей стране. Так, если в черноземье главную ценность всегда представляет земля, то в нечерноземье-труд самих крестьян. Главные разработчики проекта понимали, что без какой-либо подготовки нельзя проводить преобразование, нужен длительный переходный период для проведения реформ.

Говоря кратко о крестьянской реформе 1861 года, следует подчеркнуть, что и Милютин и Самарин поняли, что крестьяне должны быть освобождены обязательно с землёй. Помещикам за это давался выкуп, который гарантировался царским правительством. Это и стало сутью реформы.

19 февраля 1861 года царь Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.


Рис. 2. “Чтение Манифеста Александра II на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.” Художник А. Д. Кривошеенко

Основные законоположения Крестьянской реформы 1861 года

Со дня подписания Манифеста крестьяне перестали считаться собственностью помещиков. Крестьяне каждого помещичьего имения были объединены в сельские общества.

  • В законопроекте была проведена грань между нечернозёмными и чернозёмными губерниями. В нечернозёмных губерниях крестьянину оставалось почти столько же земли, сколько было у него в пользовании, когда он был крепостным.
  • В чернозёмных же губерниях, помещики шли на всевозможные ухищрения-крестьянам давались урезанные наделы, причём лучшие земли оставались у помещика, а болотистые и каменистые почвы доставались крестьянам.
  • Опасаясь, что крестьяне попросту разбегутся, чтобы не платить выкуп за урезанные участки, правительство обязало каждого крестьянина заплатить выкуп. Покинуть постоянный район своего проживания крестьянин мог только с разрешения сельского общества. Общий сход обычно противился стремлению крестьян уехать, так как приходилось обычно все трудовые повинности разбивались поровну на каждого крестьянина. Таким образом, крестьяне были связаны круговой порукой.
  • Землевладелец мог ” подарить” крестьянам четверть их надела, который давало государство. Однако при этом все лучшие земли помещик забирал себе. Клюнувшие на такие “подарки” крестьяне стремительно разорялись, так как “дарованные” земли обычно были непригодными для выращивания урожая.

Стоит ли говорить, что крестьяне ждали совсем другой реформы…

Последствия крестьянской реформы 1861 года и её значение

Из расположенной ниже таблицы можно увидеть основные плюсы и минусы, а также результаты проведения реформы 1861 года:

  • Крестьяне становились свободным сословием.
  • Реформа носила грабительский характер-крестьянин должен был почти всю свою жизнь платить за выделенный ему надел земли.
  • Упразднение крепостного права привело к росту производства.
  • Помещики сохранили за собой лучшие земли, это вынуждало крестьян, особенно малоземельных арендовать землю у помещиков.
  • Активизировалось предпринимательство.
  • В селе по-прежнему сохранялась община.
  • Появились два новых социальных слоя населения-промышленная буржуазия и пролетариат.
  • Дворянские привилегии оставались нетронутыми, так как реформы не коснулись этого социального слоя.
  • Реформа была первым шагом к гражданскому равноправию, так как средневековое крепостное рабство наконец-то уничтожалось.
  • Основная часть крестьян разорялась после реформ. Это вынуждало искать их работу в городе, пополняя ряды наёмных рабочих или городских нищих.
  • У крестьян впервые появилось право на землю.
  • С крестьянином по-прежнему не считались. Крестьянство никак не влияло на политическую жизнь страны.
  • Были предотвращены крестьянские волнения, хотя мелкие восстания имели место быть.
  • Крестьяне почти в три раза переплачивали за выделенные им наделы.

Значение Крестьянской реформы 1861 года прежде всего, заключалось в выходе Российской империи на международный рынок капиталистических отношений. Страна постепенно стала превращаться в мощную державу с развитой промышленностью. Вместе с тем, последствия реформы негативно сказались в-первую очередь на крестьянстве.

После “освобождения” крестьяне стали разоряться куда больше. Общая стоимость земли, которую крестьянам предстояло выкупить, составляла 551 млн. рублей. Крестьяне же должны были заплатить государству 891 млн. рублей.

Что мы узнали?

Реформа 1861 года, изучаемая в 9 классе, имела огромное значение для страны и прогрессивного общества. Обо всех отрицательных и положительных итогах этой реформы, а также об основных её законопроектах и положениях, рассказывает эта статья.

Читайте также: