Подготовка к приему контрольных тестов на выносливость кратко

Обновлено: 02.07.2024

Для определения выносливости в различных её проявлениях на практике, используют набор различных двигательных заданий (тестов).

О степени развития выносливости можно судить на основе внешних (поведенческих) показателей, которые характеризуют результативность двигательной деятельности человека во время утомления [9].

Внешние показатели выносливости в циклических упражнениях [9]:

Минимальное время преодоления достаточно протяженной дистанции (например, бег на 5000 м, плавание на 1500 м);

В силовых упражнениях выносливость характеризуется:

Числом возможных повторений этого упражнения (предельным количеством подтягиваний, приседаний на одной ноге);

Предельным временем сохранения позы тела или наименьшим временем выполнения силовых упражнений (например, при лазанье по канату на 5 м; при 6-разовом подтягивании и т.п.);

Наибольшим числом движений в заданное время (например, присесть как можно больше в течение 10 с и т.п.).

Тесты для определения силовой выносливости [10]

Тест 1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания)

Методика проведения. Исходное положение: упор лежа, голова – туловище – ноги составляют прямую линию.

Дается одна попытка. Фиксируется количество отжиманий от пола при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе.

Формула для вычислений: О = (Р НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Тест 2. Удержание тела в висе на перекладине

Методика проведения. Тестируемый принимает положение виса так, чтобы его подбородок находился над перекладиной. После этого включается секундомер. Когда под влиянием утомления руки начнут разгибаться и глаза окажутся на уровне перекладины, выполнение теста прекращается.

Формула для вычислений: В = (Р – НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Тест 3. Поднимание туловища из положения лежа на спине

Методика проведения. Исходное положение: руки за головой, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполняемых упражнений в одной попытке за 30 с.

Формула для вычислений: С = (Р – НВП): НВП

Возрастные оценочные нормативы указаны в таблице 2.

Р – результат в соответствующих тестах;

НВП – норматив из таблицы 2, соответствующий данному тесту, возрасту и полу.

Возраст в таблице 2: 7 лет – возраст от 6,5 до 7,5 лет;

8 лет – возраст от 7,5 до 8,5 лет и т.д.

Возрастные оценочные нормативы

в упоре лежа (раз)

в упоре лежа (раз)

При любых физических упражнениях внешним показателем выносливости человека являются величина и характер изменений различных биомеханических параметров двигательного действия (длина, частота шагов, время отталкивания, точность движений и др.) в начале, середине и в конце работы. Сравнивая их значения в разные периоды времени, определяют степень различия и дают заключение об уровне выносливости. Как правило, чем меньше изменяются эти показатели к концу упражнения, тем выше уровень выносливости.

Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности. На основе этого критерия разработаны прямой и косвенный способы измерения выносливости.

При прямом способе, испытуемому предлагают выполнить какое-либо задание (например, бежать с заданной интенсивностью, т.е. с той или иной скоростью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости)) и определяют предельное время работы с данной интенсивностью (до начала снижения скорости). Прямой способ измерения выносливости практически не всегда удобен. Поэтому чаще используют в практике физического воспитания для измерения выносливости косвенный способ, когда выносливость занимающихся определяется по времени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистанции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистанции обычно составляет 600-800 м; средних классов – 1000-1500 м; старших классов – 2000-3000 м. Используются также тесты с фиксированной длительностью бега – 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преодоленное за данное время. Содержание 6-минутного теста представлено в таблице 3.

Оценка выносливости по 6-минутному бегу (по Г.П. Богданову)

По пробегаемой дистанции, м

По времени бега, с

Указанная в таблице 3, дистанция оценивается по времени бега следующим образом: отлично – 5 мин 20 с; хорошо – 6 мин; удовлетворительно – 6 мин 40 с [17].

Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге (по К. Куперу)

Тест К. Купера позволяет определить уровень физической работоспособности (уровень развития выносливости) человека по результатам 12-минутного бега. Надёжность и информативность данного теста достаточно высоки и статистически достоверны. Содержание теста представлено в таблице 4. 12-минутный тест Купера предусматривает преодоление максимально возможного расстояния бегом за 12 мин (по ровной местности, без подъемов и спусков, как правило на стадионе). Тест прекращается, если у испытуемого возникли признаки перегрузки (резкая отдышка, головокружение, боль в области сердца и др.). По команде со старта спортсмены начинают бег. В конце каждого круга бегущим объявляют оставшиеся для бега время. По истечении 12 минут, по сигналу бег останавливается и пройденное спортсменом расстояние фиксируется [8].

Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге (К. Купер)

Оценка физической подготовленности

Расстояние (км), преодолеваемое за 12мин

Определение физической работоспособности по величине МПК (по К. Куперу)

Служит для оценки физической работоспособности занимающихся и не занимающихся по максимальному потреблению кислорода (МПК). МПК – единый показатель, характеризующий физические возможности человека, которые лимитируются производительностью кардиореспираторной системы (дыхательная система и система кровообращения тесно связаны в единую систему, называемую кардиореспираторной), роль которой сводится к обеспечению работающих мышц кислородом и выведению углекислоты из организма. И при всём при этом максимальное потребление кислорода (МПК) – основной показатель аэробной выносливости.

Как известно, величина потребляемого мышцами кислорода эквивалентна производимой ими работе. Следовательно, потребление организмом кислорода возрастает пропорционально мощности выполняемой работы. МПК характеризует собой то предельное количество кислорода, которое может быть использовано организмом в единицу времени. Чем выше МПК, тем больше (при прочих равных условиях) абсолютная мощность максимальной аэробной нагрузки.

МПК может быть определено с помощью максимальных проб (прямой метод) и субмаксимальных проб (непрямой метод). Для определения МПК прямым методом используются чаще всего велоэргометр или тредбан и газоанализаторы. При применении прямого метода от испытуемого требуется желание выполнить работу до отказа, что не всегда достижимо. Поэтому было разработано несколько методов непрямого определения МПК, основанных на линейной зависимости МПК и ЧСС при работе определенной мощности. Эта зависимость выражается графически на соответствующих номограммах. В дальнейшем обнаруженная взаимосвязь была описана простым линейным уравнением, широко используемым с научно-прикладными целями для нетренированных лиц и спортсменов скоростно-силовых видов спорта:

МПК = 1,7PWC170 + 1240

Для определения МПК у высококвалифицированных спортсменов циклических видов спорта используют следующую формулу:

МПК = 2,2PWC170 + 1070

В зависимости от величины МПК с учетом возраста, К. Купер выделяет пять категорий физического состояния (очень плохое, плохое, удовлетворительное, хорошее, отличное). Градация отвечает практическим требованиям и позволяет учитывать динамику физического состояния при обследовании здоровых лиц с незначительными функциональными нарушениями. Критерии К. Купера для различных категорий физического состояния мужчин по величине МПК приведены в таблице 5 [10].

Оценка физического состояния по величине МПК (мл/мин/кг) по К. Куперу

Испытуемому предлагается выполнение на велоэргометре, трендбане или в степ-тесте 2-х пятиминутных нагрузок умеренной мощности с интервалом 3 мин, после которых измеряют ЧСС. Расчет показателя PWC170 производится по следующей формуле:

где: W1 и W2 – мощность первой и второй нагрузки;

F1 и F2 – ЧСС в конце первой и второй нагрузки.

Принцип PWC170 пригоден для определения как общей, так и специальной работоспособности спортсменов [10].

Гарвардский степ-тест

Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 6. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

Продолжительность работы (с) ∙ 100

5.5 ∙ Число ударов пульса (с)

Более точно можно рассчитать ИГСТ, если пульс считать 3 раза – в первые 30 секунд 2-й, 3-й и 4-й минут восстановления. В этом случае ИГСТ вычисляют по формуле:

где: t – время восхождения на ступеньку (с);

f1, f2, f3 – число пульсовых ударов за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Для оценки по Гарвардскому степ-тесту физической работоспособности проводят по таблице 7 [10].

Высота ступеньки и время при проведении степ-теста

Мужчины старше 18 лет

Женщины старше 18 лет

Юноши и подростки 12-18 лет

с поверхностью тела больше 1,85 см 2

Юноши и подростки 12-18 лет

с поверхностью тел а меньше 1,85 см 2

Девушки 12-18 лет

Мальчики и девочки до 8 лет

Оценка физической работоспособности по ИГСТ

При развитии выносливости нам необходимо постоянно контролировать свой пульс, как наиболее доступный и информативный показатель физической работоспособности организма.

В спорте используются два способа оперативной пульсометрии [16]:

Импульсометрия – подсчет числа сердцебиений за определенный отрезок времени, чаще всего 10 с;

Интервалометрия – определение суммарной длительности стандартного числа сердечных циклов, например 10.

Метод интервалометрии по точности стоит более чем на порядок, по сравнению с импульсометрией. Разумеется, при групповых подсчетах пульса с участием самих занимающихся, когда руководитель группы, пользуясь одним секундомером, задает по команде начало и конец измерения ЧСС, метод импульсометрии остается единственно приемлемым и будучи более простым, и главное привычным, метод импульсометрии остается основным на практике. Однако при наблюдениях за ЧСС отдельных лиц (а именно с этим приходится иметь дело при проведении теста PWC170) методом выбора должна быть интервалометрия.

Интервалометрия

Интервалометрия может проводиться либо телеметрически (на слух по звуковому сигналу в радиоприемнике), либо пальпаторно на лучевой или сонной артерии.

где: t – время циклов в секунду;

n – число определяемых циклов работы сердца.

Для удобства работы по методу интервалометрии приводится таблица 8, на которой заранее вычислены значения ЧСС в минуту для всех возможных величин при ритмах сердца в пределах 39–240 уд/мин. В левой части таблицы первые шесть столбцов дают величины ЧСС в наиболее часто встречающемся диапазоне 59-200 уд/мин при подсчете за 10 кардиоциклов.

В случае брадикардии (ЧСС ниже 60 уд/мин) нет необходимости в подсчете 10 кардиоциклов и практически достаточен уровень точности, полученный при подсчете за 5 кардиоциклов; соответствующую величину ЧСС находят в средней части таблицы.

В случае очень высоких ритмов ЧСС (более 200 уд/мин) для повышения точности целесообразно определять суммарную длительность 20 кардиоциклов; соответствующую величину ЧСС находят в правой части таблицы (последние два столбца).

При ритмах сердца свыше 180 уд/мин подсчет бывает нередко затруднен и возрастает возможность ошибки исследователя. Для облегчения работы и повышения ее точности может быть предложен специальный прием: подсчет пар импульсов. Так, при подсчете за 10 кардиоциклов мысленно считают не каждый удар, а через удар и на пятом из этих четных импульсов выключают секундомер; в случае подсчета за 20 кардиоциклов выключают его соответственно на десятом четном импульсе. Для надежного овладения этим приемом необходимо считать пары импульсов, делать мысленно акцент на втором импульсе каждой пары, т.е. на четном сигнале, который и подсчитывается. Тогда и выключение секундомера будет осуществлено правильно – на втором, а не на первом импульсе последней их пары [16].

Частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин) при различной суммарной длительности (t, с) стандартного числа кардиоциклов

Число подсчитываемых кардиоциклов

В спорте выносливость может измеряться и с помощью неспецифических и специфических групп тестов. Неспецифические – по их результатам оценивают потенциальные возможности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления. Специфические – результаты этих тестов указывают на степень реализации потенциальных возможностей.

К неспецифическим тестам определения выносливости относят:

Бег на трендбане;

Педалирование на велоэргометре;

Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода – МПК, частота сердечных сокращений, порог анаэробного обмена ПАНО и т.п.).

Специфическими считаются такие тесты, структура выполнения которых близка к соревновательной. С помощью специфических тестов измеряют выносливость при выполнении определенной деятельности, например в плавании, лыжных гонках, спортивных играх, единоборствах, гимнастике.

Индекс выносливости

Индекс выносливости – это разность между временем преодоления длинной дистанции и тем временем на этой дистанции, которое показал бы испытуемый, если бы преодолел ее со скоростью, показываемой им на коротком (эталонном) отрезке.

Индекс выносливости = t - tk ∙ n

где: t – время преодоления какой-либо длинной дистанции;

tk – время преодоления короткого (эталонного) отрезка;

n – число таких отрезков, в сумме составляющих дистанцию.

Пример. Лучшее время бега на 100 м ученика 16 лет равно 14,0 с. Время его бега на 2000 м составляет 7 мин 30 с, или 450 с. Индекс выносливости = 450 - (14 ∙ 20) = 170 с. Чем меньше индекс выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Коэффициент выносливости

Коэффициент выносливости – это отношение времени преодоления всей дистанции ко времени преодоления эталонного отрезка.

Коэффициент выносливости = t: tk

где: t – время преодоления всей дистанции;

tk – лучшее время на эталонном отрезке.

Пример. Время бега у испытуемого на 300 м равно 51 с, а время бега на 100 м (эталонный отрезок) – 14,5 с. В этом случае коэффициент выносливости составляет 51,0: 14,5 = 3,52. Чем меньше коэффициент выносливости, тем выше уровень развития выносливости.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в упражнениях силового характера: полученные результаты (например, количество повторений теста с отягощением) нужно соотносить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеханические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания общего центра масс в движении и т.п. Сравнивают их значения в начале, середине и конце упражнений. По величине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изменяются биомеханические показатели в конце упражнения, тем выше уровень выносливости [17].

Были определены средства и методы развития как общей, так и специальной выносливости. Исходя из изученных средств и методов, можно сделать следующий вывод. Приступая к развитию выносливости необходимо придерживаться определённой логики построения тренировочного процесса, т.к. нерациональное сочетание в занятиях нагрузки различной функциональной направленности может привести не к улучшению, а наоборот, к снижению уровня тренированности. Необходимо отметить, что на начальном этапе развития выносливости необходимо сосредотачивать внимание на развитие аэробных возможностей с одновременным совершенствованием функции сердечнососудистой и дыхательной систем, укреплением опорно-двигательного аппарата, т.е. на развитии общей выносливости. На втором этапе необходимо увеличивать объём нагрузки в смешанном аэробно-анаэробном режиме энергообеспечения, применяя непрерывную равномерную работу в форме темпового бега, кросса, плавания и т.д. На третьем этапе необходимо увеличение объёмов тренировочных нагрузок за счёт применения более интенсивных упражнений, выполняемых методом интервальной и повторной работ в смешанном аэробно-анаэробном и анаэробном режимах. Нагрузку следует повышать постепенно.

Также в ходе данной работы были рассмотрены тесты для определения уровня развития выносливости. Для определения уровня развития общей выносливости предназначены следующие тесты: 12-минутный тест К. Купера и 6-минутный бег на выносливость. Для определения уровня развития специальной выносливости можно использовать различные тесты, в частности для определения уровня развития силовой выносливости можно использовать тесты на отжимания, тесты на поднимание туловища из положения лежа на спине, а также тесты на удержание тела в висе на перекладине.

Выносливость является необходимым физическим качеством в любом виде спорта. Без воспитания выносливости спортсмен не сможет пройти на новый уровень развития, а следовательно, не добьется наивысших результатов в избранном виде двигательной деятельности. Развитие выносливости – важная часть тренировочного процесса, которую невозможно не учитывать при подготовке спортсменов к соревнованиям.

В работе приведена методика контрольных испытаний на выносливость, позволяющая определять явные и латентные показатели способности индивида и предрасположенность к тому или иному виду спорта, применяемая в НГТУ им. Р.Е. Алексеева и Лукояновском педагогическом колледже. На основании многолетней педагогической и тренировочной практики в различных видах спорта выявлены наиболее информативные экономически целесообразные методы контроля.


1. Григорьев В.И. Физическое воспитание студентов. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / В.И. Григорьев, Н.А. Третьяков; под ред. Т.Ю. Круцев. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 181 с.

3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 542 с.

4. Мыльников В.В., Сапожников Ю.Р. Социальная значимость формирования личности студентов-спортсменов высшей квалификации // Актуальные проблемы социальной коммуникации: материалы второй Международной научно-практической конференции. – Нижний Новгород, 2011. – С. 568–569.

5. Мыльников В.В., Володеев Г.И. Выбор методов контрольных испытаний на аэробную выносливость в техническом университете // Научные труды Sworl. – 2012. – Т. 50, № 4. – С. 72–76.

6. Мыльников В.В., Андронова Л.Н., Петрова Л.В. Тестирование аэробной выносливости человека // Организационно-содержательное обеспечение физического воспитания студентов вуза: проблемы, поиски, решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Нижний Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2013 – С. 129–132.

7. Основы теории и методики физической культуры: учеб. для техникумов физ. культуры; под ред. А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 352 с.

8. Фомина Л.Н., Мыльников В.В. Методы контрольных испытаний на выносливость // Организационно-содержательное обеспечение физического воспитания студентов вуза: проблемы, поиски, решения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Нижний Новгород, НГТУ им. Р.Е. Алексеева, 2012. – С. 200–205.

9. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия, 2000. – 480 с.

Проблема тестирования физической подготовленности человека ‒ одна из наиболее разработанных в теории и методике физического воспитания [1, 7, 9].

Практическое тестирование ставит перед педагогом ряд непростых проблем. При выборе путей их решения без соответствующего теоретического обоснования не обойтись. Теория тестов за последние четыре десятилетия сделала уверенный и заметный шаг вперед. В результате работы, проведенной учеными разных стран мира, определены основные понятия, такие как двигательные способности, моторный тест, математико-статистические методы, организационные и методологические основы тестирования [2].

В общем виде можно сказать, что двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности (отдельных действий или многих деятельностей). Вместе с тем способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличии способностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. До начала осуществления какой-либо деятельности способности скрыты, не реализованы и существуют в виде анатомо-физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции, если не будут созданы соответствующие условия для их развития.

С помощью контрольных испытаний (тестов) выявляются абсолютные (явные) и относительные (скрытые, латентные) показатели этих способностей. Абсолютные (например, прыжок в длину с места) показатели характеризуют уровень развития тех или иных двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Относительные (например, сила человека относительно его массы) показатели позволяют судить о проявлении двигательных способностей с учетом этого влияния. Преподаватели физической культуры и тренеры должны знать, чему равны абсолютные и относительные показатели физических способностей у студентов и спортсменов. Это поможет им определить явные и скрытые двигательные возможности в подготовке своих студентов, видеть, что именно развито недостаточно – координационные или кондиционные способности, и в соответствии с этим осуществлять и корректировать ход учебно-тренировочного процесса.

Инвариантная оценка

Основными компонентами структуры скоростных способностей считают быстроту реагирования, скорость одиночного движения, частоту движений и скорость, проявляемую в целостных двигательных действиях.

Большой сложностью отличается структура выносливости: аэробная, требующая для своего проявления кислородных источников расщепления энергии; анаэробная (гликолитический, креатинфосфатный источники энергии без участия кислорода); выносливость различных мышечных групп в статических позах (упражнения на статику приведены ниже) – статическая выносливость; выносливость в динамических упражнениях, выполняемых со скоростью 20–90 % от максимальной.

Для оценки этих и других основных проявлений физических способностей на занятиях, проводимых в спорткомплексе 6-го корпуса НГТУ им. Р.Е. Алексеева и в залах ГБУПОУ ЛПК, а также на открытом стадионе, применяются различные тесты. При помощи тестов на выносливость определяется прежде всего функциональное состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Использование этих тестов позволяет дать количественную оценку способности этих систем выдерживать определенную физическую нагрузку или нормально функционировать в экстремальных условиях. При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений (измеряется пальпаторно) [4–6, 8]. Предполагается, что величина и характер изменений указанных переменных свидетельствует о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит хорошим индикатором общей (аэробной) выносливости организма.

Применяемые методы тестирования

Тесты на выносливость, применяемые на занятиях физического воспитания в ЛПК и НГТУ им. Р.Е. Алексеева:

1. 12-минутный беговой тест Купера. Тестирование проводится на спортивной площадке или беговой дорожке.

Оборудование: свисток, секундомер.

Процедура тестирования. Испытуемый должен бежать или чередовать бег с ходьбой, стремясь преодолеть как можно большее расстояние за 12 мин. Пройденная им дистанция тщательно измеряется. Длина дистанции фиксируется, а результат оценивается по разработанной К. Купером специальной шкале.

2. Гарвардский степ-тест.

Тестирование группы учащихся по методу степ-теста проводится менее чем за 10 мин, однако одновременное тестирование более 20 учащихся не рекомендуется.

Оборудование: скамейка, секундомер.

Результат выполнения степ-теста определяется по следующей формуле:

Длительность упражнения, с×100.

Результат

Удвоенная сумма трех показателей ЧСС.

pic_35.tif

Полученный результат затем интерпретируется по разработанной специалистами шкале.

4. Тесты, основанные на сопоставлении времени бега на какой-либо короткой дистанции, умноженного на число отрезков в процессе прохождения всей дистанции, со временем преодоления данной дистанции.

410 – (12,5∙20) = 450 – 280 = 160 с.

5. Бег на 2000 м (девушки), 3000 м (юниоры).

Результат – время бега (абсолютный показатель выносливости). Определение относительных показателей выносливости рассмотрено выше.

6. Тесты на определение выносливости в беге на месте и в движении с любой заданной интенсивностью (например, 50, 60, 70, 80, 90 % от максимальной скорости преодоления дистанции).

Например, время бега студента 1 курса на 100 м равно 14,0 с. Для определения выносливости в беге с интенсивностью 50 % от максимальной средняя скорость бега на 100 м задается 28,0 с, с интенсивностью 70 % от максимальной – 20,0 с, с интенсивностью 90 % от максимальной – 15,6 с. Далее по длительности удержания скорости с заданной интенсивностью определяются показатели выносливости.

Заключение

На основе результатов тестирования можно: сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и целых групп, проживающих в разных регионах и странах; проводить спортивный отбор для занятий тем или иным видом спорта, для участия в соревнованиях; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) студентов основной медицинской группы; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий; наконец, обосновывать нормы (возрастные, индивидуальные) физической подготовленности.

Для одних занятия фитнесом — это привычная рутина для оздоровления и хорошего самочувствия. Другие же не могут представить свои тренировки без спортивного азарта и частенько бросают себе вызов. Не всегда для этого нужны большие цели с высокой планкой. Начните с хороших показателей в тестах на уровень физподготовки.

Выносливость: тест Купера

Это, пожалуй, один из самых известных тестов, позволяющих оценить свои успехи по итогам тренировок. Тест Купера существует в нескольких вариациях, чтобы испытать себя можно было в разных дисциплинах. Их Кеннет Купер — американский спортивный врач и отставной военный — разработал еще в конце 1960-х годов прошлого века, чтобы с помощью этих тестов уровень своей физической подготовки могли оценивать армейские служащие.

В армиях разных стран мира тесты Купера применяются до сих пор, но не только там — любой желающий может проверить себя, устроив себе один из этих тестов.

Наиболее общий тест включает в себя выполнение четырех кругов с четырьмя базовыми упражнениями. Это:

  • 10 отжиманий;
  • 10 прыжков (первоначальная позиция — упор лежа, перенос ног прыжком к рукам и их возврат);
  • 10 подъемов туловища;
  • 10 приседаний (или выпрыгиваний из приседа, или разножек).

Выполнить четыре круга с этими упражнениями нужно как можно быстрее. Свой уровень физической подготовки можно считать высоким, если на всю серию ушло около трех минут. Если ваш результат — примерно 3:30, его тоже можно считать хорошим. Четыре минуты — средний результат. Комплекс из этого теста Купера можно использовать не только для оценки для своего уровня, но и для тренировок; поначалу — не на скорость, а на качество.

Отдельные тесты Купер предложил для бегунов, пловцов и поклонников велоспорта. Участникам этих тестов нужно размяться в течение 10-15 минут, а потом приступить к основной нагрузке: бегу, плаванию или езде на велосипеде в течение 12 минут. За это время нужно преодолеть как можно большее расстояние. Итоговую цифру сопоставляют с нормативами для своего возраста и пола. Есть поправка от самого Купера: свои тесты он не рекомендует выполнять после 35-40 лет, в первую очередь — тем, кто ведет малоподвижный образ жизни и не уделяет большое внимание тренировкам.

Оценка уровня подготовки

Расстояние (м) за 12 минут

Ж

(13-19 лет)

Ж

(20-29 лет)

Ж

(30-39 лет)

М

(13-19 лет)

М

(20-29 лет)

М

(30-39 лет)

Очень низкий уровень

Комплекс ГТО

Пройти тест Купера с хорошим результатом под силу далеко не всем, однако тем, кто тренируется регулярно и ответственно, он покажет только уровень выносливости. В России для более объемной оценки физических способностей разработаны нормативы ГТО, которые впервые появились еще в СССР в 1931 году. Во второй раз ввести их в действие решили в 2014 году.

Сейчас это комплекс, который включает в себя более 20 тестов. У каждой возрастной группы — свой список обязательных. Так, их три для людей от 70 лет и старше, еще три теста в этой возрастной категории можно сдать по выбору. А в возрасте от 18 до 29 лет обязательных тестов — четыре, дополнительно же можно сдать еще девять тестов, если захочется проверить больше своих физических качеств.

Среди дисциплин, вошедших в комплекс ГТО, — челночный бег 3×10 метров, бег на 30, 60 и 100 м, а также более длинные дистанции — бег на 1000, 1500, 2000 и 3000 м. Плюс к этому — бег на лыжах на 1, 2, 3, 5 км, плавание на 25 и 50 м, прыжок в длину с места толчком двумя ногами и прыжок длину с разбега, поднимания туловища (одна минута), отжимания, подтягивания, самозащита без оружия и даже скандинавская ходьба. Из этого списка, который на самом деле длиннее, испытания как раз и подбирают по возрасту. А подтверждением успешной сдачи нормативов будет знак отличия — золотой, серебряный или бронзовый.

Кроссфит: тест WOD Bergeron Beep Test

Каждое занятие по кроссфиту само по себе — маленькая победа: комплексы, которые используются в этом направлении тренинга, дают серьезную нагрузку. Чтобы ее выдержать, потребуются усилия и выносливость. Тем же, кто к этому привык и кроссфитом занимается регулярно, нужны способы отслеживать свой прогресс, и одним из них является тест Бена Бержерона — известного кроссфит-тренера.

Тест под названием WOD Bergeron Beep Test включает в себя выполнение трех упражнений: трастера (это упражнение со взятием штанги на грудь, приседанием с ней и жимовой швунг), подтягивания на турнике и берпи. Каждое из них нужно выполнить по семь раз и уложиться при этом в одну минуту. При прохождении теста тренирующиеся делают столько кругов с этим набором упражнений, сколько могут, продолжая укладываться в минуту; этот принцип в кроссфите называют EMOM (“Every Minute on the Minute”). Когда на выполнение упражнений начинает уходить больше минуты, тест завершается, а тот, кто испытывал себя, записывает результат — общее количество повторений за тест.

Время от времени этот тест можно повторять и сравнивать свой новый результат с предыдущим. Так же можно мотивировать себя, соревнуясь с другими, — за лучшие показатели в этом тесте.

Уровень гибкости

Гибкость — это не только (и не столько) про эффектные шпагаты . Х орошая подвижность суставов и позвоночника на самом деле нужна нам и в повседневной жизни, и в базовых тренировках — достаточная амплитуда движений позволяет безопасно выполнять упражнения.

Чтобы узнать о том, не нужно ли отдельно поработать над гибкостью своего тела, можно провести несколько простых тестов:

Оценка силы мышц рук и плечевого пояса 1. Броски 2-3 килограммового мяча одной и двумя руками с места и разбега, сидя и в прыжке (м). 2. Броски л/а ядра обеими руками назад на голову (м). 3. Подтягивание на перекладине в течение 20 с (кол-во раз). 4. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа или на концах параллельных брусьев в течение 20 с (кол-во раз). 5. Вырывание штанги весом 30 кг (для мужчин) и 20 кг (для женщин) в течение 30 с (кол-во раз). Тесты 3, 4, 5 можно применять для оценки силовой выносливости мышечных групп рук и плечевого пояса, для чего предложить спортсменам выполнить их в течение 1 мин. Оценка силы мышц туловища 1. В висе поднимание ног вперед в течение 20 с (кол-во раз). 2. Поднимание туловища до прямого седа из положения лежа на спине в течение 20 с (кол-во раз). 3. То же, что в № 2, но сидя на скамейке и ноги держит партнер. 4. Поднимание туловища из положения лежа на бедрах на гимнастической скамейке лицом вниз в течение 20 с (кол-во раз). 5. Наклоны вперед и выпрямление со штангой на плечах (кол-во раз за 30 сек.). Вес штанги — 30 кг для мужчин и 20 кг для женщин. Увеличив время выполнения всех тестов до 1 мин, можно оценить силовую выносливость мышечных групп брюшного пресса и спины. Оценка силы мышц ног 1. Прыжок в длину с места толчком двух ног (см). 2. Тройной прыжок с места толчком двух ног (м). 3. Прыжки на одной ноге 20 м (кол-во прыжков). 4. Выпрыгивание из приседа вверх, прогибаясь, в течение 20 с (кол-во раз). 5. Прыжки толчком двух ног из приседа — 20 м (кол-во прыжков). 6. Приседание со штангой на плечах — 15 раз (вес штанги 50% от веса спортсмена). 7. Прыжок с разбега толчком обоих ног с касанием метрической разметки возможно выше из трех попыток (см) — уровень прыгучести. 8. То же упражнение, но определяется разница между величиной максимальной высоты выпрыгивания и показателем высоты, зафиксированный у игрока с вытянутой рукой, стоящего на носках перед прыжком (см). 9. Тест Уччелли — частное от деления высоты прыжка (достать рукой отметку) на длину тела с вытянутой рукой: 1,28 — оценка посредственная 1,28 — 1,32 — хорошая 1,32 и выше — отличная При отборе в ДЮСШ - 1,24 - 1,25.

Контрольные упражнения для определения уровня развития быстроты

Контрольные упражнения для определения уровня развития общей выносливости

Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростной и прыжковой выносливости

Контрольные упражнения для определения уровня развития ловкости

Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости

Читайте также: