Крестьяне особенности в 19 веке кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жизнь городских обывателей в XIX веке революционно изменилась и очень быстро сменилась со стародавних патриархальных традиций и обычаев на культурные (больше всего, западноевропейские) правила быта, моды и поведения. В городах резко уменьшилось количество обширных индивидуальных хозяйственных построек и домов. Не стало хлевов, сараев, бань, снопосушилен, амбаров и погребов. С развитием артельного городского хозяйства, торговли и транспорта отношения горожан основались на торгово-денежном обмене. Городских жителей стало больше, изменился характер народных гуляний, развлечений и массовых праздников. Горожане полюбили устраивать на праздники гулянья в садах и парках, на площадях и бульварах. Широко распространилось гостевое чаепитие и посещение кабаков, питейных заведений. Горожане начали по утрам пить кофе.

Весь день (12-13 часов) у рабочих занимала работа. На все остальные домашние дела: утренний подъём, приготовление завтрака и рабочего обеда, переход на работу, возвращение с работы, поход по магазинам за продуктами, приготовление ужина, ведение домашнего хозяйства, воспитание детей, общение, учёбу, самообразование и личные интимные взаимоотношения оставалось в целом тоже 12-11 часов, из которых 4-6 часов требовалось для ночного сна. Такой ежедневный цикл жизни рабочего прерывался только в выходной день или всеобщий официальный праздник, когда он мог немного отдохнуть, развеяться, порадоваться жизни. Непосредственно видя и ощущая стиль и пример жизни в городах других сословий, рабочие XIX века, особенно, одинокие, находили удовлетворение своим потребностям, интересам, мечтам и желаниям, как правило, в питейных заведениях, кабаках и трактирах.

Главным занятием всего городского сословия в России XIX века была продажа (предоставление за вознаграждение, за плату, заработную плату) своего труда (работы, услуг, службы). Таким образом, в городском сословии сложились специфические экономические, социальные, политические и культурные процессы революционно изменившие мировоззрение, традиции, обычаи и даже ритуалы многонационального русского народа России XIX века. До 1913 года в России в целом была эпоха нового цивилизационного расцвета и развития, порождённого отменой крепостного права в 1861 году и породившего революции 1905, 1914 и 1917 годов.

В 1850 году численность российского духовенства достигала примерно 60 000 человек (7000 чёрное духовенство и 53 000 – белое). Чёрное духовенство – это монахи и монахини, из которых назначались архиереи. Белое духовенство – это
приходские священники, диаконы, псаломщики. Церковное управление в России разделялось на территориальные епархии. Высшим церковным органом Русской Православной Церкви (РПЦ) с XVIII века был Синод. Считалось, что русское духовенство никак не связано со светским обществом и существует отдельно от государства и независимо, но на само деле всё было очень сложно. В русском духовенстве и в РПЦ дольше всего сохранялось и сохраняются старые церковные порядки, правила поведения, каноны церковной моды. Традиционно РАЦ воспринимается в русском многонациональном обществе как хранительница исторических и духовных традиций. Кроме этого, на РПЦ были возложены обязанности по ведению актов гражданского состояния населения в деревнях и сёлах (рождения, бракосочетания и смерти).

Казаки в России, как все и любые вооружённые и сплочённые в ватаги, отряды, эскадроны и полки люди, потенциально опасны для любого государства и общества, потому что государственные перевороты, как правило, осуществляют вооружённые люди. В казачьих округах изначально, со времён разбойничьей вольницы на окраинах Московского государства и опричнины русского царя Ивана VI Грозного, было развито местное самоуправление. После отбытия службы в нарядах, казаки, как все русские крестьяне, обрабатывали землю, выданную им по 30 десятин на 1 душу мужского пола, вели домашнее натуральное хозяйство, работали в казачьих промысловых артелях, торговали и веселились на ярмарках. Кстати, у казаков было бесплатное медицинское обслуживание и обучение их детей в школах.

В мирное время в России на постоянной сторожевой, полицейской, пограничной и государственной службе находилось 17 казачьих полков и 6 отдельных сотен Донского казачьего войска, 11 полков и 1 дивизион Кубанского казачьего войска, 4 полка и 4 местные команды Терского казачьего войска, 6 полков и 1 дивизион и 2 сотни Оренбургского казачьего войска, 3 полка и 2 команды Уральского казачьего войска, 3 полка Сибирского казачьего войска, 1 полк Семиреченского казачьего войска, 4 полка Забайкальского казачьего войска, 1 полк Амурского казачьего войска, 1 дивизион Уссурийского казачьего войска, 2 сотни Иркутских и Красноярских общин казаков.

Казачьи станы и станицы, как правило, размещались по берегам рек: Амур, Волга, Дон, Енисей, Кубань, Терек, Уссури, Яик, поэтому в казачьей кухне много рыбных блюд. Казачьи жёны, повара и поварихи запекали карпа или леща, варили уху, готовили кулеш с рыбой. Вместе с рыбой в меню казаков были каши, лапша, голубцы, холодец, хлеб и пироги, которые запивали морсом (вишневым) и хлебным квасом. Кушали казаки традиционно из глиняных и деревянных мисок (братин) и деревянными ложками. Казаки полноценно кушали три раза в день: завтракали, обедали и ужинали. Кушали по сигналу старшего за столом и обычно из одной большой общей миски. Все напитки к столу подавались в кувшинах, а пили из глиняных кружек.

Все казаки носили форменную одежду: китель, бекешу (долгополое пальто-шинель), черкеску (кавказский кафтан), башлык (капюшон с длинными концами, которые завязывались на шее, как шарф), бурку (безрукавный меховой плащ-накидка), брюки, шаровары, гимнастерку, рубашку-косоворотку, бешмет (кафтан со стоячим воротником), папаху или форменную фуражку со знаками отличия.

Пришёл черёд завершить исторические исследования истоков и начать публикацию из семейного архива документов Фотохронологии истории рода Суворовых-Максимовых. Начнём потихоньку…

В 1879 г. крестьяне составляли 88% населения России. В деревне существовала круговая порука в уплате налогов, повинностей, без паспорта крестьяне не могли покинуть деревню. Жизнь в условиях общины при крепостном строе формировала у крестьян такие черты, как коллективизм, чувство социальной справедливости, почитание старших, наивный монархизм, суеверия. Отмена крепостного права усилила процесс расслоения крестьян. Община помогала бедному крестьянину, поддерживала середняка в неурожайные годы, они держались за общину. Но в то же время появились новые крестьяне, которые хотели самостоятельно хозяйствовать на свой страх и риск. Лишь 17% крестьян были грамотными. Передовые мыслители России с сожалением отмечали, что крестьяне очень далеки от того, чтобы стать политически зрелыми гражданами, способными участвовать в государственной жизни. На волостного старшину и сельского старосту, помимо решения текущих хозяйственных вопросов, возлагалась также и охрана порядка. Для крестьян существовал особый волостной суд, члены которого также избирались сельским сходом. При этом волостные суды выносили свои решения не только на основе норм законов, но и руководствуясь обычаями. Зачастую эти суды наказывали крестьян за такие проступки, как неразумная трата денег, пьянство и даже колдовство. Кроме того, крестьяне подвергались некоторым наказаниям, которые давно уже были упразднены для других сословий. Например, волостные суды имели право приговаривать членов своего сословия, не достигших 60 лет, к порке. Особо безнравственных, не поддающихся перевоспитанию крестьян община имела право исключать из числа своих членов, что означало для провинившихся высылку в Сибирь. Многовековое существование общины наложило сильный отпечаток на психологию русского крестьянина. Его сознанию были присущи коллективизм, развитое чувство справедливости. Ярче стали проявляться богатство одних и бедность других. Мерилом зажиточности чаще всего являлось наличие в хозяйстве определенного количества лошадей, без которых невозможно было обрабатывать землю. Безлошадный крестьянин (если он не занимался иным, неземледельческим трудом) стал символом деревенской нищеты. В конце 80-х гг. в Европейской России 27% дворов были безлошадными. Признаком бедности считалось наличие одной лошади. Таких хозяйств было около 29%. В то же время от 5 до 25% хозяев имели до десяти лошадей. Они скупали большие земельные владения, нанимали батраков и расширяли свое хозяйство.

Государственные крестьяне в России — что это за класс в России

Государственные крестьяне — особенное российское сословие, составлявшее в XVIII-XIX веках до 50% численности населения России, занимавшегося земледелием. Их отличие от помещичьего крестьянства состояло в том, что они считались лично свободными, но прикрепленными к земле.

За землю крестьяне обязаны были ежегодно уплачивать государственную оброчную подать. Министр государственного имущества для разных местностей мог устанавливать этот сбор в размере не выше 15% от оценочной стоимости земли. Также у крестьян была обязанность уплачивать налог за пользование лесом, если в состав их участка входили лесной массив. Через три года, при условии, что все налоги уплачены, наделы можно было продавать.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Но проблема выкупа в полную собственность земли как сельскими обществами, так и владельцами состояла в том, что необходимо было внести единовременный взнос в уездное казначейство в сумме, проценты с которого равнялись бы сумме равной капитализированной оброчной подати. Это были огромные деньги даже для зажиточной части населения.

Кратко права государственных крестьян можно представить следующим образом:

  • они имели право выступать в суде;
  • заключать сделки;
  • имели частную собственность;
  • вели торговлю как оптом, так и в розницу;
  • открывали фабрики и заводы.

Их обязанности включали:

  • оплату подушной подати;
  • взносы на земские нужды;
  • натуральные повинности.

За несение повинностей крестьяне отвечали круговой порукой.

Какие группы вошли в их состав при Петре Первом

История формирования этого сословия началась с указов Петра I. Государственные крестьяне образовались из остатков не закрепощенных земледельцев:

  • черносошных крестьян — тяглых людей, т. е. несущих повинности не в пользу помещиков, а государства. Жили на окраинах империи с суровым климатом. Занимались охотой, рыболовством, собирательством, торговлей;
  • сибирских пашенных крестьян — обрабатывавших казенные земли в Сибири;
  • однодворцев, которые происходили из служилых людей. Были, как правило, детьми бояр. Несмотря на то, что числились дворянами, были не нужны государству. Петр I стремился избавиться от этого сословия. Но однодворцы были упразднены только в 1866 году;
  • служилых татар — сформировались из татарской знати, перешедшей из Золотой Орды на службу России. Имели некоторые привилегии в торгово-ремесленных занятиях;
  • нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Отличие государственных крестьян от крепостных

Историки полагают, что шведские крестьяне стали примером для определения юридических прав государственных крестьян. Во-первых, они обладали личной свободой. В отличие от крепостных, им разрешалось участвовать в судебных процессах. Во-вторых, казенные могли заключать сделки и владеть собственностью.

Положение государственных крестьян в XVIII-XIX веке

В 1719 году на европейской части России и Сибири их было около 1,049 миллиона, т. е. 19% от всех земледельцев. В 1858 году уже — 9,3 миллиона человек (45,2% земледельческого населения). Сословие вносило в казну денежный оброк. В Прибалтике и на территории Польши казенные имения сдавали в аренду частникам, и госкрестьяне отбывали барщину.

Сибирским пашенным работникам следовало обрабатывать государственные участки и вносить продуктовый оброк. Казенные крестьяне платили подушную подать и отбывали дорожную, подводную, постойную и т. п. повинности.

Реформы в отношении государственных крестьян в XIX веке

Ее основателем стал убеждённый противник крепостного права П.Д. Киселев. В ходе реформы ликвидируются барщинные повинности в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, больше не сдаются казенные имения в аренду. Подушевой оброк заменили земельно-промысловым сбором.

Госкрестьяне получили самоуправление и право решать вопросы в границах сельской общины. Но закрепленность к земле осталось. Радикальной реформации деревня подверглась лишь после отмены крепостного права.

Киселев собирался регламентировать участки и повинности помещичьих крестьян, и в определенной мере подчинить их Министерству государственных имуществ, но это встретило активное сопротивление помещиков и не было осуществлено.

Эти реформы однако привели к тому, что владения госкрестьян уменьшились на 10% в центральных губерниях, на 44% — в северных. Выкупные платежи на 45 % стали больше оборочной подати. Революция 1905 года повлияла на то, что во время столыпинских реформ эти платежи были отменены с 1 января 1907 года.

Кто такие государственные и частновладельческие крестьяне, на какие виды они подразделялись. Чем занимались лашманы и вольные хлебопашцы? Какие налоги платили крестьяне.

Виды крестьян в России

Большое количество людей, составляющих родословную, углубившись в 19 век обнаруживают, что их предки – крестьяне. Некоторые начинающие генеалоги в тайне надеятся найти дворянские корни, чтобы с гордостью демонстрировать свой герб и потешить самолюбие. Учитывая, что крестьянство составляло 80% населения Российской империи, вероятность найти именно крестьянские корни крайне высока.

Кто такие крестьяне

В этом утверждении есть только доля правды, ведь категорий крестьян существовало много.

Основная деятельность

Крестьяне – жители сельской местности, занимающиеся сельским хозяйством. Помимо земледелия и разведения скота крестьяне занимались растениеводством (например, разводили виноградники или сады) и пчеловодством.

Обязательно владели ремеслом – гончары, столяры, плотники, кузнецы, ткачи, плели из бересты обувь и тару – в каждой деревне были свои ремесленники, удовлетворяющие потребности в тех или иных продуктах.

Это сословие обязано было платить налоги в зависимости от категории, к которой они относились.

Налогообложение

Крестьяне в зависимости от категории платили подушную подать, несли рекрутскую повинность.

Оброк – налоговая повинность, выплачиваемая в виде денег или продуктов зависимыми крестьянами.

Тягло – в 16 – 18 вв. денежные и натуральные повинности (включала в себя различные виды налогов: стрелецкий хлеб, государева подать, оброчные деньги и другое), которые несли крестьяне и посадские люди. (Были и другие податные сословия, уплачивающие налоги в пользу государства).

Основной налог, введенный Петром Первым, назвался подушная подать и заменил термин оброк и тягло. Ее платили не только крестьяне мужского полу, но и другие сословия, перечисленные в его указе. Екатерина Первая закрепила подушный налог за крестьянами и мещанами. Ежегодно размер налога увеличивался.

Категории крестьян и их отличия

В Древней Руси были смерды и холопы. Смерды могли быть лично свободными и зависимыми. Процесс закрепощения крестьян был официально закреплен в 1649 году (Соборное уложение).

В 16 веке и далее в зависимости от подчиненности крестьянина различали государственных и крепостных, которые в свою очередь подразделялись на виды.

Государственные черносошные

Различали тяглых и оброчных государственных крестьян в зависимости от налогообложения, к которому они были отнесены (тягло или оброк). Переселиться такие крестьяне могли по дозволению либо местного мирского начальника (руководитель губернии или уезда), либо церковных служителей (для церковных крестьян). Это была категория лично свободных крестьян, подчинявшихся, т.е. несущих тягло непосредственно в пользу государства и правительства.

К этой же категории крестьян относились и такие сословия, как войсковые обыватели, служилые люди, пашенные солдаты, драгуны, военные поселяне, однодворцы из крестьян. (Читать подробнее об однодворцах)

Церковные крестьяне

Церковные крестьяне подразделялись на виды: монастырские природные, архиерейские, экономические. Отличались степенью подчиненностью: монастырю, Архиерейской вотчине, Экономической коллегии (то есть правительству).

После уменьшения и упразднения церковных владений Екатериной Второй в 1764 году церковные крестьяне перешли в разряд экономических, подчиняясь с тех пор только Экономической коллегии.

Лично несвободные

После отмены крепостного права в 1861 году крестьяне получили личную свободу от помещика, но часто не имея земля и средств к существованию были вынуждены продолжать работать на помещичьих землях.

Помещичьи крестьяне могли стать временно обязанными. Если они выкупили свою свободу или получили ее после 1861 года, но землю у помещика не выкупили. В этом случае они продолжали отрабатывать оброк за пользование землей помещика.

Однодворческие крестьяне

Обособленно стоят крепостные крестьяне, принадлежавшие однодворцам. Учитывая особенности однодворческого сословия, крепостных у них было немного, продавать или обменивать крестьян можно было только другому однодворцу.

Промышленные

Заводские крестьяне — вид крестьянства, которое было распространено на Уральских и других заводах в связи с развитием горной промышленности. В основном, это были помещичьи крестьяне, которых завезли на строящиеся заводы для заселения новых территорий и использовали для обслуживания заводов.

Например, известный заводчик Лугинин выкупил у Строганова и Масалова Саткинский и Златоустовский заводы, слегка переплатив, потому что в комплекте с заводами ему достались так необходимые для функционирования предприятия крестьянские души.

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Ревизская сказка 1834 года Златоустовской оружейной конторы, казенные мастеровые с семьями Россохин, Кузнецов и Жижин

Были переселившиеся на предприятия по собственному желанию лично свободные крестьяне (государственные, экономические и другие) в этом случае их называли приписными, т.е. прикрепленными к заводам или мануфактурам.

Большинство крестьян были лично свободными, и лишь третья часть (согласно 10 ревизии) являлась закрепощенной.

Читайте также: