Крестово купольный храм в византии кратко

Обновлено: 02.07.2024

тип христианского храма, сложившийся в развитом средневековом зодчестве Византии. В классическом варианте К.-к. х. четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается Барабан, перекрытый Куполом; переходом от арок к барабану служат Паруса. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию К.-к.х. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже — угловые помещения. Эта композиция наглядно обозрима и изнутри, и снаружи храма. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность массивных стен и опор. В композицию интерьера К.-к. х. с его большими поверхностями стен и сводов органично включается византийская система храмовой росписи,

Тип К.-к. х., возникнув в 6 в., окончательно сформировался в 9—12 вв. в константинопольской школе (см. Византия). В др. школах византийского зодчества развились варианты К.-к. х.: храмы с куполом на тромпах (См. Тромпы), укрепленных на восьми опорах; храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены; храмы, в которых добавлены по два столба со стороны апсид (См. Апсида) и входа (в средневековой Греции). Известны также К.-к. х. с куполами, перекрывающими рукава креста, и др.

Найдено 6 изображений:

тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.


Крестово-купольный храм. Аксонометрия.

основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. В средокрестии (месте пересечения рукавов) находятся четыре вертикальные опоры, соединённые арками. На них опирается купол, воздвигнутый на цилиндрическом (реже многоугольном) барабане.Переходом от арок к цилиндрическому основанию барабана служат паруса (перекрытия в форме вогнутых треугольников, напоминающие по форме надутые ветром корабельные снасти) или тромпы (перекрытия в форме сегмента конуса). Угловые пространства между рукавами креста перекрываются сводами или небольшими куполами. Крестово-купольная система в общих чертах сложилась в Византии в 5 в.; окончательно сформировалась в 9–12 вв. В это время, помимо типичных крестово-купольных построек, возводились храмы с куполом, опирающимся на восемь колонн, на две стены и два столба и т. д. Крестово-купольные храмы могли быть как одноглавыми (с одним куполом; храм Покрова Богородицы на Нерли, 1165), так и многоглавыми (25-главая Десятинная церковь в Киеве, 990–96; 13-главый храм Св. Софии Киевской, 1037; пятиглавые Успенский собор во Владимире, 1189, и Успенский собор Московского Кремля, 1475–79).


Крестово-купольный храм. План


Крестово-купольный храм. Разрез


Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир

— символ обители Бога, основная архитектурная форма храмового зодчества восточного христианства, возникшая в Византии и определившаяся в основных чертах к V в. Геометрическая символика внешней, центрически-организованной пирамидальной композиции и вертикально ориентированного архитектурного пространства, замкнутого плоскостями мощных стен, преобразуется в интерьере в образное целое — символ христианского космоса. Этот образ выражен строго канонической системой росписей, мозаик и убранства храма (изображение Пантократора в куполе, четырех евангелистов на парусах, Страшного Суда на западной стене и т. д.). Окончательно сформировавшийся в IX–XII вв., тип крестово-купольных храмов варьировался. Например, известны храмы с куполом на парусах, опирающимся на четыре столба (северный храм монастыря Липса в Константинополе) или на свободно стоящие колонны (церковь Теотокос монастыря Хосиос Лукас в Греции), а также с куполом на тромпах, опирающимся на восемь опор (монастырь Давни в Греции). Есть также храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены, и храмы, в которые добавлено по два столба со стороны апсид и входа. В разных своих вариантах тип крестово-купольных храмов получил широкое распространение в России, на Балканах и на Кавказе. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.

основной архитектурный тип храмового зодчества в восточном (православном) христианстве. Этот тип храма в своих основных чертах сложился в Византии к V в. Его конструктивная особенность состоит в том, что срединный квадрат пересечения взаимно перпендикулярных свод-чатых рукавов, в плане образующих крест, перекрыт куполом, опирающимся на четыре свободно стоящих столба, соединенных арками. Переходом от арок к бара-бану купола служат паруса. Угловые помещения между рукавами креста перекрываются сводами или небольши-ми куполами. Окончательно сформировавшийся к IX в. крестово-купольный храм варьировался в различных архитектурных школах. В разных своих вариантах крестово-купольный тип храма получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, на Кавказе. Несмотря на жесткость христианского канона, храмовое зодчество этих регионов имеет нацио-нальную специфику, многие храмы стали шедеврами мировой архитектуры. К числу последних относятся храм Софии в Киеве, Успенский собор в Московском Кремле и др.

тип христианского храма с крестово-купольной композицией. Ведет свою историю от церкви Св. Софии в Константинополе (VI в.). Крестово-купольная композиция получает широкое распространение в Византии, начиная с IX в., на Руси - с конца Х в., широко применялась в мировой архитектуре вплоть до XIX века. Крестово-купольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного так называемого греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. Внутренние четыре столба делили храм на нефы - межрядные пространства. Таким образом создавался основной трехнефный крестово-купольный храм. В целом план церкви вписывался в прямоугольник или даже квадрат. Очень часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания между ветвями основного креста или же (что реже) - в концах этого креста.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе. 532—537 гг.

Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.

Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.

Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Зарисовка 23. Крестово-купольная ячейка. План, разрез, аксонометрия.

51. Зарисовка 24. Крестово-купольная система в простом четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Простые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

52. Зарисовка 25. Крестово-купольная система в простом шестистолпном варианте. План

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиПростые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

53. Зарисовка 26. Крестово-купольная система в сложном четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Сложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.

54. Зарисовка 27. Крестово-купольная система в сложном шестистолпном варианте. План.

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиСложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.

Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.

В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе. 532—537 гг.

Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.

Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.

Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.

Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.

Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.

Зарисовка 23. Крестово-купольная ячейка. План, разрез, аксонометрия.

51. Зарисовка 24. Крестово-купольная система в простом четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Простые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

52. Зарисовка 25. Крестово-купольная система в простом шестистолпном варианте. План

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиПростые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.

53. Зарисовка 26. Крестово-купольная система в сложном четырехстолпном варианте. План.

Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Сложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.

54. Зарисовка 27. Крестово-купольная система в сложном шестистолпном варианте. План.

Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиСложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

КРЕСТО́ВО-КУ́ПОЛЬНАЯ СИСТЕ́МА, кон­ст­рук­тив­ная сис­те­ма в са­краль­ной ар­хитек­ту­ре вост. хри­сти­ан­ст­ва. Воз­ник­ла в Ви­зан­тии. Во­прос о вре­ме­ни по­яв­ле­ния К.-к. с. ос­та­ёт­ся спор­ным. По мне­нию А. И. Ко­ме­ча , К.-к. с. су­ще­ст­во­ва­ла уже в 5 в. (ц. Оси­ос-Да­вид в г. Фес­са­лони­ки, пе­ре­ст­рое­на), сфор­ми­ро­вав­шись на ос­но­ве кре­сто­об­раз­ных в пла­не куль­то­вых цен­трич. по­стро­ек (бап­ти­сте­ри­ев, мар­ти­ри­ев). Со­глас­но др. точ­ке зре­ния, она скла­ды­валась на про­тя­же­нии 7–9 вв. в хо­де эво­лю­ции ку­поль­ной ба­зи­ли­ки , не­ко­то­рое вре­мя со­су­ще­ст­вуя с этим архит. ти­пом, впо­след­ст­вии вы­шед­шим из упот­реб­ле­ния. Пер­вый из­вест­ный кре­сто­во-ку­поль­ный храм этой ли­нии раз­ви­тия – ц. Ус­пе­ния в Ни­кее (кон. 7 в., не сохр.). К хра­мам зре­лой К.-к. с. от­но­сят­ся ц. Св. Со­фии в г. Фесса­ло­ни­ки (8 в.), сев. цер­ковь мон. Кон­стан­ти­на Лип­са (907–908) и Ми­ре­лей­он (Буд­рум-джа­ми; ок. 920) в Стам­бу­ле, и др. Кре­сто­во-ку­поль­ные хра­мы бы­ли так­же рас­про­стра­не­ны в ар­хи­тек­ту­ре Древ­ней Ру­си ( Со­фий­ский со­бор в Кие­ве, 1030–1040-е гг.), Бал­кан, Кав­ка­за и др. ре­гио­нов ви­зант. влия­ния.

Крестово-купольный храм — тип христианской архитектуры, возникший и в странах Востока, и в Византии в 5−8 столетии. Был принят православными в качестве основного вида собора. В классическом варианте это конструкция прямоугольной формы, где центр разделяется четырьмя столбами на девять отделений.

  • Внутреннее устройство
  • Наружный внешний вид
  • Конструкция иконостаса
  • Росписи и мозаики
  • Строительство в Древней Руси
  • Изменения после монголов
  • Центрические сооружения
  • Архитектура Закавказья
  • Примеры древнерусских церквей

Крестово купольный храм

Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.

Внутреннее устройство

Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.

Устройство крестово купольного храма

Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.

В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.

В конце находится основная часть храма, куда ограничен проход для многих верующих, — алтарь с престолом. Здесь начинается главное событие богослужения: вино и хлеб превращаются в кровь и тело Спасителя.

Наружный внешний вид

В отличие от греков, украшавших храмы снаружи, русские сосредотачивались на внутреннем убранстве, но и фасады все равно заслуживают внимания. Храм сооружен из нескольких элементов. С востока главная конструкция соединяется с алтарным помещением. С наружной части это полукруглые постройки — апсиды, которых может быть одна, три или пять. Наверху, над главным объемом, находится один или два барабана — это многогранные или округлые башни с окнами, с помощью которых помещение освещается внутри. Барабаны заканчиваются сферическим куполом, но с наружной части его не видно, можно наблюдать только главы.

Крестово купольный храм керчь

Главы бывают двух форм: луковичные и шлемовидные. В отличие от купола, являющегося важнейшим элементом всего сооружения, они не несут никакую конструктивную нагрузку: это декоративное обрамление, которое защищает перекрытие от осадков.

Помимо этого, в составе конструкции могут находиться звонницы и колокольни.

Конструкция иконостаса

Иконостас напоминает экран, который демонстрирует христианам божественную жизнь — возник в крестово-купольных храмах Древней Руси относительно поздно, в XV столетии. До этого использовались маленькие колоннады или невысокие алтарные заграждения в форме балюстрад.

Иконостас имеет нескольких ярусов. Если рассматривать сверху вниз, то они упорядочены с учетом событий, которые произошли в священной истории:

Крестово купольный храм внутри

  1. Праотеческий (верхний) ряд посвящается тем, кто проживал до первого Закона Божьего, который был поведан Моисею (Адам, Ева, Ной, Авраам, Каин, Авель).
  2. Ниже описание тех, кто жил во времена Ветхого Завета, то есть от Моисея до Иисуса (Даниил, Соломон, Давид).
  3. Следующий ярус — праздничный. Символика рассказывает о жизни Иисуса на земле и отображается в литургической истории (праздники, которые посвящены основным событиям Спасителя: Сретение, Крещение, Рождество).
  4. Самый главный ярус — тот, где находится Деисус. Иоанн Креститель и Пресвятая Богородица в молитве за людей стоят рядом с Христом, за ними расположены великомученики и апостолы.
  5. Нижний ярус — местный. Тут находятся лики Богородицы и Иисуса, а также устанавливают образы местных чтимых священнослужителей и икону, во имя которой произошло создание храма.

Специальный проход в середине иконостаса — двустворчатые Царские ворота, символизируют вход в рай.

Росписи и мозаики

Далее изображены апостолы и пророки. На четырех парусах изображали евангелистов, а на подпорах — столпов Церкви: преподобных, святых и великомучеников. На стенах изображаются основные священные исторические события. С западной стороны, то есть на стене, где расположен выход, — росписи Страшного суда, которые являются напоминанием для прихожан, выходящим из церкви. Апсида алтаря посвящена светлым историям христианского учения — таинству Евхаристии.

Строительство в Древней Руси

Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.

Крестово купольный храм история

В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.

Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.

После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.

К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.

 элементы крестово купольного храма

Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.

Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.

К примеру, восьмерик на четверике и шатровые перекрытия.

Изменения после монголов

В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.

 купольный храм схема

Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.

Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.

Центрические сооружения

Центрические храмы строились по канонам римской архитектуры, которая достигла огромного совершенства в создании купольных зданий (дворцовые залы, мавзолеи). Великой купольной конструкцией в Риме являлся Пантеон. В восточной части Византийской империи, в которой процесс создания центрических соборов проходил наиболее активно, архитектура христианства опиралась на строения языческих святилищ, например, шестигранная площадь в храме Баальбека.

Крестово купольный храм мозайка

Центрические соборы Палестины IV столетия, сооруженные при Константине, представляли собой обычные восьмигранники (октагоны) либо ротонды без пристроек. Через время у храмов появилась апсида, ее функция изначально не всегда совпадала с алтарем. Тут могли начать молебен с прочтения Евангелия, а Евхаристия происходила в середине церкви под куполом. Постепенно ротонды дополняли разными помещениями, к примеру, комнатами для паломников.

Примерно в VI столетии был сформирован тип октагона, где угловые части соединялись с круглыми нишами, завершая углы квадрата. К этому типу относились церковь Святого Георгия в Эзре (516 год) и гробничный храм в Русафе (на могиле великомученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (513 год) представлял собой квадрат с вписанным кругом. Центр круговой ротонды был в форме квадрифолия. Так средняя часть получила вид креста-четырехлистника, завершавшегося куполом. Размеры таких сооружений были настолько огромными, что обычно их невозможно было накрыть каменным куполом. Крыша изготавливалась из дерева.

Архитектура Закавказья

Крестово-купольные конструкции в Армении начали строить в 6−7 столетии. В это время построили храмы в Цроми, Мрене, Эчмиадзине. В конструкциях были значительные изменения: стены рукавов креста преобразовали в тонкие столбы. Так исчезли угловые помещения. Получился цельный интерьер, состоящий из трех нефов, разделенных между собой тонкими столбами.

В Закавказье широкое распространение получили здания, которые напоминали план трех- или четырехлистника (триконхи и тетраконхи). Интерьер этих сооружений не делился столбами и не имел неф. Основное помещение имеет форму креста, который образуется за счет четырех апсид, сходящихся к купольному пространству. Угловые комнаты отделены от центрального помещения. Западная ветка креста часто остается прямоугольной формы.

Среди храмов Грузии также существуют уникальные строения. К примеру, главный собор Светицховели был сооружен в 1028 г.

Помещение представляет собой трехнефную конструкцию с рядами столбов. Это здание вытянуто с запада на восток и не установлено на тетраконах.

Примеры древнерусских церквей

Почти ни один из древнерусских храмов не дошел до настоящего времени в изначальном виде. Большинство были разрушены, некоторые переделывались. Изменялась крыша, увеличивались окна, появлялся чужеродный декор, и началось использование штукатурки. Реставраторы пытаются вернуть сооружениям изначальный вид, но многое нужно додумывать с учетом сохранившихся аналогов и собственного мнения о том, что могло казаться красивым несколько столетий назад.

На российской территории домонгольские сооружения больше всего находятся в Новгородской области (в эти земли монголы не добрались). В первую очередь, это:

Крестово купольные храмы древней руси

  1. Георгиевский собор Юрьева монастыря (1118−1129) и храм Св. Софии (1044−1051) непосредственно в Новгороде.
  2. Георгиевская церковь (приблизительно 1170 г.) в Старой Ладоге.
  3. Спасо-Преображенский храм Мирожского монастыря (1137−1157) в Пскове.
  4. Церковь Михаила Архангела (1190−1195) в Смоленске.

Белокаменное древнерусское зодчество находится на территориях, которые принадлежали Владимиро-Суздальскому княжеству. Из хорошо сохранившихся строений можно выделить:

  1. Успенский собор (1159−1161) во Владимире.
  2. Спасо-Преображенский собор (1153−1158) в Переславле-Залесском.
  3. Дмитриевский собор (1195−1198) во Владимире.
  4. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1159−1164) в Боголюбово.

Архитектура Древней Руси чаще всего представлена именно христианскими храмами, среди которых крестово-купольные конструкции занимают основное место.

На Руси не все разновидности такого строительства получили популярность, но сооружения различных периодов Древней Руси создают свою уникальную вариацию храма крестово-купольного типа.

Читайте также: