Крестово купольный храм в византии кратко
Обновлено: 02.07.2024
тип христианского храма, сложившийся в развитом средневековом зодчестве Византии. В классическом варианте К.-к. х. четыре свободно стоящие в середине здания опоры соединены арками, на которые опирается Барабан, перекрытый Куполом; переходом от арок к барабану служат Паруса. Между опорами по осям храма крестообразно расходятся к внешним стенам сводчатые проходы, а образующиеся в результате угловые помещения также покрываются небольшими куполами или сводами. Эта устойчивая система взаимосвязанных пространств, ячеек обусловливает стройную композицию К.-к.х. Главную роль в ней играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже — угловые помещения. Эта композиция наглядно обозрима и изнутри, и снаружи храма. Наряду с организацией пространства большую роль в создании архитектурного образа играет пластическая выразительность массивных стен и опор. В композицию интерьера К.-к. х. с его большими поверхностями стен и сводов органично включается византийская система храмовой росписи,
Тип К.-к. х., возникнув в 6 в., окончательно сформировался в 9—12 вв. в константинопольской школе (см. Византия). В др. школах византийского зодчества развились варианты К.-к. х.: храмы с куполом на тромпах (См. Тромпы), укрепленных на восьми опорах; храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены; храмы, в которых добавлены по два столба со стороны апсид (См. Апсида) и входа (в средневековой Греции). Известны также К.-к. х. с куполами, перекрывающими рукава креста, и др.
Найдено 6 изображений:
тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на 4 столба в центре здания, откуда расходятся 4 сводчатых рукава креста. Образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, ещё ниже - угловые помещения. В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом пространственных ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Структура постройки обозрима внутри здания и наглядно отражена в его внешнем облике. В композицию интерьера органично включается строго разработанная, каноническая система росписей и мозаик, подчинённая структуре здания и символике его частей. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение также в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.
Крестово-купольный храм. Аксонометрия.
основной тип восточнохристианского храма, сложившийся в Византии и унаследованный архитектурой Древней Руси. Представляет собой квадратное в плане здание, внутри которого два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест. В средокрестии (месте пересечения рукавов) находятся четыре вертикальные опоры, соединённые арками. На них опирается купол, воздвигнутый на цилиндрическом (реже многоугольном) барабане.Переходом от арок к цилиндрическому основанию барабана служат паруса (перекрытия в форме вогнутых треугольников, напоминающие по форме надутые ветром корабельные снасти) или тромпы (перекрытия в форме сегмента конуса). Угловые пространства между рукавами креста перекрываются сводами или небольшими куполами. Крестово-купольная система в общих чертах сложилась в Византии в 5 в.; окончательно сформировалась в 9–12 вв. В это время, помимо типичных крестово-купольных построек, возводились храмы с куполом, опирающимся на восемь колонн, на две стены и два столба и т. д. Крестово-купольные храмы могли быть как одноглавыми (с одним куполом; храм Покрова Богородицы на Нерли, 1165), так и многоглавыми (25-главая Десятинная церковь в Киеве, 990–96; 13-главый храм Св. Софии Киевской, 1037; пятиглавые Успенский собор во Владимире, 1189, и Успенский собор Московского Кремля, 1475–79).
Крестово-купольный храм. План
Крестово-купольный храм. Разрез
Успенский собор. 1158–89 гг. Владимир
— символ обители Бога, основная архитектурная форма храмового зодчества восточного христианства, возникшая в Византии и определившаяся в основных чертах к V в. Геометрическая символика внешней, центрически-организованной пирамидальной композиции и вертикально ориентированного архитектурного пространства, замкнутого плоскостями мощных стен, преобразуется в интерьере в образное целое — символ христианского космоса. Этот образ выражен строго канонической системой росписей, мозаик и убранства храма (изображение Пантократора в куполе, четырех евангелистов на парусах, Страшного Суда на западной стене и т. д.). Окончательно сформировавшийся в IX–XII вв., тип крестово-купольных храмов варьировался. Например, известны храмы с куполом на парусах, опирающимся на четыре столба (северный храм монастыря Липса в Константинополе) или на свободно стоящие колонны (церковь Теотокос монастыря Хосиос Лукас в Греции), а также с куполом на тромпах, опирающимся на восемь опор (монастырь Давни в Греции). Есть также храмы с куполом, опирающимся на две свободно стоящие опоры и на две стены, и храмы, в которые добавлено по два столба со стороны апсид и входа. В разных своих вариантах тип крестово-купольных храмов получил широкое распространение в России, на Балканах и на Кавказе. Источ.: Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь. М., 1997; Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001.
основной архитектурный тип храмового зодчества в восточном (православном) христианстве. Этот тип храма в своих основных чертах сложился в Византии к V в. Его конструктивная особенность состоит в том, что срединный квадрат пересечения взаимно перпендикулярных свод-чатых рукавов, в плане образующих крест, перекрыт куполом, опирающимся на четыре свободно стоящих столба, соединенных арками. Переходом от арок к бара-бану купола служат паруса. Угловые помещения между рукавами креста перекрываются сводами или небольши-ми куполами. Окончательно сформировавшийся к IX в. крестово-купольный храм варьировался в различных архитектурных школах. В разных своих вариантах крестово-купольный тип храма получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, на Кавказе. Несмотря на жесткость христианского канона, храмовое зодчество этих регионов имеет нацио-нальную специфику, многие храмы стали шедеврами мировой архитектуры. К числу последних относятся храм Софии в Киеве, Успенский собор в Московском Кремле и др.
тип христианского храма с крестово-купольной композицией. Ведет свою историю от церкви Св. Софии в Константинополе (VI в.). Крестово-купольная композиция получает широкое распространение в Византии, начиная с IX в., на Руси - с конца Х в., широко применялась в мировой архитектуре вплоть до XIX века. Крестово-купольные храмы имеют в центре небольшой купол на стройном барабане. С подкупольным пространством связаны и подчинены ему все прочие части постройки, образующие форму равноконечного так называемого греческого креста, ветви которого перекрываются цилиндрическими сводами. Внутренние четыре столба делили храм на нефы - межрядные пространства. Таким образом создавался основной трехнефный крестово-купольный храм. В целом план церкви вписывался в прямоугольник или даже квадрат. Очень часто вводились малые купола, располагавшиеся в четырех углах здания между ветвями основного креста или же (что реже) - в концах этого креста.
Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.
В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе. 532—537 гг.
Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.
Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.
Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.
Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.
Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.
Зарисовка 23. Крестово-купольная ячейка. План, разрез, аксонометрия.
51. Зарисовка 24. Крестово-купольная система в простом четырехстолпном варианте. План.
Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Простые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.
52. Зарисовка 25. Крестово-купольная система в простом шестистолпном варианте. План
Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиПростые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.
53. Зарисовка 26. Крестово-купольная система в сложном четырехстолпном варианте. План.
Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Сложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.
54. Зарисовка 27. Крестово-купольная система в сложном шестистолпном варианте. План.
Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиСложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.
Базилики представляли собой прямоугольные, вытянутые в длину здания, разделенные на продольные помещения — нефы, из которых средний был выше боковых. Часто они пересекались широким поперечным нефом, образуя в плане вытянутый, так называемый латинский крест. В восточной части базилики находился алтарь. Античные базилики в Византии были приспособлены для христианского культа.
В V—VI вв. сформировался и широко распространился тип крестово-купольного храма на основе базилики и центрического храма. Он представляет собой квадратное в плане здание, в центральной части которого расположены четыре столба, поддерживающие купол. В крестово-купольном храме стоящие на четырех опорах подпружные арки поддерживают паруса и купол, к аркам с четырех сторон примыкают цилиндрические своды, обеспечивающие устойчивость опор. От центра храма расходятся четыре сводчатых рукава, образуя ясно читающийся равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью. В самой Византии возобладал крестово-купольный храм. Наиболее значительный памятник крестово-купольной системы — собор Святой Софии в Константинополе. 532—537 гг.
Наиболее важным элементом, появившимся в византийской архитектуре, стал барабан — цилиндрическая вставка между куполом и стенами, который позволил сохранить монолитность купола, устроив оконные проемы в стенах барабана. Купол с барабаном — один из наиболее типичных знаков византийской архитектуры.
Кроме этого типа был создан и тип купольной базилики, например храм Св. Ирины в Константинополе.
Широчайшее распространение в Византии получила сводчатая конструкция. Сводами перекрыты боковые пространства большинства церквей, огромные подземные водохранилища Константинополя, арсеналы и военные погреба, трапезные монастырей, залы собраний в богатых городах.
Характерным знаком византийского искусства является единство в использовании материалов. Преобладающими были кирпич и раствор, из которых возводили стены, пилоны, а также делали своды. Часто применялся и камень. При этом использовался его естественный цвет, особенно при кладке стен, где создавались цветные композиции из различных по цвету слоев камня и кирпича. Главным строительным материалом являлась плинфа — квадратный или прямоугольный хорошо обожженный кирпич толщиной 4—5 см. Кладку вели на известковом растворе, фасады не штукатурили.
Внутренние поверхности византийских зданий облицовывались: своды — мозаикой из стеклянной смальты, стены — мраморной мозаикой, полы — мраморным мощением.
Зарисовка 23. Крестово-купольная ячейка. План, разрез, аксонометрия.
51. Зарисовка 24. Крестово-купольная система в простом четырехстолпном варианте. План.
Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Простые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.
52. Зарисовка 25. Крестово-купольная система в простом шестистолпном варианте. План
Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиПростые храмы – храмы, в которых прямоугольное алтарное помещение перед апсидами сливается с восточными угловыми помещениями основной ячейки.
53. Зарисовка 26. Крестово-купольная система в сложном четырехстолпном варианте. План.
Четырехстолпный храм – прямоугольный объем разделенный четырьмя столбами на девять ячеек.Сложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.
54. Зарисовка 27. Крестово-купольная система в сложном шестистолпном варианте. План.
Шестистолпный храм – храм, в котором проемы между пространством храма и пространством нартекса превращаются в проемы между столбамиСложные храмы – храмы, в которых апсида и прямоугольное помещение перед ней прибавлено к основной части крестово-купольного храма.
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
КРЕСТО́ВО-КУ́ПОЛЬНАЯ СИСТЕ́МА, конструктивная система в сакральной архитектуре вост. христианства. Возникла в Византии. Вопрос о времени появления К.-к. с. остаётся спорным. По мнению А. И. Комеча , К.-к. с. существовала уже в 5 в. (ц. Осиос-Давид в г. Фессалоники, перестроена), сформировавшись на основе крестообразных в плане культовых центрич. построек (баптистериев, мартириев). Согласно др. точке зрения, она складывалась на протяжении 7–9 вв. в ходе эволюции купольной базилики , некоторое время сосуществуя с этим архит. типом, впоследствии вышедшим из употребления. Первый известный крестово-купольный храм этой линии развития – ц. Успения в Никее (кон. 7 в., не сохр.). К храмам зрелой К.-к. с. относятся ц. Св. Софии в г. Фессалоники (8 в.), сев. церковь мон. Константина Липса (907–908) и Мирелейон (Будрум-джами; ок. 920) в Стамбуле, и др. Крестово-купольные храмы были также распространены в архитектуре Древней Руси ( Софийский собор в Киеве, 1030–1040-е гг.), Балкан, Кавказа и др. регионов визант. влияния.
Крестово-купольный храм — тип христианской архитектуры, возникший и в странах Востока, и в Византии в 5−8 столетии. Был принят православными в качестве основного вида собора. В классическом варианте это конструкция прямоугольной формы, где центр разделяется четырьмя столбами на девять отделений.
- Внутреннее устройство
- Наружный внешний вид
- Конструкция иконостаса
- Росписи и мозаики
- Строительство в Древней Руси
- Изменения после монголов
- Центрические сооружения
- Архитектура Закавказья
- Примеры древнерусских церквей
Перекрытием являются крестообразно установленные цилиндрические своды, а над центральной секцией располагается купол.
Внутреннее устройство
Христианские храмы являются наследниками ветхозаветных сооружений. Сакральные постройки авраамической религиозной веры, в частности православной, и сегодня сооружаются с учетом трехчастной схемы, основа которой была скиния — храм Соломона и хранилище Завета, сделанное Моисеем по Божьему велению.
Конструкция протягивается от входа к алтарю, с запада на восток. Смысл этой композиции состоит в том, что она указывает путь, который обязан пройти человек, чтобы воссоединиться с Господом. Первая ячейка, притвор (в западных странах — нартекс), обозначает еще не обновленный мир, находящийся в грехе.
В процессе службы в этом помещении находятся верующие, которые были отстранены от причастия и оглашенные — готовящиеся к крещению. Затем расположен главный объем, неф, символизирующий святилище скинии и Ноев ковчег. Это место, в котором крещеные христиане после причастия получают спасение.
В конце находится основная часть храма, куда ограничен проход для многих верующих, — алтарь с престолом. Здесь начинается главное событие богослужения: вино и хлеб превращаются в кровь и тело Спасителя.
Наружный внешний вид
В отличие от греков, украшавших храмы снаружи, русские сосредотачивались на внутреннем убранстве, но и фасады все равно заслуживают внимания. Храм сооружен из нескольких элементов. С востока главная конструкция соединяется с алтарным помещением. С наружной части это полукруглые постройки — апсиды, которых может быть одна, три или пять. Наверху, над главным объемом, находится один или два барабана — это многогранные или округлые башни с окнами, с помощью которых помещение освещается внутри. Барабаны заканчиваются сферическим куполом, но с наружной части его не видно, можно наблюдать только главы.
Главы бывают двух форм: луковичные и шлемовидные. В отличие от купола, являющегося важнейшим элементом всего сооружения, они не несут никакую конструктивную нагрузку: это декоративное обрамление, которое защищает перекрытие от осадков.
Помимо этого, в составе конструкции могут находиться звонницы и колокольни.
Конструкция иконостаса
Иконостас напоминает экран, который демонстрирует христианам божественную жизнь — возник в крестово-купольных храмах Древней Руси относительно поздно, в XV столетии. До этого использовались маленькие колоннады или невысокие алтарные заграждения в форме балюстрад.
Иконостас имеет нескольких ярусов. Если рассматривать сверху вниз, то они упорядочены с учетом событий, которые произошли в священной истории:
- Праотеческий (верхний) ряд посвящается тем, кто проживал до первого Закона Божьего, который был поведан Моисею (Адам, Ева, Ной, Авраам, Каин, Авель).
- Ниже описание тех, кто жил во времена Ветхого Завета, то есть от Моисея до Иисуса (Даниил, Соломон, Давид).
- Следующий ярус — праздничный. Символика рассказывает о жизни Иисуса на земле и отображается в литургической истории (праздники, которые посвящены основным событиям Спасителя: Сретение, Крещение, Рождество).
- Самый главный ярус — тот, где находится Деисус. Иоанн Креститель и Пресвятая Богородица в молитве за людей стоят рядом с Христом, за ними расположены великомученики и апостолы.
- Нижний ярус — местный. Тут находятся лики Богородицы и Иисуса, а также устанавливают образы местных чтимых священнослужителей и икону, во имя которой произошло создание храма.
Специальный проход в середине иконостаса — двустворчатые Царские ворота, символизируют вход в рай.
Росписи и мозаики
Далее изображены апостолы и пророки. На четырех парусах изображали евангелистов, а на подпорах — столпов Церкви: преподобных, святых и великомучеников. На стенах изображаются основные священные исторические события. С западной стороны, то есть на стене, где расположен выход, — росписи Страшного суда, которые являются напоминанием для прихожан, выходящим из церкви. Апсида алтаря посвящена светлым историям христианского учения — таинству Евхаристии.
Строительство в Древней Руси
Первыми строителями являлись византийцы и жители из стран, которые находились под правлением Константинополя.
В Византии к окончанию тысячелетия уже сложилась определенная система сооружения конструкций православного храма, которая и сейчас считается основной в восточнославянских странах.
Эти храмы относились к еще более позднему типу строений — базиликам. Именно базилик — длинное помещение, использующееся для судебных разбирательств, в котором кресло судьи находилось на круглой пристройке-апсиде — был взят за образец христианских церквей первых веков.
После крещения в Древней Руси работали свои мастера, и почти сразу вид храмов начал отличаться от византийских построек. Композиция стала целостной: все части византийских храмов устраивались отдельно, при этом элементы древнерусских церквей были неотделимы от общей конструкции.
К XII столетию в каждой области появились свои строители, а конструкции в разных княжествах Руси получили определенные стилевые различия. Одновременно на Руси работали и европейские рабочие. В таких случаях конструкция храмов оставалась восточно-христианской, но вот в декоративной росписи фасадов можно заметить черты преобладающего тогда романского стиля.
Строители из Константинополя научили русских мастеров делать специальный кирпич — плинфу, который был известен еще в Риме. Это относительно тонкая керамическая плитка, которая удобна в просушке и обжиге. В XII столетии из Европы пришла еще одна технология. Внешние поверхности стен обкладывали из хорошо отесанного известняка, а швы заделывались раствором с мелким камнем.
Главным же стройматериалом на Руси все время являлось дерево, и деревянные конструкции оказали значительное определение стиля на каменные храмы.
К примеру, восьмерик на четверике и шатровые перекрытия.
Изменения после монголов
В храмовом строительстве на Руси преобладали крестово-купольные храмы. Схемы и конструкции в крупных зданиях используются и сегодня. Но в маленьких церквях обычно применяются бесстолпные сооружения, то есть своды опираются непосредственно на стены, а не на колонны в помещении.
Эти конструкции строились и в домонгольский период, но в 16−17 столетии их появилось намного больше. Одно из этих решений — шатровые перекрытия, придававшие христианской церкви прозападный вид. В 60 гг. XVII столетия патриарх Никон запретил эти сооружения как не соответствующие православным традициям.
Чтобы увеличить пространство, к храмам начали достраивать трапезные. Если в монастырях так называли специальные помещения для употребления пищи с маленькими встроенными храмами, то в этом случае, наоборот, к церкви добавлялась дополнительная пристройка, в которой никто не принимал пищу, но название не изменилось.
Центрические сооружения
Центрические храмы строились по канонам римской архитектуры, которая достигла огромного совершенства в создании купольных зданий (дворцовые залы, мавзолеи). Великой купольной конструкцией в Риме являлся Пантеон. В восточной части Византийской империи, в которой процесс создания центрических соборов проходил наиболее активно, архитектура христианства опиралась на строения языческих святилищ, например, шестигранная площадь в храме Баальбека.
Центрические соборы Палестины IV столетия, сооруженные при Константине, представляли собой обычные восьмигранники (октагоны) либо ротонды без пристроек. Через время у храмов появилась апсида, ее функция изначально не всегда совпадала с алтарем. Тут могли начать молебен с прочтения Евангелия, а Евхаристия происходила в середине церкви под куполом. Постепенно ротонды дополняли разными помещениями, к примеру, комнатами для паломников.
Примерно в VI столетии был сформирован тип октагона, где угловые части соединялись с круглыми нишами, завершая углы квадрата. К этому типу относились церковь Святого Георгия в Эзре (516 год) и гробничный храм в Русафе (на могиле великомученика Сергия). Кафедральный собор в Босре (513 год) представлял собой квадрат с вписанным кругом. Центр круговой ротонды был в форме квадрифолия. Так средняя часть получила вид креста-четырехлистника, завершавшегося куполом. Размеры таких сооружений были настолько огромными, что обычно их невозможно было накрыть каменным куполом. Крыша изготавливалась из дерева.
Архитектура Закавказья
Крестово-купольные конструкции в Армении начали строить в 6−7 столетии. В это время построили храмы в Цроми, Мрене, Эчмиадзине. В конструкциях были значительные изменения: стены рукавов креста преобразовали в тонкие столбы. Так исчезли угловые помещения. Получился цельный интерьер, состоящий из трех нефов, разделенных между собой тонкими столбами.
В Закавказье широкое распространение получили здания, которые напоминали план трех- или четырехлистника (триконхи и тетраконхи). Интерьер этих сооружений не делился столбами и не имел неф. Основное помещение имеет форму креста, который образуется за счет четырех апсид, сходящихся к купольному пространству. Угловые комнаты отделены от центрального помещения. Западная ветка креста часто остается прямоугольной формы.
Среди храмов Грузии также существуют уникальные строения. К примеру, главный собор Светицховели был сооружен в 1028 г.
Помещение представляет собой трехнефную конструкцию с рядами столбов. Это здание вытянуто с запада на восток и не установлено на тетраконах.
Примеры древнерусских церквей
Почти ни один из древнерусских храмов не дошел до настоящего времени в изначальном виде. Большинство были разрушены, некоторые переделывались. Изменялась крыша, увеличивались окна, появлялся чужеродный декор, и началось использование штукатурки. Реставраторы пытаются вернуть сооружениям изначальный вид, но многое нужно додумывать с учетом сохранившихся аналогов и собственного мнения о том, что могло казаться красивым несколько столетий назад.
На российской территории домонгольские сооружения больше всего находятся в Новгородской области (в эти земли монголы не добрались). В первую очередь, это:
- Георгиевский собор Юрьева монастыря (1118−1129) и храм Св. Софии (1044−1051) непосредственно в Новгороде.
- Георгиевская церковь (приблизительно 1170 г.) в Старой Ладоге.
- Спасо-Преображенский храм Мирожского монастыря (1137−1157) в Пскове.
- Церковь Михаила Архангела (1190−1195) в Смоленске.
Белокаменное древнерусское зодчество находится на территориях, которые принадлежали Владимиро-Суздальскому княжеству. Из хорошо сохранившихся строений можно выделить:
- Успенский собор (1159−1161) во Владимире.
- Спасо-Преображенский собор (1153−1158) в Переславле-Залесском.
- Дмитриевский собор (1195−1198) во Владимире.
- Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1159−1164) в Боголюбово.
Архитектура Древней Руси чаще всего представлена именно христианскими храмами, среди которых крестово-купольные конструкции занимают основное место.
На Руси не все разновидности такого строительства получили популярность, но сооружения различных периодов Древней Руси создают свою уникальную вариацию храма крестово-купольного типа.
Читайте также: