Валгина теория текста кратко

Обновлено: 05.07.2024

2 2- Электронное оглавление Электронное оглавление. 2 Оглавление. 4 Предисловие Теория текста. Ее предмет и объект Текст и его восприятие. 8 Фоновые знания Функциональный и прагматический аспекты в изучении текста Текст как законченное информационное и структурное целое Единицы текста Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора Единицы текста - высказывание и межфразовое единство Целостность и связность как конструктивные признаки текста Повторная номинация Абзац как композиционно-стилистическая единица текста Виды тематического (классического) абзаца Функции абзаца Перед дальней дорогой Виды информации и функционально-смысловые типы речи (способы изложения) Структура описания Структура повествования Структура рассуждения Авторская модальность. Образ автора Типы текстов Тексты нехудожественные и художественные Словесный (художественный) образ Перевернутый образ Категории времени и пространства в художественном и нехудожественном тексте Текст в тексте Глава 2. ПОНТИЙ ПИЛАТ Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте Текст монологический и диалогический Художественный текст прозаический и стихотворный Понятие креолизованного текста Текст как функционально-стилевая категория Официально-деловой стиль Научный стиль речи Публицистический стиль Проявление авторской индивидуальности в стиле текста Информативность текста и способы ее повышения Семиотические и коммуникативные способы компрессии информации в тексте Смысл и значение. Глубина прочтения текста Информационно-структурные и тональные (стилистические) характеристики текста Стиль как средство реализации конструктивной идеи произведения

4 4- Оглавление Предисловие Теория текста. Ее предмет и объект Текст и его восприятие Функциональный и прагматический аспекты в изучении текста Текст как законченное информационное и структурное целое Единицы текста Прагматическая установка текста и прагматическая установка автора Единицы текста - высказывание и межфразовое единство Целостность и связность как конструктивные признаки текста Повторная номинация Абзац как композиционно-стилистическая единица текста Виды тематического (классического) абзаца Функции абзаца Виды информации и функционально-смысловые типы речи (способы изложения) Авторская модальность. Образ автора Типы текстов Тексты нехудожественные и художественные Словесный (художественный) образ Перевернутый образ Категории времени и пространства в художественном и нехудожественном тексте Текст в тексте Формы представления авторства в художественном и нехудожественном тексте Текст монологический и диалогический Художественный текст прозаический и стихотворный Понятие креолизованного текста Текст как функционально-стилевая категория Проявление авторской индивидуальности в стиле текста Информативность текста и способы ее повышения Семиотические и коммуникативные способы компрессии информации в тексте Смысл и значение. Глубина прочтения текста Информационно-структурные и тональные (стилистические) характеристики текста Стиль как средство реализации конструктивной идеи произведения Заключение Библиографический список

Валгина, Нина Сергеевна.
Теория текста : Учеб. пособие для студентов вузов по специальностям 021500 - Изд. дело и редактирование, 021600 - Книгораспространение и направлению 520700 - Кн. дело / Н. С. Валгина. - М. : Логос, 2003. - 278, [1] с.; 22 см. - (Учебник XXI века).; ISBN 5-94010-187-9 : 3000

Документ охраняется авторским правом. Полный текст доступен в РГБ и виртуальных читальных залах.

(Учебник XXI века)
Культура. Наука. Просвещение -- Печать -- Издательское дело -- Теория и практика издательского дела -- Редакционно-издательский процесс -- Подготовка рукописи и графических материалов к изданию -- Учебник для высшей школы
Русский язык - Текст
Русский язык - Стилистика
Филологические науки. Художественная литература -- Языкознание -- Общее языкознание -- Грамматика -- Синтаксис -- Сложное синтаксическое целое -- Учебные пособия для высшей школы
Шифр хранения:
FB 2 03-26/262-8
FB 2 03-26/261-X
CZ3 Ш10/В15
KB 002 В 15
Читать Электронный заказ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст определяется как динамическая единица высшего порядка, как речевое произведение, обладающие признаками связности и цельности - в информационном, структурном и коммуникативном плане.

В теории текста много еще нерешенных проблем.

текст - это не сумма компонентов, а цельное произведение.

Коммуникативная единица высшего порядка-текст, который мыслится прежде всего как единица динамическая, организованная в условиях реальной коммуникации и, следовательно, обладающая экстра- и интралингвистическими параметрами.

Теория текста сложилась как научная дисциплина во 2-ой половине XX в. на пересечении ряда наук - информатики, психологии, лингвистики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики, книговедения, социологии.

Теория текста охватывает любые знаковые последовательности, однако основным ее объектом является текст вербальный, поэтому при характеристике и описании текста важны данные, накопленные лингвистикой.

Объект- текст.

Текст оказывается одновременно и результатом деятельности (автора) и материалом для деятельности (читателя-интерпретатора).

Текст можно рассматривать с точки зрения заключенной в нем информации (текст - это прежде всего информационное единство); с точки зрения психологии его создания, как творческий акт автора, вызванный определенной целью (текст - это продукт речемыслительной деятельности субъекта); текст можно рассматривать с позиций прагматических (текст - это материал для восприятия, интерпретации); наконец, текст можно характеризовать со стороны его структуры, речевой организации, его стилистики (сейчас появляется все больше работ такого плана, например, стилистика текста, синтаксис текста, грамматика текста; шире - лингвистика текста).

Ученые признают, что достаточно полная и единая классификация текстов, которая отвечала бы всем требованиям, еще не создана.

Разногласия наблюдаются и в выборе критериев типологизации.

В настоящее время наиболее последовательной и гибкой представляется система текстов (их типология), основанием которой является теория функциональных стилей при учете коммуникативно-прагматических условий текстообразования.

Библиографический список работ по Валгиной:

Издатели текста-П. Хартманна, С. Якобсона, Г. Ейгера, В. Звегинцева, М. Гвенцадзе, О. Каменскую и др.

Красных В.В. Основы психолингвистики теории коммуникации. М., 2001

Колшанский Г.В. Коммуникативная функция и структура языка. М., 1984. С. 15. 3[3] См.:

Каменская О.Л. Текст как средство коммуникации // Сб. научных статей

Гвенцадзе М.А. Коммуникативная лингвистика и типология текста. Тбилиси, 1986. С. 67.

Алексей Андреевич Чувакин

Теория текста: учебное пособие

1.1. Становление и развитие теории текста в лингвистике

Риторика и филология как колыбель теории текста. Возникновение лингвистической теории текста обычно датируется 50–70 гг. XX в. Учение о тексте восходит к двум древним областям знания – риторике и филологии.

в классический период риторики (середина 1 тысячелетия до н. э. – сер. XVIII–XIX в. н. э.) текст не выделился в ее самостоятельный объект. Более того, как отмечает С.И. Гиндин, риторика «никогда не нуждалась в общем… понятии текста [Гиндин 1996, с. 35]

Учение о тексте в середине XIX – середине XX вв.

Языкознание. Русское языкознание в этот период не выделяет текст как особую единицу языка, но постоянно обращается к тексту, что имеет место в разных познавательных ситуациях.

Без обращения к тексту не обходится описание языка художественной литературы и стилистика.

И.А. Фигуровский пришел к выводу о том, что предложения объединяются в компоненты, а последние – в целый текст.

Другие гуманитарные науки. Текст был как объект (не предмет!) исследования.

По Бахтину, текст является первичной данностью гуманитарно-философского мышления, он та непосредственная действительность, из которой только и могут исходить эти дисциплины и это мышление. Текст в его отношении к системе языка и субъектам (высказывание), высказывание как единица речевого общения, порождение высказывания, его диалогичность – вот минимум вопросов о сущности текста.

В прошлом герменевтика сосредоточивала свое внимание на переводе (античность и средние века) или реконструкции смысла (начиная с эпохи Возрождения) (Ф. Шлейермахер, В. Дильтей и др.), в XX в. – на диалоге (Ф. Розенцвейг, М.М. Бахтин и др.), определяла принципы, методы и техники истолкования смыслов. Текст всегда, начиная со Священного писания, признавался одним из важнейших носителей смысла (а в отдельные периоды – единственным). Герменевтикой разработаны и свои модели коммуникации.

Семиотики во втором поколении (М.М. Бахтин, Я. Мукаржовский, Э. Бенвенист, Р. Барт и др.) ориентировались на исследование уже не отдельного знака (в языке: слово), а знаковой последовательности, или сложного знака. Это связный текст, произведенный не только из языковых знаков, но и из знаков неязыковых (текстом являются и музыкальные произведения, и хореографические, и произволения архитектуры и др.).

Интерес к коммуникации как взаимодействию субъекта и объекта (по современным версиям: субъектов) сопровождает всю историю человечества: коммуникация – в широком смысле – составляет одну из основ жизнедеятельности человека.

Теория текста в 60–70 годы XX в. В этот период учение о тексте приобретает статус самостоятельной лингвистической дисциплины.

Главная особенность теории текста в 60 —70-е годы состоит в том, что именно в этот период ее предметом постепенно становится не сочетание предложений (сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство и др.), а целый текст.

Основные достижения 60 —70-х годов связаны с поиском сущности текста – признанием его места в системе язык: речь (текст – высшая синтаксическая единица), квалификацией его как синтаксического знака, установлением его иерархической структуры, рассмотрением в аспектах плана содержания и плана выражения, функциональном, с позиций моделирования и др.

Н.Д. Зарубина пришла к выводу о том, что проблему единиц текста нельзя сводить к поиску одной единицы [Зарубина 1979].

В 60 —70-е годы происходит расширение фактической базы исследований текста: выполняются работы по материалам не только художественных текстов, но и устных и разговорных, монологических и диалогических, публицистических и деловых и др. В связи с этим обостряется проблема сущности текста и его единиц – возникает своего рода давление материала на еще не окрепшую теорию.

К. Гаузенблаза [Гаузенблаз 1978] продемонстрировал значительное разнообразие фактического материала, по его терминологии, речевых произведений, для чего воспользовался следующими основаниями: 1) простота / сложность структуры текста речевых произведений (в зависимости от соотношения текста и смысла); 2) независимость / зависимость речевых произведений (от ситуации); 3) непрерывность / прерывность речевых произведений (в зависимости от порядка следования их частей). Важно, что К. Гаузенблаз учел не только собственно языковой материал, но и материал, представляющий собой смешанные и даже неязыковые типы манифестации смысла.

Теория текста в 80-х годах XX в. – начале XXI в. Современный период исследования текста.

Новая научная парадигма в языкознании. Речь идет о следующих тенденциях:

• системоцентризм как господствующая методология явно потеснен антропоцентризмом, выдвинувшимся на главные позиции в науке (см., например: [Язык и наука 1995]). Одним из проявлений этого процесса явилось осмысление языковедами направления движения нашей науки от лингвистики языка к лингвистике общения [Городецкий 1990], от теории текста к теории дискурса [Кубрякова, Александрова 1999];

• возникшее в конце 70-х годов взаимодействие лингвистики с возродившейся риторикой (в облике неориторики), важнейшее место в которой заняла коммуникативная модель с текстом как ее активным участником и признанием текста как программы поведения, деятельности и общения;

в 30 – 70-е годы XX в. в России создается новая текстовая реальность. Все это имеет, по крайней мере, три следствия.

Первое: в сфере наименования предмета теории текста вновь создается терминологическая неустойчивость.

Второе: многообразие текстов еще сильнее, чем в 60 —70-е годы, затрудняет решение проблемы построения типологии текстов.

Третье: теория текста послужила одним из источников учения о дискурсе (ср.: англ. discourse 1. рассуждение (письменное или устное); лекция, доклад; речь; фр. discours речь, выступление).

1.2. Теория текста как наука

Объект теории текста и его изучение. Объектом современной теории текста как науки является коммуникативная деятельность человека посредством текста.

В определении объекта теории текста содержится указание на коммуникативную (но не на речевую!) деятельность человека.

Принципы построения предмета теории текста.

Первый: общенаучный принцип системности – задает общее направление построения предмета. В среде текст существует – находится в беспрерывной деятельности (ср.: «Для языка существовать – значит находиться в беспрерывной деятельности.

Второй: специалънонаучный принцип коммуникативности – содержательно конкретизирует направление построения предмета теории текста. оппозиция текст – среда рассматривается на коммуникативной основе, во-вторых, задают основные параметры такого рассмотрения, в-третьих, позволяют обнаружить в тексте обусловленные средой коммуникативные по своей природе характеристики.

Предмет теории текста. Предметом теории текста является текст.

Текст и микросреда его существования. Микросредой существования текста является акт коммуникативной деятельности человека посредством текста.

Модель коммуникативного акта:

Коммуниканты. 2. Процессы вербализации и понимания. 3. Язык. 4. Текст. 5. Обстоятельства коммуникативного акта. 6. Практические цели. 7. Коммуникативные цели.

Коммуниканты – текст. Коммуниканты, или по традиции, говорящий и слушающий, – функции, которые исполняет Homo Loquens в акте коммуникативной деятельности: говорящий – быть порождающим текст, слушающий – быть воспринимающим текст. Таким образом, Homo Loquens предстает в коммуникативном акте в раздвоенном виде – как говорящий или как слушающий.

Язык – текст. Язык в данном случае понимается в широком смысле – как семиотический объект.

Практические цели, коммуникативные цели – текст. Целевые компоненты занимают особое место в модели: они являются сквозными, связующими, пронизывают все другие компоненты. Это во многом объясняется целенаправленностью как атрибутом человеческой деятельности, целевыми характеристиками языка.

Текст и макросреда. Компонентами макросреды являются культура, природа, социальная сфера.

Природа – текст. Природа как естественные условия существования человеческого рода определяет прежде всего внешние факторы вербализации – понимания текста.

Социальная сфера – текст. Текст живет только в социуме.

Роль фактора языка как семиотической системы может быть показана на примере комикса. Текст комикса создается средствами двух знаковых систем: естественного языка (вербальный компонент текста) и языка рисунка (пиктографический компонент текста) и имеет статус смешанного текста, устроенного по определенным нормам.

Существование текста — это состояние его завершенности / незавершенности, открытости / замкнутости, стабильности / текучести. Текст выступает как сложный знак (знаковая последовательность), отличающийся бесконечной длительностью, включающей не только настоящее, но и прошлое и будущее, и существует как бесконечная знаковая трансформация, смысл которой (трансформации) задает коммуникативное пространство и время.

Изучение текста можно рассматривать два аспекта:

Первый: общенаучный принцип системности.

Второй: специалънонаучный принцип коммуникативности.

Библиографический список работ по Чувакину:

М.В. Ломоносова Русской грамматике


При характеристике текстов по их функционально-стилевой ориентации учитываются признаки экстралингвистические (сфера общения, отражающая сферу человеческой деятельности, и общая функция речи0 и собственно языковый (функционально-стилистическое расслоение средств языка). Пять традиционных ФС.

Тексты газетно-публицистические крайне неоднородны: агитационные. Идеологические, научно-публицистические и т.д. (репортажи, интервью, статьи, обзоры, заметки). Художественная литература соответственно классическому делению на роды представлена прозой, поэзией и драматургией, где господствует художественный стиль речи.

Знание стилевой дифференциации СРЛЯ, системы функциональных стилей дает основание для определения текста как функционально-стилевой категории. Поскольку сами стили выявились и сформировались на базе совокупности контекстов с тождественной или близкой семантической окраской.

Публицистический стиль находит применение в общественно-политической литературе, периодической печати, в политических выступлениях. Основная функция – воздействующая, которая тесно переплетается с информативной функцией. Роль публицистики особенно газетной заключается в том, чтобы убеждать читателя, воздействовать на его волю и чувства с целью создания общественного мнения.

Публицистичность – это ярко выраженная авторская позиция, дна из форм проявления авторской тенденциозности. Публицистичность – это искусство аргументации, убеждения, поэтому нестандартность и яркость выражения усиливают действенность речи.

Сочетание логического и эмоционального. Объективного и субъективного рождает проблему взаимосвязи слова и образа, проблему стилистики различных публицистических жанров. В публицистике основная роль принадлежит авторской речи. Стилевые черты: побудительность, эекспрессивность, новизна выражений, оценочность, полемичность.

Важно, что в публицистике термины претерпевают семантические сдвиги космический размах, география спортивных побед… метафорическое использование терминов агония, эпидемия, шоковая терапия….

Среди синтаксических средств часто встречаются инверсии, повторы, побудительные, вопросно-ответные формы. Средства экспрессивного синтаксиса (именительный темы, парцелляция, присоединительные конструкции). Регулярно употребляются прецедентные тексты. Широко представлены образные средства. Приемы контаминации, столкновения смыслов, обновление привычных речевых формул…

Язык ХЛ базируется на общем литературном языке, но использует для его создания системы средств словесно-художественного выражения, т.к. в языке ХЛ заключено единство коммуникативной и эстетической функции. Язык ХЛ допускает использование внелитературных элементов общенародного языка. Это синтез тщательно отобранных средств выражения.

Читайте также: