Взаимовлияние и взаимообогащение культур в рамках мирового культурного пространства беларусь кратко

Обновлено: 29.06.2024

Важным фактором в формировании, скажем, национальной культуры является влияние на нее других культур. Процесс этот непростой, практически незаметный, но существовал на протяжении всей истории культуры.

В древние века взаимовлияние культур было очень слабым. Ведь не было никаких средств коммуникации. Источниками такого взаимовлияния были переселение народов, кочевые племена, завоевание мощными империями новых земель и т. п. Эти явления переносили признаки одной культуры с одной территории на другие, иногда слабо влияя на самобытную культуру, а иногда меняя ее кардинальным образом. Пример тому – Римская империя. В результате завоеваний ко II в. н. э., во время правления императора Траяна (53-117), империя достигла своих максимальных границ. В нее входят Греция, Дакия, Месопотамия, Великая Армения, Аравия и т. д. Конечно же культура Древнего Рима заметным образом повлияла на культуры завоеванных государств. Но стоит отметить, что этот процесс шел не в одном направлении: культура государств, ставших провинциями Рима, влияла на римскую культуру, которая вбирала все лучшее и передовое.

Цивилизация развивалась, появлялись все новые и новые причины культурных коммуникаций: торговля, освоение новых земель, великие географические открытия, путешествия и т. д. Так, в 988 г. под влиянием Византии на Руси было принято христианство, впоследствии византийские мастера (зодчие, живописцы, ремесленники и т. д.) делились с русскими мастерами накопленным опытом. Результатом такого проникновения культуры являются великолепные памятники архитектуры Киевской Руси (храмы, церкви, монастыри и т. д.), которые в результате развития приобрели своеобразный и неповторимый национальный оттенок.

В современном мире коммуникационная культурная связь приобрела огромные масштабы вследствие научно-технического прогресса. Появление таких средств связи, как телефон, телевидение, Интернет и др., поменяло картину мира. С одной стороны, есть огромный плюс – культурные достижения в одной стране становятся сразу же достоянием и других стран, культурные границы стали очень размытыми, не надо ждать годами, чтобы вобрать то, что было достигнуто в другой стране, чтобы поделиться мастерством, а национальная культура становится собственностью всего человечества. С другой стороны, есть и минус – исчезает самобытность и оригинальность в культуре, в погоне за лидирующими странами теряется все накопленное, развитие культуры идет не всеобъемлюще, а по строго определенному пути в зависимости от пожеланий рынка, а это не всегда высокая планка.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.2.2. Параметры измерения культур

1.2.2. Параметры измерения культур Культура – абстрактное понятие, и описать ее чрезвычайно сложно, но те попытки ее описания, классификации, измерения, которые уже предприняты учеными (G. Hofstede, E. Hall, C. Kluckhohn, F. Strodtbeck и др.), представляются весьма существенными, поскольку

Лекция 10. Типология культур

Лекция 10. Типология культур 1. Типология культурыТипология культуры – это метод научного познания, в основе которого лежат расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью описания и сопоставления.Типология культуры стала необходимой в связи с

ЛЕКЦИЯ № 7. Социология культур

ЛЕКЦИЯ № 7. Социология культур 1. Культура и общество Каково культурное содержание социума? Ответить на данный вопрос помогает само определение культуры: 1) культура выступает как система социально приобретенных и передаваемых (транслируемых) из поколения в поколение

1. Типология культур

1. Типология культур Прежде всего следует отметить, что выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества культурологических теорий и концепций.Так, например, один из представителей ценностного подхода к

7.3. Этническое своеобразие культур

7.3. Этническое своеобразие культур Вопрос, в чем состоит этническое своеобразие культур, не кажется на первый взгляд трудным, ведь ответ на него вроде бы очевиден: это совокупность специфических признаков, отличающих культуру каждого этноса от всех прочих.Если

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур

Взаимодействие культур, культурные коммуникации, диалоги культур Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов, мировые культурные контакты, многонациональное государство. СПб., 1994.Библер В. С. Культура. Диалог культур. (Опыт

11. Смена культур

11. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд

54. Коммуникации и взаимовлияние культур

54. Коммуникации и взаимовлияние культур Важным фактором в формировании, скажем, национальной культуры является влияние на нее других культур. Процесс этот непростой, практически незаметный, но существовал на протяжении всей истории культуры.В древние века

1. Смена культур

1. Смена культур В понимании теории культуры большую роль играет такой принцип, как историзм. То есть подход к изучению культуры должен быть как к явлению, развивающемуся во времени. Ведь для истории характерна такая закономерность, как смена культур. На первый взгляд

ЛЕКЦИЯ № 5. Взаимоотношения культур

ЛЕКЦИЯ № 5. Взаимоотношения культур 1. Причины культурных различий Исследования культур различных стран указывают на тот факт, что в них есть как сходства, так и различия. Национальная культура одной страны отличается от национальной культуры другой страны, а вместе с

Об истоках цивилизаций и культур

Об истоках цивилизаций и культур Европоцентризм с часовой стрелкой в Италии в эпоху Возрождения, с новым открытием истории стран и народов, во второй половине XX века сместился, как ни странно, на другой континент, за океан, что воплощает несомненно НАТО, защитник

ТЕМА 5 Типология культур

ТЕМА 5 Типология культур До сих пор мы рассматривали культуру как вид человеческого бытия, как результат жизнедеятельности общества, как единство материальных и духовных ценностей, речь у нас шла о функциях культуры, её видах, формах, о традициях, обычаях и обрядах как

Аннотация: Статья посвящена изучению аспектов культурного сотрудничества России и Беларуси в настоящее время, как основы для глубокой интеграции. Цель исследования - определить формы, черты и факторы развития российско- белорусского сотрудничества в области культуры, как основы, способствующей единению (интеграции) наших народов в конкретном историческом контексте в конце XX - начале XXI вв. Показана необходимость изучения межкультурных различий. Актуальность исследования взаимодействия России и Беларуси в области культуры вызвана динамично развивающейся социокультурной и политической ситуацией в современной Европе и мире, в условиях сегодняшней глобализации. Для достижения цели был использован сравнительно-исторический метод. Помимо этого, исследование опиралось на комплексное использование различных источников, их критический анализ, сравнение и сопоставление результатов. На этом фоне делается попытка понять, каким образом и в какой степени культура способствует интеграции или дезинтеграции государства. В статье рассматриваются различные варианты и перспективы культурного сотрудничества России и Беларуси. Введены в научный оборот новейшие документы, касающиеся российско-белорусских отношений; проанализированы все важнейшие совместные культурные мероприятия.


Ключевые слова: национальная идентичность, интеграция, дезинтеграция, глобализация, постсоветское пространство, культурное сотрудничество, Россотрудничество, ценности, Содружество, Союзное государство

Abstract: This article is dedicated to examination of the aspects of cultural cooperation of Russia and Belarus at the present stage as a foundation for profound integration. The goal of the research lies in determining the type, features, and factors of the development of Russia-Belarus cooperation in the area of culture as a foundation contributing into the integration of both nations within the particular historical context in the late XX – early XXI centuries. The need for studying the intercultural differences is indicated. Relevance of researching the interaction between Russia and Belarus in the area of culture is caused by the dynamically developing sociocultural and political situation in modern Europe and the world in the conditions of globalization. An attempt is made to understand to what extent and by which means the culture conduces integration or disintegration of the state. The article considers various options and prospect for Russia-Belarus cultural cooperation. The author introduces into the scientific discourse newest documents pertaining to the Russia-Belarus relations, as well as analysis all major joint cultural events.

cultural cooperation, post-Soviet space, globalization, disintegration, integration, national identity, Rossotrudnichestvo, values, Commonwealth, Union State

Данное исследование и анализ историко-культурного опыта Российской Федерации, стран постсоветского пространства в области культуры может помочь эффективнее решать современные задачи в этой сфере, учесть те просчеты и ошибки, которые были допущены в процессе формирования культурной политики государств в исследуемые годы, может послужить основой для всех тех, кто занимается вопросами культуры в этих странах, включая руководителей суверенных стран, министерств культуры и других организаций, ведающих интеграционными проблемами культуры. В настоящее время мы отмечаем возрастание общественно-политического интереса к событиям, происходившим в сфере культуры в Российской Федерации и странах-участницах Содружества Независимых Государств с 1991 г., и до настоящего времени, а также рост необходимости лучшего понимания современной культурной политики на постсоветском пространстве. Культура, обеспечивающая коммуникационный процесс, здесь является необходимым инструментом, облегчающим взаимопонимание между государствами. В этом смысле распространение лучших образцов русской культуры и укрепление позиций русского языка позволяет усилить роль России в ее активном влиянии на интеграционный процесс. Культура вполне может стать основой для развития и активизации разнообразных взаимодействий между странами. Сейчас этот вопрос стал еще более актуальным в связи с успешной реализацией проекта Союзного государства России и Беларуси, а также с появлением Евразийского экономического союза.

История формирования и реализации основных направлений культуры на постсоветском пространстве содержит благодатный материал для воспитания всех граждан этих государств в плане уважительного отношения к современной культуре, национальным культурным традициям народов, в недавнем прошлом живших в одной стране. При этом надо особо отметить, что с приобретением независимости перед суверенными государствами встали задачи установления новых взаимоотношений органов культуры, которые нуждаются в комплексном исследовании. Изучение этих взаимоотношений, исторического опыта сотрудничества Российской Федерации со странами постсоветского пространства и её роль в развитии культурного сотрудничества в 1990-е гг., дает возможность выявить как общие проблемы данного процесса, так и специфические особенности его развития.

Каждый народ, будучи категорией исторической, имеет глубокие корни формирования нации и государственности. При этом, человек выделился из животного мира и возвысился над ним, благодаря труду и культуре. В культуре отражена история и жизнь человеческого сообщества во всем его многообразии, поэтому культуру можно назвать основной составляющей жизни человека, а уровень человеческого капитала определяется, прежде всего, такими культурными критериями, как образование, творчество и т. д. Культура лежит в основе развития, как человека, так и общества, а затем и государства. Поэтому именно культурное взаимодействие отражает характер развития человеческого общества, и именно поэтому культура занимает в интеграционных процессах особое место.

Культура лежит в основе человеческой жизнедеятельности, формируя все ее сферы. Невозможно понять специфику деятельности разных общественных институтов и их взаимодействие друг с другом и с населением, позиции населения в определенном сообществе без исследования его культуры [6, с.70] .

Чаще всего под культурой понимают разнообразные проявления человеческой деятельности, поднимая весь комплекс—и духовный, и материальный, и религиозный. Например, Л. Бруни полагал, что культура способна возрождать народы и государства [1, с. 261] . И. Г. Гердер связывал с культурой развитие духа народа и его историю [3, с.440-441] . Он доказывал, что культура определяет человеческую историю. А Э. Трёльч указывал, что культура зависит от территории [19, с.140] . М. Вебер писал, что развитие зависит исторически от типа культуры [2, с.646-647] . Л. П. Карсавин и П. Н. Савицкий также утверждали, что культура преображает пространство [10, с.163] ; [16, с.232] . Все авторы показывали грандиозное значение культуры на человеческие коллективы, государственность и их развитие. Многие исследователи в своих трудах всячески подчеркивали значимость культуры для становления единой государственности, т. е. подчеркивали, таким образом, именно ее интегративные свойства.

Соответственно, культурно-исторический опыт—это наследие, которое постоянно используется и возобновляется, признается населением в целом и каждым жителем в отдельности. А главная задача культуры состоит в том, чтобы сохранять традиционные нормы взаимоотношений, выступая в качестве фундамента различных движений и поведения граждан. Культура действительно формирует, оказывает влияние и в конечном итоге, определяет будущее всего государства. Она во многом закладывает движение интеграции.

К основным функциям культуры можно отнести следующие: адаптивная функция, интегративная функция, коммуникативная функция, функция социализации, компенсаторная и игровая функции.

В итоге, проведя анализ влияния культуры, можно сделать вывод, что культура—это интегратор и при этом очень удобный интегратор. А что ещё может так сплачивать людей и при этом влиять на развитие общества, как общечеловеческие ценности, общий менталитет и политическая культура?

Однако при этом не стоит забывать, что у культуры есть особенность. При всей её интегративности, она может выступать и в качестве дезинтегратора. Если будет присутствовать некая политическая воля, желающая разделения и использующая при этом культурные различия сообществ.

Тем не менее, доминирующей тенденцией межгосударственных отношений в современном мире является интеграция. В философском понимании под интеграцией понимается процесс или действие, имеющее своим результатом определённую целостность. Разрозненные и относительно простые в прошлом части становятся относительно едиными, но при этом целое не теряет своей внутренней сложности [5, с.5] .

В современном мире интеграционные процессы обусловлены мировыми политическими и экономическими процессами, выраженными в глобализации и интернационализации экономик. Поэтому интеграцию также можно представить, как нарастание экономической, политической и правовой взаимозависимости [13, с.95] . При этом очевидно, что наиболее успешно происходит интеграция между теми государствами, которые имеют общий исторический и культурный опыт.

Главной особенностью формирования интеграционных процессов на постсоветском пространстве является особая роль России. Не вдаваясь подробно в исторический экскурс, отметим, что на протяжении многих столетий Русь, затем Россия были центром объединительного процесса, охватывавшего громадное пространство Евразии с проживавшими на нем сотнями разных народов и наций. Несмотря на распад СССР, Россия по своей политической значимости и влиянию на ход дел в мире, в том числе и в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, что накладывает на нее повышенную ответственность, бесспорно, остается одной из великих держав.

Со времени распада СССР Российская Федерация и Беларусь строят свои отношения в области культурного содружества на принципиально новой основе, позволяющей проследить механизм становления, развития и совершенствования культурного сотрудничества между вновь образованными странами в совершенно новых исторических условиях. С 1991 г., Россия и Беларусь прошли непростой путь от начального этапа культурного сотрудничества до формирования единого культурного пространства.

В многостороннем сотрудничестве государств Содружества культурная составляющая определена в качестве одного из приоритетных направлений. В августе 2005 г., в развитие этой Декларации на саммите в Казани одиннадцать глав государств подписали Соглашение о культурном сотрудничестве государств—участников Содружества Независимых Государств [18] .

Это еще раз подчеркивает возрастающую актуальность и востребованность культуры. Здесь культура становится, пожалуй, самой очевидной базой для сотрудничества и продолжения взаимодействия России и Беларуси.

Начиная с 1991 г., практически во всех странах постсоветского пространства наряду с экономикой большое внимание уделялось формированию новых национальных систем культуры. Это является важным показателем уровня политической и культурной жизни общества любого государства.

Все эти недостатки в развитии разных направлений культуры негативно сказывались на воспитании молодежи. Коммерциализация учреждений культуры и искусства, резкое сокращение в первые годы исследуемого периода наиболее приоритетных учреждений культуры, таких как кинотеатры, клубы, библиотеки, о чем говорилось выше, сделало многие ценности культуры недоступными для большинства российских и белорусских граждан, что привело к формированию целого поколения нигилистически настроенных молодых людей с разрушенной системой человеческих ценностей.

Кроме того, в деятельности организаций культуры этих стран в исследуемые годы наблюдалась ориентация на западную культуру, хотя взаимный интерес россиян и белорусов, в особенности интерес Беларуси к культуре Российской Федерации, прежде всего, в области литературы и кино, и после распада СССР, оставался довольно высоким.

Помимо этого, с сожалением нужно отметить, что произошел перекос освещения в негативном плане советского периода истории, который является общим для России и Беларуси, и на который вполне можно опереться в осуществлении интеграции. Многие события советской власти искажались и искажаются до сих пор. В этой связи, по нашему мнению, перед странами встала проблема возвращения исторической правды. Здесь уже исключительно большая роль принадлежит культуре.

По этим причинам активизировалась деятельность, как Российской Федерации, так и Беларуси, по реализации основных приоритетных направлений в области культурного сотрудничества.

Министерство культуры Российской Федерации придает особое значение отношениям с Беларусью в области культуры, оно регулярно проводит кроме Дней культуры, недели кино, художественные салоны, театральные и музыкальные фестивали, обменные гастроли творческих коллективов, кинофестивали и т. д.

Кроме того, существуют давно действующие институты в области культурного сотрудничества, которые направлены на многостороннее сотрудничество между государствами.

МФГС (Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества) также способствует развитию диалога культур на пространстве СНГ, где особенно важными являются российско-белорусские проекты [12] .

Россотрудничество—Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, созданное в сентябре 2008 г. Приоритетным направлением деятельности Россотрудничества являются государства—участники Содружества Независимых Государств, где в каждой стране есть российские центры науки и культуры. Разработан перспективный план открытия новых РЦНК (российские центры науки и культуры) и представительств до 2020 г. [21] .

Основными направлениями культурного взаимодействия России и Беларуси в настоящее время можно назвать обмен соответствующими делегациями, проведение взаимных годов культуры, институционализацию культурного сотрудничества. И здесь у России существует довольно много возможностей для укрепления позиций русской культуры в Беларуси.

В 2014 г., был утвержден важнейший документ, касающийся культурной политики России—Указ Президента РФ от 24.12.2014 г., N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики" [20] .

По словам президента, такой проект помогает переосмыслить значение культуры в жизни общества, когда культура—это не сфера развлечений, а миссия [15] . От реализации этой политики во многом зависит и внешняя культурная политика, поскольку, не конкретизировав цели и задачи внутренней государственной политики, достаточно сложно вести целенаправленную эффективную культурную политику по отношению к другим странам. Некоторые исследователи отмечают, что русская культура обладает способностью интегрировать другие культуры на основе базовых ценностей, доброжелательности и уважения [22] .

Основными направлениями политики Российской Федерации в сфере культурного взаимодействия в настоящее время, основываясь на деятельности Россотрудничества и МФГС, можно назвать следующие:

2. Мероприятия, посвященные творчеству поэтов и писателей. В странах СНГ, включая Беларусь, ежегодно проходят вечера, посвященные поэтам-шестидесятникам: Булату Окуджаве, Белле Ахмадулиной, Евгению Евтушенко.

7. Мероприятия, направленные на укрепление русского языка на пространстве СНГ, включая и Беларусь.

Так же стоит отметить культурные программы между Россией и Беларусью, которые осуществляются в рамках Союзного государства. Например:

1. В феврале 2017 г. подписано постановление Совета Министров Союзного государства № 5, утвердившее Порядок разработки и реализации проектов Союзного государства. Объем финансирования проектов в сфере образования и культуры за счет средств бюджета Союзного государства – до 500 млн. рублей [8] .

3. Совместные программы в научной сфере, способствующие укреплению контактов Национальной академии наук Беларуси и Российской академии наук. Разрабатывающие стратегии развития Единого научно—технологического пространства Союзного государства [7] .

Таким образом, мы наблюдаем постепенную активизацию культурной политики России. Интересно, что эта политика встречает понимание и положительно воспринимается странами—партнерами по постсоветскому пространству. Важно, что часть этих программ сейчас направлена на молодежную аудиторию, хотя все еще подобных программ недостаточно. Это позволяет с уверенностью говорить о сохранении значимости не только культуры России и русского языка, но и о росте влияния России в целом на постсоветском пространстве.

Для плодотворного культурного взаимодействия между странами необходимо сотрудничество, модернизация, способность к компромиссу и диалогу. Это ключи к решению проблемы межкультурных противоречий. Возможность их проявить зависит во многом от культуры взаимодействующих сообществ. Об это нам не стоит никогда забывать. Исторические примеры культурного взаимодействия наций, способных находить общий язык, объединяясь в рамках международных союзов и групп, доказывает, что общие взгляды на мир, ценности, культура имеют первостепенное значение для интеграции.

Культурное сотрудничество, являясь одной из составляющих интеграции России и Беларуси, способствует нейтрализации угрозы глобализации и позволяет обеспечить сбалансированность интересов государств участников, территорий, населения и бизнеса.

Это подтверждает необходимость дальнейшего последовательного расширения белорусско-российского культурного взаимодействия.

Вебер М. Политика как призвание и как профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.-с.646-647.

Егоров В. Г., Лавренов С. Я., Жусупов А. С. Постсоветская интеграция: институты, процессы, технологии.-Спб.: Алетейя, 2015.-с.5.

Еремина Н. В. Региональная политическая культура как фактор государственного развития: интеграция Versus дезинтеграция// Вестник Санкт-Петербургского университета. Выпуск № 3, 2011.-с.70.

Мельникова Е. С. Политическая интеграция как объективная закономерность развития международных экономических отношений // Вестник МГЛУ. Выпуск 23 (709). 2014.-с.95.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере культуры и искусства основывается на принципе взаимообогащения культур и направлено на сохранение и развитие этнической, культурной и языковой самобытности наций. Благодаря взаимному притяжению культур, духовная жизнь наших народов обогащается новыми формами, вовлекает новые творческие силы, позволяющие поддерживать на высоком уровне профессионализм как признанных мастеров искусств, так и самодеятельных артистов.

Наличие и развитие договорной базы является фактором, в существенной степени определяющим состояние культурного сотрудничества и способствующим его дальнейшему расширению. Министерствами культуры Беларуси и России постоянно проводится работа по ее укреплению. Подписание межведомственных документов о сотрудничестве практикуется сторонами на протяжении ряда лет, что позволяет реально оценивать свои возможности, в том числе творческие и финансовые, при планировании совместных культурных мероприятий, концентрируя максимум усилий на их успешной реализации.

Так, в январе 2001 года в рамках Дней культуры Республики Беларусь в Российской Федерации впервые в истории двусторонних контактов состоялось совместное заседание коллегий министерств культуры Беларуси и России с участием представителей творческих союзов двух стран. Свое дальнейшее продолжение зародившаяся традиция получила в г.Минске в сентябре 2003 года во время проведения второго совместного заседания коллегий министерств культуры Беларуси и России, на котором предметом всестороннего и заинтересованного обсуждения стала тема подготовки к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне.

На заседании коллегии Министром культуры Республики Беларусь Л.П.Гуляко была выдвинута идея, поддержанная российской стороной, о проведении в 2004 году Года культуры Беларуси в России, а в 2005 году - Года культуры России в Беларуси. Эти события были приурочены к празднованию 60-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В мероприятиях Года культуры Российской Федерации в Республике Беларусь с 15 по 21 августа 2005 г. в Минске прошли мастер-классы ведущих педагогов творческих учебных заведений Москвы. В них приняли участие более 60 юных музыкантов и художников из разных регионов Беларуси - учащиеся музыкальных школ и школ искусств, колледжей, училищ, студенты Белорусской академии музыки и Белорусской академии искусств.

Мастер-классы прошли по шести специальностям - фортепиано, скрипка, альт, виолончель, ударные инструменты, изобразительное искусство. Занятия проводили опытные российские педагоги: народный артист Российской Федерации, доцент Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского А.Б.Диев, заслуженная артистка Российской Федерации, лауреат международных конкурсов, и.о. профессора Российской академии музыки имени Гнесиных, педагог специализированной средней музыкальной школы имени Гнесиных, солистка Российского струнного квартета Т.С.Беркуль, заслуженный артист Российской Федерации, лауреат международных конкурсов, доцент Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского К.В.Родин, профессор Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского М.И.Пекарский, народный художник России, академик, профессор Государственного промышленно-художественного института имени С.Строганова В.А.Малолетков.

Проведенные мастер-классы не только познакомили белорусских студентов и учащихся ВУЗов и ССУЗов культуры и искусства со всеми современными и передовыми тенденциями, существующими на сегодняшний день в музыкальном и изобразительном искусстве России, но и послужили новым импульсом для налаживания тесных отношений между педагогами и студентами России и Беларуси.

25 сентября в г.Минске на сцене Белорусской государственной филармонии состоялся концерт Российского государственного струнного квартета в составе народного артиста России А.Бондурянского и лауреатов национальных и международных конкурсов Т.Беркуль, Н.Симонян, Е.Озол, Л.Кружкова.

Торжественное закрытие Года культуры Российской Федерации в Республике Беларусь состоится в декабре 2005 года в Белорусской государственной филармонии с участием известных мастеров искусств России.

Белорусская и российская культура по праву входят в сокровищницу мировой цивилизации. Сохранение и обогащение двух братских культур является необходимым условием развития сотрудничества и сближения наших народов. Главной целью культурной политики Беларуси и России выступает дальнейшая гуманизация всех сфер жизни общества, постепенное превращение ее в один из центральных компонентов целостной стратегии развития и взаимообогащения наций, развитие творчества в сфере культуры, служащего фундаментом устойчивого культурного прогресса, создание особых условий для объединения усилий двух государств и их регионов по совместной реализации значимых культурных проектов на основе идеи культурного разнообразия и единства.

Как от­дельный человек немыслим в отрыве от себе подобных, так и ни одна культура не способна полноценно существовать в абсолют­ной изоляции от материальных и духовных достижений других чело­веческих коллективов.

Этнокультурная специфика проявляется во всех сферах жизнедеятельности людей. Роль и место различных элементов культуры меняются с течением вре­мени в процессах этнического развития. Историческое прошлое и современная действительность, вписываясь в общий контекст про­цессов мирового развития, придают неповторимое своеобразие и множественную вариативность этнокультурному облику конкрет­ного социума и мира в целом.

Каждая национальная культура, представители которой ощу­щают свою принадлежность к ней, образует сложное социальное пространство, своеобразную систему мировидения, в которой осо­бым образом преломляются политические, социальные, экономи­ческие и общекультурные реалии окружающего мира. Она харак­теризуется специфической инфраструктурой, обладая вместе с тем универсальными свойствами, что позволяет вычленить главные связи и основные узлы сопряже­ния, т. е. структуру.

В конечном итоге можно выделить компонен­ты и процессы, которые имеют наиболее существенное значение для развития наций и одновременно с этим определяют характер межэтнического взаимодействия:

- языковая комронента как особая форма отражения действительности и специфический фактор интегрироваиности этноса;

- материальная компонента, отражающая характер функционирования традиционной и современной форм материальной среды;

- соционормативная компонента, обусловливающая сохранение и пере­дачу группового социального опыта, аккумулированного поко­лениями определенной этнической общности;

- этнопсихологическая компонента, отражающая всю сово­купность взглядов и установок представителей этноса в сфере национального общения и межэтнического культурного взаимо­действия.

Для успешного сосуществования и взаимодействия предста­вителей различных этносов в полиэтничном обществе важное зна­чение имеет наличие устойчивого баланса в системе этнических оценок и представлений.

Так, например, с начала 90-х гг. ХХ в. в России произошло размывание прежних основ со­циально-культурной самоидентификации, что привело к возрас­танию роли этнического фактора в жизни людей. В такого рода условиях этничес­кие стереотипы могут значительно усилить или ослабить эмоцио­нальный фон социальных отношений и детерминировать их на­правленность в сторону межэтнического взаимодействия или кон­фликта.

Свободная, добровольная ассимиляция не вызывает в обществе социальной напряженности и не ведет к кон­фликтам. Насильственная, принудительная ассимиляция пред­ставляет систему мероприятий правительства или местных властей в области школьного образования и других сферах общественной жизни, направленной на ускорение процессов ассимиляции (страны Балтии). Последним бастионом при этом выступает язык, с утра­той которого, как правило, погибает и ассимилированная культура.

Однако естественная языковая и культурная аккультурация не ведет к смене этнического самосознания (напри­мер, евреи и армяне ощущают себя евреями и армянами в других странах мира), хотя человек может перейти на язык другой этни­ческой общности, принять нормы и принципы социальной орга­низации иноэтнической среды.

Естественно, чем многочисленнее тот или иной на­род и чем богаче его культура, тем труднее он поддается внешнему воздействию.

Обратные по направлению – процессы консолидации, в ходе которых постепенно нивелируются различия близких племенных, локальных и других групп. Они оказывают значительное влияние на усиле­ние коммуникационных связей, типизации среды обитания чело­века, рост и становление местной интеллигенции и т. п. Процессы консолидации, например, активно проходили в советское время в СССР.

При достаточно сильном влиянии этих процессов на этничес­кий состав населения определяющим фактором все же являют­ся этнодемографические характеристики. А культурная и социаль­но-экономиче-ская специфика народа часто предопределяет свое­образие демографического поведения его представителей и ди­намики демографических процессов.

Этнос приспособлен к своему ландшафту, ему удобно в нем. Если же ландшафт изменяется ради­кально, то радикально меняется и этнос. При изменениях, превышаю­щих определенный критический порог, на месте старого этноса появ­ляется новый. Та или иная этнокультурная общ­ность, подобно растению, будучи пересаженной на иную почву, мо­жет погибнуть или заметно измениться, приспосабливаясь к новым обстоятельствам и новой среде, т. е. изменения вовлеченных в них людей проте­кают далеко не безболезненно. Такие процессы получили название транскультурации.

Транскультурация – понятие, менее разработанное в специальной литературе, хотя и широко распространенное в жизни. Оно заключа­ется в том, что определенная этнокультурная общность в силу добро­вольной миграции или насильственного переселения перемещается в другой, иногда весьма отдаленный район обитания, где полностью от­сутствует инокультурная среда или она представлена весьма незначи­тельно.

Таким образом, взаимным контактам и взаимообогащению культур так же, как и процессам ассимиляции и транскультурации, может способствовать или, наоборот, их тормозить целый ряд объективных факторов: географическая среда и геогра­фическое пространство; языково-этнический фактор. Кроме того, способствовать взаимным симпатиям народов, а следовательно, и процессам взаимообогащения культур, а иногда и тормозить их может благоприятный или неблагоприятный ход самой истории.

Если цивилизация всегда стремится к неуклонному движению вперед, ее путь – восхождение по лестнице прогресса, то культура осуще­ствляет свое развитие, отказавшись от однонаправленного линей­ного движения вперед. Культура не использует предшествующее духовное наследие как трамплин для новых достижений по той при­чине, что она не может отказаться целиком или частично от куль­турного фонда. Напротив, огромное значение в культурном процес­се имеет сопричастность с различными воплощениями традиции. Культура может строиться только на основе духовной преемствен­ности, только с учетом внутреннего диалога культурных типов (B. C. Библер, Г. Померанц).

Возвращаясь к проблеме взаимодействия культур в XXI в., подчеркнем, что разрешение конфликта между современностью и традиционностью ле­жит в плоскости использования особенностей культурно-исторического пути различных народов и специфичности экологической ситуации, сло­жившейся на Земле, т. е. культурного ресурса каждой нации.

Идея многообразия общества не противоречит идее единства человечества. Все более крепнущие и расширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогая преодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности к единой человеческой семье. Но это не только взаимодействие людей на личностном, инди­видуальном уровне, но и диалог культур, цивилизаций. И се­годня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможет сделать достижения разных культур и цивилизаций до­стоянием всего человечества.

Читайте также: