Крещение руси ход событий кратко

Обновлено: 05.07.2024

Первым этапом крещения стало Крещение киевлян. Прежде всего, князь Владимир крестил своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.

Вторым этапом стало повсеместное крещение Киевской Руси.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси продолжала развиваться. При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (1037 год) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав основал первую на Руси библиотеку.




В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу.

Первым этапом крещения стало Крещение киевлян. Прежде всего, князь Владимир крестил своих сыновей и многих бояр. Он приказал уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.

Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.

Вторым этапом стало повсеместное крещение Киевской Руси.

Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы, начатой предводителями язычества - волхвами.

Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Киевская Русь стала христианской страной.

Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии - священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и приводить людей на Крещение по всем городам и селам".

Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская вера на Руси продолжала развиваться. При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся памятники русского церковного зодчества, как киевская София (1037 год) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и культурной жизни Киевской Руси.

Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве. Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и умножения книг путем создания списков с имеющихся рукописей. Ярослав основал первую на Руси библиотеку.

В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век и обращенных к Богу.

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)


Крещение Руси имело огромное значение в отечественной истории. На смену языческим верованиям пришла общегосударственная единая религия. Принятие христианства от Византии предопределило будущий путь развития России в качестве крупнейшего оплота православия.


Язычество Древней Руси

Перед принятием христианства славяне были язычниками. Каждое племя поклонялось своему богу, считающимся его защитником и покровителем. Выделялись и общеславянские божества.
Самыми значимыми в Древней Руси были:

  • Перун (бог грозы, молнии и грома, позже покровитель воинов);
  • Волос или Велес (бог скота, торговли и богатства);
  • Даждьбог и Хорс (различные ипостаси бога солнца);
  • Стрибог (бог ветров, вихря и вьюги);
  • Мокошь (богиня земли и плодородия);
  • Симаргл (бог семян и посевов).

По мере усиления княжеской власти возникала необходимость централизации государства. Пестрота языческих верований ослабляла Древнюю Русь, препятствовала слиянию племен в единый этнос.

Первая попытка создания общегосударственной религии была предпринята в правление Владимира Святославовича. После победы над всеми противниками и утверждения на великокняжеском престоле Владимир повелел установить в Киеве идолы главных славянских богов, так называемый пантеон богов.

Реконструкция капища Перуна на острове Перынь

Рис. 1. Реконструкция капища Перуна на острове Перынь.

Во главе пантеона стоял деревянный Перун с серебряной головой и золотым усом. Киевляне приносили божествам жертвы, в том числе человеческие.

Поиск новой религии

Несмотря на утверждение общеславянского пантеона богов, союз племен неуклонно распадался. Владимир Святославович понимал, что нужна более сильная религия, способная сплотить людей.

которые читают вместе с этой





Князь склонялся к византийской вере. Христианство уже давно проникало на Русь. В 957 г. крещение приняла княгиня Ольга, бабушка князя. Христианами становились люди из ближайшего княжеского окружения.

К Владимиру прибывали послы от других государств. Иудейские миссионеры сразу были отвергнуты князем. Он упрекнул их в том, что священный город евреев Иерусалим находится в руках мусульман. В летописи сказано, что князь отправил своих людей узнать о достоинствах и недостатках каждой религии.
Доклад посланников содержал такие сведения:

  • мусульманство (Волжская Булгария): “нет в них веселья, только печаль и смрад великий”;
  • католичество (Священная Римская империя): “красоты не видели никакой”;
  • православие (Византия): “служба их лучше, чем во всех других странах”.

Посоветовавшись с боярами, Владимир сделал выбор на византийской вере.

Летопись, безусловно, приукрашивает достоинства православия. В основе выбора Владимира лежали вполне понятные политические причины:

  • огромное влияние византийской культуры на славянскую Русь;
  • давние торговые и дипломатические контакты;
  • могущество Византийской империи.

Крещение князя Владимира

Несмотря на решение креститься, Владимир Святославович оставался типичным воином-язычником, который привык действовать с помощью военной силы. В 987 г. он начал войну с Византией и осадил Корсунь (Херсонес Таврический).

“Корсунская легенда” гласит, что Владимир дал клятву креститься в случае взятия города. Один из корсунцев по имени Анастас указал князю, откуда поступает в Корсунь вода. Князь перекрыл источник, и жители города сдались.

Владимир потребовал от византийских соправителей Василия и Константина отдать ему в жены сестру Анну. Императоры согласились с условием, что князь обязательно примет крещение.

Летопись рассказывает об очередном “чуде”: Владимир ослеп, но после крещения сразу же прозрел. Это окончательно убедило его в преимуществе православия над другими религиями. Многие участники осады после этого также приняли крещение.

Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве

Рис. 2. Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.

Владимир женился на Анне, забрал из Корсуни священников, мощи, церковную утварь, иконы и вернулся в Киев.

Крещение Руси

Кратко самое главное о крещении Руси сводится к следующим пунктам:

  • Общепризнанной датой крещения Руси считается 988 год.
  • Владимир вернулся в Киев и сразу же приказал разрушить пантеон языческих богов.
  • Князь обратился к киевлянам с заявлением: на следующий день все обязаны явиться к Днепру для крещения. Харизматичная личность князя внушала уважение и страх. Массовое крещение прошло достаточно мирно.
  • Владимир активно занимался распространением новой религии. На месте языческого капища в Киеве он поставил церковь Святого Василия. По всей Руси начинают строиться церкви и назначаться священники.

Перуна подвергли “наказанию”: бросили статую в реку и не давали пристать к берегу до самых днепровских порогов (т. е. до границ Русской земли).

Значение и результаты крещения Руси

Крещение Руси князем Владимиром значительно повысило авторитет Древнерусского государства. Утверждение государственной религии способствовало формированию единой нации. Огромный толчок в развитии получила культура.

Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве

Рис. 3. Крещение князя Владимира. Фреска В. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве.

Летописи дают возможность проследить, как происходило крещение на всей территории Руси. Между язычниками и христианскими проповедниками возникали вооруженные конфликты. Священники были вынуждены приспосабливаться к местным условиям. В результате слияния с язычеством на Руси сложилась оригинальная форма христианства – русское православие. В истории России наметился особый путь развития.

Что мы узнали?

К концу X века в Киевской Руси сложились все предпосылки для принятия общегосударственной религии. В 988 г. состоялось крещение Руси по византийскому образцу. Влияние крещения Руси на дальнейшую историю России трудно переоценить. После завоевания Константинополя турками в 1453 г. Россия стала мировым центром православия, что позволило ей решительнее заявлять о своих имперских правах.


С крещением Руси на территории Киевского государства в качестве государственной религии было введено христианство. Согласно хронологии, отраженной в летописях, датой крещения Руси является 988 год. Он же называется и в качестве даты начала официальной истории Российской Церкви.

Памятник Владимиру

Между тем, о том, в каком году крестили Русь, по сей день не утихают споры. Вместе со временем, указанным в летописях, называются и некоторые другие. Подробно о том, в каком году было крещение Руси и кто крестил Русь, будет сказано ниже.

Фотиево крещение

В 9-10 веках Византия стремилась обращать в христианство окружающие ее воинственные народы язычников. И это вошло в ее обычную практику. Так, в 862 году совершались попытки христианизации Моравии, а в 864-920 годах и Болгарии. Тем самым Византия хотела обезопасить себя и усилить свое влияние.

В 860 году русы напали на Константинополь, и после этого указанная тактика была применена и к Киевской Руси. Константинопольский патриарх Фотий I направил в Киев миссионеров. В некоторых источниках говорится о том, что тогда Аскольд и Дир вкупе с боярами и некоторыми представителями народа были обращены в христианскую веру. Якобы тогда и началось крещение Руси. Его называют Фотиевым или Аскольдовым.

Версия о крещении при Василии Македоняние

Однако исследователи находят и другие источники, которые отвергают указанную выше дату крещения Руси Фотием в 860 году. Называются иные исторические периоды и имена других лиц.

Так, например, говорится о том, что это важнейшее событие произошло во время правления Василия I Македонянина. Это основатель Македонской династии, византийский император, который царствовал в 867-886 годах. В тот период Патриархом был Игнатий, он возглавлял Константинопольскую церковь в 867-877 гг.

Крещение княгини Ольги

Княгиня Ольга

При рассмотрении вопроса о том, в каком году крещение Руси, скорее всего, состоялось, нельзя не сказать и о роли княгини Ольги в этом событии. Ведь она из всех киевских правителей первой стала христианкой официально. По поводу того, когда это произошло, историки однозначного ответа не дают.

Данные археологической науки

Что касается археологов, то у них есть собственное мнение о том, когда было крещение Руси. Они считают, что христианство стало распространяться в киевском государстве ранее официально принятой даты, то есть 988 года. В качестве свидетельства они ссылаются на ряд артефактов, относящихся к середине и третей четверти 10 века. К ним, в частности, относятся:

  • обрядовые свечи;
  • нательные кресты;
  • византийские монеты, имеющие христианские изображения с нанесенными на них граффити в виде креста;
  • кресты, вырезанные из дирхемов;
  • граффити в форме крестов на бытовых предметах;
  • подвески из листового серебра в виде креста.

А еще в некрополях, относящихся к 9 веку, обнаружены свечи, что говорит о применении христианских элементов в погребальных обрядах.

Далее речь пойдет об официальной дате крещения Руси.

Дата, зафиксированная в законе

Серебряная медаль

На сегодняшний день установлена официальная дата принятия в нашей стране христианства. Это 28 июля 988 года. Этот памятный день зафиксирован в законе, принятом 1 июня 2010 года. А также в этот день отдается дань памяти князю Владимиру Красно Солнышко, который жил в 960-1015 годах. По старому стилю это 15 июля. Владимира Церковь называет равноапостольным крестителем Руси.

Владимир проводит испытание вер

Князь Владимир

  • булгарах-магометанах;
  • хазарский евреях;
  • латинянах из Рима;
  • греко-византийцах.

Посланец Византии в летописи назван Философом, тем самым подчеркивается его мудрость. Князь слушал его долго, с большим вниманием и интересом. Он узнал от византийца о законах христианской религии, об истории сына Божия. Хотя киевский князь и был сильно заинтересован всем услышанным от греко-византийского посланника, окончательного решения он не принял. Не остановившись ни на одной из вер, он взял время для размышления.

После этого правитель призвал на совет свое окружение, и было решено дополнительно испытать веру. В 987 году в разные земли были направлены гонцы с целью увидеть, как у других народов происходит служение Богу. В результате возвратившиеся посланцы отдали предпочтение византийскому обряду, поразившему их своей красотой.

В итоге Владимир объявил, что будет принято крещение, соответствующее греческому обряду, чему предшествовал еще ряд событий.

Владимир принимает крещение

Крещение Владимира

До своего крещения киевский князь осуществил захват Корсуни в 988 году. От императоров-соправителей Василия II и Константина VIII он потребовал выдать за него их сестру Анну. Иначе он пригрозил им взятием Константинополя.

Согласие было дано, но с условием о переходе Владимира в христианство. Киевский правитель не имел возражений, и Анна прибыла в Корсунь. Именно там Владимир со своими дружинниками и прошел обряд крещения. Его совершил Корсунский епископ, который и обвенчал принцессу и князя. Последний был окрещен Василием в честь императора.

По преданию, в Корсуни Владимир утратил зрение, а после крещения вновь обрел его, что убедило его в силе вновь принятой веры. После женитьбы князь расстался со всеми своими женами и наложницами.

Поверженные кумиры

Языческое капище

Возвратившись на киевскую землю в сопровождении священников, Владимир произвел крещение сыновей от предыдущих жен, а также многих бояр. В Киеве находилось капище, которое ранее устроил сам правитель. Здесь поклонялись языческим богам.

Теперь был отдан приказ о разрушении бывшей святыни. Все кумиры были изрублены в щепки. А статуя верховного бога Перуна была сброшена в реку и плыла вплоть до порогов Днепра, то есть до русских рубежей, так как идолу мешали пристать к берегу.

Это явилось символом изгнания языческой веры с территории всего государства. Позднее на месте языческого капища возвели церковь, посвященную Святому Василию.

Крещение в Киеве

Крещение в Днепре

Повествуя о годе крещения Руси, нельзя не сказать и о месте, где оно состоялось согласно официальной версии. После описанных событий всех жителей города Киева собрали на днепровских берегах. При этом предварительно их изрядно припугнули. Накануне народу объявили, что, если на следующий день кто-либо посмеет не явиться на реку (вне зависимости от того будет это богатый человек или же бедный, будет это раб или нищий), он сразу же превратиться в княжеского врага.

Там, где в Днепр впадает река под названием Почайна, и произошел массовый обряд крещения. Как говорят летописи, Владимир и священники вышли на Днепр, где увидели людей без числа. Они стояли в воде, у некоторых на руках были младенцы.

Священники на берегу совершали молитвы. Сам князь также обратил к Богу свою молитву. Он просил у Всевышнего, создавшего небо и землю, взять под свою опеку народ, вновь обращенный в христианскую веру, праведную и непогрешимую, и укрепить его в ней. А еще помочь киевскому князю бороться с врагами и одержать над ними победу, разгадав их козни.

Читайте также: