Крейцерова соната смысл произведения кратко

Обновлено: 05.07.2024

История создания

Писатель обращал внимание на права женщин. Однако тогда на них реагировали с усмешками. Домашнее насилие, тирания – это то, что было в российской действительности.

Также сам Толстой говорил о письме женщины, которая представлялась под именем Славянка. Она рассказала о том, как тяжело живется в России женщинам, что они терпят от мужей.

Название же взято из произведения Бетховена, который посвятил свою 9-ую сонату Р. Крейцеру, известному немецкому скрипачу.

Направление

Произведение является повестью. В нём Толстой изменил привычные ему стилистические приёмы. Лев Николаевич хотел видеть нечто новое, потому что он хотел достичь следующей ступени мастерства писателя.

Главные герои и характеристики

Василий Позднышев – 30-летний мужчина. В это время он женился, но разочаровался в отношениях. Он не любил супругу, и они постоянно ругались.

Супруга Позднышева – женщина, которая устала рожать детей. Она искала счастья и любви, найдя себе скрипача.

Проблематика

В произведении показано непростое отношение к женщинам в России, их тяжелая участь.

Основная мысль

Настоящая любовь не может быть эгоистична. Также всегда стоит уважать своего партнера.

крейцерова соната

История создания

Цензура

крейцерова соната толстого

Краткое содержание

крейцерова соната анализ

Отношение к женщине

Отношение к браку

крейцерова соната толстой краткое содержание

Отношение к детям

лев толстой крейцерова соната

Отношение к искусству

Мнение современников

краткое содержание крейцерова соната

Ответная повесть

крейцерова соната отзывы

В заключение

Смысл произведения

Смысл книги

В штыки встретила повесть цензура. Ее отказались публиковать и лишь после того, как за Толстого вступилась тетя писателя фрейлина Александра, напечатали.

Смысл повести заключается в личных воззрениях Толстого на вопросы, затронутые в произведении. В молодости писатель не старался блюсти мораль. Однако к старости он решил, что в этом была вина не его, а тех женщин, которые всячески старались демонстрировать свою доступность. Толстой обвиняет слабый пол в том, что он манипулирует мужчинами и эксплуатирует их половое влечение в своих, часто корыстных, интересах. Автор в своей повести призывает женщин к скромности и целомудренности, иначе они всегда будут находиться в подчиненном отношении по отношению к мужчинам.

В повести акцент делается на важности полового воздержания, причем не только вне брака, но и в семейных отношениях. Секс, по мнению Толстого, противоестественен и гадок. Писатель пришел к выводу, что испорченные отношения с супругой стали следствием его необузданного полового влечения в молодости. Автор противопоставляет любовь к Богу плотскому желанию между противоположными полами, считая это грехом, к которому подталкивает человека Сатана. Так, и Позднышев говорит, что его руку с ножом направлял Дьявол.

Кроме отношения к женщине, Толстой рассматривает вопрос о любви к детям. Оно коренным образом отличается от принятого в то время, впрочем, как и от того, которое существует сейчас. Его герой говорит, что с рождением детей жена перестала уделять ему достаточно внимания. Более того, младших Позднышевых супруга использовала, как оружие против мужа. Утешало героя лишь то, что занимаясь рождением и воспитанием детей, жена удерживалась от соблазнов. Однажды Василий узнал, что супруга научилась предупреждать беременность. Это привело его в ужас, как, впрочем, и Толстого, который считал противозачаточные средства страшным грехом.

Отношение Толстого к музыке выражено в повести вполне однозначно. Автор считает данный вид искусства дьявольским искушением, поскольку оно будит в людях низменные инстинкты.

Повесть начинается с того, что в вагоне поезда идет беседа о любви, женщинах и браке. У каждого участвующего в споре свое мнение и одна дама говорит, что любовь придает браку смысл. Неожиданно пожилой мужчина смеется за ее спиной сквозь рыдания, заставляя всех обратить на себя внимание. До этого молчаливо сидевший и не вмешивающийся в беседу мужчина неожиданно вмешивается в нее. Он начинает спрашивать присутствующих о том, что в их понимании любовь? Сколько она длится? Какая бывает? Затем он представляется и говорить, что он тот самый Позднышев, который убил жену. Разговор затихает, больше никто ничего не говорит.

Поздно ночью Позднышев все-таки рассказывает всю свою историю одному из попутчиков. До свадьбы мужчина жил как все: вел достаточно разгульный образ жизни, ходил по кабакам, у него были ничего незначащие романы с женщинами, курил, пил и делал все то же что и многие другие в его возрасте. Но как и многие мечтал о любви и хотел жениться на подходящей девушке. Присматривался ко всем женщинам в окружении и, конечно же, нашел ту самую, на которой захотел жениться.

После одного из свиданий, в порыве романтических чувств и настроения, Позднышев решил, что она та самая. Она была хороша, прекрасно и со вкусом одета в одежду, которая ей очень шла, именно это он запомнил наиболее отчетливо из того вечера. На следующей же день он сделал девушке предложение. После свадьбы все очень быстро стало как-то не так. Супругам стало скучно, грустно, они друг друга не понимали. Позднышев удивлялся все больше. Как же так? Разве брак — это не любовь? Не нечто, возвышенное? Почему же тогда получается именно так? У них постепенно появились дети, жена очень любила их и почти все время была занята ими, между ними практически не было никаких других разговор, кроме как о их детях. Они обвиняли друг друга в проблемах и много ссорились. Когда они пришли к выводу, что им больше не нужно заводить детей, то жена, до этого погруженная в бытовые проблемы, вдруг поняла что вокруг тоже есть мир. Мир, который она почти и не видела. Рано выйдя замуж, наслушавшись чужих советов о большой и великой любви, в которой есть смысл женской жизни, она в итоге так ничего и не видела. Ей захотелось чего-то нового и она стала вновь играть на фортепьяно.

Вскоре в их жизни появился новы человек. Скрипач и музыкант Трухачевский, с женой Позднышева они очень быстро нашли общий язык, стали исполнять музыку вместе. И хотя Позднышева мучила ревность, ему все казалось, что этот музыкант как-то не так смотрит на его жену, он продолжал улыбаться Трухачевскому в лицо и не показывая вида, пожимать ему руку. На званом обеде его жена и музыкант исполняли Крейцерову сонату Бетховена, и это что-то перевернуло в душе мужчины. Обед закончился хорошо, все благополучно разошлись.

Несколько дней спустя, Позднышев отправился в уезд, настроение у него было хорошее, но однажды им завладела мысль о том, что его жена может изменять ему с Трухачевым, она не оставляла его. Он продолжал все думать и думать об этом, в итоге не выдержав, он собрался и поехал обратно. Позднышев продолжал думать об этом пока ехал, много мыслей металось у него в голове.

Вернувшись домой, он узнал от лакея, что они, оба там и сгорая от ревности бросился на Трухачева с кинжалом, его жена попыталась ему помешать и он ее заколол. Когда Позднышев опомнился было слишком поздно. Он провел почти год ожидая своего приговора, на суде его оправдали, а детей себе забрала свояченица. В браке в котором между людьми нет понимания, а лишь страсть, очень быстро ее сменит ненависть и в итоге все обернется крахом, потому что этого мало для того, чтобы построить семью.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История создания

Цензура

Постановки

Краткое содержание

Крейцерова соната

Ранняя весна. Конец века. По России идёт поезд. В вагоне идёт оживлённая беседа; купец, приказчик, адвокат, курящая дама и другие пассажиры спорят о женском вопросе, о браке и свободной любви. Только любовь освещает брак, утверждает курящая дама. Тут, в середине её речи, раздаётся странный звук как бы прерванного смеха или рыдания, и некий не старый ещё, седоватый господин с порывистыми движениями вмешивается в общий разговор. До сих пор на заговаривания соседей он отвечал резко и коротко, избегая общения и знакомства, а все больше курил, смотрел в окно или пил чай и в то же время явно тяготился своим одиночеством. Так какая любовь, спрашивает господин, что вы разумеете под истинной любовью? Предпочтение одного человека другому? Но на сколько? На год, на месяц, на час? Ведь это только в романах бывает, в жизни никогда. Духовное сродство? Единство идеалов? Но в таком случае незачем спать вместе. А, вы, верно, меня узнали? Как нет? Да я тот самый Позднышев, что убил свою жену. Все молчат, разговор испорчен.

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Продолжение после рекламы:

Брифли существует благодаря рекламе:

Вскоре был устроен званый обед, скучный, притворный. Довольно скоро началась музыка, играли Крейцерову сонату Бетховена, жена на фортепьяно, Трухачевский на скрипке. Страшная вещь эта соната, страшная вещь музыка, думал Позднышев. И это страшное средство в руках у кого угодно. Разве можно Крейцерову сонату играть в гостиной? Сыграть, похлопать, съесть мороженое? Услышать её и жить как прежде, не совершая те важные поступки, на которые настроила музыка? Это страшно, разрушительно. Но Позднышев впервые с искренним чувством пожал Трухачевскому руку и благодарил за удовольствие.

Отношение к женщине

Отношение к браку

Отношение к детям

Отношение к искусству

Главные герои

Повесть вышла в свет в конце 19 века (1890), действие происходило по замыслу автора в этот же период. Героев немного, рассказчик становится свидетелем того, как некий мужчина излагает собственную историю случайным попутчикам, которые вместе путешествуют на поезде:

  • Главный герой — Василий Позднышев. Это человек средних лет, помещик, циничный и разочарованный как в людях, так и в самой жизни.
  • Жена Позднышева — молодая женщина, мать пятерых детей.
  • Трухачевский — учитель игры на скрипке.

Имеются и второстепенные персонажи — попутчики в поезде, которые вступают в оживленную дискуссию о любви. В те времена данный предмет обсуждать можно было не со всех сторон. Да и нравы были совсем другими.

Но повесть остается актуальной, поскольку вопросы любви, ревности, супружества волнуют людей в любые времена.

Мнение современников

Действующие лица

Краткая характеристика каждого поможет читателям ближе познакомиться с ними:


  1. Позднышев — мужчина среднего возраста, зажиточный помещик. Герой в своей жизни успел разочароваться в чувствах и браке в целом.
  2. Госпожа Позднышева — жена главного персонажа. Молодая женщина впоследствии стала жертвой чрезмерной ревности своего супруга.
  3. Автор-повествователь — случайный попутчик главного героя. Последний поведал новому знакомому свою жизненную историю.
  4. Трухачевский — молодой скрипач, талантливый музыкант. Своей красотой юноша очаровал супругу Позднышева.

Ответная повесть

П овесть Толстого "Крейцерова соната" до сих пор вызывает жаркие споры сторонников и противников автора, а в год выхода в свет так и вообще произвела скандал. И именно поэтому я хочу о ней поговорить.

В свою очередь, Чехов, боготворивший Толстого, из-за суждений писателя о сексе обвинил его в невежестве:

Ни одно художественное произведение Льва Толстого не вызывало столь бурной полемики в обществе. И это не удивительно, ведь писатель затрагивает самые значимые темы повседневного существования любого человека: любовь, интимные отношения, разрушение института семьи. Описание медового месяца, беременности и кормления жены - за гранью добра и зла, как мне кажется. Нагромождение каких-то предрассудков.

А ведь э то главное высказывание позднего Толстого о сексуальной морали. Заметим, что самому писателю в это время стукнуло уже 70 лет, так что половая жизнь для него была очевидно делом неактуальным) Именно поэтому мне кажется странным, что к его старческому призыву к воздержанию отнеслись с такой серьёзностью.

Герой повести Василий Позднышев рассказывает о бешеной ревности, которая заставила его убить жену, и делится мыслями о вреде полового влечения, делающего из человека животное, и о браке как освящении разврата. Не распущенность самого героя и невоздержанность в чувствах привели, оказывается, к трагедии! А брак и семья!

Самое неприятное в словах Позднышев лично для меня - то, что он в общем-то сваливает всю вину за своё поведение на свою жену и на женщин в целом - мол, это они распаляют в мужчине страсти, это они манипулируют мужскими чувствами и заставляют бедных мужчин страдать.

Но если бы всё было так просто!

У Пелевина в "Непобедимом солнце" есть такой диалог женщин:

Позднышев у Толстого как раз говорит об этом совершенно точно:

Да, Толстой не был бы гением, если бы за жутким высказыванием странных и порою чудовищных своих "придумок" о сексуальности не указал бы на истинную причину падения жены Позднышева — на этот самый древний вакхический гимн. Если на самого героя музыка оказывает такое сильное влияние, то почему же она не может оказать такого же действия и на других героев повести?

Вот вроде бы он защищает женщин, говорит об их невинности и страданиях деторождения, но всё это почему-то приходит к одному: женщина во всём виновата. Брак - это узаконенный разврат. Что, простите?

И как же тут не появиться феминисткам и не сказать, наконец, своё веское слово: моё тело - моё дело! Именно Толстой со своей проповедью воздержания и вызвал тот самый протест, который вылился в борьбу женщин за свои права.

Читали эту повесть Толстого? Что думаете по этому поводу? Вы вообще за Толстого? Он прав? Давайте поговорим об этом!

Не откажусь также от лайка-коммента-репоста и других плюшек) Подписывайтесь на мой канал , будем следить за интересными явлениями в культуре вместе!

Читайте также: