Креационизм и эволюционизм кратко

Обновлено: 05.07.2024

Известно, что человека невозможно познать, если подходить к нему как к автономному организму, существующему независи­мо от природы и общества. Он является природным и социаль­ным, потому что одновременно — продукт природы и общества и их главное действующее лицо. Задача состоит в том, чтобы синте­зировать позитивный философский опыт исследования человека.

Один из наиболее спорных вопросов в современ­ной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

В теории креационизма, самой древней из существующих, утверждается, что человек является творением сверхъестест­венного существа. Само религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции. Племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы-делавары считали своим родоначальником орла, индейцы-осаги – улитку, айны и папуасы из бухты Морсби – собаку, древние датчане и шведы – медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны. Конкретные способы создания человека, согласно разным религиям, очень разнообразны. Согласно одним религиям, люди появились сами по себе, согласно другим, их создали боги – из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и мыслью единою.

В соответствии с космической теориейчеловек имеет ино­планетное происхождение. Он или прямой потомок внезем­ных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Космическая гипотеза происхождения человека основана на предположении о том, что жизнь привнесена на Землю из Кос­моса, в том числе в ее цивилизованных проявлениях. Под Космо­сом здесь имеется в виду Вселенная, находящаяся за пределами нашей планетарной среды. Разновидностью космической гипоте­зы является предположение о том, что жизнь на Землю могла быть занесена космической пылью через атмосферу, которая бла­годаря благоприятным условиям географии и биологии планеты превратилась в современные формы живого. Еще есть предполо­жение о существовании внеземных цивилизаций, уровень разви­тия которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили своих представителей, кото­рые со временем превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Однако все эти предположения оста­ются гипотезами, так как не имеют экспериментально-практиче­ского подтверждения.

Эволюционная концепция: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) – две тесно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн. лет. При этом считается, что современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50–40 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира было обусловлено рядом природно-биологических и социальных факторов.

Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в. Сначала Чарльз Дарвин (1809—1882) предложил описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора. В соответствии с этой теорией, под воздействием естественных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ. Затем Льюис Морган (1818—1881) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как обществен­ного существа. Он дал такую картину поэтапного становления человечества:




1.стадия австралопитеков (обезьянолюдей), способных к деятельности с помощью орудий (3—2 млн. лет до н. э.);

2.стадия питекантропов — период начальных производствен­ных отношений (2 млн. — 200 тыс. лет до н. э.);

3.стадия неандертальцев, которым присущи развитие языка как средства обмена информацией, формирование логико-понятийной формы отражения действительности (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н. э.);

4.начало стадии человека современного типа (кроманьонца), связанной с развитием предметного сознания, родовой.

Современное представление о временных рамках и особенностей антропогенеза вы можете увидеть ниже:

Время (лет назад) Представители Распространение Признаки
4,2-1 млн Австралопитек Australopithecus Юг Африки Прямохождение, использо­вание предметов как ору­дий
2,4-1,5 млн Человек умелый Homo habilis Африка Изготовление орудий
1,8 млн -300 тыс. Человек прямо­ходящий Homo erectus Африка, западная и центральная Европа, Восточ­ная Азия, Индо­незия Примитивная речь, про­стые формы коллективной деятельности, поддержание огня
500-200 тыс. Человек разум­ный древней­ший Homo sapiens Европа, Азия, Африка Переходный этап от прямо­ходящего человека к совре­менному, среднеразвитая речь и формы коллектив­ной деятельности
230-30 тыс. Человек разум­ный - неандер­талец Homo neanderthalensis Европа, Азия, Африка Продвинутые формы речи, сложные формы коллектив­ной деятельности (загонная охота), забота о членах пле­мени, добывание огня
130 тыс. -до насто­ящего вре­мени Человек разум­ный новый Homo sapiens sapiens (в том чис­ле кроманьонец) Весь мир Сложная речь, мышление, искусство, развитие сель­ского хозяйства, ремесел, религии

На основе этих исследований Фридрих Энгельс (1820—1895) выдвинул теорию происхождения человека и общества. Он утверждал, что решающую роль в этом процессе сыграл труд как целе­направленная деятельность. Начальный труд привел к тому, что: а) организм предков человека начал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности. В процессе про­должительного освоения трудовых операций у человеческого су­щества появилась прямая походка, произошла дифференциация функций передних и задних конечностей, развились руки, голов­ной мозг; б) труд, который был совместной деятельностью, обу­словил появление и развитие различных видов общения, члено­раздельного языка как средства общения и передачи трудового и социального опыта; в) благодаря трудовой деятельности сложи­лись производственные отношения. Люди не могут производить материальные блага, не объединившись. На основе производст­венных отношений появились разнообразные идеологические отношения, формы общественного сознания и соответствующие учреждения и организации. Это означало, что сформировалось человеческое общество. Эта схема в определенной мере удовле­творяет научную любознательность, хотя, без сомнения, требует уточнений и является открытой для новых выводов антрополо­гов, археологов, историков и других специалистов.

Таким образом, человек – это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, находящее свое проявление в психологическом, моральном, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении.

Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

Концепция культурогенеза: именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, порождает отдельные формы культуротворчества – морали, искусства, философии и др., которые не вписывается в модель практической (трудовой) целесообразности.

Семиотическая концепция: рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность; основой и универсальным посредником между человеком и миром является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т. е. язык становится подлинным создателем культуры и самого человека.

Тайна природы человека принадлежит к числу тех вечных проблем, к которым философия возвращалась и будет возвращаться в силу характера и специфики своего предмета. Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. В современной литературе признается ограниченность как биологизаторского подхода, акцентирующего эволюционно-биологические предпосылки норм человеческого общения, так и социологизаторского подхода, объясняющего природу человека в первую очередь социально значимыми причинами и приводящего к господству образа человека как социального функционера, винтика государственной машины.

Известно, что человека невозможно познать, если подходить к нему как к автономному организму, существующему независи­мо от природы и общества. Он является природным и социаль­ным, потому что одновременно — продукт природы и общества и их главное действующее лицо. Задача состоит в том, чтобы синте­зировать позитивный философский опыт исследования человека.

Один из наиболее спорных вопросов в современ­ной науке — вопрос о происхождении человека, или антропогенезе. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.

В теории креационизма, самой древней из существующих, утверждается, что человек является творением сверхъестест­венного существа. Само религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции. Племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы-делавары считали своим родоначальником орла, индейцы-осаги – улитку, айны и папуасы из бухты Морсби – собаку, древние датчане и шведы – медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны. Конкретные способы создания человека, согласно разным религиям, очень разнообразны. Согласно одним религиям, люди появились сами по себе, согласно другим, их создали боги – из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и мыслью единою.

В соответствии с космической теориейчеловек имеет ино­планетное происхождение. Он или прямой потомок внезем­ных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.

Космическая гипотеза происхождения человека основана на предположении о том, что жизнь привнесена на Землю из Кос­моса, в том числе в ее цивилизованных проявлениях. Под Космо­сом здесь имеется в виду Вселенная, находящаяся за пределами нашей планетарной среды. Разновидностью космической гипоте­зы является предположение о том, что жизнь на Землю могла быть занесена космической пылью через атмосферу, которая бла­годаря благоприятным условиям географии и биологии планеты превратилась в современные формы живого. Еще есть предполо­жение о существовании внеземных цивилизаций, уровень разви­тия которых позволяет преодолевать космическое пространство и время. Они были на Земле, оставили своих представителей, кото­рые со временем превратились в землян и достигли нынешнего цивилизованного развития. Однако все эти предположения оста­ются гипотезами, так как не имеют экспериментально-практиче­ского подтверждения.

Эволюционная концепция: становление человека (антропогенез) и становление общества (социогенез) – две тесно связанные стороны единого процесса – антропосоциогенеза, длившегося более 3 млн. лет. При этом считается, что современный тип человека – homo sapiens – человек разумный – появился 50–40 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира было обусловлено рядом природно-биологических и социальных факторов.

Эволюционная гипотеза происхождения жизни и человека появилась во второй половине XIX в. Сначала Чарльз Дарвин (1809—1882) предложил описание биологической предыстории человека, создав теорию естественного отбора. В соответствии с этой теорией, под воздействием естественных факторов отбора, вследствие потребности адаптации к среде Homo sapiens возник как прямое следствие эволюционного совершенствования живых существ. Затем Льюис Морган (1818—1881) исследовал процесс становления человеческого общества и человека как обществен­ного существа. Он дал такую картину поэтапного становления человечества:

1.стадия австралопитеков (обезьянолюдей), способных к деятельности с помощью орудий (3—2 млн. лет до н. э.);

2.стадия питекантропов — период начальных производствен­ных отношений (2 млн. — 200 тыс. лет до н. э.);

3.стадия неандертальцев, которым присущи развитие языка как средства обмена информацией, формирование логико-понятийной формы отражения действительности (от 200 тыс. до 40 тыс. лет до н. э.);

4.начало стадии человека современного типа (кроманьонца), связанной с развитием предметного сознания, родовой.

Современное представление о временных рамках и особенностей антропогенеза вы можете увидеть ниже:

Время (лет назад) Представители Распространение Признаки
4,2-1 млн Австралопитек Australopithecus Юг Африки Прямохождение, использо­вание предметов как ору­дий
2,4-1,5 млн Человек умелый Homo habilis Африка Изготовление орудий
1,8 млн -300 тыс. Человек прямо­ходящий Homo erectus Африка, западная и центральная Европа, Восточ­ная Азия, Индо­незия Примитивная речь, про­стые формы коллективной деятельности, поддержание огня
500-200 тыс. Человек разум­ный древней­ший Homo sapiens Европа, Азия, Африка Переходный этап от прямо­ходящего человека к совре­менному, среднеразвитая речь и формы коллектив­ной деятельности
230-30 тыс. Человек разум­ный - неандер­талец Homo neanderthalensis Европа, Азия, Африка Продвинутые формы речи, сложные формы коллектив­ной деятельности (загонная охота), забота о членах пле­мени, добывание огня
130 тыс. -до насто­ящего вре­мени Человек разум­ный новый Homo sapiens sapiens (в том чис­ле кроманьонец) Весь мир Сложная речь, мышление, искусство, развитие сель­ского хозяйства, ремесел, религии

На основе этих исследований Фридрих Энгельс (1820—1895) выдвинул теорию происхождения человека и общества. Он утверждал, что решающую роль в этом процессе сыграл труд как целе­направленная деятельность. Начальный труд привел к тому, что: а) организм предков человека начал приспосабливаться не только к условиям среды, но и к трудовой деятельности. В процессе про­должительного освоения трудовых операций у человеческого су­щества появилась прямая походка, произошла дифференциация функций передних и задних конечностей, развились руки, голов­ной мозг; б) труд, который был совместной деятельностью, обу­словил появление и развитие различных видов общения, члено­раздельного языка как средства общения и передачи трудового и социального опыта; в) благодаря трудовой деятельности сложи­лись производственные отношения. Люди не могут производить материальные блага, не объединившись. На основе производст­венных отношений появились разнообразные идеологические отношения, формы общественного сознания и соответствующие учреждения и организации. Это означало, что сформировалось человеческое общество. Эта схема в определенной мере удовле­творяет научную любознательность, хотя, без сомнения, требует уточнений и является открытой для новых выводов антрополо­гов, археологов, историков и других специалистов.

Таким образом, человек – это биосоциальное единство, в котором через социальное, биологическое и духовное реализуется человеческое, находящее свое проявление в психологическом, моральном, религиозном, политическом. Все эти формы проявления человеческого естества сосуществуют в органическом единстве, взаимодействии, взаимопроникновении.

Существуют альтернативные трудовой концепции подходы, связывающие происхождение человека с возникновением культуры, т.к. она формирует человеческий разум и тело.

Концепция культурогенеза: именно культура формирует человеческий разум и человеческое тело, порождает отдельные формы культуротворчества – морали, искусства, философии и др., которые не вписывается в модель практической (трудовой) целесообразности.

Семиотическая концепция: рассматривает культуру как специфическую знаково-символическую реальность; основой и универсальным посредником между человеком и миром является язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком, причем в качестве языка могут выступать различные феномены, начиная от систем родства и кончая властными структурами, т. е. язык становится подлинным создателем культуры и самого человека.

Тайна природы человека принадлежит к числу тех вечных проблем, к которым философия возвращалась и будет возвращаться в силу характера и специфики своего предмета. Проблема человека всегда являлась одной из центральных проблем философии. В современной литературе признается ограниченность как биологизаторского подхода, акцентирующего эволюционно-биологические предпосылки норм человеческого общения, так и социологизаторского подхода, объясняющего природу человека в первую очередь социально значимыми причинами и приводящего к господству образа человека как социального функционера, винтика государственной машины.

Специально для портала "Антропогенез.РУ".
Авторский проект С.Дробышевского. Электронная книга даст читателям базовую информацию о том, что известно современной науке о древней родословной человека.

Существуют три глобальных подхода, три основные точки зрения на возникновение человека: религиозный, философский и научный. Религиозный подход опирается на веру и предание, обычно он не требует каких-либо дополнительных подтверждений своей правоты. Философский подход опирается на некий первоначальный набор аксиом, из которого путём умозаключений философ строит свою картину мира.

Научный подход опирается на факты, установленные в ходе наблюдений и экспериментов. Для объяснения связи этих фактов выдвигается гипотеза, которая проходит проверку новыми наблюдениями и, по возможности, экспериментами, в результате чего либо отвергается (тогда выдвигается новая гипотеза), либо подтверждается и становится теорией. В дальнейшем новые факты могут опровергнуть теорию, в этом случае выдвигается следующая гипотеза, лучше отвечающая всей совокупности наблюдений.

И религиозные, и философские, и научные взгляды со временем менялись, влияли друг на друга и причудливо переплетались. Иногда крайне сложно разобраться, к какой области культуры отнести ту или иную концепцию. Количество существующих взглядов огромно. Невозможно в кратком изложении рассмотреть хотя бы их треть. Ниже мы попробуем разобраться лишь с самыми главными из них, наиболее повлиявшими на мировоззрение людей.

Сила Духа: креационизм

Креационизм (лат. creatio – сотворение, создание) – религиозная концепция, согласно которой, человек был создан неким высшим существом – Богом или несколькими богами – в результате сверхъестественного творческого акта.

Религиозное мировоззрение является древнейшим из засвидетельствованных в письменной традиции. Племена с примитивной культурой обычно выбирали себе в предки разных животных: индейцы-делавары считали своим родоначальником орла, индейцы-осаги – улитку, айны и папуасы из бухты Морсби – собаку, древние датчане и шведы – медведя. У некоторых народов, например, малайцев и тибетцев, бытовали представления о возникновении человека от обезьяны. Напротив, южные арабы, древние мексиканцы и негры берега Лоанго считали обезьян одичавшими людьми, на которых рассердились боги. Конкретные способы создания человека, согласно разным религиям, очень разнообразны. Согласно одним религиям, люди появились сами по себе, согласно другим, их создали боги – из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и мыслью единою.

В мире существует огромное множество религий, но в целом креационизм можно разделить на ортодоксальный (или антиэволюционный) и эволюционный. Теологи-антиэволюционисты считают единственной верной точку зрения, изложенную в предании, в христианстве – в Библии. Ортодоксальный креационизм не требует иных доказательств, опирается на веру, а научные данные игнорирует. Согласно Библии, человек, как и другие живые организмы, был создан Богом в результате одномоментного творческого акта и в дальнейшем не изменялся. Сторонники этой версии либо игнорируют доказательства длительной биологической эволюции, либо считают их результатами других, более ранних и, возможно, неудачных творений (хотя могут ли быть неудачи у Творца?). Некоторые теологи признают существование в прошлом людей, отличных от живущих сейчас, но отрицают какую-либо преемственность их с современным населением.

Теологи-эволюционисты признают возможность биологической эволюции. Согласно им, виды животных могут превращаться один в другой, однако направляющей силой при этом является воля Бога. Человек также мог возникнуть от более низко организованных существ, однако его дух оставался неизменным с момента первоначального творения, а сами изменения происходили под контролем и по желанию Творца. Западный католицизм официально стоит на позициях эволюционного креационизма. Энциклика 1950 года папы Пия XII "Humani generis" допускает, что Бог мог создать не готового человека, а обезьяноподобное существо, вложив, однако, в него бессмертную душу. После это положение подтверждалось другими папами, например, Иоанном Павлом II в 1996 году, который в послании Папской академии наук писал, что "новые открытия убеждают нас в том, что эволюцию следует признать более чем гипотезой". Забавно, что для миллионов верующих мнение папы римского в этом вопросе значит несравнимо больше, чем мнение тысяч учёных, посвятивших науке всю жизнь и опирающихся на изыскания других тысяч учёных. В православии единой официальной точки зрения на вопросы эволюционного развития нет. На практике это приводит к тому, что разные православные священники интерпретируют моменты возникновения человека совершенно различно, от сугубо ортодоксального варианта до похожего на католический эволюционно-креационистского.

Современные креационисты проводят многочисленные исследования с целью доказать отсутствие преемственности древних людей с современными или же – существование полностью современных людей в глубокой древности. Для этого они используют те же материалы, что и антропологи, однако смотрят на них под другим углом зрения. Как показывает практика, креационисты в своих построениях опираются на палеоантропологические находки с неясными датировками или условиями нахождения, игнорируя большую часть остальных материалов. Кроме того, нередко креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. Их критика обрушивается на те области науки, что ещё недостаточно полно освещены – так называемые "белые пятна науки" – или незнакомы самим креационистам; обычно такие рассуждения производят впечатление на людей, недостаточно знакомых с биологией и антропологией. Большей частью креационисты занимаются именно критикой, однако на критике своей концепции не построишь, а своих собственных независимых материалов и доводов у них нет. Впрочем, надо признать, что учёным от креационистов есть некоторая польза: последние служат хорошим индикатором понятности, доступности и популярности результатов научных исследований широкой публике, дополнительным стимулом к новым работам.

Стоит заметить, что число креационистских течений, как и философских, и научных, весьма велико. В России же они почти не представлены, хотя значительное число учёных-естествоиспытателей склоняется к подобному мировоззрению.

Доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой физики Ивановского государственного энергетического университета А.И. Тихонов и доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления А.А. Федотов размышляют в данной статье об эволюционизме и креационизме как порождениях новоевропейской философии, склонной к упрощению бытия. Могут ли эти концепции в полной мере отразить христианское представление о сотворении мира и его развитии? Или для этого нужна иная теория?

Любая крайность далека от истины. Это утверждение верно и в отношении проблемы противостояния двух, казалось бы, непримиримых концепций – эволюционизма, утверждающего, что современный мир возник в результате последовательной смены усложняющихся форм организации материи, и креационизма, стоящего на позициях Божественного Сотворения мира.

Неудивительно, что у человека, живущего в начале ХХI века, доверие к подобным научным концепциям заметно снижается.

Но ведь креационизм сам по себе – не древняя христианская традиция. Он возник на протестантском Западе во второй половине ХХ века как реакция на слишком вольное обращение протестантских богословов с Библией, как попытка примирить буквализм в трактовке библейских текстов (которые не являются учебником естествознания) с достижениями естественных наук.

Итак, основные противоречия между теорией эволюции и христианским вероучением не могут быть подтверждены или опровергнуты научными методами.

Грехопадение было реальным опытом познания добра и зла, а это привело к реальным физическим изменениям сначала человека, а потом и всего мира, органичной частью которого он являлся, – так попавший в организм яд убивает его целиком, а не только какую-то часть.

Итак, того мира, существовавшего до грехопадения, не стало в том виде, в каком он был изначально создан. Поэтому, если мы верим христианскому учению о грехопадении, то должны признать: нашему научному познанию доступен лишь мир, изменённый грехом Адама и Евы, а делать умозаключения о том, каким он был до этого, не научно.

Современные эволюционисты-христиане рассматривают мир в его уже изменённом состоянии, как это показал, например, известный богослов Тейяр де Шарден. Не отрицая главных положений эволюционизма об изменчивости материи, он заявил о целесообразности этой изменчивости, направляемой Высшим Разумом. Природа в его понимании – это целостная система, осуществляющая целенаправленный поиск вариантов приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

В целом это не противоречит христианскому учению о том, что Бог и зло направляет ко благу, ибо Он – Промыслитель и о повреждённом грехом мире, удерживая его от окончательного распада.

Таким образом, эволюция в познаваемом наукой мире является одним из наиболее мощных способов противостояния росту энтропии (разрушения, хаоса). Жизнь немыслима в застывшем виде. Жизнь существует только в движении.

И если мы рассмотрим любой конкретный организм, то увидим, что его жизнь подчинена изначально заданной генетической программе (цели), на которую накладывается фактор внешней среды, корректирующий действие данной программы. В свою очередь жизнь подчинена закону иерархичности. Это значит, что каждый известный нам живой организм, начиная с органелл живой клетки, и включая многоклеточных, является частью организма более высокого иерархического уровня (например, клетка – это часть многоклеточного организма). А внешняя среда для данного организма является внутренней средой организма более высокого уровня иерархии.

В итоге все организмы Земли объединены в единый суперорганизм, который в свою очередь (по представлению, например, Вернадского) является лишь подсистемой Солнечной системы, галактики и в итоге всей Вселенной. И каждый уровень такой иерархии построен по принципу живого организма.

В экологии существует концепция сукцессии, согласно которой рост всех лесов на данной территории подчинен единому алгоритму, очень напоминающему генетическую программу. То есть жизнь леса подчинена принципу целесообразности (запрограммирована в определенной мере). В свою очередь развитие тканей эмбриона животного построена на тех же принципах, что и сукцессия леса. Механизмы этих процессов поразительно напоминают механизмы эволюции жизни на Земле. Здесь также присутствует приспособление к факторам окружающей среды (внутренней среды макроорганизма), изменчивость и естественный отбор. Таким образом, реализацию генетической программы можно рассматривать как одну из форм направленной эволюции в условиях измененного мира.

Мы приходим к выводу, что теория эволюции и креационизм – порождения новоевропейской философии, склонной к упрощению бытия. Поэтому они не могут в полной мере отразить того представления о сотворении мира и его развитии, которое раскрывается в христианстве и в тех или иных формах содержится и в других древних религиозных учениях. Возможно, мы стоим накануне возникновения новых (или хорошо забытых старых) идей, органично соединяющих и примиряющих как научные, так и традиционные концепции возникновения и развития мироздания.

Всем привет. В последнее время все статьи на моём канале, что касались науки, были про довольно опасные проявления лженаук, теперь пришло время расслабиться и поговорить про креационизм и его борьбу с теорией эволюции.

Когда наука развивалась, человечество очень интересовало, как появилась жизнь, как произошёл человек, и одна из первых теорий объясняющая происхождение человека был креационизм. В его основе лежала концепция, что всё живое создано творцом (богом), но в 1859 году Чарльз Дарвин изложил теорию эволюции, которая была во многом противоречила креационизму. Против неё активно выступала церковь, но вот уже 2019 год, много ли поменялось? Много, но что-то осталось прежней. Церковь и верующие до сих пор выступают против эволюции, а в 2019 году на телеканале "СПАС" был выпуск в котором священник "говорил с Чарльзом Дарвином" и тот говорил, что "не от большого ума я эту обезьянью теорию выдумал", а ведущая сказала, что он якобы в конце жизни отрёкся от неё.

Данное заявление заставило меня разве что посмеяться, и сегодня я решил уничтожить все основные аргументы, которые приводят креационисты.

Для начала, отличия Креационизма от Дарвинизма:

1. Происхождение жизни. В Креационизме, все живые существа созданы богом. А Дарвинизм эту тему не поднимает, однако хорошо сочетается с теорией абиогенного происхождения жизни Опарина и Холдейна.

2. Движущая сила, заставляющая организмы меняться. В Креационизме - это стремление организмов к самосовершенствованию, в Дарвинизме борьба за существование.

3. Изменения. В Креационизме, все изменения полезны и передаются по наследству. В Дарвинизме, не все изменения полезны, а по наследству передаются только мутации.

4. Человек. В Креационизме венец творения, а в Дарвинизме, никто не может быть венцом творения, ибо всё ненужное пропадает в ходе эволюции.

Теперь аргументы:

1. Если люди произошли от обезьян, то почему сейчас обезьяны не эволюционируют?

Тут аж целых 3 причины.

1. Современные обезьяны и человек имели общего предка, от которого эволюция пошла по разным путям. Я натыкался на много информации, сначала, что этим общим предком был Дриопитек, потом Ардипитек, потом Австралопитек, и мне указали в комментариях, что общим предком являлся проконсул, и в интернете, я нашёл информацию, что его на самом деле считают общим предком всех человекоподобных обезьян , а на сайте проекта, антропогенез.ру, его считают общим предком . (данная тема изучается, мной, и возможны правки в дальнейшем), но в любом случаи, был общий предок от которого эволюция пошла по разным путям, которые привели к появлению разных современных приматов, один из которых человек.

2. Экологическая ниша предназначенная для человека занята нами. В экологии, есть такое понятие экологическая ниша, т.е место которое занимает тот или иной биологический вид, в экосистеме. На одной экологической нише может быть только один вид, не больше не меньше. Если вид вымирает, его место занимает новый. Поэтому пока существует человечество не одна обезьяна в него не эволюционирует (по крайней мере пока мы не создадим Симианский грипп из фильма "Планета обезьян").

3. Обезьяны занимают свою экологическую нишу . А собственно, зачем обезьянам её менять? Они находятся на своей, люди на своей, каждый выполняет свою роль, если нахождение на этой нише вызовет угрозу исчезновения биологического вида, то они будут её менять.

2. Эволюция - не факт, а просто догадка.

В обычной жизни, теория - это предположение, но в науке всё не так.

Гипотеза – это утверждение, достоверность которого требуется доказать.

Теория – это система взаимосвязанных положений, которая разрабатывается для обоснования существующих явлений и фактов (проще говоря эволюция не предположение, не догадка, а факт!).

3. Эволюция не объясняет происхождение жизни.

Да, для этого есть теория абиогенного происхождения жизни, созданная русским учёным Опариным и английским учёным Холдейном. Она отлично всё объясняет.

4. Человек такой совершенный, почему в Дарвинизме не может венца природы?

Отпусти человека в лес без подготовки, медикаментов, еды, воды, сколько он продержится? Несколько дней, ведь в процессе эволюции, долгое проживание в искусственной среде обитания, человек утратил навыки жизни в естественной, так они ему были не нужны, именно поэтому в эволюции никогда нет совершенства.

Заключение:

Эволюция - факт! Всё придирки к ней необоснованны. Креационизм устарел, сейчас всё научное сообщество придерживается Синтетической теории эволюции, сочетающий в себе Дарвинизм и современные знания о наследовании.

P.S. для специалистов в области биологии.

Если вы обнаружили в статье ошибку (неверно назван термин или процесс), просьба сообщить в комментарии, информация будет проверена и исправлена.

Читайте также: