Кратко опишите отличия произвольной памяти от непроизвольной

Обновлено: 04.07.2024

Процесс запоминания сильно зависит от особенностей деятельности, в частности от целей деятельности; в зависимости от наличия целей запомнить или отсутствия таковых память подразделяется на произвольную или непроизвольную.

Если осуществляется целенаправленная деятельность по запоминанию конкретного материала, то речь идет о произвольной деятельности (например студент готовится к экзамену). Если запоминание не носит целенаправленного характера, говорят о непроизвольной памяти (так, например, мы можем запомнить, что вчера был дождь, а позавчера снег).

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа, когда материал представляет интерес и заполняет некоторый пробел в картине мира.

Работа кратковременной памяти осуществляется постоянно, интересное и полезное откладывается в долговременную память, хаотичное, скучное и бесполезное игнорируется и замещается в сознании другим материалом. Когда мы стараемся что-то запомнить в произвольном смысле (то, что надо, а не то, что хочется), мы:

- концентрируем свое внимание на том, что надо,

- используем разного рода мнемотехнические средства (например задействуем в своем сознании ассоциации, просто многократно повторяем),

В этом и заключается произвольный характер работы памяти. Довольно легко можно запомнить таким образом небольшие объемы скучной информации. Однако нет особенной гарантии того, что эта информация останется в долговременной памяти. Для успешного запоминания очень важен интерес, а им, к сожалению или радости, управлять тяжело. В качестве замены интереса может выступить самовнушение: "Это очень важно, это надо запомнить".

Работа произвольной или непроизвольной памяти тесно связана, зависит от работы произвольного или непроизвольного внимания. Эффективность произвольной памяти зависит от концентрации, устойчивости произвольного внимания. Что касается непроизвольных процессов, то тут механизм следующий: потенциально интересный объект привлекает и удерживает внимание, непроизвольное внимание запускает процессы непроизвольной кратковременной и долговременной памяти.

Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим:

В опытах школьникам I класса и студентам давали решить пять простых арифметических задач. В обоих случаях неожиданно для испытуемых предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники I класса почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем, что у первоклассников умение сложения и вычитания еще не стало, навыком. Оно является для учеников I Класса содержательным целенаправленным действием.

Оперирование числами составляло содержание цели этого действия, в то время как у студентов оно входило в содержание способа, а не цели действия.

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который школьникам требовалось понять, обнаружили, что очень легкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление .плана, чем при использовании готового плана этого же текста.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, т. е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания—четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат.

В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была проведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый, Известно, как быстро забывается материал, запоминаемый только для экзаменов, без установки на прочное, длительное закрепление.




Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебной работе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что мм надо помнить.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятый материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Один из важнейших приемов логического запоминания — составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента:

1. разбивка материала на составные части;

2. придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

3. связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.

В отличие от плана для понимания материала в плане для запоминания вычленяются все более дробные единицы, причем заглавия только указывают, напоминают о том, что должно быть воспроизведено, и поэтому по своей форме они часто бывают неполными, отрывочными.

Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объектов необходимо начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным. В результате опытов И. П. Павлов пришел к выводу, что нервная связь на определенный раздражитель осуществляется быстрее и является более прочной не тогда, когда раздражитель сам по себе многократно подкрепляется, а тогда, когда его подкрепление перемежается, противопоставляется неподкрепленному другому раздражителю, сходному с первым.

На ассоциировании по сходству и по контрасту основаны и такие более сложные приемы произвольного запоминания, как классификация, систематизация материала.

Когда логическая работа над материалом широко опирается на образные связи, это повышает осмысленность и прочность запоминания. Поэтому там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который мы запоминаем.

Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Важно, чтобы воспроизведение не подменялось узнаванием. Узнать легче, чем припомнить. Но только возможность воспроизведения, припоминания создает необходимую уверенность в знаниях.

Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами: либо по частям—частичный способ, либо весь сразу—целостный способ, либо весь и по частям — комбинированный способ. Наиболее рациональный комбинированный способ, а наименее рациональный — частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, наконец, материал снова повторяется в целом.

Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление внутригрупповых отношений, установление межгрупповых связей.

Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобы путем повторений достигнуть более прочного закрепления знаний учащимися. По словам К. Д- Ушинского, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь.

Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения—это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когда программный материал организован в специальную строгую систему задач (так чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности ученика существенный материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т. е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.

В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают два основных вида запоминания: непроизвольное и произвольное.

Непроизвольное запоминание — это продукт и условие осуществления познавательных и практических действий. Поскольку при этом само запоминание не является нашей целью, то обо всем, что запоминается непроизвольно, мы обычно говорим:

В опытах школьникам I класса и студентам давали решить пять простых арифметических задач. В обоих случаях неожиданно для испытуемых предлагали припомнить условия и числа задач. Школьники I класса почти в три раза больше запомнили чисел, чем студенты. Это объясняется тем, что у первоклассников умение сложения и вычитания еще не стало, навыком. Оно является для учеников I Класса содержательным целенаправленным действием.

Оперирование числами составляло содержание цели этого действия, в то время как у студентов оно входило в содержание способа, а не цели действия.

Материал, занимающий различное место в деятельности, приобретает различное значение. Поэтому он требует различной ориентировки и по-разному подкрепляется. Содержание основной цели требует более активной ориентировки и получает действенное подкрепление как достигнутый результат деятельности и потому лучше запоминается, нежели то, что касается условий достижения цели.

Факты специальных исследований показывают, что материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается тем лучше, чем более содержательные связи устанавливаются в нем.

В исследовании, где изучали непроизвольное запоминание текста, который школьникам требовалось понять, обнаружили, что очень легкий текст запоминался хуже, чем текст средней трудности. Трудный же текст запоминался лучше при таком более активном способе работы с ним, как составление .плана, чем при использовании готового плана этого же текста.

Следовательно, непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним.

Произвольное запоминание — это продукт специальных мнемических действий, т. е. таких действий, основной целью которых будет само запоминание. Продуктивность такого действия также связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществления. При этом, как показали специальные исследования, одно из основных условий произвольного запоминания—четкая постановка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно. Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и на его результат.

В одном исследовании учащимся предложили запомнить два рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, относительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго. Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была проведена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ запомнился значительно лучше, чем первый, Известно, как быстро забывается материал, запоминаемый только для экзаменов, без установки на прочное, длительное закрепление.

Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания. Поэтому в учебной работе важно давать учащимся дифференцированные задания: что именно и как надо запомнить.

Большую роль в произвольном запоминании играют мотивы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может быть понята и заучена, но, не приобретая для школьника устойчивой значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недостаточно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают многое из того, что мм надо помнить.

Среди условий продуктивности произвольного запоминания центральное место занимает использование рациональных приемов запоминания. Знания слагаются из определенной системы фактов, понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять определенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними, применять логические приемы, связанные с более или менее развернутыми процессами мышления. Понимание — необходимое условие логического, осмысленного запоминания. Понятое запоминается быстрее и прочнее потому, что содержательно ассоциируется с уже усвоенными ранее знаниями, с прошлым опытом человека. Наоборот, непонятое или плохо понятое всегда выступает в сознании человека как что-то отдельное, содержательно не связанное с прошлым опытом. Непонятый материал обычно не вызывает и интереса к себе.

Один из важнейших приемов логического запоминания — составление плана заучиваемого материала. Оно включает в себя три момента:

1. разбивка материала на составные части;

2. придумывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной части материала;

3. связывание частей по их заглавиям или выделенным опорным пунктам в единую цепь ассоциаций.

Объединение отдельных мыслей, предложений в смысловые части сокращает количество единиц, которые надо запомнить, не уменьшая объема запоминаемого материала. Запоминание облегчается еще и потому, что в результате составления плана материал приобретает четкую, расчлененную и упорядоченную форму. Благодаря этому он легче схватывается мысленно в процессе самого чтения.

В отличие от плана для понимания материала в плане для запоминания вычленяются все более дробные единицы, причем заглавия только указывают, напоминают о том, что должно быть воспроизведено, и поэтому по своей форме они часто бывают неполными, отрывочными.

Запоминание объектов осуществляется тем быстрее и прочнее, чем резче выступают различия между ними. Поэтому сравнение объектов необходимо начинать с ярко выявленных различий и только после этого переходить к различиям менее заметным. В результате опытов И. П. Павлов пришел к выводу, что нервная связь на определенный раздражитель осуществляется быстрее и является более прочной не тогда, когда раздражитель сам по себе многократно подкрепляется, а тогда, когда его подкрепление перемежается, противопоставляется неподкрепленному другому раздражителю, сходному с первым.

На ассоциировании по сходству и по контрасту основаны и такие более сложные приемы произвольного запоминания, как классификация, систематизация материала.

Когда логическая работа над материалом широко опирается на образные связи, это повышает осмысленность и прочность запоминания. Поэтому там, где возможно, необходимо вызывать у себя соответствующие образы, ассоциировать их с содержанием материала, который мы запоминаем.

Воспроизведение ускоряет, рационализирует запоминание, особенно при заучивании наизусть, так как при пересказывании мы выявляем слабые места, осуществляем самоконтроль. Важно, чтобы воспроизведение не подменялось узнаванием. Узнать легче, чем припомнить. Но только возможность воспроизведения, припоминания создает необходимую уверенность в знаниях.

Учебный материал, требующий по своему объему многократных повторений, может запоминаться тремя способами: либо по частям—частичный способ, либо весь сразу—целостный способ, либо весь и по частям — комбинированный способ. Наиболее рациональный комбинированный способ, а наименее рациональный — частичный. При частичном способе отсутствует ориентация на общее содержание целого, поэтому отдельные части заучиваются изолированно одна от другой. Это ведет к быстрому забыванию заученного. Более продуктивен целостный способ, при котором используется общее содержание материала, облегчающее понимание и запоминание отдельных частей в их взаимосвязи. Но части могут различаться по трудности, к тому же середина материала всегда запоминается хуже, чем начало и конец, особенно при большом объеме. Здесь может быть применен комбинированный способ заучивания, когда сначала осмысливается, осознается весь материал в целом, в процессе чего выделяются и отдельные его части, потом заучиваются отдельные части, особенно более трудные, наконец, материал снова повторяется в целом.

Такой способ заучивания в наибольшей мере отвечает особенностям структуры мнемического действия, включающего следующие операции: ориентировку во всем материале, выделение групп его элементов, установление внутригрупповых отношений, установление межгрупповых связей.

Возможность воспроизведения необязательно будет показателем прочности запоминания. Поэтому учитель должен всегда беспокоиться о том, чтобы путем повторений достигнуть более прочного закрепления знаний учащимися. По словам К. Д- Ушинского, учителя, который не заботится о повторении, о прочности знаний, можно уподобить пьяному вознице с плохо привязанным багажом: он все гонит вперед, не оглядываясь назад, и привозит пустой воз, хвастаясь лишь тем, что проделан большой путь.

Однако повторение продуктивно лишь тогда, когда оно осознанно, осмысленно и активно. В противном случае оно ведет к механическому запоминанию. Поэтому лучший вид повторения—это включение усвоенного материала в последующую деятельность. Опыт экспериментального обучения показал, что когда программный материал организован в специальную строгую систему задач (так чтобы каждая предшествующая ступень была необходима для усвоения последующей), то в соответствующей деятельности ученика существенный материал с необходимостью повторяется каждый раз на новом уровне и в новых связях. В этих условиях необходимые знания прочно запоминаются даже без заучивания, т. е. непроизвольно. Ранее усвоенные знания, включаясь в контекст новых знаний, не только обновляются, но и качественно изменяются, переосмысливаются.

Произвольная же память потребует от вас усилия. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов заучивания. Наверное, все мы сталкивались с экзаменационной горячкой: последняя ночь, стопка учебников до потолка, массивы информации, загружаемые в мозг… На следующий день откуда ни возьмись информация всплывает, и вы получаете заслуженную оценку. Что случилось с судорожно заученными текстами? Да ничего, они куда-то исчезли…

В зависимости от того, каким образом вы заучиваете информацию, вы и будете ее воспроизводить. О способах заучивания мы с вами поговорим чуть позднее.

Также память подразделяется на кратковременную и долговременную. Любая воспринятая нами информация остается в памяти на определенное время.

Кратковременная память обладает определенным объемом. Психолог Ге?рман Эббинга?уз придерживался мнения, например, что в кратковременной памяти могут удержаться семь цифр, букв или названий предметов. Ученый Миллер также считал, что больше семи единиц любой информации в кратковременной памяти не удерживается. В большинстве же источников указан объем памяти от пяти до девяти единиц информации. Но как же так? Ведь запоминаем же мы номера сотовых телефонов или кредитных карт на несколько секунд? На самом деле, здесь нам помогает подсознание: бессознательно человеческий мозг начинает группировать поступившую информацию таким образом, чтобы она не превысила норму. Например, вам надо запомнить номер кредитной карты восемь два пять пять шесть семь восемь шесть два один ноль. Подсознание сгруппирует цифры, например, в пять числовых единиц: 82–55 – 678 – 62–10.

Объем кратковременной памяти индивидуален, сохраняется в течение всей нашей жизни и в зависимости от этого объема будет наша способность запоминать механически.

Долговременная память хранит информацию в течение практически неограниченного времени. В долговременную память из кратковременной информация может перейти:

– посредством неоднократного повторения (здесь мы не видим волевого усилия, но материал, повторё?нный несколько раз, запоминается легче, да и забыть его сложнее);

Информацию, которая хранится в долговременной памяти, можно воспроизводить множество раз. Она уже не потеряется. А если периодически воспроизводить тот или иной пласт информации, то он не сможет уйти в глубину памяти.

Долговременная память подразделяется на два типа:

Первый – сознательный, когда вы извлекаете из недр памяти информацию по собственному желанию;

Второй – подсознательный: информация хранится в вашей памяти, но вы можете об этом даже не догадываться. Получить доступ к подобной информации можно посредством гипноза или определенных психотехник.

Емкость долговременной памяти безгранична. На самом деле, вы и сейчас, например, при помощи гипнотизера, сможете воспроизвести стихи, когда-то заученные в детском саду. В нашей долговременной памяти хранится практически все. Только вот далеко не всегда мы можем извлечь ту или иную информацию.

Одна из особенностей хорошей памяти заключается в способности вспоминать, а вовсе не запоминать информацию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Как устроена кратковременная память?

42. КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ

42. КРАТКОВРЕМЕННАЯ, ДОЛГОВРЕМЕННАЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ПАМЯТЬ Существует также деление памяти на кратковременную и долговременную. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации. В чем-то кратковременная

Рабочая память и кратковременная память

Долговременная память

Долговременная память Ограниченный объем рабочей памяти отличает ее от долговременной памяти. В долговременной памяти мы храним информацию о разных событиях. Например, мы можем вспомнить, что мы ели вчера на обед. Мы можем также помнить факты, не связанные с

Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память

Долговременная память

Долговременная память Информация, накопленная в течение дня в промежуточной памяти, поступает в долговременную память после преобразования в кратковременной памяти. Долговременная память, в отличие от других видов памяти, практически не ограничена по объему и времени

1.3. Воля как произвольная мотивация

1.3. Воля как произвольная мотивация Понятие о воле как о детерминанте поведения человека зародилось в Древней Греции и впервые было явно сформулировано Аристотелем (384–324 гг. до н. э.). Он ввел это понятие как объяснительное, чтобы отличать поступки, совершаемые на

Произвольная терморегуляция

Произвольная терморегуляция Идет второе занятие по курсу развития памяти. На улице плюс 35; в зале, где проходит занятие, примерно столько же. Из-за шума проезжающих машин приходится время от времени закрывать створки окон.Мы выставляем телесную линию времени. Многие

1. Кратковременная половая связь

1. Кратковременная половая связь Человек поддается искушению при сочетании определенных условий, к которым можно отнести его собственное психофизиологического состояние, наличие подходящей партнерши, интимную обстановку и возможность сохранить все происходящее в

Память… Что же это такое? И почему какие-то события всплывают в нашем сознании, стоит о них только подумать, а для некоторых нужно время? Что-то же вообще, казалось бы, стирается из памяти?

Люди в большинстве своем считают, что память работает как магнитофонная лента: событие на нее записывается, а при обращении к коре головного мозга воспроизводится. Это совершенно не так! По большому счету, память — это процесс. Задействовано в этом процессе множество инструментов. О наиболее важных из них мы с вами сейчас и поговорим.

1.1. Память произвольная и непроизвольная; кратковременная и долговременная

Произвольная же память потребует от вас усилия. Эффективность произвольной памяти зависит от целей запоминания и приемов заучивания. Наверное, все мы сталкивались с экзаменационной горячкой: последняя ночь, стопка учебников до потолка, массивы информации, загружаемые в мозг… На следующий день откуда ни возьмись информация всплывает, и вы получаете заслуженную оценку. Что случилось с судорожно заученными текстами? Да ничего, они куда-то исчезли…

В зависимости от того, каким образом вы заучиваете информацию, вы и будете ее воспроизводить. О способах заучивания мы с вами поговорим чуть позднее.

Также память подразделяется на кратковременную и долговременную. Любая воспринятая нами информация остается в памяти на определенное время.

Кратковременная память обладает определенным объемом. Психолог Ге́рман Эббинга́уз придерживался мнения, например, что в кратковременной памяти могут удержаться семь цифр, букв или названий предметов. Ученый Миллер также считал, что больше семи единиц любой информации в кратковременной памяти не удерживается. В большинстве же источников указан объем памяти от пяти до девяти единиц информации. Но как же так? Ведь запоминаем же мы номера сотовых телефонов или кредитных карт на несколько секунд? На самом деле, здесь нам помогает подсознание: бессознательно человеческий мозг начинает группировать поступившую информацию таким образом, чтобы она не превысила норму. Например, вам надо запомнить номер кредитной карты восемь два пять пять шесть семь восемь шесть два один ноль. Подсознание сгруппирует цифры, например, в пять числовых единиц: 82–55 — 678 — 62–10.

Объем кратковременной памяти индивидуален, сохраняется в течение всей нашей жизни и в зависимости от этого объема будет наша способность запоминать механически.

Долговременная память хранит информацию в течение практически неограниченного времени. В долговременную память из кратковременной информация может перейти:

– посредством неоднократного повторения (здесь мы не видим волевого усилия, но материал, повторё́нный несколько раз, запоминается легче, да и забыть его сложнее);

Информацию, которая хранится в долговременной памяти, можно воспроизводить множество раз. Она уже не потеряется. А если периодически воспроизводить тот или иной пласт информации, то он не сможет уйти в глубину памяти.

Долговременная память подразделяется на два типа:

Первый — сознательный, когда вы извлекаете из недр памяти информацию по собственному желанию;

Второй — подсознательный: информация хранится в вашей памяти, но вы можете об этом даже не догадываться. Получить доступ к подобной информации можно посредством гипноза или определенных психотехник.

Емкость долговременной памяти безгранична. На самом деле, вы и сейчас, например, при помощи гипнотизера, сможете воспроизвести стихи, когда-то заученные в детском саду. В нашей долговременной памяти хранится практически все. Только вот далеко не всегда мы можем извлечь ту или иную информацию.

Одна из особенностей хорошей памяти заключается в способности вспоминать, а вовсе не запоминать информацию.

Читайте еще:

Несколько лет назад, во время подготовки исследовательского проекта по изучению утраты, я поместил маленькую заметку в местной газете, которая заканчивалась следующим объявлением

Главная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, человек может заняться либо самосовершенствованием, либо при помощи.

Но здесь многие матери совершают ошибку. Они отдаются заботе и уходу за ребенком на все сто процентов. Происходит это еще и из-за неопытности, ведь такая мать все делает впервые, а уже со вторым ребенком она гораздо меньше переживает и тратит душевных и физических сил. А сейчас любой писк или.

— Я каждый день готовлю вам еду. Но вы всегда воспринимаете это с равнодушием. Поэтому я сделала вывод, что вам безразлично все, что я ставлю на стол, а раз так, то почему бы вам не попробовать сено?

Одна из основных задач проведенного исследования заключалась в том, чтобы сопоставить психологические характеристики военнослужащих, принимавших участие в ведении боевых действий на территории Чеченской республики, с характеристиками ветеранов Афганистана, и на основе этого попытаться.

а) наложите второй, третий и четвертый пальцы правой руки на лучевую артерию левой руки, запомните ритм ее пульсации; то же можно проделать, наложив указательный палец правой руки на яремную ямку над верхним концом грудины

Что же такое пристальное внимание? Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен.

После этого психолог предъявляет и просит воспроизвести по памяти сначала первую фигуру, а потом третью. Одна фигура может быть сложена, а другая нарисована.

Читайте также: