Кратко опишите идейные искания интеллигенции начала 20 века

Обновлено: 30.06.2024

Избранная для курсовой работы тема вызывает интерес и привлекает внимание тем, что интеллигенция оказывала на протяжении веков мощное влияние на все сферы народной жизни российского государства. Она являлась и остается значимым фактором социально-культурного, научного и общественно-политического прогресса нашей страны.
Понятие интеллигенции отражает очень сложное и противоречивое явление российского народа и его культуры. Дискуссия о сущности этой социальной группы общества идет с момента ее возникновения. Современное понимание интеллигенции может быть выражено в следующем определении: интеллигенция - это социально-культурная общность людей с активной общественной позицией, обладающих системой современных знаний, профессионально занимающихся творческим умственным трудом в сфере образования, науки, культуры и искусства.

Содержимое работы - 1 файл

курсовик.doc

Русская интеллигенция во все времена думала о народе. Сословие дворян, а за ними разночинцев воодушевлялось идеями всеобщего равенства, целью отмены крепостного права, задачей обеспечения свободы личности и социальной справедливости. "Интеллигент, - писал В.О. Ключевский, - диагност своего народа. Народ сам залижет и вылечит свою рану если он ее почует Вовремя заметить и указать ее - дело интеллигента" 20 . В то же время русской интеллигенции было свойственно чувство виновности перед народом, своего рода социальное покаяние перед ним. Эти чувства накладывали на характер интеллигенции отпечаток особой углубленности и страдательности.

На рубеже XIX - XX веков проблема взаимоотношений интеллигенции и народа сохраняла свою актуальность и оставалась важнейшей в общественно-культурной жизни России. Многие из деятелей передовой культуры осознавали и глубоко переживали тот факт, что в жизни происходило расхождение, непонимание этих двух сил русского общества

В целом роль интеллигенции в политической жизни Российской империи во второй половине XVIII в. и в первой половине XIX в. характеризовалась, во-первых, лояльной или жесткой и непримиримой критикой власти, и во-вторых, осуществлением просветительских, воспитательных и агитационно-пропагандистских функций.

Глава 3. Влияние интеллигенции на политическую жизнь

Российской империи во второй половине XIX в.- 1917 г.

§1. Отношение интеллигенции к буржуазным реформам 60-70-х годов XIX в.

Либеральная интеллигенция в свою очередь выступила в роли защитников буржуазного строя и поддержала, хотя и не очень активно, процесс модернизации России с помощью реформ. В наибольшей степени это относилось к земской интеллигенции, которая взялась за подъем просвещения и образования, здравоохранения и медицины и других социальных сфер жизни в провинции. Однако следует отметить, что власть слабо использовала творческую помощь общества, в частности, во многом ограничив в свое время земство.

В результате в сознании интеллигенции усиливались позитивистское равнодушие к результатам реформ и критическое отношение к ним, что способствовало образованию питательной среды для зарождения экстремистских, насильственных планов большей части образованного слоя населения. Успех реформирования общества мог выбить революционную почву из под ног радикальной интеллигенции и лишить ее перспектив насильственной ломки государственно-политического и социального устройства России. Все это создавало общественный климат, в котором вызрели идеи пресечения реформ путем цареубийства. Революционная демократия организовала убийство императора Александра II. Таким образом, была упущена реальная возможность эволюционного развития страны и пресечена реформаторская инициатива властей.

§2. Рост оппозиционных настроений в кругах передовой интеллигенции.

В этом есть определённая доля истины: "конечно, русский интеллигент-социалист борется за земные, здешние, а не потусторонние блага; конечно, его религиозное воодушевление питается не трансцендентными мотивами" 23 .

§3. Интеллигенция и революции 1905-1907 гг. и 1917 г.

Посредническая прослойка русской культуры, воплощавшая ее либеральную ориентацию, оказалась слишком слабой, чтобы создать общественную систему взаимодействия и взаимопонимания между всеми слоями общества. Радикальная критика клеймила эту часть интеллигенции, резко осуждала позицию умеренности и постепенности в пользу радикальных преобразований.

Массовые народные выступления, революция не могли не сказаться на умонастроениях представителей русской культуры, русской интеллигенции. Последовавший после поражения революции период политической реакции ознаменовал отход большей части русской интеллигенции от революционных идей. Разочарование итогами революции склонило общественность к поискам идеалов в религиозно-философской сфере.

Изменение умонастроений значительной части русской интеллигенции, повернувшейся к духовной сфере и отошедшей от революционной борьбы, нашло свое выражение на страницах сборников "Проблемы идеализма" (1902) и "Вехи" (1909). Первый сборник появился в самый разгар начинавшейся революции. И если в ХIХ веке борьба за политическую свободу и социальную справедливость велась в основном с позицией материализма, позитивизма, нигилизма и марксизма, то авторы сборника, поддерживавшие освободительное движение, выступали с позиций этического идеализма.

В 1909 году появился сборник "Вехи. Статьи о русской интеллигенции". Авторами его были широко известные публицисты, религиозные философы, литературоведы, принадлежавшие к партии кадетов или близкие к ним по своим взглядам. Сборник "Вехи" осуждал недостатки русской интеллигенции, мешавшие нормальному развитию общества. В сборнике были помещены статьи Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, историка русской литературы М.О.Гершензона, публициста А.С. Изгоева, профессора политической экономии Б.А. Кистяковского, П.Б. Струве, С.Л. Франка. Главным в этом сборнике был вопрос о роли русской интеллигенции в революции, отношении либералов к наследию революционных демократов. Авторы видели характерные черты мировоззрения интеллигенции в ее "противогосударственности" и "безрелигиозности". В этом они усматривали причину безрезультатности действий интеллигенции. Поэтому авторы призывали интеллигенцию "пересмотреть свое мировоззрение", "через покаяние" обрести "новое сознание". Среди недостатков интеллигенции авторы сборника отмечали идолопоклонство по отношению к народу, одностороннюю ориентацию на социализм, атеистический максимализм, подмену "религии идеальных ценностей религией земных нужд" 29 . Такая религия, по мнению Франка, порождает лишь разрушение и ненависть, а не дух творчества.

"Вехи" имели огромный общественный резонанс. Только в 1909 году сборник выдержал четыре издания. В печати появилось более 200 статей, рецензий, откликов на него. Было издано несколько сборников, направленных против идей, высказанных авторами сборника. На заседаниях научных, религиозных обществ состоялись десятки публичных диспутов, посвященных обсуждению этих проблем. Резко критически отозвался о "Вехах" В.И.Ленин. Большевики, анализируя послереволюционные настроения интеллигенции, отмечали "переоценку ценностей", более определенную идейно-политическую дифференциацию интеллигенции. Усиление и углубление идейно-культурного размежевания интеллигенции, особенно проявившегося после подавления революции 1905-1907 годов, нашло отражение в известном высказывании В.И.Ленина о "двух культурах" в национальной культуре (1913 год). Его следует понимать, прежде всего, как наличие в обществе двух антагонистических идеологий, в которых выражалась глубина социальных противоречий, классового противостояния, присущих данной эпохе.

Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой).

Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.

Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.

Россия накануне эпохи революций представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, глубоко противоречивых, разрываемых на противоположные начала сразу в нескольких направлениях. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что на этом огромном российском геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов, "западников" и "восточников". Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - "соборность" (А. Лосев) - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

Особенности отечественной культуры в начале ХХ века. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры.

В качестве основных особенностей общественного сознания, духовности и культуры на рубеже XIX - XX веков можно отметить следующие:

- понимание "рубежности", "переходности" времени, переживаемого Россией.

- возникновение пессимистических настроений, чувства наступления конца мира.

- развитие религиозной философии, отличавшейся глубоким своеобразием и богатством идей.

Поиски "нового религиозного сознания" отражали сложность и противоречивость идейной жизни русского общества рубежа столетий;

развитие космологизма как характерной чертой русской культуры. На почве утраты ощущения единства человека с другим человеком и социальной группой развивается ощущение "внеземного" существования людей. Космологизм становится элементом и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения. Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин)

- развитие различных объединений деятелей культуры.

- включение отечественной науки в начале XX века в общемировой процесс




Интерес интеллигенции к философско-религиозным проблемам был не надуманным, а живым и острым. Распространенное к тому времени уже в течение полувека, идущее еще от Белинского и Чернышевского пренебрежительное отношение к религии и церкви не устраивало многих думающих людей начала века. Для них атеизм российской интеллигенции был лишь одним, хотя и очень существенным проявлением характерных особенностей мышления этого слоя людей. Интеллигенцию все больше упрекали в нетерпимости, отсутствии истинной внутренней культуры, настоящих духовных устремлений…

Декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась "уйти" от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Анализ общественно-культурной жизни конца XIX века показывает, что на смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е годы, приходит какая-то психологическая напряженность, ожидание "великого переворота" (Л. Толстой).

Российская интеллигенция оказалась почти беспомощной перед новыми требованиями политического развития: неотвратимо развивалась многопартийность, и реальная практика значительно опережала теоретическое осмысление принципов новой политической культуры.

Все эти тенденции протекали на фоне растущего многообразия духовной жизни, сопровождавшего развитие капитализма и ослабление авторитарного контроля со стороны самодержавия.

Россия накануне эпохи революций представляла собой огромное образование из частей различных культурно-исторических регионов, глубоко противоречивых, разрываемых на противоположные начала сразу в нескольких направлениях. Одна из основных причин такой специфики состоит в том, что на этом огромном российском геокультурном пространстве отсутствовали устойчивые механизмы социальной регуляции, которые могли бы обеспечить хотя бы относительную стабилизацию, единство и преемственность в развитии общества.

В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов, "западников" и "восточников". Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования - "соборность" (А. Лосев) - ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.

Особенности отечественной культуры в начале ХХ века. Культура рубежа столетий и первых десятилетий XX века отразила в своем развитии сложность и противоречивость эпохи, полной острейших социальных конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности. Вместе с тем это время духовного ренессанса, русского "серебряного века", атмосфера которого отмечена необыкновенным взлетом духовности и культуры.

В качестве основных особенностей общественного сознания, духовности и культуры на рубеже XIX - XX веков можно отметить следующие:

- понимание "рубежности", "переходности" времени, переживаемого Россией.

- возникновение пессимистических настроений, чувства наступления конца мира.

- развитие религиозной философии, отличавшейся глубоким своеобразием и богатством идей.

Поиски "нового религиозного сознания" отражали сложность и противоречивость идейной жизни русского общества рубежа столетий;

развитие космологизма как характерной чертой русской культуры. На почве утраты ощущения единства человека с другим человеком и социальной группой развивается ощущение "внеземного" существования людей. Космологизм становится элементом и новой картины мира, и нового соответствующего осмысления ее. Космологичность русской культуры формируется как насущная необходимость времени, как выражение общего настроения. Вл. Соловьеву, В. Розанову, Н. Лосскому. Космическая направленность положена в основу новых поисков русской поэзии (В. Брюсов, А. Белый, А. Блок), новых направлений русской живописи (М. Врубель) и русской музыки (А. Скрябин)

- развитие различных объединений деятелей культуры.

- включение отечественной науки в начале XX века в общемировой процесс

Интерес интеллигенции к философско-религиозным проблемам был не надуманным, а живым и острым. Распространенное к тому времени уже в течение полувека, идущее еще от Белинского и Чернышевского пренебрежительное отношение к религии и церкви не устраивало многих думающих людей начала века. Для них атеизм российской интеллигенции был лишь одним, хотя и очень существенным проявлением характерных особенностей мышления этого слоя людей. Интеллигенцию все больше упрекали в нетерпимости, отсутствии истинной внутренней культуры, настоящих духовных устремлений…

Декадентство, обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась "уйти" от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни. Декадентские настроения захватили деятелей различных художественных направлений, в том числе и реалистического. Однако чаще эти идеи были присущи модернистским течениям.

Вопросы и задания:

2. Сформулируйте проблемы, вокруг которых развернулись идейные споры русской интеллигенции в пореформенный период. Актуальны ли эти проблемы для современной России?

Противоречия экономического и социально — политического развития России второй половины XIX – начала XX вв. остро ставили проблему выбора путей общественного развития, вокруг которой развернулась ожесточенная борьба между консерваторами — охранителями, отстаивающими незыблемость сословно — монархической системы, и сторонниками модернизации страны. Эти проблемы актуальны и для современной России.

3. Можно ли утверждать, что русские либералы были идейными продолжателями западников? Каковы были политические идеалы русского либерализма?

В России либерализм как идеология возник в первой половине XIX века. Становление идеологии русского либерализма началось со споров западников и славянофилов о путях развития страны на рубеже 1830—1840 — х годов. Либерализм провозглашает права и свободы каждого человека высшей ценностью и устанавливает их правовой основой общественного и экономического порядка. При этом возможности государства и церкви влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией. Важнейшими свободами в современном либерализме признаются свобода публично высказываться, свобода выбора религии, свобода выбирать себе представителей на честных и свободных выборах.

4. Как вы поняли термин почвенничество? Предположите, почему русские консерваторы считали почвенников разновидностью либералов?

5. Считаете ли вы, что консерватизм, как идейно — политическое учение, — это отрицание всякого развития общества? Выскажите свою точку зрения.

Консерваторы не отрицали необходимость изменений как таковых. После поражения в Крымской войне защищать систему времён Николая I было бы совсем не разумно. Но они выступали резко против реформ в таком виде, в каком они были проведены, за сворачивание многих из них и возвращение влияния дворянству.

6. Сравните взгляды либералов, почвенников и русских консерваторов на значение православия в истории России и на уровень религиозности русского народа. Что вы находите общего и в чём видите принципиальные различия?

Консерваторы – в области политики для консерватизма характерен призыв к укреплению церковного влияния в обществе и усилению верховной монархической власти;

Почвенники — были глубоко православными людьми, считали православие единственно спасительной верой;

7. Если бы вы оказались свидетелем спора между сторонниками различных идейных направлений, то чьи рассуждения показались бы вам более аргументированными? Объясните свой выбор.

Представители консерватизма выступали за всестороннюю поддержку и развитие уже сложившихся традиций и порядков. Поэтому они были противниками либеральных реформ, демократии и конституции. Многие представители русского консерватизма внесли серьезный вклад в развитие мировой политической, исторической и философской мысли.

+

2 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 2

+

Описаниеяросла́в влади́мирович — князь ростовский, князь новгородский, великий князь киевский. ярослав владимирович — сын князя владимира святославича и полоцкой княжны рогнеды рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей европы. при крещении был наречён георгием.

+

Крестьянская реформа в россии (в просторечии отмена крепостного права) начатая в 1861 году реформа крепостное право в российской империи.

Идейные искания и художественная культура


Идейные искания и художественная культура


n Духовная жизнь рубежа столетий – одно из интереснейших страниц в культурном наследии России.


n. У интеллигенции были популярны разные ученые Л. Н. Толстой, философия Ф. Нитце с его идеей сверхчеловека и экономическая теория К. Маркса.


n. В культурной жизни той поры шли поиски путей обновления форм художественного творчества и снижение его социального пафоса, переоценка ценностей, возрастал интерес к духовному миру личности. Это время вошло в историю как серебряный век русской культуры.


n В реалистическом художественном качестве появились новые художественные, эстетические качества. n В начале века продолжал работать Л. Н. Толстой и А. П. Чехов. n На конец 19 – начала 20 в. Пришелся расцвет творчества М. Горького. n Традиции русской культуры 19 в развивали И. А. Бунин и А. И. Куприн.


n Ярким проявлением декадества был символизм. (Блюсов, Бальмонт, Сологуб, Мережковский, Гиппиус, Белый, Блок). В. Я. Брюсов А. А. Блок


n В 1910 г появляется литературное направление акремеизм (Гумилев и Городецкий), так же акмеистами называли себя Ахматова, Мандельштам, иванов и др. Ахматова С. М. Городецкий


n Одновременно с аскетизмом в 1910 -1912 гг возникает футуризм(Бурлюк, Хлебников, Каменский, Маяковский). В. Каменский. Рисунок В. Маяковского. Маяковский


n В условиях бурной общественной жизни чрезвычайно возросла роль театра. Создание К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко Художественного театра в Москве (1898) стало событием громадного значения.


n В конце 1890 -х гг в России появился кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А. А. Ханжонков 1907 -1908 гг начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику и ряд кинотеатров. В 1913 г в городох России работали более 1400 кинотеатров.


n Великолепными достижениями отмечено музыкальное искусство. Новые музыкальные традиции можно заметить в творчестве Рахманинова и Скрябина. Широкое признание получило искусство Рахманинова.


n В архитектуре расцветает новый стиль модерн. Казанский вокзал Здание Азовско-Донского банка в Санкт-Петербурге.


n В архитектурном творчестве зачастую переосмысливались национальные традиции. Во многих зданиях использовались формы русской архитектуры предыдущего столетия. здание Ссудной казны в Москве


n В 1909 -1912 г. г. в Париже проводились Русские сезоны балета. Зритель был покорен блеском танца солистов и кордебалета, живописностью костюмов и декораций.

Читайте также: