Кратко оценка уровня сформированности компонентов уд по е в заики

Обновлено: 30.06.2024

Формирование УД – процесс длительный, сложный и многоплановый. Очень важно как будет обеспечено формирование ведущих компонентов в нем: УД = УПИ + Ц + Уд + К + О

УПИ (мотив) – движущая сила УД, выполняет функцию побуждения, обеспечивает протекание полноценной УД;
Ц (целеполагание) – представление о конкретном результате, направляет деятельность, путем постановки и достижения цели реализуется мотив;
Уд (учебные действия) – конкретные способы преобразования учебного материала, в процессе выполнения Уд реализуются УПИ и Ц;
К (контроль) – условие нормального протекания Уд, контроль за их выполнением;
О (оценка) – выполняет функцию подведения итогов.

Все эти компоненты формируются у обучающихся на уроке. О том, как протекает УД, о ее уровне сформированности можно судить по этим структурным компонентам. Отслеживая уровни сформированности учебных компонентов, можно наблюдать в динамике как идет процесс становления УД. В зависимости от того как будет обеспечено формирование ведущих компонентов в ней зависит результат, а он свидетельствует о развитии у обучающихся учебно-познавательных компетенций.

Сегодня, к сожалению, еще нет таких способов, которые могли бы показать насколько сформирована УД у ребенка, поэтому наиболее адекватным методом является наблюдение. При всех его недостатках: некоторые неточности, зависимость результатов от особенностей восприятия и понимания ситуации наблюдателем и др., именно оно способно дать целостное представление о таком сложном явлении как формирующаяся УД. Для выявления динамики протекания УД я использую методику Г.В. Репкиной и Е.В.Заика, в основе которой лежит наблюдение, определяю уровень сформированности структурных компонентов УД для обучающихся. По ним можно судить об успешности становления УД.

Одним из компонентов УД является УПИ (мотив), который предшествует деятельности, от силы мотива зависит интенсивность УД, мотив выступает ее двигателем. Таким образом, УПИ играет центральную роль в УД и ориентирует обучающегося на процесс решения учебной задачи. УПИ у разных учеников бывает различной степени интенсивности. Согласно методике можно выделить шесть уровней сформированности УПИ: 1 уровень – отсутствие интереса, 2 – реакция на новизну, 3 – любопытство, 4 – ситуативный учебный интерес, 5 – устойчивый интерес и 6 уровень – обобщенный УПИ. Каждый из уровней имеет свои диагностические признаки, наблюдая за деятельностью своих учеников на уроках, можно без труда определить уровень сформированности УПИ для каждого из них.

Другим компонентом УД является Ц (целеполагание). Мотив реализуется путем постановки цели. Цель направляет деятельность. Возникновение целей, их выделение, определение, осознание и есть целеполагание. Целеполагание первого типа дает возможность решать лишь частные задачи на усвоение заданных кем-то образов действий. Главным в этом случае является понять, запомнить, воспроизвести. Целеполагание второго типа обеспечивает принятие и затем самостоятельную постановку новых учебных задач, в которых основным становится анализ условия, выбор соответствующего способа действий, контроль, оценка его применения. В зависимости от этого уровень сформированности меняется от первого к шестому. Так, 1-й уровень свидетельствует об отсутствии цели, на 2-м уровне – ребенок принимает и выполняет только практическую задачу, в теоретических задачах не ориентируется, на 3-м – принимает познавательную задачу, но переопределяет ее в практическую, на 4-м – принимает познавательную задачу и доводит ее до конца, на 5-м – самостоятельно переопределяет практическую задачу в познавательную, 6-му уровню соответствует самостоятельная постановка новых учебных целей.

Одним из самых главных компонентов составляющих УД являются учебные действия (Уд). Реализация мотивов и целей УД осуществляется в процессе выполнения обучающимися Уд. Уд – это конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий.

Обучающийся по данной теме должен уметь:

– объяснять закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков, приводить элементарные примеры проявления этих закономерностей;
– использовать при объяснении рисунок, схему, иллюстрируя ими свой ответ;
– определять тип климата по его основным характеристикам;
– пользоваться климатической картой и составлять по ней характеристику климатических условий территории;
– сравнивать климатические особенности отдельных территорий. Называть и показывать климатические пояса, преобладающие воздушные массы, постоянные ветры Земли и пр., проводить анализ, делать выводы.

Уровни сформированности учебных действий
Таблица

Уровень Название уровня Основной диагностический признак Дополнительные диагностические признаки
I Отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности Называет и показывает климатические пояса с трудом, допуская массу ошибок.

Не может объяснить закономерности распределения t, давления, осадков, не понимает связи между ними.

С большим трудом, после многочисленного показа учителем, пытается использовать рис., но теряется и забывает о чём речь.

Иногда приводит примеры характеризующие климат, но не понимает закономерностей.

Не может определить тип климата по его основным характеристикам.

Читать климатическую карту не может.

Не в состоянии сравнить климатические особенности территорий.

Пересказать может лишь зазубрив, не понимая.

Отвечать на вопросы затрудняяется.

Действия учителя добросовестно копирует, объяснить закономерности не может.

Умение работать с учебником слабое. С тематической карты на к/к переносит лишь те элементы, на которые указал учитель.

Пытается понять и объяснить закономерности распределения t, давления, осадков, но раскрыть связи между ними без помощи учителя не может.

При объяснении использует рис., схему, но постоянно теряется, нуждается в наводящих вопросах со стороны учителя. Приводит примеры проявления климатических закономерностей, иногда сбиваясь и путая одно с другим.

Тип климата определяет с трудом, при постоянной помощи учителя.

Может пользоваться климатической картой, составлять по ней характеристику климата при наличии образца.

Работает только в сотрудничестве с учителем, эффективно, легко принимает его помощь, сам просит о ней.

Нуждается в контроле.

Небольшие изменения в задании затрудняют выполнение учебных действий.

При объяснении использует рис., схему без отступления, при ошибках повторяет заново. Если запутается, без учителя не может найти выход.

При определении типа климата действия старается выполнять сам, иногда сбивается, но попытку повторяет вновь. Умеет пользоваться климатической картой, по ней составляет характеристику климатических условий (по образцу учителя).

По образцу, без внесения ка-ких либо корректив, работать может успешно.

При неудачах пытается выполнить действия вновь в более медленном темпе.

При небольшом изменении задания может выполнять действия правильно лишь с помощью учителя.

Объясняет закономерности распределения t, давления, осадков с предварительным анализом, в новой ситуации пытается найти ответ.

Приводит примеры проявления этих закономерностей с выводами, следующими за ними.

При объяснении использует рис., схему, иллюстрируя свой ответ.

Умеет определять климат при несоответствии свойств, пытается внести коррективы. Легко принимает помощь.

Нуждается в наводящих воп-росах в оценке своих действий

Объясняет закономерности распределения основных элементов климата, тщательно анализируя, делая выводы.

Ищет новые способы действий, ставит новые вопросы. Используя свой опыт находит пути решения сам.

Приводит примеры с выводами и вытекающими из них последствиями.

При объяснении легко использует рис., схему, свой ответ иллюстрируя и дополняя новыми сведениями.

При изменении условий (усложнении), неуверенно анализирует, и вновь находит правильный ответ сам.

Хорошо разбирается в климатической карте, составляет по ней характеристику, тщательно анализируя, продвигается к цели.

Объясняет закономерности распределения основных элементов климата, тщательно анализируя, делая выводы, устанавливает ПСС, во всём видит первопричину и следствие.

Применительно к любой ситуации находит примеры ярко иллюстрирующие элементы климата, а также их взаимодействие.

При объяснении всегда свободно использует рис., схему, свой ответ иллюстрируя и дополняя.

Определяет тип климата “с хода”, анализируя элементы его составляющие и причины его порождающие.

Отлично читает климатическую карту, составляет по ней характеристику климатических условий любой территории.

Хорошо владеет приёмом сравнения, при этом сравнивая элементы климата и сам климат, делая выводы

Имеет хорошую базу знаний.

Без труда строит цепочки причинно-следственных связей.

Действия осуществляет уверенно, самостоятельно.

Расположен к глубокому анализу, обобщению и творчеству.

Условием нормального протекания учебных действий является наличие контроля за их выполнением. Обучающийся должен уметь прослеживать ход выполнения учебных действий, чтобы своевременно обнаружить погрешности и внести коррективы для успешного выполнения учебной задачи. У разных учеников сформированность контроля может быть различной. Методика Е.В. Заика, Г.В. Репкиной даёт возможность определить уровни сформированности контроля у ребёнка.

Завершающий компонент данной системы – действие оценки. Оценка выполняет функцию подведения итогов, определения того правильно или нет выполнено задание. Оценка, выносимая перед решением задачи, позволяет оценить свои возможности и спланировать деятельность. Как показывает поуровневый анализ, у разных учеников особенности действия оценки также различны.

Таким образом, опираясь на естественно накопившуюся сумму впечатлений о характере учебной активности школьников, я сопоставляю их с описанием уровней по компонентам учебной деятельности (УПИ, Ц, Уд, К, О).

Анализ показывает, что развитие учащихся идёт неравномерно. Уровни сформированности компонентов учебной деятельности у обучающихся будут различаться. Чтобы вывести их на более высокую ступень (5,6 уровень), необходимо изменять содержание учебной работы, требования к ученикам, вводить новые формы организации учебной работы и прочее. УД будет протекать продуктивно в том случае, если будет обеспечено качественное формирование учебных компонентов в ней.

Теоретическое обоснование: Структурные компоненты учебной деятельности:

2. Цели и целеполагание;

3. Учебные действия;

Описание уровней сформированности учебной деятель­ности сможет помочь учителю или психологу обобщить на­копленные ими наблюдения двумя способами:

1) изучив качественные характеристики уровней компонен­тов, использовать их как непосредственную основу для обоб­щения и оценки учебной деятельности каждого ученика;

Приступая к анализу, сначала необходимо составить таб­лицу по приведённой схеме (в ней пока заполняется только графа с фамилиями и именами учеников).


Несмотря на то, что в нашей стране активно разрабатываются направления реабилитации и социальной адаптации этой категории детей, эта проблема не теряет своей актуальности, так как возникают определенные трудности. К ним можно отнести нарушение ведущих форм деятельности, эмоциональную и социальную депривацию, болезненное переживание собственного физического недостатка.

Все психологические исследования в основном проводятся в рамках возрастно-специфической деятельности, в младшем школьном возрасте таковой является учебная деятельность. Учебная деятельность — это деятельность, непосредственно нацеленная на усвоение знаний и умений, выработанных человечеством [5].

Школа для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата выступает как социальная микросреда, в рамках которой личность находится в активном взаимодействии. Младший школьник как субъект учебной деятельности развивается и формируется в ее рамках, осваивая новые способы умственных действий и операций: анализ, синтез, обобщение, классификацию. Именно в учебной деятельности осуществляются основные отношения младшего школьника с обществом и в ней же формируются основные качества его личности и познавательных процессов, а также его отношение к себе, к миру, обществу, окружающим людям [4].

Особенно важно исследовать особенности формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте, поскольку именно на этом этапе онтогенеза в структуре личности младшего школьника формируются такие компоненты учебной деятельности как учебно-познавательный интерес, целеполагание, учебные действия, самоконтроль и действия оценки [1]. Несформированность данных компонентов может негативно отразиться на развитии познавательной деятельности, а именно познавательных процессов на протяжении всего обучения в школе.

Дети данной выборки имеют нарушения функций опорно-двигательного аппарата различного характера. Наблюдаются сочетанные нарушения зрения и нарушения речи. Успеваемость детей находится на среднем уровне. В ходе наблюдения за детьми можно сказать о том, что дети активные, адекватно принимают критические замечания, понимают инструкцию учителя на уроках.

Данная методика состоит из двух частей. На основе наблюдений за учебной деятельностью учащихся, педагог или психолог проводит экспертную оценку, с помощью бланка опросника.

При ответах на вопросы эксперту важно учитывать все те особенности, которые проявляются в наиболее типичных ситуациях и эмоциональных реакциях ребенка. Фиксируются, прежде всего, особенности учебной деятельности по состоянию в данный момент учебного процесса, так как если рассматривать длительный период, данные могут быть снижены. Именно при учете данных условий сведения о компонентах учебной деятельности будут являться наиболее информативными и показательными.

С помощью данной методики определяются уровни сформированности компонентов учебной деятельности. Характеристика каждого компонента учебной деятельности определяется уровнем его сформированности. Г. В. Репкина и Е. В. Заика по каждому компоненту выделяют шесть уровней развития.

Данная методика была модифицирована, для выявления более полного представления о развитии учебной деятельности, как по каждому ребенку, так и по группе в целом. Так мы перевели уровни в баллы (Таблица 1), и с помощью этого выделили общий уровень (в баллах) сформированности учебной деятельности (Таблица 2).

В связи с этим, нами было выделено 3 уровня сформированности учебной деятельности: высокий, низкий и средний, описание которых проводилось на основе анализа и результатов структурных компонентов учебной деятельности.

Электронный каталог: Репкина, Н.В. - Оценка уровня сформированности учебной деятельности

Репкина, Н.В. - Оценка уровня сформированности учебной деятельности

Книга
74. Р41

Репкина, Н.В.
Оценка уровня сформированности учебной деятельности : в помощь учителю начальных классов / Н.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск : ПЕЛЕНГ, 1993. – 61 с. : обложка с ил. – (Библиотека развиваЮщего обучениЯ ; выпуск 7) .

Содержатся краткие сведения об основных показателях учебной деятельности и их изменениях в ходе ее становления. Описания уровней развития компонентов учебной деятельности сопровождается сведениями о формах поведения ученика на уроке и в самостоятельной работе

Читайте также: