Кратко европейские транспортные коридоры

Обновлено: 03.07.2024

Панъевропейский транспортный коридор — система автомобильных дорог в Центральной и Восточной Европе. Была первоначально определена на II панъевропейской конференции по транспорту на Крите в марте 1994 года, дополнения внесены на III конференции в Хельсинки в 1997 году. Поэтому, независимо от географического положения, эти транспортные коридоры также иногда называют критскими коридорами или хельсинкскими коридорами.Паневропейские (транспортные) коридоры, Еврокоридоры; Паневропейская транспортная сеть

Паневропейские (транспортные) коридоры, Еврокоридоры; Паневропейская транспортная сеть – составная часть Трансевропейских cетей (Trans-European Networks (TENs) – специальное название проектов создания транспортной инфраструктуры связи со странами Центральной и Восточной Европы (в том числе странами-кандидатами и не членами Европейского союза).

Первоначально предложенные для Западной Европы в 1992 году и официально согласованные в 1996 году, Трансевропейские сети были продлены в результате решений, достигнутых на пан-европейских конференциях министров транспорта на о. Крит (1994) и в Хельсинки (1997). В результате были созданы 10 многоуровневых коридоров, соединеных с инфраструктурами стран Центральной и Восточной на границах ЕС.

Определенные на Крите и в Хельсинки МТК затрагивают в основном три вида транспорта: железнодорожный автомобильный и водный. Одновременно были также согласованы пункты остановок транспорта и перевалки грузов.

В настоящее время вопросы создания МТК из стадии обсуждения перешли в стадию практической реализации. Многие страны Европы и Азии стремятся добиться прохождения МТК через свои территории. Россия также принимает активные шаги в этом направлении, остро стоит вопрос об организации эффективных современных транспортных коридоров Европа-Азия через Россию.

Формирование МТК на территории России направлено на повышение эффективности и качества российских внешнеторговых перевозок и использование выгодного географического положения России для расширения экспорта транспортных услуг, включая обслуживание транзитных перевозок третьих стран. На территории России сложился ряд транспортных направлений, на которых концентрируются внешнеторговые грузовые потоки и пассажиропотоки, а также международные транзитные перевозки. Эти направления получили названия Север-Юг и Запад-Восток, на которых и расположены основные транспортные коммуникации России.

Via Baltica (автодорога): 445 км; Rail Baltica (железная дорога): 550 км.

Хельсинки (Финляндия) - Таллин (Эстония) – Рига (Латвия) – Каунас, Клайпеда (Литва) – Варшава, Гданьск (Польша ) - Калининград (Россия ).

Автодорога; железная дорога. Общая длина: 1.830 км.

Берлин (Германия) – Познань, Варшава (Польша) – Брест, Минск, Смоленск (Белоруссия ) – Москва, Нижний Новгород (Россия).

Автодорога; железная дорога. Общая длина 1.640 км.

Берлин, Дрезден (Германия) – Вроцлав, Катовице, Краков (Польша) – Львов, Киев (Украина).

Связь ЕС - Юго-восточная Европа.

Автодорога; железная дорога; паромы по Дунаю; аэропорты; порты; комбинированный транспорт. Общая длина: 3.258 км.

Берлин, Дрезден, Нюрнберг (Германия) – Прага, Брно (Чехия) - Вена (железная дорога) (Австрия) - Братислава (Словакия) – Дьер, Будапешт (Венгрия) – Арад, Крайова, Бухарест, Констанца (Румыния) – София, Пловдив (Болгария) - Салоники (Греция) –Стамбул (Турция).

Автодорога; железная дорога. Общая длина: 1.600 км.

Венеция, Триест (Италия) – Копер, Любляна, Марибор (Словения) – Будапешт (Венгрия) – Ужгород, Львов, Киев (Украина) – Братислава, Зилина, Кошице (Словакия) – Риека, Загреб, Осиек (Хорватия) – Плоце, Сараево (Босния – Герцеговина).

Автодорога; железная дорога; связь с коридором V; комбинированный транспорт. Длина: 1.800 км.

Гданьск, Торен, Познань, Грудзязь, Варшава, (Польша) – Зилина (Словакия) – Остава (коридор IV) (Чехия).

Маршрут спуска по Дунаю от Германии до Черного моря; соединен с Северным морем через Рейн и Майн.

Германия - Австрия – Братислава (Cловакия) - Венгрия - Хорватия - Сербия – Рузе, Лом (Болгария) – Молдова- Украина – Констанца (Румыния)




Автодорога; железная дорога; комбинированный транспорт в Битоле; Длина: 1.300 км.

Дуррес, Тирана (Албания) – Скопле, Битола (Македония) – София, Димитровград, Буграс, Варна (Болгария).

Автодорога; железная дорога;

Совет в Эссене (1994) объявил приоритетной связь Хельсинки - Санкт-Петербург -Москва

Общая длина: 6 500 км.

Хельсинки (Финляндия) – Выборг, Санкт- Петербург, Псков, Москва Калининград (Россия) – Киев, Любашевка, Одесса (Украина) – Chisinau (Молдова) – Бухарест (Румыния) – Вильнюс, Каунас, Клайпеда (Литва) – Минск (Белоруссия) – Александрополь (Греция) – Димитровград, Орменио (Болгария).

Автодорога; железная дорога; Длина: 2 360 км.

Зальцбург, Грац (Австрия) – Загреб (Хорватия) – Белград, Низ - Велес, Салоники - Битола (Македония) – Любляна, Марибор (Словения) – Будапешт (Венгрия) - Белград (Сербия) - Нови Сад – Ниш – София (коридор IV - Стамбул) (Болгария) – Велес, Флорина, Виа Эгнатия.

Панъевропейский транспортный коридор — система автомобильных дорог в Центральной и Восточной Европе. Была первоначально определена на II панъевропейской конференции по транспорту на Крите в марте 1994 года, дополнения внесены на III конференции в Хельсинки в 1997 году. Поэтому, независимо от географического положения, эти транспортные коридоры также иногда называют критскими коридорами или хельсинкскими коридорами.Паневропейские (транспортные) коридоры, Еврокоридоры; Паневропейская транспортная сеть

Паневропейские (транспортные) коридоры, Еврокоридоры; Паневропейская транспортная сеть – составная часть Трансевропейских cетей (Trans-European Networks (TENs) – специальное название проектов создания транспортной инфраструктуры связи со странами Центральной и Восточной Европы (в том числе странами-кандидатами и не членами Европейского союза).

Первоначально предложенные для Западной Европы в 1992 году и официально согласованные в 1996 году, Трансевропейские сети были продлены в результате решений, достигнутых на пан-европейских конференциях министров транспорта на о. Крит (1994) и в Хельсинки (1997). В результате были созданы 10 многоуровневых коридоров, соединеных с инфраструктурами стран Центральной и Восточной на границах ЕС.

Определенные на Крите и в Хельсинки МТК затрагивают в основном три вида транспорта: железнодорожный автомобильный и водный. Одновременно были также согласованы пункты остановок транспорта и перевалки грузов.

В настоящее время вопросы создания МТК из стадии обсуждения перешли в стадию практической реализации. Многие страны Европы и Азии стремятся добиться прохождения МТК через свои территории. Россия также принимает активные шаги в этом направлении, остро стоит вопрос об организации эффективных современных транспортных коридоров Европа-Азия через Россию.

Формирование МТК на территории России направлено на повышение эффективности и качества российских внешнеторговых перевозок и использование выгодного географического положения России для расширения экспорта транспортных услуг, включая обслуживание транзитных перевозок третьих стран. На территории России сложился ряд транспортных направлений, на которых концентрируются внешнеторговые грузовые потоки и пассажиропотоки, а также международные транзитные перевозки. Эти направления получили названия Север-Юг и Запад-Восток, на которых и расположены основные транспортные коммуникации России.

Via Baltica (автодорога): 445 км; Rail Baltica (железная дорога): 550 км.

Хельсинки (Финляндия) - Таллин (Эстония) – Рига (Латвия) – Каунас, Клайпеда (Литва) – Варшава, Гданьск (Польша ) - Калининград (Россия ).

Автодорога; железная дорога. Общая длина: 1.830 км.

Берлин (Германия) – Познань, Варшава (Польша) – Брест, Минск, Смоленск (Белоруссия ) – Москва, Нижний Новгород (Россия).

Автодорога; железная дорога. Общая длина 1.640 км.

Берлин, Дрезден (Германия) – Вроцлав, Катовице, Краков (Польша) – Львов, Киев (Украина).

Связь ЕС - Юго-восточная Европа.

Автодорога; железная дорога; паромы по Дунаю; аэропорты; порты; комбинированный транспорт. Общая длина: 3.258 км.

Берлин, Дрезден, Нюрнберг (Германия) – Прага, Брно (Чехия) - Вена (железная дорога) (Австрия) - Братислава (Словакия) – Дьер, Будапешт (Венгрия) – Арад, Крайова, Бухарест, Констанца (Румыния) – София, Пловдив (Болгария) - Салоники (Греция) –Стамбул (Турция).

Автодорога; железная дорога. Общая длина: 1.600 км.

Венеция, Триест (Италия) – Копер, Любляна, Марибор (Словения) – Будапешт (Венгрия) – Ужгород, Львов, Киев (Украина) – Братислава, Зилина, Кошице (Словакия) – Риека, Загреб, Осиек (Хорватия) – Плоце, Сараево (Босния – Герцеговина).

Автодорога; железная дорога; связь с коридором V; комбинированный транспорт. Длина: 1.800 км.

Гданьск, Торен, Познань, Грудзязь, Варшава, (Польша) – Зилина (Словакия) – Остава (коридор IV) (Чехия).

Маршрут спуска по Дунаю от Германии до Черного моря; соединен с Северным морем через Рейн и Майн.

Германия - Австрия – Братислава (Cловакия) - Венгрия - Хорватия - Сербия – Рузе, Лом (Болгария) – Молдова- Украина – Констанца (Румыния)

Автодорога; железная дорога; комбинированный транспорт в Битоле; Длина: 1.300 км.

Дуррес, Тирана (Албания) – Скопле, Битола (Македония) – София, Димитровград, Буграс, Варна (Болгария).

Автодорога; железная дорога;

Совет в Эссене (1994) объявил приоритетной связь Хельсинки - Санкт-Петербург -Москва

Общая длина: 6 500 км.

Хельсинки (Финляндия) – Выборг, Санкт- Петербург, Псков, Москва Калининград (Россия) – Киев, Любашевка, Одесса (Украина) – Chisinau (Молдова) – Бухарест (Румыния) – Вильнюс, Каунас, Клайпеда (Литва) – Минск (Белоруссия) – Александрополь (Греция) – Димитровград, Орменио (Болгария).

Автодорога; железная дорога; Длина: 2 360 км.

Зальцбург, Грац (Австрия) – Загреб (Хорватия) – Белград, Низ - Велес, Салоники - Битола (Македония) – Любляна, Марибор (Словения) – Будапешт (Венгрия) - Белград (Сербия) - Нови Сад – Ниш – София (коридор IV - Стамбул) (Болгария) – Велес, Флорина, Виа Эгнатия.

Транспортный коридор — это высокотехнологическая транспортная система, которая концентрирует на определенном направлении транспортные коммуникации, обеспечивающие массовую перевозку грузов между густонаселенными районами.

ТК налаживаются как между населенными пунктами одной страны, так и на международном уровне. Они имеют существенное значение для всех сторон-участников. Если говорить о внутренней региональной значимости, то это динамическое развитие социально-экономической сферы определенного субъекта РФ. В широком смысле слова данное понятие обеспечивает еще и безопасность страны в целом. Это обусловлено, например, возможностью перевозить военную технику из одной точки в другую.

Основные типы транспортных коридоров

Транспортные коридоры могут быть, как внутри одного государства, так и за его пределами. В связи с этим они разделены на следующие типы:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • транснациональные;
  • национальные;
  • локальные.

Ярким примером транснационального ТК является Панамский канал. Здесь с западной стороны собираются все мировые суда с Тихого океана, затем они расходятся по Атлантике. С восточной стороны маршрут имеет обратный вид. В России подобного аналога нет.

Национальные ТК имеет каждое государство. Это налаженный маршрут между ведущими городами. В РФ таковыми является Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск.

Элементы транспортных коридоров

Транспортный коридор в зависимости от региона может быть представлен, как одним видом транспорта, так и цепочкой многочисленных разновидностей. Их взаимодействие необязательно должно быть представлено пересекающимися узлами или прямыми линиями.

Прокладка маршрута — это наиболее выгодные способы и пути передвижения.

Но важной составляющей данной транспортной системы является наличие центральных порталов, отвечающих за стоимость проезда, и пересадочных узлов, называемых в данной отрасли хабами. Создание пересадочных узлов для пассажира обеспечивает возможность при необходимости сменить средство передвижения и маршрут. Весь допустимый маршрут общественного транспорта зафиксирован на специальных маршрутных картах.

Международные транспортные коридоры России и сопредельных государств

Европейские и евроазиатские

Основными ТК на международном уровне считаются:

Российские

Просторы Российской Федерации также соединены многочисленными транспортными коридорами. Большая их часть выходит на международный уровень. Политика транспортного комитета РФ ведет перспективную политику, что направлено на регулярное обновление и выход на новые международные территории.

Предполагаемая стоимость развития коммуникационных коридоров оценивалась примерно в 70 млрд. евро. Проект планировалось реализовать к 2010 г. при условии достигнутого взаимопонимания заинтересованных стран. Реализация проектов требует создания преференциального режима в основных коммуникационных узлах, увеличения пропускной способности пограничных переходов, ускорения и синхронизации прохождения грузов и документации, совершенствование систем связи и подготовки персонала, принятия общих стандартов безопасности и многого другого.

Для восточноевропейских государств новые транспортные коридоры предоставляли реальную возможность мирохозяйственной интеграции. Однако упадок экономики и крупномасштабная коррупция в Восточной Европе сделали невозможным обозримом будущем вступление в ЕС и реализацию проектов транспортных коридоров.

Геоэкономический словарь-справочник. — Одесса: ИПРЭЭИ НАНУ . В. А. Дергачев . 2004 .

Смотреть что такое "Европейские транспортные коридоры" в других словарях:

Международный транспортный коридор — (МТК) высокотехнологическая транспортная система, концентрирующая на генеральных направлениях транспорт общего пользования (железнодорожный, автомобильный, морской, трубопроводный) и телекоммуникации. МТК наиболее эффективно функционирует в … Википедия

Европейская интеграция. Нацистский проект — В конце 30 х годов немецкими экономистами был разработан долгосрочный проект европейской интеграции после победы фашистской Германии над СССР. В 1942 г. рейхсминистр по вопросам экономики Вальтер Функ, обращаясь к конференции германских… … Геоэкономический словарь-справочник

Транспортная система России — Транспортная система России совокупность транспортных средств, инфраструктуры и управления, функционирующих на территории Российской Федерации. Содержание 1 Характеристика системы 2 Структура сис … Википедия

СЛОВАКИЯ — Словацкая Республика, государство в Центральной Европе, образованное 1 января 1993 после распада Чешской и Словацкой Федеративной Республики (ЧСФР). С 1918 по 1992 включительно составная часть Чехословакии; до 1918 в течение почти девяти столетий … Энциклопедия Кольера

Словакия — Словацкая Республика, гос во на В. Европы. Название от этнонима слав, народа словаки. Географические названия мира: Топонимический словарь. М: АСТ. Поспелов Е.М. 2001. Словакия (Slov … Географическая энциклопедия

Экономика Альберты — Аэрофотоснимок подъездных дорог и буровых площадок на нефтяном месторождении Пембина, 2008 Экономика Альберты одна из самых сильных экономик Канады благодаря поддержке неф … Википедия

По оценкам экспертов, цифровизация транспорта вообще и ТК в частности может увеличить пропускную способность железных дорог на 40%, а себестоимость перевозок снизить на 30% 2 . В материале, подготовленном специалистами российской Высшей школы экономики, содержатся такие данные: если в 2020 году объем востребованных цифровых технологий транспортной отраслью России составлял 89,4 млрд. рублей, то к 2030 году этот показатель может увеличиться в 7 раз, за счет чего производительность транспорта увеличится на 20% 3 .

Национальные, региональные и международные транспортные коридоры

Типичным национальным ТК (до обретения конвенционального статуса) является российский Северный морской путь, проходящий через Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря и частично выходит в Тихий океан.

Программой развития Трансъевропейской транспортной сети (TEN-T), рассчитанной до 2050 года, предусмотрено создание девяти ТК: Северное море - Балтика, Средиземноморский, Рейн - Дунай, Балтика - Адриатика, Северное море - Средиземное море, Средневосточный, Атлантический, Скандинавия - Средиземное море и Рейн - Альпы. Реализация намеченных планов будет способствовать дальнейшему сплочению пространства ЕС 6 .

С точки зрения геополитики в развитии МТК прослеживается тенденция потенциального ограничения доступности. Стремление мировых центров к контролю над стратегически важным пространством сопровождается конкуренцией и даже отстранением стран с политической позицией, не совпадающей с позицией доминирующих государств. Особенно заметным стало проявление этой тенденции с углублением противоречий по линии Запад - Незапад. В контексте такого противоборства МТК приобретают функцию политической конкуренции.

Условность дифференциации уровней ТК объясняется тем, что таковые представляют собой подвижный организм, как уже сказано, интегрирующий национальные и региональные транспортные системы в международные маршруты, и постоянно развивающийся. Например, существующие 13 транспортных коридоров Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), согласно принятому 2-5 июня 2015 года в Улан-Баторе комплексному плану, были значительно расширены:

- 12-й железнодорожный транспортный коридор через территорию Молдовы - от станции Окница до станции Волчинец и далее до станции Жмеринка (Украина);

- подключены коридоры №2, №5 и №8 к железнодорожным линиям: 13

- Илецк - Кандыагаш - Никельтау - Тобол в качестве ответвления 2-го железнодорожного транспортного коридора ОСЖД;

- Жетыген - Алтынколь в качестве ответвления 5-го железнодорожного транспортного коридора ОСЖД;

- Достык - Мойынты - Жезказган - Саксаульская - Бейнеу - порт Актау - 10-й железнодорожный транспортный коридор ОСЖД.

Участниками программы Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества реализуется Стратегия ЦАРЭС по транспорту, в соответствии с которой осуществляется развитие сети мультимодальных логистических хабов и модернизация пунктов пересечения границ вдоль шести коридоров ЦАРЭС 14 .

Коридор 1: Европа - Восточная Азия;

Коридор 2: Средиземноморье - Восточная Азия;

Коридор 3: Российская Федерация - Ближний Восток и Южная Азия;

Коридор 4: Российская Федерация - Восточная Азия;

Коридор 5: Восточная Азия - Ближний Восток и Южная Азия;

Коридор 6: Европа - Ближний Восток и Южная Азия.

Географическое положение и естественные условия стран, по которым проходят транспортные коридоры, определяют их социально-экономическое и политическое значение.

Транспортные коридоры в геополитике

Формирование и функционирование ТК становится мощным фактором агрегирования и продвижения политической воли, направленной на интеграцию или изоляцию субъектов международных отношений 20 .

- Китай - Европа через Центральную Азию и Российскую Федерацию;

- Китай - Ближний Восток через Центральную Азию;

- Китай - порты Индийского океана через Юго-Восточную и Южную Азию.

- Китайские морские порты - Южно-Китайское море - Индийский океан - Европа;

- Китайские морские порты - Южно-Китайское море - страны южной части Тихого океана.

Собирая пространство, ТК являются инструментом контроля над территорией. В этой связи важно отметить их особое значение для укрепления национального суверенитета и режима безопасности по периметру государственных границ.

Интересы субъектов политического пространства неизбежно продуцируют конкуренцию за продвижение своего направления транспортных коммуникаций. При этом транспортные коридоры становятся мощным инструментом в этом противоборстве.

Вместе с тем противоречия, возникающие в связи с конкуренцией национально ориентированных транспортных коридоров, не всегда становятся причиной международных разногласий. Например, в практике сотрудничества стран ЕАЭС таковые преодолеваются на основе взаимовыгодного сотрудничества.

Однако китайские производители (особенно с 2015 г.) предпочли более короткий (приблизительно на 1 тыс. км) Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали, проходящий через территорию Казахстана. В 2014 году основная часть транзитных грузов КНР - ЕС - КНР шла через Забайкальск (Россия), а уже в 2016 году две трети объема китайских контейнеров стали направляться через казахстанские пограничные пункты 33 .

Дальнейшее продвижение транзита из Китая в Европу потребовало участия России и Беларуси. Координация деятельности этих стран, интеграция инвестиционных потоков, информационное обеспечение транзитных перевозок обусловили необходимость создания Объединенной транспортно-логистической компании - Евразийский железнодорожный альянс (ОТЛК ЕРА).

В 2020 году объем широтных контейнерных перевозок компании достиг почти 600 тыс. ДФЭ (в двухфутовом эквиваленте) (ТЕИ). Среднее время движения контейнерных поездов от пограничного пункта Достык (Казахстан) до границы ЕС составляет пять суток 34 .

Транспортные коридоры, агрегирующие инновационные подходы в отрасли, являются важным фактором обретения субъектами международной политики геополитической статусности, определяемой в том числе уровнем развития экономики и ее продвижения в инновационном переустройстве. В этой связи контроль над ТК способен предоставить определенный аванс состоятельности и политической значимости даже развивающемуся государству, претендующему на определенное место и роль в глобальной коммуникационной системе.

Выводы

2 Жунусов А.О. Драйверы развития инфраструктуры: цифровая повестка // Инновации транспорта. 2018. №1 (31). С. 6.

5 Status of the Pan-European Transport Corridors and Transport Areas. TINA Office Vienna-Corridor Status Report. 1998. P. 3.

7 В 2005 г. была разработана Программа ЕС по созданию пяти международных транспортных коридоров, выходящих за пределы TEN-T. См.: Транспортные системы во имя мира и развития. Доклад Группы высокого уровня под председательством Л. Де Палаццио. Европейская комиссия. Ноябрь 2005 г.

13 Евроазиатские транспортные связи. Введение в действие наземных транспортных соединений между Европой и Азией // ЕЭК ООН. Нью-Йорк и Женева. 2020. С. 131.

15 Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Развитие транспортных коридоров постсоветского пространства в условиях современных геополитических и экономических вызовов (научный доклад). М.: Институт экономики РАН. 2018. С. 4.

17 Двали Г. Сравнимая с ампутацией. Из-за соглашений между Россией, Арменией и Азербайджаном Грузия боится стать никому не нужной // Коммерсантъ. №7. 19 января 2021. С. 6.

20 По определению Д.М.Жовтуна, политическая воля - это форма проявления политической активности, включающая в себя политическое сознание и поведение субъекта политики, направленная прежде всего на реализацию интересов и потребностей, связанных с притязанием на власть, ее удержанием и укреплением // Социология власти. №2. 2012. С. 20-29.

21 Allen John. The lost Geographies of Power. Oxford: Blackwell Publishing. 2003. P. 65.

22 Там же. С. 10-11.

24 Евроазиатские транспортные связи… С. 128.

26 Корейцы и японцы поняли преимущества Транссиба и готовы его осваивать // Гудок. 19 августа 2018.

29 Кинякина Е. Грузовой коридор в цифрах // Ведомости. №19 (4991). 6 февраля 2020. С. 13.

32 Евроазиатские транспортные связи… С. 2-3.

33 Вардомский Л.Б., Тураева М.О. Указ. соч. С. 39-40, 43-44.

35 Тертри Д. Указ. соч. С. 100.

36 Лесных А. Выгода перевешивает риски // Ведомости. №61 (5220). 9 апреля 2021. С. 5.

Читайте также: