Рождение тоталитаризма в европе кратко

Обновлено: 05.07.2024

Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и сво­бодном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушив­шихся на людей в ходе Первой мировой войны и в послевоенные го­ды. В Италии и Германии, в отличие от США, Великобритании и Франции, где выход из кризиса был найден в условиях сохранения демократии, кризисная ситуация привела к утверждению диктатур и возникновению тоталитарных режимов.

Сторонники коммунистических идей видели выход в революции и построении бесклассового социалистического общества. Их против­ники, напуганные размахом коммунистического движения и мечтав­шие о твёрдом порядке, стремились к установлению диктатуры. Сре­ди сторонников жёстких мер были мелкие собственники, предприни­матели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьяне, люмпен-пролетариат. В ус­ловиях экономических неурядиц они мечтали о перераспределении общественных богатств за счёт крупных собственников, путём экспроприации имущества состоятельных представителей национальных мень­шинств, территориальных захватов и грабежа других стран.

Тоталитаризм не возникает случайно, даже будучи своеобразной аномалией,
он имеет свои социальные предпосылки и причины. К важнейшим из них
относятся:
1. Само индустриальное общество, усложнение общественных связей и
взаимозависимости;
2. Нарастание рационализма и организованности в жизни общества, новые
возможности для манипулирования общественным сознанием; (радио,
телевидение, средства связи, СМИ и т. д.) ;
3. Появление монополий и их срастания с государством (тоталитаризм -
высшая их ступень, всеобъемлющая монополия) ;
4. Этатизация общества, усиление в общественном сознании культа
Государства (здесь сказалось влияние двух мировых войн, когда резко
усилилось государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь) ,
распространение коллективистских взглядов;
5. Массовая эмоциональная уверенность в возможности быстрого улучшения
жизни с помощью планирования и рациональных преобразований
6. Массовая психологическая неудовлетворённость отчуждением личности
при капитализме, её незащищенностью и одиночеством. Тоталитарные движения
дают иллюзию приобщения к "вечным ценностям": классу, нации, государству,
величественной сакральной Власти;
7. Острые социально-экономические кризисы ведут к маргинализации
общества, появлению многочисленных люмпенских и полулюмпенских слоев, особо
восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому
радикализму;

Возникновение тоталитарных режимов в Западной Европе. Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей в ходе Первой мировой войны и в послевоенные годы. В Италии и Германии, в отличие от США, Великобритании и Франции, где выход из кризиса был найден в условиях сохранения демократии, кризисная ситуация привела к утверждению диктатур и возникновению тоталитарных режимов.

Сторонники коммунистических идей видели выход в революции и построении бесклассового социалистического общества. Их противники, напуганные размахом коммунистического движения и мечтавшие о твёрдом порядке, стремились к установлению диктатуры. Среди сторонников жёстких мер были мелкие собственники, предприниматели, по которым больно ударил экономический кризис, рабочие, не доверявшие социалистам, крестьяне, люмпен-пролетариат. В условиях экономических неурядиц они мечтали о перераспределении общественных богатств за счёт крупных собственников, путём экспроприации имущества состоятельных представителей национальных меньшинств, территориальных захватов и грабежа других стран.

Диктаторские режимы характеризовались установлением контроля государства над жизнью каждого отдельного человека и общества в целом.

Для тоталитаризма характерна целостность всех структур социального бытия – общества, государства, партии, личности. Руководство государства ставило перед обществом глобальную цель, которую необходимо было достичь любыми средствами, невзирая на трудности и жертвы. Такой целью могло быть осуществление идеи величия нации, создание тысячелетней империи или достижение всеобщего блага. Это предопределило агрессивную природу тоталитаризма.


Ж. Грос. Столпы общества

Придя к власти, фашисты стали активно вмешиваться в экономику. Согласно принятой в Италии Хартии труда, профсоюзы заменялись корпорациями, объединявшими представителей государства, рабочих и предпринимателей по отраслям производства. Эти организации должны были не только управлять экономикой, но и сглаживать противоречия между предпринимателями и пролетариатом. Идеологи фашизма утверждали, что создание корпораций ведёт к ликвидации классовых различий и классовой борьбы в обществе. По их мнению, на смену классовому антагонизму должно было прийти единство народа. Государство не только взяло на себя регламентацию трудовых отношений, но и стремилось регулировать хозяйственную деятельность. Была монополизирована банковская система, промышленность поставлена под контроль государства. На всех важнейших постах в политике и экономике находились лишь члены фашистской партии. В то же время фашисты не ставили вопрос о национализации предприятий, признавая право частной собственности.

В 1930-х гг. Италия осуществляла политику автаркии, заключавшуюся в ликвидации зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности. Эти действия стимулировали развитие национальной промышленности, в первую очередь военной. Фашистское правительство приняло программу перевооружения армии, чтобы приступить к захватнической политике.

Большого влияния на немецкое общество нацисты добились в годы мирового экономического кризиса.

К этому времени численность нацистской партии значительно возросла и её лидеры успешно использовали в своих интересах ситуацию нестабильности, падения авторитета традиционных политических партий Веймарской республики. Нацисты создали штурмовые отряды, которые терроризировали противников.

Успеху нацистов способствовал страх правящих кругов Германии перед ширившимся коммунистическим движением. Некоторым действия нацистов казалась меньшим злом, чем лозунги коммунистов, не скрывавших своей цели установления диктатуры пролетариата. Гитлер нашёл сторонников и среди крупных промышленников, которых официальная нацистская пропаганда критиковала.

В начале 1930-х гг. поддержка нацистов со стороны избирателей быстро росла. В парламенте (рейхстаге) члены НСДАП сформировали значительную по численности фракцию.

30 января 1933 г. президент П. Гинденбург назначил Гитлера главой правительства – рейхсканцлером. После этого нацисты немедленно приступили к осуществлению плана захвата власти. В ночь на 28 февраля вспыхнуло здание Рейхстага. В этом преступлении безосновательно обвинили коммунистов. Провокация стала поводом для введения в стране чрезвычайного положения и отмены всех демократических прав и свобод.


Рейхсканцлер Германии А. Гитлер и президент П. Гинденбург после прихода к власти нацистов

В марте 1933 г. на парламентских выборах в условиях открытого террора штурмовиков и бешеной пропагандистской кампании нацисты получили 43 % голосов. Это позволило им объявить о своей победе и начать расправу над противниками. В Германии оказались под запретом все политические партии, кроме НСДАП, ликвидировалась свобода печати. Начались повальные аресты противников нацизма. В стране была создана сеть концлагерей, в которых содержались политические заключённые. Орудием осуществления репрессий стала государственная тайная полиция – гестапо.


Нацистские штурмовики развешивают плакаты, призывающие к бойкоту магазинов, принадлежащих евреям


Плакат периода гражданской войны в Испании, призывающий к борьбе с фашизмом

Международные отношения в 1930-е гг. Нарастание фашистской агрессии. От нацистской Германии исходила угроза принципам послевоенного урегулирования. Гитлеровский режим взял курс на ликвидацию военных статей Версальского договора, тем самым начав подготовку к захватам в Европе. Рейхстаг утвердил военный бюджет, который предусматривал крупные ассигнования на содержание военно-воздушного флота, запрещённого Версальским договором. В 1935 г. в результате плебисцита – всенародного опроса – Германии была возвращена Саарская область, и немецкая военная промышленность получила доступ к важному стратегическому сырью – углю и железной руде. В том же году в Германии была восстановлена всеобщая воинская повинность, воссоздан Генеральный штаб, в стране развернулось строительство подводного флота. Нарастала угроза новой войны. Лига Наций, из которой со скандалом вышли Япония и Германия, оказалась не в силах остановить агрессию.

В 1935 г. был подписан франко-советский договор о взаимопомощи, однако реализовать его оказалось практически невозможно. Используя заключение договора между СССР и Францией в качестве предлога, германское правительство расторгло Локарнские соглашения 1925 г., признававшие незыблемость границ Германии с Францией и Бельгией, и ввело войска в Рейнскую демилитаризованную зону. Немцы начали возводить здесь мощные укрепления, ограничивая возможности Франции оказать помощь Советскому Союзу, а также своим союзникам Польше и Чехословакии в случае германской агрессии. Польша отказалась пропускать через свою территорию любые иностранные войска, поэтому в случае нападения Германии на Францию Красная Армия не смогла бы нанести удар агрессору.

Во время гражданской войны 1936 – 1939 гг. в Испании усилилась подозрительность в отношениях между Советским Союзом и странами Запада. Советскому руководству не удалось убедить Великобританию и Францию отказаться от политики невмешательства в испанские дела и помочь республиканскому правительству, в то время как Германия и Италия оказывали военную поддержку мятежникам генерала Ф. Франко. Следствием поражения республиканцев стало укрепление положения Германии и Италии, войска которых получили ценный боевой опыт, а также ослабление позиций СССР и Коминтерна.


Антифашистский плакат Социал-демократической партии Германии

Мечтая о восстановлении Римской империи в Восточном Средиземноморье и стремясь к обретению колоний, фашистская Италия в 1935 г. начала агрессию против одной из немногих независимых африканских стран – Эфиопии (никогда не являвшейся владением Древнего Рима), а в 1939 г. захватила Албанию.

Вопросы и задания

1. Почему, по вашему мнению, в XX в. возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

2. В чём заключаются общие характерные черты тоталитарных режимов?

3. Какую роль идеологи тоталитаризма отводили государству?

4. Почему в Германии стал возможен приход А. Гитлера к власти?

5. Что составляло идеологическую основу политики германских нацистов?

6. В чём проявлялось нарастание военной угрозы в 1930-х гг.?

7. Как вы думаете, можно ли было остановить агрессию фашистских государств в Европе? Почему не удалось этого сделать?

8. Б. Муссолини заявлял:

Какую роль отводили фашисты государству в жизни общества?

В каких ещё странах существовал сходный взгляд на роль государства?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 10 ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

Глава 10 ДИНАМИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ Между обнаружением вражеского самолета (действие, вероятность которого практически никак не зависела от ТТХ истребителя) и открытием огня на поражение находится этап боевого маневрирования, успех которого, разумеется, зависит от летных

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг

§ 8. Тоталитарные режимы и рост международной напряжённости в Европе в 1930-е гг Возникновение тоталитарных режимов в Западной Европе. Многие европейцы разочаровались в институтах демократии и свободном рынке, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей

Глава 1. Рост, рост и рост

Глава 1. Рост, рост и рост Страна, которая в течение веков пучится и расползается, как кислое тесто, и не видит перед собой других задач.А. АмальрuкЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА РОССИИРоссийская империя росла весь XIX век. Но после южных приобретений конца ХУIII века уже не было ничего

Авторитарные режимы 1938–1944 гг.

Авторитарные режимы 1938–1944 гг. Авторитарный режим Кароля II. С точки зрения основных своих государственных учреждений Великая Румыния перестала существовать с момента установления первой диктатуры в своей истории, а выборы 1937 г. впервые предоставили возможность

Вопросы международной торговли и международной политики в период до 1814 г.

Вопросы международной торговли и международной политики в период до 1814 г. Сначала в сфере внешней политики действовали представители двух поколений рода Бернсторфов, а затем кронпринц Фредерик. Хотя их роли не были главными, они ставили перед собой четкие цели. И

ТОТАЛИТАРНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ЯПОНИИ

ТОТАЛИТАРНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ЯПОНИИ В ноябре 1936 г. Япония присоединилась к Антикоминтерновскому пакту, члены которого развязывали фашистскую агрессию в Старом Свете. Все они определяли себя как тоталитарные, термин, использованный Бенито Муссолини для обозначения

Тоталитарные режимы

Тоталитарные режимы Чтобы понять логику события того времени, нужно учитывать повсеместный расцвет тоталитарных режимов, с 1933 г. укреплявших свои политические и военные позиции, и фактически управлявших Европой. Если посмотреть на события того времени с позиций

Часть четвертая ТОТАЛИТАРНЫЕ ДВОЙНИКИ

Часть четвертая ТОТАЛИТАРНЫЕ ДВОЙНИКИ Историческая теория, если брать все ее аспекты, весьма обширна. В частности, в этой книге, в рамках Поисков периодичности, упоминается день Икс, возрасты человечества, а также революционные внутригодовые импульсы. Но 400-летний,

Глава 8 ТОТАЛИТАРНЫЕ США (1897–2041)

Глава 8 ТОТАЛИТАРНЫЕ США (1897–2041) Деревенская и глубоко провинциальная страна, США много выиграли от двух мировых войн, обогатились чрезвычайно на фоне разоренной и разбитой Европы и неожиданно для себя вышли в мировые лидеры. Этим тут же воспользовалась наша история,

§ 6. Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм

§ 6. Авторитарные режимы в Европе. Итальянский фашизм Формирование авторитарных режимовПроцесс демократизации не принёс большинству народов Европы заметного улучшения жизни. Особенно это касалось среднеразвитых стран – тех, которые не входили в число лидеров

§ 10. Рост международной напряжённости. Гражданская война в Испании

§ 10. Рост международной напряжённости. Гражданская война в Испании Подготовка Германии к войнеГермания стала именоваться Третьим рейхом (империей). Тем самым Гитлер подчёркивал, что продолжает традицию двух прежних империй – Римской и Германской. Был установлен

§ 22. Коммунистические режимы в Азии

§ 22. Коммунистические режимы в Азии Строительство социализма в КитаеСразу после прихода к власти Коммунистическая партия Китая (КПК) приступила к проведению индустриализации и социалистическим преобразованиям. Стала поступать советская помощь – оборудование, сырьё,

Мировая война и массовые тоталитарные движения

Мировая война и массовые тоталитарные движения Основной социальной энергией направленного внутрь реваншизма питались все массовые тоталитарные движения той эпохи — как коммунистические, так и фашистские. Всякий раз они возникали в момент политической и военной

2. БОРЬБА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗА МИР И РАЗРЯДКУ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

2. БОРЬБА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА ЗА МИР И РАЗРЯДКУ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ Противоборство двух внешнеполитических стратегий на международной арене. В международной политике 50–е годы были решающим периодом проверки стратегии мирового социализма в историческом

Семинар 7 Корпоративные, тоталитарные и протестные идеологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: Книги, рабочие листы с текстом, карточки с Д/З, мультимедийный проектор. Учащиеся делятся на 2 рабочих группы и группу аналитиков, в течение урока выполняют задания

Установление тоталитарных режимов в Европе

Основные мероприятия тоталитарных правительств

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Вступительное слово

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии. На прошлом уроке мы рассмотрели причины, особенности и последствия Мирового экономического кризиса. Итак, проверим домашнее задание, по карточкам работают 3 человека. Вопросы в карточках об особенностях проявления кризиса в:

А каковы были причины экономического кризиса? Когда он был? Какие последствия имел этот кризис для стран?

Ответ: главной серьезной причиной было серьезное нарушение, дисбаланс в экономике, нарушения в цепи производство-обмен-потребление. Промышленное производство росло быстрее роста зарплаты, низкий спрос на массовое производство. Кризис перепроизводства. Вышел из строя рыночный механизм. Рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. Он был с 1929-1933 гг. Он обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Произошло разочарование в институтах демократии, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей. Пессимизм. Экономический кризис 1929-33 годов вызвал ряд противоречий во всех областях жизни общества в странах Европы. Эти противоречия породили конфликт, противоборство двух политических режимов: тоталитаризма и демократии. В ХХ веке тоталитаризм утвердился в качестве политических систем в самой большой стране мира – России, в одной из самых культурных стран – Германии, а также Италии, Испании, Японии. И сегодня мы с вами рассмотри установление тоталитарных режимов в
Европе на примере двух государств – Германии и Италии. Работать будем по определенному плану. Запишем число и тему урока

Рождении тоталитаризма

Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.

- наличие единой правящей партии

- сращивание партийного и государственного аппарата

- ликвидация гражданских прав и свобод

- контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

- культ вождя, наличие лидера-диктатора

- монополии на СМИ

- террористический и полицейский контроль

Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизма, расизм (с ит. пучок, связка, объединение). Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве. Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага. Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.

Установление фашистских режимов

Каждая группа получает задание.

1 группа: что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?

2 группа: что способствовало установлению тоталитаризма в Германии?

3 группа (аналитики): для чего утвердились тоталитарные режимы в 20-30х годах?

1 и 2 группы: работа с учебником и фиксирование ответа в тетради

3 группа: анализируют текст дополнительного материала и ответы 2 рабочих групп

Ответ 1 группы:
- тяжелое экономическое положение

- массовое недовольство, движение трудящихся

- во всех бедах винили правительство либералов

- фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)

- царившая обстановка неуверенности

Ответ второй группы:

- экономический и политический кризис

- отсутствие политической стабильности

- снижение авторитетности правительства из-за экономических трудностей

- чувство национального унижения, охватившее общество после войны (инфляция, контрибуция)

- популярность националистических идей

- страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением

- для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоление разрухи

- для предотвращения угрозы революции для создания нового порядка и внешней экспансии

- либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить победу тоталитаризма

А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти? Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным. Большую роль в становлении тоталитарных режимов сыграли лидеры фашизма – Гитлер и Муссолини. Итак, мы выяснили, кто и для чего установил тоталитаризм, а теперь рассмотрим реализацию на практике этого режима. Переходим к 3 пункту плана.

Мероприятия тоталитарных правительств

Работа в группах

1 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Италии

2 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Германии

3 группа: проанализировать тексты, выслушав ответы 1 и 2 групп, определить различия фашистских режимов в Италии и Германии (работа с документами)

1 и 2 группы работают с учебником, выписывают основные мероприятия тоталитарных правительств

- ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)

- Муссолини, фактически, единоличный правитель

- чистка гос. аппарата

- вмешательство в экономику

- политика авточего-то там (ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности)

- активная внешняя политика

- запрет всех партий, кроме НСДАП

- максимальная централизация хозяйственной жизни

- организация общественных работ для ликвидации безработицы

- в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна

- антисеменизм в Италии не возродился в ранг гос. пол.

- в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера

- Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки

- партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

Давайте сделаем вывод по 3 пункту плана. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма? Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского и итальянского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми

Тоталитаризм – феномен ХХ века

Обратимся к нашему главному вопросу, мы выяснили, почему создавались тоталитарные режимы, а давайте подумаем, почему тоталитаризм и фашизм возникли именно в XX веке? Политическая идеология тоталитаризма основана на принципиально новом представлении о политике (в частности на политическом принуждении). Тоталитаризм стал возможен благодаря определенным чертам индустриальной эпохи. Он не мыслим без современных технических средств. Причем они выступают как средства контроля и пропаганды (радио). Прежде было невозможно все общество держать под присмотром, поэтому принято считать тоталитаризм феноменом ХХ века. Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы, создание нового типа личности путем стандартизации, растворения человека в массе.

Дальше небольшой кусочек, где я совершенно не могу разобрать почерк

Итак, сделаем вывод, почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?

Вывод: тоталитарные партии приходят к власти и устанавливают свой режим в условиях глубочайших потрясений, которые поражают все сферы жизни общества. Именно такая ситуация и возникла в 20-30 гг. в странах Европы

Ответить на вопрос: подумайте, чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обсудите …. связь фашизма и войны

Читайте также: