Ковчег завета божия в иерусалиме кратко

Обновлено: 05.07.2024

II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ

III. ИСТОРИЯ

Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок ( Числ. 10:33 ). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возможно, эти молитв. обращения стали начальными строчками некоторых псалмов (ср. Числ. 10:35 и Пс. 67:2 ). Перед К.З. остановились воды Иордана ( Нав. 3:11–17 ; Нав. 4:7,11,18 ); К.З. носили вокруг Иерихона, перед тем как евреи овладели городом ( Нав. 6:4–12 ). Поэтому вполне естественно, что народы, которым подобное духовное служение Богу было чуждо, воспринимали К.З. как Бога Израиля ( 1Цар 4 и след.); это заблуждение еще прочнее укоренялось благодаря фигурам херувимов на крышке К.З. После перехода через Иордан К.З. находился, предположит., в Галгале, в месте, где разбил свой стан Иисус Навин (см. Нав 5 и след.; Нав. 9 и др.), а затем был перенесен в Силом, город, находившийся прим. в 30 км сев. Иерусалима, в уделе колена Ефрема. Здесь К.З. оставался вплоть до времен Илии ( 1Цар. 4:4 ), но иногда его переносили в другие места: напр., согл. Суд 20 и след., во время войны с коленом Вениамина К.З. находился в Вефиле. Из Силома К.З. был взят на войну с филистимлянами, но Господь не признал внешнего свидетельства завета, поскольку завет уже давно был нарушен в сердце народа. Так К.З. на некоторое время попал в руки филистимлян ( 1Цар. 4:11 ), но те, испытав на себе могущество Господа, вскоре вернули К.З. израильтянам, присовокупив к нему жертву повинности ( 1Цар. 5 – 1Цар. 6:14 ).

Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

К. з. упоминается в евр. тексте ВЗ 195 раз, в т. ч. в книгах Исход (26 раз), Левит (1 раз: Лев 16. 2), Числа (6 раз), Второзаконие (8 раз), Книге Иисуса Навина (30 раз), Книге Судей Израилевых (1 раз: Суд 20. 27), 1-й книге Царств (40 раз), 2-й книге Царств (21 раз), 3-й Книге Царств (12 раз), 1-й и 2-й Книгах Паралипоменон (34 и 14 раз соответственно), в Псалтири (1 раз: Пс 131. 8) и Книге прор. Иеремии (1 раз: Иер 3. 16). Два раза К. з. упоминается в НЗ (Евр 9. 4; Откр 11. 19).

Названия К. З. в Ветхом Завете

Процессия с Ковчегом завета при взятии Иерихона. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 32v)


Процессия с Ковчегом завета при взятии Иерихона. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 32v)

Вывоз Ковчега завета филистимлянами. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей в Дамаске)

Вывоз Ковчега завета филистимлянами. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей в Дамаске)


Вывоз Ковчега завета филистимлянами. Роспись синагоги в Дура-Европос. Ок. 250 г. (Национальный музей в Дамаске)

Внешний вид К. з.

Др. библейские тексты не содержат столь подробного, как в источнике P, описания К. з. Тем не менее во Втор 10. 3, как и в Исх 25, указывается, что К. з. был сделан из акации, а в 3 Цар 8. 7-8 упоминаются шесты, при помощи к-рых его переносили.

История ковчега согласно текстам Ветхого Завета

В Книге Судей К. з. упоминается лишь один раз. В Суд 20. 26-27 говорится о том, что ковчег находится в Вефиле, куда собирается весь Израиль, дабы плача испросить волю Господа (ср.: Нав 2. 1, где идет речь о том, что Ангел Яхве пришел из Галгала в Бохим. Поскольку Бохим находился рядом с Вефилем, нек-рые исследователи предполагают, что текст мог указывать на перенос К. з. из Галгала в Вефиль; см.: Vaux. 1997. P. 298).

Сцены из истории Ковчега завета (1Цар 5). Роспись крипты кафедрального собора Ананьи. 20-е гг. XIII в.


Сцены из истории Ковчега завета (1Цар 5). Роспись крипты кафедрального собора Ананьи. 20-е гг. XIII в.

Согласно 1 Цар 14. 18, во времена Саула ковчег находился в Гиве. Тем не менее из текста 2 Цар 6. 3 ясно, что при воцарении Давида К. з. по-прежнему пребывал в Кириаф-Иариме в доме Аминадава. Придя к власти, Давид торжественно перевез его на колеснице в Иерусалим. Сначала К. з. оставили в доме Овед-Едома, но через 3 месяца перенесли в город Давидов, где поставили посреди шатра, разбитого для него Давидом (2 Цар 6). Во время мятежа Авессалома, когда царь Давид покидал столицу, свящ. Садок и левиты вынесли К. з. из Иерусалима, но затем по просьбе Давида вернули его обратно (2 Цар 15. 24-29). После восшествия на престол Соломона и построения им Иерусалимского храма К. з. был внесен в храм и поставлен во внутреннем святилище (во Святом Святых, 3 Цар 8).

3-я и 4-я кн. Царств не содержат информации о том, что происходило с ковчегом после смерти Соломона, т. е в период разделенной монархии (в последний раз о К. з. говорится в 3 Цар 8). Тем не менее в 2 Пар 35. 3 К. з. упоминается в рассказе о реформах царя Иосии. Иосия приказал левитам поставить К. з. в храме, который построил Соломон, и не носить его больше на плечах.

Возвращение Ковчега завета евреям. Рельеф столпа сев. портала Шартрского собора. XIII в.

Предметы, находившиеся в К. з.

Согласно Свящ. Писанию, в К. з. хранились: 1) Скрижали завета. В тексте Втор 10. 1-5 рассказывается о том, как Моисей сделал ковчег для хранения 2 каменных скрижалей, на которых Сам Господь написал десятисловный закон. Согласно 3 Цар 8. 9, в ковчеге не было ничего, кроме 2 каменных скрижалей, к-рые положил туда Моисей.


Нек-рые исследователи, не признававшие историчность библейского повествования, предполагали, что в К. з. хранились: 1) Священные камни. По мнению ряда ученых, в К. з. хранились священные камни (один или два). Подобными камнями могли быть стелы (евр. ), к-рые являлись объектом поклонения как у древних израильтян, так и у др. семит. народов, и считались домами божеств (т. н. бетэли: ср.: Быт 28). Исследователи ссылались также на существование культа священных камней у арабов, в частности на домусульм. почитание камня Каабы в Мекке. Предполагалось, что в текстах девтерономической традиции священные камни были отождествлены со скрижалями завета ( Morgenstern. 1942/1943. P. 154-156, 260; May. 1936. P. 227-234; Mettinger. 1997. P. 193-198; Keel. 2007. S. 216; ср.: Porzig. 2009. S. 281-282). В рамках данной гипотезы пытались объяснить и тот факт, что в некоторых текстах ВЗ перемещение К. з. в пространстве рассматривалось как передвижение Самого Господа (Числ 10. 35-36, 1 Цар 4. 7-8 и др.), а ковчег - как предмет, обладающий сверхъестественной силой (Нав 3-4, 6; 1 Цар 5-6 и др.). Некоторые исследователи полагали, что камни использовались в качестве жребия, с помощью к-рого узнавали Божественную волю. Священными камнями, хранившимися в К. з., могли быть Урим и Туммим ( May. 1936. P. 220).

3) Кости Иосифа. Существует гипотеза, согласно которой К. з. отождествляется с саркофагом, куда были положены останки Иосифа ( V ö lter. 1903. S. 92-97; cм.: Быт 50. 26). Впосл. они были перенесены израильтянами в Палестину и погребены в Сихеме (Нав 24. 32). Во мн. семит. языках (финикийском, арамейских) словом, соответствующим евр. может обозначаться гроб или саркофаг. В Быт 50. 26 саркофаг и К. з. именуются одним и тем же евр. словом - Большинство ученых отвергают, однако, данную гипотезу, поскольку в библейских текстах К. з. не связывается с останками Иосифа (напр.: Porzig. 2009. S. 1-7, 280-281).

Назначение К. з.

На основании текстов ВЗ можно сделать вывод о том, что К. з. использовался как:

Перенесение Ковчега завета. Икона. XVIII в. (ГМЗК)

1) Переносное святилище (Числ 10. 35-36; Нав 3. 1 - 4, 5; 1 Цар 4-5). На выполнение К. з. подобной функции указывает и тот факт, что во внутреннем святилище Иерусалимского храма К. з. стоял вместе с шестами, при помощи к-рых его носили (3 Цар 8. 8).

Будучи святилищем, ковчег воспринимался как знак и место присутствия Господа. Перенесение ковчега с места на место рассматривалось как передвижение Самого Божества (Числ 10. 35-36; 1 Цар 4. 7). Ковчег обладал сверхъестественной силой: перед ним расступились воды Иордана (Нав 3-4), обрушились стены Иерихона (Нав 6), пала статуя Дагона (1 Цар 5. 1-5). Любое вторжение в его сакральное пространство наказывалось Богом (1 Цар 5-6; 2 Цар 6. 6-8). Поскольку присутствие К. з. в воинском стане означало присутствие Самого Бога, он использовался в качестве воинского палладиума (Нав 6; 1 Цар 4).


Исследователи сравнивали ковчег с передвижными святилищами, которые использовались арабами: и ( Morgenstern. 1942/1943. P. 153-265). В частности, представляла собой шатер, сделанный из красной кожи, в который помещали 2 священных камня. Шатер использовался в т. ч. в качестве военного палладиума и средства дивинации (т. е. испрашивания ответа у божества с помощью жребия или к.-л. др. ритуальных действий), в т. ч. при поиске пути в пустыне или места для ночлега (ср.: Числ 10. 3; Нав 3. 4; Morgenstern. 1942/1943. P. 207-223).

По мнению нек-рых ученых, К. з. не был уникальным объектом, изначально ковчегом или предметом со схожей функцией обладало каждое святилище (в Силоме, Вефиле, Галгале и пр.). Лишь после реформы царя Иосии (4 Цар 23), в результате к-рой др. храмы были признаны нелегитимными, ковчег стал восприниматься как единственный в своем роде К. з. ( May. 1936).

Устроение скинии прор. Моисеем. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 59v)


Устроение скинии прор. Моисеем. Миниатюра из Библии. Ок. 870 г. (аббатство Сан-Паоло-фуори-ле-мура в Риме. Fol. 59v)

Исчезновение К. з.

В канонических книгах Библии отсутствует информация о судьбе К. з. Этот пробел по-разному восполняется в неканонических книгах и апокрифической лит-ре. Согласно 2 Макк 2. 4-8, прор. Иеремия спрятал К. з. вместе со скинией и кадильным жертвенником в пещере, находившейся в той горе, с вершины к-рой Моисей видел обетованную землю, и замуровал вход в нее. Согласно 3 Ездр 10. 22, ковчег был разграблен во время разрушения храма вавилонянами. В т. н. Апокалипсисе Варуха сказано о том, что перед тем как вавилоняне разрушили иерусалимский храм, во Святом Святых спустился ангел и забрал К. з. вместе со скрижалями завета и с утварью, которая находилась в святилище (Apoc. Bar. 6. 7).

Обсуждается исчезновение ковчега и в Талмуде. По мнению мн. раввинов, ковчег был захвачен и увезен вавилонянами. Но существовала и др. т. зр., согласно к-рой К. з. был спрятан царем Иосией (Вавилонский Талмуд. Йома. 53б - 54а).

К. з. в Новом Завете

упоминается дважды. В Евр 9. 1-7 рассказывается об устройстве скинии и перечисляется находившаяся в ней утварь, в т. ч. ковчег завета (Евр 9. 4). В Евр 9. 4 упоминаются предметы, лежавшие в ковчеге: сосуд с манной, жезл Ааронов и скрижали завета.

В Откр 11. 19 идет речь о явлении К. з., пребывающего в небесном храме. При этом ковчегом назван, видимо, небесный ковчег, по образцу к-рого был создан его земной аналог, находившийся в скинии (Исх 25. 9). Его явление описано при помощи символов, используемых в ВЗ для обозначения теофании: землетрясения, грома и молнии (ср.: Исх 19).

К. з. в небиблейских текстах из Кумрана и Дамасском документе

упоминается редко (6 раз). При этом фрагменты, в к-рых идет речь о ковчеге, как правило, представляют собой компиляции, составленные из различных текстов ВЗ, или же незначительно измененные библейские цитаты.

В частности, 4 раза К. з. упоминается в тексте т. н. Переработанного Пятикнижия (Reworked Pentateuch). Во фрагментах 4Q364 26bii+e4 и 4Q364 26bii+e6 почти в точности воспроизводится библейский текст Втор 10. 1-4, во фрагментах 4Q364 17. 3 и 4Q365 8a-b. 1 - Исх 26. 34-36.

Один раз К. з. упоминается в тексте Храмового свитка (11Q19 VII,12). Отрывок представляет собой компиляцию фрагментов библейских текстов, посвященных устройству храма (Исх 25; 3 Цар 6, 8; 2 Пар 5).

В т. н. Апокалипсисе Моисея (4Q375 1ii7) К. з. упоминается 1 раз. В данном тексте речь идет об очистительном ритуале, сходном с тем, который описан в Лев 16 (см. ст. Йом Киппур). Как и в ряде текстов ВЗ, К. з. назван здесь ковчегом свидетельства.

Образ К. з. в экзегезе древней Церкви

Ковчег завета. Мозаика конхи в Оратории еп. Теодульфа в Жерминьи-де-Пре (Франция). Ок. 800 г.

Ковчег завета и сосуд с образом Богоматери в сцене служения праотца Аарона и прор. Моисея. Роспись сев. алтарной стены ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г.

Ковчег завета и сосуд с образом Богоматери в сцене служения праотца Аарона и прор. Моисея. Роспись сев. алтарной стены ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г.


Ковчег завета и сосуд с образом Богоматери в сцене служения праотца Аарона и прор. Моисея. Роспись сев. алтарной стены ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (Косово и Метохия). Ок. 1320 г.

ковчег завета

Когда Моисей был на горе 40 дней – он получил от Бога повеление о том, чтобы был построен ковчег завета. Также он назван ковчегом откровения. В нём должны были находиться три предмета.

– скрижали завета или, как они ещё назывались, скрижали откровения

– сосуд с манной, обложенный золотом, в которую насыпали манну, которая была пищей Израиля в пустыне

– жезл Аарона, расцветший

ковчег завета

Кто мог заглянуть в ковчег завета?

Это один из очень важных вопросов с точки зрения духовных прообразов. Никто. Не мог туда заглянуть. Сверху ковчега должна была лежать крышка, на которую кропили кровью жертвенного животного, когда первосвященник приносил жертву за грехи народа. Один раз язычники попытались заглянуть туда и получили наказание.

ковчег завета

Даже прикоснуться нельзя было к ковчегу, на нем специальные кольца были для ношения его на шестах. Но человеку мало просто запретов – Оза хотел добро сделать для него и в результате погиб.

ковчег завета

Мало того. Служить в храме имели право только потомки рода Аарона. Один очень хороший царь, который делал много угодного Богу, Озия из 2книги Паралипоменон 26, захотел воскурить фимиам на жертвеннике. В результате был поражен проказою.

Мы видим, что в самом ковчеге находились символы завета Бога с народом Израиля. Скрижали завета больше никто не видел, после того как их туда положили. Жезл Аарона также не доставался. То же и сосуд с манной. Это были символы – знамения завета. И Сам Бог оберегал ковчег завета от ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА.

Именно по этой причине нам может показаться, что слишком строгие наказания были за неподчинение и слишком строгие правила того, как относиться к ковчегу. Это моё откровение – для того, чтобы человек не мог ничего изменить, убрать, заменить из того, что Бог сделал.

Скрижали завета, скрижали откровения

ковчег завета

Господь написал на скрижалях 10 заповедей и назвал их скрижалями завета или откровения. И так как эти скрижали делались не для того чтобы их кто-то читал, а в качестве знамения, то эти же самые заповеди были внесены и в книгу закона. И эта книга закона была написана не просто Моисеем. Бог диктовал, а Моисей записывал. Поэтому к этому закону было отношение как к Слову Бога.

Жезл Аарона

Бог избрал колено Левия из всего Израиля для того, чтобы все люди из этого колена служили Богу в храме. Кто-то певцом, кто-то дрова подкладывал, кто-то убирал….

В колене Левия Бог избрал род Аарона, потомки которого имели право быть первосвященниками и входить во Святое Святых, за завесу. Там Господь, над крышкой ковчега, говорил к ним. Но некоторые израильтяне засомневались в призвании Аарона и Моисея. Это были Корей и его подельники.

Бог явил знамение, когда жезлы всех родов на утро остались такими же, а жезл Аарона расцвел. И это знамение, которое указывало НА ИЗБРАНИЕ СВЯЩЕННИКА Богом, также было положено в ковчег завета, как символ.

Манна

ковчег завета

Что произошло с ковчегом?

То, что в дальнейшем происходило с ковчегом, имеет очень большое значение. Как мы видели, Бог оберегал ковчег откровения, ковчег завета Бога с Израилем от любого человеческого посягательства или изменения. Бог со своей стороны сделал все, чтобы сдержать Своё Слово и следовать этому завету.

Но вот вторая сторона завета поступила вероломно против Бога и нарушила завет.

ковчег завета

Что дальше?

И, как плод, мы видим, что Израиль был отведен в плен, земля была опустошена, храм, в котором Бог говорил к народу, и должно было пребывать имя Бога – разрушен. Ковчег исчез. Сейчас много слухов есть о том, что он сохранен и где-то лежит…. Но тогда почему его не было во втором храме? Когда пришел Иисус – ковчега завета уже не было в храме.

Ответьте сами себе на вопрос. Если Бог так трепетно относился к ковчегу ДО того, как было провозглашено, что завет нарушен, то почему позволил чтобы и храм и ковчег были уничтожены?? Есть даже пророчество о времени исчезновения ковчега

Новый завет

Далее мы видим новое решение Бога.

ковчег завета

Я бы выделил несколько тезисов.

– новый завет подразумевает новые заповеди и условия

– когда Бог говорит о том, что ВЛОЖИТ во внутренность Свой закон, и Свои законы напишет на сердцах – мы можем увидеть прообраз скрижалей. И есть в послании к Коринфу одно упоминание, которое очень напоминает это обетование.

ковчег завета

И ещё одно место из Иезекеиля

ковчег завета

Образы небесные

Когда Моисей был на горе с Богом, то ему было приказано сделать устройство скинии так, как он видел на небесах. В точности. Давайте посмотрим что произошло.

1)Бог дает откровение, заповеди народу Израиля. Заключает с ними завет

2)Как знамение завета устанавливает ковчег завета, в котором находились символы

3)Бог оберегает ковчег завета и выполняет его условия, ожидая исполнения этого завета от Израиля

4)Израиль нарушает завет

5)Бог допускает уничтожение храма, в котором Он открывался Израилю и говорил к нему, изгнание из той земли, что Он дал Израилю и исчезновение ковчега завета

6)Строиться новый храм, когда Израиль осознал свои ошибки, но как мы видим из истории – они продолжили заниматься нарушением тех законов, что установил Бог.

7)Иисус пророчествует о храме, когда ученики показывают на него, что он будет разрушен, а самаритянке говорит, что наступает время, когда Богу будут поклоняться не в храме, а в духе и истине

9)Происходит смерть Иисуса, которая является платой, жертвой за все грехи мира.

10)Далее то, что происходит на небесах

ковчег завета

Мы видим, что Иисус входит в скинию, по образцу которой, была построена земная. Он входит во Святое Святых со своей Кровью. И теперь Он назван Ходатаем нового завета.

Образы ковчега завета

ковчег завета

– скрижали завета написанные Богом на камнях заменены на заповеди, написанные Богом на наших сердцах

– жезл Аарона который был знамением избрания специального рода для служения священником больше не нужен, потому что появился Первосвященник от Бога из другого колена, Иисус. …

ковчег завета

– сосуд с манной теперь так же ничего не может означать.

ковчег завета

Как вывод.

Скрижали заменены на наши новые сердца, на которых Бог написал Свой закон. Первосвященник и Хлеб живой сегодня в нас…

ковчег завета

Давайте посмотрим, как об этом говорит Слово?

ковчег завета

Какой сегодня мы знаем ХРАМ БОЖИЙ?

Что за ковчег завета, который явился в храме Его? То есть в нас. Христос, первосвященник, Бог и хлеб. Почему это слово не может иметь отношение к более позднему периоду будущего? Потому что на новой земле и новом небе не будет храма.

ковчег завета

Бог никогда Себе не изменяет и Слово Своё хранит. Он верен, даже когда мы неверны. И слава Богу за Христа, который все исполнил. И сегодня одесную Отца во Христе мы, как Его храм, Его церковь, Его невеста.

Таинственно исчезнувший Ковчег искали тамплиеры и нацисты, профессиональные археологи и энтузиасты. Тем не менее, может оказаться, что разгадка одной из главных исторических тайн человечества лежит на поверхности, если только мы доверяем Библии и сказанному в ней.


Главная святыня Ветхого Завета — золотой Ковчег со скрижалями Завета, — ради которой был построен Первый Храм Соломона, таинственным образом исчезает и не упоминается при строительстве Второго Иерусалимского Храма. Он не значится ни в числе святых предметов, увезённых из Иерусалима вавилонянами, ни в списках драгоценностей, взятых из Второго Храма Александром Македонским, ни в перечне трофеев римлян при разрушении Иерусалима. Нет упоминания о нём и в книгах святых пророков Ездры и Неемии, под руководством которых восстанавливались город и Храм после возвращения евреев из вавилонского плена.

Таинственно исчезнувший Ковчег искали тамплиеры и нацисты, профессиональные археологи и энтузиасты. Последние время от времени обнаруживают его то в Израиле, то в Эфиопии. Однако эфиопские христиане утверждают, что Ковчег вовсе никуда не исчезал, а израильтяне верят, что он будет найден только во время прихода Мессии, которого они ждут до сих пор. Тем не менее, может оказаться, что разгадка одной из главных исторических тайн человечества лежит на поверхности, если только мы доверяем Библии и сказанному в ней.

Ковчег могущества Божия

Оббитый золотом деревянный Ковчег, крышку которого украшали литые херувимы, обращённые ликами друг к другу, был изготовлен для хранения скрижалей с Десятью заповедями Божиими, которые принёс Моисей с горы Синай, практически там же, у подножия этой горы. Он переносился кочевавшим по пустыне народом как главная святыня. Ковчег был сделан строго по указаниям, которые дал Бог Моисею, как и переносной храм для него.

Храм, построенный ради Ковчега

В Ветхозаветной Церкви, где запрещалось всякое поклонение материальным предметам, Ковчег Завета был, тем не менее, самой чтимой святыней. Ради него царь Соломон построил первый в Иерусалиме Храм, который вплоть до зарождения христианской Церкви оставался единственным в мире храмом, посвящённым Истинному Богу. Он был построен по проекту языческих храмов, общепринятому в то время. Тем не менее, было главное, что отличало Иерусалимский Храм от языческих культовых зданий соседних Угарита и Финикии: это святая святых.

В противовес сокровищницам, устраиваемым позади языческих храмов, в давире (святая святых) хранился Ковчег Завета с простыми каменными скрижалями. Золото украшало Ковчег сверху и весь храм изнутри, но позолоченные стены храма и Ковчег хранили не его, а простой камень. В Ветхом Завете сказано, что над крышкой Ковчега с заповедями постоянно пребывал Господь Своей благодатью. Лишь раз в год во святая святых заходил первосвященник для того, чтобы помолиться о народе и окропить крышку с изображением херувимов кровью принесённой жертвы.

Святыня в изгнании

В истории Иудейского царства после правления Соломона есть эпизод, когда Ковчег был вынужден покинуть святая святых, а правоверные израильтяне — вернуться в то время, когда его переносили из селения в селение. Это произошло в VII столетии до н. э., годы правления нечестивых царей Манассии (который потом покаялся) и Амона. Израильский народ повально подался в язычество — настолько, что даже свой Храм, посвящённый Единому Богу, сделал идольским капищем. Священники, оставшиеся верными Господу, взяли Ковчег Завета на свои плечи и вынесли из святая святых, устроив для него переносную скинию.

Есть также версия, что вместе с Ковчегом они прибыли в египетский город Элефантина и там построили храм, куда поместили святыню. Иначе откуда тогда в Элефантине иудейский храм, упоминание о котором есть в одном из древних папирусов? Впрочем, вторая книга Паралипоменон опровергает эту версию: в ней сказано о том, что священники переносили Ковчег на своих плечах с места на место. Скорее всего, храм построила переселившаяся в Египет еврейская община безотносительно к Ковчегу.

Прошло много десятилетий, и на престоле Иудеи воцарился совсем юный царь Иосия (ему было восемь лет). Когда он немного подрос, а именно на двенадцатый год своего правления, он обратился к вере в Единого Бога и решил очистить осквернённый Иерусалимский Храм. Во время ремонтных работ в нём нашли какую-то книгу. Это оказался свиток Закона Моисеева. Прочитав её, царь Иосия многое узнал, был очень удивлён и повелел вернуть в Храм Ковчег Завета (2 Пар. 35:3). Сейчас эта книга вошла в Библию и известна как Второзаконие.

Пророчество об исчезновении Ковчега Завета

Последнее упоминание о Ковчеге в канонических книгах Ветхого Завета мы находим среди пророчеств Иеремии. Этот пророк предсказывал падение Иерусалима и вавилонский плен в случае нераскаянности народа, что и произошло впоследствии. В его книге мы читаем:

Как видим, это тоже сбылось.

Святыня до сих пор под Храмом?

Согласно иудейскому преданию, под Храмом Соломона имелось множество потайных тоннелей и подземных комнат, к которым ход вёл из святая святых — чтобы в случае осады города успеть спрятать святыни. В принципе, эта версия вполне логична, и сегодня археологи подтверждают, что внутри Храмовой горы действительно много пустот. Однако дальше они не смогли продвинуться: юридически сейчас эта часть Иерусалима принадлежит совету муфтиев, который подчинен королю Иордании.

Косвенным подтверждением для приверженцев версии стал найденный в Кумране медный свиток, в котором был зашифрован перечень храмовых сокровищ, спрятанных перед нашествием вавилонян. В их числе упоминаются облачение первосвященника и некоторые священные сосуды. Однако упоминания о самом Ковчеге там нет. Из-за недостающей части указаний найти что-либо из перечисленного в свитке пока не удалось.

В версию о Ковчеге под мечетью верят и сами мусульмане. По их преданию, реликвия будет обнаружена лишь тогда, когда заповеди Корана будут исполнять по всему миру. А вот израильтяне не верят мусульманам, и по этой причине ходят народные легенды о том, что последние якобы уже давно нашли Ковчег под Храмовой горой, только скрывают это. Народные слухи подогрела и новость о расширении главной мечети — Купола Скалы — на Храмовой горе. Расширить её решили строительством второй, подземной части.

Раз христиан и иудеев не пускают на Храмовую гору, они решили поискать рядом. В 1982 году израильские археологи, ведя раскопки в Старом Городе, вышли на тоннель, ведущий внутрь Храмовой горы со стороны иудейской части города. Однако премьер-министр Израиля Менахем Бегин лично распорядился замуровать вход в него, чтобы не обострять конфликт с мусульманами.

Протестантская версия: Ковчег под Голгофой

Принадлежавший к течению археолог Рон Уайет якобы откопал Ковчег Завета на основании своих же откровений. В 1980-х годах районе грота Иеремии в Иерусалиме он нашёл четыре отверстия в земле и предположил, что именно в них стояли кресты во время распятия Спасителя, которых, правда, было только три. В общем, его идея в том, что под этой новой Голгофой (не путать с традиционным почитаемым местом распятия) находилась пещера, в которой хранился Ковчег Завета. Там археолога-любителя встретили ангелы (и не один или два, а целых четыре) и объяснили, что съёмка запрещена. Забрали плёнку и потом впускали его время от времени, когда сами желали, а всё остальное время грот был сокрыт стеной.

Эта полуфантастическая версия в протестантских видеороликах обрастает каждый раз новыми подробностями. То на Ковчег стекала с потолка грота настоящая кровь Спасителя, то кровь на нём была лишь засохшей (хотя в более ранних видео археолог так и не смог заглянуть внутрь каменного саркофага из-за того, что крышка его упиралась в потолок пещеры). То Ковчег попытались вынести десять иудейских священников из потомков левитов, но все они погибли (на самом деле института священства в иудаизме уже давно нет). Как бы то ни было, протестантская версия не добавляет к вопросу поиска Ковчега ничего нового: он где-то здесь, и мы верим, что Господь в своё время нам его откроет…

Следы ведут в Эфиопию?

Согласно одному из преданий, мудрый царь Соломон понял, что никакие подземные гроты не смогут надёжно спрятать святыню от врага, если к ним ведут ходы. Поэтому он якобы оставил в Храме копию Ковчега, а оригинал отправил к своей родне в Эфиопию: следуя этому же преданию, царица Савская, приезжавшая из этих краёв послушать мудрого Соломона (3 Цар. 10:1-11) и поучаствовавшая в строительстве Храма своими сокровищами, влюбилась в царя и стала его женой (как известно, у Соломона было семьсот жён и триста наложниц (3 Цар. 11:3), так что тут не докажешь). От их брака родился сын Менелик, который впоследствии стал царём Эфиопии.

Ковчег либо его копия действительно посещал Эфиопию. До сих пор копии некоего украшенного ящика — большие и маленькие, выполненные из разных материалов, — внешне совсем не похожие на описанный в Библии Ковчег, но наводящие на мысль о сундуке, в который он мог быть помещён, хранятся в православных храмах Эфиопии в память об этом предании. Подтверждение, что предание — чисто эфиопское, — сама идея, заключаемая в нём: мол, у нас, эфиопов, настоящее, а у вас, евреев, подделка.

Кстати, в Эфиопии это предание не единственное. Если первый вариант говорит, что Ковчег был помещён в храм при царском дворце в столице Аксуме, то второй — что он, якобы, спрятан на острове посреди озера Тана. Учёные копнули и там, и там. В Аксуме в ту эпоху как раз получил развитие культ бога-звезды Сириуса, даже дворец царицы Савской был разобран и переориентирован в соответствии с орбитой этой звезды. Этот культ держался вплоть до VII столетия до н. э.. Вряд ли царь Соломон захотел бы отдавать святыню язычникам, хоть и сам не единожды уклонялся в идолопоклонство. А живущие на острове Тана Киркос христианские монахи покажут лишь камни, на которых он некогда стоял… Так что следы обрываются.

Тем не менее, приверженцев теории, что Ковчег в Эфиопии есть, много не только среди самих эфиопов, которым она выгодна, и поклонников творчества Грэма Хенкока. Эфиопы в эту версию верят свято и ревностно охраняют то, что считают Ковчегом Завета. Доступ к реликвии имеет только один монах, которому не дозволено покидать территорию церкви и общаться с посторонними людьми.

Ковчег и нацисты

Эпопее с поиском ими реликвии посвящён легендарный фильм Стивена Спилберга о приключениях Индиана Джонса. За яркими спецэффектами, шокирующими трюками актёров и быстро развивающимся сюжетом режиссёр попытался донести до нас мысль о том, что человечеству неполезны такие находки. Люди не умеют разговаривать с Богом и не знают, что им делать, лицом к лицу представ перед святыней. Для большинства из них такое общение послужит только во вред и даже может навлечь кару Божию.

Автор фильма провёл и другую мысль, предположив, что было бы, если бы Ковчег Завета действительно был найден. Люди быстро привыкли бы к святыне и не обращали бы на неё никакого внимания, а сама бы она хранилась где-нибудь в спецхранилищах, в пыльном ящике с инвентарным номером, среди тысяч точно таких же. Что ж, возможно, он недалёк от истины. Тем же, кто всё-таки хочет продолжить поиски дальше, предлагаем ещё раз вернуться к книгам Ветхого Завета.

Неканонические книги Библии о тайне исчезновения Ковчега

Любители детективных загадок и расследований знают, что след нужно вести от того, кто последним упоминал или видел искомый предмет. В нашем случае это всё тот же пророк Иеремия. Просто ли он предсказал об исчезновении Ковчега или знал об этом нечто большее? Ответ мы находим в неканонических книгах Священного Писания Ветхого Завета, а именно, во второй книге Маккавейской.

1 В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано

2 и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их.

3 Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего.

4 Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.

5 Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.

6 Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его.

7 Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа.

8 И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место (2 Мак. 2 гл.).

Упоминаемая в начале история с огнём подробно приводится в первой главе этой книги. Там рассказывается о том, что уводимые в плен иудеи взяли с собой священный огонь с жертвенника при Храме, но по пути вынуждены были его спрятать. Они опустили сосуд с горящим огнём в пустой колодец. По прошествии многих лет возвращающиеся из вавилонского плена заглянули туда, и оказалось, что в колодце была какая-то густая вода. Пророк Неемия велел вылить её на камни сооружённого жертвенника, и на жарком солнце вещество вспыхнуло. Знал ли пророк об этом фокусе с нефтью или для него самого это стало неожиданностью — можно лишь гадать. Во всяком случае, евреи прозвали это место Нефтай…

Эта история с огнём очень показательна: евреи действительно успели взять что-то из храма до того, как вавилоняне ворвались в город. Однако они не успели спрятать взятое и пытались делать это по пути в Вавилон, куда их вели под стражей…

Если посмотреть по карте, то гора Нево, с которой пророк Моисей обозревал Землю Обетованную и на которой почил, тоже находится на пути из Иерусалима в Вавилон. Пророк Иеремия поднялся на эту гору и оставил Ковчег в одном из её гротов втайне от всех, завалив вход камнями. Он взял с собой лишь несколько самых близких учеников, которые, вернувшись, чтобы хорошенько запомнить место, уже не могли его отличить от других груд камней на этой горе.

Даже пророк Ездра, впоследствии выведший израильтян из вавилонского плена и возглавивший строительство Второго Храма, был абсолютно уверен, что Ковчег Завета похищен вавилонянами (2 Езд. 1:54; 3 Езд. 10:22). Именно по этой причине никто в его время не обратился к поиску святыни или же к раскопкам на Храмовой горе, хотя энтузиазм у вернувшихся из плена был такой, что городскую стену Иерусалима они отстроили за 52 дня. При желании могли бы перерыть камни и заглянуть — что же там, под Храмовой горой.

Была ли известна вернувшимся иудеям вторая книга Маккавейская? Нет, она была написана позже и дошла до нас только на древнегреческом языке. Это послужило тому, что её даже долгое время не хотели включать в канон. Неканонические, написанные не на древнем иврите, книги не вошли в канон Священного Писания у иудеев. Позднее их не приняли и протестанты, которые вслед за иудеями соблюдают субботу и чтут другие обычаи. Это стало причиной того, что западный научный мир напрочь забыл о Маккавейских книгах или же не принимает их во внимание.

Сегодня гора Нево находится на территории соседней с Израилем страны — Иордании. Это также затрудняет какие-либо раскопки на ней. В последний раз они велись в 1933 году. В результате были обнаружены руины византийской базилики, построенной на верху горы в память о пророке Моисее. Эти же археологи попытались отыскать и Ковчег, но безуспешно. Сейчас на горе расположен францисканский монастырь.

В любом случае, несмотря на все усилия археологов, Ковчег Завета будет сокрыт до времени, которое определит Сам Господь.

Читайте также: