Ковалевский максим максимович социология кратко

Обновлено: 07.07.2024

КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ - российский ис­то­рик, пра­во­вед, со­цио­лог, эт­но­граф, об­щественно-по­ли­тический дея­тель, действительный статский советник (1915/1916 годы), академик Пе­тербургской АН (1914 год).

Де­пу­тат 1-й Государственной ду­мы (1906 год). На­стаи­вал на не­об­хо­ди­мо­сти при­ну­дительного вы­ку­па го­су­дар­ст­вом у круп­ных по­ме­щи­ков час­ти их зем­ли для на­де­ле­ния ею ма­ло­зе­мель­ных кре­сть­ян, вы­сту­пал за от­ме­ну смерт­ной каз­ни, ам­ни­стию по­ли­тических за­клю­чён­ных, не­при­кос­но­вен­ность лич­но­сти и т.д. По­сле рос­пус­ка Государственной ду­мы от­ка­зал­ся под­пи­сать Вы­борг­ское воз­зва­ние, счи­тая не­до­пус­ти­мым при­зыв к не­пла­те­жу на­ло­гов и к от­ка­зу не­сти во­ин­скую по­вин­ность. В 1907-1915 годах член Государственного со­ве­та по вы­бо­рам (от АН и уни­вер­си­те­тов), член ака­де­мической груп­пы, воз­ра­жал про­тив фор­си­ро­ван­но­го раз­ру­ше­ния кре­сть­ян­ской об­щи­ны и по­ряд­ка раз­де­ла мир­ских зе­мель, при ко­то­ром они пе­ре­хо­ди­ли не в се­мей­ную, а в ча­ст­ную соб­ст­вен­ность; вы­сту­пал за по­все­ме­ст­ное вве­де­ние су­да при­сяж­ных и рас­ши­ре­ние кру­га дел, ему под­ве­дом­ст­вен­ных; счи­тал не­об­хо­ди­мым от­де­ле­ние РПЦ от го­су­дар­ст­ва, сня­тие ог­ра­ни­че­ний, свя­зан­ных со сло­же­ни­ем свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми сво­его са­на; сто­рон­ник гражданского рав­но­пра­вия ев­ре­ев. Глас­ный Пет­роградской городской ду­мы (1915-1916 годы).

В начале Первой ми­ро­вой вой­ны Ковалевский, на­хо­див­ший­ся на ле­че­нии в Кар­лс­ба­де, ин­тер­ни­ро­ван вла­стя­ми Ав­ст­ро-Венг­рии, ос­во­бо­ж­дён бла­го­да­ря за­ступ­ни­че­ст­ву испанского ко­ро­ля Аль­фон­са ХIII и об­щественных дея­те­лей Ита­лии; вер­нул­ся в Рос­сию в феврале 1915 года.

Ковалевский дру­жил с П.Г. Ви­но­гра­до­вым, К.А. Ти­ми­ря­зе­вым, И.С. Тур­ге­не­вым, А.П. Че­хо­вым, А.И. Чу­про­вым и многими дру­ги­ми. Был в близ­ких от­но­ше­ни­ях с С.В. Ко­ва­лев­ской. В чис­ле уче­ни­ков Ковалевского -фи­ло­соф и со­цио­лог П.А. Со­ро­кин, эко­но­мист Н.Д. Кон­д­рать­ев.

Сочинения:

Очерк ис­то­рии рас­па­де­ния об­щин­но­го зем­ле­вла­де­ния в кан­то­не Ва­адт. Лон­дон, 1876;

Об­щин­ное зем­ле­вла­де­ние, при­чи­ны, ход и по­след­ст­вия его раз­ло­же­ния. М., 1879. Ч. 1;

Об­ще­ст­вен­ный строй Анг­лии в кон­це сред­них ве­ков. М., 1880;

Об­щий ход раз­ви­тия по­ли­ти­че­ской мыс­ли во вто­рой по­ло­ви­не XIX в. СПб., 1905;

Ро­до­вой быт в на­стоя­щем, не­дав­нем и от­да­лен­ном про­шлом: В 2 вып. СПб., 1905;

Со­вре­мен­ные со­цио­ло­гии. СПб., 1905;

От пря­мо­го на­ро­до­прав­ст­ва к пред­ста­ви­тель­но­му и от пат­ри­ар­халь­ной мо­нар­хии к пар­ла­мен­та­риз­му. СПб., 1906;

Со­вре­мен­ные фран­цуз­ские со­цио­ло­ги // Вест­ник Ев­ро­пы. 1913. № 7; Соч.: В 2 т. СПб., 1997.

Иллюстрации:

М.М. Ко­ва­лев­ский. Архив БРЭ.

Автор статьи: А.Х. Ма­тие­ва.

КОВАЛЕВСКИЙ МАКСИМ МАКСИМОВИЧ

Место рождения: с. Дву­реч­ный Кут Харь­ков­ско­го уезда Харь­ков­ской губернии, ны­не в Дер­га­чёв­ском районе Харь­ков­ской области Ук­раи­ны

Звание / Род занятий Историк, правовед, социолог, этнограф, общественно-политический деятель, действительный статский советник, академик Петербургской АН

Взгляды Ковалевского на социологию

Формирование взглядов М. М. Ковалевского на социологию происходило под воздействием социологии позитивизма О. Конта, совместно с значительным влиянием личного знакомства с К. Марксом и Г. Спенсером. При оценке значимости теории эволюции Г. Спенсера и учения об экономике К. Маркса, М. М. Ковалевым было признано, что они до определенного момента являлись проводниками его научной деятельности.

М. М. Ковалевским, в результате следования контовскому позитивизму, социология признавалась в качестве самостоятельной и равной другим направлениям естествознания научной отрасли.

Согласно его взглядам, социология, в статусе молодой науки, реализовывает первые шаги научного развития, и превратится в полноценную обширную научную отрасль исключительно после формулирования и выведения собственных научных законов. Согласно его позиции, специфика социологического знания, как общественной науки, заключается в том, что она может предоставить целостные и развернутые представления об устройстве общества, в этом и состоит ее главное преимущество перед другими общественными науками, среди которых экономика, юриспруденция и история.

М. М. Ковалевский по-своему понимал специфику взаимодействия социологии и других общественных и гуманитарных наук. Так, он утверждал, что в конкретных науках об обществе содержится подлинный материал, необходимый социологии для реализации своей деятельности, вместе с тем, информация, предоставляемая данными науками, должна в своем основании иметь различные эмпирические обобщения, основанные на общих законах развития и существования, что, в свою очередь, и будет являться объектом для социологического изучения.

Исходя из вышеописанного представляется уместным выделить следующие задачи социологии, как позитивной науки:

  1. структурирование и упорядочение различных теорий социологии в единую систему, совместно с синтезом научных исследований об обществе.
  2. формулирование общих принципов и законов функционирования общества, совместно с установлением связей между различными сторонами общественной жизни.
  3. изучение коллективных форм сознания социальной общности в контексте их эволюционных модификаций и общей организации.
  4. определение фаз социальной эволюции и выявление содержания прогресса общества.

М. М. Ковалевский выступал в качестве приверженца соединения различных научных течений в социологии и постулировал не опровергать текущие концепции социологии, а искать в них позитивные положительные факторы. Он активно критиковал те направления социологии, в которых утверждалось, что их выводы являются единственно верными и которые претендуют на правы быть социологическими монополистами.

М. М. Ковалевский утверждал о необходимости сближения разных подходов, совместно с их последующим синтезом в рамках позитивной социологии. При этом, он был противником утверждений о том, что законы развития общества являются непознаваемыми, совместно с попытками мистического и теологического объяснения общественного развития.

М. М. Ковалевский активно выступал за социологический эклектизм, но также он одобрял тенденции плюрализма в социологии – то есть выделение нескольких возможных причин развития общества. Из-за этого, в более поздних своих работах от опровергал более ранние свои идеи о допустимости монистического подхода, в рамках которого, в качестве определяющего фактора эволюционного развития народных форм хозяйства могут выступать только демографические показатели о плотности населения и увеличение численности.

Вместе с тем, им допускалась возможность того, что в процессе изучения определенных границ, либо временных промежутков жизни общества реализовывать выделение преобладающих форм воздействия определенных и наиболее преобладающих факторов.

В своих работах автор высказывался против применения в социологии компонентов оценки наблюдаемых явлений и субъективизации. Согласно его позиции, социология должна обладать тем же уровнем объективности, который содержится в науках о природе. Исходя из этого, он предлагал ведущим методом социологического исследования сделать сравнительно-исторический метод.

До его высказываний, западными социологами понимание сравнительно-исторического метода сводилось к простому сопоставлению двух, либо нескольких обществ, претерпевающих развитие, для того, чтобы обнаружить в них определенные различия, либо сходства. Представитель русской социологии отмечал, что факт случайного различи, либо сходства не является достаточным для формулирования научных заключений.

Согласно мнению М. М. Ковалевского, сущность сравнительно-исторического метода заключается в параллельном изучении общественного развития у разных народов, как древних, так и современных, итогом чего должна стать общая формула поступательных движений общественных форм жизнедеятельности.

Для сравнения могут подходить схожие, либо однотипные социальные факты, однако если изучаемые общества достигли идентичных уровней собственного развития. Недостаточным является просто установление каких-либо фактов, помимо этого также необходимо отразить, что изучаемые явления имеют тесную связь со всей суммой условий, необходимых для проживания представленной фазы общественного развития.

Изучаемые явления должны быть зафиксированы в конкретном периоде исторической эволюции. Так, благодаря соединению исторического подхода с принципами сравнения, станет возможным формулирование выводов о сходстве некоторых явлений и паттернов, совместно с воспроизведением тенденций и устойчивых моментов в развитии определенных социальных процессов, явлений и институтов.

М. М. Ковалевский выделил следующие основные принципы сравнительно-исторического метода:

  1. отсутствие использования всех оценочных высказываний.
  2. изучение определенных явлений исключительно в контексте из взаимосвязи с местом и временем их проявления.
  3. исследование исключительно закономерных изменений общественной жизнедеятельности.
  4. учет последовательных переходов в развитии общества на разные фазы.

Говоря о применении сравнительно-исторического метода, М. М. Ковалевский рекомендовал придерживаться трех правил: первое заключается в том, что сопоставление должно выстраиваться в максимально широкой базе, в которой возможным будет проведение учета исторического опыта различных народов, второе сводится к тому, что социологам необходимо использовать материалы всех наук, которые имеют отношение к исследуемому объекту, а также использовать все доступные для них методы.

В качестве центрального звена своих воззрений, М. М. Ковалевским было выделено учение об общественном прогрессе. В качестве общественного прогресса им понимались основные социологические законы. При этом, исследователь утверждал, что социология не может существовать вне идей о прогрессе. В рамках его видения, у всех народов существуют примерно одинаковые эволюционные этапы, хотя, в контексте временных рамок, развитие различных народов может не совпадать. и

Социальная солидарность

М. М. Ковалевский определял общественный прогресс в качестве процесса постоянного роста социальной солидарности. Так, им, вслед за Л. И. Мечниковым и Э. Дюркгеймом была выдвинута идея об общественной солидарности, как основополагающей позиции в вопросах общественного прогресса.

В последующем, возрастание социальной солидарности, согласно его позиции, будет связываться с объединением людей в крупные общественные общности, среди которых: племя, нация, государство, совместно с их внутренней социальной дифференциацией.

В процессе своего увеличение. Социальная солидарность проходит три этапа:

Из всех основных типов социального эволюционирования, М. М. Ковалевский особое внимания уделял описанию экономических и политических форм прогресса. Экономический прогресс понимался им в качестве перехода от натуральных форм хозяйствования и последующего потребления к международным рыночным меновым формам хозяйства. Политический прогресс, в свою очередь, является переходом от национальных форм государствования к формам образования всемирной федерации.

М. М. Ковалевский, говоря о том, что общественный прогресс является магистральным путем человеческой эволюции, в качестве препятствия укрепления социальной солидарности и движения человечества к достижению социальной гармонии выделял социальную поляризацию и классовую борьбу.

В качестве другого тормоза для достижения общественного прогресса им, вслед за О. Контом, признавалось доминирования эгоизма над альтруизмом в человеке, совместно с чувственностью над разумом. Для преодоления представленных препятствий, согласно его взглядам, необходимо выделять не столько ликвидацию в социально-политическом дифференцировании общества, сколько изменения в характере и природе человека, совместно с упрочнением взаимосвязи внутренних социальных образований и заменой борьбы классов на сотрудничество между ними.

Социология М. М. Ковалевского является многоплановым и социально-оптимистическим явлением. В своих научных работах, им было продолжено исследование линии классических форм проявления либерализма и позитивизма.

Максим Максимович Ковалевский (род. 1851 – ум. 1916) - русский социолог эволюционистского направления, историк, юрист, правовед.

Общая социология

Именно Ковалевский первым в российской социологии сделал попытку очертить границы предмета и объекта общесоциологической науки, а также выделить ее основные направления.

Историко-сравнительный метод

Историко-сравнительный (сравнительно-исторический) метод – основной методологический прием, используемый в социологии М.М. Ковалевского. Данный метод в понимании Ковалевского предполагает выделение у различных народов специфических групп, представители которых обладают похожими социально-политическими, историческими, юридическими и пр. характеристиками. Анализ исторического развития этих групп дает возможность историку проследить основные факторы и фазы развития всего представленного ими социума.

  • в экономике таким фактором выступает прирост населения, или фактор биосоциальный;
  • в политической жизни – фактор экономический (изменения в экономике);
  • в социальной жизни – фактор политический (политические сдвиги в жизни социума).

Готовые работы на аналогичную тему

В истории российской науки есть имена, интерес к которым не угаснет никогда и на каждом последующем этапе осуществляется новое прочтение и познание значимости их деяний, идей, трудов. В истории русской социальной мысли к ним, несомненно, относится Максим Максимович Ковалевский - выдающийся ученый-энциклопедист, общественный деятель, педагог.

М.М. Ковалевский (1851-1916) — крупнейший русский социолог конца XIX — начала XX в. Он оказал огромное влияние на формирование социологии, ее институционализацию и признание в русском научном сообществе. Значительным авторитетом М. Ковалевский пользовался как крупный ученый и в Западной Европе.

О Ковалевском писали исследователи Н. Кареев, П. Сорокин, П. Милюков и др. Г.В. Плеханов относил Ковалевского к числу людей, чьи труды представляют существенный вклад в общественную науку. Он писал, что Ковалевский принадлежит к немногим русским авторам, сочинения представляют собой серьезные социологические исследования.

В творчестве М. Ковалевского органически переплелись право, социология, история, экономическая теория, этнография и широкая публицистическая деятельность. Все, чем занимался Ковалевский, способствовало созданию целых научных школ и направлений. Так, с его именем связаны становление русской исторической школы права (русской социологической школы права), русской школы медиевистики европейских стран, плюралистическая школа в социологии, метод генетической социологии и др.

Максим Максимович Ковалевский (1851 - 1916) принадлежал к группе ученых, идейно связанных с либеральной буржуазией и некоторыми влиятельными слоями академической русской интеллигенции. Это была научная школа, весьма далекая от радикализма, однако же и не консервативная, во всяком случае, в период, предшествовавший первой русской революции.

Ковалевский происходил из зажиточной дворянской семьи. По окончании гимназического курса в 1868 г. поступил на юридический факультет Харьковского университета, где у него сложился особенный интерес к исторической науке.

Готовясь к профессуре, Ковалевский уехал за границу, где провел около пяти лет с 1872 по 1877 г. Он сблизился со многими учеными, в том числе со Спенсером, Меном; из русских с Вырубовым, В. Соловьевым, Лавровым.

Возвратившись в Россию, Ковалевский защитил магистерскую, а затем докторскую диссертации, и, как профессор Московского университета, вел курсы по конституционному праву зарубежных государств.

Ковалевский сформировался как юрист, ориентированный на историю в ее обобщенном виде, то есть социологическом содержании.

Ни общение с Марксом и Лавровым, ни русская революция, по-новому поставившая многие проблемы жизни страны, не изменили давно сложившиеся у него конституционно-монархических убеждений. Если прежде, в 80-90 –х годах, обоснование и защита конституционализма еще имели для России какое-то значение в борьбе в самодержавием, то теперь умеренный либерализм потерял в глазах передовых людей всякую привлекательность. Из относительно прогрессивной в свое время политическая доктрина Ковалевского превратилась в консервативную.

В 1916 году Ковалевский внезапно заболел и умер.

В основном Ковалевский следовал за Контом и определял социологию как науку о законах и прогрессе в человеческих обществах.

Он считал, однако, лучшим определение профессора Элвуда, который определял социологию как науку об организации и эволюции общества. В этом определении уже содержатся два важнейших аспекта социологии, которые Конт характеризовал как социальную статику и социальную динамику. Они оберегают социологию от низведения ее к простой философии истории. Это замечание справедливо также относительно этики и психологии. Когда, например, Де Роберти пытался ограничить социологию социальной этикой, он не затрагивал целую область социологии. Кроме моральных соображений, которые важны для прогресса общества, существуют другие аспекты общественного прогресса, такие, как биологический и экономический, которые стоят отдельно от этического. Следовательно, социология - это наука об обществе, которая служит для исследования всех сторон и взаимоотношений в обществе. Это замечание справедливо и относительно психологии. Ковалевский был не согласен с Тардом в том, что область действия социологии полностью перекрывается психологией. Конечно, многое в обществе можно объяснить с помощью того, что Тард называл интерпсихологией, или теорией взаимодействия одного ума с другим. Но неадекватность коллективной или общественной психологии в интерпретации общественного процесса в целом ведет к тому, что психология выступает как часть социологии. Применимо это замечание и к биологии, поскольку предполагается, что общественная жизнь животных должна быть использована социологией для интерпретации возникновения общественных институтов в человеческом обществе. Конкретные общественные науки, такие, как этнография, статистика, политическая экономия, политическая наука и другие, снабжают социологию материалом для генетического учения, но, в свою очередь, сами должны базироваться на социологических законах, представляющих собой синтез процесса и прогресса человеческого общества.

Это замечание особенно справедливо относительно происхождения права, политических институтов и политической экономии. Социология вооружает юристов настоящими руководящими принципами для объяснения различныхстадий эволюции права и освобождает юриспруденцию от обычных метафизических предпосылок.

Ковалевский после тщательного изучения различных систем социологии пришел к заключению, что нет единого, все объясняющего социального фактора. Он был нетерпим к социологам, которые проявляли монистический уклон и которые постоянно искали все объясняющий фактор социальных процессов.

Ковалевский говорил: мы имеем дело не с причинами, но с факторами, каждый из которых на том или ином пути взаимодействует с массой других фактов, обусловливается ими и сам обусловливает их. Говорить о причинах, т.е. о фактах, определяющих собой всё остальное, для нас тоже самое, что говорить о каплях вод реки, которые своим движением определяют её течение.

Данный подход в социологии получил название плюралистического, выразителем которого стал Ковалевский.

В основе его теории лежит плюрализм - принцип, утверждающий наличие многих факторов, оказывающих различное влияние на состояние и развитие общества.

Ковалевский воспринял идею гармонии труда и капитала и способности государства решать все конфликты мирным путем. Понятие социального прогресса было связано для него с расширением солидарности.

Ковалевский считал, что социология отвлекается от случайных событий и указывает общую тенденцию развития общества. Цель социологии - раскрыть причину покоя и движения человеческого общества, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственности и причинной связи. В классификации наук он поместил социологию вслед за биологией и психологией.

Ковалевский находил эту часть социологии особо интересной для русских ученых в силу чрезвычайно богатого этнографического материала, которым они владели и который, несмотря на тщательную работу целых поколений ученых, так и не был надлежащим образом обработан.

Он разделял этот материал на этнографический - с особым вниманием к пережиткам в брачной жизни экзогамии, анимизма и т.д. - и историколегендарный, включающий в себя большое количество фольклора.

Используя историко-сравнительный метод, он думал не только о всесторонней оценке предмета исследования, но выводил свои заключения из посылок, которые подвергал проверке сравнением. Этим он надеялся показать, как все аспекты общественной жизни психически связаны один с другим и как их взаимодействие сказывается на различных общественных институтах.

Таким образом, она включает в себя сочетание этнографических и социологических методов и представляет своеобразный вид социокультурной антропологии, направления, которому в последние годы уделяется большое внимание в нашей стране.

В концепции генетической социологии Ковалевского мы находим соединение в рассмотрении общественного развития земных (объективных) факторов с духовными, символическими. Он уверен, что общность, коллектив, человек существуют как в мире созданном им, в определенной природной среде, так и в мире духовном, культурном, символическом. Таким образом, у Ковалевского мы находим соединение объективного и символического подходов, тем самым он снимает иногда ненужные споры о справедливости, истинности одного из них.

Социологическая теория Ковалевского — явление многоплановое и социально-оптимистическое. Он продолжал в своих научных исследованиях линию классического позитивизма и либерализма. Это касалось подхода к оценкам социально-политических событий и перспектив общественного развития.

Ковалевский синтезировал историко-социологическую мысль своего времени на принципах эволюционистской теории. Анализируя социологические идеи различных школ и направлений, он старался показать, что-то или иное направление вносит нового в понимание природы общества и его отдельных проявлений, а также указать те границы, за пределами которых выводы оказываются несостоятельными. В своей научной деятельности он остался верен идее объективной закономерности исторического прогресса как необходимого условия научной социологии, а также объективного и беспристрастного подхода к исследованию различных проявлений общественной жизни. По своим философско-методологическим принципам он во многом остался в лоне позитивизма, и новые социологические веяния (неокантианство) не коснулись его. А вся его общественная и политическая деятельность была связана с поиском лучшего будущего для русского народа и стремлением вывести его на магистральную дорогу человеческой цивилизации.

2. Голосенко И.А. Социологическая литература России второй половины XIX - начала XX века. Библиографический указатель. М., 1995.

Читайте также: