Косенко композитор биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Виктор Степанович Косенко ( украинский : Віктор Степанович Косенко ; 23 ноября [ OS 11 ноября] 1896 г. - 3 октября 1938 г.) был украинским композитором, пианистом и педагогом. Современники считали его мастером лирики. Его первые произведения были заметно влияние произведений таких композиторов, как Александр Скрябин , Петр Ильич Чайковский , Сергей Рахманинов , [1] и его соотечественник Николай Лысенко .

Музыка Косенко сочетает в себе постромантический стиль с интонациями славянских народных песен и западноевропейскими влияниями. [5] Его вокальные, камерные и симфонические произведения - одни из самых значительных произведений того времени в СССР. [1] Он написал более 100 композиций для фортепиано среди вальсов , прелюдий , ноктюрнов , сонат и мазурок , [6] в общей сложности около 250 музыкальных произведений, таких как его симфоническая молдавская поэма , концерты для скрипки и фортепиано, трио и струнные квартеты. недолгая музыкальная карьера. [4] В его вокальные сочинения входит большое количество баллад, а также хоровые и народные аранжировки. [7]

СОДЕРЖАНИЕ

Косенко родился 23 ноября 1896 года в Санкт-Петербурге в многодетной семье генерал-майора [8] Степана Косенко. [9] Его семья переехала из Санкт-Петербурга в Варшаву в 1898 году [9], где позже он познакомился с лучшими мировыми музыкальными классиками, слушая выступления таких музыкантов, как Фриц Крейслер , Ферруччо Бузони и Пабло Казальс . [4] Его мать Леопольда играла на пианино, пела и сочиняла. Таким образом, молодой Косенко рос в среде, наполненной музыкальными композициями, такими как Фредерик Шопен , Иоганнес Брамс , Украинские и русские народные песни . [1]

Когда Косенко было лет пять-шесть, он начал подбирать на фортепиано знакомые мелодии, так как обладал абсолютным слухом и хорошей музыкальной памятью. Он пытался импровизировать, рано проявляя признаки своего музыкального потенциала. В возрасте девяти лет , он был в состоянии играть Beethoven «S Патетическая соната из памяти, как он слышал , его старшая сестра Мария практикует этот кусок. Именно она тогда дала Косенко первые уроки игры на фортепиано. Но формальное музыкальное образование он начал в 1905 году с частных уроков игры на фортепиано у профессора Юдицкого, с которым он проучился два года. [10] С 1908 года его способности продолжали развиваться под руководством Александра Михаловского , тогда профессора Варшавской консерватории. . [6]


После окончания консерватории в 1918 Косенко присоединился к своей семье в Житомире , [2] в то время культурный центр Волынской губернии. В следующем году он начал преподавать фортепиано и теорию музыки в Музыкальном техникуме [12] [n 5], позже став директором Житомирской музыкальной школы. [3] В феврале 1920 года Косенко женился на Ангелине, урожденной Канепп. [n 6] [2] Его любовь и глубокое восхищение ею были таковы, что он писал ей почти каждый день и был разочарован, если по какой-либо причине она не могла ответить ему так быстро, как он хотел. [8] Произведения, созданные между 1919 и 1924 годами, передают глубокие лирические чувства, [10] по этой причине он посвятил ей почти все свои произведения. [10]

В сентябре 1922 года Косенко дал свой первый концерт, на котором присутствовала его семья и близкие друзья [8], а в следующем году он отправился в Москву, чтобы встретиться с композиторами и музыкантами. К этому времени Ассоциация пролетарских музыкантов России разрешила ему издать свои первые фортепианные сочинения. [13]

Этот период, проведенный Косенко в Житомире, был одним из самых богатых в его музыкальной карьере, поскольку он совершенствовал свой собственный художественный стиль в инструментальной, вокальной и камерной музыке; жанры, в которых он был очень активен в то время. [10] Там он написал большое количество пьес для фортепиано, более двадцати романсов , сонат для скрипки и виолончели, сочинений для детей и музыки к пьесам. [2] Он также активно участвовал во множестве музыкальных мероприятий, таких как создание музыкального общества, выступления на концертах, организация его камерного фортепианного трио, вокальных квартетов и даже симфонического оркестра, помимо того, что он выступал в качестве аккомпаниатора для различных ансамблей. в музыкальной жизни города. [10]

В 1921 году Косенко и его коллеги-музыканты основали Музыкальное общество Леонтовича . [9] [n 7] В сентябре 1922 года он дебютировал в Житомире, исполнив собственные сочинения. [14] Два года спустя он был приглашен в Москву на концерт в Ассоциации современной музыки , [9] , где он познакомился с композиторами и музыкантами. В этот период впервые были изданы фортепианные произведения Косенко. [10] Затем он выступал как виртуозный пианист на сольных концертах и ​​сформировал фортепианное трио вместе со скрипачом Владимиром Скороходом и виолончелистом Василием Коломийцевым, [2] дав более ста бесплатных концертов по всей УССР. между 1923 и 1929 гг. [9]

В 1927 году Косенко был приглашен Ассоциацией пролетарских музыкантов Украинской ССР дать концерт в Харькове , [14] тогдашней столице Украинской ССР . Это же объединение снова пригласило его в 1928 и 1929 годах. [15] Косенко начал давать концерты в Харькове, Киеве, Днепропетровске , Луганске и близлежащих городах. [14] В программе концертов - произведения украинских композиторов Бориса Лятошинского , Левко Ревуцкого и Пилипа Козыцкого . [10]

Творческие конфликты с новым сталинским режимом побудили его переехать в Киев, где ему предложили должность в Музыкально-драматическом институте Николая Лысенко в качестве камерного музыканта и музыкального аналитика в 1929 году [2], за которым последовало повышение до профессора музыки в 1932 . [15] Косенко первоначально преподавал фортепиано и камерного ансамбля классов, а год спустя, он начал преподавать специализированный курс по анализу формы как в историко-теоретических и композиционными ведомств. [10] [n 8] Позднее школа была реорганизована, музыкальные классы были переведены в Киевскую консерваторию , где он преподавал с 1934 по 1937 год, [3] в то время как остальная часть школы стала Национальным университетом театра, кино и телевидения. [16] Однако за это время он не отказался от исполнительской и композиторской деятельности, которую так любил. [10]

Его часто приглашали в жюри конкурсов музыкального исполнительства как известного исполнителя и уважаемого педагога. [14] Это включало поездку в Москву в 1931 году, Харьков в 1933 году и Ленинград в 1934 году. [14] Этот период стал временем зрелой работы для Косенко, который утвердился в мире советской музыки. Его творчество начало включать новые жанры, в частности его героическую увертюру для симфонического оркестра . [14] Косенко также аранжировал украинские народные песни, а в 1936 году с его участием был аранжирован первый сборник советских народных песен. [10]


Косенко провел большую часть своей жизни в Житомире, живя в бедности, к которой он казался в значительной степени равнодушным. [14] После того, как советское правительство того времени убедило его разделить жилое помещение с членами других семей и часто приводило с улиц людей, которым он давал еду и деньги, ему была предоставлена ​​небольшая трехкомнатная квартира на ул. второй этаж старого дома на улице Михайла в Киеве [17], куда они все переехали благодаря настойчивым просьбам его жены к украинскому правительству СССР с просьбой признать усилия Косенко в популяризации подлинно украинской националистической музыки. [9] Наконец, в 1938 году больной Косенко был лично награжден орденом Красного Знамени. первым секретарем ЦК Компартии Украины , Н. С. Хрущевым . [3] [10]

Косенко дебютировал со своей музыкой в ​​Житомире в 1922 году. Чтобы расширить свой кругозор, в 1924 году он отправился в Москву, где познакомился с Николаем Мясковским , Александром Гедике и Феликсом Блюменфельдом , которые поддержали молодого композитора. Здесь его произведения были опубликованы впервые. [8]

Правительство Советской Украины ценило Косенко. В 1935 году он дал радио-концерт своих произведений в прямом эфире из своей квартиры. После его смерти в 1938 году было опубликовано полное собрание его произведений. [10]

Косенко был популярен не только как композитор, но и как выдающийся пианист, имевший широкий спектр деятельности. [1] Когда он начал свою карьеру в Житомире, его признали виртуозом, когда он начал уделять время выступлениям, как солисту, так и аккомпаниатору, помимо сочинения музыки и преподавания. Современники отмечали его стиль игры, блестящую технику, мощную художественную интерпретацию. [8]

На него повлияла музыкальная среда, в которой он вырос. Поскольку его мать и сестра играли на фортепиано, он познакомился с фортепианной музыкой Фредерика Шопена, Людвига ван Бетховена, Петра Ильича Чайковского и Франца Шуберта . [8]

Александр Михаловский, учитель фортепиано Косенко в Варшаве, также оказал на него большое влияние в юности. С ним Косенко изучал музыку Иоганна Себастьяна Баха , Вольфганга Амадея Моцарта , Фредерика Шопена и многих других композиторов романтической эпохи. Михаловский также поощрял Косенко играть в ансамблях. [10] Дальнейшее раннее влияние на Косенко произошло в Варшаве, где он посетил оперный театр и различные концерты, слушая выступления пианистов Фрица Крейслера, Ферруччо Бузони, Пабло Казальса, [4] Йозефа Хофмана , Сергея Рахманинова и пение. от Федора Шаляпина , Леонида Собинова , Антонины Неждановой , и Соломия Крушельницкая . [8] К тому времени, когда он подал заявку на обучение игре на фортепиано в Санкт-Петербургскую консерваторию, он начал выделяться своими способностями к чтению с листа и транспонированию. [2]

Репутация Косенко как концертного пианиста принесла ему приглашения принять участие в качестве члена жюри в фортепианных конкурсах по всему Советскому Союзу. Он также стал профессором фортепиано, преподавал специализированные классы фортепиано и камерного ансамбля в Киеве, сначала в Музыкально-драматическом институте Николая Лысенко, а затем в Киевской консерватории. [10]

Косенко организовал фортепианное трио со скрипачом Владимиром Скороходом и виолончелистом Василием Коломийцевым, завоевав популярность как исполнитель. Группа дала более ста бесплатных концертов по всей Житомирщине [9], исполняя произведения Михаила Глинки , Антона Рубинштейна , Сергея Танеева , Александра Гречанинова , Георгия Катуара и Роберта Шумана . Вместе с другими музыкантами они начали исполнять квартеты, квинтеты и секстеты Александра Бородина , Йозефа Гайдна , Иоганна Непомука Хуммеля , Антонина Дворжака. и другие. Он также выступал в качестве солиста в фортепианных концертах Чайковского, Рахманинова, Шопена и Грига с оркестром, составленным из местных инструменталистов. [8]

Наряду с европейской классикой Косенко также занимался популяризацией русской и украинской музыки таких композиторов, как Левко Ревуцкий, Борис Лятошинский, Михаил Верикивский и Пилип Козицкий [1], чем завоевал симпатию украинского советского правительства. Когда в 1922 году он представил публике свою собственную музыку, его концерт был разделен на две части. В первом программа состояла из музыки Фредерика Шопена и Ференца Листа , а во втором он исполнил собственные композиции, которые остались в его репертуаре на многих последующих концертах. [8]

Во время пребывания в Санкт-Петербурге Косенко работал концертмейстером в Мариинском театре . По окончании консерватории он переехал в столицу Волынской губернии , Житомир , где, помимо сочинения музыки и преподавания, много времени уделял выступлениям, как солисту, так и концертмейстеру. [8]

После успешного дебюта его музыки, Косенко начал делать много поездок , чтобы выполнить свою собственную музыку в таких местах, как Харьков, Днепропетровск , Луганск , [10] и в Москве. В 1928 году он принял предложение Филармонии Советской Украины совершить турне с певицей Оксаной Колодуб по Донбассу . [14] После переезда в Киев он продолжал активно выступать. Свой последний концерт он дал в 1935 году, когда исполнил собственную музыку с бас- гитаристом Иваном Патрожинским и сопрано Марией Литвиненко-Волхемут. Концерт транслировался в прямом эфире по радио из его квартиры на улице Подвальной. [8]

В 1918 году окончил Петроградскую консерваторию по классам композиции у Н. А. Соколова и фортепиано у И. Е. Миклашевской.

С 1918 преподавал в Музыкальном техникуме в Житомире (позднее — директор Житомирского музыкального училища). В 1938 году училищу было присвоено его имя.

С 1929 преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте (с 1932 — профессор).

В 1934—1937 работал в Киевской консерватории. В историю украинской музыки Косенко вошёл, прежде всего, как мастер лирических произведений. Его вокальное, камерное и симфоническое творчество наполнено романтическими интонациями славянской музыки и народной песни.




Большую часть жизни Косенко провёл в Житомире. Здесь он и его друзья-музыканты создали кружок деятелей искусств, которая не уступала столичной. По воспоминаниям певицы Зои Гайдай, их слушателями были, прежде всего, крестьяне, рабочие и солдаты. На жизнь молодой Косенко зарабатывал тапёром. По рассказам современников, зрители бегали за ним из кинотеатра в кинотеатр, чтобы насладиться чудесной игрой — ведь Косенко был пианистом-виртуозом.

Выступал как пианист с сольными концертами и в ансамблях. В своём творчестве, разнообразном по жанрам и преимущественно лирическом по характеру, В. Косенко опирался на традиции русской (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин) и украинской классики (Н. В. Лысенко).

Композитор прожил всего 42 года. Умер в Киеве, похоронен на Байковом кладбище. [1]

Виктор Косенко биография

В 1918 окончил Петроградскую консерваторию по классам композиции у Н. А. Соколова та фортепиано у И. С. Миклашевской. Преподавал в Музыкальном техникуме (1918—1928) в Житомире, в Музыкально-драматическом институте им. Н. В. Лысенко (1929—1934) и консерватории (1934—1938) в Киеве. С 1932 профессор.

Выступал как пианист с сольными концертами и в ансамблях. Один из видных мастеров украинской музыки, К. в своём творчестве использовал лучшие традиции русской и украинской классики. Во многих его произведениях воплощены образы современников. Автор "Героической увертюры" (1932) и "Молдавской поэмы" (1937) для симфонического оркестра, фортепианного концерта, Классического трио, 3 фортепианных сонат, хоров, романсов, песен.

Похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

последнее обновление информации: 19.09.15

дополнительная информация >>


Ви́ктор Степа́нович Косе́нко (укр. Віктор Степанович Косенко ; 11 ( 23 ) ноября 1896, Варшава — 3 октября 1938, Киев) — советский композитор, пианист, педагог, музыкант.

В 1918 году окончил Петроградскую консерваторию по классам композиции у Н. А. Соколова и фортепиано у И. Е. Миклашевской.

С 1918 года преподавал в музыкальном техникуме в Житомире.

В 1934—1937 годах работал в Киевской консерватории. В историю советской музыки Косенко вошёл, прежде всего, как мастер лирических произведений. Его вокальное, камерное и симфоническое творчество наполнено романтическими интонациями славянской музыки и народной песни.


Большую часть жизни Косенко провёл в Житомире. Здесь он и его друзья-музыканты создали кружок деятелей искусств. По воспоминаниям певицы Зои Гайдай, их слушателями были, прежде всего, крестьяне, рабочие и солдаты. На жизнь молодой Косенко зарабатывал тапёром. По рассказам современников, зрители ходили по несколько раз на один фильм, чтобы насладиться чудесной игрой — ведь Косенко был пианистом-виртуозом (каждый раз он старался играть другую музыку к фильму).

Выступал как пианист с сольными концертами и в ансамблях. В своём творчестве, разнообразном по жанрам и преимущественно лирическом по характеру, В. С. Косенко опирался на традиции русской (П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин) и украинской классики (Н. В. Лысенко).

Композитор прожил всего 42 года. Умер в Киеве, похоронен на Байковом кладбище [3] .

В 1920 году Виктор Косенко женился на Ангелине Владимировне Канеп (урожд. Шумило-Денбновецкой; род. 1889), бывшей жене полковника Эдуарда Канепа, и удочерил её дочерей Ирину и Раису [4] .

Читайте также: