Внутренний контроль это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Сейчас часто говорят о повышении устойчивости ведения бизнеса. В условиях непредсказуемости, руководители задаются вопросами: “Как защитить компанию от влияния внешних факторов и насколько это возможно?”, “Нужно ли планировать деятельность и как это лучше делать?”.

Речь пойдет о внутреннем контроле, как он строится в компании и какую роль выполняет в управлении. А также какие нюансы стоит учесть при создании системы внутреннего контроля (СВК) и кто этим должен заниматься в организации.

Методология создания системы внутреннего контроля

О внутреннем контроле много говорят, пишут, консультируют. В компаниях появляются внутренние контролеры и целые структурные подразделения внутреннего контроля. Регулирующие органы выпускают нормативные акты, посвященные внутреннему контролю в организациях различных сфер деятельности.

Но, исходя из моего опыта работы, внутренний контроль в компаниях не всегда построен должным образом и выполняет свою роль. На мой взгляд, часто не хватает системного подхода при создании эффективной системы внутреннего контроля в компании.

По моему мнению, чтобы создать или развить СВК в компании, необходимо, прежде всего, единое понимание ее назначения всеми сотрудниками компании, включая руководство и собственников. Чтобы понять, для чего нужна система внутреннего контроля и из чего она состоит, рассмотрим операционную деятельность компании в динамике.

Какую роль выполняет СВК в системе управления

Компания в процессе ведения деятельности проходит 3 стадии:

  • планирование;
  • выполнения планов;
  • стадия контроля.

На последней стадии контроля выявляются отклонения фактических данных от запланированных. И проводится анализ с точки зрения возможности достижения поставленных целей и задач.

При этом контроль осуществляется на каждой стадии функционирования компании и бывает 3-х видов:

  • предварительный;
  • текущий;
  • и последовательный.

Операционную и контрольную деятельность пронизывает управленческая деятельность — это воздействие управляющей системы на объекты управления, исходя из информационного обмена и результатов контрольной деятельности. Если во время контроля выявлены существенные отклонения, то руководство компании может скорректировать цели и внести уточнения в планы.

Исходя из описанной модели, можно сказать, что роль контроля в системе управления компанией определяет его основное назначение:

  • выявить отклонения в деятельности объектов управления по сравнению с заданной целью управляющей системой;
  • оценить отклонения с точки зрения возможности достижения целей;
  • передать эту информацию субъектам управления для принятия решений и корректировки целей на новый период деятельности.

Тем самым образуется управленческий цикл, приведенный в схеме ниже.

управленческий цикл

В управленческом цикле контроль становится одним из эффективных средств управления

Важно! Контроль — это одновременно и самостоятельная функция управления и элемент, встроенный в операционную деятельность, который обеспечивает оптимальный ход каждого бизнес-процесса.

Стратегические и тактические цели организации можно достичь лишь грамотным управлением, которое должно сопровождаться проведением внутреннего контроля.

Чем внутренний контроль отличается от контроля вообще?

Прежде всего, внутренний контроль — это контроль, осуществляемый внутренними ресурсами компании. В противоположность внешним видам контроля, таким как: законодательное регулирование, контроль со стороны внешних контролирующих и проверяющих органов, внутренний контроль проводят по инициативе собственника компании, силами ее внутреннего персонала. Он направлен на обеспечение бесперебойной работы всех бизнес-процессов и на достижение целей компании.

Важно отметить, что современный подход к организации внутреннего контроля предполагает не только контроль, который обеспечивает:

  • достижение запланированных показателей;
  • отсутствие отклонений и нецелевого использования денежных средств;
  • соблюдение законодательства;
  • достоверность внутренней и внешней отчетности.

Но и систему выявления резервов повышения эффективности деятельности организации, и контроль соблюдения интересов собственников и инвесторов.

На Западе, после серии громких банкротств крупных корпораций, долгое время разрабатывались вопросы организации надежных систем внутреннего контроля и повышения уровня корпоративного управления.

В отечественных компаниях стали приводить системы корпоративного управления, в том числе внутреннего контроля, в соответствие с общепринятой практикой стран с развитой экономикой, только в процессе интеграции стран СНГ в мировую экономику. На процесс также повлияло постепенное дистанцирование собственников от оперативного управления. При этом, приходится адаптировать западный опыт к нашим условиям, учитывать специфики организаций и национальный менталитет.

  • организация и проведение внутреннего контроля предопределены действующим национальным законодательством;
  • внутренний контроль выступает субъектом контроля за финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта и управленческими структурами компании, а также объектом — при внешнем контроле.

Что учесть при создании СВК и кто за это отвечает

Обозначим еще несколько важных аспектов, которые должны понимать в процессе создания СВК руководство компании и ее сотрудники.

Какое место занимает СВК в общей системе управления компанией и какую роль в ней выполняет — представлено в схеме ниже.

место и роль СВК в системе управления компанией

В следующем материале рассмотрим основные этапы создания СВК в компании: как определить текущую модель системы внутреннего контроля и что такое риск-ориентированный подход (РОП), как оценить зрелость СВК и создать правила для ее эффективной работы. И кому все это можно поручить в компании.

Деятельность организаций бюджетной сферы находится под постоянным пристальным контролем со стороны различных органов и служб. И это неудивительно, ведь обязанность государства – следить за использованием казенного имущества и расходованием бюджетных средств. Часть этой ответственности возложена и на сами учреждения.

Итак, существуют несколько видов контроля:

  • внутренний контроль;
  • внутренний финансовый контроль (ВФК),
  • внутренний государственный/ муниципальный финансовый контроль;
  • внешний государственный/ муниципальный финансовый контроль,
  • ведомственный контроль,
  • внутренний финансовый аудит (ВФА).

Конечно, многих такое "обилие" видов контроля пугает. Потому что неясно, какой из них должно осуществлять само учреждение, а какой – функция контролирующих органов? В чем отличие, например, внутреннего контроля от ВФК, а ВФК от ВФА? Одинаковы ли "контрольные" обязанности у казенных, бюджетных и автономных учреждений? Забегая наперед скажем, что все не так страшно. Давайте разбираться.

Внутренний контроль

Осуществляют казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Проводить его обязывает ст.19 Закона № 402-ФЗ о бухгалтерском учете, причем буквально одной строкой: учреждение обязано организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. И здесь для бюджетных и автономных учреждений хорошая новость: на этом все требования по внутреннему контролю для АУ и БУ заканчиваются! Как именно будет организован внутренний контроль в учреждении, кто, когда, как и что именно будет проверять, решает уже само учреждение и закрепляет это в локальном акте.

Внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль (ВФК)

Осуществляют участники бюджетного процесса, в том числе органы власти, органы местного самоуправления и казенные учреждения. Бюджетные и автономные учреждения – получатели субсидий участниками бюджетного процесса не являются, а потому мероприятия внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля не проводят.

Об обязательности осуществления ВФК с 2019 года говорится в ст. 160-2.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Этот вид внутреннего контроля одним из элементов, своего рода дополнением к внутреннему контролю по Закону № 402-ФЗ.

Что же отличает ВФК от "просто" внутреннего контроля, ну, кроме наличия в формулировке слова "финансовый"? Что должны делать казенные учреждения в рамках ВФК, чего не требуется от АУ и БУ? А дело в том, что казенные учреждения как участники бюджетного процесса наделены рядом бюджетных полномочий, в частности:

  • составлять и исполнять бюджетную смету,
  • принимать и исполнять обязательства в пределах ЛБО
  • вести БЮДЖЕТНЫЙ учет (по Инструкции № 162н) и составлять БЮДЖЕТНУЮ отчетность (по Инструкции № 191н).

И внутренний ФИНАНСОВЫЙ контроль в казенном учреждении – это действия в целях оценки качества исполнения именно бюджетных полномочий. Эти контрольные процедуры – часть каждого бюджетного полномочия КУ.

Начиная с 2020 года порядок осуществления внутреннего финансового контроля не регулируется специальными нормативными правовыми актами. Определить порядок осуществления ВФК с учетом необходимости соблюдения требований к исполнению бюджетных полномочий КУ нужно самостоятельно. Но если в вопросах, не связанных с исполнением бюджетных полномочий (например, использование имущества, списание ГСМ, работа с подотчетными лицами и т.д), казенное учреждение, так же, как и АУ/БУ может организовать внутренний контроль на свое усмотрение, то в части внутреннего ФИНАНСОВОГО контроля бюджетных полномочий "простор для творчества" все же ограничен положениями БК РФ и федеральными стандартами внутреннего финансового АУДИТА.

Внутренний финансовый аудит (ВФА)

Насколько качественно в казенном учреждении организован внутренний финансовый контроль, призван оценить внутренний финансовый АУДИТ. Поэтому Стандарты ВФА – основа для организации не только аудита, но и внутреннего финансового контроля.3. Внутренний финансовый аудит (ВФА)

На бюджетные и автономные учреждения обязанность по осуществлению внутреннего финансового аудита не распространяется, поскольку они, повторимся, не являются участниками бюджетного процесса. А вот добровольно организовать у себя ВФА бюджетные/ автономные учреждения вполне могут.

Максимум важной и полезной информации, ответы на множество вопросов по различным видам контроля – в специальной Памятке для специалиста по финконтролю и аудиту в бюджетной сфере. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Важно понимать, что ВФА – это не контроль одного уровня над другим. Это своеобразное продолжение, следующая ступень внутреннего финансового контроля. Задача ВФА – сделать внутренний финансовый контроль максимально эффективным. Для этого аудиторы казенного учреждения оценивают, как работает ВФК в учреждении, есть ли какие-то слабые места, насколько такая система ВФК обеспечивает качественное исполнение бюджетных полномочий, достоверность бюджетной отчетности, эффективность использования бюджетных средств. Информацию обо всем этом аудиторы должны представить руководителю учреждения вместе с предложениями по повышению качества ВФК.

ВЕДОМСТВЕННЫЙ контроль

Он как раз представляет собой схему межуровневого контроля. Это контроль органа-учредителя в отношении подведомственных учреждений – и казенных, и бюджетных, и автономных. Проверять, как учреждения расходуют выделеные им средства (ЛБО и субсидии), как используется закрепленное за ними имущество, каково состояние финансово-хозяйственной деятельности учреждений и т.д. учредителя обязывают положения:

  • Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"
  • Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" и № 223-ФЗ о закупках;
  • нормативных актов, принятых на уровне публично-правовых образований.

Непосредственно ведомственные проверки проводят контрольно-ревизионные отделы органа-учредителя либо специальные органы/ управления, например, в структуре местной администрации. Порядок осуществления ведомственного контроля определяют нормативные акты самих ведомств.

Внутренний ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЙ финансовый контроль

Добавляя к уже знакомому нам понятию внутреннего финансового контроля слово "государственный" или "муниципальный", получаем финансовый надзор на уровне соответственно субъекта РФ или муниципального образования. На федеральном уровне внутренний государственный/ муниципальный контроль осуществляет Казначейство, а на региональном и местном – органы государственного/ муниципального финконтроля субъектов РФ и муниципальных образований, например, департамент финансово-бюджетного надзора. Эти контролирующие структуры созданы внутри системы органов власти, потому и контроль – внутренний.

Внутренний государственный/ муниципальный контроль – это прежде всего проверка законности расходования бюджетных средств и целевого их использования. Но это не значит, что в рамках внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля проверяют только получателей бюджетных средств – казенные учреждения. Объектами этого вида контроля являются все типы учреждений.

Необходимость проведения такого контроля установлена п. 3 ст. 265 Бюджетного кодекса. С 1 июля 2020 года органы внутреннего государственного/ муниципального финансового контроля должны осуществлять проверочные мероприятия в соответствии с федеральными стандартами. Учреждения в своей деятельности этими стандартами не руководствуются. Однако же учреждения могут и должны знать о своих правах и обязанностях при проведении контрольных мероприятий – они прописаны в Стандарте. Как и порядок обжалования результатов проверки, действий или бездействия контрольного органа – по этим вопросам есть специальный Стандарт.

Поднимается еще на ступень выше. Здесь – ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль. Почему внешний? Потому что его осуществляют органы, созданные вне системы органов власти, – Счетная палата на федеральном уровне и контрольно-счетные органы (КСП) – на уровне регионов и муниципальных образований.

ВНЕШНИЙ государственный/ муниципальный финансовый контроль

Такой вид контроля установлен п. 2 ст. 265 Бюджетного кодекса. В рамках внешнего контроля проверять могут любые учреждения. Например, при обязательной внешней проверке годового отчета ГРБСа могут быть выборочно проверены АУ и БУ – получатели целевых субсидий или средств МБТ, предоставленных ГРБСу и затем распределенных учреждениям.

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Необходимость в организации внутреннего финансового контроля оговорена в статье 19 ФЗ от 6 декабря 2011 года №402. Контроль касается операций, связанных с деятельностью предприятия. Порядок его осуществления оговаривается в учетной политике.

Внутренний корпоративный контроль: некоторые вопросы идентификации, организации и методики

Цели проведения контроля

Рассмотрим цели осуществления локального финансового контроля:

  • Контроль над соблюдением закона в области локальных мероприятий по формированию бюджета и финансовым операциям.
  • Увеличение качества и точности бюджетных отчетов.
  • Повышение отдачи от вложения средств бюджета федерального значения.
  • Повышение качества подготовки документов, связанных с бухучетом.
  • Своевременное и точное заполнение бухгалтерской отчетности.
  • Обеспечение выполнения приказов руководства компании.
  • Исполнение созданных планов по хозяйственной работе.
  • Обеспечение сохранности собственности компании.

Проблемы учета и внутреннего контроля просроченной дебиторской задолженности

Задачи и принципы

Рассмотрим основные задачи финансового контроля:

  • Анализ соответствия операций документам и отчетности.
  • Анализ соответствия деятельности регламентам и должностной инструкции.
  • Анализ соответствия деятельности технологическим процессам.
  • Изучение системы локального контроля для обнаружения элементов, обеспечивающих ее результативность.

Правила внутреннего контроля некредитной финансовой организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Контроль базируется на этих принципах:

  • Легитимность. Соответствие контрольных мероприятий законам страны.
  • Независимость. Исполнители контрольных мероприятий должны быть независимы от объектов, которые проверяются. Только в этом случае возможна объективность результатов.
  • Объективность. В процессе контроля должны быть получены достоверные данные. Поэтому мероприятия должны базироваться на фактических сведениях.
  • Ответственность. Все специалисты, занятые на контрольных мероприятиях, должны нести ответственность за свою деятельность. Только так может быть обеспечено ее качество.
  • Системность. Контроль должен быть комплексным. В его процессе анализируются все аспекты финансовой деятельности компании, имеющиеся взаимосвязи.

Соблюдение всех этих принципов обязательно.

Предмет проверки

В процессе контрольных мероприятий проверяются эти аспекты:

  1. Соблюдение законов.
  2. Правильность заполнения документов.
  3. Верность заполнения регистров бухучета.
  4. Сохранение активов организации.

Проверяется наличие ошибок в документах. После обнаружения они оперативно исправляются.

Особенности организации внутреннего контроля

Порядок проведения внутреннего контроля в обязательном порядке прописывается в учетной политике предприятия. Зафиксировать порядок в документах можно на этапе создания компании. Альтернативный вариант – издание отдельных актов. Порядок реализации контроля может быть зафиксирован в отдельном приказе.

Контрольные мероприятия исполняются различными путями:

  • Формированием структурного отдела или принятием сотрудника на должность ревизора. Сотрудники, осуществляющие контрольные мероприятия, подчиняются руководителю организации.
  • Организацией комиссии, которая будет работать на регулярной основе.
  • Возложением обязанностей по проведению контроля на представителей уже сформированных структурных подразделений.

Выбор конкретного пути определяется ожидаемым масштабом работ, возможностями организациями, наличием структурных подразделений, наличием специалистов.

Уровни проведения внутреннего контроля

Внутренний контроль осуществляется на этих уровнях:

  • Уровень работника. Работник осуществляет контроль в рамках своих должностных полномочий.
  • Уровень структурного отдела. Ответственность за контроль возложена на сотрудников подразделения, руководителей отдела.

Порядок осуществления контроля регулируется положением о работе отдела по контрольным мероприятиям. Работа ревизора будет также регламентирована этим положением. Документ должен быть утвержден приказом руководителя. На его основании базируется работа структурного подразделения.

ВАЖНО! Если Внутренний контроль осуществляется разными сотрудниками и подразделениями, ответственность разграничивается на основании локальных актов, должностных инструкций.

Особенности проведения внутреннего контроля

В процессе проведения контрольных мероприятий используются следующие инструменты:

  • Общенаучные методы: анализ, дедукция и прочее.
  • Эмпирические методы: инвентаризация, опросы, замеры.
  • Специфические инструменты: теория вероятности и прочее.

Финансовый контроль можно доверить специальной комиссии, сторонним компаниям.

Разновидности внутреннего контроля

Комплексный контроль включает в себя эти формы проверочных мероприятий:

  1. Предварительный контроль. Выполняется до момента проведения хозяйственной операции. Этот инструмент обеспечивает формирование прогноза относительно итогов операции. Он позволяет решить, стоит ли идти на тот или иной шаг.
  2. Текущий контроль. Включает в себя анализ мероприятий по реализации бюджета, формирование бухгалтерской отчетности, анализ эффективности использования средств. Проверяется соответствие расходов компании ее целям.
  3. Последующий контроль. Осуществляется по результатам реализованных хозяйственных операций. При этом проверяется бухгалтерская документация. Контролируются результаты проведения инвентаризации.

ВАЖНО! Текущий и предварительный контроль можно включить в текущую деятельность сотрудников. Последующий контроль имеет смысл доверить сотруднику, который специализируется именно на контрольных мероприятиях.

ВНИМАНИЕ! Желательно исполнить все виды контрольных мероприятий. Для этого к работе приобщаются подразделения, отдельные сотрудники, специальная комиссия. Однако это возможно только в том случае, если компания располагает соответствующими ресурсами.

Предварительный контроль

Предварительный контроль нужен для принятия решения о проведения операции. Занимаются им руководители компании, заместители, главбухи, представители юридического отдела. В рамках предварительного контроля проводятся эти мероприятия:

  • Проверка заполнения финансово-плановых бумаг.
  • Визирование и согласование документации.
  • Проверка договоров.
  • Экспертиза бумаг о расходовании ресурсов компании.

Предварительный контроль включает в себя анализ соответствия соглашений плану деятельности, проверку всех форм отчетности (бюджетная, статистическая и прочая) до момента подписания документов.

Текущий контроль

Текущий контроль включает в себя повседневное исследование расходования средств, заполнения бухгалтерской документации. Состоит из таких мероприятий, как:

  • Анализ расходной документации.
  • Проверка суммы средств, которая находится в кассе.
  • Контроль над полнотой оприходования средств, которые были выданы банковским учреждением.
  • Контроль над долгами дебиторов и задолженностями самой компании.
  • Проверка соответствия аналитического учета с синтетическим учетом.
  • Установление фактического наличия собственности компании.

Текущий контроль проводится регулярно. Осуществляется он представителями отделов бухучета.

Последующий контроль

Осуществляется он после завершения той или иной операции. Предполагает проверку всех сопутствующих документов. Рассмотрим методы последующего контроля:

  • Инвентаризация.
  • Ревизия кассы без предварительной подготовки.
  • Проверка путей использования средств.
  • Анализ имеющихся документов.

Последующий контроль – заключительный этап внутренней проверки. Желательно поручить его специальной комиссии. Состав ее указывается в соответствующем положении. Если требуется, состав можно изменить. В дальнейшем контроль проводится путем плановых и внеплановых проверок.


Данная статья посвящена рассмотрению аспектов внутреннего контроля, освещены следующие теоретические аспекты: актуальность внутреннего контроля, виды контроля, краткая характеристика, принципы внутреннего контроля.

Ключевые слова: внутренний контроль, система контроля, принципы внутреннего контроля, управление предприятием.

Андреев В. Д. трактует как систему контрольных процедур, плана организации и методов управления объектом, целью которого является высокоэффективное ведение бизнеса, сохранение активов и своевременное предоставление финансовой информации [2];

Парамонова Л. А. трактует как элемент управления предприятием, целью которого является наблюдение за экономическим объектом и процессом, необходимой для проверки соответствия текущего состояния согласно нормативным документам и договорным обязательствам [8];

Воропаев Ю. Н. трактует как систему, включающую комплекс различных взаимосвязанных методик и процедур, для разработки и использованная администрацией, целью которой является обеспечение снижения нежелательного риска в деловой и финансовой деятельности, а также в учете и отчетности [4];

Родина Л. А., Кучеренко О. В., Завадская В. В. трактуют как совокупную организационную структуру, установленную руководителем предприятия, с целью продуктивного и результативного ведения хозяйственной деятельности [9];

Качерин Е. О. трактует как совокупность субъекта, объекта и средств контроля, действующих как одно целое во время установления желательных результатов выполнения, оценку состояния объекта контроля, выработки улучшенных влияний [7];

Белов Н. Г. трактует как комплекс мер по формированию адекватной среды контроля, эффективных инструментов контроля, необходимых для организации сохранности активов, а также подготовки релевантной информации для руководителя предприятия [3];

Гусева Л. П. трактует как систему мероприятий, установленных руководством предприятия для продуктивного использования всеми работниками своих обязанностей по осуществлению хозяйственных операций [5];

Карпова Т. П. понимает как процесс, для оказания влияния управляющими на работников организации с целью действенного выполнения организационной стратегии [6];

Сотникова Л. В. трактует как часть системы регулирования хозяйствующего субъекта, объединяющей контрольную среду, систему бухгалтерского учета и отдельные средства контроля, для формирования достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности [10];

Черногузова И. Г. трактует как комплекс организационных мер, применяемых руководителем предприятия с целью систематизации и результативного ведения деятельности предприятия, организовывая не только сохранность активов, предотвращение, выявление и устранение ошибок, но и своевременной подготовки релевантной бухгалтерской информации [11];

На мой взгляд, внутренний контроль — элемент управления предприятием, целью которого является наблюдение за экономическим объектом и процессом, необходимой для проверки соответствия текущего состояния согласно нормативным документам и договорным обязательствам.

Черногузова И. Г.

Комплекс организационных мер, применяемых руководителями организации для сохранения активов, а также своевременного предоставления финансовой информации

Структура, установленная руководством предприятия для продуктивного и результативного ведения хозяйственной деятельности

Элемент управления предприятием для проверки соответствия текущего состояния нормативным документам, принятым управленческим решениям

Система, включающая различные взаимосвязанные методики и процедуры, для снижения нежелательного риска в деловой и финансовой деятельности, выработку улучшенных влияний

Система, объединяющая контрольную среду, систему бухгалтерского учета и отдельные средства контроля для своевременного предоставления финансовой информации и формирования достоверной отчетности

Формирование терминологической матрицы позволяет сделать вывод, что внутренний контроль в исследованиях и научной литературе рассматривается как:

− Комплекс организационных мер, применяемых руководителями организации для сохранения активов, а также своевременного предоставления финансовой информации;

− Структура, установленная руководством предприятия для продуктивного и результативного ведения хозяйственной деятельности;

− Элемент управления предприятием для проверки соответствия текущего состояния нормативным документам, принятым управленческим решениям;

− Система, объединяющая контрольную среду, систему бухгалтерского учета и отдельные средства контроля для своевременного предоставления финансовой информации и формирования достоверной отчетности.

Для более подробного изучения внутреннего контроля как элемента управления предприятием, необходимо рассмотреть классификацию внутреннего контроля, которая представлена в таблице 2.

Классификация внутреннего контроля

Элементы внутреннего контроля

По времени проведения

По полноте охвата объектов

По периодичности проведения

По источникам контрольных данных

По сфере деятельности

По целям и задачам

Постановка и развитие внутреннего контроля зависит в первую очередь от своевременного решения возникающих проблем (налоговые, управленческие и другие), что в свою очередь приводит к устойчивому финансовому развитию предприятия. В связи с этим, постановка и качественное развитие внутреннего контроля во многом зависит от самих предприятий.

К объекту внутреннего контроля относятся финансово-хозяйственная деятельность предприятия, деятельность структурных подразделений, финансовые потоки информации и так далее. Контрольную подсистему представляют такие объекты как информация учета и отчетности по видам учета, так и конкретные действия работников организации, ее служб, подразделений и т. д.

Субъектом внутреннего контроля является представительные органы собственников организации, сотрудники, оказывающие контрольные действия при выполнении возложенных на них обязанностей. К субъектам внутреннего контроля относятся руководство организации, ревизионная комиссия, специализированные подразделения (служба внутреннего контроля), менеджеры и тому подобное.

Цель внутреннего контроля — предоставление релевантной информации руководству предприятия, необходимой для устойчивого развития в условиях конкурентной среды, а также для сохранности активов.

Основными задачами является предотвращение и устранение на ранних стадиях различных отклонений, которые отрицательно могут повлиять на работу объекта контроля.

В связи с этим, для повышения эффективности работы, необходимо организовывать контрольную процедуру на каждом этапе. На этапе планирования осуществляются следующие процедуры контроля, а именно оценка целесообразности допустимых вариантов плановых решений с установленной стратегии организации. На этапе формировании и регулировании управленческих решений важно контролировать правильность процесса осуществления принятия плановых решений, в целях достижения определенных результатов. На этапе учета происходит контроль за наличием и движением имущества, целенаправленным использованием производственных ресурсов, не противоречащих установленным нормам и сметам. Последним этапом является анализ результатов выполнения управленческих решений.

Важным моментом при формировании контроля, является определение принципов внутреннего контроля. Основными принципами внутреннего контроля являются:

− принцип ответственности. Участники внутреннего контроля несут ответственность за правильным ведением внутреннего контроля;

− принцип целостности. Внутренний контроль является одним из элементов управления организацией на всех уровнях управления, охватывая все структурные подразделения и сотрудников при выполнении ими обязанностей;

− принцип непрерывности. Внутренний контроль организовывается постоянно с целью обнаружения отклонений и предотвращения их возникновения;

− принцип объективности. Участники внутреннего контроля должны сохранять независимость суждений;

− принцип своевременности. Участники внутреннего контроля обязаны своевременно предоставлять необходимую информацию о выявленных ошибках и отклонений в рамках своих обязанностей в максимально короткие сроки;

− принцип сбалансированности. Участнику внутреннего контроля нельзя поручать контрольные функции, не являющимися его обязанностями.

− принцип качественного контроля. Качественный контроль является одним из главных инструментов способствующий непрерывному улучшению хозяйственных процессов. Качественный контроль позволяет корректировать в рамках управления и организовывать учет результатов хозяйственных процессов. Позволяет анализировать результаты выполнения работ в рамках управления организации.

Таким образом внутренний контроль в большой степени зависит от степени соблюдения принципов внутреннего контроля. Изучив внутренний контроль в управлении, можно отметить, что данный контроль необходимо применять на всех стадиях и уровнях управления. Внутренний контроль в лице служб контроля организации заинтересован в увеличении эффективности принимаемых управленческих решений, рационализации использования ресурсов, недопущения или снижения нарушений в процессе осуществления деятельности, достижения максимальной прибыльности и рентабельности.

Основные термины (генерируются автоматически): внутренний контроль, своевременное предоставление, финансовая информация, элемент управления, бухгалтерский учет, проверка соответствия, руководство предприятия, текущее состояние, качественный контроль, контрольная среда.

Читайте также: