Коррупция это кратко и понятно рб

Обновлено: 20.05.2024

Природа коррупции и противодействие ей в Республике Беларусь.

А.В. Богачев — cоветник-консультант отделения законодательства по вопросам национальной безопасности, правоохранительных и судебных органов

Коррупция – универсальная проблема. Она была опасна для государств, которых уже нет, и опасна для современных государств. Поэтому точнее будет сказать, что это – универсальное свойство любого государства, свойство, которое потенциально, в определенных условиях социального бытия может привести к появлению проблем, ставящих под сомнение само существование государства. Развивающиеся государства, несомненно, находятся именно в таких условиях. Существенное значение коррупции для переходных стран заставляет с особым напряжением разрабатывать оптимальную стратегию спасения государства от коррупции.

В преамбуле к Государственной программе по усилению борьбы с коррупцией на 2002-2006 годы (утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 02.10.2002 № 500), в частности, отмечается, что в современных условиях развития нашего государства коррупция во всех ее проявлениях представляет угрозу национальной безопасности, оказывает дестабилизирующее влияние на все сферы деятельности общества и личности, существенно тормозит социально-экономические преобразования. Коррупция, как общественно опасное явление, подрывает принцип верховенства права, способствует проникновению организованной преступности в деятельность государственных институтов, порождает недоверие населения к власти.

Как отмечено в названной выше программе, в Республике Беларусь наблюдается тенденция к увеличению коррупционных правонарушений. Высокая степень их латентности не позволяет на основании статистических данных правоохранительных органов дать объективную оценку состоянию, сопряженному с коррупцией, злоупотребления властью или служебными полномочиями и их превышения, легализации доходов, полученных незаконным путем. Принимаемые уголовно-правовые, административные и профилактические меры остаются малоэффективными.

Однако, как показывает опыт борьбы с коррупцией в различных государствах, даже четко разработанной системы превентивных мер подчас бывает недостаточно. Реформирование сферы услуг, снижение силы мотивов чиновников для вступления в коррупционные отношения, расширение прозрачности государственной деятельности следует признать наиболее очевидными целями борьбы с коррупцией.

Опасность коррупции состоит также и в том, что она выступает катализатором организованной преступности. Злоупотребляя своими должностными полномочиями, работник органов власти или управления начинает состоять как бы на двух службах: официальной и в преступной организации. Симбиоз коррупции и организованной преступности представляет самую серьезную опасность для государства и общества.

Все это определяет необходимость формирования в обществе постоянно функционирующей действенной системы ограничения коррупции. Решение этой проблемы предполагает осуществление комплекса мероприятий: разработки антикоррупционной программы; принятие соответствующих законодательных актов; глубокого и постоянного изучения причин, форм и методов коррупции, широкого международного сотрудничества, активной пропагандистской и образовательной деятельности.

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

Процветала коррупция и в период Российской империи.

Во времена перестройки и после нее рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины: сопровождался уменьшением централизованного контроля, распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня развития экономики.

Коррупция [лат. corruptio] означает подкуп; подкупность и продажность общественных и политических деятелей, государственных чиновников и должностных лиц.

Коррумпировать [лат. corrumpere] — подкупать кого-либо деньгами или иными материальными благами.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции.

Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В ратифицированных Республикой Беларусь международных конвенциях, таких как: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года – не содержится определения коррупции, а лишь описываются действия, которые следует относить к уголовно наказуемым коррупционным деяниям.

Ратифицированная Республикой Беларусь КООН против коррупции придерживается такого же подхода.

В интересах борьбы с коррупцией необходимо четкое правовое определение этого явления.

Исходя из анализа норм международных конвенций и результатов научных исследований, можно выделить следующие формы проявления коррупции:

Взяточничество (или подкуп).

Злоупотребление служебным положением.

Легализация имущества, приобретенного преступным путем (отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией).

Незаконное участие в предпринимательской деятельности.

Количественные выражения потерь от коррупции наиболее наглядно отражают тот вред, который она приносит. Обратимся к ряду обобщенных примеров, когда такой вред удалось установить.

Подсчитано (Учеными Гарвардского университета, 2000 год), что снижение коррумпированности страны по Индексу восприятия коррупции, рассчитываемого Transparency International, со среднего уровня (уровня Мексики) до низкого уровня (Сингапура, первая десятка того же рейтинга) производит эффект, эквивалентный возрастанию налоговых поступлений на 20%.

В деле одного британского чиновника Министерства обороны, осужденного на 4 года за взятки, минимальная их оценка составила 2,25 миллиона долларов. Эксперты британского филиала ТИ установили, что ущерб, нанесенный действиями чиновника, за которые он получал взятки, составил 200 миллионов долларов, т.е. почти стократно превосходил суммарный размер взяток.

К приведенным примерам можно добавить оценки правоохранительных органов РФ, согласно которым криминальные структуры в отдельных отраслях промышленности – нефть, газ, редкие металлы – тратят до 50% получаемой прибыли (реальной, а не декларируемой) на подкуп различных должностных лиц. Если использовать приведенное выше соотношение между размером взяток и потерями от коррупции, то легко установить порядок соответствующих сумм, которые будут исчисляться миллиардами долларов.

Уголовная ответственность законодательством Республики Беларусь предусмотрена за такие действия, относящиеся к коррупции в ее международно-правовом понимании, и совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, как:

злоупотребление властью или служебными полномочиями (часть 2 статьи 424);

бездействие должностного лица (часть 2 статьи 425);

превышение власти или служебных полномочий (часть 2 статьи 426);

служебный подлог (статья 427);

незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429);

получение взятки, в том числе за совершение незаконных действия (бездействия) (статья 430);

дачу взятки, в том числе за совершение незаконного действия (бездействия) (статья 431);

посредничество во взяточничестве (статья 432);

получение незаконного вознаграждения работниками государственного органа либо иной государственной организации (статья 433);



Коррупция — одна из граней национального предательства

Несомненно, поводом для столь повышенного внимания послужили многочисленные примеры вскрытия преступных действий отдельных чиновников и государственных служащих, вплоть до помощника президента — инспектора по Гродненской области.

А также возбуждение беспрецедентного даже для сегодняшней Беларуси, вроде бы уже привыкшей ко всему, уголовного дела по фактам системных коррупционных проявлений в медицинской сфере, по которому проходят более 50 человек, в том числе 33 должностных лица.

Однако мы полагаем, что главной причиной столь повышенного интереса к этой теме служит понимание большинством белорусов опасности коррупционных преступлений, которые подрывают саму основу государства, разрушают и развращают наше общество, уж не говоря о том, что повышают цены, уничтожают рабочие места и фактически грабят каждого из нас.

Но понимание пониманием, однако, совсем не лишним, по нашему мнению, будет полезно ещё раз рассмотреть это явление, естественно, применительно к условиям Беларуси в целях достижения более чёткого представления об этом преступлении, а самое главное — для выработки активной гражданской позиции, направленной на искоренение такого проявления как коррупция.

Коррупция — это… Что такое коррупция?

Коррупция смерть государства

Этот международный договор предусматривает меры по предупреждению коррупции, наказанию виновных, а также механизмы международного сотрудничества в борьбе с ней.

Он обязывает государства‑члены проводить политику противодействия коррупции, одобрять соответствующие законы и учреждать специальные органы для борьбы с этим явлением.

Заметки на полях

Или чуть более развёрнутое и более строгое:

И, наконец, академическое определение:

Коррупция в Беларуси

Как же обстоят дела с этим позорным явлением в Беларуси?

Не скрывается наличие в стране проявлений коррупции и их опасности и на самом высоком государственном уровне. Вот неоднократные заявления главы белорусского государства — Президента Республики Беларусь:

коррупция свинья бюрократ

Итак, коррупция в Беларуси, собственно в этом никто и не сомневался, существует. Тем более что события последних дней этот факт чётко подтверждают.

Судите сами, кроме тех громких дел: арест помощника президента — инспектора по Гродненской области и возбуждение уголовного дела по фактам системных коррупционных проявлений в медицинской сфере, о которых мы уже упоминали, только в июле СМИ рассказали об уголовных делах коррупционной направленности в отношении:

главного бухгалтера коммунального предприятия, которая брала взятки дизтопливом;

председателя Браславского райисполкома, систематически получавшего взятки, общая сумма которых составила не менее 27,9 тыс. евро за решение вопросов, входящих в его компетенцию;

начальника налоговой инспекции Советского района Гомеля, использовавшего своё служебное положение для личного обогащения;

генерального директора одного из государственных холдингов, задержанного при получении взятки в 85 тысяч евро;

председателя комиссии по подготовке и проведению государственных закупок одной из государственных организаций Гомельщины, опять-таки задержанного с поличным при получении взятки.

К этому весьма впечатляющему перечню можно ещё и добавить, что в 2017 году по статьям, связанным с коррупцией, было осуждено 780 чиновников и управленцев, а за пять месяцев этого года в Беларуси уже выявили 1107 (!) коррупционных преступлений.

О борьбе с коррупцией

Отметим, что в стране есть не только понимание опасности существования такого явления как коррупция, но главное — наличествующая в обществе и властных структурах чёткая точка зрения о необходимости непримиримой и жёсткой борьбы с этим бедствием, а также проведение активных антикоррупционных мероприятий.

нет коррупции рука клешня


  • планирование и координацию деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;
  • установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных лиц;
  • проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);
  • обеспечение гласности в деятельности государственных должностных лиц, если иное не предусмотрено актами законодательства;
  • ликвидацию вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции;
  • установление правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных лиц;
  • применение процедур приёма на работу, отбора, подготовки, продвижения по службе (работе) государственных должностных лиц в соответствии с принципами эффективности их деятельности и справедливости;
  • принятие кодексов этики (стандартов поведения) государственных служащих;
  • проведение криминологической экспертизы проектов правовых актов для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по её предупреждению и профилактике;
  • сочетание борьбы с коррупцией с созданием экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции;
  • вынесение на общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией;
  • организацию антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Хорошие, разумные мероприятия, проведение которых, несомненно, оказало бы положительное влияние на эффективность борьбы с коррупцией, но при обязательном условии их системного задействования.

Например, в Китае за период с 2000 по 2014 год за коррупционные преступления к смертной казни приговорили более 10 тысяч (!) чиновников. И что, коррупция исчезла?

Да нет, если уже в 2015 году по коррупционным основаниям в КНР было заведено более 330 тысяч (!) уголовных дел. Это мы напоминаем тем, кто считает, что надо пару десятков высших чиновников поставить к стенке и остальные якобы сразу заработают.

Об основных направлениях совершенствования борьбы с коррупцией

победим коррупцию вместе

Исходя из материалов предшествующего раздела, можно сделать обоснованный вывод, что организация системной борьбы с коррупцией нуждается в совершенствовании. И предложений по этому поводу в общем-то более чем достаточно.

Однако настораживает то обстоятельство, что при обсуждении этого вопроса предложения, направленные на активизацию данного процесса, сводятся, как правило, к далеко не бесполезным, но частным суждениям: о решении вопроса размера доходов работников государственного сектора, о прозрачности и простоты административных процедур, об открытости расследования коррупционных проступков, об ужесточении наказания.

Мы же считаем, что кардинальное решение проблемы коррупции лежит в двух плоскостях — это идеология и образование.

Начнём с идеологии, так как убеждены, что если человек, в том числе, разумеется, государственный служащий, верен Идее, значимость которой для него такова, что жизнь без неё теряет смысл, то он в принципе неподкупен.

А поэтому, принимая во внимание, что согласно статье 4 Конституции РБ белорусское государство имеет право на разработку и внедрение государственной идеологии, в неё надо внести прямые политические идеи и идеалы, формирующие в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, предусматривающие использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных мер идеологического противодействия коррупционной деятельности.

Теперь об образовании. Учитывая, что противодействие коррупции и злоупотреблениям властью в управленческой деятельности в государственном аппарате и в экономике, а также — в процессе осуществления контроля граждан за деятельностью государства и бизнеса — требует, кроме неподкупной политической воли, ещё и владение адекватными знаниями, обеспечивающими дееспособность каждого гражданина.

Заключение

корруация — это зло! Надо жить честно!

В заключение считаем целесообразным ещё раз подчеркнуть, что коррупция — это действительно важнейшая для Беларуси, впрочем, как и для всего мира, проблема, которую невозможно побороть без активного участия всего общества.

Именно от того, как каждый гражданин относится и реагирует на проявления коррупционных действий, зависит обстановка в этой криминальной сфере, да и в государстве в целом.

В идеальном варианте каждый человек обязан не только не совершать коррупционных проступков, но и пресекать любые проявления взяточничества всеми доступными и законными методами.

Но это может стать возможным лишь тогда, когда усилиями всех здравомыслящих, обладающих нормальными нравственными ориентирами людей, удастся воплотить на Земле в жизнь Великую Идею, в соответствии с которой все люди должны перестать быть человекообразными и стать Человеками, то есть носителями действительного человеческого достоинства, выражающегося в определённом режиме функционирования психики, когда приоритетными алгоритмами поведения становятся: совестливость, человеколюбие, честность, доброта, отзывчивость, порядочность.

Основное назначение Закона – препятствовать совершению коррупционных преступлений.

Что такое коррупция? Кто такие коррупционеры?

  • законное по всем прочим признакам решение должностного лица, принятое за взятку – признается коррупцией;
  • незаконное решение должностного лица, принятое за взятку – также является коррупцией;
  • это же решение без вознаграждения за него коррупцией не является.

Следовательно – не все действия госслужащих, нарушающие закон могут быть признаны коррупционными, но только те, что связаны с получением вознаграждения. Кроме факта незаконного получения какого-то блага, коррупцией будут считаться и действия связанные с обещанием этого.

Законным вознаграждением за деятельность должностного лица государства может быть только его официальный доход.

Из этого следует, что сгнивший по вине руководителя урожай государственного сельхозпредприятия не может считаться коррупцией, а проданный в обход закона – это коррупция.

Нужно особо отметить, что коррупционное преступление обязательно связано с деятельностью в качестве должностного лица государства. Т.е. продажа яблок из собственного сада не содержит в себе коррупции, а продажа решения – содержит.

  • Сотрудники аппарата исполнительной власти;
  • Депутаты разного уровня;
  • Военнослужащие;
  • Сотрудники МВД, МЧС, КГК и других государственных военизированных организаций;
  • Судьи и прокурорские работники;
  • Должностные лица предприятий, в собственности которых доля государства составляет более 50%.

Другой стороной коррупции является дача взяток, подкуп и прочие варианты вовлечения должностных лиц в коррупционные отношения. В этом случае виновным оказывается любое лицо, в том числе не состоящее на госслужбе.

Также участниками коррупционных правонарушений могут быть должностные лица иностранных государств.

Меры по борьбе с коррупцией

Все мероприятия направленные на борьбу с коррупцией можно разделить на две категории:

  • Предупреждающие, заранее вводящие некоторые ограничения прав и возможностей работников государственного аппарата.
  • Пресекающие, сюда относится любое выявление, расследование и наказание уже совершенных преступлений.

Первыми предупредительными мерами становится запрет для госслужащих на занятие коммерческой деятельностью. Для того чтобы устранить возможность решений в собственную пользу, и потому, что в коммерческом обороте слишком трудно разглядеть завуалированную взятку.

Значительная часть Закона посвящена контролю за имущественным положением должностных лиц. Это декларации доходов, оценка расходов и др. Способом удержать представителей государства в рамках закона становятся более строгие и тщательные проверки имущества принадлежащего им и их близким.

Не станем перечислять их все, но оценить строгость подхода позволяет следующая норма, приведенная в 36 статье Закона:

При обнаружении у государственного служащего имущества или расходов явно (не менее чем на 25%) превышающих сумму его доходов за период нахождения в должности такое имущество может быть конфисковано и обращено в доход государства без проведения дополнительного расследования и доказательств вины должностного лица в каких-либо правонарушениях.

Параллельно с этим особому контролю подлежат действия с потенциально возможной коррупционной составляющей.

Началом и необходимым условием для борьбы с коррупцией всегда становится сбор информации о возможных и уже происходящих правонарушениях. Обязанность сообщать такую информацию лежит не только на правоохранительных, но и на других государственных и негосударственных организациях.

Участники борьбы с коррупцией

Пресечение коррупционных правонарушений это уже профессиональная деятельность, ею занимаются специальные органы и службы:

  • Прокуратура;
  • Министерство внутренних дел;
  • Комитет государственной безопасности;
  • Специальные подразделения внутри перечисленных и других ведомств;
  • Прочие контролирующие государственные органы в рамках своих полномочий, начиная от Пограничного комитета и Налоговых органов, до Национального и коммерческих банков.

Роль общественных организаций в этой борьбе заключается в информировании, пропаганде и создании нетерпимого отношения к коррупции в обществе.






Двигатель


Коррупция — одна из граней национального предательства

Однако мы полагаем, что главной причиной столь повышенного интереса к этой теме служит понимание большинством белорусов опасности коррупционных преступлений, которые подрывают саму основу государства, разрушают и развращают наше общество, уж не говоря о том, что повышают цены, уничтожают рабочие места и фактически грабят каждого из нас.

Но понимание пониманием, однако, совсем не лишним, по нашему мнению, будет полезно ещё раз рассмотреть это явление, естественно, применительно к условиям Беларуси в целях достижения более чёткого представления об этом преступлении, а самое главное — для выработки активной гражданской позиции, направленной на искоренение такого проявления как коррупция.

Коррупция — это… Что такое коррупция?

Коррупция смерть государства

Заметки на полях

Или чуть более развёрнутое и более строгое:

И, наконец, академическое определение:

Коррупция в Беларуси

Как же обстоят дела с этим позорным явлением в Беларуси?

коррупция свинья бюрократ

К этому весьма впечатляющему перечню можно ещё и добавить, что в 2017 году по статьям, связанным с коррупцией, было осуждено 780 чиновников и управленцев, а за пять месяцев этого года в Беларуси уже выявили 1107 (!) коррупционных преступлений.

О борьбе с коррупцией

Отметим, что в стране есть не только понимание опасности существования такого явления как коррупция, но главное — наличествующая в обществе и властных структурах чёткая точка зрения о необходимости непримиримой и жёсткой борьбы с этим бедствием, а также проведение активных антикоррупционных мероприятий.

нет коррупции рука клешня

  • планирование и координацию деятельности государственных органов и иных организаций по борьбе с коррупцией;
  • установление ограничений, а также специальных требований, направленных на обеспечение финансового контроля в отношении государственных лиц;
  • проведение мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции (антикоррупционное образование и воспитание);
  • обеспечение гласности в деятельности государственных должностных лиц, если иное не предусмотрено актами законодательства;
  • ликвидацию вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции;
  • установление правовых запретов в целях разграничения служебных (трудовых) обязанностей и личных, групповых и иных внеслужебных интересов государственных должностных лиц;
  • применение процедур приёма на работу, отбора, подготовки, продвижения по службе (работе) государственных должностных лиц в соответствии с принципами эффективности их деятельности и справедливости;
  • принятие кодексов этики (стандартов поведения) государственных служащих;
  • проведение криминологической экспертизы проектов правовых актов для выявления предпосылок и причин коррупции и своевременного принятия эффективных мер по её предупреждению и профилактике;
  • сочетание борьбы с коррупцией с созданием экономических и социальных предпосылок для устранения причин коррупции;
  • вынесение на общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией;
  • организацию антикоррупционного обучения государственных должностных лиц, а также лиц, обучающихся в учреждениях образования.

Хорошие, разумные мероприятия, проведение которых, несомненно, оказало бы положительное влияние на эффективность борьбы с коррупцией, но при обязательном условии их системного задействования.

Например, в Китае за период с 2000 по 2014 год за коррупционные преступления к смертной казни приговорили более 10 тысяч (!) чиновников. И что, коррупция исчезла? Да нет, если уже в 2015 году по коррупционным основаниям в КНР было заведено более 330 тысяч (!) уголовных дел. Это мы напоминаем тем, кто считает, что надо пару десятков высших чиновников поставить к стенке и остальные якобы сразу заработают.

Об основных направлениях совершенствования борьбы с коррупцией

победим коррупцию вместе

Исходя из материалов предшествующего раздела, можно сделать обоснованный вывод, что организация системной борьбы с коррупцией нуждается в совершенствовании. И предложений по этому поводу в общем-то более чем достаточно. Однако настораживает то обстоятельство, что при обсуждении этого вопроса предложения, направленные на активизацию данного процесса, сводятся, как правило, к далеко не бесполезным, но частным суждениям: о решении вопроса размера доходов работников государственного сектора, о прозрачности и простоты административных процедур, об открытости расследования коррупционных проступков, об ужесточении наказания.

Мы же считаем, что кардинальное решение проблемы коррупции лежит в двух плоскостях — это идеология и образование.

Начнём с идеологии, так как убеждены, что если человек, в том числе, разумеется, государственный служащий, верен Идее, значимость которой для него такова, что жизнь без неё теряет смысл, то он в принципе неподкупен. А поэтому, принимая во внимание, что согласно статье 4 Конституции РБ белорусское государство имеет право на разработку и внедрение государственной идеологии, в неё надо внести прямые политические идеи и идеалы, формирующие в обществе нетерпимость к коррупционному поведению, предусматривающие использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных мер идеологического противодействия коррупционной деятельности.

Заключение

корруация — это зло! Надо жить честно!

В заключение считаем целесообразным ещё раз подчеркнуть, что коррупция — это действительно важнейшая для Беларуси, впрочем, как и для всего мира, проблема, которую невозможно побороть без активного участия всего общества. Именно от того, как каждый гражданин относится и реагирует на проявления коррупционных действий, зависит обстановка в этой криминальной сфере, да и в государстве в целом. В идеальном варианте каждый человек обязан не только не совершать коррупционных проступков, но и пресекать любые проявления взяточничества всеми доступными и законными методами.

Но это может стать возможным лишь тогда, когда усилиями всех здравомыслящих, обладающих нормальными нравственными ориентирами людей, удастся воплотить на Земле в жизнь Великую Идею, в соответствии с которой все люди должны перестать быть человекообразными и стать Человеками, то есть носителями действительного человеческого достоинства, выражающегося в определённом режиме функционирования психики, когда приоритетными алгоритмами поведения становятся: совестливость, человеколюбие, честность, доброта, отзывчивость, порядочность.

Читайте также: