Корпоративные компьютерные сети кратко

Обновлено: 05.07.2024

Корпоративные сети — это сложные системы, которые состоят из большого числа различных компонентов, включая компьютерное оборудование и необходимый набор программного обеспечения.

Введение

Мировое сообщество, и Россия, в том числе, приходят к всеобщей компьютеризации. Очень быстро расширяется сфера использования компьютерного оборудования в промышленности, науке, образовании, в быту. Постоянно растёт производство электронных вычислительных машин, начиная от мощных суперкомпьютеров, и заканчивая персональными компьютерами и смартфонами. Но возможности всего этого компьютерного оборудования всё равно ограничены. Поэтому возникает необходимость в объединении компьютеров в специальную сеть, в которой расположены базы и банки данных, и где можно за короткий интервал времени выполнять вычисления разного уровня сложности или получить доступ к хранящейся там информации.

Соединение отдельных компьютеров в группы позволяет получить определённые преимущества, включая возможность коллективного использования дорогостоящих суперкомпьютеров и периферийного оборудования. Сети обеспечили пользователям доступ к большому количеству самых разных источников.

Эффективное функционирование различных организаций, высших и средних учебных заведений сегодня невозможно себе представить без использования технических средств, позволяющих осуществить оптимизацию производственных процессов и процессов обучения, документооборота, делопроизводства.

На современном этапе развития и использования корпоративных сетей особо важное значение приобретают такие моменты, как оценка производительности и качества корпоративных сетей и их элементов, оптимизация имеющихся или проектируемых корпоративных сетей. Производительность и пропускная способность корпоративной сети зависит от ряда факторов, а именно:

  1. Выбора серверов и рабочих станций.
  2. Организации линий связи, сетевого оборудования.
  3. Сетевых протоколов трансляции данных.
  4. Используемых сетевых операционных систем и операционных систем рабочих станций, серверов и их конфигурации.
  5. От разделения файлов базы данных по серверам в сети.
  6. От организации распределенных вычислительных процессов.
  7. Обеспечения охраны, поддержания оборудования в работоспособном состоянии.

Готовые работы на аналогичную тему

Структурная организация современных корпоративных сетей

Корпоративной сетью является сеть, главным предназначением которой считается поддержание работы определенной организации, имеющей данную сеть.

В качестве пользователей корпоративной сети выступают только служащие этой организации. Корпоративная сеть представляет собой коммуникационную систему, которая принадлежит и/или управляется организацией согласно правилам данной организации. Корпоративная сеть отличается от обычных сетей тем обстоятельством, что правила подразделения IP адресов, работы с интернет источниками и так далее являются едиными для всей корпоративной сети, в то время как провайдер может контролировать только магистральные отделы сети, позволяя своим клиентам самостоятельно осуществлять руководство их отделами сети, которые могут представлять собой как часть адресного пространства провайдера, так и могут быть спрятаны за механизмом сетевой трансляции адресов за одним или набором адресов провайдера.

Корпоративная сеть - это сложная система, состоящая из набора взаимодействующих слоев. В основании пирамиды, которая представляет собой корпоративную сеть, заложен слой компьютеров, являющихся центрами хранения и обработки информации, и транспортная подсистема, гарантирующая высококачественную трансляцию информационных пакетов среди компьютеров.

Над транспортной системой функционирует слой сетевых операционных систем, который организует работу программ в компьютерах и может предоставить через транспортную систему ресурсы отдельного компьютера для общего использования.

На следующем уровне действуют системные сервисы, которые, используя систему управления базами данных (СУБД), как инструмент для поиска необходимой информации среди огромного количества данных, хранящихся на дисках, могут предоставить пользователям данную информацию в доступном для выработки решения формате, а также выполняют некоторые общие для организаций всех типов операции по информационной обработке. К таким услугам могут быть отнесены служба WWW, система электронной почты, системы коллективной работы и ряд других.

Верхний уровень корпоративной сети занимают специальные программные системы, реализующие задачи, специфические для данной организации или организаций данного типа. Примерами таких систем могут являться системы автоматизации банковских операций, организации бухгалтерского учета, автоматизированного проектирования, управления технологическими процессами и тому подобное.

Финальная цель функционирования корпоративной сети заключена в реализации прикладных программ верхнего уровня, но для их успешной работы однозначно требуется, чтобы подсистемы других уровней правильно выполняли своё предназначение.

К корпоративным компьютерным сетям (Intranet), как и к другим типам компьютерных сетей, может предъявляться ряд требований. Главным требованием является исполнение сетью ее базовой функции, а именно, гарантирование всем пользователям потенциальной возможности доступа к разделённым источникам всех компьютеров, которые объединены в сеть.

Производительность сети является одним из главных параметров корпоративных сетей. Она обеспечивается возможностью параллельного выполнения работ на нескольких компонентах сети. Производительность сети может измеряться при помощи следующих показателей:

  1. Временные показатели, оценивающие задержку, вносимую сетью при осуществлении информационного обмена.
  2. Показатели пропускной способности, которые отражают количество информации, переданной сетью в единицу времени.

Данные показатели выступают как взаимно обратимые, то есть по одному из них можно определить другой. В качестве временного параметра производительности сети может использоваться также такой показатель как время реакции.

Корпоративная сеть - это сеть, главным назначением которой является обеспечение функционирования конкретного предприятия, владеющего данной сетью.

Пользователями корпоративной сети являются только сотрудники данного предприятия. В отличие от сетей операторов связи , корпоративные сети , в общем случае, не оказывают услуг другим организациям или пользователям.

В зависимости от масштаба предприятия, а также от сложности и многообразия решаемых задач различают сети отдела , сети кампуса и корпоративные сети (термин "корпоративные" в данной классификации приобретает узкое значение - сеть большого предприятия). Прежде чем обсуждать характерные особенности каждого из перечисленных типов сетей, остановимся на тех факторах, которые заставляют предприятия обзаводиться собственной компьютерной сетью .

Что дает предприятию использование сетей

Этот вопрос можно уточнить следующим образом:

  • В каких случаях развертывание на предприятии вычислительных сетей предпочтительнее использования автономных компьютеров или многомашинных систем?
  • Какие новые возможности появляются на предприятии с появлением вычислительной сети?
  • И, наконец, всегда ли предприятию нужна сеть?

Если не вдаваться в подробности, то конечной целью использования компьютерных сетей на предприятии является повышение эффективности его работы, которое может выражаться, например, в увеличении прибыли. Действительно, если благодаря компьютеризации снизились затраты на производство уже существующего продукта, сократились сроки разработки новой модели или ускорилось обслуживание заказов потребителей - это означает, что данному предприятию в самом деле нужна была сеть.

Концептуальным преимуществом сетей, которое вытекает из их принадлежности к распределенным системам, перед автономно работающими компьютерами является их способность выполнять параллельные вычисления . За счет этого в системе с несколькими обрабатывающими узлами в принципе можно достичь производительности, превышающей максимально возможную на данный момент производительность любого отдельного, сколь угодно мощного, процессора. Распределенные системы потенциально имеют лучшее соотношение производительность/стоимость, чем централизованные системы.

Еще одно очевидное и важное достоинство распределенных систем - это их более высокая отказоустойчивость . Под отказоустойчивостью следует понимать способность системы выполнять свои функции (может быть, не в полном объеме) при отказах отдельных элементов аппаратуры и неполной доступности данных. Основой повышенной отказоустойчивости распределенных систем является избыточность. Избыточность обрабатывающих узлов (процессоров в многопроцессорных системах или компьютеров в сетях) позволяет при отказе одного узла переназначать приписанные ему задачи на другие узлы. С этой целью в распределенной системе могут быть предусмотрены процедуры динамической или статической реконфигурации . В вычислительных сетях некоторые наборы данных могут дублироваться на внешних запоминающих устройствах нескольких компьютеров сети, так что при отказе одного из них данные остаются доступными.

Использование территориально распределенных вычислительных систем больше соответствует распределенному характеру прикладных задач в некоторых предметных областях, таких как автоматизация технологических процессов , банковская деятельность и т. п. Во всех этих случаях имеются рассредоточенные по некоторой территории отдельные потребители информации - сотрудники, организации или технологические установки. Эти потребители автономно решают свои задачи, поэтому следовало бы предоставлять им собственные вычислительные средства, но в то же время, поскольку решаемые ими задачи логически тесно взаимосвязаны, их вычислительные средства должны быть объединены в общую систему. Оптимальным решением в такой ситуации является использование вычислительной сети.

Для пользователя распределенные системы дают еще и такие преимущества, как возможность совместного использования данных и устройств, а также возможность гибкого распределения работ по всей системе. Такое разделение дорогостоящих периферийных устройств - таких как дисковые массивы большой емкости, цветные принтеры, графопостроители , модемы, оптические диски - во многих случаях является основной причиной развертывания сети на предприятии. Пользователь современной вычислительной сети работает за своим компьютером, часто не отдавая себе отчета в том, что он пользуется данными другого мощного компьютера, находящегося за сотни километров от него. Он отправляет электронную почту через модем, подключенный к коммуникационному серверу, общему для нескольких отделов его предприятия. У пользователя создается впечатление, что эти ресурсы подключены непосредственно к его компьютеру или же "почти" подключены, так как для работы с ними нужны незначительные дополнительные действия по сравнению с использованием действительно собственных ресурсов.

В последнее время стал преобладать другой побудительный мотив развертывания сетей, гораздо более важный в современных условиях, чем экономия средств за счет разделения между сотрудниками корпорации дорогой аппаратуры или программ. Этим мотивом стало стремление обеспечить сотрудникам оперативный доступ к обширной корпоративной информации. В условиях жесткой конкурентной борьбы в любом секторе рынка выигрывает, в конечном счете, та компания, сотрудники которой могут быстро и правильно ответить на любой вопрос клиента - о возможностях их продукции, об условиях ее применения, о решении различных проблем и т. п. На крупном предприятии даже хороший менеджер вряд ли знает все характеристики каждого из выпускаемых продуктов, тем более что их номенклатура может обновляться каждый квартал, если не месяц. Поэтому очень важно, чтобы менеджер имел возможность со своего компьютера, подключенного к корпоративной сети , скажем, в Магадане, передать вопрос клиента на сервер, расположенный в центральном отделении предприятия в Новосибирске, и оперативно получить ответ, удовлетворяющий клиента. В таком случае клиент не обратится в другую компанию, а будет пользоваться услугами данного менеджера и впредь.

Использование сети приводит к совершенствованию коммуникаций между сотрудниками предприятия, а также его клиентами и поставщиками. Сети снижают потребность предприятий в других формах передачи информации, таких как телефон или обычная почта. Зачастую именно возможность организации электронной почты является одной из причин развертывания на предприятии вычислительной сети. Все большее распространение получают новые технологии, которые позволяют передавать по сетевым каналам связи не только компьютерные данные, но и голосовую и видеоинформацию. Корпоративная сеть , которая интегрирует данные и мультимедийную информацию, может использоваться для организации аудио- и видеоконференций, кроме того, на ее основе может быть создана собственная внутренняя телефонная сеть .

Преимущества, которые дает использование сетей
  1. Интегральное преимущество - повышение эффективности работы предприятия.
  2. Способность выполнять параллельные вычисления , за счет чего может быть повышена производительность и отказоустойчивость .
  3. Большее соответствие распределенному характеру некоторых прикладных задач.
  4. Возможность совместного использования данных и устройств.
  5. Возможность гибкого распределения работ по всей системе.
  6. Оперативный доступ к обширной корпоративной информации.
  7. Совершенствование коммуникаций.
Проблемы
  1. Сложность разработки системного и прикладного программного обеспечения для распределенных систем.
  2. Проблемы с производительностью и надежностью передачи данных по сети.
  3. Проблема обеспечения безопасности.

Конечно, при использовании вычислительных сетей возникают и проблемы, связанные в основном с организацией эффективного взаимодействия отдельных частей распределенной системы.

Во-первых, это неполадки в программном обеспечении: операционных системах и приложениях. Программирование для распределенных систем принципиально отличается от программирования для централизованных систем. Так, сетевая операционная система, выполняя в общем случае все функции по управлению локальными ресурсами компьютера, сверх того решает многочисленные задачи, связанные с предоставлением сетевых услуг. Разработка сетевых приложений осложняется из-за необходимости организовать совместную работу их частей, выполняющихся на разных машинах. Массу хлопот доставляет и обеспечение совместимости программного обеспечения, устанавливаемого в узлах сети.

В-третьих, это вопросы, связанные с обеспечением безопасности, которые гораздо сложнее решать в вычислительной сети, чем в автономно работающем компьютере. В некоторых случаях, когда безопасность особенно важна, от использования сети лучше отказаться.

Можно приводить еще много "за" и "против", но главным доказательством эффективности использования сетей является бесспорный факт их повсеместного распространения. Сегодня трудно найти предприятие, на котором нет хотя бы односегментной сети персональных компьютеров; все больше и больше появляется сетей с сотнями рабочих станций и десятками серверов, некоторые крупные организации обзаводятся частными глобальными сетями, объединяющими их филиалы, удаленные на тысячи километров. В каждом конкретном случае для создания сети были свои основания, но верно и общее утверждение: что-то в этих сетях все-таки есть.

Сети отделов

Сети отделов - это сети, которые используются сравнительно небольшой группой сотрудников, работающих в одном отделе предприятия. Эти сотрудники решают некоторые общие задачи, например ведут бухгалтерский учет или занимаются маркетингом. Считается, что отдел может насчитывать до 100-150 сотрудников.

Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов, таких как приложения, данные, лазерные принтеры и модемы. Обычно сети отделов имеют один или два файловых сервера, не более тридцати пользователей (рис. 10.3) и не разделяются на подсети. В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия. Сети отделов обычно создаются на основе какой-либо одной сетевой технологии - Ethernet, Token Ring. В такой сети чаще всего используется один или, максимум, два типа операционных систем. Небольшое количество пользователей позволяет применять в сетях отделов одноранговые сетевые ОС, например Windows 98.

Задачи управления сетью на уровне отдела относительно просты: добавление новых пользователей, устранение простых отказов, инсталляция новых узлов и установка новых версий программного обеспечения. Такой сетью может управлять сотрудник, посвящающий выполнению обязанностей администратора только часть своего времени. Чаще всего администратор сети отдела не имеет специальной подготовки, но является тем человеком в отделе, который лучше всех разбирается в компьютерах, и само собой получается так, что он и занимается администрированием сети.

Существует и другой тип сетей, близкий к сетям отделов, - сети рабочих групп. К таким сетям относят совсем небольшие сети, включающие до 10-20 компьютеров. Характеристики сетей рабочих групп практически не отличаются от описанных выше характеристик сетей отделов. Такие свойства, как простота сети и однородность, здесь проявляются в наибольшей степени, в то время как сети отделов могут приближаться в некоторых случаях к следующему по масштабу типу сетей - сетям кампусов .

Сети кампусов

Сети кампусов получили свое название от английского слова campus - студенческий городок. Именно на территории университетских городков часто возникала необходимость в объединении нескольких мелких сетей в одну большую. Сейчас это название не связывают со студенческими городками, а используют для обозначения сетей любых предприятий и организаций.

Сети кампусов (рис. 10.4) объединяют множество сетей различных отделов одного предприятия в пределах отдельного здания или одной территории, покрывающей площадь в несколько квадратных километров. При этом глобальные соединения в сетях кампусов не используются. Службы такой сети включают взаимодействие между сетями отделов, доступ к общим базам данных предприятия, доступ к общим факс-серверам, высокоскоростным модемам и высокоскоростным принтерам. В результате сотрудники каждого отдела предприятия получают доступ к некоторым файлам и ресурсам сетей других отделов. Сети кампусов обеспечивают доступ к корпоративным базам данных независимо от того, на каких типах компьютеров они располагаются.

Именно на уровне сети кампуса возникают проблемы интеграции неоднородного аппаратного и программного обеспечения. Типы компьютеров, сетевых операционных систем, сетевого аппаратного обеспечения в каждом отделе могут отличаться. Отсюда вытекают сложности управления сетями кампусов. Администраторы должны быть в этом случае более квалифицированными, а средства оперативного управления сетью - более эффективными.

Сети масштаба предприятия

Корпоративные сети называют также сетями масштаба предприятия, что соответствует дословному переводу термина "enterprise-wide networks" , используемого в англоязычной литературе для обозначения этого типа сетей. Сети масштаба предприятия ( корпоративные сети ) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Они могут быть сложно связаны и способны покрывать город, регион или даже континент. Число пользователей и компьютеров может измеряться тысячами, а число серверов - сотнями, расстояния между сетями отдельных территорий бывают такими, что приходится использовать глобальные связи (рис. 10.5). Для соединения удаленных локальных сетей и отдельных компьютеров в корпоративной сети применяются разнообразные телекоммуникационные средства, в том числе телефонные каналы, радиоканалы, спутниковая связь. Корпоративную сеть можно представить в виде "островков локальных сетей", плавающих в телекоммуникационной среде.

Непременным атрибутом такой сложной и крупномасштабной сети является высокая степень неоднородности ( гетерогенности ) - нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. В корпоративной сети обязательно будут использоваться различные типы компьютеров - от мэйнфреймов до персоналок, несколько типов операционных систем и множество различных приложений. Неоднородные части корпоративной сети должны работать как единое целое, предоставляя пользователям по возможности удобный и простой доступ ко всем необходимым ресурсам.

Сети предприятий ( корпоративные сети ) объединяют большое количество компьютеров на всех территориях отдельного предприятия. Для корпоративной сети характерны:

  • масштабность - тысячи пользовательских компьютеров, сотни серверов, огромные объемы хранимых и передаваемых по линиям связи данных, множество разнообразных приложений;
  • высокая степень гетерогенности - различные типы компьютеров, коммуникационного оборудования, операционных систем и приложений;
  • использование глобальных связей - сети филиалов соединяются с помощью телекоммуникационных средств, в том числе телефонных каналов, радиоканалов, спутниковой связи.

Появление корпоративных сетей - это хорошая иллюстрация известного постулата о переходе количества в качество. При объединении отдельных сетей крупного предприятия, имеющего филиалы в разных городах и даже странах, в единую сеть многие количественные характеристики объединенной сети переходят некоторый критический порог, за которым начинается новое качество. В этих условиях существующие методы и подходы к решению традиционных задач сетей меньших масштабов для корпоративных сетей оказались непригодными. На первый план вышли такие задачи и проблемы, которые в сетях рабочих групп, отделов и даже кампусов либо имели второстепенное значение, либо вообще не проявлялись. Примером может служить простейшая (для небольших сетей) задача - ведение учетных данных о пользователях сети.

Наиболее простой способ ее решения - поместить учетные данные каждого пользователя в локальную базу учетных данных каждого компьютера, к ресурсам которого пользователь должен иметь доступ. При попытке доступа эти данные извлекаются из локальной учетной базы, и на их основе предоставляется или не предоставляется доступ. В небольшой сети, состоящей из 5-10 компьютеров и примерно такого же количества пользователей, такой способ работает очень хорошо. Но если в сети насчитывается несколько тысяч пользователей, каждому из которых нужен доступ к нескольким десяткам серверов, то, очевидно, это решение становится крайне неэффективным. Администратор должен повторить несколько десятков раз (по числу серверов) операцию занесения учетных данных каждого пользователя. Сам пользователь также вынужден повторять процедуру логического входа каждый раз, когда ему нужен доступ к ресурсам нового сервера. Хорошее решение этой проблемы для крупной сети - использовать централизованную справочную службу, в базе данных которой хранятся учетные записи всех пользователей сети. Администратор один раз выполняет операцию занесения данных пользователя в эту базу, а пользователь один раз выполняет процедуру логического входа, причем не в отдельный сервер, а в сеть целиком.

При переходе от более простого типа сетей к более сложному - от сетей отдела к корпоративной сети - территория охвата увеличивается, поддерживать связи компьютеров становится все сложнее. По мере увеличения масштабов сети повышаются требования к ее надежности, производительности и функциональным возможностям. По сети циркулирует все возрастающее количество данных, и необходимо обеспечивать их безопасность и защищенность наряду с доступностью. Все это приводит к тому, что корпоративные сети строятся на основе наиболее мощного и разнообразного оборудования и программного обеспечения.


Корпоративная сеть – это сеть, которая поддерживает работу конкретного предприятия, владеющего данной сетью. Пользователями корпоративной сети являются только сотрудники данного предприятия. Сторонним организациям и пользователям услуги в общем случае не оказываются.

Как правило, термин корпоративная сеть используется для сети крупного предприятия. Такая сеть является составной, включающей различные локальные сети.

Структура корпоративной сети в целом соответствует обобщенной структуре телекоммуникационной сети (рис.13.1.). Однако имеют место и некоторые отличия. Например, локальные сети, объединяющие конечных пользователей, включаются в состав корпоративной сети. Далее, названия структурных единиц корпоративной сети отражают не только территорию покрытия, но и организационную структуру предприятия. Так, принято делить корпоративную сеть на сети отделов и рабочих групп, сети зданий и территорий, магистраль.

На рис. 13.2 приведен пример архитектуры сети отдела. Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов (приложения, данные, лазерные принтеры, модемы). Обычно сети отделов имеют в своем составе один или два файловых сервера и не более тридцати пользователей. В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия. Сети отделов обычно создаются на основе одной сетевой технологии – Ethernet, Token Ring или FDDI. Для такой сети характерен один или, максимум, два типа операционных систем.


Рис. 13.2. Сеть отдела

Сеть здания и территории объединяет сети различных отделов одного предприятия в пределах отдельного здания или в пределах одной территории, площадью в несколько квадратных километров. Для построения таких сетей используются соответствующие технологии локальных сетей.

Обычно сеть здания (территории) строится по иерархическому принципу с собственной магистралью, построенной на базе технологии Gigabit Ethernet, к которой присоединяются сети отделов, использующих технологию Fast или Eternet (рис.13.3).

Главной особенностью корпоративных сетей является их масштабность. Число пользователей и компьютеров в корпоративной сети может измеряться тысячами, а число серверов – сотнями; расстояния между сетями отдельных территорий могут оказаться такими, что использование глобальных связей становится необходимым (рис.13.4). Непременным атрибутом корпоративной сети является высокая степень неоднородности (гетерогенности) – нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. В корпоративной сети обязательно используются различные типы компьютеров – от мэйнфреймов до персональных компьютеров, несколько типов операционных систем и множество различных приложений.


Рис. 13.3. Сеть территории


Рис. 13.4. Корпоративные сети.

Классификация услуг телекоммуникационной сети (закрашенные области соответствуют традиционным услугам операторов связи)


Корпоративная сеть – это сеть, которая поддерживает работу конкретного предприятия, владеющего данной сетью. Пользователями корпоративной сети являются только сотрудники данного предприятия. Сторонним организациям и пользователям услуги в общем случае не оказываются.

Как правило, термин корпоративная сеть используется для сети крупного предприятия. Такая сеть является составной, включающей различные локальные сети.

Структура корпоративной сети в целом соответствует обобщенной структуре телекоммуникационной сети (рис.13.1.). Однако имеют место и некоторые отличия. Например, локальные сети, объединяющие конечных пользователей, включаются в состав корпоративной сети. Далее, названия структурных единиц корпоративной сети отражают не только территорию покрытия, но и организационную структуру предприятия. Так, принято делить корпоративную сеть на сети отделов и рабочих групп, сети зданий и территорий, магистраль.

На рис. 13.2 приведен пример архитектуры сети отдела. Главной целью сети отдела является разделение локальных ресурсов (приложения, данные, лазерные принтеры, модемы). Обычно сети отделов имеют в своем составе один или два файловых сервера и не более тридцати пользователей. В этих сетях локализуется большая часть трафика предприятия. Сети отделов обычно создаются на основе одной сетевой технологии – Ethernet, Token Ring или FDDI. Для такой сети характерен один или, максимум, два типа операционных систем.





Рис. 13.2. Сеть отдела

Сеть здания и территории объединяет сети различных отделов одного предприятия в пределах отдельного здания или в пределах одной территории, площадью в несколько квадратных километров. Для построения таких сетей используются соответствующие технологии локальных сетей.

Обычно сеть здания (территории) строится по иерархическому принципу с собственной магистралью, построенной на базе технологии Gigabit Ethernet, к которой присоединяются сети отделов, использующих технологию Fast или Eternet (рис.13.3).

Главной особенностью корпоративных сетей является их масштабность. Число пользователей и компьютеров в корпоративной сети может измеряться тысячами, а число серверов – сотнями; расстояния между сетями отдельных территорий могут оказаться такими, что использование глобальных связей становится необходимым (рис.13.4). Непременным атрибутом корпоративной сети является высокая степень неоднородности (гетерогенности) – нельзя удовлетворить потребности тысяч пользователей с помощью однотипных программных и аппаратных средств. В корпоративной сети обязательно используются различные типы компьютеров – от мэйнфреймов до персональных компьютеров, несколько типов операционных систем и множество различных приложений.

Корпоративные сети. Назначение. Структура. Основные функции

Описание: Часто узлы корпоративной сети оказываются расположенными в различных городах а иногда и странах. Принципы по которым строится такая сеть достаточно сильно отличаются от тех что используются при создании локальной сети даже охватывающей несколько зданий.

Дата добавления: 2015-01-17

Размер файла: 6.78 KB

Работу скачали: 221 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Тема: Корпоративные сети. Назначение. Структура. Основные функции.

Корпоративная сеть - система, обеспечивающая передачу информации между различными приложениями, используемыми в системе корпорации.

Корпоративная сеть является территориально распределенной, т.е. объединяющей офисы, подразделения и другие структуры, находящиеся на значительном удалении друг от друга. Часто узлы корпоративной сети оказываются расположенными в различных городах, а иногда и странах. Принципы, по которым строится такая сеть, достаточно сильно отличаются от тех, что используются при создании локальной сети, даже охватывающей несколько зданий. Основное отличие состоит в том, что территориально распределенные сети используют достаточно медленные арендованные линии связи. Если при создании локальной сети основные затраты приходятся на закупку оборудования и прокладку кабеля, то в территориально-распределенных сетях наиболее существенным элементом стоимости оказывается арендная плата за использование каналов.

Под приложениями понимается и системное программное обеспечение - базы данных, почтовые системы, вычислительные ресурсы, файловый сервис, и средства, с которыми работает конечный пользователь.

Основными задачами корпоративной сети оказываются взаимодействие системных приложений, расположенных в различных узлах, и доступ к ним удаленных пользователей.

Корпоративной сети осуществляет переход к географически удаленным узлам, что позволяет использовать уже существующих глобальных сетей. Для этого организации обеспечиваются каналами от офисов до ближайших узлов сети. Часто используемой сетью является Internet.

При использовании Internet в качестве основы для корпоративной сети передачи данных выясняется, что Internet – это междусетие , в котором вся информация проходит через множество абсолютно независимых узлов, связанных через самые разнородные каналы и сети передачи данных. Internet привязывает пользователей к одному протоколу - IP.

Но при подключении корпоративных сетей к Internet возникают проблема безопасности и проблема заражение вирусами . Для этого существуют средства защиты:

  1. Брандмауэр - это маршрутизатор , ПК, хост или группой хостов, созданной специально для защиты сети или подсети от неправильного использования протоколов и служб хостами, находящимися вне этой подсети.

Маршрутизатор - сетевое устройство, на основании информации о топологии сети и определённых правил, принимающее решения о пересылке пакетов сетевого уровня между различными сегментами сети.

Хост - любой компьютер, который располагает полным двусторонним доступом к другим компьютерам сети Интернет.

Корпоративная сеть - это сложная система, включающая разнообразные компоненты: ПК разных типов, системное и прикладное программное обеспечение, сетевые адаптеры, концентраторы, коммутаторы и маршрутизаторы, кабельную систему.

Основная задача системных интеграторов и администраторов – это функционирование дорогостоящей системы при обработке потоков информации, циркулирующих между сотрудниками предприятия и позволяющая принимать им своевременные и рациональные решения.

2. СТРУКТУРА КОРПОРАТИВНОЙ СЕТИ

Для подключения удаленных пользователей используется телефонная связь и модемы.

Для объединения узлов сети используются глобальные сети передачи данных , где возможна прокладка выделенных линий, использование технологий пакетной коммутации позволяет уменьшить количество необходимых каналов связи.

Для передачи данных внутри корпоративной сети также стоит использовать виртуальные каналы сетей пакетной коммутации.

Корпоративная сеть - это достаточно сложная структура, использующая различные типы связи, коммуникационные протоколы и способы подключения ресурсов




Полезные ссылки:





Адрес колледжа:
Республика Беларусь
223610, Минская обл.
г. Слуцк, ул. Виленская, 45
Телефон/факс
8 (01795) 2 09 33
E-mail:
SGMK@Slutskmedkol.by

Локальные сети. Корпоративные сети. Глобальная сеть.

Введение

Компьютерные сети. Основные сведения.

Телекоммуникация (от греч. tele — "вдаль", далеко~ и лат. communicato— "связь") — это обмен информацией на расстоянии.
Радиопередатчик, телефон, телетайп, факсимильный аппарат, телекс и телеграф — наиболее распространенные и привычные нам сегодня примеры технических средств телекоммуникации.
Позже к ним прибавилось еще одно средство — это компьютерные коммуникации, которые получают сейчас все более широкое распространение. Они обещают потеснить факсимильную и телетайпную связь подобно тому, как последние вытеснели телеграф.

Компьютерные коммуникации – обмен информацией на расстоянии с помощью компьютерных сетей.

В наши дни компьютерные сети обретают все более важное значение в жизни человечества, их развитие весьма перспективно. Сети могут объединять и делать доступными информационные ресурсы как небольших предприятий, так и крупных организаций, занимающих удаленные друг от друга помещения, подчас даже в разных странах.

Компьютерные сети – система компьютеров, связанных каналами передачи информации.

Назначение всех видов компьютерных сетей определяется двумя функциями:
- обеспечение совместного использования аппаратных и программных ресурсов сети;
- обеспечение совместного доступа к ресурсам данных.
Например, все участники локальной сети могут совместно использовать одно общее устройство печати - сетевой принтер или, например, ресурсы жестких дисков одного выделенного компьютера - файлового сервера. Аналогично можно совместно использовать и программное обеспечение. Если в сети имеется специальный компьютер, выделенный для совместного использования участниками сети, он называется файловым сервером.

Сети по размерности делятся на локальные, региональные, корпоративные, глобальные

локальная сеть (LAN — Local Area Network) – соединение компьютеров, расположенных на небольших расстояниях друг от друга (от нескольких метров до нескольких км). ПК в таких сетях расположены в одном помещении, на одном предприятии, в близко расположенных зданиях.
Локальные сети не позволяют обеспечить совместный доступ к информации пользователям, находящимся, например, в различных частях города. На помощь приходят региональные сети, объединяющие компьютеры в пределах одного региона ( города, страны, континента).

региональная сеть (MAN — Metropolitan Area Network) – объединение ПК и локальных сетей для решения общей проблемы регионального масштаба. Региональная вычислительная сеть связывает компьютеры, расположенные на значительном расстоянии друг от друга. Она может включать компьютеры внутри большого города, экономического региона, отдельной страны. Обычно расстояние между абонентами региональной вычислительной сети составляет десятки — сотни километров.
Многие организации, заинтересованные в защите информации от несанкционированного доступа (например, военные, банковские и пр.) создают, так называемые корпоративные сети. Корпоративная сеть может объединять тысячи и десятки тысяч компьютеров, размещенных в различных странах и городах ( в качестве примера можно привести сеть корпорации Microsoft )

корпоративные сети - объединение локальных сетей в пределах одной корпорации.

Потребности формирования единого мирового информационного пространства привели к созданию глобальной компьютерной сети Интернет.

глобальные сети (WAN — Wide Area Network) – система связанных между собой локальных сетей и ПК пользователей, расположенных на удаленных расстояниях, для общего использования мировых информационных ресурсов.
Информационные сети создают реальную возможность быстрого и удобного доступа пользователя ко всей информации, накопленной человечеством за всю историю.

По типу среды передачи сети разделяются на:

- проводные (на коаксиальном кабеле, на витой паре, оптоволоконные);
- беспроводные с передачей информации по радиоканалам или в инфракрасном диапазоне.
По способу организации взаимодействия компьютеров сети делят на одноранговые и с выделенным сервером (иерархические сети).
Все компьютеры одноранговой сети равноправны. Любой пользователь сети может получить доступ к данным, хранящимся на любом компьютере.
Главное достоинство одноранговых сетей – это простота установки и эксплуатации. Главный недостаток состоит в том, что в условиях одноранговых сетей затруднено решение вопросов защиты информации. Поэтому такой способ организации сети используется для сетей с небольшим количеством компьютеров и там, где вопрос защиты данных не является принципиальным.
В иерархической сети при установке сети заранее выделяются один или несколько серверов - компьютеров, управляющих обменом данных по сети и распределением ресурсов. Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера называют клиентом сети или рабочей станцией.

Общая схема соединения компьютеров в локальные сети называется топологией сети. Существует всего 5 основных типов топологии сетей:


3. Топология КОЛЬЦО. В сетях с кольцевой топологией данные в сети передаются последовательно от одной станции к другой по кольцу, как правило, в одном направлении. Если компьютер распознает данные как предназначенные ему, то он копирует их себе во внутренний буфер. В сети с кольцевой топологией необходимо принимать специальные меры, чтобы в случае выхода из строя или отключения какой-либо станции не прервался канал связи между остальными станциями. Преимущество данной топологии - простота управления, недостаток - возможность отказа всей сети при сбое в канале между двумя узлами.


4. Ячеистая топология. Для ячеистой топологии характерна схема соединения компьютеров, при которой физические линии связи установлены со всеми рядом стоящими компьютерами. В сети с ячеистой топологией непосредственно связываются только те компьютеры, между которыми происходит интенсивный обмен данными, а для обмена данными между компьютерами, не соединенными прямыми связями, используются транзитные передачи через промежуточные узлы. Ячеистая топология допускает соединение большого количества компьютеров и характерна, как правило, для глобальных сетей. Достоинства данной топологии в ее устойчивости к отказам и перегрузкам, т.к. имеется несколько способов обойти отдельные узлы.
5. Смешанная топология. В то время как небольшие сети, как правило, имеют типовую топологию - звезда, кольцо или общая шина, для крупных сетей характерно наличие произвольных связей между компьютерами. В таких сетях можно выделить отдельные произвольные подсети, имеющие типовую топологию, поэтому их называют сетями со смешанной топологией.

Принципы функционирования различных электронных сетей примерно одинаковы:

1. Сеть состоит из связанных между собой ПК
В большинстве случаев сеть строится на основе нескольких мощных компьютеров, называемых серверами. К серверам глобальной сети обычно подключены серверы и соответственно сети второго порядка ( региональные), третьего порядка ( корпоративные), четвертого порядка ( локальные), а к ним – пользователи отдельных компьютеров – абоненты (клиенты) сети. Заметим, что сети не всех промежуточных уровней ( например, корпоративных) обязательны.

2. ПК связаны между собой каналами связи
Основная цель создания любой компьютерной сети состоит в обеспечении обмена информацией между объектами (серверами и клиентами) сети. Для этого необходимо осуществить связь компьютеров между собой. Поэтому обязательными компонентами любой сети являются всевозможные каналы связи (проводные и беспроводные), для которых используют различные физические среды. В соответствии с этим в сетях различают такие каналы связи, как телефонные и оптоволоконные линии, радиосвязь, космическая связь и др.
Назначение каналов связи в компьютерной сети легко понять, если сравнить их с транспортными каналами системы грузовых или пассажирских перевозок. Транспортировка пассажиров может происходить по воздуху, с помощью железных дорог или водных (морских или речных) путей. В зависимости от среды транспортировки выбирают средство передвижения. Через компьютерные сети транспортируется информация. Среды, в которых происходит связь компьютеров сети, определяют средства соединения компьютеров. Если это среда, требующая телефонной связи, то соединение осуществляется через телефонный кабель. Широко применяются соединения компьютеров с помощью электрических кабелей, радиоволн, оптоволокон­ных кабелей и т. д.

Рассмотрим основные типы каналов. Некоторые из них являются взаимоисключающими, некоторые могут описывать один канал с разных сторон.
Каналы бывают цифровые и аналоговые.
К аналоговым каналам можно отнести обыкновенный телефонный канал. Для его использования необходимо специальное устройство — модем, преобразующее цифровую информацию в аналоговую. Аналоговые каналы сильно подвержены влиянию помех и обладают малой пропускной способностью (несколько десятков килобайт в секунду). Сейчас наблюдается тенденция по замене всех аналоговых каналов на цифровые, причем не только в компьютерных сетях, но и в телефонных.
Каналы делятся также на выделенные и коммутируемые.
При использовании коммутируемой линии соединение формируется на время передачи данных, а по окончании этой передачи — разъединяется. Коммутируемой является связь по обычной телефонной линии.

Выделенная линия работает по-другому:
соединение является постоянным, все­да позволяет передать данные от одного компьютера к другому. Выделенные линии отличаются от коммутируемых высокой скоростью (до десятков Мегабит в секунду) и высокой ценой аренды.
По физическому устройству каналы подразделяются на электрические проводные, оптические и радиоканалы.
Проводные каналы представляют собой соединение электрическим кабелем, возможно сложно устроенным. Во всех таких каналах применяется передача данных при помощи электрических импульсов.

Оптические каналы связи базируются на световодах. Сигнал же передается при помощи лазеров.

Радиоканалы действуют по тому же принципу, что радио и телевидение.
Все это различные каналы связи. Эффективность связи в компьютерных сетях существенно зависит от следующих основных характеристик (параметров) каналов связи:
- пропускной способности (скорости передачи данных), измеряемой количеством бит информации, переданных по сети в секунду ( бит в секунду называется бод) ;
Средняя пропускная способность – измеряется в среднем за определенный промежуток времени (для большого файла)
Гарантированная пропускная способность – минимальная пропускная способность, которую обеспечивает канал (для видеофайлов)
- надежности — способности передавать информацию без искажений и потерь;
- стоимости;
- возможности расширения (подключения новых компьютеров и устройств).

Для передачи информации по каналам связи необходимо преобразовывать компьютерные сигналы в сигналы физических сред.
Например, при передаче информации по оптоволоконному кабелю представленные в компьютере данные будут преобразованы в оптические сигналы, для чего используются специальные технические устройства – сетевые адаптеры.

Сетевые адаптеры (сетевые карты)- технические устройства, выполняющие функции сопряжения компьютеров с каналами связи.
Если канал связи – телефонная линия, то при приеме – передачи информации используется модем.

Модем – (модулятор – демодулятор ) – устройство для преобразования цифровых сигналов ПК в звуковые (аналоговые) сигналы телефонной линии и наоборот.
Основная характеристика модема: скорость приема – передачи информации (измеряется бит в сек). Современные модемы имеют скорость приема-передачи информации– 33600 бит в сек., 57600 бит в сек.

3. Работа сети осуществляется по протоколам
Для того, чтобы информацию, переданную одним ПК, понял другой ПК, необходимо было разработать единые правила, называемые протоколами.

Существует 2 типа протоколов Интернет: базовые и прикладные протоколы.

4. Работу ПК в сети обеспечивают сетевые программы, обычно организованные по модели клиент – сервер:

сервер – программа, предоставляющая услуги, клиент – программа, потребляющая услуги сервер - программы

IP-адреса


Информация, которой обмениваются ПК делится на пакеты. ПАКЕТ – это "кусочек" информации, содержащий адрес отправителя и получателя.
A. Множество пакетов образует поток информации, который принимается пользовательским ПК
B. Затем "разрозненные пакеты", прибывшие из сети собираются в единый "пучок" клиентской программой Вашего ПК (например, браузером Microsoft InterNet Explorer)
C. Для того, чтобы пакет нашел своего адресата - каждому ПК присваивается IP-адрес (при регистрации у провайдера). IP-адрес содержит 4 байта ( 32 разряда ), разделенных точками или 4 числа от 0 до 255. Легко подсчитать, что общее количество различных IP-адресов составляет более 4 млрд.:232 = 4294967296.

lР -адрес "читается" справа налево. Обычно самая правая цифра означает конкретный компьютер, а остальные цифры показывают номера сетей и подсетей (т. е. локальных сетей).
Иногда это может быть не так, но в любом случае, если адрес представим в двоичном виде, то какая-то часть самых правых битов определяет конкретный компьютер, а остальные обозначают сети и подсети, к которым относится компьютер.

Пример. 192.45.9.200. Адрес сети - 192.45; адрес подсети - 9; адрес компьютера - 200.
Пакет содержит адрес получателя и адрес отравителя, а затем вбрасывается в сеть.
Маршрутизаторы определяют маршрут следования пакетов.

Доменная система имен


Компьютеры легко могут связаться друг с другом по числовому IP-адресу, однако человеку запомнить числовой адрес нелегко, и для удобства была введена Доменная Система Имен (DNS — Domain Name System).
Доменная система имен ставит в соответствие числово­му IP-адресу каждого компьютера уникальное доменное имя. Доменные адреса присваиваются в Центре сетевой информации Интернет (InterNIC).

Домен (domain – область, район) – определяет множество ПК, принадлежащих какому-либо участку сети Интернет, в пределах которого компьютеры объединены по одному признаку.

Доменный адрес определяет область, представляющую ряд хост-компьютеров. В отличие от цифрового адреса он читается в обратном порядке. Вначале идет имя компьютера, затем имя сети, в которой он находится.
Компьютерное имя включает, как минимум, два уровня доменов. Каждый уровень отделяется от другого точкой. Слева от домена верхнего уровня располагаются поддомены для общего домена.
В системе адресов Internet принято представлять домены географических регионами. Они имеют имя, состоящее из двух букв.
Пример. Географические домены некоторых стран: Франция - fr; Канада- са; США - us; Россия - ru; Беларусь - by.
Существуют и домены, разделенные по тематическим признакам. Такие домены имеют трехбуквенное сокращенное название.
Пример. Учебные заведения - edu. Правительственные учреждения - gov. Коммерческие организации – com:

tutor.sptu.edu. Здесь edu - общий домен для школ и университетов. Tutor - поддомен sptu, который является поддоменом edu.

World Wide Web

Основные службы сети Интернет

4. Служба передачи файлов (FTP) занимается приемом и передачей файлов больших объемов. Служба FTP имеет свои серверы в мировой сети, на которых хранятся архивы данных. Эти архивы могут быть коммерческого или ограниченного доступа, либо могут быть общедоступными.

6. Служба IRC (Internet Relay Chat) предназначена для прямого общения нескольких человек в режиме реального времени. Эту службу также называют чат-конференциями или просто чатом.

7. Служба ICQ. Ее название происходит от выражения I seek you – я тебя ищу. Основное назначение – обеспечение возможности связи между двумя людьми, даже если у них нет постоянного IP-адреса.
8. Служба World Wide Web (WWW) – это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов, хранящихся на Web-серверах. Отдельные документы называются Web-страницами. Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами или Web-сайтами.

Читайте также: