Корни конфликтов на постсоветском пространстве кратко

Обновлено: 02.07.2024

С тех пор как распался СССР, на его территории то и дело возникают межнациональные конфликты, которые часто приводят к военному противостоянию. Карабах, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Чечня, Донбасс - это еще не полный список. Но в чем же причина.

Почему так происходит?

Конечно же, всегда есть люди, которым "ВСЕ ПОНЯТНО". Их можно условно поделить на две категории:

1) Те, кто считает, что Россия не может насытиться в своих имперских амбициях.

2) Те, кто считает, что США дестабилизируют ситуацию в регионе, чтобы насолить России.

Но эти разговоры оставим купленным политологам и диванным экспертам. Мы же с вами попробуем разобраться, что история нам может рассказать о природе этих конфликтов.

Национальная политика СССР

Как правило, все конфликты на постсоветском пространстве возникают из-за того, что национальное меньшинство хочет добиться независимости или присоединиться к государству, где той же национальности большинство. Но как так вышло, что национальные границы после распада СССР не совпадали с государственными? Коварная рука большевиков? И да, и нет.

Дело в том, что в Советском Союзе идея превосходства одной нации над другой осуждалась. Коммунисты не хотели обращать внимания на национальность при построении общего советского государства. Именно поэтому союзным республикам были преданы не естественные, а искусственные границы.

Именно из-за этого много русских оказались в составе Украины, а много украинцев в составе России. Та же история с Беларусью, Казахстаном и многими другими республиками. Особенно сильно пренебрежение национальными границами отразилось на Кавказе, о воинственной истории которого вы можете почитать в моей предыдущей статье .

Зачем это было сделано?

Национальная политика СССР на деле оказалась полностью провальной, поскольку вылилась во множество конфликтов. Но зачем было проводить заведомо провальную политику? Страной управляли глупцы? Совсем наоборот.

Дело в том, что в свое время, национальная политика СССР была признана самой успешной в мире. И в реалиях Советского Союза она действительно была более чем успешной. Просто в планы советского руководства ну никак не входило то, что СССР когда-нибудь развалится.

Классификация угроз в системе государственной и коллективной безопасности. Проблемы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве. Конфликты и межгосударственные противоречия после распада СССР и в России. Возможности их урегулирования.

Рубрика Международные отношения и мировая экономика
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.09.2013
Размер файла 20,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблемы обеспечения безопасности на постсоветском пространстве

1) конфликты (см. Конфликты на постсоветском пространстве и возможности их урегулирования);

2) межгосударственные противоречия (пример: Россия и Грузия);

3) межгосударственная организованная преступность;

4) наркотрафик (в основном из Афганистана);

5) незаконная миграция;

6) нестабильность политических режимов в некоторых странах СНГ (пример - нынешняя ситуация на Украине);

Конфликты на постсоветском пространстве и возможности их урегулирования

Конфликты после распада СССР:

- межгосударственный: Армения и Азербайджан из-за Нагорного Карабаха

- внутригосударственные: в РФ, Молдавии, Грузии, Таджикистане.

1. Нагорный Карабах (НК). До 1918 года в Закавказье национальных границ не было. После 1917 г. Карабах включен в состав Азербайджанской республики, хотя населяли его в основном армяне. Границы с Арменией у НК не было.

В 1988 году на референдуме население НК высказалось за воссоединение с Арменией. В 1991 г. начались боевые действия, в итоге Армения установила контроль над НК. Кроме того, были захвачены и некоторые близлежащие районы Азербайджана.

На данный момент ситуация "заморожена": республика НК имеет президента, правительство и парламент, но признана только Арменией.

Ситуацию пытается решить Минская группа ОБСЕ (сопредседатели - Россия, Франция, США), созданная по решению СБ ООН. Переговоры тормозит Азербайджан, который добивается признания себя жертвой агрессии и не желает обсуждать политическое будущее НК.

2. Грузино-абхазский конфликт. Имеет глубокие корни. В дореволюционный период Абхазия разделена между современными Грузией и РФ. В 1921 г. провозглашена Советская социалистическая республика Абхазия. В том же году она включена по союзному договору в состав советской Грузии. При Сталине грузинским руководством проводилась жесткая политика дискриминации абхазского населения. 1960-1980-е гг. массовое переселение грузин в Абхазию.

В марте 1989 г. в селе Лыхны состоялся сход, на котором заявлено о необходимости возвращения Абхазии самостоятельности в рамках СССР. В 1989 руководство Грузии оказывало поддержку грузинским националистам, что в июле 1989 г. в Сухуми привело к первым вооруженным столкновениям.

1) март 1989 - июль 1992 г. - политико-правовой. Спор о юридической неправомерности вхождения Абхазии в состав Грузии. Борьба в основном между абхазской и грузинской общинами в самой Абхазии. Против грузин выступили русские, армяне, греки. Сепаратистами по отношению к СССР выступали сами грузины, а абхазы защищали существовавшее на тот момент единое государство.

2) июль 1992 - июль 1994 гг. - военно-полит. Рубеж между этапами - решение Верховного Совета Абхазии об отмене Конституции Абхазской АССР 1978 г., т.е. аннулирование правовой базы вхождения Абхазии в состав Грузии. В ответ ввод войск Грузии в Абхазию. С этого времени цель абхазов - выход из состава Грузии. Осенью 1993 г. Грузия терпит военное поражение и теряет контроль над Абхазией. Бои прекращены в результате ввода миротворцев РФ.

3. Грузино-осетинский конфликт. Причины аналогичны грузино-абхазскому конфликту: резкий всплеск национализма в Грузии, попытки лишить Южную Осетию автономии. В ответ - заявление Южной Осетии о выходе из состава Грузии. Вооруженные столкновения грузинских и осетинских отрядов на территории Южной Осетии.

В соответствии с Сочинским соглашением, 14 июля 1992 г. введены Смешанные силы по поддержанию мира (батальоны из РФ, Грузии и Южной Осетии). В 1996 меморандум (подписан в Москве) о мерах по обеспечению безопасности.

В настоящее время положение в зоне конфликта сложное, Грузия часто обстреливает приграничные районы Осетии. Осетия обвиняет Грузию в подготовке нового вооруженного конфликта. Единственный гарант мира - миротворцы РФ.

4. Приднестровье. Конфликт разгорелся после провозглашения независимости Молдавии. Националистическое руководство взяло курс на объединение с Румынией, юг страны (Приднестровье, населенное в основном русскими) высказался против. Конфликт перерос в боевые действия, которые прекратились лишь, когда между противниками встали миротворцы РФ.

На текущий момент Молдавия оказывает экономическое давление на Приднестровье, а РФ - на Молдавию (неофициально). Молдавия добивается вывода миротворцев РФ и их замены на международные силы, РФ и Приднестровье выступают против.

5. Таджикистан. 1924 г. образована автономия в составе Узбекистана. В 1929 г. Таджикистан получил государственный статус и вошел в состав Союза ССР на правах республики. Граница была проведена так, что миллион узбеков оказались на таджикской территории и два миллиона таджиков в Узбекистане. Клановый принцип организации власти, во времена СССР она находилась у выходцев с севера страны.

После распада СССР южные таджики заявили о своих правах, с 1990 г. противостояние между властями и оппозицией. Русские и узбеки активного участия в конфликте не принимали. Специфический для Таджикистана фактор - клановость, который с успехом заменил этнические и религиозные мотивы.

В начале 1992 г. раскол по региональному и религиозному (между разными ветвями ислама) признакам, к концу лета начались вооруженные столкновения в Душанбе, а на юге - настоящая война. За 2 года войны из общей численности таджиков 3,5 млн. человек погибло и искалечено 100 тыс., 900 тыс. бежали в СНГ и Афганистан.

Апрель 1994 начало переговоров (в Москве). Сентябрь 1994 г. соглашение о прекращении огня. Сдерживающим фактором стала и 201-я российская дивизия, прикрывающая таджико-афганскую границу.

Сейчас Объединенная таджикская оппозиция не ставит своей целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю власть в стране. Конфликт практически угас, но вполне может разгореться снова.

Конфликты на территории РФ:

Кабардино-Балкарский конфликт. С 1922 г. в РСФСР объединенная Кабардино-Балкарская автономная область, с 1936 автономная республика. С 1992 года - Кабардино-Балкарская республика в составе РФ.

В 1944 г. балкарцы депортированы в Казахстан, их место заняли кабардинцы, часть территории отошла к Грузии. При Хрущеве началось возвращение балкарцев на уже занятую территорию.

1990 г. съезд балкарского народа, конфликт с Конгрессом кабардинского народа. Рядовыми гражданами поддержан слабо, поэтому не перерос ни во что серьезное. Однако противоречия сохраняются.

Осетино-Ингушский конфликт. Пригородный район, составляющий около половины территории равнинной Ингушетии, перешел под юрисдикцию Северо-Осетинской АССР после депортации ингушей и упразднения Чечено-Ингушской АССР в 1944 г. После реабилитации ингушей оставлен в составе Северной Осетии.

Ингушетия появилась после раздела в декабре 1992 года Чечено-Ингушетии. безопасность постсоветское пространство конфликт

Переходу конфликта в открытую фазу противоборства способствовали принятый в апреле 1991 г. закон "О реабилитации репрессированных народов" и образование в июне 1992 г. Ингушской республики без четких границ. Пригородный район стал использоваться северо-осетинскими властями для размещения беженцев из Южной Осетии, ингуши вторично изгоняются из Пригородного района, теперь в Ингушетию.

В октябре 1992 г. на территории обеих республик вводится чрезвычайное положение, указ президента РФ о возвращении четырех населенных пунктов ингушам.

Конфликт заморожен, но окончательно не разрешен. Его итог: 600 убитых, 50 тыс. беженцев.

Чечня. Депортация чеченцев в 1944 г. и их реабилитация в 1957. В ноябре 1990 г. Верховный Совет республики принял Декларацию о суверенитете.

1) конец 1990 г. - конец 1991. Генерал-майор авиации Джохар Дудаев приглашен возглавить Объединенный конгресс чеченского народа для смены прежней элиты во главе с Доку Завгаевым. В августе 1991 г. Дудаев победил на выборах президента Чечни, заявил о независимости.

2) начало 1992 - осень 1994. Формирование Дудаевым вооруженных сил Ичкерии, отказ заключить Федеративный договор с Центром. Чеченская оппозиция пытается захватить власть, но не может сместить Дудаева. 30 ноября 1994 г. Указ Ельцина "О мерах по обеспечению конституционной законности и правопорядка на территории ЧР".

3) декабрь 1994-1996 война. Поддержка населением Чечни. После ликвидации ракетой Дудаева у власти Яндарбиев, к середине 1995 войска РФ контролируют важнейшие города Чечни. Но после терактов в Буденновске и Кизляре, на фоне предстоящих президентских выборов 1996 г., в сентябре 1996 в Хасавюрте заключено перемирие (подписали Лебедь и Масхадов). 12 мая 1997 Б. Ельцин и А. Масхадов подписывают Договор о принципах взаимоотношений РФ и Ичкерии (неприменение силы).

4) 1997-1999. Фактическая независимость Чечни, постоянные вылазки на территорию др. субъектов РФ, теракты.

5) 1999- настоящее время. Нападение чеченских боевиков на Дагестан, в ответ войска РФ вводятся в Чечню. Овладение контролем над всей Чечней, непрерывная борьба с отдельными бандами. Несколько амнистий позволило вернуть к мирной жизни значительную часть боевиков. 2005-2007 ликвидация основных главарей боевиков (Басаев, Масхадов, Хаттаб и т.д.). Сейчас боевые действия не ведутся, республика имеет статус равноправного субъекта РФ и постепенно возвращается к мирной жизни. Внутри сохраняется напряженность из-за борьбы кланов за власть. Последствия конфликта будут долго заявлять о себе.

- на территории РФ, а также в Таджикистане - урегулированы (в Чечне процесс продолжается);

- привели к образованию непризнанных республик: в Молдавии (Приднестровье), Грузии (Абхазия и Южная Осетия). Эти территории существуют сами по себе, порвали связи с государствами, в состав которых раньше входили, но не получили международного признания. "Материнские" государства исключают возможность их независимости. Перспективы быстрого урегулирования не просматриваются.

- армяно-азербайджанский: Нагорный Карабах признан Арменией, но де-факто является непризнанной республикой. Напряженные отношения Армении и Азербайджана.

Новые угрозы международной безопасности

"Самой большой угрозой является та, которую недооценивают", - Шарль де Голль.

Угроза - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства (условие - то, от чего зависит нечто другое; фактор - причина, движущая сила какого-либо процесса; опасность - способность причинить какой-либо вред, несчастье). Угрозы имеют объективный характер и возникают в результате появления противоречий между индивидами, слоями общества, классами, государствами при их взаимодействии в процессе общественного развития.

Классификация угроз:

1. Местонахождения (внешняя, внутренняя);

2. Степень сформированности (потенциальная, реальная);

3. Характер (природная: сейсмическая, водная и др.; антропогенная: экологическая, техногенная);

4. Сфера жизнедеятельности (экономическая, социальная, политическая, оборонная, информационная, международная).

Классификация угроз имеет значение при создании и функционировании системы обеспечения безопасности как отдельной страной, так и группой государств.

Классификация угроз по степени субъективного восприятия: завышенная, заниженная, адекватная, мнимая, неосознанная.

На смену угрозе мировой ядерной катастрофы пришли новые вызовы - такие как нищета, инфекционные болезни и массовые эпидемии, ухудшение состояния окружающей среды - экологические угрозы, войны и насилие внутри государств, распространение и возможность применения ядерного, радиологического, химического и биологического оружия (ОМУ), наркоторговля, глобальные финансово-экономические кризисы, международный терроризм и транснациональная организованная преступность. Эти угрозы исходят как от негосударственных субъектов, так и от государств, причем речь идет как о безопасности человека, так и о безопасности государства.

На волне сепаратизма и других проявлений национального и религиозного экстремизма возник целый ряд новых региональных конфликтов, жертвами которых становятся сотни тысяч людей, главным образом среди мирного населения.

Масштаб этих угроз многократно возрос под воздействием такого сложного и противоречивого явления, как глобализация. С одной стороны, в условиях глобализации резко усилилась взаимозависимость государств и региональные конфликты начали всерьез угрожать всеобщей безопасности и стабильности. С другой стороны, углубляя неравномерность экономического развития государств, глобализация создает питательную среду для накопления кризисного потенциала во многих странах мира. Именно на этой основе возникают и разрастаются разного рода экстремистские политические течения, сделавшие своим орудием насилие и террор.

Планы использования космоса в военных целях - это новая и очень серьезная угроза для международного мира и безопасности. Угроза военного вторжения в космос имеет поистине глобальный характер, и она тем опаснее, что в отличие от времени появления атомного оружия, она не осознана в должной степени международным сообществом, но это дело времени.

Главными действующими лицами, которые борются со всеми угрозами - как новыми, так и старыми, - по-прежнему являются отдельные суверенные государства, роль и функции которых, а также право на уважение в полной мере признаны в Уставе Организации Объединенных Наций. Однако в XXI веке больше, чем когда-либо ранее, ни одно государство не может опираться только на свои силы. Коллективные стратегии, коллективные учреждения и чувство коллективной ответственности совершенно необходимы.

Аргументы в пользу системы коллективной безопасности имеют под собой три основы. Сегодняшние угрозы пересекают национальные границы, взаимосвязаны и должны устраняться на глобальном и региональном, а также национальном уровне. Ни одно государство, каким бы сильным оно ни было, не может самостоятельно оградить себя от современных угроз. Нельзя также считать само собой разумеющимся, что всегда будут иметься возможности и желание выполнить свои обязанности по защите своего народа, не нанося при этом ущерба своим соседям.

Угрозы безопасности в современном мире в значительной мере носят трансграничный характер. Возможность противодействия им во многом зависит от консолидации усилий различных государств и их групп, всего международного сообщества. Целый ряд угроз безопасности просто не может быть нейтрализован на уровне отдельных национальных государств или региональных организаций (СНГ). Одним из условий плодотворного международного взаимодействия является сходное понимание и определение угроз различными государствами и выработка унифицированных методов противодействия им.

"Доклад Группы высокого уровня ООН по угрозам, вызовам и переменам" (2005 год) - 6 блоков угроз:

1. Война между государствами;

2. Насилие внутри государства, включая гражданские войны, массовые нарушения прав человека и геноцид;

3. Нищета, инфекционные болезни и экологическая деградация;

4. Ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;

6. Транснациональная организованная преступность.

Согласно "Стратегической концепции НАТО" к современным угрозам также относится и нарушение стабильного снабжения государств жизненно важными (прежде всего энергетическими) ресурсами.

По мнению ООНовских экспертов, для борьбы с этими угрозами рекомендуется применение "политики предотвращения", предусматривающей широкий комплекс социально-экономических и культурно-информационных мер. Приоритетными в данной сфере рассматриваются интересы личности и гражданского общества, а не государства.

Подобные документы

Содружество Независимых Государств как крупнейшее интеграционное объединение на постсоветском пространстве. Цели Союзного государства России и Белоруссии. Альтернативные объединения на постсоветском пространстве, развитие интеграционных процессов.

курсовая работа [43,8 K], добавлен 26.12.2011

Приграничные конфликты на постсоветском пространстве и способы их урегулирования. Еврорегион как инструмент региональной политики. Проблемы и перспективы приграничного сотрудничества Ростовской области и Украины в рамках проекта Еврорегион "Донбасс".

диссертация [163,7 K], добавлен 15.01.2017

Интеграционные процессы в мировом экономическом пространстве: характер: виды, причины, итоги. Близкая или родственная идеология, религия, культура, национальная принадлежность, наличие общих границ как предпосылки интеграции на постсоветском пространстве.

дипломная работа [91,5 K], добавлен 21.01.2011

Сущность энергетической безопасности как важнейшего элемента экономической безопасности. Энергетическая безопасность на постсоветском пространстве, в странах АТР. Проблемы обеспечения баланса интересов между основными субъектами мировой энергетики.

дипломная работа [569,3 K], добавлен 26.02.2009

Общие проблемы эволюции международных отношений на постсоветском пространстве. Основные факторы, повлиявшие на формирование и эволюцию политики Европейского Союза в отношении шести постсоветских стран, участвующих в программе "Восточное Партнерство".

Горячие точки на постсоветском пространстве — вооруженные конфликты, вспыхнувшие на территории СССР и государств, образовавшихся после его распада, в конце 1980-х — начале 1990-х.

С ослаблением (делигитимизацией) центральных властей в середине 1980-х годов и ухудшением социально-экономической ситуации конфликты перешли в фазу вооруженного противостояния, а затем и боевых действий.

Характер тех или иных конфликтов, состав их участников, их взаимоотношения с другими заинтересованными сторонами и политика по отношению друг к другу определялась местными условиями.

Студенты в национальных костюмах на демонстрации

Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.

Исполнилось четверть века с момента распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР). 25 лет назад, 8 декабря 1991 года было основано Содружество Независимых Государств, которое положило конец существованию союза пятнадцати республик. СССР характеризовался большим разнообразием этнического состава населения составляющих его республик. Это разнообразие создавало напряжение между основными группами населения, но настоящие конфликты вспыхнули в республиках после обретения независимости.

Нередко толчком к конфликту является российское влияние, потому что преемнице СССР выгодны любые осложнения, вызывающие к жизни призрак империализма.

Огонь в Нагорном Карабахе (Армения)

Проблемы в этом регионе начались в 1988 году, когда населенный преимущественно армянами анклав при поддержке Армении решил выйти из состава тогдашней Советской Социалистической Республики Азербайджан. В 1992 году начались боевые действия, и Баку потерял контроль над Карабахом и семью прилегающими районами.

В конце апреля нынешнего года конфликт, два десятилетия имевший латентные формы, резко обострился. После этого всплеска насилия Нагорный Карабах обвинил азербайджанскую армию в том, что она произвела более 240 выстрелов по территории республики, нарушив тем самым режим прекращения огня в этом районе.

Война в Абхазии и Южной Осетии (Грузия)

Южная Осетия и Абхазия, два сепаратистских региона Грузии, населены миноритарными этническими группами. В 2008 году грузинские вооруженные силы вошли в Южную Осетию, но Россия перехватила инициативу, что положило начало войне между этими двумя странами и сепаратистскими Абхазией и Южной Осетией.

Военное поражение Грузии привело к получению независимости Абхазией и Южной Осетией. Эта последняя не признана грузинским государством, но признана Россией, которая оказывает экономическую и военную помощь обоим регионам.

Ирредентизм в Приднестровье (Молдавия)

Когда в 1989 году начались переговоры о воссоединении Молдавии с Румынией, славяне, населяющие восточный берег Днестра объявили о создании независимой Приднестровской Молдавской Республики. Этот шаг послужил поводом для войны в Приднестровье в 1992 году, которая стоила жизни полутора тысячам человек и завершилась подписанием перемирия.

За провалом переговоров и отклонением всех предложений в 2016 году последовал референдум, на котором 97,1% населения проголосовал за немедленное отделение от Молдавии и присоединение к России, которая держит в Приднестровье полуторатысячный контингент. Предложение молдавского президента о замещении российских военных международными миротворческими силами не принимают всерьез в Тирасполе, столице сепаратистского региона.

В 2014 г. на фоне конфликта на Украине и аннексии Крыма, пресса снова заговорила о Приднестровье с тревогой из-за опасений, что там может повториться украинский сценарий. Недавно на президентских выборах в Молдавии победил про-российский кандидат, что может привести как к осложнению ситуации, так и к возобновлению переговоров с Путиным и Тирасполем.

Российско-чеченские войны

Одним из самых громких — и продолжительных — постсоветских конфликтов стали российско-чеченские войны. Напряженные отношения между чеченцами и россиянами уходят корнями в XVIII век. После нескольких лет независимости в Чечне, в начале 20-х годов ХХ века, установилась советская власть. Во время Второй мировой войны чеченцы попытались воспользоваться немецким вторжением, чтобы встать на борьбу с Советским Союзом. В ответ советский режим массово депортировал их в Центральную Азию.

С распадом СССР, как и в большинстве случаев, этнические чеченцы провозгласили собственную независимость, что привело годы спустя к Первой чеченской войне. В 1999 году вспыхнула вторая война, в результате которой Россия установила контроль над регионом.

С тех пор насилие не прекращается, и по-прежнему нет решения конфликта, который тесно связан с террористическими актами, совершаемыми чеченскими сепаратистами, задавленными Москвой.

Другие межэтнические конфликты на постсоветском пространстве

Кроме вышеперечисленных, существуют проблемы меньшинств в Центральной Азии. Конфликт в Ферганской долине, на границе Таджикистана, Киргизии и Узбекистана начался в 1989 году с эскалации насилия между узбеками и турками-месхетинцами, в котором последние терпели поражение, что заставило многих покинуть регион.

Параллельно развивался конфликт между таджиками и киргизами. Но центральноазиатский регион стал одним из немногих, который поставил точку в развитии проблем, рожденных в СССР. Между бывшими советскими республиками Центральной Азии существуют противоречия, но они возникли уже сейчас, а не тянутся из прошлого.

Одним из немногочисленных межэтнических столкновений, которые не привели к вооруженной борьбе, стала проблема русских в Прибалтике, которые по сей день страдают от притеснений и не признаются полноправными гражданами, являясь, де-факто, апатридами, если не просят российского гражданства.

Читайте также: