Гистрионы и их искусство кратко

Обновлено: 04.07.2024

Однажды мы в клубе поспорили, был ли в средневековой Европе 14 века аналог современного фаэр-шоу? Долго спорили, но без существенных аргументов. В ответ руководство клуба выдало инициаторам книгу про средневековых артистов с целью прочитать, подготовить доклад (так принято у нас, прочитал что-то интересное - расскажи другим) и самим ответить на свой вопрос. В результате выяснилось, что "огнеглотание" произошло позже, кручение огненных посохов родов вообще откуда-то из Австралии, а вот жонглирование горящими предметами вполне имело место быть. В качестве утешительного приза все узнали, что средневековому актеру был открыт доступ в другие не менее интересные сферы деятельности, как то акробатика, музицирование и даже дрессировка свиньи! Вам предлагается ознакомиться с основными тезисами доклада по тексту ниже. А для особых любителей к посту прилагаю книгу по средневековой народной культуре.

Еще на исходе раннего средневековья на площадях и улицах городов и в шумных тавернах появлялись странствующие забавники — "гистрионы". Во Франции их называли жонглерами, в Англии — менестрелями, на Руси — скоморохами. Искусный гистрион являл собой театр одного актера. Он был фокусником и акробатом, плясуном и музыкантом, мог показать номер с обезьянкой или медведем, разыграть комическую сценку, пройтись колесом или рассказать удивительную историю. В этих рассказах и представлениях жил веселый дух ярмарки, вольной шутки.

Одной из таких возможностей является искусство баласировки, а обладающие этим навыком гистрионы звались эквилибристами. Их номера заключались в искусстве балансировки предметов,

жонглирование предметами (простейшей формы, горящими мячами или даже острыми ножами) стоя на канате на большой высоте, а также акробатикой и экстравагантными танцами.

Дрессировкой животных преимущественно занимались буффоны. Животные не только выполняли трюки, но и участвовали в небольших спектаклях. В основном использовались медведи, львы, обезьяны, лошади и собаки, однако находились умельцы, способные даже свиней заставить ходить на задних лапах.

Да, фокус не простой. Кстати о фокусах, фактически они были двух видов: манипуляции и иллюзии. И если первые зарабатывали лишь ловкостью рук, то вторые считались колдунами, потому зачастую занимались предсказыванием будущего, приворотами, общением с духами и приторговывали различными снадобьями собственного производства.

Не столь большим чудом считались кукловоды, однако спектакли с использованием марионеток, завораживали не меньше. Куклы шились трех размеров: в полный рост-марионетки, по пояс-кукла-перчатка и головы-пальчиковые куклы. Полюбились и куклы люди, и звери.

Однако и сами мастера были не против нарядиться в какого-то зверя. Поэтому арсенал артиста всегда был наделен большим количеством масок-голов, от страшных зверей и демонов, до самого короля. Таких гистрионов звали ряжеными.

Однако не стоит думать, что жизнь артиста так хороша. Зачастую большинство из них не доживало и до 20 лет. Происходило это по нескольким причинам. Постоянные странствия — это хорошая возможность подцепить хворь на площади в куче людей или попросту простудиться в дороге. Но это лишь цветочки. Было два самых простых способа сгинуть раньше времени: пойти против феодала или против церкви. Так как большую часть репертуара артистов составлял именно пародии и спектакли, они зачастую пародировали недругов феодалов, дабы угодить хозяину поместья, в котором те выступали или же были наняты специально для высмеивания одного из них в присутствии другого. Так феодалы могли высказывать друг другу всё что хотели, не вступая в открытую конфронтацию. Церкви же не упускали возможности обвинить кого-либо из фокусников в одержимости и ериси.

Исходя из прочитанного, можно смело заявить, что любовь гистрионов к искусству была поистине жертвенной, а подобное искусство - призванием.

Понравилась статья? Подписывайся и ставь лайки, дальше будет ещё интереснее.

ГИСТРИОН (лат. histrio, от этрусского слова ister – актер). За время своего существования значение термина претерпело некоторые изменения.

Первоначально гистрионами именовались актеры в Древнем Риме (название существовало одновременно с actors/актеры). Гистрионы вербовались из рабов или вольноотпущенников, занимали низкое общественное положение – не имели никаких гражданских прав и могли быть подвергнуты телесному наказанию. Труппу возглавлял хозяин, вышедший из той же среды. Такие труппы можно назвать первыми антрепризами: хозяин труппы договаривался с магистратами об организации театральных представлений, и зачастую сам играл главные роли. В 3 и 2 вв. до н.э. гистрионы играли, как правило, без масок. Они были введены в обиход только в 1 в. до н.э. под воздействием древнегреческого театра. Женские роли исполнялись мужчинами.

Представления гистрионов давались на ежегодных государственных праздниках – Римских (сентябрь), Плебейских (ноябрь) и Аполлоновых (июль) играх; Флоралиях – празднествах в честь богини цветов и весны Флоры, а также – во время триумфальных и погребальных игр, выборов высших государственных лиц и т.п. Первоначально гистрионы разыгрывали свои представления на подмостках временных театральных сооружений, которые ломали по окончанию игр. С середины 1 в. в Риме начали строить постоянные театральные здания, однако мобильный, передвижной стиль существования гистрионов дал термину новую жизнь в средневековом театре.

Гистрионами в эпоху раннего средневековья (9–13 вв.) стали называть бродячих актеров, дающих свои представления в любом месте, где можно было собрать заинтересованную публику. Собственно, кроме странствующих гистрионов существовали и оседлые, состоящие при дворах средневековых властителей, – шуты, паяцы, потешники, а также трубадуры и труверы, исполнявшие баллады и песни. Но все же основная линия развития искусства гистрионов связана с выступлениями на площадях и улицах. (См. также СКОМОРОХИ).

Мобильный характер представлений и пристрастия народной публики обусловили синтетическую направленность творчества гистрионов: им приходилось быть одновременно и рассказчиками, и музыкантами, и танцорами, и певцами, и акробатами, и дрессировщиками животных, и т.д. Гистрионы объединялись в особые братства, пополнявшиеся актерами-любителями, скорее всего получившими вкус к театру при участии в литургической и полулитургической драме (на ролях чертей или бытовых эпизодических персонажей).

Вероятно, участие в той же литургической драме (т.е., приобщение к театрально-зрелищному искусству) способствовало пополнению сообщества т.н. вагантов (от лат. clerici vagantes – странствующие клирики), певцов-сказителей из среды недоучившихся семинаристов или священников-расстриг. Основное творчество вагантов составляли сатирические песни, пародирующие молитвы и литургию, восхваляющие земные радости – любовь, вино, веселье (в частности, знаменитый студенческий гимн Гаудеамус возник из их поэзии). Ваганты преследовались церковью особенно жестоко, и в 13 в. они практически прекратили свою деятельность, частично пополнив собой братства гистрионов. По времени это совпадает с запретом на проведение литургической драмы в помещении церквей и переносе ее на паперть (Указ папы римского Иннокентия III, 1210).

В разных странах Европы гистрионы носили и разные местные названия (мимы – Италия; хугляры – Испания; шпильманы – Германия; менестрели – Англия; франты – Польша; жонглеры – Франция; и т.д.).

Гистрионы

Гистрион это древнеримский актёр; средневековый странствующий или придворный актёр, деятельность которого сочетала разные виды искусства.

Гистрионы Древнего Рима

Начиная с ранних выступлений, актёры были лишены гражданских прав, предоставленных римским гражданам, из-за низкого социального статуса их профессии. Ранние римские актёры – выходцы из среды вольноотпущенников и рабов.

Римляне на пути формирования собственного театра опирались на фольклор и усваивали опыт соседних племен, в особенности греков и этрусков. Для исполнения ритуалов умилостивления богов по приглашению знати Рим посетили этрусские танцовщики, мимы и актёры, которые сразу получили большую популярность.

Сатура

Сатуры, с присущим им комедийно-бытовым характером, считаются истоком римской драмы. Распространение драматических представлений в Риме произошло с появлением групп гистрионов, которые начали путешествовать по Италии. Актёрские труппы состояли из 4-6 актёров.

Таким образом, этрусские актёры оказали непосредственное влияние на становление римской драмы и театрального искусства Древнего Рима в целом.

Средневековые гистрионы

Мастерство гистриона

Расцвет искусства гистрионов пришелся на XI-XIII вв. Мастерство средневекового гистриона включало разные виды искусства, поэтому действа актёра получались чрезвычайно зрелищными. Гистрион обладал способностями различных профессий: музыканта, танцора, певца, декламатора, поэта, сказителя, гимнаста, дрессировщика животных. Такой синтез обусловлен тем, что в период раннего Средневековья виды искусства ещё не обособились. Гистрионы в совершенстве владели искусством перевоплощения.

Талант гистрионов высоко почитался публикой. Слушатели, охваченные монологами актёров, просили их продлевать истории, платя за это деньги. Кроме того, материальную поддержку творцам оказывали правители. Например, жонглеры получали постоянные субсидии от французского короля Людовика IX Святого.

К средневековым гистрионам относятся немецкие шпильманы, французские жонглеры, английские менестрели, итальянские мимы, испанские гальярды и голиарды, польские франты, русские скоромохи.

Творчество гистрионов привело к развитию сценического искусства и литературы последующих веков, положив начало реалистической драмы, фарса и других театральных жанров, а также создав большое наследие героического эпоса.

Слово гистрион произошло от латинского histrio, что в переводе означает актёр.

Ваганты были более дерзкими. В них царила сатира и пародия. Вагантами были расстриги-попы и семинаристы, которые недоучились. Они делали пародии на церковные гимны, церковные службы и молитвы. Поскольку языком духовенства был латинский язык, то его чаще всего использовали.

Жонглеры – это странствующие музыканты и комедианты. Они стали профессиональными исполнителями в 11 столетии. В большинстве случаев выступали в городах. В 13 веке начали появляться первые объединения жонглеров. Долгое время жонглеры были единственными носителями музыкальной светской культуры, также они были единственными профессионалами в области инструментальной музыки. Гистрионов тоже называли жонглерами. Менестрелями называли жонглеров, которые находились при трубадурах и труверах.

В Германии были специальные места для брани, острословия и игры. Эти места называли шпильберг или шпильхоф. Это могло быть место внутри замка, монастырский сад или двор, пространство на городской площади. Профессия шпильмана была синтетичной, поскольку шпильманы разыгрывали сценки, водили зверей, танцевали и пели. Шпильман – это актер, который умеет сочинять.

Менестрели, труверы и трубадуры – это придворные музыканты и поэты, которые были носителями куртуазного рыцарского идеала. Они помогали рыцарям петь и сочинять песни для прекрасных дам.

Аналогом клоунов были шуты. Символом был традиционный колпак шута с бубенцами. Три длинных конца – это символ ослиного хвоста и ушей, которые были атрибутами карнавальных процессий в раннем Средневековье. Все королевские дворы нанимали шутов, которые умели загадывать загадки, были хорошими актерами, умели жонглировать и музицировать. Европейские шуты имели право критиковать королей, они были символическими близнецами короля.

Средневековье

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцам, и рассказчиками, дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах. К искусству гистрионов восходит фарс, ставший неизменной составной частью городских мистериальных представлений.

В противовес языческим, христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению действенную иллюстративность[14]. Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию, — диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления.

Постепенно литургическая драма становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями; тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся и в оформлении представлений, и в бутафории, противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, — в дальнейшем представления давались на паперти, что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам.




Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий — массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит.

Ваганты были более дерзкими. В них царила сатира и пародия. Вагантами были расстриги-попы и семинаристы, которые недоучились. Они делали пародии на церковные гимны, церковные службы и молитвы. Поскольку языком духовенства был латинский язык, то его чаще всего использовали.

Жонглеры – это странствующие музыканты и комедианты. Они стали профессиональными исполнителями в 11 столетии. В большинстве случаев выступали в городах. В 13 веке начали появляться первые объединения жонглеров. Долгое время жонглеры были единственными носителями музыкальной светской культуры, также они были единственными профессионалами в области инструментальной музыки. Гистрионов тоже называли жонглерами. Менестрелями называли жонглеров, которые находились при трубадурах и труверах.

В Германии были специальные места для брани, острословия и игры. Эти места называли шпильберг или шпильхоф. Это могло быть место внутри замка, монастырский сад или двор, пространство на городской площади. Профессия шпильмана была синтетичной, поскольку шпильманы разыгрывали сценки, водили зверей, танцевали и пели. Шпильман – это актер, который умеет сочинять.

Менестрели, труверы и трубадуры – это придворные музыканты и поэты, которые были носителями куртуазного рыцарского идеала. Они помогали рыцарям петь и сочинять песни для прекрасных дам.

Аналогом клоунов были шуты. Символом был традиционный колпак шута с бубенцами. Три длинных конца – это символ ослиного хвоста и ушей, которые были атрибутами карнавальных процессий в раннем Средневековье. Все королевские дворы нанимали шутов, которые умели загадывать загадки, были хорошими актерами, умели жонглировать и музицировать. Европейские шуты имели право критиковать королей, они были символическими близнецами короля.

Средневековье

К языческим крестьянским праздникам и связанным с ними традиционным играм восходит искусство средневековых гистрионов — бродячих актёров, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцам, и рассказчиками, дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах. К искусству гистрионов восходит фарс, ставший неизменной составной частью городских мистериальных представлений.

В противовес языческим, христианская церковь вырабатывала собственные обряды, которые придавали её учению действенную иллюстративность[14]. Уже в IX веке в Западной Европе в день Рождества священники изображали евангельских пастухов, идущих в Назарет, происходил краткий диалог между ними и священником, служившим литургию, — диалогизация службы в своём развитии открывала возможности для драматического действия. В XI веке на Пасху и в Рождество уже разыгрывались настоящие представления.

Постепенно литургическая драма становилась более действенной, более содержательной, наполнялась психологическими переживаниями; тенденция к реалистической трактовке евангельских сюжетов и образов, отразившаяся и в оформлении представлений, и в бутафории, противоречила целям церковной службы, и в 1210 году литургическая драма была изгнана из церкви, — в дальнейшем представления давались на паперти, что позволило участвовать в них не только клирикам, но и горожанам.

Одновременно в городах, независимо от церкви, зарождался жанр мистерий — массового, площадного, самодеятельного искусства. Мистерии были частью городских торжеств, которые устраивались в ярмарочные дни, абстрактные церковные сюжеты обретали в них национальный колорит.

Гистрио́н (от лат. histrio — актёр, трагик) — в Древнем Риме так называли профессиональных актёров, составляших труппу; в эпоху раннего Средневековья (в IX—XIII веках) это наименование было распространено на народных бродячих актёров [1] .

В Древнем Риме гистрионы обычно вербовались из низов общества, профессия их считалась малопочтенной, они не имели гражданских прав и могли подвергаться телесным наказаниям; лишь немногим гистрионам удавалось завоевать почёт и уважение. Изначально гистрионы играли без масок, в I в. до н. э. под влиянием греческой театральной культуры, появились маски и в Риме [1] .

Искусство средневековых гистрионов восходило к сельским обрядовым играм; гистрион мог быть одновременно музыкантом, танцором, певцом, рассказчиком, гимнастом, дрессировщиком животных и т. д. В Германии это были шпильманы (от нем. spielmann — играющий человек), во Франции — жонглёры, в Англии — менестрели, в Италии — мимы, в Испании — голиарды, гальярды, в России — скоморохи [1] . В процессе профессионализации обособлялись отдельные направления: цирковые выступления, творчество сказителей, сочинение и исполение песен (трубадуры и труверы) [1] .

Примечания

  1. 1234Аверинцев С. С., Бояджиев Г. Н.Гистрион // Театральная энциклопедия (под ред. С. С. Мокульского). — М .: Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 1.
  • Средние века
  • Культура Средневековья

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Гистрион" в других словарях:

ГИСТРИОН — (лат. histrio, histrionis). Название актера в древнем Риме. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГИСТРИОН древне римский актер. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

гистрион — актер, жонглер, комедиант Словарь русских синонимов. гистрион сущ., кол во синонимов: 4 • актер (53) • жонглер … Словарь синонимов

ГИСТРИОН — 1) актер в Др. Риме.2) Странствующий комедиант эпохи раннего западноевропейского средневековья; то же, что жонглер … Большой Энциклопедический словарь

Гистрион — странствующий комедиант эпохи раннего средневековья. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

гистрион — а, м. histrion m. <лат. histrio (histrionis). Скоромох, шут в средние века. Какая противоположность <актеров> Римским Истрионам, тех наказывали розгами за неуспех. 1821. Сумар. Прогулка 2 31. Мне сдается, продолжал князь, что он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Гистрион — 1) актёр в Древнем Риме. 2) Странствующий комедиант эпохи раннего западноевропейского средневековья; то же, что жонглёр. * * * ГИСТРИОН ГИСТРИОН, актер в Древнем Риме; странствующий комедиант эпохи раннего западноевропейского средневековья; то же … Энциклопедический словарь

Гистрион — (лат. histrio, родительный падеж histrionis) 1) актёр в Древнем Риме. Г. принадлежали большей частью к вольноотпущенникам (только достигшие особенно широкой известности пользовались почётом). Г. составляли труппу, которую возглавлял актёр … Большая советская энциклопедия

гистрион — гистри он, а … Русский орфографический словарь

Гистрион — актер профессионал в Др. Риме, исполнитель комед. бытовых сценок. Г. были певцами, музыкантами, танцорами, фокусниками, акробатами, исполнителями комич. диалогов, а также вожаками дрессиров. животных … Древний мир. Энциклопедический словарь

Читайте также: