Континентально европейская модель электронного правительства кратко
Обновлено: 02.07.2024
1.Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:
- наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС;
- высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации;
- жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.
Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан-пользователей информационными сетями и системами. Данный тип управления позволяет потребителю (избирателю, гражданину, представителю общественности) получать правительственную информацию в режиме реального времени и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов.
- расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг;
- обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;
- создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.
Таким образом, для государственных органов Великобритании основной целью становится освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при интерактивном взаимодействии с населением.
3.Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.
- обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности общегосударственных информационных ресурсов;
- совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе применения информационно-коммуникативных технологий.
Создание электронного правительства при всем разнообразии моделей подразумевает решение общих задач:
К 2017 году в мире известны и применяются 4 модели электронного правительства:
Задачи электронного правительства:
- создание новых форм взаимодействия госорганов;
- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
- снижение воздействия фактора географического местоположения;
Электронное правительство обеспечивает эффективное и менее затратное администрирование, кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством, совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.
Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.
В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. ЭП имеет следующие основные цели:
- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
- снижение воздействия фактора географического местоположения.
Создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством.
- Между государством и гражданами;
- Между государством и бизнесом;
- Между различными ветвями государственной власти;
- Между государством и государственными служащими.
- Единый портал государственных и муниципальных услуг;
- Единая система межведомственного электронного взаимодействия;
- Национальная платформа распределенной обработки данных;
- Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- Информационная система головного удостоверяющего центра.
Основной целью формирования единого пространства доверия электронной подписи является повышение эффективности государственного управления и качества оказания государственных услуг за счет формирования единого пространства доверия электронной подписи при предоставлении государственных услуг и межведомственного взаимодействия на основе применения сертификатов и ключей электронных подписей, созданных на базе единых критериев и правил формирования с использованием удостоверяющих центров, включенных в единое пространство доверия электронной подписи. В рамках построения единого пространства доверия достигнуты следующие результаты: в единое пространство доверия электронной подписи включено более 150 удостоверяющих центра различной формы собственности.
Контрольные вопросы:
1. Дайте понятие информационной системы. Какими свойствами она характеризуется?
2. Каково назначение государственных информационных систем?
3. Что такое идентификация и аутентификация? Укажите назначение единой системы идентификации и аутентификации.
4. Что собой представляет единая биометрическая система? Где она используется?
5. Для чего предназначен портал Госуслуги? Как зарегистрироваться на нем? Доступ к каким услугам, разделам и государственным органам можно получить на портале?
7. Что такое электронное правительство? Какие существуют его модели?
8. В чем заключаются задачи электронного правительства?
9. Какие элементы национальной инфраструктуры электронного правительства разработаны и функционируют в настоящий момент в России?
10. Укажите отличия терминов – электронное правительство и электронное государство.
Электронное правительство(e-government) – система государственного управления, основанная на автоматизации совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.
Цель создания электронного правительства – эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.
Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:
• оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;
• повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;
• поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;
• рост технологической осведомленности и квалификации граждан;
• снижение воздействия фактора географического местоположения.
Основополагающие принципы организации электронного правительства.
Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. электронное правительство должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.
Виды взаимодействия
- Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
- Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
- Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
- Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).
Реализация в РФ:
• 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов
• 2009—2010 годы — практическое внедрение
• Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)
• Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)
• Единая система межведомственного электронного взаимодействия;
• Национальная платформа распределенной обработки данных;
• Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
• Единая информационная система в сфере закупок
• Электронные торговые площадки
• Информационная система головного удостоверяющего центра.
С помощью ЕПГУ можно:
• Получить информацию о проведении госмун услуги
• Подать заявку и документы на предоставление госмунуслуги
• Онлайн-оплата налогов, гос сборов, пошлин, штрафов, услуг ЖКХ
• Осуществить запись к врачу
Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:
· наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС;
· высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации;
· жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.
· расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг;
· обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;
· создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.
Таким образом, для государственных органов Великобритании основной целью становится освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при взаимодействии с населением.
3.Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования
· обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности общегосударственных информационных ресурсов;
· совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе применения информационно-коммуникативных технологий.
Создание электронного правительства при всем разнообразии моделей подразумевает решение общих задач:
· организацию электронного документооборота внутри правительства;
· максимальный перевод в электронную форму взаимоотношений государства и гражданского общества;
· использование сети Интернет для организации интерактивной связи и установления эффективной обратной связи власти с населением;
· формирование диалогической по форме политической коммуникации, обеспечивающей контроль за управленческой деятельностью правительства как в процессе принятия решений, так и в их реализации.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Электронное правительство:
опыт Евросоюза
Сергей Медведев,
профессор ГУ-ВШЭ
эксперт РЕЦЭП
Определение
электронного правительства
и методология исследования
Что такое электронное правительство?
Электронное правительство = применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) органами государственной власти, гражданами и хозяйствующими субъектами в интерактивном процессе государственного управления на федеральном, региональном и местном уровнях.
Что такое электронное правительство?
Внутренняя коммуникация: G2G
Внешняя коммуникация: G2C, G2B
Приватизация и аутсорсинг: B2C
Открытость и респонсивность правительства, участие граждан в управлении: C2G, B2G
G = правительство
B = бизнес
C = граждане
ИКТ
B
G
C
Что такое электронное правительство?
Органы власти используют ИКТ в ходе реализации государственных функций и оказания государственных услуг
Информационная открытость и подконтрольность органов власти, участие граждан в управлении посредством ИКТ
Эл. администрация
Эл. демократия
Электронное правительство
Что такое электронное правительство?
Органы власти используют ИКТ в ходе реализации государственных функций и оказания государственных услуг
Эл. администрация
Информационная открытость и подконтрольность органов власти, участие граждан в управлении посредством ИКТ
Эл. демократия
Электронное правительство
Принципы организации ЭП
Формирование власти, основанной на знании
превращение данных в информацию
знание коммуникативно и интерактивно
Ориентация на потребителя
интеграция потребителя в процесс принятия решений
Распределенная власть и сетевая архитектура ЭП (де-иерархизация)
Организационная гибкость и адаптивность ЭП
3 стадии создания ЭП
Предоставление органами гос. власти достоверной, легитимной и актуальной информации
Публикация
Создание много-функциональной сетевой инфра-структуры по взаимодействию с получателями гос. услуг
Интеракция
Принятие решений на основе двусторонней коммуникации, участие граждан в управлении
Транзакция
Эл. администрация Эл. демократия
2. Электронное правительство в ЕС:
тенденции и проблемы
Особенности ситуации в Европе
Доминирование европейской континентальной модели государства
этатизм и централизация
особая роль государства в производстве общественных благ, welfare state
неокорпоратизм и социальное партнерство
Кризис европейской континентальной модели
кризис welfare state под влиянием глобализации и старения населения
деволюция и конфедерализация
ЭП в Евросоюзе: политические проблемы
Консерватизм политического класса: боязнь перемен и технологических инноваций
Бюрократия как наследие индустриальной эпохи: боязнь транспарентности и потери адм. ресурса
ЭП как угроза представительной демократии: отпадает необходимость в политиках-посредниках
Краткосрочность политического планирования VS. долгосрочность структурной трансформации
Бюджетные ограничения: ЭП требует больших стартовых инвестиций в инфраструктуру и персонал
ЭП в Евросоюзе: проблема безопасности
Дилемма свободы и безопасности после 11 сентября
Борьба с терроризмом и киберпреступностью VS. защита частной жизни и идентичности
Опасность тотальной прозрачности информационного постранства
проблема доверия к ЭП
необходимость сохранения доверия как основы социального капитала
Читайте также: