Континентально европейская модель электронного правительства кратко

Обновлено: 02.07.2024

1.Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:

  • наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС;
  • высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации;
  • жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан-пользователей информационными сетями и системами. Данный тип управления позволяет потребителю (избирателю, гражданину, представителю общественности) получать правительственную информацию в режиме реального времени и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов.

  • расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг;
  • обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;
  • создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.

Таким образом, для государственных органов Великобритании основной целью становится освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при интерактивном взаимодействии с населением.

3.Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.

  • обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности общегосударственных информационных ресурсов;
  • совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе применения информационно-коммуникативных технологий.

Создание электронного правительства при всем разнообразии моделей подразумевает решение общих задач:

К 2017 году в мире известны и применяются 4 модели электронного правительства:

Задачи электронного правительства:

- создание новых форм взаимодействия госорганов;

- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

- снижение воздействия фактора географического местоположения;

Электронное правительство обеспечивает эффективное и менее затратное администрирование, кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством, совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

Электронное правительство не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а лишь определяет новый способ взаимодействия на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных услуг.

В настоящее время не существует единой концепции электронного правительства. Имеется лишь набор общих требований, выполнения которых граждане и бизнес вправе ожидать от правительства информационного общества. ЭП имеет следующие основные цели:

- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

- снижение воздействия фактора географического местоположения.

Создание ЭП должно обеспечить не только более эффективное и менее затратное администрирование, но и кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством.

- Между государством и гражданами;

- Между государством и бизнесом;

- Между различными ветвями государственной власти;

- Между государством и государственными служащими.

- Единый портал государственных и муниципальных услуг;

- Единая система межведомственного электронного взаимодействия;

- Национальная платформа распределенной обработки данных;

- Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

- Информационная система головного удостоверяющего центра.

Основной целью формирования единого пространства доверия электронной подписи является повышение эффективности государственного управления и качества оказания государственных услуг за счет формирования единого пространства доверия электронной подписи при предоставлении государственных услуг и межведомственного взаимодействия на основе применения сертификатов и ключей электронных подписей, созданных на базе единых критериев и правил формирования с использованием удостоверяющих центров, включенных в единое пространство доверия электронной подписи. В рамках построения единого пространства доверия достигнуты следующие результаты: в единое пространство доверия электронной подписи включено более 150 удостоверяющих центра различной формы собственности.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие информационной системы. Какими свойствами она характеризуется?

2. Каково назначение государственных информационных систем?

3. Что такое идентификация и аутентификация? Укажите назначение единой системы идентификации и аутентификации.

4. Что собой представляет единая биометрическая система? Где она используется?

5. Для чего предназначен портал Госуслуги? Как зарегистрироваться на нем? Доступ к каким услугам, разделам и государственным органам можно получить на портале?

7. Что такое электронное правительство? Какие существуют его модели?

8. В чем заключаются задачи электронного правительства?

9. Какие элементы национальной инфраструктуры электронного правительства разработаны и функционируют в настоящий момент в России?

10. Укажите отличия терминов – электронное правительство и электронное государство.

Электронное правительство(e-government) – система государственного управления, основанная на автоматизации совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая снижению издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Цель создания электронного правительства – эффективное государственное управление, прозрачность работы государственной власти и разрушение монополии чиновников на информацию.

Таким образом, ЭП имеет следующие основные цели:

• оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

• повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

• поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

• рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

• снижение воздействия фактора географического местоположения.

Основополагающие принципы организации электронного правительства.

Для достижения максимального уровня преимуществ гражданам необходимо реализовать основополагающий принцип, заключающийся в том, что правительство должно быть доступно каждому, в любом месте, в любое время. электронное правительство должно обеспечить гражданам взаимодействие с государством и доступ к государственным услугам 24 часа в сутки, семь дней в неделю, независимо от географического расположения и времени года.

Виды взаимодействия

  • Между государством и гражданами (G2C, Government-to-Citizen);
  • Между государством и бизнесом (G2B, Government-to-Business);
  • Между различными ветвями государственной власти (G2G, Government-to-Government);
  • Между государством и государственными служащими (G2E, Government-to-Employees).

Реализация в РФ:

• 2008 год — разработка и утверждение необходимых документов

• 2009—2010 годы — практическое внедрение

• Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)

• Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

• Единая система межведомственного электронного взаимодействия;

• Национальная платформа распределенной обработки данных;

• Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;

• Единая информационная система в сфере закупок

• Электронные торговые площадки

• Информационная система головного удостоверяющего центра.

С помощью ЕПГУ можно:

• Получить информацию о проведении госмун услуги

• Подать заявку и документы на предоставление госмунуслуги

• Онлайн-оплата налогов, гос сборов, пошлин, штрафов, услуг ЖКХ

• Осуществить запись к врачу

Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:

· наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС;

· высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации;

· жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

· расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг;

· обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;

· создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.

Таким образом, для государственных органов Великобритании основной целью становится освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при взаимодействии с населением.

3.Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворении информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования

· обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности общегосударственных информационных ресурсов;

· совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе применения информационно-коммуникативных технологий.

Создание электронного правительства при всем разнообразии моделей подразумевает решение общих задач:

· организацию электронного документооборота внутри правительства;

· максимальный перевод в электронную форму взаимоотношений государства и гражданского общества;

· использование сети Интернет для организации интерактивной связи и установления эффективной обратной связи власти с населением;

· формирование диалогической по форме политической коммуникации, обеспечивающей контроль за управленческой деятельностью правительства как в процессе принятия решений, так и в их реализации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Электронное правительство: опыт ЕвросоюзаСергей Медведев, профессор ГУ-ВШЭ.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Электронное правительство: опыт ЕвросоюзаСергей Медведев, профессор ГУ-ВШЭ.

Электронное правительство:
опыт Евросоюза
Сергей Медведев,
профессор ГУ-ВШЭ
эксперт РЕЦЭП

Определение электронного правительства и методология исследования

Определение
электронного правительства
и методология исследования

Что такое электронное правительство?Электронное правительство = применение ин.

Что такое электронное правительство?
Электронное правительство = применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) органами государственной власти, гражданами и хозяйствующими субъектами в интерактивном процессе государственного управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Что такое электронное правительство?Внутренняя коммуникация: G2G Внешняя комм.

Что такое электронное правительство?
Внутренняя коммуникация: G2G
Внешняя коммуникация: G2C, G2B
Приватизация и аутсорсинг: B2C
Открытость и респонсивность правительства, участие граждан в управлении: C2G, B2G
G = правительство
B = бизнес
C = граждане
ИКТ
B
G
C

Что такое электронное правительство?Органы власти используют ИКТ в ходе реали.

Что такое электронное правительство?
Органы власти используют ИКТ в ходе реализации государственных функций и оказания государственных услуг

Информационная открытость и подконтрольность органов власти, участие граждан в управлении посредством ИКТ

Эл. администрация
Эл. демократия
Электронное правительство

Что такое электронное правительство?Органы власти используют ИКТ в ходе реали.

Что такое электронное правительство?
Органы власти используют ИКТ в ходе реализации государственных функций и оказания государственных услуг

Эл. администрация
Информационная открытость и подконтрольность органов власти, участие граждан в управлении посредством ИКТ
Эл. демократия
Электронное правительство

Принципы организации ЭПФормирование власти, основанной на знании превращение.

Принципы организации ЭП
Формирование власти, основанной на знании
превращение данных в информацию
знание коммуникативно и интерактивно
Ориентация на потребителя
интеграция потребителя в процесс принятия решений
Распределенная власть и сетевая архитектура ЭП (де-иерархизация)
Организационная гибкость и адаптивность ЭП

3 стадии создания ЭППредоставление органами гос. власти достоверной, легитимн.

3 стадии создания ЭП
Предоставление органами гос. власти достоверной, легитимной и актуальной информации
Публикация
Создание много-функциональной сетевой инфра-структуры по взаимодействию с получателями гос. услуг
Интеракция
Принятие решений на основе двусторонней коммуникации, участие граждан в управлении
Транзакция
Эл. администрация Эл. демократия

ЭП как (пост-) модернизация властиАдаптация власти к условиям информационной.

ЭП как (пост-) модернизация властиНовые требования к государству расширение и.

2. Электронное правительство в ЕС: тенденции и проблемы

2. Электронное правительство в ЕС:
тенденции и проблемы

Особенности ситуации в ЕвропеДоминирование европейской континентальной модели.

Особенности ситуации в Европе
Доминирование европейской континентальной модели государства
этатизм и централизация
особая роль государства в производстве общественных благ, welfare state
неокорпоратизм и социальное партнерство
Кризис европейской континентальной модели
кризис welfare state под влиянием глобализации и старения населения
деволюция и конфедерализация

Особенности ситуации в ЕвропеПоследствия интеграции и расширения ЕС рост слож.

Инициативы ЕвросоюзаМарт 2000: Лиссабонская Стратегия инновация как двигатель.

Стратегия ЕC “i2010” (июнь 2005)Создание единого рынка ЕС в сфере информацион.

ЭП в Евросоюзе: основные тенденцииДеволюция в области принятия решений ключев.

Новые технологические решенияСтандартизация и взаимодействие различных гос. с.

ЭП в Евросоюзе: политические проблемыКонсерватизм политического класса: боязн.

ЭП в Евросоюзе: политические проблемы
Консерватизм политического класса: боязнь перемен и технологических инноваций
Бюрократия как наследие индустриальной эпохи: боязнь транспарентности и потери адм. ресурса
ЭП как угроза представительной демократии: отпадает необходимость в политиках-посредниках
Краткосрочность политического планирования VS. долгосрочность структурной трансформации
Бюджетные ограничения: ЭП требует больших стартовых инвестиций в инфраструктуру и персонал

ЭП в Евросоюзе: социальные проблемыГеографический и социальный «цифровой разр.

ЭП в Евросоюзе: проблема безопасностиДилемма свободы и безопасности после 11.

ЭП в Евросоюзе: проблема безопасности
Дилемма свободы и безопасности после 11 сентября
Борьба с терроризмом и киберпреступностью VS. защита частной жизни и идентичности
Опасность тотальной прозрачности информационного постранства
проблема доверия к ЭП
необходимость сохранения доверия как основы социального капитала

Читайте также: