Контекстуальные синонимы и антонимы градация антитеза кратко

Обновлено: 08.07.2024

Анализируя данный поэтический отрывок, мы запомним с вами довольно большое количество базовых понятий, входящих в теоретическую часть 26 задания.

Давайте разберемся, на какие группы делятся языковые средства выразительности. Сразу оговорюсь, что разные издания, готовящие школьников к ЕГЭ по русскому языку, дают разные классификации. Предлагаю такое деление:

1. Тропы – это речевые обороты, которые основываются на употреблении слов в переносном значении. Например, метафора, символ, гипербола, литота и др.

2. Лексические средства выразительности. К ЛСВ относят: синонимы и контекстные синонимы, антонимы и контекстные антонимы, фразеологизмы, диалектизмы, устаревшие слова и др.

3. Синтаксические средства выразительности – это особые синтаксические структуры, усиливающие эмоциональность речи.

Например, анафора, эпифора, парцелляция, умолчание и др.

Начертим таблицу и будем заполнять ее по мере усвоения материала.

Инверсия

Прочитаем это четверостишие:

Синекдоха

Мы вновь на первой строчке.

Синекдоха – это часть вместо целого.

Обращаю ваше внимание, что синекдоха является разновидностью метонимии, но этот троп мы будем разбирать чуть позже. Для большей ясности я приведу еще пару примеров.

Эпитет

Эпитет – это красочное определение.

Теперь поставьте видео на паузу и попробуйте найти в этом четверостишие еще примеры эпитетов.

Эпитет мы записываем в первый столбик таблицы.

Риторические восклицания

Перемещаемся на вторую строчку. Обратите внимание, что в конце предложения стоит восклицательный знак. Это риторическое восклицание.

Риторическое восклицание помогает передать эмоциональный подъем высказывания. Риторическое восклицание мы записываем в третий столбик.

Умолчание

Помимо восклицательного знака мы здесь видим многоточие. Этот прием называется умолчанием.

Умолчание – это намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи.

Поставьте, пожалуйста, видео на паузу и попробуйте найти в этом четверостишие еще примеры умолчания.

Как мы видим, знаки препинания помогают создать определенный эмоциональный настрой и выразить авторскую позицию.

Умолчание мы заносим в третий столбик таблицы.

Анафора

Анафора – повтор слова или оборотов в начале отдельных частей высказывания.

Анафору мы заносим в третий столбик.

Синтаксический параллелизм

Как правило, анафора тянет за собой другую фигуру речи – синтаксический параллелизм.

Синтаксический параллелизм – это расположение рядом сходных синтаксических конструкций для создания единого поэтического образа.

Синтаксический параллелизм мы заносим в третий столбик.

Антитеза

Продолжаем анализировать третью и четвертую строчки:

Здесь явное противопоставление образов. Не даром синтаксический параллелизм тянет за собой антитезу.

Антитеза – это художественное противопоставление образов, положений, ситуаций.

Антитезу записываем в третий столбик.

Риторический вопрос

Обратите внимание, каким знаком препинания заканчиваются третья и четвертая строчки? Вопросительным. Но это вопрос, который не требует ответа. Он привлекает внимание читателя. Подобный вопрос называется риторическим.

Риторический вопрос – это вопрос, поставленный не для того чтобы получить на него ответ, а для того чтобы привлечь внимание к изображаемому явлению.

Контекстные антонимы.

Контекстные антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте.

Поставьте, пожалуйста, видео на паузу и найдите в этом четверостишие еще примеры контекстных антонимов.

Контекстные антонимы мы записываем во второй столбик.

Синонимы

Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения.

Синонимы мы записываем так же во второй столбик.

Символ

Парус – это один из самых известных образов в русской поэзии. Он символизирует одинокую, мятущуюся, мятежную душу. Парус – это человеческая душа, находящаяся в постоянном поиске себя, терзаемая желаниями и страстями, но в то же время абсолютно одинокая. Значит парус – это символ.

Символ – это многозначный образ, объединяющий разные планы изображаемого.

Символ мы записываем в первый столбик таблицы. Мы завершили таблицу. Буквально на основе одного четверостишия мы вспомнили 12 основных средств языковой выразительности.

Синтаксические средства выразительности — тип средств выразительности, которые посредством синтаксиса помогают расставить акценты, придать живописности предложению.

Что такое фигуры речи и какие они бывают

Фигуры речи — обороты речи, зафиксированные стилистикой русского языка, усиливающие экспрессивность предложения.

Антитеза — фигура речи, показывающая контраст двух частей высказывания.

  • сопоставление понятий, а также образов, которые, так или иначе, контрастируют друг с другом:

«Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы,
И, видишь, — я у ног твоих! (Лермонтов М.Ю. Демон)

«Ночь, улица, фонарь, аптека,

Градация — тип фигуры речи, состоящий из однородных членов предложения, выражает либо постепенное напряжение действия (климакс), либо постепенное снижение эмоциональной выразительности (антиклимакс).

Виды градации:

Функции градации:

Инверсия — фигура речи, характеризующаяся изменением порядка слов в предложении или словосочетании. Цель данной фигуры речи — усилить торжественность, поэтичность момента, сделать акцент на событии или слове.

В русском языке предложения строятся по следующей схеме: сначала идет подлежащее, потом сказуемое, далее второстепенные члены предложения, такие как: определение, дополнение, обстоятельство и т.д.

Виды инверсии:

Функции инверсии:

  1. Приобретение инверсированным словом стилистической выразительности.
  2. Приобретение смысловых акцентов в предложении.
  3. Создание эффекта загадочности или, наоборот, точности высказывания.

«Голубчик. Дай ты мне эти деньги! Дай, Христа ради! Что они тебе? Ведь в одну ночь — только в ночь… А мне — года нужны… Дай — молиться за тебя буду! Вечно — в трех церквах — о спасении души твоей. Ведь ты их на ветер… а я бы — в землю! Эх, дай мне их! Что в них тебе. Али тебе дорого? Ночь одна — и богат! Сделай доброе дело! Пропащий ведь ты… Нет тебе пути… А я бы — ох! Дай ты их мне! (Горький Максим. Челкаш)

Виды эллипсиса:

Синтаксическая конструкция с междометием вместо сказуемого.

Цели эллипсиса:

Лирическое усиление художественной выразительности:

Эпифора — фигура речи, характеризующаяся повторением одного элемента в концах фраз.

Функция эпифоры:

  1. Акцентологическая.
  2. Служит для передачи уверенности, фиксируется на следствии явления или действия.

Анафора — фигура речи, повторяющая один и тот же элемент в начале каждой фразы.

«Только ветер да звонкая пена,

Только чаек тревожный полет,

Функции анафоры:

  1. Акцентологическая.
  2. Усиливающая.
  3. Придает динамичность речи.

Параллелизм — фигура речи, которая характеризуется повтором речевых приемов в синтаксисе предложения. Разные предложения при параллелизме (или части предложения) имеют одинаковую синтаксическую структуру.

Для чего нужен параллелизм?

Подчеркивая сходные или несходные черты, придает тексту/фразе выразительности, обычно в эмоциональном плане.

Широко используются приёмы параллелизма в лирике, прозе, а также в фольклоре (например, в сказках, былинах, частушках, пословицах)

Риторический вопрос — синтаксическая фигура речи, характеризующаяся присутствием вопроса, ответ на который не обязателен. Ответ в таком случае может быть не предусмотрен, очевидным.

Наравне с риторическими вопросами в тексте выполняют те же функции такие синтаксические фигуры речи, как риторическое восклицание и риторическое обращение.

Функции риторического вопроса:

  1. Усилительная (подчеркивание той или иной фразы, слова, словосочетания).
  2. Акцентологическая.

Оксюморон — фигура речи, которая придает повествованию особую эмоциональную выразительность антонимичными парами слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

10 класс Тема урока: Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.

Обучающие:

- познакомить с новыми понятиями;

- учить находить синонимы и антонимы в тексте и определять оттенки их лексического значения; уметь видеть в тексте синонимический ряд и составлять самим ряды синонимов;

- познакомить с градацией и антитезой как средством выразительности речи

Развивающие:

- создать условия для развития умения употребления синонимов и антонимов в речи;

- развивать познавательные и творческие способности учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного содружества.

- способствовать развитию культуры речи, культуры умственного труда.

Задачи:

- повысить положительную мотивацию обучения;

- повысить уровень знаний учащихся

- создать условия для обогащения словарного запаса, расширение кругозора.

Тип урока: комбинированный: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности.

III. Обращение к теме урока.

Постановка цели и задач урока.

IV. Актуализация опорных знаний.

- Что такое лексика? Дайте понятие этого термина.

(Лексика – это словарный состав языка, какого-нибудь его стиля, сферы, а также чьих-нибудь произведений, отдельного произведения.)

-Дайте определение лексикологии. (Это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение, употребление и происхождение слов.)

-Как вы понимаете лексическое значение слова? (Это смысловое содержание слова, то, что обозначает слово.)

-Что такое лексикон? (Это словарный запас человека.)

V. Изучение нового материала с одновременным закреплением.

Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).

Понятие контекстуальных синонимов. Существует также особый вид синонимов - контекстуальные синонимы.

Это слова, которые сами по себе не являются синонимами, но становятся ими в определённом контексте, сближаясь по значению в условиях этого контекста.

- Как вы думаете, что усиливается с каждой новой встречей старика с рыбкой?

Вот пошёл он к синему морю,

Видит, - море слегка разыгралось

Вот пошёл он к синему морю,

Помутилося синее море…

Пошёл старик к синему морю,

Не спокойно синее море…

Старичок отправился к морю,

Почернело синее море…

Вот идёт он к синему морю,

Видит, на море чёрная буря…

- Какова роль контекстуальных синонимов в данных отрывках?

(Они дают возможность точнее выразить мысль, яснее представить конкретную ситуацию.)

Введение понятия о градации:

Градация – (лат gradatio – постепенное повышение) - стилистическая фигура, состоящая в расположении ряда слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения.

Задание. - Выпишите синонимы, располагая их по принципу градации.

Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякнул толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались рассыльные, усмехался сам хозяин отеля.

(Хмыкал швейцар, крякнул толстый повар отеля, усмехался сам хозяин отеля, улыбались официанты в ресторане, хихикала горничная, смеялся мальчик в лифте, визжали поварята, заливались рассыльные - скоро хохотали все.)

Антонимы широко используются в художественной речи, на них может быть основана выразительная сила произведения. Художнику дано ощутить жизненные противоречия и перенести их в поэтическую реальность. Известно, что принцип контраста является одним из основных художественных принципов поэзии М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой, М.Цветаевой.

К добру и злу постыдно равнодушны… М. Лермонтов


И ненавидим мы, и любим мы случайно.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви.
М. Лермонтов

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…
А. Пушкин

Контекстуальные антонимы

В современной лингвистике иногда говорят о контекстуальных антонимах, т. е. словах, противопоставленных в определенном контексте: "Волки и овцы". Полярность значений таких слов не закреплена в языке, их противопоставление носит индивидуально-авторский характер. Писатель может выявить противоположные качества у различных понятий и на этом основании противопоставить их в речи; ср.: не мать, а дочь; солнечный свет - лунный свет; один год - вся жизнь. Однако слова, называющие подобные понятия, не являются антонимами, так как их противопоставление не воспроизводится в языке, оно окказионально.

Таким образом, важнейшим критерием выделения антонимии как языкового явления служат системные отношения слов в лексике. Системный подход позволяет проникнуть в самую глубину этого явления, вскрыть его закономерности, объяснить особенности использования антонимов в речи

Антитеза – противопоставление.

Содержание антитез разнообразно. В произведениях авторов, которые пишут о северной природе, существуют противопоставления суровой северной природы и человека, её покоряющего.

Тут зима – бесконечная, лето – короткое…
В.В.Матвеев


…вокруг на сотни вёрст
Трещит мороз в разгаре лета.
И веет холодом от звёзд.
В.И. Выхристенко

Примеры контекстных антонимов

Я царь, – я раб, – я червь, – я бог!
Г.Р. Державин

Для вас – века, для нас – единый час.
А. Блок

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
М. Цветаева

Подумайте! Почему синонимы образуют ряды, а антонимы пары?

Противопоставление, которое лежит в основе явления антонимии, предполагает наличие только двух компонентов, которые сопоставляются по противоположным качествам, поэтому антонимы образуют пары. Синонимы же передают оттенки, а таких оттенков может быть много.

VI. Итог урока

Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

В четверостишье Бориса Слуцкого очень ёмко говорится о значимости слова.

Надо ли знать омонимы, паронимы, синонимы, антонимы? Для чего нам это необходимо?

Да, наша речь должна быть правильной, точной, красивой. А это достигается четким выбором наиболее подходящих слов, их сочетанием, размещением в пределах фразы и текста.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

контекстуальные синонимы и антонимы градация антитеза

Цель: Повторение основных лексических понятий, изученных в 5-6 классах.

Задачи: Углубить знания учеников по данной теме; расширить представление о художественных приёмах использования синонимов, омонимов, антонимов; расширять словарный запас учащихся;

Ребята, мы с вами в 10-ом классе на уроках русского языка повторяем всё то, что изучали в 5-9 классах. Но не просто повторяем, но и узнаём что-то новое, дополняем, расширяем свои представления о понятиях, которые кажутся вам известными.

Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).

2.1работа над темой урока

3. Введение понятия о градации:

Объясните орфограммы и пунктограммы:

Запад, отказаться, , нежный, сосредоточенность, увеличиваться, густой, активный, излишек, мелкий, многолюдный, скука, новосёлы, вооружение, неряшливый, зажечь, чужбина, сомкнуть.

5. Чтение материала в учебнике об антитезе:

Задание: Найдите в предложениях антонимы, отметьте антитезу.

1.Утром небо ясно и прозрачно, ночью звёзды светят так светло – отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело? (А.К.Толстой). 2.Судьба – проказница шалунья, определила так сама: всем глупым счастье от безумья, всем умным горе от ума. (А.С.Грибоедов).

6 . Введение понятия об оксюмороне:

Антитеза – это речевая фигура, заключающаяся в сопоставлении логически противоположных понятий или образов: Ученье – свет, а неученье – тьма.

Антитеза может быть простой, состоящей из одной пары противопоставлений: У сильного всегда бессильный виноват . И сложной, когда в фигуру вовлечено сразу несколько антонимичных пар: Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь .

оксюморона (от гр. oxýmoron – остроумно-глупое) – стилистического приема образной речи, состоящего в создании нового понятия соединением контрастных по значению слов . ( начало конца, в разгар застоя ( крупные мелочи, дорогая дешевизна ),

Большинство антонимов характеризуют качества (хороший — плохой, умный — глупый, родной — чужой, густой — редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временные отношения (большой — маленький, просторный — тесный, высокий — низкий, широкий — узкий; ранний — поздний, день — ночь) ; меньше антонимических пар с количественным значением (многие — немногие; единственный — многочисленный). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать — смеяться, радоваться — горевать), но таких немного.

По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день — ночь) и однокорневые (приходить — уходить, революция — контрреволюция). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые — лексико-грамматических . У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения: в ложить — вы ложить, при ставить — от ставить, за крыть — от крыть.

Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали — антонимические . Например:

умный — глупый
разумный — бестолковый
мудрый — безмозглый
головастый — безголовый
толковый — тупой

Антонимические отношения слов отражаются и в возможностях их лексической сочетаемости . Если антонимическую оппозицию образуют слова, имеющие широкие границы лексической сочетаемости, то их можно использовать в разнообразных антонимических сочетаниях: левый — правый (рука, плечо, ухо, глаз, бок, крыло, лапа, сторона, часть, половина, берег, фланг, партия, уклон и т. д.). У слов, имеющих ограниченные возможности лексической сочетаемости, зона антонимии невелика: свежий — черствый (батон, хлеб, булка).

8. Ответьте на шуточные вопросы:

1)Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке).

2)В каком бору не растут деревья? (Бор – химический элемент).

3)Всякий ли пар способен подниматься? (Пар – пашня, оставленная без посева).

4)Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабан – деталь, имеющая цилиндрическую форму).

5)Каким ключом нельзя открыть дверь? (Ключ – родник, ключ – музыкальный знак)

3. Подведение итогов урока.

Мальчик учился не очень прилежно, но физкультурой интересовался серьезно.(очень наречие)

Повествовательное. Невосклицательное. Сложное, сложносочиненное. Союзное. Первое предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено. Второе предложение – простое, односоставное, с главными членами предложения, полное, распространенное, не осложнено.

Языковые средства выразительности традиционно принято называть риторическими фигурами.

Риторические фигуры - такие стилистические обороты, цель которых состоит в усилении выразительности речи. Риторические фигуры призваны сделать речь богаче и ярче, а значит, привлечь внимание читателя или слушателя, возбудить в нем эмоции, заставить задуматься. Над изучением средств выразительности речи работали многие филологи, такие как

Художественная речь не является набором каких-то особых поэтических слов и оборотов. Источником оборотов принято считать язык народа, поэтому для создания "живых картин" и образов писатель прибегает к использованию всевозможных богатств народного языка, к тончайшим оттенкам родного слова.

Всякое слово кроме основного, прямого значения, обозначающего главный признак какого-либо предмета, явления, действия (буря, быстрая езда, горячий снег), обладает и рядом других значений, то есть оно многозначно. Художественная литература, в частности лирические произведения – это образец использования средств выразительности, важнейший источник выразительности речи

На уроках русского языка и литературы школьники учатся находить в произведениях образные средства языка – метафоры, эпитеты, сравнения и другие. Они придают наглядность изображению тех или иных предметов и явлений, но именно такие средства вызывают затруднение и в доскональном понимании произведения, и в обучении в целом. Поэтому углубленное изучение средств является неотъемлемой частью учебного процесса.

Рассмотрим каждый троп подробнее.

ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЯЗЫКА

trumb

1. Антонимы – разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению

Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи, служит средством антитезы.: он был слаб телом, но силен духом. Контекстные (или контекстуальные) антонимы – это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте:

2. Гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления:

3. Литота – худ-е преуменьшение :

Употребляется в целях повышения художественного впечатления. Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) -благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы:

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ:

4. Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения:

Употребл. Синонимов позволяет полнее выразить мысль, использ. Для усиления признака. Контекстные (или контекстуальные) синонимы – слова, являющиеся синонимами только в данном тексте:

5. Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак. В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора. В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова:

Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

6. Метонимия – перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса: а) с человека на его какие-либо внешние признаки:

б) с учреждения на его обитателей:

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру):

7. Оксюморон – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению, либо придает ироническую окраску:

8. Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку:

9. Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов:

10. Перифраз(а) – использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора:

11. Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной.

12. Сравнение – одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами:

но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета:

Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже:

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов:

13. Фразеологизмы – это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности, использ. Для того, чтобы показать отношение автора к событиям, к человеку и т.д.:

Фразеологизмы сильнее воздействуют на читателя.

14. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной:

15. Эпитет – слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное , образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении:

16. Градация – стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи:

Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослабление признака).

17. Антитеза – стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

18. Тавтология – повторение (более лучшее, авторские слова – это слова автора) Разговорная лексика придает дополнит. Экспрессивно-эмоц. Окраску(положит, отрицат, уменьшит), может придавать шутливое, ироническое, фамильярное отношение к предмету.

19. Историзмы-слова, которые вышли из употребления вместе с понятиями, которые они обозначали

20. Архаизмы- слова, которые в соврем. Рус. Языке заменены другими понятиями.

В произведениях худож. Лит. Помогают воссоздать колорит эпохи, являются средствами речевой характеристики, либо могут использоваться как средство комического

21. Заимствования - Слова – для создания юмора, номинативная функция, придают национ. Колорит, приближают читателя к языку той страны, жизнь которой описывается.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

trumb

1. Восклицательные частицы – способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста:

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение):

Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию:

2. Инверсия – обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом:

А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи:

3. Многосоюзие – риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий, подчеркивается роль каждого.:

4. Парцелляция – прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения:

5. Повтор – сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.:

6. Риторические вопросы и риторические восклицания – особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции.

7. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста:

8. Анафора, или единоначатие – это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления:

9. Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.:

10. Водные слова используются для того, чтобы выразить

11.Обращения- используется для того, чтобы назвать того, к кому обращаются с речью, привлечь внимание собеседника, а также выразить отношение говорящего к собеседнику

12. Однородные члены предложения – их использование помогает охарактеризовать предмет(по цвету, форме, качеству…), акцентировать внимание на каком-то моменте

13. Слова-предложения

14. Обособление – используется для того, чтобы выделить или уточнить часть высказывания:

Читайте также: