Контакты с культурами запада и востока кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Восточная и Западная модели культуры (понятие и сравнительные историко-культурные характеристики, современные подходы).

1. Восточная и Западная модели культуры (понятие и сравнительные историко-культурные характеристики, современные подходы)……………. 5

Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно- экономических и политических структур.

Под Востоком понимается культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы, а сейчас на первом месте выступает Америка, по моему мнению.

Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты.

Конечно, восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми.
Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации.

Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире).
Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.

Для того чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам, то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политических устройствах, и составляющих этого.

Восточная и Западная модели культуры (понятие и сравнительные историко-культурные характеристики, современные подходы).

Типология культур может производиться по различным основаниям. Один из наиболее распространенных способов: по географическому принципу. В частности через выделение двух регионов: Запада и Востока.

Основу данной типологии составляет специфика способов и методик познания окружающего мира, ценностных ориентаций, мировоззрения, общественного, политического и экономического устройства. Но все же особенность культур Запада и Востока во многом объясняется именно географическим положением.

Выделяют различные типы культур в зависимости от подходов и методов к изучению культуры и огромного множества культурологических теорий и концепций.

Если преобладает идеационная культура, то высшей ценностью в ней становится Бог и Вера, а к чувственному миру, его богатствам, радостям, ценностям формируется безразличное или отрицательное отношение.

В чувственной культуре преобладает ценность чувств. Смысл имеет только то, что мы видим, слышим, осязаем. Формирование ее начинается в XVI в. и достигает своего апогея к середине XX в. Ценности религии, морали, другие ценности идеационной культуры приобретают относительный характер: они либо отрицаются, либо к ним совершенно равнодушны. В такой культуре познание становится эквивалентом эмпирического знания, представленного естественными науками, они вытесняют религию, теологию и даже философию.

Идеалистическая система культуры, по мнению П. Сорокина, является промежуточной между идеационной и чувственной. Ее ценности – это ценности разума, рационализирующего объективную реальность, которая отчасти сверхчувственна, а отчасти чувственна.

Представитель антропологического подхода Л. Фробениус полагал, что культуры могут быть мужскими и женскими.

Вообще восточный и западный тип культуры можно соотнести через такие понятия, как традиции и новаторство.

В восточной культуре господствует убеждение о совершенстве, гармонии мира, ему чужда мысль о его переустройстве. Творчество – исключительный удел Неба и Богов. Что касается западного типа культуры, то здесь возможны представления о несовершенстве мира, творчество – это удел Бога и человека и оно может быть нацелено на переустройство мира.

На Востоке (исходя из этого положения) господствует принцип недеяния; приоритет коллективного труда, а не частного, как на Западе.

Если на Западе человек ориентирован на будущее (свое, своих детей, своего народа), то на Востоке наблюдается ориентация на вечность, на циклы, круговороты, рождение и смерть.

Так как западная культура исходит из потребительской ориентации на бытие, то, соответственно, воля и разум человека должны быть направлены на преобразование мира. Восточная культура ориентирована на духовное преобразование: в мире есть трудности, которые не следует обходить, их нельзя изменить, преодолеть, их надо принять.

Таким образом, сравнительный анализ культур Запада и Востока показал, что они относятся к разным цивилизациям, имеют сложную многовековую историю существования. Разная история, условия жизни и производство материальных благ, религии, климатические условия и т.д. привели к формированию иного мировоззрения, менталитета и культуры в целом.

Культуре Востока свойственно устойчивое историческое развитие, Запад движется вперед рывками.

Западная культура характеризуется динамическим образом жизни, разрушается предыдущая система ценностей- возникает другая. Восточная культура отличается незыблемостью, непротивлением, устойчивостью. Новые веяния гармонично встраиваются в существующую систему.

В восточной культуре уживаются рядом множество религий. В Западной главенствует христианство. Восточная культура основывается на древних обычаях, устоях. Западу свойственно расшатывание традиций.

Для Запада характерно научное, технологичное, рациональное познание мира. Восток иррационален.

Человек западного мира оторван от природы, он повелевает ей. Человек Востока слит с природой.

Проанализировав особенности культур Запада и Востока, мы можем смело отнести себя к людям с западным мировозрением. С нашей точки зрения, часто приверженность восточной цивилизации к традициям тормозит ее развитие. С другой стороны, мы не можем не принять того факта, что западный путь развития- это разрушение старых, отживших свое устоев- не всегда верный и правилтьный. Возможно, что наиболее жизнеспособный и устойчивый вариант- это сочетание деятельной активности и инициативности Запада с восточным уважением к опыту предыдущих поколений.

В плане мировоззрения нам чужды как радикальный западный рационализм, так и восточная ориентация на исключительно чувственное восприятие. Тем не менее, мы не считаем, что один из этих подходов исключает другой, и, возможно, человек будущего должен опираться на оба способа познания окружающего мира в равной мере.

Исходя из теории и практики глобализации культур, мы будем свидетелями того, как цивилизация Запада и Востока станет единым целым уже в 21 веке. Будет ли это соединение из каких-либо их особенностей или одна поглотит другую, неизвестно. В наши дни на планете не существует государств, неподверженных влияние извне, уже сейчас имеются глобальная экономическая система, связывающая весь мир. Это, возможно, и означает, что рано или поздно произойдет объединение всех мировых цивилизаций и культур.

К сожалению, западная цивилизация в лице Америки и Европы стремиться к доминированию и подчинению народов Востока. Пользуясь экономическим и военным превосходством, хотя все разногласия между Западом и Востоком устранимы мирным путем.

Несмотря на различия в менталитете, мировоззрениях, традициях и обычаях, люди этих цивилизаций имеют одну природу и общие проблемы. Итак, сходства между ними, вытекающие из этого родства, являются ключом к решению проблем, связанных с недопониманием и взаимным отторжением.

Конечно, в современных условиях глобализации восточная культура не могла не перенять определенных черт западной культуры, однако она вобрала в себя только те формы жизни, которые не вступают в противоречие с социально-политическими, экономическими и культурными установками Востока.

И Запад, и Восток в своем духовном развитии придерживались своих уникальных путей. Нельзя ставить одну культуру выше или ниже другой. Ведь и восточная, и западная культуры являются частью единой мировой культуры и всячески ее дополняют.


Тема "Восток и Запад" всегда занимала не последнее место в нашем сознании.

Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно – экономических структур. [1, c.68]

Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека.

Россия занимает особое место на рубеже между Востоком и Западом.

Восточный и западный тип мышления ведут свое происхождение от различных религиозных традиций. Русская культура знает то, что западу неведомо, но что нужно ему и всему роду человеческому. Русская философия знала, что Восток сумел сохранить такое понимание христианства, которое вообще или неизвестно, или игнорируется на Западе.

Русские философы XIX века выдвигали идею о том, что Россия служит своеобразным щитом, который разделяет Восток и Запад. Россия мыслилась как начало, которое способно объединить Восток и Запад.

Подводя итоги сравнения запада и востока как двух культурных ареалов и, обобщая все выше сказанное, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей.

Бурно развивающийся запад с его стремлением к новому, ломая и разрушая старое как уже отработанный продукт своей жизнедеятельности и неторопливый гармоничный восток, с его стремлением к созерцанию развития мира, с его отношением к природе и ко всему естественному как к святому и неприятием всякого вмешательства в сущность развития жизни.

Эти культуры очень различны, но с другой стороны они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала – Восток и Запад. [2.]

Особенности этнопсихологического сознания определяют и специфические особенности общения в правовой сфере, что вызывает необходимость культурологического подхода к сопоставлению языковых средств выражения юридических понятий. Следует эффективно использовать в коммуникативном общении лингвострановедческие средства для достижения взаимопонимания.

Обучение межкультурной коммуникации имеет большое значение в сфере профессиональных связей работников правоохранительных органов, т.к. формирует предпосылки для успешного осуществления правоохранительной деятельности, что определяет необходимость обращения внимания в процессе обучения на толерантное межкультурное взаимодействие.

Основные термины (генерируются автоматически): Восток, Запад, западная культура, россия, правовая сфера, речевая коммуникация.


Одна из закономерностей развития культуры - ее биполярность, наличие во многом различных культурных полюсов, которые одновременно и противостоят друг другу и взаимодополняются.

С этим связано также возникновение и существование Востока и Запада. Это вечное противопоставление, попытка представить социально-экономическое и культурное развитие этих двух регионов мира совершенно противоположными благодаря наличию в них существенных различий в политическом устройстве, ценностных ориентациях и религиозных взглядов.

Так, в целом ряде исторических исследований Восток или его какая-то часть представлялись то краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности, то акцентировались в духе застоя, рабства и нищеты.

На самом деле, Восток и в древние времена, и сегодня не представлял и не представляет собой монолитное целое, двигающееся в одном эсхатологическом направлении. Можно выделить три направления в истории развития его цивилизации: панегирический (хвалебный), критический и исламский. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай, представ­лялись краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности и ставились как пример, как образец мудрости в управлении. В рамках второго типа (Древний Египет, Древняя Персия, некоторые другие деспотические государства Востока) внимание акцентировалось на духе насилия, рабства, жестокости и длительного застоя. В рамках третьего типа цивилизации (Восток арабо-исламского региона) широкое распространение получило представление о превосходстве морально-этических норм арабо-мусульманской цивилизации над Западом, развитии точных наук, таких как алгебра, тригонометрия, астрономия, география, химия, психология, медицина и другие.

Однако на протяжении всего последнего столетия (XX в.) отношения стран Запада и Востока носили как бы одномерный характер: бедные и отсталые наро­ды Востока смотрели в сторону Запада, в поисках идей, моделей развития и руководства. Поэтому неудивительно, что на Западе глубоко укоренилось убеждение, будто его миссия в Азии, т.е. на Востоке, состоит в том, чтобы учить, руководить, повелевать. Для выявления сущности рассматриваемой проблемы необходимо, прежде всего, разоб­раться в устоявшихся представ­­лениях о Востоке и факторах его тради­ционной отсталости. Здесь нельзя не отметить и то, что Запад имел о Востоке в основном мифологические и леген­дарные представления. Такой подход органически сочетался с формированием негативного отношения к Востоку и Азии.

Современный Восток, – как пишет Гаджиев К.С., - представляет собой целый комплекс социо­куль­турных, национально-историко-куль­тур­ных ареалов, таких как ближне­­­вос­точный арабо-и тюрко-мусульманский, средне-восточный иранcко-тюрко­му­­­суль­­манский, центральноазиатский тюр­ко-мусульманский, восточно-азиат­­ский буд­дий­ско-синтоистский, конфу­цианско-индийский, индустско-буддийско-мусульманский и т.д. Каждый из этих миров, как по своим внутренним базовым характеристикам, так и по взаимоотношениям с западным миром имеет свои особенности и требует соот­ветствующей трактовки. При всем том преоб­ла­дающие на Западе подходы к Востоку определяются восходящими еще к Гегелю представ­лениями о пассивности, летаргичности и неспособности вос­точ­ного мента­литета к социальному, технологическому и иным формам прогресса 8 .

Как известно, Запад и Восток являют собой два противоположные типа мировоззрения, мироощущения, способа бытия в мире, две противо­положные типологические формы культуры: деятельностную и созер­цательную, интеллектуально-рационалистическую и образно-поэтическую, активно-прогрессистскую и сдержанно-консервативную, прагматическую и экономическую 9 .

Как культурологические понятия, Запад и Восток представляют собой условные обозначения, типологические модели, за которыми стоят реальные различия в рамках мировой культуры. Запад и Восток имеют определенную географическую локализацию: первый ассоциировался главным образом с Западной и Центральной Европой, второй - с Западной, Южной и Восточной Азией. Однако любая культура имеет свойство территориального перемещения: с некоторых пор Северная Америка и Австралия представляют собой часть Запада, а, например, Северная Африка - Востока.

Запад связан с капитализмом, христианством; он имеет в качестве культурно-исторического фундамента античность, Возрождение, ряд общекультурных, научных и технических революций. Сегодня Запад в высокой степени интегрирован и экономически, и политически, и духовно; он продолжает интенсивно развиваться как вполне определенная цивилизация. Его этнический субстрат - это группа главным образом германских и романских народов (в новое время ставших нациями), очень близких между собой, в течение многих веков развивавшихся в условиях постоянных и тесных контактов.

Восток как идеальная модель по многим параметрам противоположен Западу. Поэтому, несмотря на существенные внутренние различия, первый воспринимается вторым как некое единство.

Принципиальные различия между Западом и Востоком можно сгруппировать следующим образом:

2. В месте и роли традиции и традиционных ценностей. Для Запада характерно преобладание инновационного начала, постоянное стремление к смене культурных форм, мировоззрения, ценностей и образа жизни. На Востоке доминирует традиция, стабильная система ценностей, среди которых главную роль играют религия, семья, старшее поколение, родственники, межличностные отношения взаимозависимости и солидаризма 11 .

4. В религиозной сфере. Запад ассоциируется с одной религией - христианством, Восток - с несколькими. В целом восточную культуру принято делить на три области или традиции: арабо-исламскую, индо-буддийскую и китайско-конфуцианскую. В каждом из этих названий фигурирует религия.

Религия на Востоке на всем протяжении его истории детерминировала не только духовный мир общества и индивида, но оказывала влияние на экономику, политику, социальные отношения, образ жизни людей. Она практически совпадала с такими сферами, как право и мораль, а порой и с культурой в целом (например, в Индии).

На Западе же роль христианства менялась, и особенно резко при переходе от средневековья к новому времени, когда начали преобладать светские элементы культуры.

5. В месте и роли личности, в ее отношениях с миром и природой, а также ценностных ориентациях. Для Запада характерен антропоцентризм, который ставит человека в центр мироздания, наделяет его свободой воли и выбора. Человеческий разум познает окружающий природный и социальный мир в реальных проявлениях, а сам человек осваивает его и использует в своих интересах. Но мир несовершенен, поэтому человек старается его переделать в соответствии со своими представлениями на основе созданных им проектов и идеальных моделей.

Иной принцип, характерный для Востока, исходит из того, что в центре мироздания - высшая воля, сверхъестественное начало. Человек должен его постичь, слившись с ним (и со всем миром). Например, для индуиста главное заключено в познании мира как одной Сущности; познать Вселенную в себе самом и себя во всем, слиться с миром при помощи йоги. Восточный человек находится в гармонии с природой, он не выделяет себя из нее.

6. В структурных характеристиках культуры. Для Запада характерна жесткая оппозиция аристократизма и демократизма, массовости и элитарности в духовной жизни, наличие многочисленных субкультур в рамках одной страны и народа. Культура Востока более однородна в пределах одной общности с преобладанием, как уже отмечалось, традиционных и религиозных элементов.

Нам следует, - как отметил на одном из заседаний ООН, посвященном диалогу между цивилизациями бывший Президент Исламской Республики Иран Моххамед Хаттами, - смиренно внимать голосам различных культур, ибо эти голоса, возможно, смогут на основе богатого человеческого опыта обозначить новые пути жизни человека 12 .

Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 1998.

Гегель Г.В. Работы разных лет. – М., 1971. Т.2.

Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур). М., 1992.

Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). – М., 1990.

Запад и Восток: традиции и современность. – М., 1993.

Косиченко А.Г. Темы человека в контексте религиозного отношения к миру// XIX Всемирный философский конгресс (Москва, 1993 г.). Доклады казахстанской делегации. – Алматы, 1993.

Нысанбаев А. Глобализация и диалог культур // Евразийское сообщество. 2002. №1.

Паломничество Германа Гессе в страну Востока// Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. – М., 1992. Вып. 1.

Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. – М., 1991. Т.1.

Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. – М., 1995.

Юлен М. Восток Гегеля. – П., 1979. (Michel Hulin. Hegel et l’Orient. Paris J.Vrin, 1979.)

1  Шаймухамбетова Г.Б. Гегель и Восток. Принципы подхода. – М., 1995. – С. 20.

2  Юлен М. Восток Гегеля. – П., 1979. – С. 8 (Michel Hulin. Hegel et l’Orient. Paris J.Vrin, 1979.)

3  Косиченко А.Г. Темы человека в контексте религиозного отношения к миру// XIX Всемирный философский конгресс (Москва, 1993 г.). Доклады казахстанской делегации. – Алматы, 1993. – С. 76.

4  Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. – М., 1991. Т.1. – С. 529.

5  Гегель Г.В. Работы разных лет. – М., 1971. Т.2 – С. 554

6  Григорьева Т.П. Дао и Логос (встреча культур). М., 1992. – С.23.

7  Паломничество Германа Гессе в страну Востока// Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. – М., 1992. Вып. 1. – С. 217.

8  Гаджиев К.С. Введение в геополитику. – М.: Логос, 1998. – С. 416.

9  Нысанбаев А. Глобализация и диалог культур // Евразийское сообщество. 2002. №1. – С. 113.

10  Запад и Восток: традиции и современность. – М., 1993. С. 97.

11  Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). – М., 1990. С. 21-22.

12  Хаттами М. Надеюсь, что закончилась эра злобы и насилия. Диалог цивилизаций с позиции силы сделал XX век веком катастроф // Дипкурьер Н.Г., 2002.

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных миро-воззренческих установок, общественно-экономических и политиче-ских структур.

В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Назовем главные из них.

1. Западные и восточные культуры различаются динамикой развития.

Для социодинамикизападной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.

Восточные цивилизации до XIX века оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно. Например, основные черты китайской цивилизации оформились в III в. до н.э. - III в. н.э. (эпоха Хань) и в сущности своей не менялись до XIX в. Сегодня восточные культуры модернизируются под влиянием западного опыта. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него.

2. Западная традиция подчеркивает активное отношение человека к внешнему миру.

Деятельность человека понимается как направленная вовне, на преобразование предметов. Поэтому для западной культуры характерен ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение предметного мира.

Восточная культура более ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование. А отношение к внешнему миру довольно пассивное. В отличие от западной восточная культура скорее предпочитает доктрину "недеяния" во внешнем мире, уход в себя. В рамках восточной традиции возникает идея о поиске нирваны как подлинного смысла бытия, которая предполагает отрешенность от внешнего мира, отсутствие страсти, жажды жизни. Итак, если западная стратегия развития - изменение среды обитания, восточная стратегия - изменение самого человека.

3. В рамках западной и восточной культур различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. "Природа - мастерская, и человек в ней работник". На Востоке от-ношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что чело-век должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке - в Китае и Японии - впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов. Если европейская культура оставила нам в наследство статуи микеланджеловского "Давида" и "Мыслителя" Родена, то китайская культура оставила нам в наследство туманные пейзажи с маленькой фигуркой человека, затерявшегося среди огромного царства природы (сунские пейзажи).

4. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и его отношением к обществу, государству. В европейской культуре сформировалось понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать государство. Эти идеи формировались еще в античной культуре, но окончательно оформились в эпохи Возрождения и Просвещения. Само понятие о правах и свободах человека, правовом государстве возникает в рамках западной традиции. Демократия как форма государства появляется впервые в античной Греции, затем вновь возрождается в Европе в эпоху буржуазных революций. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции. В качестве примера приведем конфуцианство - государственную идеологию и религию Китая. Конфуцианство делает упор на понятиях долга, почитания, уважения старших, общего блага, коллективной ответственности. Отношения в государстве должны строится как в большой семье, т.е. подданные должны подчиняться своему государю. Государь - отец народа. Смысл жизни должен состоять в гармоничном слиянии с природой, жизни в большой и дружной семье, общении, постижении мудрости древних, исполнении всех ритуалов.




5. Западная и восточная культура отличаются отношением к возможностям разума. В западной культуре ведущей, преобладающей была рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Она проявлялась во всех видах культуры: науке, философии, искусстве. К примеру в Европе в XVII в. возникает новое направление в искусстве - классицизм, основой которого был рационализм Декарта. Классицизм - это искусство строгое, рационалистическое, в нем господствует системность, упорядоченность, соразмерность. Существует строгая иерархия жанров искусства. Дух рационализма вносится даже в природу, возникают искусственные, геометризованные парки (например, Версальский, Петергофский).
Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания. Считалось, что художник должен проникнуть в объект изображения до полного слияния с ним. И тогда произведение искусства создается без особых усилий, как бы само собой, мгновенно.

6. Неодинаковым было соотношение разных видов культуры на Западе и Востоке. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Разные виды культуры (наука, философия, религия) существовали здесь нераздельно. Восточная культура исключает их противопоставление. На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека. Она долгое время не выделялась в самостоятельную область знаний. Интересно, что научные сочинения (математические, астрономические) появлялись как части духовных поучений - сутр. На Западе разные виды культуры (наука, религия, философия) существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно, чем на Востоке. Здесь сформировалась сильная материалистическая, рационалистическая традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, наука рассматривалась прежде всего как средство технического прогресса, развития производства.

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных миро-воззренческих установок, общественно-экономических и политиче-ских структур.

В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культура, под "Востоком" - культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Назовем главные из них.

1. Западные и восточные культуры различаются динамикой развития.

Для социодинамикизападной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.

Восточные цивилизации до XIX века оставались замкнутыми, локальными, традиционными, изменялись медленно, эволюционно. Например, основные черты китайской цивилизации оформились в III в. до н.э. - III в. н.э. (эпоха Хань) и в сущности своей не менялись до XIX в. Сегодня восточные культуры модернизируются под влиянием западного опыта. На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а органично вписывается в него.

2. Западная традиция подчеркивает активное отношение человека к внешнему миру.

Деятельность человека понимается как направленная вовне, на преобразование предметов. Поэтому для западной культуры характерен ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение предметного мира.

Восточная культура более ориентирована на самого человека, его духовное совершенствование. А отношение к внешнему миру довольно пассивное. В отличие от западной восточная культура скорее предпочитает доктрину "недеяния" во внешнем мире, уход в себя. В рамках восточной традиции возникает идея о поиске нирваны как подлинного смысла бытия, которая предполагает отрешенность от внешнего мира, отсутствие страсти, жажды жизни. Итак, если западная стратегия развития - изменение среды обитания, восточная стратегия - изменение самого человека.

3. В рамках западной и восточной культур различным было отношение к природе. В рамках западной традиции сформировалось утилитарное, прагматическое, потребительское отношение к природе. "Природа - мастерская, и человек в ней работник". На Востоке от-ношение к природе было более созерцательным, трепетным и как показала историческая практика - более мудрым. Считалось, что чело-век должен максимально скоординировать свое поведение с законами природы, космоса. Он не должен вмешиваться в природные процессы, а должен адаптироваться к ним, прислушиваться, угадывать ритмы природы, жить в гармонии с ней. Восточное искусство также отличала близость к природе. На Востоке - в Китае и Японии - впервые появилась пейзажная живопись, садово-парковое искусство, икебана - искусство аранжировки цветов, составления букетов. Если европейская культура оставила нам в наследство статуи микеланджеловского "Давида" и "Мыслителя" Родена, то китайская культура оставила нам в наследство туманные пейзажи с маленькой фигуркой человека, затерявшегося среди огромного царства природы (сунские пейзажи).

4. Западная и восточная культура различаются пониманием человека и его отношением к обществу, государству. В европейской культуре сформировалось понимание человека как автономной, независимой личности, наделенной естественными правами (данными от рождения), которые должно гарантировать государство. Эти идеи формировались еще в античной культуре, но окончательно оформились в эпохи Возрождения и Просвещения. Само понятие о правах и свободах человека, правовом государстве возникает в рамках западной традиции. Демократия как форма государства появляется впервые в античной Греции, затем вновь возрождается в Европе в эпоху буржуазных революций. В отличие от Запада на Востоке всегда подчеркивалась важность интересов не отдельной личности, а семьи, общины, касты, клана, государства, воспитывалось преклонение перед властью. Для восточных обществ характерны значительная роль государства и коллективистские традиции. В качестве примера приведем конфуцианство - государственную идеологию и религию Китая. Конфуцианство делает упор на понятиях долга, почитания, уважения старших, общего блага, коллективной ответственности. Отношения в государстве должны строится как в большой семье, т.е. подданные должны подчиняться своему государю. Государь - отец народа. Смысл жизни должен состоять в гармоничном слиянии с природой, жизни в большой и дружной семье, общении, постижении мудрости древних, исполнении всех ритуалов.

5. Западная и восточная культура отличаются отношением к возможностям разума. В западной культуре ведущей, преобладающей была рационалистическая тенденция, отдававшая приоритет разуму, рациональному началу, абстрактному, логическому мышлению. Она проявлялась во всех видах культуры: науке, философии, искусстве. К примеру в Европе в XVII в. возникает новое направление в искусстве - классицизм, основой которого был рационализм Декарта. Классицизм - это искусство строгое, рационалистическое, в нем господствует системность, упорядоченность, соразмерность. Существует строгая иерархия жанров искусства. Дух рационализма вносится даже в природу, возникают искусственные, геометризованные парки (например, Версальский, Петергофский).
Восток же более тяготеет к образному, ассоциативному мышлению, интуитивному познанию. И этим объясняется традиционное для Востока внимание к медитации, самоанализу, самовнушению. Главными факторами художественного творчества считались воображение, интуиция, озарение, просветление, умение чувствовать природу, видеть необычное в повседневном; постижение скрытой красоты, которое требует сосредоточенного, неспешного созерцания. Считалось, что художник должен проникнуть в объект изображения до полного слияния с ним. И тогда произведение искусства создается без особых усилий, как бы само собой, мгновенно.

6. Неодинаковым было соотношение разных видов культуры на Западе и Востоке. Важная черта восточной культуры - это тесное переплетение философских, научных и религиозных идей. Разные виды культуры (наука, философия, религия) существовали здесь нераздельно. Восточная культура исключает их противопоставление. На Востоке наука рассматривалась прежде всего как средство совершенствования человека. Она долгое время не выделялась в самостоятельную область знаний. Интересно, что научные сочинения (математические, астрономические) появлялись как части духовных поучений - сутр. На Западе разные виды культуры (наука, религия, философия) существовали самостоятельно, раздельно и более конфликтно, чем на Востоке. Здесь сформировалась сильная материалистическая, рационалистическая традиция. Исследователи отдавали предпочтение миру физических явлений, наука рассматривалась прежде всего как средство технического прогресса, развития производства.

Читайте также: