Консультативные заключения международного суда оон кратко

Обновлено: 04.07.2024

Консультативные заключения международного суда ООН – заключения, которые дает Международный суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а тж. другие органы и Специализированные учреждения ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи. В настоящее время такое право предоставлено ЭКОСОС, некоторым другим органам ООН, всем Специализированным учреждениям ООН, а тж. МАГАТЭ. Вопросы, по которым испрашивается заключение, представляются Суду в письменном заявлении, содержащем их точное изложение. К заявлению прилагаются все необходимые документы. Государствам, имеющим право доступа в Суд, а тж. международным организациям, которые, по мнению Суда, могут дать сведения по рассматриваемому вопросу, предлагается представить свои письменные или устные доклады, которые учитываются при вынесении заключений. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако, по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре (так, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. в случае возникновения разногласий между ООН и государствами-членами эти заключения имеют решающую силу). За время своего существования Суд вынес около 20 консультативных заключений по запросам Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а тж. ЮНЕСКО, ВОЗ, ИМО и других организаций.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН - заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставам ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а т.ж. другие органы и специализированные учреждения ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи. В настоящее время такое право предоставлено ЭКО-СОС, некоторым другим органам ООН, всем специализированным учреждениям ООН, а т.ж. МАГАТЭ. Вопросы, по которым испрашивается заключение, представляются Суду в письменном заявлении, содержащем их точное изложение. К заявлению прилагаются все необходимые документы. Государствам, имеющим право доступа в Суд, а т.ж. международным организациям, которые, по мнению Суда, могут дать сведения по рассматриваемому вопросу, предлагается представить свои письменные или устные доклады, которые учитываются при вынесении заключений.

Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако, по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре (так, в соответствии с Конвенцией о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций 1946 г. в случае возникновения разногласий между ООН и государствами-членами эти заключения имеют решающую силу). За время своего существования Суд вынес около 20 консультативных заключений по запросам Совета Безопасности, Генеральной Ассамблеи, а т.ж. ЮНЕСКО, ВОЗ, ИМО и других организаций.

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН" в других словарях:

Консультативные заключения Международного суда ООН — заключения, которые дает Международный суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако по некоторым международным договорам они признаются… … Финансовый словарь

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам в соответствии с поступающими к нему запросами. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея… … Юридическая энциклопедия

консультативные заключения Международного Суда ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и … Большой юридический словарь

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН — заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и специализированные… … Юридический словарь

МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ — КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН … Юридическая энциклопедия

МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ — (см. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН) … Энциклопедический словарь экономики и права

Международный суд ООН — Эту страницу предлагается переименовать в Международный Суд ООН. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/24 июля 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или … Википедия

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЁННЫХ НАЦИЙ (ООН) — – международная организация, созданная после второй мировой войны на основе добровольного объединения суверенных государств в целях поддержания мира, безопасности и развития мирного сотрудничества между государствами. Необходимость создания… … Советский юридический словарь

Международный суд ООН — учрежден Уставом ООН и Статутом Международного суда в 1945 г. Местонахождение Гаага. Является постоянно действующим органом для разрешения международных споров (между государствами). Международный суд ООН вправе разрешать международные споры… … Теория государства и права в схемах и определениях

Международный суд ООН: история и функции — Международный суд ООН главный судебный орган Организации объединенных наций. Учрежден в 1945 г. вместо существовавшей до Второй мировой войны при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия. Суд формируется и действует в соответствии… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Суд начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную Палату Международного Правосудия, которая работала во Дворце Наций с 1922 года. Он действует в соответствии со Статутом, который в значительной степени аналогичен статуту его предшественницы и образует неотъемлемую часть Устава Организации Объединенных Наций.

Международный суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний срок полномочий Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, заседающими независимо друг от друга. В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Каждые три года проводятся выборы одной трети судей, и выбывающие судьи могут быть переизбраны. Члены суда являются не представителями своих правительств, а независимыми судьями.

Судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или они должны быть юристами с признанным авторитетом в области международного права. Состав суда также должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира..

Суд обладает компетенцией рассматривать какой-либо спор, только если соответствующие государства признали его юрисдикцию. В случае сомнений относительно юрисдикции суда этот вопрос решает сам суд.

В настоящее время действует регламент МС, принятый 14 апреля 1978 года. Разбирательство включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к суду.

Официальными языками суда являются английский и французский языки, и все написанное или сказанное на одном языке, переводится на другой.

Суд выносит решения на основании действующих международных договоров и конвенций, международных обычаев, общих принципов права и - в качестве вспомогательного средства - на основании судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву

После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на открытом заседании. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих государств не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.

С 1946 года МС вынес более 60 решений по спорам, касающимся, например, сухопутных и морских границ, территориального суверенитета, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических сношений, захвата заложников, права убежища, гражданства, опеки, прав, связанных с проходом, и экономических прав.

Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Кроме того, с 1946 года суд вынес более 20 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены Организации Объединенных Наций, возмещения за ущерб, понесенный на службе Организации Объединенных Наций, территориального статуса Юго-Западной Африки (Намибия) и Западной Сахары, решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции Организации Объединенных Наций, а также о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте и о законности угрозы ядерным оружием или его применения.




Суд начал работать в 1946 году, заменив собой Постоянную Палату Международного Правосудия, которая работала во Дворце Наций с 1922 года. Он действует в соответствии со Статутом, который в значительной степени аналогичен статуту его предшественницы и образует неотъемлемую часть Устава Организации Объединенных Наций.

Международный суд состоит из 15 судей, избираемых на девятилетний срок полномочий Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, заседающими независимо друг от друга. В его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Каждые три года проводятся выборы одной трети судей, и выбывающие судьи могут быть переизбраны. Члены суда являются не представителями своих правительств, а независимыми судьями.

Судьи должны удовлетворять требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или они должны быть юристами с признанным авторитетом в области международного права. Состав суда также должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира..

Суд обладает компетенцией рассматривать какой-либо спор, только если соответствующие государства признали его юрисдикцию. В случае сомнений относительно юрисдикции суда этот вопрос решает сам суд.

В настоящее время действует регламент МС, принятый 14 апреля 1978 года. Разбирательство включает в себя письменное судопроизводство, в ходе которого стороны подают состязательные бумаги и обмениваются ими, и устное судопроизводство, состоящее из открытых слушаний, на которых представители и поверенные обращаются к суду.

Официальными языками суда являются английский и французский языки, и все написанное или сказанное на одном языке, переводится на другой.

Суд выносит решения на основании действующих международных договоров и конвенций, международных обычаев, общих принципов права и - в качестве вспомогательного средства - на основании судебных решений и доктрин наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву

После устного разбирательства Суд заседает при закрытых дверях и затем выносит свое решение на открытом заседании. Решение является окончательным и обжалованию не подлежит. Если одно из соответствующих государств не выполняет решение, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций.

С 1946 года МС вынес более 60 решений по спорам, касающимся, например, сухопутных и морских границ, территориального суверенитета, неприменения силы, невмешательства во внутренние дела государств, дипломатических сношений, захвата заложников, права убежища, гражданства, опеки, прав, связанных с проходом, и экономических прав.

Помимо судебной, Международный суд осуществляет консультативную функцию. Согласно статье 96 Устава ООН, Генеральная Ассамблея или Совет Безопасности могут запрашивать у Международного суда консультативные заключения по любому юридическому вопросу. Кроме того, другие органы ООН и специализированные учреждения, которым Генеральная Ассамблея может дать в любое время разрешение на это, могут также запрашивать консультативные заключения Суда по юридическим вопросам, возникающим в пределах их круга деятельности.

Кроме того, с 1946 года суд вынес более 20 консультативных заключения, касающихся, в частности, приема в члены Организации Объединенных Наций, возмещения за ущерб, понесенный на службе Организации Объединенных Наций, территориального статуса Юго-Западной Африки (Намибия) и Западной Сахары, решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходов на некоторые операции Организации Объединенных Наций, а также о законности применения государством ядерного оружия в вооруженном конфликте и о законности угрозы ядерным оружием или его применения.

Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он разрешает, на основании международного права, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены органами или специализированными учреждениями ООН.

Учрежден Уставом ООН, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско (США), вместо существовавшей с 1920 года при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия.

Суд формируется и действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и своим Регламентом.

Статут Международного суда был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года.

Свое первое открытое заседание Международный Суд ООН провел 18 апреля 1946 года в Гааге (Нидерланды). Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года.

Сторонами в рассматриваемых Международным Судом ООН делах могут быть только государства. Суд не обладает уголовной юрисдикцией и не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, а также Международного уголовного суда (МУС).

Суд уполномочен рассматривать правовые споры, связанные с нарушением международных договоров и обязательств или возникающие при их толковании; принимать обязательные к исполнению решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотрение; давать консультативные, не имеющие обязательной силы, заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности и других органов ООН с разрешения ГА ООН.

В Суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Все государства-участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных СБ ООН. Кроме того, СБ ООН может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.

Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:

1) Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;

2) Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы "факультативной оговорки".

Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции, точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии. Секретарь препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд.

Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.

Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Любое государство, независимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.

В составе Суда 15 судей. Они избираются ГА ООН и СБ ООН, голосующими независимо друг от друга. При назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены основные правовые системы мира. Судьи избираются на девятилетний срок, причем треть состава суда переизбирается каждые три года. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и выступают в личном качестве, а не как представители государств, гражданами которых они являются, однако в числе судей не может быть более одного гражданина любого государства. К работе суда привлекаются также временные судьи.

Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.

Суд избирает сроком на три года председателя и вице-председателя Суда, которые могут быть переизбраны. Суд назначает своего секретаря.

Читайте также: