Структура и сословия средневекового общества кратко

Обновлено: 30.06.2024

Свободное крестьянство обычно в ходило в низшее сословие, а крепостное не являлось сословием, принадлежность к сословиям означало иметь права, первоначально сословия характеризовались открытостью. В сословие духовенства могли входить сыновья дворян не имевшие права на наследство. В духовенство так же могли попадать горожане, как и в рыцарство – за службу или за деньги. Свободные крестьяне так же за службу могли переходить в рыцарство. Сословие горожан пополнялось за счет свободных крестьян или беглых (проживших в городе год). К 15 в. наблюдается тенденция к замыканию сословий, особенно рыцарства. Каждое сословие имело свою иерархию. Духовенство: Папа, архиепископ, епископ – главы монашеских общин в диоцезах и городах (назначались Папой), аббаты и приоры – возглавлявшие монастыри и приоратства, монахи-священники, диаконы.

Рыцарство: Император (избирался на сейме курфюрстов), короли (наследственное право или воля знати). Герцоги (дюки, дуки, дожи), Маркизы (маркграфы), Графы (конты), Бароны – получали титулы и инсигнии от королей, высшая феодальная иерархия. Низшую ступень занимали рядовые рыцари – имели низшую юрисдикцию в отношении зависимых крестьян. Каждый рыцарь имел право на замок (укрепление), герб, штандарт, при нем был оруженосец (сквайр, валет) который не входил в сословие, но за службу мог стать рыцарем.

Крестьянство: Свободные крестьяне – вилланы (фригольдеры, мейеры). В некоторых странах (Скандинавии, Англии, Швейцарии) имели право носить оружие, участвовать в военных походах, получали земли в ритуале инвеституры (как и рыцари). Низший слой – зависимые крестьяне: сервы (копигольдеры) – платили подушный налог (шеваж), подымный налог (фокаж), налог за право на брак (формарьяж), налог за право передачи имущества по наследству (мэнморт), отрабатывали барщину.

Сословия получили право участвовать в органах сословного представительства при формировании централизованных монархий (Кастилия и Арагония – Кортесы), в Англии – парламент – традиция восходит к традицие съезда вассалов на совет верховного правителя. Во Франции - генеральные штаты. В Германии – лагдтаги (по землям), рейхстаг (общий).

Самой развитой формой феодальной собственности на западе был феод (лат. feodum) или лен. Феод давался феодалу за обязательное несение военной службы и выполнение некоторых других обязательств (как правило, военных) в пользу вышестоящего сеньора. Феод уходил из рода со смертью его получателя. По особому разрешению феодала, он оставался в семье с условием, если старший сын продолжит военную службу отца на феодала. Если в роду были сыновья, продолжившие службу отца, то феод (лен) мог считаться наследственным. Такое распределение земельной собственности (выделение феода и лена) в феодальном обществе формировало его иерархическую структуру. Эта структура определяла вассально-ленные связи, которые являлись производными от специфики распределения земельной собственности внутри самого господствующего класса. Феодальная иерархия как бы цементировала феодальное общество. Эксплуатация крестьянства во всей своей полной форме осуществлялась не в феодах (ленах), а в высшей форме феодального землевладения – вотчине. В Западной Европе названия этой формы феодального держания были разными: вотчина, сеньория, манор (в Англии). В отличие от феода и лена вотчина была продуктивно организована для взимания феодальной ренты. Феодально-земельная рента – это часть прибавочного труда, продукта зависимых крестьян, которая присваивалась феодалом-землевладельцем. В феодальном обществе рента выступала в трех видах: 1) барщина, или отработочная рента; 2) продуктовая рента, или натуральный оброк; 3) денежная рента, или денежный оброк.


С падением Римской империи под натиском варварских племен в Европе начинает формироваться новая форма организации общества. На смену рабовладельческого строя приходят феодальные отношения. Важно помнить, что феодализм – это такая форма организации общества, где власть принадлежит тем, кто имеет личное землевладение и распространяется на тех, кто на этой земле проживает.

Структура средневекового феодального общества

Рассмотрим формирование феодального общества на примере государства франков. Заняв обширные территории бывшей Галлии, короли франков наделяли большими земельными наделами своих видных военачальников, прославленных воинов, друзей, видных политических деятеляей, а впоследствии и простых воинов. Так начал формироваться тонкий слой землевладельцев.

Земельные наделы, которыми король наделял своих приближенных за верную службу, в средние века назывались феодами, а люди, которые ими владели – феодалами.

Так, уже к VIII веку в Европе был сформирован феодальный строй, окончательно оформившийся после смерти Карла Великого.

К ключевым особенностям формирования феодализма относят:

которые читают вместе с этой





  • преобладание натурального хозяйства;
  • личная зависимость трудящихся;
  • рентные отношения;
  • наличие крупных феодальных землевладений и мелкого крестьянского землепользования;
  • господство религиозного мировоззрения;
  • четкая иерархическая структура сословий.

Важным признаком этой эпохи является формирование трех основных сословий и базирование общества на сельском хозяйстве.


Рис. 2. Иерархия сословий в Европе

Таблица “Сословия феодального общества”

Феодалы

Духовенство

Трудящиеся

Таким образом, представители класса трудящихся имели свои личные фермы, но при этом оставались в зависимости, подобно рабам. Это выражалось в том, что они вынуждены были платить феодалам ренту за землю в виде барщины (обязательных работ на землях феодала), оброка (продуктами) или же деньгами. Размер повинностей был строго установлен, что давало возможность трудящимся планировать ведение своего хозяйства и продажи своей продукции.

Каждый феодал выделял своим крестьянам те формы повинностей, которые считал нужными. Некоторые феодалы отказывались от рабского отношения к крестьянам, взымая за пользование землей только символические налоги в виде продуктов.

Подобные взаимоотношения не могли не сказаться на развитии сельского хозяйства. Крестьяне были заинтересованы в повышении уровня обработки земли с целью получения большего урожая, что сказывалось на их доходах.

Что мы узнали?

Феодальный строй был необходимым элементом развития общества. Повысить уровень производства в тех исторических условиях можно было только с применением труда зависимых крестьян, предложив им личную заинтересованность в труде.

Священник, рыцарь, крестьянин. Миниатюра XIII в.

Феодальная лестница

Бенефиций, став наследным владением - феодом, превратил всех бенефециариев (наделённых бенефицием) в землевладельцев - крупных и мелких феодалов, находящихся в вассальной зависимости друг от друга. Главным землевладельцем государства, верховным сюзереном, был король (или император). Он раздавал земли своим приближённым (вассалам) - князьям, герцогам, графам, баронам. Они, в свою очередь, наделяли землями своих приближённых, у которых также появлялись вассалы, получившие земли из их наделов. Так формировалась многоступенчатая иерархия феодального общества. Крупным землевладельцем была и церковь во главе с римским папой. Раздавая или получая земли, представители духовенства также выступали в роли светских сеньоров или вассалов.

Оммаж

Оммаж. Средневековая миниатюра

Обязанности сторон

Города

Развитие техники, ремёсел и торговли привело к возрождению городов - ремесленных и торговых центров. Город возникал на земле феодала и был его собственностью. Туда стекались его крестьяне, занимавшиеся ремеслом и торговлей. Города приносили доход сеньору, но стремление феодала получить от города большую прибыль приводило к борьбе между ним и горожанами. В этой борьбе горожане отстояли право на городское самоуправление и стали менее зависимы, чем крестьяне.

Феодальное войско

В 847 г. Карл Лысый издал эдикт, обязывавший каждого свободного человека избрать себе сеньора и не менять его. Так была закреплена уже сложившаяся система вассалитета. Каждый сеньор был обязан приводить на войну вооружённый отряд своих вассалов. Численность отряда зависела от величины феода. Владельцы целых провинций - герцоги, маркизы, графы - приводили на войну тысячные отряды с сотнями рыцарей. Бароны, владельцы нескольких деревень, выставляли сотни пехотинцев и десятки рыцарей. Рядовые рыцари приводили небольшое число пеших воинов из своих крестьян и оруженосцев. Так король набирал войско, которое вёл на войну. Но на поле боя каждый сеньор сам распоряжался своими людьми, и его вассалы ставили его приказы выше королевских. Такое двоевластие на войне часто приводило к плачевным результатам.

Рыцарь и общество

Шанс на благородство

Изначально землёй владели выходцы из династий Меровингов и Каролингов и представители старой римско-галльской знати. Земля была символом достоинства и власти, свидетельством благородства. Раздача бенефициев (феодов) могла сделать сеньором даже крестьянина - если он был смел, хорош в бою и удачлив, у него был шанс заслужить поощрение знатного человека и даже короля, получить землю, а потом и титул. Так в раннем Средневековье формировалась аристократия.

Средневековые аристократы

Средневековые аристократы: 1. Свита Карла Лысого. Фрагмент миниатюры. IX в. Франция. 2. Маркиз на охоте. Фрагмент миниатюры из Манесского кодекса. 1300 г. Германия. 3. Приближённый императора. Фрагмент миниатюры. 1000 г. Италия.

Оружие - это свобода

Особую роль в судьбе человека раннего Средневековья играло наличие у него оружия. Древние германцы считали оружие отличительной чертой свободного человека. Если германцу приходилось обращаться за военной помощью к своим рабам, он, прежде чем вооружить раба, давал ему свободу. Вооружённый - свободен и силён, безоружный - слаб, труслив и презираем. Тот, кто мог приобрести оружие, получал и возможность подняться по социальной лестнице, став рыцарем. Но хорошее оружие и боевой конь были дороги, и для бедняков эта дорога наверх постепенно закрывалась. Крестьянство разделялось на состоятельных и вооружённых, из которых выходили рыцари, и на безоружных бедняков, формировавших класс зависимых тружеников.

Оружие древних германцев. Клинок и фрагмент ножен короткого меча скрамасакса

Вручение оружия

Для германцев оружие было священно, и особую роль они при давали его вручению. Юноша-германец, став совершеннолетним, торжественно получал оружие в дар от отца или старшего в роду. Это означало, что он стал свободным, стал мужчиной. Эту германскую традицию сохранили франки. В 791 г. Карл Великий опоясал мечом своего 13-летнего сына Людовика Благочестивого, который в 838 г. сделал то же для своего сына Карла Лысого. Такое благоговейное отношение к оружию свидетельствовало о том, что оно - привилегия господствующего класса. Вручение меча позднее стало основой обряда посвящения в рыцари, как посвящения в члены привилегированного военного сословия.

Рыцари. Шахматные фигуры. Слоновая кость. XI в.

Рыцарь - христианский воин

Общество разделилось: одни получили оружие и власть, другие остались беззащитными. Что могло заставить сильного заботиться о слабом, удержать вооружённого от насилия? Тут огромную роль сыграла Церковь. Христианство, как религия, проповедующая мир, выступало против насилия. Но Церковь не могла осуждать войны, ибо сама нуждалась в защите. И тогда она выработала идеал воина, в котором жестокость смирялась моралью, сила уравновешивалась мудростью, отвага - чувством меры. Христианские проповеди о милосердии, о помощи ближнему, примеры святых воинов-христиан смягчили нравы воинов и повлияли на становление рыцарской этики.

Христианский собор XI в. Романский архитектурный стиль. Германия, г. Триер

Священник Римской церкви. Фрагмент миниатюры. Италия. 1000 г.

Междоусобицы и раздробленность

Церковь поощряла войны в защиту веры и христианских святынь, называя их праведными, и осуждала братоубийственные междоусобицы, относя их к неправедным войнам. Но когда к XI в. Европа справилась с варварами и отодвинула арабскую угрозу, её привыкшие к войне правители обратили оружие друг против друга. Властвуя на своих землях от имени короля, крупные феодалы со временем прибрали эту власть к рукам. По мере ослабления королевской власти вассалы короля выходили из-под повиновения. Каждый из них, чувствуя себя полноправным господином, держал себя на равных с королём, даже если формально признавал себя его вассалом. Силой оружия сеньоры отстаивали независимость своих владений и силой оружия их расширяли. Началась эпоха феодальной раздробленности.

Феодализм был распространен во многих странах. Его появлению способствовали такие процессы как – распад рабовладельческого строя и родового строя у завоевателей. Основой феодальных отношений считается классовое неравенство крестьян. Крупные землевладельцы давали крестьянам в собственность земли, которые те, в свою очередь, должны были отрабатывать или же платить определённую денежную сумму.

В Европе феодализм получил своё распространение в XI веке. Вся власть была сосредоточена в руках крупных феодалов. Крупные землевладельцы именовались сеньорами, они считались самыми главными и влиятельными. В их подчинении находились вассалы, им сеньоры предоставляли земли с крестьянами, соответственно за плату. Конечно, были случаи, когда крестьяне поднимали бунты против своих вассалов, отказываясь выполнять их приказы, тогда сеньор мог урегулировать данный вопрос.

Основные сословия и классы

Всё феодальное общество делилось на 2 основных класса – феодалы и крестьяне. Класс феодалов представлял собой совокупность купных и мелких феодалов, последние находились в зависимости от первых, но они были обеспечены полной защитой.

Первым и господствующим сословием являлось дворянство. Оно состояло и феодалов-помещиков. Дворянство стояло практически во главе государства и было наделено широким спектром экономических, политических и иных полномочий. Дворянство пользовалось большим уважением и почётом в обществе. В дворянство в основном входили – герцоги, графы, бароны и рыцари. Среди основных полномочий можно выделить:

- сбор налогов со своих наделов;

- в случае военной угрозы необходимо было собирать войско и представить его королю.

Следующим сословием являлось духовенство. Могло быть церковным или монастырским. Оно также было господствующим сословием, поскольку имело сильное влияние на общественность, в его собственности находились многочисленные земли с зависимыми крестьянами. К духовенству в основном относились священники и монахи, одной из обязанностей было богослужение. Его основной целью было донести до простых людей Божьи законы, разъяснить их суть, указать путь истинный и очистить от грехов. Священником мог стать любой выходец из другого сословия. Основными качествами, которыми должен обладать богослужитель, были грамотная речь, наличие образования. Среди священнослужителей в основном были поэты, летописцы, ученые и так далее.

Самым крупным и многочисленным сословием было крестьянство. Оно являлось практически бесправным сообществом. Основной задачей было работать на своего феодала. Активно шла продажа зависимых крестьян другим феодалам. Большинство крестьян подвергалось телесным наказаниям за любые нарушения или отказ от работы. Историки сравнивают эксплуатацию крестьян с использованием рабского труда в древнем мире.

Отсюда следует вывод, что все феодальное сообщество в целом делилось на 3 основных сословия – дворянство, духовенство, крестьянство. Дворянство представляли самые знатные и богатые люди. У них было достаточно привилегий политического характера, а также были наиболее приближены к королю. К дворянству относились графы, герцоги и рыцари. Другим сословием являлось духовенство. Духовенство составляли священники и монахи, они были достаточно образованы и начитаны. Также являлись достаточно господствующим сословием, поскольку имели в своей зависимости достаточное количество земель и крестьян. Третьим и самым крупным сословием было крестьянство. Оно было самым большим по численности. Крестьяне должны были беспрекословно подчиняться своему феодалу. выполнять все требования и не воспрепятствовать этому. За любое нарушение полагалось жестокое телесное наказание.

Читайте также: