Конструктивизм и функционализм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Конструктивизм – это выдающееся достижение советской архитектуры, новое течение и уникальный взгляд на форму, функциональность зданий. Как архитектурное течение конструктивизм возник в 1920-х годах в Советском союзе и характеризовался строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и функциональностью зданий. Лидерами конструктивизма принято считать архитекторов Весниных, Гинзбурга, Голосовых, Мельникова, Леонидова.

Развитие архитектуры неразрывно связано как с развитием общества – историческим контекстом и переосмыслением функций зданий, так и с техническим прогрессом – изобретением новых материалов, механизмов. Оба этих фактора повлияли на возникновение нового стиля в архитектуре – конструктивизма. Во-первых, новая идеология не признавала атрибуты, олицетворявшие определенное социальное положение человека в классовом обществе, в предметах роскоши виделся только напрасно затраченный труд и стремление показать своё богатство. Показной роскоши был противопоставлен сознательно культивируемый аскетизм, который стал этической и эстетической нормой для правящего класса страны - пролетариата. Во-вторых, индустриальная революция и технический прогресс уже внесли свой вклад - изобретение новых строительных материалов, прежде всего железобетона, позволило воплощать в жизнь новые формы, которые были бы невозможны до этого.

советская архитектура, конструктивизм, братья веснины, проект дворца труда в москве, авангард, архитектурные стили
Конструктивизм и Советский Союз

Конструктивизм – это направление исключительно советской архитектуры (на западе ближе всего к нему функционализм). После прихода к власти пролетариата, после разрушительной гражданской войны страна стала восстанавливаться и строиться, и делать это надлежало по-новому, отринув прежние каноны. Одним из первых проектов, олицетворяющих новый подход к зодчеству, был проект братьев Весниных. В 1923 году был объявлен конкурс на проект Дворца труда для Москвы, третье место в этом конкурсе занял проект А. А., В. А. и Л. А. Весниных, выделявшийся своим новаторским подходом к планировке помещений, использованию строительных материалов и эстетике всего здания. Щусев так говорил об этом событии и этом проекте позднее: "Пусть вспомнят 1923 год, когда совершился в архитектуре перелом, пусть вспомнят, как Жолтовский тогда утверждал, что нельзя дать Весниным премию за Дворец труда, потому что архитектура пойдет по ложному пути, тогда дали премию архитектору Троцкому - однако, несмотря ни на что, архитектура пошла по новому пути". Характерно, что до этого Веснины проектировали в основном производственные здания, то есть здания, в которых основное – функция, эстетика же их вытекает из функциональности, декорирование не является столь уж важным элементом.

Ранний конструктивизм

Говоря о раннем периоде конструктивизма, исследователи подчеркивают две характерные для него черты. Во-первых, это оригинальность в художественных вопросах формообразования: в то время западная архитектура и её новейшие течения практически не оказывали никакого влияния на архитекторов-конструктивистов, они развивались в своём направлении, практически не контактируя с западными коллегами. Во-вторых, это стремление найти архитектурные средства выразительности: отказавшись от архитектурного декора, конструктивисты не заменили его живописью или скульптурой, не стремились украсить здание посредством них, а экспериментировали и искали новые возможности именно в архитектурных приемах. Хотя, конечно, синтез архитектуры и окружающего пространства – вывесок, витрин, городских часов и т.п. – был. К конструктивизму относят не только архитектурное направление, но и общее направление в советском искусстве тех лет, к конструктивистам относили себя Брик, Родченко, Маяковский, и они стремились к созданию общей эстетики как зданий, так и других элементов городской среды.

Художественные средства конструктивизма

От проекта к проекту постепенно формировался набор средств и приемов конструктивизма: все более свободное обращение с каркасной конструкцией – от подчинения ей к использованию всех ее конструктивных возможностей для решения различных задач; тенденция к созданию все более лаконичной композиции – укрупнения формы, устранения мелких членений, упрощение фасада. В середине 1920-х годов некоторое влияние на конструктивистов оказал приезжавший в Советский союз Ле Корбюзье, оригинальные средства и приемы которого были близки идеологии советского авангарда. Но к концу декады конструктивизм опять отошел от западных идей и продолжал развиваться в своём самобытном русле, способствовало этому и появление новых ярких архитекторов-конструктивистов – И. Леонидова, братьев Голосовых, М. Барща, В. Владимирова.

Дворец культуры Пролетарского района Москвы, дом культуры ЗИЛ, завода имени Лихачева, архитектор Веснин, конструктивизм, советский авангард

Новые идеи организации работы и быта советских людей находили прямое отражение в зданиях, которые возводились в то время. Конструктивисты проектируют дома культуры, клубы, промышеленные здания и жилые дома, соответствовавшие духу времени. Самым грандиозным проектом дома культуры был проект братьев Весниных, который был реализован не в полном объеме, но тем не менее стал одним из знаковых произведений конструктивизма: дом культуры Пролетарского района Москвы (Дворец культуры ЗиЛа). Построен он был в 1931—1937 годах, при создании проекта были использованы пять принципов Ле Корбюзье: опоры-столбов вместо стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Форма здания определялась функциями, заложенными в дворец культуры, и внутренней планировкой отдельных его ячеек.

Дома-коммуны

Отдельным интересным феноменом стали возводившееся в русле совесткой идеологии дома-коммуны. В 1930 – 1931 годах на улице Орджоникидзе в Москве было возведено общежитие-коммуна Текстильного института по проекту И. Николаева. Концепция проекта сводилась к упорядочиванию и типизации жизни студентов, каждому периоду распорядка дня должно было соответствовать отдельное помещение – спальная кабина, санитарный корпус, спортзал и т.д. Соответствено, архитектурное решение здания было подчинено этому режиму функционированию студентов: переходы от одного корпуса к другому, площадь различных помещений и обслуживающие их внутренние коммуникации, форма и площадь окон.

Неоклассицизм против конструктивизма

После конструктивизма

архитектура советского авангарда, хлебозавод № 5 имени Зотова на Ходынской улице, архитектор А.С. Никольский

Конструктивизм сильно повлиял на всю советскую архитектуру, даже несмотря на то, что уступил место неоклассицизму и сталинскому ампиру. В 1932—1936 годах имел место переходный стиль – постконструктивизм – характеризовавшийся стремлением к умеренному декорированию зданий, преодолению аскетизма архитектуры авангарда, в этот период многие здания, построенные в стиле конструктивизма, были перепроектированы в новом декоративном оформлении. Повлияли идеи конструктивизма и на противников этого течения. Так, в некоторых проектах и идеях Жолтовского – здании котельной МОГЭС, предложении оставлять открытым стык между панелями при строительстве крупнопанельных зданий – исследователи видят конструктивистские тенденции. Современная архитектура очень много взяла от конструктивизма, за сравнительно небольшой отрезок времени это течение внесло много идей и приемов, получивших развитие как в русской, так и в мировой архитектуре.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма.[1]

Как же возникло это принципиально новое направление?

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - сформировался в начале 1920-х гг. и охватил не только архитектуру, но распространился широко и повсеместно на весь предметный мир - мебель, одежду, книжную графику сценографию и пр., заложил теоретическую и практическую базу дизайна.

Отчасти художественной предтечей современного движения послужил сформировавшийся в начале ХХ в. футуризм и конструктивизм /в изобразительном искусстве/. От футуризма функционализм воспринял его демонстративное отрицание творческого наследия, а от конструктивизма культ обобщенных абстрактных геометрических форм. Идеи архитектурного функционализма первоначально формировались в виде литературных манифестов, "бумажных" проектов, теоретических трудов. Его целями провозглашались оздоровление городов, улучшение жизни их населения на основе достижений социального и научно-технического прогресса. Так, например, излагал в письме к Ле Корбюзье эти цели выдающийся отечественный теоретик и практик архитектуры М. Гинзбург: "Нас не связывает прошлое. Мы знаем, что современный город смертельно болен, но не желаем его лечить. Наоборот, мы хотим его разрушить и заменить новыми социалистическими формами расселения людей, лишенными внутренних противоречий, как пережитков капитализма".




Ле Корбюзье в свою очередь в "бумажном" проекте 1925 г. реконструкции центра Парижа /"план Вуазен"/ предусматривал радикальный снос всей исторической застройки центра /за исключением нескольких выдающихся памятников архитектуры/ на территории в 240 га и застройку её 18 одинаковыми крестообразными в плане стеклянными башнями офисов высотою по 200 м. Вся незастроенная часть территории центра отводилась "планом Вуазен" под озеленение с устройством надземного транспорта на эстакадах.

Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в западно-европейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве. Применительно к зарубежному искусству термин "конструктивизм" в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре—одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер).

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма.[1]

Как же возникло это принципиально новое направление?

То есть явным образом подчёркивалось, что культура новой России является индустриальной.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - сформировался в начале 1920-х гг. и охватил не только архитектуру, но распространился широко и повсеместно на весь предметный мир - мебель, одежду, книжную графику сценографию и пр., заложил теоретическую и практическую базу дизайна.

Отчасти художественной предтечей современного движения послужил сформировавшийся в начале ХХ в. футуризм и конструктивизм /в изобразительном искусстве/. От футуризма функционализм воспринял его демонстративное отрицание творческого наследия, а от конструктивизма культ обобщенных абстрактных геометрических форм. Идеи архитектурного функционализма первоначально формировались в виде литературных манифестов, "бумажных" проектов, теоретических трудов. Его целями провозглашались оздоровление городов, улучшение жизни их населения на основе достижений социального и научно-технического прогресса. Так, например, излагал в письме к Ле Корбюзье эти цели выдающийся отечественный теоретик и практик архитектуры М. Гинзбург: "Нас не связывает прошлое. Мы знаем, что современный город смертельно болен, но не желаем его лечить. Наоборот, мы хотим его разрушить и заменить новыми социалистическими формами расселения людей, лишенными внутренних противоречий, как пережитков капитализма".

Ле Корбюзье в свою очередь в "бумажном" проекте 1925 г. реконструкции центра Парижа /"план Вуазен"/ предусматривал радикальный снос всей исторической застройки центра /за исключением нескольких выдающихся памятников архитектуры/ на территории в 240 га и застройку её 18 одинаковыми крестообразными в плане стеклянными башнями офисов высотою по 200 м. Вся незастроенная часть территории центра отводилась "планом Вуазен" под озеленение с устройством надземного транспорта на эстакадах.

Некоторые идеи конструктивизма были воплощены в западно-европейском (В. Баумейстер, О. Шлеммер и др.) изобразительном искусстве. Применительно к зарубежному искусству термин "конструктивизм" в значительной мере условен: в архитектуре он обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций, в живописи и скульптуре—одно из направлений авангардизма, использовавшее некоторые формальные поиски раннего конструктивизма (скульпторы И. Габо, А. Певзнер).

Милютин Николай Александрович

Происхождение конструктивизма и конструктивная эстетика

Империалистическая война вызвала к жизни не только новые слои буржуазии, нажившие значительные средства на спекуляции, но и разорила огромную прослойку мелкой буржуазии, Мелкая буржуазия испытывает всё более и более усиливающееся давление финансового капитала и страх перед грядущей революцией. Растерянность и отчаяние гигантски усиливают её разброд и шатания. Отсюда совершенно естественно возникновение ряда противоречивых общественных настроений и тенденций, находящих своё отражение и в искусстве.

В противовес этому стилю (рядом с ним) возникает конструктивизм [ Зачатки конструктивизма, как стиля в искусстве, можно проследить несколько раньше. Однако развитие и распространение его относится к послевоенному городу. ]. Сознание утвердившегося положения монополистического капитала, а главное гигантская концентрация и демонстрация на войне мощи средств техники, создают настроение уверенности в непоколебимой её силе. Эта сила техники воспринимается буржуазным художником не как средство для поднятии положения и роли человека, облегчающее его труд к обогащающее его, а как сила, подчиняющая себе человека, его волю, его стремления. Отсюда — фетишизирование машины, проповедь её абсолютного значения для всех сторон деятельности человека, в том числе и для архитектуры. Машина является началом и концом конструктивистской архитектуры, отображающей эти настроения. Не случайно конструктивизм как течение (как стиль) оформился во Франции, в которой настроения отчаяния и страха, конечно, не могли дать себя знать в той же мере, как в побежденной Германии.

Все же, до некоторой степени, и конструктивизм не лишен этих настроений внутренней неуверенности. Они лишь более замаскированы, относительно спокойное (вернее, менее определенно) выражены. Так, например, подобно первому периоду итальянского ренессанса, избегавшего показной роскоши из боязни вызвать негодование обнищавших масс, конструктивизм прежде всего убирает всю внешнюю показную роскошь, которая не могла не возбудить возмущение обманутых, искалеченных, ограбленных не только рабочих и крестьян, но и мелких буржуа. Эти (осознанные или неосознанные — безразлично) тенденции в конструктивизме выражены ещё ярче, чем у формалистов.

Развитие индустрии не могло на изменить старых представлений о прекрасном. Развитие науки и техники создаёт новые категории эстетического восприятия. Машинный способ производства меняет характер продукции, в том числе и стройматериалов. Новые стройматериалы и развитие техники создают новую технологию и, следовательно, новые конструктивные приёмы в архитектуре, а всё это влечет за собой возможность и необходимость создания новых архитектурных форм.

Разве формы старой архитектуры, в том числе и формалистические, годится для промышленного строительства, требующего новых, специфических форм, являющихся следствием грандиозности масштабов зданий для новых предприятий? Станут ли Крупп, Форд, Фиат и т. п. придавать своим предприятиям формы готических храмов, средневековых палаццо или формалистских кубов, цилиндров, шаров и т. п.

А раз так, то какова же ценность старой архитектуры? Она должна быть целиком отброшена как пережиток, мешающий развитию новой архитектуры.

Философия конструктивизма и его творческий метод

Характерное для идеалистов отрицание (непонимание) взаимодействия формы и содержании не меняется и у механистов, поскольку целое у них является лишь суммой частей. Сохраняется у них и трактовка искусства как продукта только чувства человека. Отсюда у архитектора механиста, отказавшегося от примата формы (которая для идеалиста является началом и концом искусства), выпадает само искусство. В самом деле раз искусство является продуктом лишь чувства, художественный стиль выражает лишь форму (а не и держание) произведения, а форма конструктивистской архитектуры зависит лишь от конструкции, которая в свою очередь является продуктом лишь ума и, следовательно, лежит за пределами искусства, то причем же тогда искусство в архитектуре?

Другими словами: форма у конструктивистов есть механическое следствие конструкции, которая в свою очередь есть следствие материала, из которого сделана эта форма.

Переход конструктивизма в функционализм

Следовательно, дела всё-таки не в материале, а в том, что и как из него организует человек. Речь у архитектора идёт именно об этом. Это чувствуют и архитекторы-конструктивисты, и более гибкие из них быстро переходят на новые позиции. Эти новые позиции заключаются прежде всего в попытке более глубокого вскрытия функций современной архитектуры.

Формалисты сняли с господствующей салонно-классической (эклектической) архитектуры буржуазии её одежды; конструктивисты отпрепарировали её тело.

Социальный базис и творческий метод функционализма

Немецкий архитектор не случайно схватился за французский конструктивизм, как за базу для создания функциональной архитектуры. Конструктивизм фетишизирует машину. Капитализм, создавший машинное производство, оказался его рабом. Буржуазный художник это констатирует, Он примиряется с подчинением воли человека стихийной силе машины, диктующей капиталистическому обществу его пути. Это подчинение прекрасно отражается конструктивизмом. Вот почему, говоря словами Гете:

Вино французского конструктивизма, которое прекрасно отшибает стремление к полноценному искусству, зовущему к полноценной жизни, оказалось вполне пригодным для немецкого функционализма. В период умирания капитализма о полноценном искусстве не может быть и речи. И потому архитектура в период капиталистической рационализации не могла не притти к выводу о вздорности вообще всех элементов в архитектурном здании, кроме голой утилитарной функции и экономичности сооружения.

В ответ на этот социальный заказ архитектор-функционалист ставит вопрос таким образом: депо архитектора решить задачу отыскания наиболее целесообразного, с точки зрения экономии материалов, сил, труда и т. п., плана и объёма сооружения. Выбор конструкции будет зависеть от технических расчётов, определяемых линейными мерами этих планов и объёмов, а форма явится сама собой. Другими словами, у функционалистов архитектурная форма есть механические следствие утилитарного содержания сооружения.

Легко видеть, что столь решительное отрицание какой бы то ни было роли художественных задач в архитектуре полностью (и исключительно) вытекает из социального заказа периода капиталистической рационализации.

Что надо взять у конструктивистов-функционалистов

Конструктивизм-функционализм отражает на только упадочность буржуазной архитектуры и заключается не только в отрицании её художественно-идеологической роли. Эта вульгаризация строительного искусства является неизбежной в противоречивых условиях капиталистического мира, когда усовершенствование техники приводит не только к увеличению производительности труда и росту общественного богатства, но и к гигантскому росту эксплоатации, росту лишений для всё более и более широких слоёв трудящихся. В то же время развитие техники, концентрируя средства производства и обращения и обобществляя процесс труда, создаёт материальную базу для социалистической революции. Другими словами: развитие техники, с одной стороны, обусловливает нисходящую линию буржуазного общества, а с другой, создаёт предпосылки для социалистической революции.

Конструктивизм-функционализм, отражая отрицательные черты нисходящего буржуазного общества, вместе с тем (одновременно) является стилем периода величайших научных открытий (авио, радио, кино и т. д.). Это всё же стиль эпохи мощного развития индустрии, давшей в руки человека мощные орудия производства, обогатившей эстетическое восприятие человека новыми категориями, расширившей, усложнивший мышление человека, резко изменившей все темпы жизни.

Вот почему было бы неправильным огульное, некритическое отрицание всех позиций конструктивистов и функционалистов. Многое из их достижений должно войти в советскую архитектуру органической частью как отражение индустриальных настроений и новой техники.

Особенности конструктивизма-функционализма как стиля, порожденного индустриализмом в условиях буржуазного общества, а потому и несущего в себе отрицательные черты этого общества, надо всегда иметь в виду при освоении архитектурного наследства капиталистического мира. В этом наследстве надо уметь отделить стороны, вытекающие из идеалистического мировоззрения буржуазного архитектора от сторон, вытекающих из материалистических выводов, науки. Необходимо уметь отличить в конструктивизме-функционализме специфические черты, порожденные разложением и эксплоататорской сущностью капиталистической системы, и те элементы, которые несут в себе достижения современной науки и техники, которые должны быть освоены советской архитектурой. Без понимания этого никогда не уяснить себе тех многочисленных сторон современной передовой буржуазной архитектуры, которые должны войти как ценнейшие элементы в советскую архитектуру. Без этого не может быть и речи о создании стиля социалистического реализма, так как индустриализация является одним из важнейших элементов строительства социалистической экономики, а стиль есть не только форма, но и содержание художественного произведения, в том числе и архитектурного. Но при этом надо иметь в виду, что такое расчленение (разрыв) различных сторон конструктивистско-функционалистической архитектуры (как и всякого иного метода) невозможно без нарушения её методов, 6ез нарушения её как целостного стиля.

Создание нового стиля возможно только на базе критического освоения прошлых стилей, на базе их преодоления. Подобно тому как фундаментом социалистической экономики не могла явиться допотопная техника, так и конструктивным скелетом стиля социалистического реализма в архитектуре не могут явиться допотопные конструкции, допотопная техника строительного производства. Однако беря современную капиталистическую технику, мы переносим её не механически, а ставя её на службу освобожденному от эксплоатации человеку. То же и в архитектуре.

Если формалисты оголением архитектуры вскрыли её пространственные формы, то конструктивисты и функционалисты с небывалой до сих пор остротой поставили вопрос о роли технико-экономических элементов в архитектуре. Значение этих элементов в архитектуре было доведено ими до абсолютного их значения, т. е. до отрицания всех остальных элементов (сторон) архитектуры. Это в конце концов привело их к отрицанию социально-идеологического значения архитектуры, т. е. к выхолащиванию её. Однако значение технико-экономических элементов в архитектуре, как весьма важных её сторон, ни в коем случае нельзя забывать.

Новая техника, новые конструкции (и новые возможности) должны быть широко использованы советской архитектурой в создании её собственного стиля социалистического реализма.

Наиболее ценным в конструктивно-функциональной архитектуре является её функциональный метод решения утилитарно-технических задач архитектуры. Тщательный расчёт функциональной работы каждого элемента здания, определение взаимоотношения и работы отдельных частей плана, оборудования, людских потоков, труда и т. д. и т. п. — ценнейшее достижение этой архитектуры. Утилитарная функция не всё, но одна из важнейших сторон (частей) реалистической архитектуры.

Затем огромным положительным достижением функционалистов следует признать и принцип экономии времени, пространства, материалов и т. п. (например, уместное применение равновысотности помещений, в зависимости от их назначения, рациональное оборудование, дающее максимальную экономию в затрате труда, разумная механизация и обобществление бытового обслуживания и т. д.). Советская архитектура должна всеми своими сторонами служить человеку, обществу. Поэтому экономичность — не самоцель архитектуры, но все же одна из серьёзных её задач.

Равным образом огромную ценность представляет собой выдвинутый конструктивистами принцип дифференциации функций отдельных конструкций и деталей (например, несущий каркас, лёгкие теплоизолирующие стены, лёгкие звукоизолирующие перекрытия и др.). Этот принцип является несомненно огромным достижением современной архитектуры и должен быть нами широко освоен и развит.

Вот почему работы над хорошо рассчитанными (экономными) сборными типовыми конструкциями должны приковать наше внимание. Путь к индустриализаций строительства лежит через широкое развитие стандартных конструкций, каркаса, крупных блоков и т. л. Однако надо помнить, что задача создания в нашей архитектуре художественных образов и богатств форм требует стандартизации стройэлементов, а не целых зданий, как полагают многие функционалисты.

Попытки конструктивистов увязать с индустриальным производством формы бытовых вещей (мебель, посуда, платье и т. д.) также весьма важный элемент в архитектуре. Для архитектора не безразлично наполнение его произведений (зданий). Эта сторона дала точно также должна быть учтена советским архитектором в его работе.

Этими перечислениями, конечно, не исчерпываются все достижения современной буржуазной архитектуры, которые могут и должны быть освоены советским архитектором. Только тщательным изучением лучших образцов этой архитектуры, крепким большевистским критическим разбором их можно выявить как их отрицательные, так и положительные стороны. Основным условием для правильного освоения этого наследства является твёрдое понимание целей социалистического строительства, умение без комчванства, без зазнайства взять всё, что может служить великой задаче, поставленной перед нами т. Сталиным, — догнать и перегнать передовые капиталистически страны.

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930 годов.

Как же возникло это принципиально новое направление?

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. . В архитектуре принципы конструктивизма были сформулированы в теоретических выступлениях А. А. Веснина и М. Я. Гинзбурга, практически они впервые воплотились в созданном братьями А. А., В. А. и Л. А. Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас). В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

• 1927 год — Первая выставка современной архитектуры;

• 1928 год — Первая конференция ОСА

• 1929 год — Первый съезд ОСА

 Использование лапидарных прямоугольных форм.

 Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленённых плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации.

Идеология и критика функционализма

В отличие от конструктивизма функционализм лишен монолитности. При детальном рассмотрении дом распадается на отдельные блоки.

Один из первых небоскребов — Уэйнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890) — был построен Салливеном совместно с Данкмаром Адлером(Dankmar Adler) из стекла и терракотовых плит на стальном каркасе. Эта постройка послужила образцом для высотных зданий, появившихся впоследствии повсюду в США. В числе других знаменитых сооружений Салливена: Аудиториум в Чикаго (1889, ныне университет Рузвельта), созданный под влиянием Х.Ричардсона; оперный театр в Пуэбло (шт. Колорадо, 1890); мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе (1892); павильон транспорта на Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893); здание Чикагской фондовой биржи (1894); Пруденшл-билдинг в Буффало (1894); Байярд-билдинг в Нью-Йорке (1898); усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (шт. Иллинойс, 1907) и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (шт. Миннесота, 1908).

Читайте также: