Русская власть и сибирские аборигены кратко

Обновлено: 02.07.2024

АБОРИГЕННАЯ (ИНОРОДЧЕСКАЯ) ПОЛИТИКА РОССИИ В СИБИРИ, комплекс правительств. законодат. установок и практич. мероприятий, определявших осн. параметры рус.-абориг. отношений, политико-правовой статус сиб. аборигенов, их адм.-тер. устройство и соц.-экон. положение. Включение в состав России полиэтничных территорий требовало особого внимания моск., а затем петербург. пр-ва к абориг. фактору. Господствовавшая в стране авторитар. форма правления, гипертрофир. роль гос-ва во всех сферах жизни, в т. ч. в экономике, изначально сделали корен. народы Сибири объектом эксплуатации. В аборигенах гос-во видело прежде всего податных, затем иноверцев и обращало внимание именно на это, а не на этнич. принадлежность. Такая установка, с одной стороны, обусловила отсутствие в России до нач. XX в. целенаправленной нац. политики, с др. – способствовала интеграции сиб. народов в рос. социум, что со временем стало осн. целью А. п. При этом интеграция аборигенов, представлявших конгломерат этнич. образований с разным уровнем соц.-полит. орг-ции, имевших различ. хоз. уклады, культуры, менталитет, осуществлялась постепенно и поэтапно.

К началу XVIII в. русские землепроходцы завершили свое триумфальное шествие по Сибири, выйдя на ее северо-восточные рубежи – Чукотку, Корякию и Камчатку, где встретились с народами – чукчами, азиатскими эскимосами, коряками и ительменами, которые по уровню и характеру своего политического и социально-экономического развития находились еще на стадии каменного века и первобытного строя, только вступив на путь перехода от эгалитарного к стратифицированному обществу. В этом отношении они резко контрастировали не только с пришельцами-русскими, но и со многими другими сибирскими аборигенами, уже попавшими под власть Москвы.

Однако, несмотря на то, что за русскими служилыми и промышленными людьми стояла вся мощь огромного государства, их усилия по подчинению малочисленных обитателей Северо-Востока Сибири трудно назвать успешными. Последние в своем большинстве, не желая платить ясак и противодействуя русским попыткам закрепиться на их землях, оказали ожесточенное сопротивление, в результате чего вторая половина XVII – первая четверть XVIII вв. были насыщены многочисленными русско-аборигенными столкновениями.

Причем проживавшие к северу представляли собой смешанное ительмено-корякское, а к югу – ительмено-айнское население. К началу XVIII в. их насчитываюсь около 13 тыс. на рубеже 1730–1740-х гг.-8–9 тыс., в 1760-х гг. – около 6 тыс. чел. С конца 1720-х гг. российское правительство активизировало усилия по подчинению народов и земель на крайнем Северо-Востоке Сибири.

Тем самым получалось, что все предшествующие усилия по присоединению крайнего Северо-Востока Сибири признавались бессмысленными. 4 мая 1764 г. появился императорский указ о выводе из Анадырского острога военной команды. В 1765 г. из Анадырска начался вывод гарнизона и гражданского населения (в Гижигинскую и Нижнеколымскую крепости). Он закончился к 1771 г., когда крепостные и все прочие постройки в Анадырске были разрушены. Форпост русской власти на Северо-Востоке Сибири, более ста лет служивший опорной базой подчинения чукчей и коряков, перестал существовать. Это событие ознаменовало окончательный поворот в русской аборигенной политике от силовых методов к мирным. Начиная с 1760-х гг. русско-аборигенное вооруженное противостояние в регионе сменяется мирным взаимодействием. С этого времени не отмечено уже ни одного случая военного столкновения русских с коряками, которые окончательно признали себя ясачными и российскими подданными. С чукчами отношения также выстраивались по мирному пути. Более того, их отдельные группы стали сами проявлять инициативу в установлении контактов с русскими с целью торгового обмена.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Лидер северо-востока

Лидер северо-востока Ну вот, кажется, уже и можно предположить, почему же именно Московское княжество стало собирателем земель всего северо-востока и почему возникла именно Московия, а не Тверия, не Владимирщина и не Серпуховия.Московские князья более последовательно,

Церковь северо-востока

Церковь северо-востока Все сказанное до сих пор касается всего русского православия в целом. Все православные Руси подчиняются одному митрополиту, сначала киевскому, с 1299 года — владимирскому. Долгое время вовсе не очевидно, что в разных концах Руси формируются разные

§ 14. Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока

§ 14. Внешняя политика России. Дальнейшая колонизация Сибири и Дальнего Востока 1. ВОЙНА С ТУРЦИЕЙВ 1669 г. казаки выбрали нового гетмана – Многогрешного. Он должен был управлять левой, московской, стороной Днепра. Гетман Дорошенко, считавший себя по-прежнему гетманом всей

Судьба северо-востока

Судьба северо-востока А на доступном для набегов, близком от Сарая северо-востоке первым из русских князей в Золотую Орду в 1243 году вызвали Владимирского князя Ярослава Всеволодовича, сына Всеволода Большое Гнездо. Он прошел обряд очищения в думы ритуальных костров, под

Князья Северо-Востока

Князья Северо-Востока В XII–XIII веках князья Северо-Восточной Руси все больше теряли связь с остальной Русью. Очень уж по-другому тут жили…На Киевщине безморозный период длится 200 дней, а в междуречье Оки и Волги — не больше 150 дней, меньшая часть года. На северо-востоке Руси

Туземцы Сибири и русская колонизация

Туземцы Сибири и русская колонизация

2. Политика в отношении Германии

2. Политика в отношении Германии Политика в отношении Германии обсуждалась в тесной связи с политикой в отношении СССР. Как только стало известно, что Румыния вышла из войны против СССР, Сигэмицу дал послу Японии в Германии Осима указания форсировать заключение

Русские кочи у северо-восточного побережья Сибири

Русские кочи у северо-восточного побережья Сибири Казаки вы мои, казаченьки, Казаки вы, слуги верные! Послужите вы, мои казаченьки, Послужите царю белому. Старинная казачья песня Сразу после его основания в 1632 г. Якутский острог стал базой по организации морских и

Страдания и ненависть жителей Северо-Востока

Страдания и ненависть жителей Северо-Востока Я никогда прежде не слышал конкретных рассказов о бедствиях, причиненных населению Северо-Востока японскими агрессорами, да меня это и не интересовало. Я кое-что знал о ненависти народа, однако думал, что это больше касается

Политика в отношении СССР

2. Борьба за митрополию: реальное столкновение Северо-Востока и Юго-Запада

2. Борьба за митрополию: реальное столкновение Северо-Востока и Юго-Запада Но было, было одно направление, на котором и развернулось со времен Даниила Романовича, Ярослава Всеволодовича и Александра Ярославича соперничество Северо-Востока и Юго-Запада Руси, столь

Русская Америка. Северо-Западная Канада

Русская Америка. Северо-Западная Канада Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать — В Россию можно только верить. Ф. И. Тютчев 1741–1867 годы. Просторы Русской Америки изучают русские первопроходцы.1825 год. Граф фон Нессельроде К. В. (1780–1862), по

Общая характеристика быта и культуры коренного населения Сибири, этапы и факторы развития его производительных сил. Порядок организации жилища. Развитие и характер русско-аборигенных отношений, этапы и направления освоения Сибирского региона россиянами.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 24.12.2012
Размер файла 18,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Русская власть и сибирские аборигены

Введение

Исследовать весь процесс освоения Сибири, и присоединения местных народов к Русскому Государству. Также узнать основные причины и последствия похода.

Коренное население Сибири и его быт

На обширных просторах сибирской тундры и тайги, лесостепи и черноземных просторах расселилось население, едва ли превышавшее 200 тыс. человек ко времени прихода русских. В районах Приамурья и Приморья к середине XVII в. обитало около 30 тыс. человек. Этнический и языковой состав населения Сибири был очень разнообразен.

Очень тяжелые условия жизни в тундре и тайге и исключительная разобщенность населения обусловили крайне медленное развитие производительных сил у народов Сибири. Большая их часть ко времени прихода русских еще находилась на тех или иных стадиях патриархально-родового строя. Лишь сибирские татары находились на стадии формирования феодальных отношений.

В хозяйстве северных народов Сибири ведущее место принадлежало охоте и рыболовству. Вспомогательную роль играло собирание дикорастущих съедобных растений. Манси и ханты так же, как буряты и кузнецкие татары, добывали железо. Более же отсталые народы еще пользовались каменными орудиями. Большая семья (юрт) состояла из 2 - 3 мужчин и более. Иногда в многочисленных юртах жило несколько больших семей. В условиях Севера такие юрты представляли собой самостоятельные поселки - сельские общины.

В Приамурье жили племена дауров и дючеров более развитые в хозяйственном отношении.

Якуты занимали территорию, образуемую Леной, Алданом и Амгою. Отдельные группы размещались на р. Яне, в устье Вилюя и района Жиганска. Всего по русским документам якутов в это время насчитывалось около 25 - 26 тыс. человек. Якуты ко времени появления русских были единым народом с единым языком, общей территорией и общей культурой. Якуты находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Основными крупными общественными группами были племена и роды. В хозяйстве якутов широкое развитие получила обработка железа, из которого выделывалось оружие, кузнечные принадлежности и другие орудия труда. Кузнец пользовался у якутов большим почетом (больше, чем шаман). Основное богатство якутов составлял скот. Якуты вели полуоседлую жизнь. Летом они выезжали на зимники, имели также летние, весенние и осенние пастбища. В хозяйстве якутов большое внимание уделялось охоте и рыболовству. Якуты жили в юртах-балаганах, утепленных дерном и землей в зимнее время, а летом - в берестяных жилищах (урса) и в легких шалашах. Большая власть принадлежала родоначальнику-тойону. Он имел от 300 до 900 голов скота. Тойонов окружала челядь-чахардар - из рабов и домашних слуг. Но рабов у якутов было немного, и способа производства они не определяли. Бедные родовичи не были еще объектом зарождения феодальной эксплуатации. Частной собственности на промысловые и охотничьи угодья также не было, но сенокосные угодья распределялись между отдельными семьями.

Почти без сопротивления признали русскую власть кочевники-буряты, проживавшие по Ангаре и вокруг Байкала. Здесь появились русские поселения - Иркутск, Селенгинск, Братский острог, Илимск. Продвижение на Лену привело русских в страну якутов-скотоводов и эвенков, занимавшихся охотой и оленеводством.

Буряты в XVII веке охотились, применяя лук и стрелы. Запрет на огнестрельное оружие был снят во 2-й половине XVII века, когда царское правительство убедилось, что любые запретительные меры не могут заставить бурят платить казне ясак пушниной. Буряты занимались земледелием, разводили скот.

Кроме скотоводства, земледелия и охоты буряты занимались извозом, кузнечным, плотницким ремеслом. В записях путешественников XVII века отмечено, что у бурят лесостепной зоны жилища представляют собой войлочные юрты.

На территории Прибайкалья и Забайкалья в зависимости от климатических, географических условий у бурят одновременно существовали разные типы жилища, начиная от шалаша-чума в лесных северных районах и кончая решетчатой юртой в южных степях.

Юрта обогревалась огнем очага - гуламта. Гуламта представляла собой глинобитную площадку в центре, в середине которой устанавливали три камня - дулэ. Впоследствии вместо дулэ стали употреблять железный треножник - тулга.

В левой части юрты размещаются предметы, относящиеся к кухне, а так как домашним хозяйством занимается женщина, то эта сторона считается женской. В правой части юрты находились сундуки (абдар) и шкафы (ухэг), где хранились седла, ружья и другие принадлежности мужчин. Здесь принимали и угощали гостей.

Утварь отличалась простотой и замечательной приспособленностью к полукочевому образу жизни бурят, изготовлялась она из материалов, которые получали и выделывали сами: шкуры, кожи, меха, шерсть, дерево, береста и т.д.

Развитие и характер русско-аборигенных отношений

Еще не закончилось полное завоевание Сибири, а ясак уже был превращен в особую форму подати, постоянно взимаемую царской казной. Основной свод законов того времени - Соборное уложение 1649 г. предусматривал, что ясачные люди приводятся к присяге по их вере на верность царю и подданническую зависимость. В то же время этот закон ограждал ясачных людей от посягательств русских на земли аборигенов.

Уже первые шаги русских по Сибири сопровождались освоением ее богатств. Самым ранним хозяйственным занятием пришлого русского населения в Сибири стала торговля, которая способствовала не только промысловому освоению края, но и его политическому присоединению. Торговые связи нередко предшествовали колонизации правительства.

Однако до XVII в. продвижение на восток было медленным. Это было обусловлено сравнительно невысоким спросом на меха, который в связи с падением торговой деятельности Ганзы и закрытием Немецкого двора в Новгороде еще более сократился. Кроме того, путь по Печоре был слишком удален от крупных торговых центров Русского государства, а путь на Каму был закрыт казанскими татарами.

Таким образом, первые торговые контакты с Сибирью, прежде всего, были обусловлены стремлением добраться до пушных богатств края. Огромные запасы пушного зверя, быстрый рост численности промышленников и торговцев привели к тому, что в XVII в. Сибирь становится главным поставщиком пушнины на русском рынке.

Развитие русской торговли в Сибири началось со скупки мехов у местного населения. В торговле в той или иной степени участвовали все, кто встречался с коренным населением Сибири, однако хозяевами пушных рынков очень быстро становились торговые люди - купцы из европейской части России. Лично или через доверенных лиц они скупали пушнину у промысловиков и вывозили ее в Европу.

сибирь культура абориген

Таким образом, можно сделать вывод, что освоение и последующее заселение Сибири, а также подчинение её обитателей стало для России одним из самых величайших географических открытий. В стране стала бурно развиваться торговля и охотничий промысел. Открылись новые народы и племена: Ханты, Чукчи, Тунгуссы, Буряты и т.д. Возросла военная мощь. Нельзя исключать и факт огромного расширения территорий и набирающей обороты торговли. Хоть Россия и вкладывала в походы большие средства, они быстро окупались большим количеством пушнины и мехов. В будущем Зауралье, а впоследствии и Приамурье станут неотделимыми частями Государства Российского.

Подобные документы

Начало становления русско-японских отношений, характер их развития на рубеже XVIII–XIX вв. Русско-японская война: главные причины и этапы проведения боевых действий, положение сторон. Обстоятельства и время подписания Портсмутского мирного договора.

курсовая работа [55,6 K], добавлен 02.05.2014

Социально-экономическое положение Сибири в XVII-XIX вв. Основные направления развития торговли и ярмарки. Характеристика этапов становления сибирского торгового предпринимательства в виде самостоятельно института и роста промышленного производства.

контрольная работа [30,3 K], добавлен 07.02.2011

Российские особенности модернизации в Сибири. Строительство Транссибирской магистрали. Этапы индустриализации Сибири. Прогресс и казнокрадство в истории региона. Последствия золотой лихорадки. Строительство первого алюминиевого завода в Сибири.

реферат [534,4 K], добавлен 16.06.2009

Немецкий этнический массив в Западной Сибири. Активное участие немцев в колонизации Сибирского края с русскими. Исследование процесса освоения территории Сибири немцами, прибывшими с Поволжья. Процесс этнической ассимиляции в данной этнической группе.

реферат [17,3 K], добавлен 28.06.2009

Сибирь и старообрядчество. Появление старообрядцев в Сибири. Староверы верховьев малого Енисея. Жизнь старообрядцев в Сибири. Населенные пункты. Занятия, хозяйственный быт, традиции и обычаи. Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири.

АБОРИГЕННАЯ (ИНОРОДЧЕСКАЯ) ПОЛИТИКА РОССИИ В СИБИРИ, комплекс правительственных законодательных установок и практических мероприятий, опреде­лявших основные параметры русско-аборигенных отношений, поли­тико-правовой статус сибирских аборигенов, их административно-территориальное уст­ройство и социально-экономическое положение. Включение в состав России полиэтничных территорий требовало особо­го внимания московского, а затем Петербургского правительства к аборигенному фактору. Господствовавшая в стране авторитарная форма правления, гипертрофированная роль государства во всех сферах жизни, в том числе в экономике, изначально сделали коренные народы Сибири объектом эксплуатации. В аборигенах государство видело прежде всего податных, затем иноверцев и обращало внимание именно на это, а не на этническую принадлежность. Такая установка, с одной стороны, обусловила отсутствие в России до начала XX в. целена­правленной национальной политики, с другой — способствовала ин­теграции сибирских народов в российский социум, что со временем стало основной целью аборигенная политика. При этом интеграция абориге­нов, представлявших конгломерат этнических образований с разным уровнем социально-политической организации, имевших различные хозяйственные уклады, культуры, менталитет, осуществлялась постепенно и поэтапно.

См. Присоединение Сибири, Инородцы.

1. Заселение Сибири в XVII в.
1.1. Способы заселения
2. Строительство новых городов и острогов
3. Дальнейшее присоединение новых территорий в XVII в.
4. Русская власть и сибирские аборигены
4.1. Ясачный режим
5. XVIII век: на пороге модернизации

Содержимое работы - 1 файл

№ 4 Освоение Сибири в 17-18 в..doc

Оброк вводился взамен десятинной пашни и формально соотносился с последней. Это был наиболее распространенный оброк, но его величина также колебалась в различных уездах и даже слободах. Преимущественное место имел натуральный оброк. Хозяйство и жизнь оброчных крестьян не контролировались столь строго, как у пашенных крестьян.

3. Русская власть и сибирские аборигены

3.1. Ясачный режим

По мере укрепления русской власти совершался переход к фиксированному, так называемому окладному, ясаку и сам ясак из дани или формы меновой торговли превращался в разновидность государственного налога. Окладной ясак обязаны были вносить взрослые ясачные мужчины, которые поименно заносились в особые ясачные окладные книги. В XVII в. ясак взимался преимущественно пушниной. Там, где пушной зверь водился в ограниченном количестве (степные и тундровые районы), в ясак брали рыбу, скот и ровдуги (выделанные оленьи шкуры), а также деньги. В Западной Сибири, где соболь был очень быстро истреблен, денежная доля в составе окладного ясака доходила до половины.

Ситуация усугублялась торгово-ростовщической деятельностью купцов и промышленников, которые опутывали доверчивых аборигенов неоплатными долгами и захватывали их охотничьи угодья. Пытаясь рассчитаться с ясаком и долгами, ясачные нередко вынуждены были продавать в холопство - своих детей, жен, а порой и самих себя.

В XVII - XVIII вв. Сибирь кипела, как большой котел, переполненная разнонаправленными интересами. Русские продвигались на восток с ошеломляющей быстротой. Это был действительно исторический подвиг, основанный на сплаве мужества, смекалки и предприимчивости. Огромная территория Сибири была освоена, таких масштабов и такой эффективности не знал ни один народ в мире. Присоединение Сибири к России стало бесповоротным и прочным в результате притока за Урал массы русских переселенцев и организации в Сибири системы государственного управления. Заселение региона осуществлялось тремя способами: административный перевод, ссылка и вольное переселение. Основной поток переселенцев в Сибирь шел из Поморья.

В XVII веке русское население было представлено следующими основными социальными группами: служилые люди (казаки, стрельцы, дети боярские, сибирские дворяне), промышленники, крестьяне (черносошные и монастырские), посадские и гулящие люди. Их соотношение менялось, и к началу XVIII века в целом по Сибири численно преобладали крестьяне.

Стремление государства единолично извлекать доходы с Сибири, необъятные сибирские просторы, слабость местной администрации и специфика общественного сознания сибиряков обусловили отсутствие в Сибири крепостного права.

Читайте также: