Конструктивистский структурализм п бурдье кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье. Основные понятия.

Главный стимул творчества Б. преодолеть противопоставления объективизма (социальные факты Дюркгейма, структурализм Соссюра, Леви-Стросса + структурный марксизм) и субъективизм (социальное конструирование, деятельность, роль социальных агентов и т. д.).

Программа: символическая власть, символический порядок и власть номинации, в чем новизна теории.

1) Это социальное пространство с неравным распределением капитала.

2) Это система связей (структура) между социальными позициями агентов.

3) Общество – это переплетение полей разных сфер (политических, культурных и т.д.).

4) Это объективная составляющая, структуралистская часть теории структуралистскогоконсутруктивизма.

Типология пространств:

1) Социальное пространство– абстрактное пространство полей с неравным распределением капитала, который выполняют функцию и цели, и средства борьбы в различных полях.

2) Физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей.

3) Присвоенное пространство – где власть осуществляется как символическое насилие.

1) Это ресурсы, которыми располагают агенты.

2) Экономический – доходы, имущество.

3) Культурный – институализированный (диплом) и инкорпорированный (знания).

4) Социальный – все виды капитала, вовлеченные в социальные групповые связи.

5) Символический – все виды капитала, имеющие особое признание внутри социального поля (престиж, репутация).

Символический порядок и власть номинации:

1) Символическое насилие – неявные способы навязывания смыслов и значений для воспроизводства социального господства.

2) Примеры символического насилия – насилие мужчины над женщиной в семье патриархального типа; дети рабочего класса не способны к учебе.

3) Символические стратегии: формальные и неформальные (оскорбление частного лица или символическое внушение государства).

4) Главный инструмент управления – управление названиями (борьба не за доход, а за престиж).

5) Власть имеет тот, кто владеет большим символическим капиталом (то есть полученным от группы признанием).

Теория Бурдье - структуралистский конструктивизм:

1) Структурализм показывает, что в социальном мире существуют объективные структуры, независимые от сознания агентов, они способны направлять или подавлять практики агентов (нормы, институты, классы).

2) Конструктивизм показывает, что социальные действия людей сами конструируют социальную реальность (восприятие, мышление, действие).

Конструирование социальной реальности – принцип двойного структурирования: а генты сами создают структуры, но действия и практики агентов определяются структурой.

1) В процессе социализации индивид агент усваивает устойчивые принципы в отношении социальных действий. Эти принципы отражают объективные структуры социального мира.

2) В процессе усвоения эти принципы превращаются в устойчивые установки (диспозиции), с помощью которых действует агент. Эти диспозиции составляют габитус.

3) Это индивидуальная социальность.

4) Габитус – это основная реакция на требования, предъявляемые со стороны разных полей, но при этом он преломляется через индивидуальный опыт.

5) Габитус – это инкорпорированый культурный капитал (знание)

6) Агент - какими бы сложными ни были правила социального поведения, они не могут предугадать все варианты, следовательно, творческая активность агента неизбежна и предопределяется габитусом (индивидуальной социальностью).

3) Представления агентов меняются в зависимости как от их позиций, то есть от их места в социальной структуре, так и от способа восприятия и оценивания.

А тут подробнее:

В социальном пространстве существует ряд полуавтономных полей (например, политическое, художественное, религиозное, экономическое), каждое из которых обладает своей собственной особой логикой и формирует у акторов мнение относительно того, что в определенном поле имеет значение. Бурдье различает физическое и социальное пространство, и даже пытается их как-то разграничить. Так, он указывает, что "физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время, как социальное пространство - по взаимоисключению (или различению) позиций, которые его образуют, так сказать, как структура рядоположенности социальных позиций". Однако рядо-положенность и различение - универсальные свойства как физического, так и социального пространства. Сходство между ними заключается еще и в том, что пространство, в котором обитает Homo sapiens, явля-ется социально обозначенным и сконструированным. Это относится и к физическому, и к социальному пространству.

У П.Бурдье физическое пространство есть социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии (как например, кабильский дом или план города), объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений. Социальное пространство, найдя себе физическую реализацию в пределах городской черты, представляет собой распределение различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и/или групп, обладающих возможностью их присвоения (в зависимости от имеющегося у них капитала, а также от физической дистанции, отделяющей от этих благ).

Отличие двух сущностей состоит, наверное, в том, что расположенность в физическом пространстве зримая, а в социальном - только мыслимая.

Поле – сеть отношений между объективными позициями (существует независимо от сознания и воли индивида). Мир – совокупность полей – многомерное пространство позиций. У каждого поля своя логика, своя степень значимости.

Поле – арена борьбы (конкурентный рынок)=> в нем используются различные виды капитала (экономический, культурный, социальный, символический). Главное поле – власти, политики => иерархия властных отношений в рамках политического поля структурируются все другие поля. Позиция агентов в поле => количество и относительный вес их капитала. Капитал обеспечивает контроль над собственной судьбой и судьбами других.

Четыре вида капитала: экономический, культурный (знание), социальный (устойчивые социальные отношения между людьми), символический (почет, престиж, власть создавать и навязывать лигитивное видение социального мира).

У агентов в поле разные стратегии, которые зависят от позиций. Чтобы сохранить, улучшить свое положение и навязать тот тип иерархии, который наиболее благоприятен для них.

Государство – место борьбы за монополию над символическим насилием (навязать легитимное видение социального мира через образование, язык, значение и т. д.). Таким образом мир – борьба между очень неравно вооруженными агентами + концентрация наиболее дефицитных благ и их собственников в определенных местах физического пространства.

Политическая власть – власть навязывать определенные видения деления => создавать группы и манипулировать объективные структуры общества => нужна власть, полученная от группы, нужно признание + доверие. История – овеществляется и инкорпорируется (приводится в действие). Виды капитала государства : символический, юридический (судья, чиновники), физического принуждения (армия, полиция), экономический (налоги), информационный. Позиция – реальное положение индивида в социальном пространстве; диспозиция, его представление о своем положении, схемы поведений, мышление и оценивание. Социальный мир еще и совокупность позиций и диспозиций.

Читайте также: