Конституция рсфср 1978 кратко

Обновлено: 02.07.2024

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - РОССИИ

Документ с изменениями, внесенными:


Принята
на внеочередной седьмой сессии
Верховного Совета РСФСР девятого созыва
12 апреля 1978 года

Съезд народных депутатов Российской Федерации - России,

- сознавая историческую ответственность за судьбу России,

- свидетельствуя уважение к правам всех народов Российской Федерации,

- признавая приоритет прав человека и гражданина Российской Федерации,

- выражая волю народов Российской Федерации - России, подтверждает государственный суверенитет Российской Федерации России на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство.

(Преамбула в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1, - см. предыдущую редакцию)

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ
И ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 1. Политическая система

Статья 1

Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Наименования государства Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Вся власть в Российской Федерации принадлежит многонациональному народу Российской Федерации.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народных депутатов, составляющие политическую основу Российской Федерации, и непосредственно.

Статья 3

Система государственной власти в Российской Федерации основана на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением (часть дополнена с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 - см. предыдущую редакцию).

Все государственные органы, формируемые в соответствии с законом путем демократических выборов, и должностные лица подотчетны народу.

Статья 4

Российская Федерация, все ее государственные органы действуют на основе законности, обеспечивают охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод человека и гражданина (часть в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1, - см. предыдущую редакцию).

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию СССР, законы Российской Федерации и СССР, Конституции и законы республик, входящих в состав Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.

Статья 5

Наиболее важные вопросы государственной жизни в порядке, установленном Конституцией и законами Российской Федерации, выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование (референдум) (статья дополнена с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 - см. предыдущую редакцию).

Статья 6

Политические партии, профсоюзные, молодежные, иные общественные организации и массовые движения через своих представителей, избранных в Советы народных депутатов, и в других формах участвуют в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами.

Статья 7

Все политические партии, другие общественные организации и массовые движения, осуществляя предусмотренные их программами и уставами цели, действуют в рамках Конституции и законов Российской Федерации, Конституций и законов республик в составе Российской Федерации и в соответствии с правовыми актами Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Не допускаются создание и деятельность партий, общественных организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти, незаконных вооруженных формирований, разжигание социальной, национальной и религиозной розни, включая пропаганду исключительности и любых форм дискриминации по признакам этнической, национальной, расовой, религиозной принадлежности.

(Статья в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1, - см. предыдущую редакцию)

Статья 8

Трудовые коллективы участвуют в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в подготовке и расстановке кадров, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями, улучшения условий труда и быта, использования средств, предназначенных для развития производства, а также на социально-культурные мероприятия и материальное поощрение.

Статья 9

Основным направлением развития политической системы советского общества является дальнейшее развертывание социалистической демократии: все более широкое участие граждан в управлении делами государства и общества, совершенствование государственного аппарата, повышение активности общественных организаций, усиление народного контроля, укрепление правовой основы государственной и общественной жизни, расширение гласности, постоянный учет общественного мнения.

Глава 2. Экономическая система

Статья 10

В Российской Федерации признаются и защищаются следующие формы собственности: частная (юридических лиц и граждан, коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.

Государство создает условия для развития разнообразных форм собственности и обеспечивает равную защиту всех ее форм.

Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан.

Конфискация и реквизиция имущества допускаются только в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Исходя из общественных интересов, закон устанавливает пределы свободы экономической деятельности.

(Статья в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1, - см. предыдущую редакцию)

Статья 11

Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются достоянием народов, проживающих на соответствующей территории.

Владение, пользование и распоряжение природными богатствами не могут осуществляться в ущерб интересам этих народов.

В Российской Федерации устанавливаются следующие формы собственности на природные ресурсы: государственная (федеральная, республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга), муниципальная, частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая). Владение, пользование и распоряжение природными ресурсами регулируются законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, правовыми актами Советов народных депутатов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий (часть в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1, - см. предыдущую редакцию).

Статья 11_1

Государственная собственность Российской Федерации является достоянием многонационального народа Российской Федерации.

В государственной собственности Российской Федерации находятся имущество государственных предприятий, учреждений и организаций Российской Федерации, ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны Российской Федерации, культурные и исторические ценности общегосударственного значения, средства государственного бюджета Российской Федерации, государственные банки Российской Федерации, золотой запас, алмазный и валютный фонды, пенсионные, страховые, резервные и иные фонды.

В государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут находиться средства производства в промышленности, предприятия транспорта, связи, информатики, топливно-энергетического комплекса, иные предприятия и иное имущество, необходимое для осуществления задач Российской Федерации.

Владение, пользование и распоряжение государственной собственностью осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, правовыми актами краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (часть дополнена с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1 - см. предыдущую редакцию).

Статья 12

Собственностью совхозов, колхозов, кооперативных организаций, крестьянских хозяйств, их объединений являются произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещенной законом деятельности.

Земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции предоставляются государством в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность. Изъятие земельных участков, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, не допускается.

Полученные или приобретенные в собственность земельные участки могут быть отчуждены, в том числе и проданы их собственниками без изменения целевого назначения, независимо от сроков вступления в собственность:

Совету народных депутатов на тех же условиях, на которых земельный участок был предоставлен, с учетом произведенных на этом участке затрат;

физическим и юридическим лицам по договорной цене - для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, для садоводства и индивидуального жилищного строительства.

(Часть в редакции, введенной в действие с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1, - см. предыдущую редакцию).

Во всех остальных случаях, кроме указанных в части третьей настоящей статьи, земельные участки могут быть проданы физическим и юридическим лицам по договорной цене не ранее чем через 10 лет, если они были получены в собственность бесплатно, и не ранее чем через 5 лет, если они были приобретены в собственность за плату (часть дополнительно включена с 12 января 1993 года Федеральным законом от 9 декабря 1992 года N 4061-1).

Части четвертая и пятая предыдущей редакции с 12 января 1993 года считаются соответственно частями пятой и шестой настоящей редакции - Федеральный закон от 9 декабря 1992 года N 4061-1.

Государство содействует развитию всех форм сельскохозяйственного производства. Исходя из общественных интересов, государство может устанавливать предельные размеры земельных участков.

Землепользователи обязаны эффективно использовать землю, бережно относиться к ней, повышать ее плодородие.

Статья 13

Собственность граждан создается и приумножается за счет их трудовых доходов от участия в общественном производстве, от ведения собственного хозяйства, иных доходов, полученных в порядке и на условиях, не противоречащих закону.

Собственность граждан и право ее наследования охраняются государством.

Собственность не может использоваться в целях, противоречащих интересам общества, правам других граждан.

Статья 14

Гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Гражданин осуществляет это право самостоятельно или на основе трудового договора.

Лицам, занятым на производстве, основанном на любых формах собственности, законом гарантируются справедливые условия найма, увольнения, оплаты и охраны труда.

Рассмотрим содержание и особенности Конституции РСФСР 1978 года.

Принятие новой Конституции СССР в 1977 года отражало непрерывность развития конституционной системы бывшего СССР. На её базе в 1978 году был принят Основной закон РСФСР.

На протяжении срока своего действия Конституция 1978 года подвергалась значительным изменениям. Эти изменения затрагивали не только содержание конкретных норм, но и саму сущность Основного закона. В ней утверждался статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

Поэтому данная Конституция на последних этапах своего существования была самой нестабильной, причем изменения имели существенный характер. По этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что является её особенностью.

Во-первых, принятие конституций данного периода должно было отражать новый этап, в который (как утверждалось) вступило советское общество – этап развитого социализма. Это означало превращение СССР из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство.

Несмотря на провозглашение общенародного характера государства, конституции сохранили классовые признаки и особенности. Подобное понимание сущности конституции было общепринятым в политической и правовой литературе, так как идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.

Впервые закреплялось положение, согласно которому наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни выносились на всенародное обсуждение и голосование.

В Конституции РСФСР 1978 года впервые в преамбуле указывалось, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

В-четвертых, особенностью Конституции РСФСР 1978 года является то, что в ней заметно изменилась структура. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Это указывало на значительное расширение предмета конституционной регламентации, более совершенный уровень формирования государственных и правовых институтов.

В-пятых, в положения Конституции РСФСР о её федеративном устройстве были внесены изменения. В Конституции национальные округа были преобразованы в автономные, возрос уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (отныне их статус определялся законом РСФСР, а не Положением о них).

В-шестых, Конституция 1978 года впервые в прямой форме установила, что РСФСР является суверенным государством.

Рассмотренные особенности Конституции РСФСР 1978 года выделяют её среди остальных Конституций российского государства.

Конституция - это акт нормативно-правового характера, обладающий наивысшей юридической силой и принятый либо посредством референдума с участием граждан, либо высшим органом государственной власти. Данный нормативно-правовой акт регулирует основы организации государственного строя, порядок функционирования всех ветвей власти, а также права, свободы, обязанности граждан страны.

Среди признаков самого главного нормативно-правового акта страны можно выделить следующие:

  • является основным законом в стране;
  • наделен наивысшей юридической силой, что предполагает отсутствия противоречия данному акту прочих законодательных и правовых актов, утверждаемых в государстве;
  • в большинстве случаев принимается посредством проведения референдума;
  • направлен прежде всего на регулирование наиболее важных прав и свобод граждан, а также методов из защиты со стороны государства;
  • определяет основы государственного строя страны, в том числе формы правления, гос. устройства, политический режим;
  • выступает в качестве направляющего правового акта, так как на высшем уровне определяет основополагающие идеи развития общества.

Таким образом, Конституция вносит упорядоченность в жизнь государства, предопределяет основы положения личности в обществе, в рамках данного нормативного акта формируются основополагающие принципы взаимоотношений человека и государства. В подобном нормативном акте в обязательном порядке закрепляются принципы права, функции государства и отдельных государственных органов власти и т.д.

Также в рамках Конституции устанавливаются рамки и характер государственного регулирования во всех сферах общественной жизни.

Отличительные черты Конституции РСФСР 1978 года

Конституция, принята в 1978 году, была четвертой Конституцией РСФСР.

На протяжении срока своего юридического действия Конституция 1978 года не один раз подвергалась кардинальным изменениям. Подобные изменения затрагивали не только сущность определённых норм, но и саму непосредственно ее содержание в целом. Так, например, на первоначальном этапе в рамках Конституции 1978 года РСФСР признавалась союзной республикой в составе СССР, а после его распада – независимым государством.

Готовые работы на аналогичную тему

В связи с этим данная редакция Конституции на последних этапах своего действия была крайне нестабильной, при этом все изменения носили существенный характер. Именно по этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что можно рассматривать в качестве одной из ее ключевых особенностей.

Необходимость разработки и принятия на территории РФ новой редакции основного нормативного акта в 1993 была связана с большим количеством причин, вызванных в прежде всего принципиальными изменениями в жизни общества в конце 80-х - начала 90-х гг., что в свою очередь, было связано с распадом СССР.

В Конституции 1978 года государство признавалась советским и социалистическим, но не объявлялось правовым. Конституция РСФСР 1978 года в значительной степени подчеркивала роль коммунистической партии, провозглашенной в рамках данного нормативного акта руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы. В соответствии с данными принципами закреплялся механизм государственной власти, в полной мере игнорировавшими разделение государственной власти на ветви, необходимость организации исполнительной власти в стране, а также независимость судебной власти.

Однако, подобное содержание основного закона страны противоречило реализуемым с начала 1980-х годов принципам перестройки.

Во-вторых, плановая модель национальной экономики, которая базировалась на монопольном положении собственности государства и сверхцентрализованном государственном управлении, в активном порядке начала замещаться современными рыночными экономическими отношениями, что в конечном итоге способствовало формированию многосекторной национальной экономики, в значительной степени обеспечивало свободу всем участникам хозяйственной деятельности, оказало благотворное влияние на развитие частной собственности населений. Среди наиболее важных признаков рыночной экономической системы можно назвать равноправие всех форм собственности, а также обеспечение равной юридической защиты, свобода и поощрение осуществления предпринимательской деятельности, свободный труд.

В-третьих, свойственное общественного развития советского периоде господство одной официальной идеологии (а именно коммунистического мировоззрения) постепенно уступило место идеологическому и религиозному плюрализму, в качестве основы которых выступала свобода мысли и слова, а также гласность. Несмотря на то, что в Конституции РСФСР 1978 года все же сохранялась классовая ориентированность демократии, которая получила название социалистической, ее рамки были в значительной степени расширены.


Одним из важнейших элементов дальнейшего развития страны стало принятие в 1977 году Конституции СССР, а затем на ее базе непосредственно Конституции РСФСР 1978 года. За все время существования советской страны она была уже четвертой, однако именно с ее помощью конституционная система бывшего государства смогла получить новый виток развития. Даже сейчас довольно легко можно найти соотношения в Конституциях 1978 года и Конституции 1993 года, которая действует в современное время, несмотря на то, что новая версия полностью перечеркнула существующую политическую систему, ранее существовавшую.

Время принятия

Впервые новая версия Конституции России 1978 года вступила в силу согласно вышедшей Декларации Верховного Совета страны 12 апреля 1978 года.

Конституция СССР

Принята она была на 7-й сессии Девятого созыва депутатов, которая являлась внеочередной. Изменить главный закон страны в то время побудило исключительно принятие новой Конституции СССР, поэтому в начальной редакции особого политического волнения ее содержание не сделало. Имеющиеся изменения были минимальны, изменяя только сроки полномочий и изменяя ряд названий органов.

Период действия

Большой переполох Конституция РФ 1978 года наделала в более поздние сроки, прославившись как самая нестабильная в мире. Всего она действовала на протяжении 15 лет, последние годы из которых пришлись на период распада СССР. Постепенно происходили значительные изменения в содержании не только статей, но и изначальной сущности Конституции 1978 года. Первоначально оглашавшая РСФСР всего лишь в качестве союзной республики в составе огромной страны, она затем утвердила ее как совершенно независимое государство. Именно поэтому для характеристики Конституции 1978 года следует разделить период ее действия на два этапа, чтобы более подробно рассмотреть ее внутреннее содержание.

Первый этап

В первые 10 лет своего существования данный документ строился на стандартной для СССР конституционной системе.

Леонид Брежнев

Пока не начался период перестройки, все вносимые изменения были минимальны, а потому страна шла по накатанному пути. Для того периода характерен ряд характеристик, которые можно проследить в политической системе и иных нормативно-правовых актах.

Характерные черты

Конституция 1978 года на первом этапе может быть охарактеризована следующими тезисами:

  1. Сама по себе она создавалась для того, чтобы охарактеризовать в государстве новый период, на который вступило советское государство, а именно "Развитой социализм". Происходил постепенный переход от диктатуры пролетариата к настоящему и крепкому общенародному государству, идущему по пути, ведущему к коммунизму. Именно этот фактор был закреплен в самых первых статьях. Именно в них также отдавалась вся власть народу, поскольку он являлся субъектом власти. Несмотря на это классовость характера в Конституции 1978 года по-прежнему сохранялась. Роль рабочего класса оставалась преобладающей в самой сущности.
  2. Коммунистическая партия в шестой статье признавалась руководящей. Именно она направляла политику государства на внутреннем и внешнем фронте. Для этого выделялась отдельная статья в самой первой главе, что делало единственную партию основой существующей государственной системы.
  3. Впервые утверждался принцип равенства всех граждан перед законом. Социалистическая демократия еще более расширила существующие рамки. Был перечислен расширенный перечень гражданских прав. В частности, было предложено выносить важнейшие вопросы сначала на всеобщее обсуждение, а затем голосование.
  4. Конституция 1978 года по своему содержанию была значительно больше предыдущих версий. Всего в ней содержалось 22 главы, что резко изменило структуру документа. Конституционные нормы начали подразделяться по предметным признакам, что подтвердило более высокую эффективность в процессе формирования государственно-правовых институтов.
  5. Изменились положения и о федеративном устройстве РСФСР. Появились автономные округа, которые существуют и сегодня.
  6. РСФСР стала официально признаваться в качестве суверенного государства.

Второй этап

Коренные изменения в данном документе начались только после 1989 года. Началось это исключительно из необходимости привести Конституцию 1978 года к появившейся новой редакции главного закона СССР.

Конституция РСФСР

После этого началось частое внесение поправок, которые должны были стабилизировать страну, находившуюся на грани распада.

Первые поправки

Первые внесенные поправки начались под влиянием Верховного Совета в Девятом созыве. Произошли следующие изменения:

  • Был назначен новый высший орган государственной власти – Съезд народных депутатов. Он избирался на 5 лет всеобщим голосованием граждан старше 18 лет. Собирался он всего один раз в год для избрания Верховного Совета из двух палат, который выполнял законодательные функции. Высшим должностным лицом в стране являлся председатель Верховного Совета.

Конституция РФ

  • В мае 1990 года появилась новая поправка, которая увеличила число заместителей председателя до трех лиц с одного.
  • В июне того же года (1990-го) была установлена многопартийность в РСФСР, полностью был, вычеркнут пункт о самой коммунистической партии.

Распад СССР

После падения Советского Союза в стране еще некоторое время действовала данная Конституция. Имел этот факт отражение и в самом документе. Первым делом 15 декабря 1990 года в нее был внесен факт того, что РСФСР стало обладать государственным суверенитетом. Это закреплено непосредственно в преамбуле и первой статье.

Борис Ельцин

Еще одним немаловажным фактом образования новой системы стало упразднение ранее существовавшей системы государственного арбитража. Ее полностью собой заменила система арбитражных судов. После этого в 1992 и 1993 году в стране начался политический кризис. Постоянное противостояние двух групп - самого президента РСФСР Бориса Ельцина и председателя правительства Виктора Черномырдина - породило нестабильную политическую ситуацию, которая вылилась в вооруженный конфликт. Было много жертв не только среди военных, но и среди гражданских жителей. После этого к власти пришел Ельцин, под правлением которого в конечном итоге была принята нынешняя Конституция Российской Федерации.

Основные пункты Конституции

В своей последней редакции от 21 апреля 1992 года в Конституции 1978 года можно найти следующие основные положения:

Читайте также: