Конституция китая кратко самое главное

Обновлено: 08.07.2024

В Конституция Китайской Республики (Китайский: 中華民國 憲法 ) является пятой и действующей конституцией Китайской Республики, ратифицированной Гоминьдан вовремя Учредительное национальное собрание [ж] сессии 25 декабря 1946 г., в г. Нанкини принята 25 декабря 1947 года. Конституция вместе с ее Дополнительные статьи, остается эффективным в контролируемых ROC территории.

Предназначен для всей территории республика Китай в том виде, в каком он был тогда создан, он никогда не был широко и эффективно реализован из-за вспышки Гражданская война в Китае в материковом Китае на момент обнародования конституции. Вновь избранный национальное собрание вскоре ратифицировал Временные положения против коммунистического восстания 10 мая 1948 года. Временное положение символизирует вступление страны в чрезвычайное положение и предоставил Гоминьдан-вел правительство Китайской Республики внеконституционные полномочия.

После Отступление правительства Китайской республики на Тайвань 7 декабря 1949 г. Временное положение вместе с военное положение сделал страну авторитарный однопартийное государство несмотря на конституцию. Демократизация началось в 1980-х годах. Военное положение было отменено в 1987 году, а в 1991 году временные положения были отменены. В Дополнительные статьи Конституции был принят, чтобы отразить фактическая юрисдикция и реализация отношения через пролив. Дополнительные статьи также существенно изменили структуру правительство к полупрезидентская система с однопалатный парламент, которые легли в основу многопартийный демократия в Тайване.

В 1990-х и начале 2000-х годов истоки Конституции на материке привели к появлению сторонников Независимость Тайваня продвигать новую тайваньскую конституцию. [4] [5] [6] Однако попытки Демократическая прогрессивная партия администрация по созданию новой Конституции во время второго срока ДПП Президент Чэнь Шуйбянь не удалось, потому что тогдашняя оппозиция Гоминьдан контролировал Законодательный юань. [7] [8] Было решено только реформировать Конституцию Китайской Республики, а не создавать новую. В последний раз в него вносились поправки в 2005 году с согласия как Гоминьдана, так и ГП. Самый последний пересмотр конституции произошел в 2004 году. [9]

Содержание

История

Ранние попытки китайской конституции

В Временная конституция Китайской Республики был составлен в марте 1912 года и составлял основной правительственный документ Китайской Республики до 1928 года. Он обеспечивал западный стиль парламентская система во главе со слабым президентом. Однако система была быстро узурпирована, когда Сон Цзяорен, который в качестве лидера Гоминьдана должен был стать премьер-министром после победы партии в 1912 выборы, был убит по приказу президента Юань Шикай. [10] Юань регулярно пренебрегал избранным собранием и брал на себя диктаторские полномочия. После его смерти в 1916 году Китай распался на военачальники и Правительство Бэйян действуя в соответствии с Конституцией, оставалось в руках различных военачальников.


Первоначальный комитет по разработке конституции вновь созданного республика Китай, сфотографировали на ступеньках Храм Неба в Пекин, где проект был завершен в 1913 году.


Процесс оформления

Конституция была впервые разработана Гоминьдан (Гоминьдан) в рамках третьего этапа национального развития (т. Е. представительная демократия), он создал централизованную республику с пятью ветви власти. Конституция восходит к концу Вторая китайско-японская война. Надвигающаяся вспышка Гражданская война в Китае давление Чан Кай-ши в принятие демократической конституции, которая положит конец однопартийному правлению Гоминьдана. Коммунисты стремились создать коалицию из одной трети националистов, одной трети коммунистов и одной трети других партий, чтобы сформировать правительство, которое разработало бы новую конституцию. Однако, отвергая эту идею, Гоминьдан и КПК совместно провели съезд, на котором обе стороны представили свои мнения. В ходе горячих дебатов многие требования Коммунистической партии были удовлетворены, включая всенародные выборы в Законодательный юань. Вместе эти проекты называются Конституционным проектом Политического собрания ( 政協 憲 草 ). Профессор Джон Чинг Сюн Ву, Заместитель председателя Комиссии по разработке конституции, был основным автором текста. [11]

Конституция с незначительными изменениями по сравнению с последним проектом была принята сессией Национального Учредительного собрания 25 декабря 1946 г. Нанкин, обнародована национальным правительством 1 января 1947 года, а пятая и действующая конституция Китая официально вступила в силу 25 декабря 1947 года. Конституция рассматривалась как третий и заключительный этап восстановления Китая гоминьданом. Коммунисты, хотя и присутствовали на съезде и участвовали в разработке конституции, бойкотировали Национальное собрание и заявили после ратификации, что они не только не признают конституцию Китайской республики, но и все законопроекты, принятые националистической администрацией, также будут проигнорированы. Однако из-за их участия в выборах (около 800 мест из 3045) их бойкот не помешал Собранию достичь кворума и, таким образом, избрать Чан Кай-ши и Ли Цунг-джен в качестве президента и вице-президента соответственно. Чжоу Эньлай поставил под сомнение легитимность Национального собрания в 1947 году, заявив, что Гоминьдан вручную выбрал своих членов 10 годами ранее, и, таким образом, Ассамблея не может быть законным представителем китайского народа.


Политическая консультативная конференция в Чунцин, последний проект конституции обсуждался различными политическими партиями, в том числе Гоминьдан и Коммунистическая партия Китая.


Чан Кай-ши, председатель Националистическое правительство, обратил одобренный Политической консультативной конференцией проект в Ху Ши, чередующийся председатель Национального учредительного собрания.


У Чжихуэй, председатель Национального учредительного собрания, вручил ратифицированную конституцию Чан Кай-ши, председатель Националистическое правительство.

Содержание

Три принципа народа

Конституция сосредоточена на Три принципа народа (Китайский: 三民主義 ; пиньинь: Сан Мин Чжии ), Минзу ( 民族 ), Миньцюань ( 民權 ) и Миньшэн ( 民生 ), примерно определяемые как национализм, демократия и средства к существованию людей, [12] который призывал к созданию правительства народа, народа и народа. Правительство народа вызвало идею гражданский национализм из Китай. Народное правительство стремилось создать западную парламентская демократия и разделение властей. Правительство для людей означает, что правительство в определенной степени должно предоставлять услуги, необходимые для благополучия общества.

Гражданские и политические права людей

Основные гражданские права и обязанности человека изложены в главе 2 Конституции. Глава 12 определяет четыре политических права народа: избрание государственных служащих, отзыв государственных служащих, законодательная инициатива и референдум.

Руководство и авторитетный законодательный орган

В Президент Китайской Республики (Китайский: 總統 ; пиньинь: Zǒngtǒng ) это глава государства и главнокомандующий Вооруженные силы Китайской Республики. Президент избирается национальное собрание сроком на шесть лет. Хотя первоначальное намерение состояло в том, чтобы иметь парламентскую систему (о чем свидетельствует существование как президента, так и премьер-министра), из-за Временные положенияГенералиссимус Чан Кайши был допущен национальное собрание уменьшить функции премьера и сосредоточить больше власти у президента. В результате нынешнее правительство на практике полупрезидентская система.

Разделение пяти властей

Сун Ятсенполитическая теория России призывает к конституции с пять полномочий правительства (Китайский: 五 權 憲法 ; пиньинь: Ву Куан Сяньфо ), который смешивает наследие имперского прошлого Китая с тремя ветвями западных правительств. В конституции пять ветвей или юань ( 院 ) являются: Исполнительный юань ( 行政院 ), Законодательный юань ( 立法院 ), Судебный юань ( 司法院 ), Экзаменационный юань ( 考試 院 ), и Контрольный юань ( 監察院 ).

Расовые группы в приграничных регионах

Идеология Китайская националистическая партия вовремя Синьхайская революция было создать единство между пятью традиционными этнические группы в Китае (Хан, Маньчжуры, Монголы, Хуэй (Мусульмане) и Тибетцы), чтобы противостоять европейскому и японскому империализму как одна сильная нация. В конституции есть статьи, защищающие равенство разных рас и политические права расовых групп в приграничных регионах. Однако поскольку некоторые провинции похожий на Собственно Китай были созданы на Маньчжурия и Синьцзян. Только защита местной автономии в Внутренний и Внешняя Монголия, и Тибет регулировались явно.

Приостановление действия конституции и военное положение

Осуществление этой конституции сделало Китай, тогда с населением 450 миллионов человек, самой густонаселенной "газетой". демократия". Хотя Конституция была предназначена для Китай, он не был реализован ни широко, ни эффективно, поскольку Гоминьдан уже был полностью вовлечен в гражданская война с Коммунистическая партия Китая к моменту его обнародования.

10 января 1947 года губернатор Чен И объявил, что новая Конституция Китайской Республики не будет применяться к Тайваню после того, как она вступила в силу в материковом Китае 25 декабря 1947 года, поскольку Тайвань все еще находился под военная оккупация а также то, что тайваньцы были политически наивны и неспособны к самоуправлению. [13] Позже в том же году Чэнь И был уволен, и Правительство провинции Тайвань был основан.

18 апреля 1948 года Национальное собрание добавило в Конституцию "Временные положения против коммунистического восстания". Временные положения вступили в силу 10 мая 1948 года, за десять дней до открытия первого Президент Китайской Республики. Эти статьи значительно расширили возможности президент и отменил ограничение на два срока для президента и вице-президента. С 7 декабря 1949 г. ROC контролирует только "свободная территория Китайской Республики", что по сути Тайвань, Пэнху, Цзиньмэнь, Мацу, Пратас и Остров Тайпин, единственные территории, не потерянные Китайские коммунисты в Гражданская война в Китае.

Демократизация

Принятие поправки к конституции Китайской Республики теперь требует необычайно широкого политического консенсуса, который включает одобрение трех четвертей кворума членов Законодательного юаня. Для этого кворума требуется не менее трех четвертей всех членов Законодательного собрания. После принятия Законодательным собранием поправки нуждаются в ратификации не менее пятидесяти процентов голосов. все подходящие избиратели РПЦ независимо явки избирателей.

Потому что конституция Китайской Республики, по крайней мере номинально, является конституцией весь Китай, поправки избегали каких-либо конкретных ссылок на территорию Тайваня и вместо этого использовали географически нейтральный термин "Свободная зона Китайской Республики"для обозначения всех территорий, находящихся под контролем Китайской Республики. Кроме того, в преамбуле поправок сказано, что они [t] o соответствовать требованиям нации до национального объединения, эти поправки будут автоматически аннулированы в случае Китайское воссоединение. В результате все поправки, внесенные после 1991 г., были сохранены в виде отдельной части Конституции, объединенной в единый текст из двенадцати статей.

вопросы

Вызов легитимности


Семнадцать делегатов Национального собрания избраны представлять Провинция Тайвань на фото с тогдашним президентом Чан Кай-ши в 1946 г.

Ряд критических замечаний в адрес конституции был высказан сторонниками Независимость Тайваня.

Хотя для дискредитации применения Конституции на Тайване использовались как символические, так и юридические аргументы, этот документ приобрел большую легитимность среди сторонников независимости в конце 1980-х - начале 1990-х годов благодаря демократизации, и теперь он принят в качестве основного закона Китайской Республики. все основные партии и считали Конституцию олицетворением суверенитета Тайваня. Однако есть предложения, в частности сторонники Независимость Тайваня и сторонники Тайваньское движение за локализацию, чтобы заменить действующую Конституцию документом, разработанным тайваньскими округами на Тайване.

Референдумы и конституционная реформа

Одним из недавних споров, связанных с конституцией, является право на референдум, которое упоминается в Конституции. Конституция гласит, что «Осуществление прав инициатива и референдум устанавливается законом ", [14] но законодательство, предписывающее такую ​​практику, было заблокировано синяя коалиция в основном из-за подозрений в том, что сторонники закона о референдуме будут использованы для отмены Конституции Китайской Республики и предоставления средств для провозглашения Независимость Тайваня. [ нужна цитата ] Закон о референдуме был принят 27 ноября 2003 г. [15] и подписано Президент Чэнь Шуйбянь 31 декабря 2003 г., [16] но закон устанавливает высокие стандарты для референдумов, такие как требование о том, что они могут быть созваны только президентом во время неминуемой атаки. [16]

В ответ Пан-синяя коалиция пытались доказать, что в новой конституции и конституционных референдумах нет необходимости, и что неэффективность Конституции Китайской Республики может быть одобрена посредством обычного законодательного процесса. [ нужна цитата ]

Предыдущий президент Ма Ин-цзю заявил, что конституционная реформа не является приоритетом для его правительства. [17]

Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты Конституции:

1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству;

2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина);

4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК;

Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества.

Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа.

Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая.

Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.

Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты Конституции:

1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству;

2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина);

4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК;




Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества.

Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа.

Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая.

Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.

Конституция Китайской Народной Республики (КНР) — основной закон КНР

После оглашения Китайской Народной Республики (КНР) в 1949 г. в государстве четыре раза изменялись Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее . Предыдущие Конституции КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Система судебных органов в КНР подробнее были приняты в 1954, 1975 и в 1978 году. Четвёртая, которая действует в настоящий момент, Конституция КНР принята в 1982 году. В 1988, 1993, 1999, 2004 и 2018 годах в неё были внесены изменения.

1954 год - Конституция Китайской Народной Республики.

1982 год - Конституция Китайской Народной Республики.

Готовые работы на аналогичную тему

Сохранившая свое действие в настоящий момент Конституция КНР была создана на основании всенародного обсуждения. Она официальным образом обнародована, принята к применению после подтверждения на 5-ой сессии Всекитайского Собрания народных представителей По данной теме мы уже выполнили дипломную работу Механизм формирования и полномочия Всенародного Всекитайского собрания народных представителей. подробнее 5-го созыва 04.12.1982 года.

В ней наследованы главные принципы Конституции 1954 г., притом особенное внимание уделяется обобщению опыта развитости социализма в Китае, усвоенного опыта всего мира. Конституция учитывает не лишь настоящую ситуацию реальности, но и вытекает из перспективности развития государства. В этом проявляется специфика китайского конституционного урегулирования.

Во время принятия она соответствовала требованиям экономического, культурного, политического развития государства в новой периодике модернизации социализма. Специальным образом отмечается, что Конституция «в образе закона закрепила итоги народной борьбы Китая, выделила основной строй и главные задачи государства. Конституция представляется основным законом государства, обладает верховной юридической силой. Все народы государства, все его органы и Вооруженные Силы, все организации общества и партии политического типа, учреждения и предприятия руководствуются положениями Конституции в форме основного критерия собственной деятельности, несут ответственность за соблюдение Конституции и приведение её в жизнь.

В будущем главной задачей государства представляется осуществление общими силами модернизации социализма. Народы всех национальностей Китая, которые находились под руководством Коммунистической партии Китая По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Партийно-государственная структура политической власти в социалистическом Китае. подробнее , и вооруженные марксизмом-ленинизмом, идеологией Мао Цзэдуна, будут и дальше отстаивать диктатуру демократии народа и путь социализма, непрерывно усовершенствовать разнообразные институты социализма, давать развитие социалистической демократии, укреплению социалистической законности с тем, чтобы своими силами и упорной борьбой постепенным образом осуществлять модернизацию промышленной сферы, сельскохозяйственной сферы, национальной оборонительной области, техники и науки, обратить государства в высокодемократическое, высоко цивилизованное государство социалистического типа.

При её принятии специальным образом было оговорено также, что Тайвань - часть священной территории Китайской Народной Республики. Завершение великого дела соединения Родины является священным долгом всего народа Китая, в этом числе и соотечественников в Тайване.

Структура конституции КНР и разнообразные поправки

Конституция КНР (1982 г.) включает Преамбулу и 4 главы, которые содержат 138 статей.

Главами Основного закона страны По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Основной закон государства и общества подробнее являются следующие:

В 2018 году из Конституции КНР исключается ограничение правления председателя КНР, которое составлялось десятилетним сроком.

Общие положения Конституции КНР

В соответствие с Конституцией КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Политический строй и государственное устройство КНР подробнее , все граждане являются равными перед законом, и государство обязуется защищать, соблюдать человеческие права. Любому гражданину КНР конституционным образом гарантируются (глава 2 Конституции):

  • права выбирать, быть избранным;
  • право на свободу печати, слова, собраний, создания обществ, демонстраций и шествий;
  • свободу в вероисповедании;
  • личная свобода;
  • уважение личной жизни и человеческого достоинства;
  • неприкосновенность законного частного имущества и жилища;
  • свобода переписок и сохранность тайны переписки;
  • право вносить предложения и критиковать любое государственное учреждение и государственного служащего;
  • право контролировать деятельность государственных учреждений и служащих государства;
  • право трудиться;
  • право материальной помощи от государства и общества по болезни, старости или при утрате трудоспособности, на отдых;
  • право на получение образования;
  • право на литературную, научную, художественную и другого рода культурную деятельность.

Конституционные обязанности установлены статьями 52-56 Конституции КНР По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Анализ гражданского процессуального кодекса КНР подробнее .

В соответствии с прогнозами некоторых западных и китайских аналитиков, на долю Китая в 2020-м г. придется порядка 23% от показателя мирового ВВП, в то время как как на долю Соединенных Штатов Америки – только 18%.

Общая характеристика Конституции КНР

Конституция, провозглашенная в 1982-м г., в свою структуру включает 4 главы и 138 статей. Она обладает следующими характерными чертами:

Основные права и обязанности граждан

В основах правового положения людей и граждан выражен социалистический характер китайской идеологии государства, что закрепляется главой 1 и 2 Конституции Китайской Народной Республики. Принципами правового статуса личности является:

  • равенство всех граждан перед законодательством;
  • равноправие мужчин и женщин;
  • ненанесение гражданами в процессе реализации собственных прав и свобод вредного воздействия государственным, общественным, коллективным интересам, а также законным правам остальных граждан.

Необходимо подчеркнуть, что государством охраняются права и интересы женщин, при этом обеспечивается для них равная с мужчинами оплата за равный труд, воспитываются и выдвигаются кадровые работники из численности женщин (часть 2 статьи 48 Конституции Китайской Народной Республики).

Конституционным правом КНР закрепляется небольшая номенклатура основополагающих прав и свобод, причем делается акцент на социально-экономические права. Но провозглашенное право на труд в общем-то не гарантируется правительством, и в государстве есть место для безработицы. С большим ограничением функционирует право на образование. В полной мере не устранена неграмотность, хоть и прогресс в данной области несомненно имеется. Нет единого права на соц. обеспечение в старости в общегосударственном масштабе. В соответствии с Конституцией население Китайской Народной Республики в старости, в случае болезни либо потери трудоспособности обладает правом на получение от правительства и общества матпомощи. Декларируется право на отдых, которое на самом деле существенно ограничивается.

Среди всей совокупности политических прав и свобод закрепляется:

  • право избирать и быть избранным;
  • право на свободу слова, печати;
  • право участвовать в собраниях, союзах, уличных шествиях и демонстрациях;
  • право на свободу вероисповедания.

Данные права используются согласно своего прямого назначения и не должны приносить ущерб для общества и государства. Китайские граждане вправе обращаться с критикой и предложениями к государственным органам либо государственным служащим, могут вносить в конкретные органы жалобы и заявления касаемо нарушений законодательства. Одновременно с этим основополагающие нормы не предполагают наличие права на образование полит. партий, вступление и свободный выход из них. Допустимо лишение политических прав в соответствии с законом.

Вследствие политики реформирования китайского общества настоящая Конституция довольно пристальное внимание уделяет личным гражданским правам и свободам. Предусматривается право на личную свободу и неприкосновенность, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность жилища, право на свободу и тайну переписки, право на получение компенсации ущерба, которое было причинено гос. органами и гос. служащими при посягательстве на гражданские права. Закрепляется принцип гос. охраны брачного союза, семьи, материнства и младенчества. Законодательство запрещает нарушать свободу брака, а также жестоко обращаться с людьми преклонного возраста, женщинами, детьми.

Отдельно в Конституции закрепляются права этнических китайцев, которые проживают за рубежом (хуацяо).

Обязанности, провозглашенные Конституцией КНР

Действующая Конституция КНР устанавливает следующие обязанности:

  • защита единства КНР и обеспечение сплоченности всех национальностей;
  • защита родины и отражение агрессии;
  • соблюдение Конституции и законов;
  • сохранность государственной тайны;
  • бережное отношение к общественной собственности;
  • соблюдение трудовой дисциплины и общественного порядка;
  • уважительное отношение к нормам общественной морали;
  • уплата налогов согласно закону.

В КНР есть институт смертной казни, который китайское правительство применяет довольно интенсивно. Высшая (исключительная) мера наказания предусматривается в более чем 60 статьях Уголовного Кодекса Китайской Народной Республики.

К примеру, смертная казнь назначается за совершение тяжких насильственных преступлений, серьезных финансовых махинаций, за сутенерство и даже порчу трубопроводов, а также несанкционированные раскопки исторических захоронений.

Действующая Конституция КНР 1982 г. является Основным законом социалистического государства.

Характерные черты Конституции:

1) называется не новой, а исправленной. Тем самым подчеркивается ее преемственность по отношению к предшествующему конституционному законодательству;

2) построена на 4 базовых принципах, предопределяющих ее социалистический характер: выбор социалистического пути общественного развития, диктатура пролетариата, руководящая роль КПК, идеи марксизма-ленинизма, Мао Цзэдуна (с новейшим добавлением идей Дэн Сяопина);

4) реальное значение определяется совокупностью особенностей социалистического государственного права КНР, в первую очередь определяющей ролью политических директив КПК;

Структура Конституции КНР 1982 г. Конституция 1982 г. состоит из введения и 4 глав, объединяющих 138 статей. Деление на введение и 4 главы традиционно для КНР, поскольку оно используется начиная с Конституции 1954 г.

Во введении дана краткая характеристика пути, пройденного Китаем, а также ставится задача социалистической модернизации общества.

Конституция была принята ВСНП на пятой сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва 4 декабря 1982 г., т. е. на обычной сессии обычного для КНР высшего представительного органа.

Изменения в нее вносятся по предложению Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей или 1/5 числа депутатов ВСНП и принимаются большинством из числа всех депутатов ВСНП (в отличие от обычных законов и решений, принимаемых простым большинством голосов всех депутатов ВСНП). Таким образом, формально с юридической точки зрения по порядку изменения Конституция КНР – жесткая.

Все поправки Конституции имеют единую нумерацию, которая ведет свое начало с 1988 г. (поправки 1999 г., например, начинались не с 1-го, а с 12-го номера). К настоящему времени принято 17 поправок.

Читайте также: