Конституция древнего рима кратко

Обновлено: 30.06.2024

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Вся история римской конституции есть история постепенного развития этих трех основных органов. Абсолютное владычество магистратуры, сначала в лице царя, затем в лице консулов, постепенно смягчается и переходит в олигархию, затем в умеренную аристократию, представителем которой является сенат; попытки демократизировать государственный строй, разбить главенство Сената дают только отрицательные результаты, восстанавливая магистратский произвол в лии це принципата. Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Высшим государственным органом считается – народное собрание. У народного собрания было три вида – комиций (от лат.соmitia – сходка); – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.

Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались -цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консула во время ведения военных действий).

Консулы – 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал; они набирали армию и командовали ею, назначали военачальников, заключали перемирия, распоряжались военной добычей.

Преторы – исполняли судебную власть

Эдилы – (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия.

Армия – народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии (командовали центурионы); легионы (командовали военные трибуны); отряды конницы (командовали декурионы).

Постепенно различие в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики.

Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристократии, исполнительная власть принадлежала магистрам.

На основе происходившей в эпоху ранней Республики борьбы и перегруппировки социальных сил сложилась римская республиканская конституция. Такого документа, собственно, не было. Но описание римского государственного строя в целом и отдельных его элементов сохранилось в произведениях античных авторов.

Вся история римской конституции есть история постепенного развития этих трех основных органов. Абсолютное владычество магистратуры, сначала в лице царя, затем в лице консулов, постепенно смягчается и переходит в олигархию, затем в умеренную аристократию, представителем которой является сенат; попытки демократизировать государственный строй, разбить главенство Сената дают только отрицательные результаты, восстанавливая магистратский произвол в лии це принципата. Государственная организация отличается от родовой тремя особенностями: наличием особого аппарата насилия и принуждения (армия, суды, тюрьмы, чиновники), делением населения не по кровному родству, а также налогами, собираемыми для содержания армии, должностных лиц и т.д.

Высшим государственным органом считается – народное собрание. У народного собрания было три вида – комиций (от лат.соmitia – сходка); – куриатные; – центруриатные; – трибутные комиции.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению магистратов, которые могли прервать собрание или перенести его. Магистраты председательствовали в собрании и объявляли повестку. Голосование по вопросам было открытым, тайное голосование (по таблицам) введено в конце республиканского периода. В первый век существования республики сенат утверждал решения комиций, с III в. до н.э. – предварительно рассматривал вопросы повестки комиций.

Функции комиций были разграничены достаточно четко, чем и пользовалась в своих целях правящая верхушка Рима, представленная сенатом и магистратами.

Сенат – контролировал и руководил деятельностью народного собрания в нужном для него направлении, состав сената пополнялся из отслуживших свой срок магистратов. Сенаторы (300, 600, 900) назначались цензорами раз в 5 лет по спискам представителей богатых и знатных семей из бывших магистратов. Созывал сенат один из магистратов. Речи и решения сенаторов заносились в особые книги.

Магистратом мог быть избран только богатый человек. Высшими магистратами считались -цензоры, консулы и преторы. Все магистраты избирались на 1 год (кроме диктатора, его срок полномочий – полгода, и консула во время ведения военных действий).

Консулы – 2 высших магистрата, им поручались первостепенные дела по гражданской и военной части, в войну один оставался в городе, другой воевал; они набирали армию и командовали ею, назначали военачальников, заключали перемирия, распоряжались военной добычей.

Преторы – исполняли судебную власть

Эдилы – (2 человека) наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и шествия.

Армия – народное ополчение, которое формировалось по разрядам: центурии (командовали центурионы); легионы (командовали военные трибуны); отряды конницы (командовали декурионы).

Постепенно различие в правовом положении патрициев и плебеев было уничтожено. К III в. до н.э. окончательно сложился римский государственный строй в форме аристократической рабовладельческой республики.

Народное собрание созывалось сравнительно редко, вопросы текущей политики разрешались сенатом, который был важнейшим оплотом аристократии, исполнительная власть принадлежала магистрам.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Конституция Римской республики — набор руководящих принципов, передававшихся в основном через прецедент [1] . Конституция была в значительной степени неписаной, некодифицированной, и постоянно развивалась. Вместо того чтобы создать политический режим, который в первую очередь был бы демократическим (как древних Афинах), аристократическим (как это было в древней Спарте), или монархическим (как это было в раннем Риме), древнеримская конституция была смесью этих трёх элементов, создавая тем самым три отдельные ветви власти [2] . Демократический элемент выражался через народное собрание, аристократический элемента принял форму Сената, и монархический элемент принял форму многих краткосрочных исполнительных магистратов.

В Римская конституция представлял собой некодифицированный набор руководящих принципов и принципов, передаваемых в основном через прецеденты. [1] Римская конституция не была формальной или даже официальной, она в основном неписаная и постоянно развивалась. Обладая этими характеристиками, он больше походил на Британию и США. общее право системы, чем система суверенного права, подобная английской Конституции Кларендона и Великий Устав или Конституция Соединенных ШтатовНесмотря на то, что эволюция конституции на протяжении многих лет часто направлялась путем принятия новых законов и отмены старых.

Концепции, возникшие в римской конституции, живут в обеих формах правления и по сей день. Примеры включают систему сдержек и противовесов, разделение властей, вето, флибустьеры, требования кворума, ограничения срока, импичмент, возможности кошелька, и регулярно планируемые выборы. Даже некоторые менее используемые современные конституционные концепции, такие как голосование по блокам в коллегия выборщиков США, происходят из идей, содержащихся в римской конституции.

С годами римская конституция непрерывно развивалась. К концу V века до нашей эры Конституция Римского королевства уступил место Конституция Римской Республики. К 27 г. до н.э. Конституция Римской республики превратилась в Конституция Римской Империи. К 300 году нашей эры Конституция Римской империи была преобразована в Конституция Поздней Римской империи. Однако реальные изменения были довольно постепенными. Вместе эти четыре конституции сформировали четыре эпохи в непрерывной эволюции одной главной конституции.

Содержание

Законодательные собрания

Первое римское собрание,comitia curiata ', был основан в раннем царстве. [2] Его единственная политическая роль заключалась в избрании новых королей. Иногда король представлял ему свои указы на ратификацию. В первые годы республики куриатские комиции был единственным законодательным собранием с какой-либо властью. Однако вскоре после основания республики центуриатные комиции и трибутная комиция стали преобладающими выборными и законодательными собраниями.

Большинство современных законодательных собраний - это органы, состоящие из выборных представителей. Их члены обычно предлагают и обсуждают законопроекты. Эти современные сборки используют форму представительная демократия. Напротив, собрания Римской республики использовали форму прямая демократия. Римские собрания были собраны простых граждан, а не избранных представителей. В связи с этим проголосовали законопроекты (названные плебисциты) были похожи на современные народные референдумы.

В отличие от многих современных сборок, римские сборки не были двухпалатный. Другими словами, законопроекты не должны были проходить обе основные ассамблеи, чтобы стать законом. Кроме того, никакой другой филиал не должен был ратифицировать законопроект (rogatio), чтобы он стал законом (lex). Члены также не имели права вносить законопроекты на рассмотрение; только исполнительные магистраты могли вносить новые законопроекты. Это расположение также похоже на то, что используется во многих современных странах. Обычно обычные граждане не могут предложить новые законы для принятия на всеобщих выборах. В отличие от многих современных собраний, в ранней республике римские собрания также выполняли судебные функции.

После основания империи подавляющее большинство полномочий ассамблей было передано Сенату. Когда Сенат избирает магистратов, результаты этих выборов будут оглашены собраниям. Иногда император подчинял законы трибутная комиция для ратификации. Собрания ратифицировали законы вплоть до правления императора Домициана. После этого собрания просто служили средством организации граждан.

Сенат

Власть Сената на протяжении всей его истории росла и ослабевала. Во времена королевства он был не более чем консультативным советом короля, хотя в период междуцарствия между монархами он избирал следующего короля. [3] Последний король Рима, Луций Тарквиний Супербус, был свергнут после государственный переворот это было запланировано в Сенате.

Во время ранней республики Сенат был политически слабым. В эти первые годы исполнительные магистраты были довольно сильными. Переход от монархии к конституционному правлению был, вероятно, более постепенным, чем предполагают легенды. Таким образом, потребовалось длительное ослабление этих исполнительных магистратов, прежде чем Сенат смог утвердить свою власть над этими магистратами. К средней республике Сенат достиг апогея своей республиканской власти. Это произошло из-за совпадения двух факторов. В плебеи недавно добилась полного политического избирательного права. Следовательно, они не были так агрессивны, как во времена ранней республики, в продвижении радикальных реформ. Кроме того, этот период был отмечен длительными войнами с иностранными врагами. В результате и народные собрания, и исполнительные магистраты подчинялись коллективной мудрости Сената. В поздней республике наблюдался упадок власти Сената. Этот спад начался после реформ радикальных трибуны Тиберий и Гай Гракх. Падение влияния Сената в эту эпоху в значительной степени было вызвано классовой борьбой, которая доминировала в ранней республике. [ сомнительный – обсуждать ] Конечным результатом было ниспровержение республики и создание Римской империи.

Сенат в самой ранней Римской империи был таким же слабым, как и во время поздней республики. Однако после того, как переход от республики к империи был завершен, Сенат, возможно, обладал большей властью, чем когда-либо ранее. Все конституционные полномочия (законодательная, исполнительная и судебная) были переданы Сенату. Однако, в отличие от Сената республики, в Сенате империи доминировал император. Именно через Сенат император осуществлял свою автократическую власть, и к концу принципат, власть Сената стала почти неактуальной. Он никогда больше не восстановил власть, которую он держал в средней республике.

Большая часть сохранившейся литературы имперского периода была написана сенаторами. В значительной степени это демонстрирует сильное культурное влияние Сената даже во времена поздней империи. Учреждение пережило падение Империя на западе, и даже пережил скромное возрождение, поскольку имперская власть была сведена только к правительству Италии. Сенаторский класс серьезно пострадал от готских войн.

Исполнительные магистраты

В годы Римского царства король (рекс) был единственным исполнительным магистратом с какой-либо властью. Ему помогали два квестора, которых он назначил. Он часто назначал других помощников для других задач. Когда он умер, интеррекс будет председательствовать в Сенате и собраниях, пока не будет избран новый король.

После создания Принципатстарые магистратуры (консулы, преторы, цензоры, эдилы, квесторы и трибуны) утратили большую часть своих фактических полномочий, фактически превратившись в муниципальных чиновников, отвечающих за различные игры и праздники. Подавляющее большинство реальной политической и административной работы было передано императору. Основание империи было равносильно восстановлению старой монархии. Глава исполнительной власти стал неоспоримой властью в государстве с подавляющим преобладанием Сената, который, хотя как орган получил практически все полномочия, ранее принадлежавшие Ассамблеям, также стал не чем иным, как резиновой печатью для Императора.

Наследие

Римская конституция была некодифицированный набор руководящих принципов и принципов передавались в основном через прецедент. Римская конституция не была формальной или даже официальной, она в основном неписаная и постоянно развивалась. Обладая этими характеристиками, она была больше похожа на систему общего права Великобритании и США , чем на систему суверенного права, такую ​​как английские конституции Кларендона и Великую хартию или Конституцию Соединенных Штатов , даже несмотря на то, что эволюция конституции на протяжении многих лет часто направлялась посредством принятия новых законов и отмены старых.

Концепции, возникшие в римской конституции, живут в обеих формах правления и по сей день. Примеры включают систему сдержек и противовесов, разделение властей , вето , пиратов , требования кворума , ограничения сроков полномочий , импичменты , полномочия кошелька и регулярно планируемые выборы . Даже некоторые менее используемые современные конституционные концепции, такие как голосование по блокам в коллегии выборщиков Соединенных Штатов , происходят из идей, содержащихся в римской конституции.

С годами римская конституция непрерывно развивалась. К концу V века до нашей эры Конституция Римского королевства уступила место Конституции Римской республики . К 27 г. до н.э. Конституция Римской республики превратилась в Конституцию Римской империи . К 300 году нашей эры Конституция Римской империи была преобразована в Конституцию Поздней Римской империи . Однако на самом деле изменения были довольно постепенными. Вместе эти четыре конституции сформировали четыре эпохи в непрерывной эволюции одной главной конституции.

СОДЕРЖАНИЕ

Законодательные собрания

Большинство современных законодательных собраний - это органы, состоящие из выборных представителей. Их члены обычно предлагают и обсуждают законопроекты. Эти современные собрания используют форму представительной демократии . Напротив, собрания Римской республики использовали форму прямой демократии . Римские собрания были собраны простых граждан, а не избранных представителей. В этом отношении принятые на голосование законопроекты (так называемые плебисциты ) были похожи на современные народные референдумы.

В отличие от многих современных собраний, римские собрания не были двухпалатными . Это означает, что законопроекты не должны были проходить обе основные ассамблеи, чтобы стать законом. Кроме того, никакая другая ветвь не должна была ратифицировать законопроект ( rogatio ), чтобы он стал законом ( lex ). Члены также не имели права вносить законопроекты на рассмотрение; только исполнительные магистраты могли вносить новые законопроекты. Это расположение также похоже на то, что используется во многих современных странах. Обычно обычные граждане не могут предложить новые законы для их принятия на всенародных выборах. В отличие от многих современных собраний, в ранней республике римские собрания также выполняли судебные функции.

После основания империи подавляющее большинство полномочий собраний было передано Сенату. Когда Сенат избирает магистратов, результаты этих выборов будут оглашены собраниям. Иногда император представлял законы на ратификацию в трибутные комиции . Собрания ратифицировали законы вплоть до правления императора Домициана . После этого собрания просто служили средством организации граждан.

Сенат

Власть Сената на протяжении всей его истории росла и ослабевала. Во времена королевства это был не более чем консультативный совет короля, хотя в период междуцарствия между монархами он избирал следующего короля. Последний король Рима , Луций Тарквиний Супербус , был свергнут после государственного переворота, который планировался в Сенате.

Во время ранней республики Сенат был политически слабым. В эти первые годы исполнительные магистраты были довольно влиятельными. Переход от монархии к конституционному правлению был, вероятно, более постепенным, чем предполагают легенды. Таким образом, потребовалось длительное ослабление этих исполнительных магистратов, прежде чем Сенат смог утвердить свою власть над этими магистратами. К средней республике Сенат достиг апогея своей республиканской власти. Это произошло из-за совпадения двух факторов. В плебеях недавно достигли полных политических избирательных прав. Поэтому они не были так агрессивны, как во времена ранней республики, в продвижении радикальных реформ. Кроме того, этот период был отмечен длительными войнами с иностранными врагами. В результате и народные собрания, и исполнительные магистраты подчинялись коллективной мудрости Сената. В поздней республике наблюдался упадок власти Сената. Это снижение началось после реформ радикальных трибунов Тиберия и Гая Гракха . Падение влияния Сената в эту эпоху в значительной степени было вызвано классовой борьбой, которая доминировала в ранней республике. Конечным результатом было ниспровержение республики и создание Римской империи.

Сенат в самой ранней Римской империи был таким же слабым, как и во время поздней республики. Однако после того, как переход от республики к империи был завершен, Сенат, возможно, обладал большей властью, чем когда-либо ранее. Все конституционные полномочия (законодательная, исполнительная и судебная) переданы Сенату. Однако, в отличие от сената республики, в сенате империи доминировал император. Именно через Сенат император осуществлял свою автократическую власть, и к моменту покойного принципата власть Сената стала почти бесполезной. Он больше никогда не возвращал себе власть, которую он держал в средней республике.

Большая часть сохранившейся литературы имперского периода была написана сенаторами. В значительной степени это демонстрирует сильное культурное влияние Сената даже во времена поздней империи. Институт пережил падение Империи на Западе и даже пережил скромное возрождение, поскольку имперская власть была сведена только к правительству Италии. Сенаторский класс серьезно пострадал от готских войн.

Исполнительные магистраты

В годы Римского королевства король ( рекс ) был единственным исполнительным магистратом, наделенным какой-либо властью. Ему помогали два квестора, которых он назначил. Он часто назначал других помощников для других задач. Когда он умер, интеррекс председательствовал в Сенате и собраниях, пока не был избран новый король.

После создания принципата старые магистратуры (консулы, преторы, цензоры, эдилы, квесторы и трибуны) утратили большую часть своих фактических полномочий, фактически превратившись в муниципальных чиновников, отвечающих за различные игры и праздники. Подавляющее большинство фактической политической и административной работы было передано императору. Основание империи было равносильно восстановлению старой монархии. Глава исполнительной власти стал неоспоримой властью в государстве с подавляющим преобладанием Сената, который, хотя как орган получил практически все полномочия, ранее принадлежавшие Ассамблеям, также стал не чем иным, как резиновой печатью для Императора.

Наследие

Конституция Римской республики — набор руководящих принципов, передававшихся в основном через прецедент [1] . Конституция была в значительной степени неписаной, некодифицированной, и постоянно развивалась. Вместо того чтобы создать политический режим, который в первую очередь был бы демократическим (как древних Афинах), аристократическим (как это было в древней Спарте), или монархическим (как это было в раннем Риме), древнеримская конституция была смесью этих трёх элементов, создавая тем самым три отдельные ветви власти [2] . Демократический элемент выражался через народное собрание, аристократический элемент принял форму Сената, и монархический элемент принял форму многих краткосрочных исполнительных магистратов.

Напишите отзыв о статье "Конституция Римской республики"

Примечания

Литература

Ссылки


Это заготовка статьи о Древнем Риме. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Отрывок, характеризующий Конституция Римской республики

Читайте также: