Конституция 5 республики во франции кратко

Обновлено: 01.07.2024

Пятая Республика (фр. Cinquième République ) — вид французского республиканского режима, установленного с принятием Конституции 1958 года и продолжающего служить Франции и сегодня. Пятая Республика имеет наибольшую продолжительность среди всех конституционных режимов, существовавших во Франции начиная с Великой французской революции, за исключением Третьей республики.

Содержание

Рождение республики

Основанная Конституцией 1946 года, государственная власть, несмотря на все недостатки Третьей Республики и её бесславный конец, практически сохранила в неприкосновенности систему властвования: бессильный глава государства и всесильный парламент, и целиком зависящее от его воли правительство. За 12 лет существования Четвертой Республики сменилось 22 правительства, управлявшие страной в среднем по 6 месяцев, а во дворец Матиньон, резиденцию главы французского правительства, 12 раз приходил новый хозяин.

Получая, в полном соответствии с Конституцией 1946 года, власть из рук Национального Собрания, генерал де Голль поставил три условия, на которых согласился бы взять бразды правления:

  • предоставление правительству неограниченных полномочий в урегулировании алжирского кризиса;
  • управление страной в течение 6 месяцев декретами правительства и роспуск парламента на каникулы на этот же срок;
  • делегирование правительству учредительной власти с тем, чтобы оно в срочном порядке разработало новую конституцию.

Все эти условия были приняты и выполнены.

Новая конституция

Основные идеи новой конституции

Подготовка и принятие Конституции 1958 года

Президент Республики

Президент Франции становится верховной инстанцией, стоящей над политическими битвами, объединяющий во имя Франции разнородные политические силы, он будет человеком, говорящим от имени всей Франции, а потому будет самостоятельно действовать, назначать, управлять, вести переговоры и, наконец, вытаскивать её, в случае необходимости, из национального кризиса.

Помимо Президента Республики, существенной перестройке подверглись такие институты Республики, как Правительство и Парламент.

Никто не будет отрицать, что главная функция, составляющая костяк полномочий Парламента, функция, которую делегирует Нация избранным ею народному представительству — это составление законов, другими словами, обязательных для всех и каждого правил, регулирующих важнейшие сферы жизни страны. Исполнительная власть проводит их в жизнь, издавая с этой целью регламентарные акты, чтобы в точности обеспечить их исполнение.

Несмотря на то, что Конституция требует обоюдного согласия Национального Собрания и Сената по тексту будущего закона, Правительство может ускорить ход законодательного механизма, чтобы урегулировать миром разногласия между палатами, созвав паритетную смешанную комиссию, коей поручается выработать компромиссный вариант, приемлемый как для депутатов, так и сенаторов. Однако, опять же, только Правительство решает, следует ли выносить результаты работы комиссии на суд палат Парламента, причём ни одна поправка к ним не может быть принята без его согласия. Наконец, Правительство вправе, после ещё одного чтения в каждой палате, обратиться к Национальному Собранию, чтобы оно приняло окончательное решение. Исключение составляют лишь органические законы, касающиеся Сената, которые не могут быть приняты без согласия верхней палаты.

Проект или предложение закона принимается Национальным Собранием без обсуждения и голосования, если Правительство свяжет с ним вопрос о доверии к проводимой им политике, а резолюция порицания не будет внесена в течение последующих 24 часов или принята Национальным Собранием. Таким образом, Конституция вооружает Правительство хорошим арсеналом средств для вмешательства в законодательный процесс, подразумевая, что оно прибегает к ним во основном тогда, когда законодатели пребывают в состоянии коллапса либо разделены трещиной разлада между палатами, либо когда народным представителям надо напомнить об ответственности, которую они несут перед страной.

Новый порядок смещения Правительства. Да, кабинет министров продолжает нести коллективную и солидарную ответственность перед Национальным Собранием, что обеспечивает соответствие состава исполнительного органа балансу сил в нижней палате — иначе оно его же и свергнет, выразив вотум недоверия. Однако Конституция ограждает Правительство кольцом преград на пути вынесения ему резолюции порицания, влекущей за собой его отставку:

  1. резолюция порицания может быть выдвинута как минимум 1/10 частью депутатов, и голосуется нижней палатой только через 48 часов по её внесении;
  2. при голосовании о выражении вотума недоверия подсчитываются лишь голоса, поданные за резолюцию порицания: кто голосовал против или воздержался, не выясняется; вотум недоверия может быть вынесен большинством депутатов, составляющих Национальное Собрание;
  3. депутат не может подписывать более трёх резолюций порицания в течение одной и той же очередной сессии и более одной резолюции в течение одной и той же внеочередной сессии;
  4. наконец, Премьер-министр, после обсуждения в Совете министров, может поставить перед Национальным Собранием вопрос о доверии к Правительству связи с голосованием по его программе, декларации об общей политики или парламентскому акту; и в этом случае, чтобы отказать Правительству в доверии, оппозиции необходимо добиться принятия Национальным Собранием резолюции порицания.

Если Правительству выражен вотум недоверия, то Премьер-министр обязывается статьей Конституцией вручить Президенту Республики заявление об отставке возглавляемого им кабинета.

Конституционный Совет

Конституционный Совет состоит из 9 членов, назначаемых по третям Президентом Республики, председателем Национального Собрания, председателем Сената. Председатель назначается декретом Президента Республики. Кроме того, все бывшие Президенты Франции становятся пожизненными членами Конституционного Совета.

Девятилетний мандат членов Конституционного Совета, обновляемых каждые три года на одну треть, невозможность повторного назначения на этот пост, несовместимость пребывания в Совете с функциями министра или члена Парламента или отзыва со стороны назначавших должностных лиц, обеспечивают независимость Конституционного Совета, и, как следствие этого, беспристрастность его решений. Конституционный Совет осуществляет только предварительный конституционный контроль за принятыми Парламентом законами, то есть до их промульгации Президентом Республики. Правом обращения в Конституционный Совет наделены Президент Республики, Премьер-министр, председатели палат Парламента и, с 1974 года, 60 депутатов или 60 сенаторов. Кроме того, органические законы и регламенты палат Парламента проверяются Советом на соответствие Конституции в обязательном порядке.

Сверх того, Конституционный Совет выполняет обязанности центральной избирательной комиссии: следит за правильностью избрания Президента Республики и объявляет результаты выборов, выносит вердикт о правильности избрания парламентария, если оно оспаривается, наконец, следит за правильностью проведения референдума, предусмотренного статьями 11 и 89 Конституции, и объявляет его результаты. Если Конституционный Совет признает в своём решении неконституционность тех или иных положений закона, то они не могут быть ни промульгирован Президентом Республики, ни применены. Решения Конституционного Совета не подлежат обжалованию и обязательны для всех публичных властей, административных и судебных органов.

Конституционная практика Пятой Республики

Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президента Республики в ранге национального вождя, ибо он, в противовес депутатам, избираемым по округам, и назначаемым министрам, является отныне единственным избранником всей Нации.

Так Пятая Республика эволюционировала из парламентского режима с усиленной президентской властью в режим полупрезидентский, вернее, изобрела последний. В чем своеобразие полупрезидентской республики? Она смешивает в котле лучшие элементы парламентского и президентского режимов: от первого она берет парламентскую ответственность Правительства, активное участие последнего на всех стадиях законодательной и бюджетной процедуры, от второго — Президента, избираемого прямым и всеобщим голосованием, обладающего соответствующей властью. Однако отличие от того и другого состоит в том, что Президент Республики отвечает за долгосрочное развитие Нации, смотря вдаль, за горизонт, тогда как Правительство, вдохновляясь общими направлениями, определёнными Президентом, решает проблемы дня сегодняшнего.

1. Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Кон­ституцией строй именуется Пятой республикой.

К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансо­вые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщи­чества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире пар­ламент призвал к власти генерала де Голля И Наделил его правитель­ство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило про­ект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

2. Глава государства - Президент, Избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:

• назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

• председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

• имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на выс­шие гражданские и военные должности.

В законодательной сфере он имеет право:

• подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

• оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Кон­ституционный совет;

• передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

• обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуж­дению;

• принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нор­мальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства. Президент не несет политической ответствен­ности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное по­ложение.

Исполнительная власть Наряду с президентом принадлежит правитель­ству - Совету министров, В состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр Считается согласно Конституции вторым лицом в го­сударстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

Высший орган Законодательной власти Франции - Парламент, Состоя­щий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Наци­онального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Се­нат - косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжи­тельность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (вне­очередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предус­матривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента Ограничивается Вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами пра­вительства.

5. Органом Конституционного надзора Является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и се­наторов, проведения референдумов, а также соответствия Конститу­ции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девя­ти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и пре­зидентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие пре­зиденты страны.




6. В департаментах центральная власть представлена Префектом, Назначае­мым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет админист­ративный контроль над муниципальными службами и т. д.

Имеется также орган самоуправления - Генеральный совет, Избираемый населением.

В коммунах избирается Муниципальный совет, Из состава которого изби­рается Мэр.

7. Судебная система Включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляцион­ные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также спе­циальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, тру­довые суды (так называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.

1. Действующая в настоящее время во Франции Конституция одобрена общенациональным референдумом в 1958 г. Установленный этой Кон­ституцией строй именуется Пятой республикой.

К кризису режима Четвертой республики во Франции привели тупик колониальной политики в Алжире, крах суэцкой авантюры, финансо­вые трудности, вызванные военными расходами. Крушение Четвертой республики было подготовлено также сдвигами в экономической базе страны после второй мировой войны - разрыв с традициями ростовщи­чества, переориентация на преимущественно промышленные методы получения прибыли, научно-техническая революция в индустрии и в сельском хозяйстве.

В мае 1958 г. в обстановке антиреспубликанского мятежа в Алжире пар­ламент призвал к власти генерала де Голля И Наделил его правитель­ство чрезвычайными полномочиями. Правительство подготовило про­ект новой конституции, который, минуя парламент, в сентябре 1958 г. был передан на референдум и одобрен большинством избирателей. Новая Конституция расширила права исполнительной власти в ущерб законодательной.

2. Глава государства - Президент, Избирается на 7 лет прямым всеобщим голосованием и обладает широкими полномочиями. В исполнительной сфере он:

• назначает и смещает премьер-министра и членов правительства;

• председательствует на заседаниях правительства, в Совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры;

• имеет полномочия главы вооруженных сил, право назначения на выс­шие гражданские и военные должности.

В законодательной сфере он имеет право:

• подписывать и обнародовать законы, требовать от парламента нового обсуждения закона или отдельных его статей;

• оспорить принятый парламентом законопроект и передать его в Кон­ституционный совет;

• передавать законопроекты на референдум, минуя парламент;

• обращаться к парламенту с посланиями, которые не подлежат обсуж­дению;

• принимать ордонансы, имеющие силу закона.

Ему отводится роль "высшего арбитра", призванного обеспечивать нор­мальное функционирование государственных органов, а также пре­емственность государства. Президент не несет политической ответствен­ности ни перед каким органом и никем не контролируется. Президент получил также право роспуска нижней палаты парламента. Он представляет Францию в международных отношениях, наделяется значительными прерогативами в области внешней политики. Особое значение имеет право президента объявлять чрезвычайное по­ложение.

Исполнительная власть Наряду с президентом принадлежит правитель­ству - Совету министров, В состав которого входят государственные министры, министры и государственные секретари.

Премьер-министр Считается согласно Конституции вторым лицом в го­сударстве. Он руководит деятельностью правительства, обеспечивает исполнение законов, может по поручению президента и с определенной повесткой дня председательствовать вместо президента на заседании Совета министров. Он скрепляет своей подписью акты президента и несет за них политическую ответственность перед парламентом.

Высший орган Законодательной власти Франции - Парламент, Состоя­щий из двух палат: Национального собрания и Сената. Депутаты Наци­онального собрания избираются прямым голосованием граждан, а Се­нат - косвенным голосованием.

Парламент собирается на две очередные сессии в году, общая продолжи­тельность которых не может превышать 170 дней. Чрезвычайные (вне­очередные) сессии созываются президентом по требованию премьер-министра или большинства членов Национального собрания. Предус­матривается парламентская неприкосновенность депутатов. Законодательная компетенция парламента Ограничивается Вопросами, указанными в конституции; из его введения исключены многие сферы государственного управления, которые регламентируются актами пра­вительства.

5. Органом Конституционного надзора Является Конституционный совет. Он решает вопросы правильности выборов президента, депутатов и се­наторов, проведения референдумов, а также соответствия Конститу­ции нормативных актов, принятых парламентом. Совет состоит из девя­ти членов, полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению. Они назначаются поровну председателями палат и пре­зидентом, причем председатель Конституционного совета назначается президентом и его голос является решающим в случае, если голоса разделились поровну. В состав Совета пожизненно входят бывшие пре­зиденты страны.

6. В департаментах центральная власть представлена Префектом, Назначае­мым президентом. Префект руководит всеми службами центральных ведомств в департаменте, а также полицией, осуществляет админист­ративный контроль над муниципальными службами и т. д.

Имеется также орган самоуправления - Генеральный совет, Избираемый населением.

В коммунах избирается Муниципальный совет, Из состава которого изби­рается Мэр.

7. Судебная система Включает суды низшей инстанции и суды второй (большой) инстанции. Имеются также исправительные суды, апелляцион­ные суды и суды ассизов.

Высшая судебная инстанция - Кассационный суд. Существуют также спе­циальные суды: суд государственной безопасности, торговые суды, тру­довые суды (так называемые "советы сведущих людей"), суды по делам несовершеннолетних.

Описание этого изображения, также прокомментировано ниже

Французская Конституция 4 октября 1958 г. является Конституция от Пятой республики , режим в настоящее время действует в Франции . Высший правовой стандарт страны, несмотря на двадцать четыре пересмотра , это одна из самых стабильных конституций, известных Франции.

Он был написан в разгар войны в Алжире с целью положить конец правительственной нестабильности и риску военного переворота; он отмечен возвращением сильной исполнительной власти . Двое мужчин , в частности , запечатлен свои идеи там: Мишель Дебре , вдохновленный британской модели из более сильного премьер - министра и генерала де Голля , намереваясь установить президента Республики в качестве гаранта учреждений, в соответствии с принципами , изложенными в его речи о Байе и Эпинале в 1946 г. .

Конституционный совет проверяет соответствие законов Конституции при ее рассмотрении. Он может сделать так , априори , до обнародования законов, будучи ссылаются парламентариями , например, или апостериори путем исключения через по приоритетному вопросу о конституционности , введенном конституционной реформой 2008 года . Эта последняя процедура может быть инициирована любым гражданином , если он считает , что права и свободы , гарантированные Конституцией , находятся под угрозой. Государственный совет проверяет соответствие Конституции нормативных актов в Правительстве (указы, распоряжения уполномоченного парламентом , постановления министров).

Резюме

Исторический контекст его принятия

Кризис 1958 года

Проработка

От 4 июня 1958 г. Генерал де Голль формирует неформальный и сокращенный комитет, в который входит, в частности , Ив Гена , ответственный за разработку проекта конституции. В 15 июля 1958 г. создается конституционный консультативный комитет, который возобновляет подготовительную работу с голлистом Мишелем Дебре и другими политиками с других сторон. Выделяют три основных этапа:

  • Первый - это разработка предварительного проекта, которая начинается 15 июня. В его подготовке участвуют два органа: комитет экспертов под председательством Мишеля Дебре, состоящий из высокопоставленных должностных лиц ( Жером Солаль-Селиньи , Жан Мамер и т. Д.), И межведомственный комитет, в состав которого входят, в частности, генерал де Голль и Охрана печатей, Мишель Дебре. Эти два комитета основаны на различных предложениях, сделанных как правыми, так и левыми, поскольку 1920 г. и основан на усилении исполнительной власти по сравнению с законодательной . Летом 1958 г. , Дебре и трое других членов этого комитета (Солаль-Селиньи, Мамерт и Раймон Жано ) уединяются в замке Ла Селль, чтобы завершить разработку всего предварительного проекта;
  • второй этап - вмешательство консультативного комитета, сформированного парламентом: он предлагает некоторые изменения, которые не изменяют общую схему текста, и некоторые из них будут сохранены;
  • наконец, последний шаг, измененный предварительный проект, от 15 августа 1958 г. , рассмотренный Государственным советом .

Текст, полученный в результате этих вмешательств, таков: 28 сентября 1958 г. , принятый французскими избирателями, по результатам референдума большинством в 79,25% голосов при небольшом количестве воздержавшихся (15,6%). Конституция обнародованный Рене Коти на 4 октября 1958 г. .

Оригинальные копии


Есть несколько оригиналов Конституции. В Национальном архиве держать три из них в резерве в железном кабинете . В 30 июня 1998 г. один из десяти оригиналов был разорван с символическими намерениями во время захвата Конституционного совета сотней безработных.

Текст публикуется в Официальном журнале на 5 октября 1958 г. .

Содержание

Конституция 1958 г. в основном содержит статьи, посвященные французским учреждениям. Поэтому будут делаться ссылки на соответствующие статьи, посвященные их миссиям, их атрибутам и отношениям между ними.

Эти основные права сами признаются лишь косвенно, посредством ссылки в преамбуле к Декларации прав человека и гражданина 1789 года , в преамбуле в Конституции 1946 года и Уставом окружающей среды в 2004 г. . Включение этих прав в позитивное право было разрешено решением Конституционного Совета Российской Федерации. 16 июля 1971 г. , который признает конституционную ценность преамбулы и текстов, на которые она ссылается, создавая блок конституционности .

Конституция состоит из преамбулы и первой статьи без заголовка, за которой следуют 17 заголовков.

  • Статьи с 78 по 86 были отменены (они касались отношений и общих или общих сфер компетенции между Францией и другими государствами-членами Сообщества);
  • В статьи 90 и последующие были внесены поправки в 1993 году, а затем они были отменены в 1995 году (они касались переходных положений, разрешающих осуществление Конституции в период с 1958 по 1959 год путем приостановления или передачи определенных полномочий старых институтов до образования новых, а затем вступления в силу Франция в 1993 году в Европейское сообщество ).

Редакция

Процедура

Пересмотр Конституции осуществляется в соответствии со статьей 89 и осуществляется в четыре этапа:

  • инициатива: поправка к конституции может быть предложена либо президентом республики по предложению премьер-министра, либо президентом национальной ассамблеи, либо президентом сената, либо 60 членами одной из двух ассамблей. Таким образом, президент Республики должен получить согласие премьер-министра на запуск процедуры;
  • обсуждение и принятие: поправка должна быть рассмотрена и затем принята в идентичных условиях двумя парламентскими ассамблеями;
  • ратификация: либо референдумом (по праву), либо Конгрессом Парламента (собрание двух ассамблей) большинством в три пятых. Ратификация Конгрессом может быть достигнута только в том случае, если инициатива пересмотра исходит от исполнительной власти;
  • обнародование Президентом Республики не позднее пятнадцати дней после его принятия.

На основании статьи 11 также были внесены два изменения : поправка. 6 ноября 1962 г. о выборах Президента Республики прямым всеобщим голосованием (принято) и 27 апреля 1969 г. о регионализации и реорганизации Сената (отклонено референдумом). Использование процедуры референдума, предусмотренной в статье 11, позволяющей отказаться от согласия двух собраний, вызвало правовые и политические разногласия . Иногда эту процедуру рассматривают для внесения конституционных изменений.

До пересмотра конституции 4 августа 1995 г. , некоторые положения раздела XIII (который до 1993 года носил номер XII), относящиеся к Сообществу, могут быть изменены с помощью специальной процедуры, предусмотренной в бывшей статье 85 , процедура, которая использовалась только один раз для конституционного пересмотра 4 июня 1960 г. .


В настоящее время французской Конституции 4 октября 1958 также известна как Конституции на Пятой Французской Республики и заменила Конституцию Четвертой Республики , который датируется 28 октября 1946 года. Его главным инициатором был Шарль де Голль , а сформулировал его Мишель Дебре . Это имеет большое влияние на французскую политическую систему .

Оглавление

содержание

Преамбула и статья 1

В преамбуле содержится ссылка на Декларацию прав человека и гражданина 1789 года и принципы, изложенные в преамбуле Конституции 1946 года, экономические и социальные права, которые конституционный совет принял в постановлении о свободе ассоциации вместе с фактическим текстом Конституция 1958 года называлась Bloc destructurenalité . Позднее Экологическая хартия 2004 года была добавлена ​​к Основным правам 1789 и 1946 годов.

Статья 1 объявляет Францию ​​неделимой, светской , демократической и социальной республикой . Он также содержит принцип равенства и обязывает государство обеспечивать гендерное равенство.

Раздел I: Суверенитет (статьи 2–4)

Статья 2 определяет некоторые национальные символы, такие как флаг и гимн ; С 1992 года сюда входит и французский язык .

Статья 3 содержит принцип народного суверенитета , который осуществляется избранными представителями и посредством референдума . В соответствии с французской традицией особо подчеркивается неделимость суверенитета. Наконец, в этой статье собраны важнейшие избирательные принципы.

Впервые в истории Франции статья 4 содержит конституционное положение о статусе и правах партий.

Раздел II: Президент Республики (статьи с 5 по 19)

В статьях 6 и 7 излагаются положения о выборах президента , которые являются прямыми выборами после внесения поправок в конституцию 1962 года и на пять лет (ранее - семь) с 2000 года.

Этот титул также включает в себя права и обязанности президента, который благодаря этим правам занимает прочное положение во французской политической системе . К ним, в частности, относятся:

Раздел III: Правительство (статьи 20–23)

В этом заголовке содержатся положения о должности и обязанностях правительства , которое подотчетно парламенту (статья 20), и премьер-министра . Из-за ответственности правительства перед парламентом французская политическая система не является президентской системой правления , а, скорее, для этого был придуман термин полупрезидентская система правления .

Статья 23 определяет несовместимость государственного учреждения с парламентским мандатом и с любой другой общественной функцией или профессиональной деятельностью.

Раздел IV: Парламент (статьи 24–33)

Французский парламент состоит из двух палат с Национальным собранием и Сенатом , первый из которых определяется непосредственно , а второй косвенно членами парламентских представлений в муниципалитетах, ведомств и регионов, а также членов Национального собрания (ст. 24 ).

Другие статьи этого заголовка касаются, среди прочего, избирательного законодательства (статья 25), статуса членов (статьи 26 и 27) и процедурных положений.

Раздел V: Отношения между парламентом и правительством (статьи 34–51)

Статья 34 содержит исчерпывающий перечень субъектов законодательства, что означает ограничение положения парламента, поскольку все другие объекты регулирования закреплены за постановлениями правительства (статья 37).

Статьи 39–47 касаются законодательной процедуры, в частности

  • право законодательной инициативы , на которое имеют право члены парламента и премьер-министр (статья 39),
  • обычная законодательная процедура (статьи 40–45), в которой Национальное собрание имеет последнее слово в случае разногласий между палатами после процедуры примирения,
  • специальные положения для органических законов , d. ЧАС. Применение законов о конституционных положениях (статья 46) и
  • специальные положения законов о бюджете (статьи 47–47-2).

Статья 49 содержит положения о вотуме недоверия и вопросе о доверии, а также о возможности сочетания законодательного предложения с вотумом доверия таким образом, чтобы закон считался принятым, если вотум недоверия запрашивается в течение 24 часов.

Раздел VI: Международные договоры и соглашения (статьи 52-55)

Сделаны возможными переговоры и ратификация международных соглашений, а также договоров, относящихся к Европейскому Союзу . Неясно, соответствует ли точная формулировка европейскому законодательству .

Раздел VII: Конституционный совет (статьи 56-63)

Благодаря Конституционному совету Франция впервые в Пятой республике имеет конституционный суд , но первоначально он отвечал за рассмотрение выборов (статьи 58–60) и урегулирование споров о юрисдикции между правительством и парламентом. Лишь в 1974 году меньшинству из 60 членов парламента или сенаторов была предоставлена ​​возможность на основании статьи 61 (2), чтобы конституционный совет устанавливал неконституционность законов до их вступления в силу.

Возможность ретроспективной проверки конституционности законов , которые уже вступил в силе с помощью судьи законопроекта была введена только в 2008 году (ст. 61-1).

Раздел VIII: Обычная юрисдикция (статьи с 64 по 66-1)

Положения этого раздела гарантируют независимость судебной системы и запрещают произвольные аресты (статья 66) и, с 2007 года, смертную казнь (статья 66-1), которая была отменена в 1981 году.

Раздел IX: Высокий суд (статьи 67 и 68)

В этом заголовке содержатся положения об уголовной ответственности президента (статья 67) и процедуре импичмента (статья 68).

Раздел XI: Экономический, социальный и экологический совет (статьи 69–71)

Этот консультативный орган, учрежденный в 1925 году, впервые получил конституционный статус с конституцией 1946 года, которая также была подтверждена в 1958 году. Ранее известный как Экономический и Социальный Совет, его зона ответственности была расширена и теперь включает охрану окружающей среды в результате конституционной реформы 2008 года.

Раздел XI A: Защитник прав (статья 71-1)

Офис омбудсмена , к которому любой может обратиться для защиты основных прав или действий по собственной инициативе, был введен во Франции в 2008 году.

Раздел XII: Местные власти (статьи 72–75)

Это название несколько раз пересматривалось в рамках децентрализации . В частности, он также устанавливает особые права для заморских территорий .

Раздел XIII: Переходные положения в отношении Новой Каледонии (статьи 76 и 77)

Статьи 76 и 77 регулируют правовой статус Новой Каледонии в соответствии с пунктом 3 статьи 72-3 .

Раздел XIV: Франкофония и соглашения об ассоциации (статьи 87 и 88)

Согласно статье 87, Франция способствует солидарности и сотрудничеству между франкоговорящими странами и народами. Согласно статье 88, Франция может заключать соглашения с государствами, которые хотят объединиться с Францией для развития своей культуры.

Право граждан ЕС баллотироваться на местных выборах или процедура присоединения новых стран-членов также регулируются .

Раздел XVI: Поправка к Конституции (статья 89)

Читайте также: