Логико композиционное построение ораторской речи кратко

Обновлено: 03.07.2024

Композиция (=построение, структура) публичного выступления включает: вступление, основную часть, заключение.

Композиция ораторской речи – построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Вступление – одна из композиционных частей публичного выступления, в которой подчеркиваются актуальность и значение темы для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса.

  1. пробудить интерес к теме;
  2. установить контакт;
  3. подготовить слушателей к восприятию выступления;
  4. обосновать постановку вопроса.
  1. контактоустанавливающая (установление контакта со слушателями);
  2. проспективная (создание представления о теме и направлении речи, перечисление и краткое описание проблем, которые будут рассмотрены в основной части).
  • с интересного примера;
  • с пословицы или поговорки;
  • с крылатого выражения;
  • с юмористического замечания;
  • с известной цитаты, которая заставит слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение;
  • с символа, аллегории;
  • с комплимента слушателям;
  • с вопроса к аудитории;
  • с увлекательной истории, случая из жизни;
  • с рассказа о каком-то значительном событии, имеющем отношение к данной аудитории.

Недопустимо во вступлении: извиняться и говорить, что недостаточно подготовлен, шутить и рассказывать анекдоты, тем более, если аудитория оратору не знакома.

Основная часть – главная композиционная часть публичного выступления, в которой излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые положения, доказывается их правильность, приводятся необходимые промежуточные выводы.

  1. последовательно разъяснить выдвинутые положения;
  2. доказать их правильность;
  3. подвести слушателей к необходимым выводам.

В главной части реализуется логическая последовательность (см.: законы логики) и стройность изложения материала.

  1. Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна (неизменна) самой себе, то есть иметь устойчивое основание.
  2. Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, истинно только одно из них.
  3. Закон достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание, то есть должна быть достаточно обоснованной.
  4. Закон исключенного третьего – утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными.

Задача оратора – умело расположить все композиционные компоненты, чтобы своим выступлением оказать желаемое воздействие на аудиторию. Важно, чтобы материал работал на главную идею речи, соответствовал намерениям оратора, помогал ему добиться своей цели. Для большей убедительности необходимо использовать в доказательстве не менее трех аргументов.

  • принцип экономии (простой, рациональный способ, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств);
  • принцип усиления (значимость, вес, убедительность аргументов постепенно нарастают к концу рассуждения).

Заключение – важная композиционная часть публичного выступления, где подводятся итоги, формулируются выводы по основному вопросу, проблеме выступления, намечаются пути дальнейшей деятельности.

  1. суммировать сказанное;
  2. повысить интерес к предмету речи;
  3. подчеркнуть значение сказанного;
  4. поставить задачи;
  5. призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи).

В конце речи могут кратко повторяться её основные тезисы, ещё раз подчеркиваться главная мысль и важность для слушателей разработанной темы, могут использоваться дополнительные сильные аргументы, чтобы повысить убедительность речи и оставить хорошее впечатление об ораторе.

  1. извиняться перед слушателями за то, что не сообщил ничего нового и интересного;
  2. обрывать речь без заключения и уходить;
  3. заканчивать речь шуткой, не относящейся к теме выступления, так как такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевить и призвать их к активной деятельности.

Любая публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждения, внушения, призыва к действию). Обычно она представляет собой монологическую речь, рассчитанную на пассивное восприятие и не предполагающую ответной словесной реакции.

Оратор всегда стремится преодолеть пассивность восприятия адресата и вовлечь его в активную мыслительную деятельность. В идеале ораторская речь – двусторонний процесс, это всегда диалог на уровне мышления.

В учительской речи убеждающая речь, объяснительный монолог – это особый процесс взаимодействия между учителем и учеником.

Признаки ораторской речи:

В современной литературе по ораторскому искусству выделяются два типа ораторов: те, для кого основное средство ораторского искусства – логика рассуждений, и те, которые воздействуют на слушателей эмоционально.

Речь каждого оратора должна быть логичной и эмоциональной. Это неразрывное единство. Оратор должен быть высоконравственным человеком, вызывать у слушателей добрые чувства и намерения.

При этом бывают исключения. Так, например, Гитлер был выдающимся оратором, обладавшим магическим даром привлекать внимание аудитории, но при этом совершенно безнравственным человеком. Оратор должен быть эрудированным, должен хорошо разбираться в политике, жизни, литературе, искусстве.

Оратор должен владеть определенными навыками и умениями. При подготовке своих выступлений он должен правильно подобрать литературу, составить план, написать текст. На протяжении всего выступления оратор должен уметь сохранять самообладание перед аудиторией, ориентироваться во времени и уместно использовать технические средства и наглядные пособия.

Основная задача оратора – установить контакт с аудиторией и добиться нужного эффекта воздействия на нее.

Психологи выделили три группы мотивов, которые побуждают людей слушать лекции ораторов:

  • интеллектуально-познавательные;
  • мотивы морального плана (обязанность присутствовать на лекции);
  • мотивы эмоционально-эстетического плана (симпатия к оратору).

Оратору необходимо выявить основной мотив, объединяющий данную аудиторию, и соответствующим образом построить свое выступление.

Он должен постоянно совершенствовать свои навыки и умения, т.е. систематически заниматься риторическим самообразованием, создавать собственный архив иллюстративного материала (примеров, фактов, цифр).

Ему необходимо повышать культуру устной и письменной речи, чаще выступать, участвовать в дискуссиях, писать письма, статьи. Нужно уметь критически анализировать выступления других.

Оратору также необходимо овладеть техникой речи, что предполагает хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкую дикцию (высокую степень отчетливости произнесения звуков), безупречное произношение. Все это позволяет говорящему привлечь внимание аудитории, воздействовать на сознание, воображение, волю слушающих.

Подготовке публичного выступления обязательно предшествует написание плана.

Существует несколько видов планов выступления:

  • предварительный;
  • рабочий (после того как изучена необходимая литература, собран фактический материал);
  • основной план.

Принципы логико-композиционного построения ораторской речи можно сформулировать следующим образом:

  • принцип последовательности – каждая вновь высказанная мысль должна вытекать из предшествующей;
  • принцип усиления – значимость и убедительность аргументов должна постепенно возрастать. Самые сильные доводы приберегаются к концу выступления;
  • принцип экономии – поставленная цель должна достигаться наиболее простыми рациональными способами с минимальными затратами усилий, времени и речевых средств.

Публичная речь обязательно должна иметь вступление (прелюдию), цель которой привлечь внимание аудитории. Опытные ораторы рекомендуют начинать с интересного примера, пословицы, поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении также можно использовать подходящую цитату. Чтобы найти оригинальное начало, надо много работать.

Для основной части важно сохранить логическую последовательность и стройность в изложении материала.

Существуют различные методы преподнесения материала:

  • индуктивный метод – от частного к общему. Оратор начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателя к обобщениям и выводам. Этот метод часто используется в агитационных выступлениях;
  • дедуктивный метод – оратор сначала выдвигает какое-то положение, затем разъясняет его смысл на конкретных примерах (используется в выступлениях пропагандистского характера);
  • метод аналогии – сопоставление различных явлений, фактов, событий с тем, что хорошо известно слушателю;
  • концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором (есть центральная проблема и круг более частных проблем, которые рассматриваются в связи с центральной);
  • ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. Без возвращения к предыдущему;
  • исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности.

Важной композиционной частью выступления является заключение. Убедительное и яркое, оно всегда запоминается слушателям. Недопустим обрыв речи по причине нарушения регламента. Плохо, если оратор заканчивает речь в стиле самоуничижения.

В конце рекомендуется повторить основные мысли, суммировать наиболее важные положения и сделать краткие выводы. Заключение должно быть таким, чтобы люди почувствовали, что дальше говорить нечего.

Композиция речи– построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Однако есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать и учитывать в процессе создания своей речи:

Принцип последовательности– каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима.

Принцип усиления– значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения.

Принцип органического единства– распределение материала и организация его в речи должны вытекать из самого материала и намерений оратора.

Принцип экономии– умение достигать поставленной цели наиболее простым, рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств.

Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.

ВСТУПЛЕНИЕ

Задача выступления— подвести слушателей к восприятию данной темы.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед вступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы, поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину.

Рекомендуется начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания. Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляет слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение. Пробуждают интерес к выступлению, помогают внимательно слушать и следующие приемы:

§ апелляция к интересам аудитории – рассказ о каких-либо значительных событиях, имеющих отношение к данной аудитории, к теме выступления;

§ обращение к событиям, неизвестным аудитории;

§ апелляция к географическим или погодным условиям;

§ обращение к речи предыдущего оратора (ораторов);

§ апелляция к авторитетам или известным аудитории источникам информации;

§ апелляция к собственной личности;

§ эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы. Они позволяют оратору втянуть аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.

ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ

В главной части излагается основной материал, доказываются выдвинутые положения, слу­шатели подводятся к необходимым выводам.

В ней излагается основной материал, последо­вательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подво­дятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо стро­го соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Продумывая структуру главной части речи, выступающий должен определить, каким методом он будет излагать материал, какие доводы возьмет для доказательства выдвинутого положения, какие ораторские приемы использует с целью привлечения внимания слушателей. Структура выступления зависит прежде всего от метода преподнесения материала, избранного оратором. Эти методы сформировались на базе многовековой ораторской практики, описаны в различных риторических пособиях, активно ис­пользуются современными ораторами. Кратко охарактеризуем основные их них.

Индуктивный метод– изложение материала от частного к общему. Выступающий начинает речь с конкретного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам. Этот метод нередко используется в агитационных выступлениях.

Дедуктивный метод– изложение материала от общего к частному. Оратор в начале речи выдвигает какие-то положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах, фактах. Широкое распространение этот метод получил в выступлениях пропагандистского характера.

Метод аналогии– сопоставление различных явлений, событий, фактов. Обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям. Это способствует лучшему пониманию излагаемого материала, помогает восприятию основных идей, усиливает эмоциональное воздействие на аудиторию.

Концентрический метод– расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. Выступающий переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

Ступенчатый метод– последовательное изложение одного вопроса за другим. Рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже больше не возвращается к ней.

Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени.

Использование различных методов изложения материала в одном и том же выступлении позволяет сделать структуру главной части речи более оригинальной, нестандартной.

Каким бы методом ни пользовался оратор в выступлении, его речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными. Он должен не только убедить в чем-то аудиторию, но и соответствующим образом повлиять на нее, вызвать ответную реакцию, желание действовать в определенном направлении. Поэтому при работе над главной частью следует продумать систему логических и психологических доводов, используемых для утверждения выдвинутых положений и воздействия на аудиторию.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. Они бывают сильными, против которых трудно что-либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом, оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

Как бы не интересна была тема, ВНИМАНИЕ АУДИТОРИИ со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

§ Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

§ Переход от монолога к диалогу(полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.

§ Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

§ Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

§ Показ практической значимости информации.

§ Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.

Помимо нарушения логической последовательности в изложении материала к недостаткам композиции относится также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, отсутствие доказательности основных положений, обилие затронутых вопросов и проблем.

Выступающему не следует освещать много вопросов в своем выступлении. Это утомляет слушателей, лишает оратора возможности глубоко и полно рассмотреть все затронутые им проблемы. Рекомен­дуется предлагать вниманию аудитории не более 3–4 вопросов.

Публичное выступление не должно содержать факты, примеры и т.п., не относящиеся к обсуждаемому предмету. Необходимо, чтобы речь оратора была экономной и краткой. Но краткость речи, по мнению специалистов, состоит не в краткости времени, в течение которого она произносится, а в отсутствии в ней всего лишнего. Выступление может продолжаться часами и быть кратким, информативным, иногда же речь звучит всего несколько минут, а слушателям кажется длинной и утомительной.

Однако ораторское искусство – дело творческое, поэтому универсальных правил здесь не существует. Все зависит от самого оратора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Убедительное и яркое заключение запоминается слушателям, оставляет хорошее впечатление о речи. Напротив, неудачное заключение губит порой неплохую речь. Некоторые ораторы в конце речи начинают многократно извиняться перед слушателями за то, что у них не было достаточно времени на подготовку речи, поэтому им не удалось хорошо выступить, что они, вероятно, не сообщили аудитории ничего нового и интересного, и слушатели потратили время напрасно. Этого не следует делать. Плохо, если оратор заканчивает выступление шуткой, не относящейся к теме выступления. Такое заключение отвлекает внимание аудитории от главных положений речи.

Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления. Последние слова оратора должны мобилизовать слушателей, воодушевлять их, призывать к активной деятельности. Если речь заканчивается лозунгом, призывом, то она произносится высоким тоном, эмоционально.

Поза, жесты, мимика – принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей.

Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом, мимикой. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:

Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз.

Указательные -рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

Изобразительные -наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость и т.д. Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

Ораторское искусство представляет собой умение произносить публичную речь с целью информирования аудитории, а также оказания на слушателей определённого воздействия посредством убеждения и внушения. Виды ораторской речи могут быть разными, но цель всегда одна: донести свою точку зрения. Аудитория при такой монологической речи обычно остаётся пассивной, поэтому задачей любого оратора является стимулирование мыслительной деятельности слушателей.

В своём идеальном выражении ораторское искусство превращается в диалог с залом, то есть на высказанные аргументы оратора каждый присутствующий приводит свои мысленные возражения, соглашается с озвученным мнением или же возражает ему. Основы ораторского искусства включают в себя взаимодействие с аудиторией.

Структура ораторской речи

В риторике выделяются следующие правила построения ораторской речи, выраженные в виде принципов:

1) принцип последовательности - каждая следующая мысль в речи оратора должна быть следствием предыдущей, вытекать из неё;

2) принцип усиления - аргументы в речи оратора должны приводиться по нарастающей, то есть самые сильные доводы высказываются в конце;

3) принцип экономии - цель, достижения которой оратор добивается выступлением, должна достигаться наиболее экономными, рациональными и наименее затратными речевыми средствами.

При этом сама ораторская речь обычно имеет следующую структуру:

1) вступление должно не просто знакомить аудиторию с оратором и темой выступления, но и привлекать внимание, для чего используются различные языковые средства;

2) основная часть - это изложение сути проблемного вопроса или нескольких вопросов, именно здесь приводятся различные виды аргументов в ораторской речи, при этом важно сохранить последовательность изложения материала;

3) заключение является наиболее яркой и запоминающейся частью речи, именно в этой части необходимо сделать убедительные, яркие выводы, побудить аудиторию к совершению необходимых действий или принятию решений.


Речь и логика

Логика речи представляет собой совокупность определённых правил построения ораторского выступления, использования аргументов и доказательств.

В частности, существует несколько основных способов изложения материала в публичной речи, которые также иногда называются видами аргументации:

1) Индуктивный метод подразумевает приведение в пример конкретного случая, на основании которого делаются определённые выводы и обобщения. В данном случае логика сценической речи характерна для агитационного выступления.

2) Дедуктивный метод предполагает высказывание общих правил и принципов, которые затем доказываются и обосновываются в речи конкретными примерами. Чаще всего подобный метод используется в пропагандистской речи.

3) Метод аналогии. Логика в речи оратора в данном случае заключается в сопоставлении проблемных обстоятельств, фактов или явлений с тем, что аудитории известно и понятно.

4) Ступенчатый метод - обычное последовательное изложение вопросов без возврата к уже озвученному материалу.

5) Концентрический метод. В данном случае оратором излагается основная крупная проблема, и речь выстраивается вокруг неё посредством выделения более частных, но связанных с проблемой, вопросов.

6) Исторический метод заключается в изложении событий и обстоятельств оратором осуществляется в обычной хронологической последовательности.

Кроме того, взаимосвязь логики и языка требует от оратора учитывать следующие фундаментальные законы:

1) Закон тождества относится в большей степени к содержанию речи, поскольку мышление и язык логика отражает в их взаимосвязи. Заключается в том, что любая высказанная в публичной речи мысль должна оставаться тождественной самой себе, то есть при повторном изложении или упоминании оратором её смысл и содержание не должны изменяться.

2) Закон непротиворечия также представляет собой одно из базовых логических правил. Сводится он к тому, что два несовместимых друг с другом суждения оратора не могут быть истинными одновременно, и следовательно, одно из них неизбежно должно быть ложным.

3) Закон исключённого третьего также предъявляет определённые требования к содержанию выступления оратора. Согласно данному закону понятие и структура языка логики требуют, чтобы утверждение и его отрицание не были одновременно истинными или одновременно ложными. Одно всегда будет истинным, а другое - ложным, вне зависимости от того, какое количество раз и в каком значении данные утверждения и отрицания используются в речи оратора.

4) Закон достаточного основания предъявляет требования к аргументации в речи оратора. Согласно этому закону каждое высказанное утверждение, которое претендует на истинность, должно иметь достаточное основание. Применительно к ораторскому искусству и публичному выступлению это означает, что оратор должен убедительно и достоверно обосновывать истинность своих суждений, используя перечисленные выше виды аргументации.

Таким образом, соблюдение правил построения речи оратора, основных логических законов и порядка правильной подачи материала имеет ключевое значение для успешности и эффективности публичного выступления. При этом не играет роли вид ораторского искусства, поскольку даже выступление с религиозной проповедью, которая не требует наличия логических оснований, должно оставаться непротиворечивым по своему содержанию. Безусловно, стоит отметить, что никакой аргумент не будет звучать достаточно убедительно без регулярной тренировки дикции.

Читайте также: