Конституционный строй японии кратко

Обновлено: 05.07.2024

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Кроме религии Япония получила из Китая и другие значительные культурные идеи. Искусство письменности китайского типа, медицина, астрономия и архитектура пришли с материка. Столицей империи стал город Киото. В VIII в. централизованная императорская власть ослабла, и местные военачальники, опиравшиеся на земельную аристократию, обрели практически столь же высокий статус, что и правитель государства. В стране сформировалась прослойка воинов — самураев.

В 1192 г. самурай Минамото Еримото из города Камакура разгромил своих противников и объединил страну под властью военных. Император из рода Ямато формально являлся верховной инстанцией, священным властелином, но в действительности власть принадлежала династиям военачальников — сёгунов.

С XIV в. государством управляли сёгуны из рода Асикага, однако оно страдало от борьбы за власть между различными воинскими династиями и гражданских войн. Первые европейцы прибыли в Японию в XVI в., принеся с собой христианство, огнестрельное оружие и новые формы торговли.

До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство.

Главой государства считался император, но его власть имела лишь номинальное значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сёгун — высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительнораспорядительную и законодательную власть, а также фискальные функции. Должность сёгуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов.

Ещё в Средние века правительством была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.

Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 году под угрозой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась угроза превращения страны в полуколонию.

Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, некоторые князья. Были сформулированы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.




В октябре 1867 г. представители оппозиции потребовали у сёгуна передачи власти в то время 15-летнему императору Муцухито (1852—1912). В ответ сёгун пытался подавить движение военной силой, но в январе 1868 г. потерпел поражение. Было объявлено о восстановлении власти императора.

Это была антифеодальная революция, и страна вступила на буржуазный путь развития. Правление юного императора названо Мэйдзи (просвещенное правление). При осуществлении реформ использовался опыт европейцев: введено формальное равенство всех перед законом и устранено все, что ограничивало личную свободу человека. Провозглашались буржуазные свободы.

Государство было разделено на губернии вместо старых границ княжеств. В каждой губернии имелось выборное совещательное собрание.

В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы.

В сфере государственного управления были ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры; вместо прежних четырех учреждены три сословия: бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; простой народ, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям.

В 1889 году была опубликована Конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией.

В конце XIX в. были заложены основы для дальнейшего развития страны и превращения Японии в агрессивное милитаристское государство. Сильные позиции в стране заняли военные, получившие поддержку дворянства и окрепшей буржуазии.

Захватнические настроения Японии вначале были направлены на ослабленный Китай. После войны 1894—1895 гг. она захватила китайскую территорию Тайвань. Победоносная война с Россией в 1904—1905 гг. принесла Японии военную базу Порт-Артур и южную часть острова Сахалин. В 1910 году под японский контроль отошла Корея. После Первой мировой войны расположенные в Тихом океане и ранее принадлежавшие Германии острова Микронезии — Каролинские, Северные Марианские и Маршалловы — в качестве подмандатных Лиге Наций территорий были переданы под управление Японии. Их начали активно заселять.

В 1926 г. на престол взошел молодой император Хирохито. Влияние военных возросло еще больше. Япония захватила у Китая Маньчжурию и в 1932 г. превратило ее в вассальное государство. В 1936 г. она вместе с гитлеровской Германией присоединилась к антикоминтерновскому договору, а на следующий год напала на Китай. В Китае и Корее японские войска оказались виновными в массовых убийствах, которые еще более обострили отношения с этими странами. Самым ужасным примером стала резня в Нанкине (Китае) в 1938 г., когда были казнены 350 тыс. человек.

Во время Второй мировой войны Япония начала боевые действия, разбомбив в 1941 г. базу военно-морского флота США ПёрлХарбор в Оаху на Гавайях. Японцы быстро захватили колониальные "владения европейцев в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Однако военная фортуна отвернулась от них, и в 1945 г. Япония сдалась союзникам.

В конце войны Япония подверглась массированным бомбовым ударам. Однако три города — Хиросиму, Нагасаки и Киото — не бомбили. Хиросима и Нагасаки стали объектами испытания ядерного оружия: в августе 1945 г., когда Вторая мировая вой на была практически окончена, США сбросили на них ядерные бомбы, что привело к гибели 250 тыс. человек.

Япония лежала в руинах. Оккупационные власти союзников управляли страной до 1952 года. Южные острова Рюкю были переданы Японии от США лишь в 1972 году, при этом американцы оставили на Окинаве свою военную базу. В последние дни войны СССР занял Южные Курилы, которые Япония упорно требует вернуть; из-за этого между странами до сих пор не заключен мирный договор.

Решающее влияние на государственно-правовое развитие Японии после Второй мировой войны оказали ее поражение и капитуляция.

В целях ликвидации опасности возрождения японского милитаризма были проведены следующие реформы:

— демобилизована японская армия;

— упразднены все органы военно-террористического подавления, распущены милитаристские общественные организации;

— отменены нормативные акты, фиксировавшие военно-полицейский режим;

— произведена чистка государственного аппарата от военных преступников и наиболее милитаристски настроенных чиновников.

В пакет реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация полицейской системы, предусматривавшая подчинение полиции местным властям и упразднение центрального аппарата.

Также в 1946—1949 гг. была проведена аграрная реформа, в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 9 га. Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь крестьянам-арендаторам.

В октябре 1946 года была принята парламентом и 3 мая 1947 года вступила в силу новая Конституция, утвердившая либерально-демократические преобразования в области государственного строя. По сравнению с действовавшей до нее Конституцией 1889 г. она означала весьма важный шаг.

Проект конституции разрабатывался американской администрацией в Японии. В статье 9 декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфликтов и от создания с этой целью армии.

Синтоизм утратил статус государственной религии, пришел конец и власти императора. Император остался главой государства, выполняя лишь представительские функции. Армию распустили, создание наступательного вооружения запретили. Страна могла иметь лишь войска самообороны.

Сегодня Япония является одним из самых развитых государств мира: она – крупнейший изготовитель автомобилей и кораблей, крайне востребованы достижения её электронной промышленности, банковская и финансовая сферы находятся на ведущих позициях в мире.

Глава I. Основы конституционного строя современной Японии

Реферат

по конституционному праву зарубежных стран на тему:

группы 1117БО5, 3 курс

очной формы обучения

старший преподаватель кафедры

конституционного и муниципального права

Григорьев Александр Алексеевич

Содержание

Глава I. Основы конституционного строя современной Японии……………7

1.1. Особенности действующей Конституции Японии…………………….7

1.2. Права, свободы и обязанности граждан Японии……………………. 10

1.3. Административно-территориальное деление и местное самоуправление в Японии……………………………………………….….13

Глава II. Система государственных органов Японии………………………..16

2.1. Глава государства (император)………………………………………. 16

2.3. Кабинет министров Японии………………………………………. ….19

2.4. Судебная система Японии………………………………………. ……21

Список используемых источников…………………………………………..…24

Введение

Кроме религии Япония получила из Китая и другие значительные культурные идеи. Искусство письменности китайского типа, медицина, астрономия и архитектура пришли с материка. Столицей империи стал город Киото. В VIII в. централизованная императорская власть ослабла, и местные военачальники, опиравшиеся на земельную аристократию, обрели практически столь же высокий статус, что и правитель государства. В стране сформировалась прослойка воинов — самураев.

В 1192 г. самурай Минамото Еримото из города Камакура разгромил своих противников и объединил страну под властью военных. Император из рода Ямато формально являлся верховной инстанцией, священным властелином, но в действительности власть принадлежала династиям военачальников — сёгунов.

С XIV в. государством управляли сёгуны из рода Асикага, однако оно страдало от борьбы за власть между различными воинскими династиями и гражданских войн. Первые европейцы прибыли в Японию в XVI в., принеся с собой христианство, огнестрельное оружие и новые формы торговли.

До середины XIX в. Япония представляла собой централизованное феодально-абсолютистское государство.

Главой государства считался император, но его власть имела лишь номинальное значение. Настоящим военно-феодальным правителем еще с XII в. был сёгун — высшее должностное лицо, являвшееся главнокомандующим и начальником всего аппарата государственного управления, сосредоточившее в своих руках исполнительнораспорядительную и законодательную власть, а также фискальные функции. Должность сёгуна была наследственной и традиционно замещалась представителями крупнейших феодальных домов.

Ещё в Средние века правительством была установлена система четырех сословий со строгой сословной регламентацией: самураи, крестьяне, ремесленники, торговцы.

Под давлением США и европейских государств японское правительство было вынуждено отказаться от политики самоизоляции. В 1853 году под угрозой применения силы Япония заключила торговый договор с США на их условиях. Вскоре аналогичные договоры были подписаны с европейскими державами. Появилась угроза превращения страны в полуколонию.

Все это обострило внутренний кризис и привело к слиянию антифеодальной борьбы и национально-освободительного движения. Против существующего порядка выступили основные социальные слои японского общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торгово-промышленная буржуазия, самураи, некоторые князья. Были сформулированы задачи движения: свергнуть сёгунат, восстановить власть императора и от его имени провести необходимые реформы.

В октябре 1867 г. представители оппозиции потребовали у сёгуна передачи власти в то время 15-летнему императору Муцухито (1852—1912). В ответ сёгун пытался подавить движение военной силой, но в январе 1868 г. потерпел поражение. Было объявлено о восстановлении власти императора.

Это была антифеодальная революция, и страна вступила на буржуазный путь развития. Правление юного императора названо Мэйдзи (просвещенное правление). При осуществлении реформ использовался опыт европейцев: введено формальное равенство всех перед законом и устранено все, что ограничивало личную свободу человека. Провозглашались буржуазные свободы.

Государство было разделено на губернии вместо старых границ княжеств. В каждой губернии имелось выборное совещательное собрание.

В результате этой революции была ликвидирована феодальная система и образовалось централизованное буржуазно-помещичье государство. Раздробленность и недостаточная организованность крестьянского движения, относительная слабость буржуазии обусловили незавершенный характер этой революции. Тем не менее страна вступила на путь буржуазного развития, о чем свидетельствовали начавшиеся экономические и политические реформы.

В сфере государственного управления были ликвидированы княжества и вместо них созданы префектуры; вместо прежних четырех учреждены три сословия: бывшие князья и придворная аристократия; дворянство; простой народ, к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия. Вместо старых границ феодальных княжеств было установлено административно-территориальное деление по губерниям.

В 1889 году была опубликована Конституция, составленная по прусскому образцу и юридически закрепившая союз между монархией, высшей бюрократией, помещиками и крупной буржуазией.

В конце XIX в. были заложены основы для дальнейшего развития страны и превращения Японии в агрессивное милитаристское государство. Сильные позиции в стране заняли военные, получившие поддержку дворянства и окрепшей буржуазии.

Захватнические настроения Японии вначале были направлены на ослабленный Китай. После войны 1894—1895 гг. она захватила китайскую территорию Тайвань. Победоносная война с Россией в 1904—1905 гг. принесла Японии военную базу Порт-Артур и южную часть острова Сахалин. В 1910 году под японский контроль отошла Корея. После Первой мировой войны расположенные в Тихом океане и ранее принадлежавшие Германии острова Микронезии — Каролинские, Северные Марианские и Маршалловы — в качестве подмандатных Лиге Наций территорий были переданы под управление Японии. Их начали активно заселять.

В 1926 г. на престол взошел молодой император Хирохито. Влияние военных возросло еще больше. Япония захватила у Китая Маньчжурию и в 1932 г. превратило ее в вассальное государство. В 1936 г. она вместе с гитлеровской Германией присоединилась к антикоминтерновскому договору, а на следующий год напала на Китай. В Китае и Корее японские войска оказались виновными в массовых убийствах, которые еще более обострили отношения с этими странами. Самым ужасным примером стала резня в Нанкине (Китае) в 1938 г., когда были казнены 350 тыс. человек.

Во время Второй мировой войны Япония начала боевые действия, разбомбив в 1941 г. базу военно-морского флота США ПёрлХарбор в Оаху на Гавайях. Японцы быстро захватили колониальные "владения европейцев в Юго-Восточной Азии и на Тихом океане. Однако военная фортуна отвернулась от них, и в 1945 г. Япония сдалась союзникам.

В конце войны Япония подверглась массированным бомбовым ударам. Однако три города — Хиросиму, Нагасаки и Киото — не бомбили. Хиросима и Нагасаки стали объектами испытания ядерного оружия: в августе 1945 г., когда Вторая мировая вой на была практически окончена, США сбросили на них ядерные бомбы, что привело к гибели 250 тыс. человек.

Япония лежала в руинах. Оккупационные власти союзников управляли страной до 1952 года. Южные острова Рюкю были переданы Японии от США лишь в 1972 году, при этом американцы оставили на Окинаве свою военную базу. В последние дни войны СССР занял Южные Курилы, которые Япония упорно требует вернуть; из-за этого между странами до сих пор не заключен мирный договор.

Решающее влияние на государственно-правовое развитие Японии после Второй мировой войны оказали ее поражение и капитуляция.

В целях ликвидации опасности возрождения японского милитаризма были проведены следующие реформы:

— демобилизована японская армия;

— упразднены все органы военно-террористического подавления, распущены милитаристские общественные организации;

— отменены нормативные акты, фиксировавшие военно-полицейский режим;

— произведена чистка государственного аппарата от военных преступников и наиболее милитаристски настроенных чиновников.

В пакет реформ входили также демократизация системы образования и децентрализация полицейской системы, предусматривавшая подчинение полиции местным властям и упразднение центрального аппарата.

Также в 1946—1949 гг. была проведена аграрная реформа, в основном ликвидировавшая крупное помещичье землевладение. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 9 га. Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь крестьянам-арендаторам.

В октябре 1946 года была принята парламентом и 3 мая 1947 года вступила в силу новая Конституция, утвердившая либерально-демократические преобразования в области государственного строя. По сравнению с действовавшей до нее Конституцией 1889 г. она означала весьма важный шаг.

Проект конституции разрабатывался американской администрацией в Японии. В статье 9 декларировался отказ Японии от применения вооруженной силы как средства разрешения международных конфликтов и от создания с этой целью армии.

Синтоизм утратил статус государственной религии, пришел конец и власти императора. Император остался главой государства, выполняя лишь представительские функции. Армию распустили, создание наступательного вооружения запретили. Страна могла иметь лишь войска самообороны.

Сегодня Япония является одним из самых развитых государств мира: она – крупнейший изготовитель автомобилей и кораблей, крайне востребованы достижения её электронной промышленности, банковская и финансовая сферы находятся на ведущих позициях в мире.

Глава I. Основы конституционного строя современной Японии

Данная статья посвящается конституционному праву Японии, рассмотрению Конституции, бывшей и действующей, и другим важным политическим вопросам.

Первая Конституция Японии 1889 г.

Первую Конституцию приняли в 1889-м г. Она выступала октроированным конституционным документом с ярко выраженным консервативным, милитаристским характером, закрепляющим широкие полномочия императора в области реализации госвласти и милитаристско-бюрократическую систему. Действие Конституции прекратилось после оккупации Японии союзниками.

Вторая Конституция Японии 1946 г.

Нынешняя Конституция Японии была разработана после Второй мировой войны, и является вторым в истории государства конституционным документом. Подготовку конституционного текста вело японское правительство, привлекая специалистов из штаба американских оккупационных войск. Потом проект конституции правительство представило парламенту и приняло в октябре 1946-го г. Новая японская Конституция вступила в законное действие 3 мая 1947-го г.

Она включила в себя множество принципов англосаксонского права, новеллы конституционного права тех времен (к примеру, положения о социальных и экономических правах) и проявляла демократический подход к регулированию отношений в обществе.

Отсюда следует и иное положение Конституции, которое запрещает образовывать сухопутные, военно-морские и военно воздушные силы и прочие военные средства. Для Японии вооруженные силы представляют собой Корпус обороны, на который расходуется не больше 1% от всех средств госбюджета. Интерес вызывает также еще одно положение Конституции, которое устанавливает, что членами правительства должны быть исключительно гражданские люди.

Структура Конституции Японии

Сама же японская Конституция по объему небольшая: включает преамбулу, 11 глав и 103 статьи, регулирующие статус императора, отказ от военных действий, права и обязанности населения, правовой статус парламента, Кабинета министров, суда, госфинансы, местное управление, процедуру изменения положений Конституции. Конституционный документ впервые в истории Японии провозглашает:

  • принцип народного суверенитета;
  • принцип верховенства парламента;
  • принцип выборности обеих палат (был упразднен невыборный характер верхней палаты, который существовал до 1945-го г.).

Япония является конституционной парламентарной монархией, в которой власть императора сводится до минимума (он является исключительно символом нации).

Высший и единственный законодательный орган в Японии – парламент.

Состав правительства формируется, исходя из решающей роли парламента. Члены правительства несут ответственность перед парламентом.

Япония представляет собой унитарное государство, обладающее широкой местной автономией административно территориальных единиц.

В Конституции содержится довольно широкий перечень прав и свобод. В первую очередь, отметим, что Конституцией упразднены привилегированные сословия и провозглашен принцип равенства, под которым подразумевается равенство всех перед законодательной властью, а также недопустимость любой дискриминации. Интерес вызывает положение о том, что всяческие награды действуют лишь при жизни этого лица. Конституция устанавливает равноправие полов, подробно регулирует вопросы брака, который заключается исключительно на основе взаимного согласия сторон.

Орган конституционного контроля в Японии – это Верховный суд, который, как и в Соединенных Штатах, обладает правом окончательного решения вопроса о неконституционности нормативного акта. Но в Японии подают специальный иск о неконституционности акта в судебный орган I инстанции. Таким образом, дело по иерархии возможно довести до Верховного суда.

Японская Конституция является жесткой по поводу внесения в нее изменений. Это возможно лишь по инициативе парламента. Чтобы внести в нее какие-то поправки должно согласиться 2/3 от общей численности членов каждой из 2-х палат.

Ратификация происходит или путем референдума, или согласно новому составу парламента, образованному после проведения национальных выборов. Способ ратификации определяет парламент. Принятые поправки незамедлительно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До этого в Конституцию Японии не вносилась ни одна поправка, но разнообразные политические силы не раз поднимали вопрос о необходимости внести в нее изменения.

Япония является конституционной парламентарной монархией. Император Японии является лишь символом нации, его власть сведена к минимуму, он может только представлять свою страну на мировой арене.

Парламент Японии является единственным высшим и единственным законодательным органом, наделенным большими полномочиями.

Правительство Японии формируется при участии членов Парламента и несет перед ним ответственность. Япония провозглашается унитарным государством с широкой местной автономией административно- территориальных единиц. По способу изменения Конституция Японии является жесткой. Ее изменение возможно только по инициативе Парламента. Для внесения в нее поправок необходимо согласие 2/3 общего числа членов каждой из двух палат. Ратификация же осуществляется либо референдумом, либо новым составом парламента, образованным после проведения общенациональных выборов. Способ ратификации определяется парламентом. Утвержденные поправки немедленно обнародуются императором в качестве неотъемлемой части Конституции. До сих пор в Конституцию Японии не было внесено ни одной поправки.

Конституция Японии разрабатывалась японским правительством с привлечением американских специалистов из оккупационных войск. Конституция Японии вступила в законную силу 3 мая 1947 г. Она основывалась на принципах англосаксонского права, демократического подхода к процессам регулирования общественных отношений. Конституция Японии является неизменяемым юридическим документом.

Конституция Японии представляет собой небольшой документ, состоящий из 11 глав и 103 статей. Эти статьи регулируют все основные ценности Японии: статус Императора, правовой статус Парламента, выборности обеих палат, Кабинета, права и обязанности народа, отказ от войны. Также регламентируются деятельность судебной власти и местного самоуправления, распределение государственных финансов, принципы народного суверенитета.

Данная статья Конституции ограничивает конституционные права государства на организацию сухопутных, военно- морских, военно- воздушных сил Японии.

Конституция запрещает и другие средства войны. Кроме того, этому государству нельзя повышать военный бюджет выше установленного уровня, т. е. не более 1% государственного бюджета. В Японии разрешен только один род вооруженных сил — это Корпус гражданской обороны. Кроме того, согласно Конституции в Японии в состав правительства имеют право входить только гражданские лица.

17.2. Партийная система Японии

В Японии по конституции разрешена многопартийная политическая система. Известными и владеющими серьезной политической силой в современной Японии являются не более 20 политических партий.

Остальные партии находятся на региональном и местных уровнях. В конце 1995 г. правительство ввело новую систему государственного финансирования политических партий с целью более эффективной борьбы с коррупцией. Сумма финансирования зависит от количества полученных депутатских мандатов на выборах в парламент.

Основной до 1990-х гг. была Либерально- демократическая партия (ЛДП). Эта партия имела огромное влияние, и практически только она формировала правительство Японии. Эта партия была основана в 1955 г. Ее основные догмы построены на буржуазной центристской партии: высоко находятся либеральные ценности, она выступает за демократическое развитие Японии. Ее основным электоратом являются представители мелкой, средней и крупной буржуазии, простые служащие, крестьяне, рабочий класс. ЛДП является самой многочисленной политической организацией.

Новая правоцентристская политическая коалиция ЛДП, основанная на базе двух партий: консервативной партии и партии Комэйто. В 2000 г. эта коалиция получила подавляющее большинство мест в нижней палате Парламента. Эта партия отличается от других тем, что она не обладает сложной внутренней структурированностью и уровнем организованности. Она состоит из шести фракций, которые преследуют собственные интересы части своих членов и регионов, от которых они избраны. Внутренняя борьба в партии ослабляет ее политические позиции, и такая разобщенность не позволяет достичь более высокого уровня.

В Японии также существует несколько правых и правоцентристских партий. Все они возникли в результате раскола ЛДП и были образованы бывшими ее представителями.

Социал-демократическая партия, образованная в 1945 г., до 1991 г. называлась социалистической партией. Теперь она — левоцентристская оппозиционная основная партия. Она основана на демократическом социализме, активно проводит социальную политику.

Ее главным электоратом являются квалифицированные представители рабочего класса, небольшая часть служащих.

Также в Японии существуют небольшие партии: коммунистическая партия, считающаяся старейшей оппозиционной партией в Японии, и партия демократического социализма. Они в Парламенте занимают небольшое число депутатских мест. Их влияние незначительно.

Одна из важнейших особенностей Конституции заключается в том, что, формально являясь монархией, согласно Конституции Япония сохраняет монархические атрибуты чисто номинально, по существу став республикой. Император согласно его статусу, установленному в Конституции, не имеет никаких властных полномочий, даже "скрытых", в отличие от монарха в Великобритании. В частности, в ст.4 Конституции прямо указано, что Император не наделен полномочиями, связанными с осуществлением государственной власти, то есть, он не может рассматриваться как глава государства.

В ст.1 Конституции определено, что император является символом государства и единства народа; в этом, собственно, и состоит его конституционная функция. "Действия, относящиеся к делам государства" а именно: объявление всеобщих парламентских выборов, созыв парламента, пожалование наград, подтверждение ратификационных грамот и других дипломатических документов и т.д. он осуществляет от имени народа (ст.7), которому принадлежит суверенная власть, в том числе по определению статуса императора [11, c.41].

В Конституции нашел закрепление принцип народного суверенитета. Любые, даже самые формальные, действия император осуществляет не самостоятельно, а по инициативе ("по совету и с одобрения") Кабинета министров, а назначение премьер-министра - по представлению Парламента. Императорская семья лишена даже права без согласия парламента получать какое-либо имущество (ст.8).

Престол наследуется по салической системе: трон передается старшему сыну, а женщины ни при каких обстоятельствах не могут наследовать престол. За соблюдением порядка наследования наблюдает Совет императорского двора, в состав которого входят два члена императорской фамилии, а также ряд высших должностных лиц по должности. При канцелярии премьер-министра создано Управление императорского двора, которое занимается обеспечением нужд императорской фамилии и деятельности императора. На нужды императорской фамилии выделяются денежные средства из бюджета [23, c.26].

Вторая особенность Конституции Японии обусловлена временем ее принятия - после поражения в войне, что и определило заметные миролюбивые ноты. В Преамбуле Конституции указано, что народ Японии желает вечного мира, "полагается на справедливость и честь миролюбивых народов мира", "хочет занять почетное место в международном сообществе", "убежден, что ни одно государство не должно руководствоваться только своими интересами".

В главе II провозглашен отказ от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы, от права на ведение государством войны. Более того, закреплен отказ от создания армии. Вместо нее тем не менее в Японии были созданы "силы самообороны" по существу мало чем от армии отличающиеся. Конституция Японии также закрепляет запрет военным быть премьер-министром или другими государственными министрами (часть вторая ст.66) [23, c.29].

История права Японии знает только два конституционных акта. Долгое время, вплоть до второй половины XIX века, Япония находилась в добровольной изоляции, не поддерживая практически никакой связи с внешним миром. Только в 1858 году после падения сегунатаЭдо японские порты открылись для иностранных судов. С этого времени начинается период интенсивной интернационализации, в том числе и в сфере японского права. Растет интерес к идеям французских просветителей. НакаэтиЁмин - "восточный Руссо" - переводит на японский язык "Теорию общественного договора". В стране становятся все более значительными демократические настроения. Становится очевидной необходимость принятия основного закона государства [15, c.39].

В результате реставрации Мэйдзи 11 февраля 22 года эпохи Мэйдзи (1889 г.) вступает в силу Конституция Великой Японской Империи, так называемая Конституция Мэйдзи. Образцом для нее стала монархическая прусская Конституция 1850 года, что послужило основой для дальнейшего распространения германского влияния на правовую систему Японии. Согласно Конституции особа Императора объявлялась священной и неприкосновенной (ст.3), Император обладал всей полнотой верховной власти (ст.4), императорские указы имели высшую юридическую силу. Он имел право объявлять войну и являлся верховным главнокомандующим [9, c.23].

По Конституции Император выступал гарантом конституционных прав "всем добропорядочным гражданам японской Монархии". Но таких гарантированных прав было немного. К ним относились: право свободного выбора места жительства, профессии, неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода вероисповедания, свобода слова, печати, собраний и право на справедливый суд. Конституция 1889 года прокламировала принцип разделения властей. Высшей фигурой в государстве был Император, законодательной властью при нем обладал Парламент, административной - Кабинет, судебные полномочия осуществляли суды.

Поражение Японии во второй мировой войне и ее оккупация войсками США были основной причиной, определившей коренную ломку устаревших конституционных и административных норм. Основой послевоенной перестройки общества стала совместная Декларация, подписанная главами США, Англии, Китая и Советского Союза в июле 1945 г. в Потсдаме.

В Потсдамской декларации в качестве целей оккупации Японии провозглашались: демилитаризация страны, демобилизация японских вооруженных сил, наказание всех военных преступников. В ней указывалось, что: "Должны быть устранены любые препятствия на пути возрождения и усиления демократических тенденций в японском народе. Должно быть установлено уважение к свободам слова, вероисповедания и идей, а также к основным правам человека".

В октябре 1945 г. премьер-министр Японии КидзюроСидэха-ра сформировал специальную комиссию по изучению вопросов конституционной реформы, поставив перед ее участниками непосильную задачу - примирить заложенные в Конституции Японской Империи прусские великодержавные принципы с насущными требованиями демократизации государства [15, c.41].

В феврале 1946 г. японское правительство опубликовало конституционный проект, вносящий незначительные изменения в Конституцию 1889 года. Но поскольку этот консервативный проект не прошел бы рассмотрения Дальневосточной комиссией, наделенной полномочиями по контролю за конституционной реформой в Японии и за соответствием рассматриваемых законопроектов духу Потсдамской декларации, то он был сразу отклонен. А уже в марте правительство представило на рассмотрение в Парламент проект генерала Дугласа Макартура, разработанный в штабе американских оккупационных войск. Новая Конституция была принята Парламентом в октябре 1946 г., промулъгирована Императором и опубликована 3 ноября 1946 г. Через шесть месяцев - 3 мая 1941 г. - она вступила в силу.

Структурно Конституция Японии состоит из 11 глав и 103 статей, которые последовательно регулируют: статус императора; отказ от войны; права и обязанности народа; деятельность Парламента, Кабинета и судебной власти; государственные финансы; местное самоуправление; процедуру изменения Конституции. Новая Конституция отличается от Конституции Мэйдзи по многим важным аспектам.

Основными являются [4, c.31]:

особа Императора более не признается священной и существует лишь в качестве символа государства и единства нации, а единственным носителем государственного суверенитета становится народ (ст.1);

принцип разделения властей осуществляется на более демократической основе. Император не обладает исполнительной властью. Он имеет право выполнять лишь те государственные функции, которые оговорены в Конституции. Например, он лишь формально утверждает назначение премьер-министра и главного судьи Верховного суда. Само назначение премьер-министра осуществляется Парламентом, а главного судьи - Кабинетом министров. По совету и с одобрения Кабинета министров Император провозглашает от имени народа законы и договоры, созывает сессии Парламента, присуждает награды (гл.1);

круг основных прав и свобод человека значительно расширен (гл.3);

Япония "отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров" (ст.9); ликвидация всех аристократических институтов (ст.14). Бывшая Палата пэров заменяется Палатой советников, члены которой избираются как представители всего народа; местное самоуправление осуществляется в широких масштабах (ст.92-95) [6, c.108].

К особенностям Конституции 1947 года относится наиболее четкое закрепление трех принципов: принципа народного суверенитета, принципа соблюдения основных прав и свобод граждан и принципа пацифизма.

Принцип народного суверенитета как основы государственной власти в японском конституционном праве появляется впервые и закрепляется в преамбуле и в ст.1 Конституции. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом является Парламент (ст.41).

Конституция содержит широкий перечень личных, политических и социально-экономических прав и свобод граждан.

Особое значение имеет 9-я статья Конституции, в которой содержится положение об отказе от войны и создания регулярных вооруженных сил. Включение в Конституцию данной статьи имело целью предотвратить возрождение японского милитаризма.9-я статья Конституции является, пожалуй, самой проблемной.

С одной стороны, она служит объектом неутихающей критики реакционных сил, с другой - выступает препятствием для осуществления Японией своих международных обязательств, таких, как участие Японии как члена ООН в комплектовании международных вооруженных сил, что пока компенсируется невооруженным участием в миротворческих миссиях (Камбоджа, Мозамбик, Руанда) и в спасательных операциях при стихийных бедствиях [4, c.38] .

На сегодняшний день функцию вооруженных сил выполняют японские силы самообороны, созданные в июле 1950 года в качестве "резервного полицейского корпуса" после начала войны на Корейском полуострове. Это мощная, хорошо обученная и прекрасно экипированная армия численностью 130 тысяч человек, по расходам на которую страна занимает седьмое место в мире, хотя и осуществляется это всего в пределах 1% ВНП.

Контроль за соблюдением Конституции возложен на суды. Конституция не запрещает низшим судам осуществлять конституционный контроль, но устанавливает, что окончательное решение по подобным вопросам принимает только Верховный суд. Юридической основой для института конституционного контроля является норма ст.98, провозгласившая Конституцию верховным законом страны и указавшая, что никакие законы, указы и иные государственные акты, противоречащие основному закону в целом или частично, не имеют законной силы. Последствиями вынесенного Верховным судом решения является неприменение нормы, признанной неконституционной.

До сих пор Конституция 1947 г. ни разу не подвергалась пересмотрам, хотя вопрос об отмене или пересмотре отдельных ее статей стоял буквально с первых дней ее обнародования. Критика в основном касалась "импортного", навязанного стране характера Конституции. Наиболее острая борьба развертывалась вокруг отмены или изменения "мирной" 9-й статьи, в отношении которой применяется расширительное толкование Конституции.

Одна из причин конституционной стабильности Японии - "жесткий" порядок изменения основного закона, установленный ст.96. Для изменения Конституции, осуществляемого по инициативе Парламента, требуется согласие не менее двух третей общего числа членов обеих палат. Одобренные таким образом поправки затем представляются на специальный референдум либо на рассмотрение Парламента после его новых выборов (способ ратификации определяется решением Парламента). Существующий в Японии баланс политических сил не позволяет партиям, выступающим за изменение Конституции, достичь в Парламенте необходимого для этого кворума [9, c.58] .

Читайте также: