Кровавое крещение руси кратко

Обновлено: 04.07.2024

Сле­дует пом­нить еще и то, что хри­сти­ан­ство к 988 году уже не было чужим для Руси. Хри­стиан было немало в кня­же­ской дру­жине, среди купе­че­ства. На Руси дей­ство­вали хри­сти­ан­ские миссии, суще­ство­вали храмы. Несколько князей с конца VIII по X век при­ни­мали кре­ще­ние. Смена веры Вла­ди­ми­ром была в доста­точ­ной мере под­го­тов­лена и не стала шоком для его под­дан­ных. Жители рус­ских горо­дов не могли не заду­мы­ваться о рели­ги­оз­ных вопро­сах, не могли оста­ваться сле­пыми при­вер­жен­цами язы­че­ства, когда оно поте­ряло под­держку власти.

Миф 2: Русь была кре­щена Запад­ной, а не Восточ­ной Цер­ко­вью

Миф 3: При Кре­ще­нии Руси погибла высо­кая язы­че­ская куль­тура, исчезла дохри­сти­ан­ская пись­мен­ность

Миф 4: Хотя Русь и кре­стили, но язы­че­ство про­дол­жало гос­под­ство­вать

Миф 5: Князь Вла­ди­мир, кре­стив­ший Русь, был вели­ким рас­пут­ни­ком

Хри­сти­ан­ство учит, что воз­можно пока­я­ние в грехах и их про­ще­ние по мило­сти Божьей. Не всем это известно, веро­ятно, но сред­не­ве­ко­вым созда­те­лям лето­пи­сей и житий Вла­ди­мира известно было. Им, по всей види­мо­сти, трудно было пред­ста­вить, что жено­лю­бие князя в язы­че­ской его жизни, с кото­рым он боролся после при­ня­тия Христа, кото­рое ста­рался иску­пить пока­я­нием и мило­сер­дием к ближ­ним, станет для кого-то аргу­мен­том против его свя­то­сти. Хри­сти­ане счи­тают, что святы не без­греш­ные, а побе­див­шие грех. А о том, как Вла­ди­мир пре­одо­ле­вал себя бла­го­даря новой вере, пишут не только рус­ские лето­писцы, и преж­нее имело место — но и душев­ное изме­не­ние князя не явля­ется бла­го­че­сти­вым вымыс­лом.

Миф 6: Когда Русь кре­сти­лась, ее пра­ви­тель пере­стал каз­нить раз­бой­ни­ков, боясь греха. От этого уго­лов­щина рас­цвела по всей стране

Когда Русь кре­сти­лась, ее пра­ви­тель пере­стал каз­нить раз­бой­ни­ков, боясь греха. От этого уго­лов­щина рас­цвела по всей стране. Правда ли это?

Миф 7: Кре­ще­ние Руси навсе­гда поссо­рило ее с коче­выми наро­дами

Вла­ди­миру при­шлось отра­жать пече­неж­ские набеги сразу после захвата власти, еще в язы­че­скую пору. Это была самая затяж­ная война всего его прав­ле­ния. При­ня­тие хри­сти­ан­ства, напро­тив, при­несло здесь пере­дышку — в 1008 году при посред­ни­че­стве немец­кого хри­сти­ан­ского мис­си­о­нера Бруно Квер­фурт­ского с частью пече­не­гов был заклю­чен мир. Он дей­ство­вал до 1013 года, когда пече­не­гов навел на Русь состо­яв­ший с ними в союзе хри­сти­ан­ский же пра­ви­тель — поль­ский король Боле­слав… А вот с пле­ме­нами гузов или торков и Свя­то­слав, и Вла­ди­мир под­дер­жи­вали только союз — они жили дальше от границ Руси и имели с ней общих врагов.

^Кре­ще­ние Руси: источ­ники против интер­пре­та­ций

Вот рас­сказ о кре­ще­нии Нов­го­рода из Н1Лм:

В сле­ду­ю­щей по вре­мени после Началь­ной лето­писи – ПВЛ начала XII в., как уже было ска­зано, речь о кре­ще­нии Нов­го­рода не идет вообще. При­ме­ча­тельно, что отсут­ствуют и те данные из выше­при­ве­ден­ной статьи 6497 г., кото­рые не могли не при­сут­ство­вать в пер­во­на­чаль­ном рас­сказе о кре­ще­нии Руси – све­де­ния об учре­жде­нии иерар­хии во главе с мит­ро­по­ли­том. Это еще один аргу­мент в пользу того, что рас­сказ из Н1Лм при­над­ле­жит созда­телю Началь­ной лето­писи. В ПВЛ же по ука­зан­ным ранее при­чи­нам была выпу­щена вся данная лето­пис­ная статья.

В этом тексте име­ются две суще­ствен­ные вставки по срав­не­нию с преды­ду­щим рас­ска­зом. Во-первых, вве­дена извест­ная, но недо­сто­вер­ная легенда о кре­ще­нии Вла­ди­мира при пат­ри­архе Фотии (жившем в IX в. и при­част­ном к пер­вому кре­ще­нию Руси). В связи с Фотием назы­ва­ется первый мит­ро­по­лит Леон, ранее извест­ный в основ­ном по мит­ро­по­ли­чьим переч­ням. Вторая вставка отно­сится к рас­смат­ри­ва­е­мой нами теме. Лето­пи­сец ввел извест­ный ему фольк­лор­ный сюжет (довольно попу­ляр­ный среди нов­го­род­цев) о про­кля­тии Перуна, из-за кото­рого нача­лись вече­вые побо­ища на мосту через Волхов. Этот миф (сло­жив­шийся, как видим, уже в эпоху раз­дроб­лен­но­сти) ничего не добав­ляет к кар­тине кре­ще­ния – хотя, несо­мненно, сви­де­тель­ствует о страхе вче­раш­них языч­ни­ков перед своим поверг­ну­тым боже­ством.

При­ме­ча­ния:


16. Алек­сеев С. В. Источ­ники Иоаки­мов­ской летописи.// Исто­ри­че­ское обо­зре­ние. Вып. 3. М., 2002.

Кре­ще­ние Руси: Источ­ники против интер­пре­та­ций // Исто­ри­че­ское обо­зре­ние. Вып. 5. М.: ИПО, 2004. С. 20–33.

^Огнем и мечом? Миф неоязыч­ни­ков о кро­ва­вом кре­ще­нии Руси

Идео­логи неоязы­че­ства знают, что их целе­вая ауди­то­рия таких скуч­ных вопро­сов зада­вать не будет и довер­чиво про­гло­тит любую выдумку, и чем бре­до­вее выдумка, тем довер­чи­вее.

Тут воз­ни­кает три про­стых вопроса.

1. Хри­сти­ане гово­рят, что наши предки доб­ро­вольно при­няли новую веру, как сво­бод­ные люди, дове­рив­шись выбору князя, кото­рый согла­со­вал этот выбор со ста­рей­ши­нами. Неоязыч­ники гово­рят, что наши предки не хотели кре­ститься, но кучка хри­стиан по при­казу князя силой заста­вила их, а три чет­верти при этом попро­сту истре­била, несмотря на колос­саль­ное пре­вос­ход­ство наших пред­ков в чис­лен­но­сти. Ска­жите, какая из этих версий уни­жает память наших пред­ков? Какая пред­став­ляет их без­воль­ными заби­тыми сла­ба­ками, а какая – сво­бод­ными людьми?

2. Если хри­сти­ане были в состо­я­нии в столь корот­кое время побе­дить столь мно­го­кратно пре­вос­хо­дя­щие силы языч­ни­ков, то, значит, хри­сти­ан­ство делает чело­века просто супер­во­и­ном. Как же это соче­та­ется с уве­ре­ни­ями языч­ни­ков, что хри­сти­ан­ство – это рели­гия сла­ба­ков, а язы­че­ство нас якобы сде­лает силь­нее?

3. И, нако­нец, самый инте­рес­ный вопрос: а куда смот­рели в это время сла­вян­ские боги? Перун, Род, Сварог, Даж­дь­бог и прочие това­рищи – они почему не вме­ша­лись? Ведь, по уве­ре­ниям неоязыч­ни­ков, при кре­ще­нии Руси про­ис­хо­дила ката­строфа неве­ро­ят­ных мас­шта­бов: народ, кото­рый веками исправно чтил этих богов и при­но­сил им жертвы, вдруг на три чет­верти истреб­ляют, а остав­шу­юся чет­верть насильно пере­во­дят в другую веру. Уж когда бы этим сла­вян­ским богам вме­шаться и помочь, как не сейчас? Ведь речь идет обо всех их поклон­ни­ках! И даже более чем просто поклон­ни­ках. Неоязыч­ники уве­ряют, что для сла­вян­ских богов они не рабы, а дети. То есть пред­ставьте: на ваших глазах три чет­верти ваших детей уби­вают, а чет­верть застав­ляют от вас отре­каться. Вы бы не вме­ша­лись? Вы бы не сде­лали всё воз­мож­ное, чтобы оста­но­вить это, защи­тить своих детей? А почему сла­вян­ские боги не вме­ша­лись, не помогли? Что они делали, когда к ним взы­вали их уби­ва­е­мые дети? Где они были?

Напо­ми­наю: мы пове­рили мифам неоязыч­ни­ков о кро­ва­вом кре­ще­нии Руси и смот­рим, что из этого полу­ча­ется. Воз­можны вари­анты:

а) сла­вян­ские боги хотели помочь, но хри­сти­ан­ский Бог ока­зался силь­нее, и они ничего не смогли сде­лать;
б) сла­вян­ские боги были сильны и могли помочь, но им было напле­вать на своих детей и поклон­ни­ков, и они даже палец о палец не захо­тели уда­рить, чтобы спасти их;
в) сла­вян­ских богов просто не суще­ствует, поэтому, есте­ственно, нашим пред­кам некому было помочь.

Какой бы вари­ант мы ни выбрали, оста­ется непо­нят­ным, зачем нам сейчас воз­вра­щаться к этим богам? Исходя именно из неоязы­че­ских рас­ска­зов полу­ча­ется, что хри­сти­ан­ский Бог о Своих рабах забо­тится больше, чем сла­вян­ские боги – о своих детях.

Но ладно, поло­жим, им напле­вать на своих поклонников/детей. Но ведь хри­сти­ане уни­что­жали капища этих богов, пре­кра­щали совер­ша­е­мые им жертвы, свер­гали их идолов. Это уже, как ни крути, затра­ги­вает самих сла­вян­ских богов. Их не только лишили поклон­ни­ков, но еще и самих уни­зили по мак­си­муму. И что же эти боги даже тогда не вме­ша­лись?

И ведь это те самые сла­вян­ские боги, кото­рых нынеш­ние неоязыч­ники любят рисо­вать в виде могу­чих витя­зей в броне, про кото­рых гово­рят, что они, мол, не как Хри­стос, Кото­рый учил под­став­лять вторую щеку и не про­ти­вился, когда Его рас­пи­нали, эти боги учат, что надо посто­ять за себя и дать сдачи. Как же так полу­чи­лось, что вся эта свора супер­мощ­ных сла­вян­ских богов схло­по­тала по полной от после­до­ва­те­лей Того, Кто учил под­став­лять вторую щеку, и ничем не могла помочь ни себе, ни своим сто­рон­ни­кам?

Итак, еще раз. Если неоязыч­ники гово­рят правду про кро­ва­вое кре­ще­ние Руси, то у нас только три вари­анта, как объ­яс­нить без­дей­ствие сла­вян­ских богов: либо их попро­сту нет, либо они ничто перед хри­сти­ан­ским Богом, либо им напле­вать на своих после­до­ва­те­лей и одна­жды они уже очень жестко кинули наших пред­ков. Довольно странно после этого аги­ти­ро­вать за воз­врат к почи­та­нию таких богов.

Нена­висть к свя­тому рав­ноап­о­столь­ному князю Вла­ди­миру настолько ослеп­ляет неоязыч­ни­ков, что они при­пи­сы­вают ему грехи, кото­рые он физи­че­ски не мог выпол­нить (истреб­ле­ние 9 000 000 чело­век). Между тем всего за несколько деся­ти­ле­тий до кре­ще­ния Руси одно из сла­вян­ских племен убило князя Игоря только лишь за то, что он хотел уве­ли­чить налог. Через подо­слан­ных убийц уби­вали князей и после Вла­ди­мира. И нам пред­ла­гают пове­рить, что будто бы эти же люди так легко поз­во­лили насильно себя кре­стить, да еще и сопро­вож­дая это истреб­ле­нием трех чет­вер­тей насе­ле­ния? Да Вла­ди­мира убили бы еще на стадии под­го­товки, если только он не смог бы убе­дить людей доб­ро­вольно после­до­вать его выбору.

Но есть и более убе­ди­тель­ное сви­де­тель­ство против версии о сопро­тив­ле­нии наших пред­ков хри­сти­ан­ству, кото­рым якобы так дорого было язы­че­ство, что лишь угроза жизни выну­дила кре­ститься. Это можно было бы заяв­лять лет 60 назад, когда от домон­голь­ской Руси в рас­по­ря­же­нии науки было лишь три текста и все состав­лен­ные в офи­ци­аль­ных кругах, кото­рые легко обви­нить в пред­взя­то­сти. Но во второй поло­вине ХХ века про­изо­шло откры­тие бере­стя­ных грамот Древ­ней Руси. Больше всего их нашли в Нов­го­роде, но также и во многих других горо­дах. Из более чем тысячи грамот 450 напи­саны в домон­голь­ское время – начи­ная с первой поло­вины XI века (то есть при жизни оче­вид­цев кре­ще­ния Руси) и закан­чи­вая первой поло­ви­ной XIII века. Эти гра­моты, в отли­чие от лето­пи­сей, напи­саны самыми обыч­ными людьми, это их повсе­днев­ные заметки, быто­вая и личная пере­писка и т.п. Все эти записки, кото­рые ника­кая цен­зура не могла про­ве­рить и кото­рые по боль­шей части не пред­по­ла­га­лось долго хра­нить, отра­жают реаль­ное умо­на­стро­е­ние и жизнь наших дале­ких пред­ков. Они выло­жены в откры­тый доступ, любой жела­ю­щий может зайти на сайт и про­чи­тать их.

Еще в 866 году гре­че­ским пат­ри­ар­хом Фотием был послан к русам епи­скоп, кото­рый кре­стил князя Аскольда и часть народа – как мини­мум, часть дру­жины. Известно, что в первой поло­вине Х века в Киеве была цер­ковь про­рока Илии, о чем упо­ми­на­ется в греко-рус­ском дого­воре 944 года. В 957 году по соб­ствен­ной ини­ци­а­тиве кре­сти­лась кня­гиня Ольга, после чего содей­ство­вала рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ства на Руси: в горо­дах появ­ля­лись новые церкви, свя­щен­ники. Хотя миссия при­гла­шен­ного ею гер­ман­ского епи­скопа Адаль­берта ока­за­лась неудач­ной и Адаль­берт сбежал, но постро­ен­ная при нем в Киеве цер­ковь оста­лась. О рас­про­стра­не­нии хри­сти­ан­ства на Руси до Вла­ди­мира сви­де­тель­ствуют и другие архео­ло­ги­че­ские находки, в част­но­сти с сере­дины Х века в погре­бе­ниях знати встре­ча­ются натель­ные кресты.

Так что миф о насиль­ствен­ном кре­ще­нии Руси не только несо­сто­я­те­лен исто­ри­че­ски, но и уни­жает память наших пред­ков, пред­став­ляя их в виде без­молв­ного стада бара­нов, поз­во­ля­ю­щих делать с собой всё что угодно.

^5 Основ­ных анти­пра­во­слав­ных мифов о Кре­ще­нии Руси

Суще­ствует 5 основ­ных анти­пра­во­слав­ных мифов о Кре­ще­нии Руси, каждый из кото­рых рас­счи­тан на людей, для кото­рых миро­вой исто­рии вообще не суще­ствует и пре­зи­ра­ю­щих исто­ри­че­скую науку как тако­вую. Поэтому даже ком­мен­ти­ро­вать эти мифы – себя не ува­жать, но поскольку в эти празд­нич­ные дни они рас­про­стра­ня­ются со ско­ро­стью вируса, то имеет смысл кратко сфор­му­ли­ро­вать основ­ные контр­ар­гу­менты.

Миф 1 – при­ня­тие хри­сти­ан­ства “затор­мо­зило” раз­ви­тие Руси.

Исто­рия не знает ни одного язы­че­ского госу­дар­ства, кото­рое бы обо­гнало в раз­ви­тии евро­пей­скую циви­ли­за­цию, при­няв­шую хри­сти­ан­ство. О самой язы­че­ской Руси мы прак­ти­че­ски ничего не знаем именно потому, что у нее даже не было своей пись­мен­но­сти и камен­ной архи­тек­туры, а если она вдруг была, то совер­шенно непо­нятно – куда же все это делось и почему ника­кие источ­ники о них не сооб­щают. Приняв хри­сти­ан­ство от Восточ­ной Рим­ской импе­рии, вар­вар­ское Киев­ское кня­же­ство, часто живу­щее набе­гами на бога­тый Кон­стан­ти­но­поль, вос­при­няла сразу самую высо­кую куль­туру, кото­рая только была на тот момент в Европе – и пись­мен­ность, и хра­мо­вую камен­ную архи­тек­туру, и единое миро­воз­зре­ние, и пони­ма­ние своего места в миро­вой исто­рии. В про­тив­ном случае най­дите хотя бы одно куль­тур­ное дости­же­ние дохри­сти­ан­ской Руси, сопо­ста­ви­мое с дости­же­нием Руси хри­сти­ан­ской.

Миф 2 – лучше бы Русь при­няла более “про­грес­сив­ный” като­ли­цизм, чем более “арха­ич­ное” пра­во­сла­вие.

Во-1х, Киев­ское кня­же­ство при­няло хри­сти­ан­ство до рас­кола на пра­во­слав­ных и като­ли­ков, кото­рый про­изой­дет только через 66 лет – в 1054 году. Если же под “като­ли­циз­мом” пони­мать только власть Рим­ской Церкви, то Русь была слиш­ком далеко от ее кано­ни­че­ской тер­ри­то­рии и гео­гра­фи­че­ски отно­си­лась к ней при­мерно так, как Галлия к Визан­тии.

Во-2х, запад­ные страны X века по отно­ше­нию к Визан­тии были отста­лыми полу­вар­вар­скими обра­зо­ва­ни­ями и они оста­нутся такими еще очень долго, пока им не при­дется огра­бить Визан­тию после 4‑го Кре­сто­вого похода и пере­жить паде­ние самой Визан­тии в XV веке, испы­тав ее циви­ли­за­ци­он­ное вли­я­ние.

В‑3х, самое глав­ное то, что для рели­ги­оз­ных людей рели­гия не может быть более или менее “про­грес­сив­ной” – она может быть либо истин­ной, либо ложной. Пра­во­сла­вие лучше като­ли­цизма не потому, что оно чем-то успеш­нее и эффек­тив­нее, а тем, что оно – истинно.

Миф 3 – пра­во­слав­ные не знают о том, что нет такого цер­ков­ного празд­ника как Кре­ще­ние Руси,

потому что это лишь день памяти князя Вла­ди­мира.

Воцер­ко­в­лен­ные пра­во­слав­ные пре­красно знают, что 28 июля (по новому стилю) – это день памяти свя­того рав­ноап­о­столь­ного князя Вла­ди­мира и именно это собы­тие празд­ну­ется во всех храмах и упо­ми­на­ется в цер­ков­ных кален­да­рях, а поскольку именно князь Вла­ди­мир принял реше­ние обра­тить рус­ских в хри­сти­ан­ство, то этот день выбран в каче­стве дня Кре­ще­ния Руси. Отме­чая этот празд­ник, мы празд­нуем не дату – мы празд­нуем Собы­тие.

Миф 4 – нет такого хри­сти­ан­ского празд­ника как Кре­ще­ние Руси, потому что празд­но­вать его начали только в 1888 году.

Это излюб­лен­ная пре­тен­зия всех секу­лярно-либе­раль­ных кри­ти­ков, кото­рые, исходя из осо­бен­но­стей своего миро­воз­зре­ния, счи­тают, что если у какого-то собы­тия можно найти обу­слав­ли­ва­ю­щего его исто­ри­че­ские при­чины, то пафос его пере­жи­ва­ния несколько сни­жа­ется. Осо­бенно это каса­ется празд­ни­ков – если какой-то празд­ник не празд­но­вался от сотво­ре­ния мира, а его ввел какой-то пра­ви­тель по каким-то сию­ми­нут­ным поли­ти­че­ским моти­вам, то это уже не празд­ник. Так вот, в цер­ков­ной пра­во­слав­ной тра­ди­ции, дей­стви­тельно, не было обычая празд­но­вать юбилеи – этот обычай был в язы­че­ском Риме и воз­ро­дился в Новое время. В Россию этот обычай пришел вместе с пет­ров­ской вестер­ни­за­цией и к XIX веку ничего уди­ви­тель­ного в нем не было. В самом этом обычае ничего пло­хого нет, если он напол­нен хри­сти­ан­ским, а не язы­че­ским содер­жа­нием. Очень хорошо, что при Алек­сан­дре III в 1888 году празд­но­вали 900 лет Кре­ще­ния Руси и с тех пор это должно было стать доброй поли­ти­че­ской тра­ди­цией. Если какой-то празд­ник не празд­но­вался в еван­гель­ские вре­мена, то из этого совсем не сле­дует, что он не должен празд­но­ваться в XXI веке. Вполне воз­можно, что в цер­ков­ной исто­рии есть еще какие-то даты, кото­рые мы плохо помним и кото­рые нужно отме­чать на самом высо­ком уровне.

Миф 5 – Русь была обра­щена в хри­сти­ан­ство насильно, “огнем и мечем”.

Если бы такое мас­штаб­ное собы­тие как обра­ще­ние в хри­сти­ан­ство всего насе­ле­ния Киев­ской Руси про­хо­дило исклю­чи­тельно огнем и мечем, то об этом оста­лись бы какие-то све­де­ния, хотя бы в пись­мен­но­сти сосед­них наро­дов. Конечно, трудно себе пред­ста­вить, чтобы весь народ в общем радост­ном порыве сменил одну рели­гию на другую, но ника­ких све­де­ний о мас­со­вом гено­циде рус­ских языч­ни­ков у нас нет. Пока же этот миф про­еци­рует на Русь пове­де­ние “кре­сто­нос­цев” запад­ных госу­дарств в их коло­ниях по всему миру и, в лучшем случае, осно­ван на отдельно упо­ми­на­е­мых кон­флик­тах с язы­че­скими гуру, о чем подробно напи­сано здесь — “Наш ответ Род­но­веру”.

Давайте посмотрим, что же из себя на самом деле представляло римское язычество, эта, по христианской пропаганде, якобы, дикость и, якобы, мракобесие.

Языческий мир Греции и Рима передал миру огромные достижения и демонстрировал расцвет науки, техники, культуры, искусства, этики, эстетики, систем государственного и общественного устройства. На этом фундаменте построена вся современная европейская и североамериканская цивилизация.

Языческая Греция дала миру таких гениев и гигантов мысли как Евклид, Платон, Аристотель, Пифагор, Архимед, Сократ, Демокрит, Гераклит и т. д. И эти гении появились и творили за 3-5 столетий до рождества Христова и именно они, а не Христы — спасители создали фундамент всей современной науки и цивилизации.

А греческая и русская языческая религия и мифология. Насколько она красивей, логичней и естественней убогих и нелепых христианских мифов.
Языческий Рим передал миру латинский алфавит и латинский язык, который является базой большинства европейских языков, а язык - это самый мощный инструмент в познании мира.

Кстати есть современные исследования, показывающие процесс деградации современных европейских языков. Древним мощнейшим языком в восточных Арийских государствах являлся санскрит (язык брахманов). Позже появился русский язык с 33 буквами алфавита. Русский язык и санскрит — языки очень близкие. Даже современный русский имеет массу общих слов с санскритом. Позже на основе русского алфавита появился латинский алфавит с 26 буквами. А позже на базе латинского языка появились современные европейские языки, входящие в индоевропейскую группу.

Рим передал миру высокие образцы культуры и искусства, которыми люди восхищаются до сего дня. Передал миру римское право, основные варианты государственного и общественного устройства.

А перечислять достижения египетской, индийской, тибетской, иранской, древнекитайской и других дохристианских цивилизаций надо отдельно.
Социальная структура Римской империи состояла из: жрецов; патрициев; всадников; плебеев и рабов. Рабы боролись просто за свободу. Плебеи боролись за равные права с патрициями, но до христианства у них не было идейной основы. С чего это вдруг будут иметь равные права герои, мудрецы и низы общества, ничем не заслужившие признание. Христианство со своим единым богом и принципом равенства дало колоссальный идейный козырь плебеям и со временем плебеи добились победы, так как их было больше. Ну, дальше процесс известен.

Римские правители очень поздно увидели опасность в христианстве и это погубило великую империю.
Римская империя — это удивительное государственное творение, объединявшее сотни народов Европы, Азии и Африки в единый общественный организм. В великой Римской империи государственные интересы были выше племенных и религиозных. Каждый народ мог исповедовать любую религию и любой народ мог найти в Риме храмы своих Богов.

Римская империя рухнула не под напором внешних врагов, а сломалась изнутри. Ключевую роль в этом процессе сыграло христианство.
Христианство явилось тем заразным вирусом, который сыграл ключевую роль в духовном разложении, гибели и крушении великой Римской империи.
При воцарении христианства на место язычества в любой стране резко ухудшалось общее настроение в обществе. Вместо веселья и радости жизни христианство навязывало обществу скорбь и плач, мазохистские самокопания и выискивание несуществующих грехов, уныние и бесплодные поиски смысла жизни вне реальной жизни.
Христианство вызвало колоссальную деградацию человечества, ми с чем не сравнимую порчу человеческого материала и в духовной и физической сфере.

Заметим попутно, что в Америке и в Европе христианство давно носит явно декоративный характер в основном для толпы дураков. Реальным богом во всех христианских странах являются деньги. И главный еврейский лозунг — деньги не пахнут.

В 325 году н. Э. В Римской империи официально и фактически победило христианство. Христианство стало государственной религией и началось мракобесие.

Первое, что сделали христиане, придя к власти, так это спалили дотла Александрийскую библиотеку, предварительно вынеся из нее книги для посвященных.

Эта акция имела ключевое значение сокрытия знаний и замены всей системы знаний на новую ложную систему знаний.

Уже в 380 году христианство запрещает все остальные формы религиозности и становится единственной и обязательной религией.
В 389 году по прямому указанию патриарха александрийского Феофила был разрушен последний языческий храм Бога Сераписа — великолепный Серапеум.

На 3 Вселенском Соборе в 431 г. долго спорили — есть ли у женщины душа или нет. После жарких дискуссий перешли к голосованию и большинством всего в один голос признали, что женщина то же полноценный человек. Сейчас это может показаться смешным, однако смешного здесь мало. По христианству женщина — существо неполноценное и по поводу существования у нее души нигде явно не сказано. В процессе создания человека по христианскому мифу Бог вначале создал человека по образу и подобию своему, а потом, что бы ему не быть одному, его усыпил и из его ребра создал женщину (Бытие 2:21-22). Так что женщина происходит не от великого Бога, а всего лишь от мужского ребра, что гораздо прозаичнее и о ее душе явно ничего не говорится.

Во времена советского коммунизма было множество закрытых библиотек, спецфондов, спецхранов, в которых хранилась реальная историческая информация, недоступная широкой общественности. Доступ в эти спецфонды был очень сложен. Вы думаете, что это все коммунисты придумали? Нет, все давным-давно придумано, и придумано одной и той же шайкой. Коммунисты всего лишь использовали методы своих христианских предшественников.

В тайных архивах Ватикана хранится огромное множество запретных для широкой общественности книг, в том числе множество дошедших до нас Евангелий: от Петра, от Андрея, от Варфоломея, от Никодима, целых три от Марка, причем одно из них было создано для узкого круга посвященных, от Варнавы и т. д. Еще больше было просто уничтожено.

В то же время в канонических Евангелиях существуют такая дыра, наличие которой просто неприлично. Где был и чем занимался Иисус Христос с 13 до 30 лет? Самое время формирования личности и вдруг в канонических Евангелиях полное отсутствие информации. На самом деле существует так называемое Тибетское Евангелие, которое идеологи христианства так не любят. В нем описано чему учился и чем занимался Христос в Индии, Непале и Персии. В данной работе не будем тратить время на эти похождения.
Заметим другое. Если настанут такие времена, что все эти тайные архивы Ватикана откроются и станут достоянием общественности, то общественность испытает шок от знакомства с изнанкой истории. Одно из основных чувств, на которое опираются христианские демагоги - это страх. Страх культивируется и разжигается. На протяжении четырех столетий до и после рождества Христова было создано не менее пятнадцати (!) апокалипсисов, то — есть учений о конце света. После Христа целые стада пророков являлись в мир, обещая вот уже две тысячи лет (. ) скорое второе пришествие Христа, водворение Царствия Божия и как следствие конец этого мира и другие грандиозные явления. В средние века были периоды, когда в результате очередных предсказаний все народы Европы были деморализованы в ожидании конца света. Но ничего подобного не происходило, несмотря на бесконечные переносы дат и сроков.

В то же время жидократия хорошо использует смех. Среди российских сатириков нет неевреев, одни хазановы всех мастей. Их задача - выпускать пар ненависти народа к жидократии и переводить эту ненависть в смех. Внимание людей переключается и отвлекается от причин явлений и распыляется в виде эмоциональной разрядки.

Заметим, что Иисус и Христос — это не одно и тоже. В Евангелие от Луки однозначно сказано о настоящем имени Назаретянина. Его подлинное имя - еврейское имя Иисус, и все. Только Иисус. Христом Иисус, назвал себя сам в 30 лет, после возвращения из Индии и Тибета, Присвоив себе чужое духовное имя.

Вопрос о том, в какой степени церковные переписывания учений Христа исказили действительное учение Христа - это вопрос чисто академический и малосодержательный. Исторический Христос нас мало может интересовать, так как он ни на что и ни на кого не влияет. А вот канонический, книжный Иисус Христос задает христианскую религию.

Сегодня, после открытия многих архивов коммунистов, видно, что черновики Ленина часто правил Сталин своей рукой, искажая смысл того, что Ленин писал, причем, в отдельных фрагментах, искажая смысл на противоположный. Однако, если Вы посмотрите на то, в какой степени отличается правленый Ленин от подлинного, то, в целом это искажение не носит принципиального характера и сути учения Ленина практически не меняет. То есть, в Целом общий смысл один и тот же. Что правленый Ленин — это мерзость, что подлинный Ленин - это такая же мерзость. И разбираться в этой разнице не имеет смысла.

По поводу реальности распятия Иисуса Христа есть разные версии. Есть версии, что это была умышленная фальсификация, и распяли кого-то другого, есть версии, что Христа действительно распяли. Но для нас это не имеет особого значения. Даже если евреи и распяли Христа, то это отнюдь не говорит, о противоположности христианства и еврейства. Коммунисты тоже убили Троцкого, но это отнюдь не говорит, о противоположности коммунизма и троцкизма. Это всего лишь грызня между разными ядовитыми пауками в одной банке.

В 529 году христианский император Юстиниан закрыл афинскую Академию, основанную еще Платоном. Разум человеческий замутился и замолчал на века, в этот день окончательно наступило мрачное средневековье.
Ненависть христианства к науке не знала границ. Основные формы медицины считались дьявольщиной. Врачей, особенно тех, кто изучая анатомию человека занимался вскрытием трупов, мгновенно жгли на кострах.

Христиане — люди бесконечной лживости. Проповедуя на словах любовь к ближнему, любовь к врагам своим, развязали массу кровопролитнейших войн и крестовых походов.

Друзья мои! Вспомните времена советского коммунизма. Какова была массовая пропаганда? Как коммунизм преподносился? Как самая гуманная, самая человеколюбивая, самая прогрессивная идеология. Сопоставьте эту пропаганду с тем, что мы сегодня знаем о безграничных зверствах коммунизма. Вы думаете, с христианством дело обстоит по-другому? Нет, картина абсолютно та же. Коммунизм и христианство - это волки в овечьей шкуре.

За лживыми высокопарными словами о любви к ближнему скрывается реальный звериный оскал христианства.

Христианский идиотизм доходил до трудно осознаваемых форм. Древний римский горожанин трижды в день принимал водные процедуры, умащая тело благовониями. Бани и спортивные залы, где укреплялось тело человека, считались общеобязательными государственными учреждениями. Посмотрите на античные скульптуры. Сила жизни без труда читается в каждой линии.
А из-за христианства Европа не мылась более пятнадцати веков.
Иисусовцы считали бани и бассейны, где люди находятся полу или обнаженными, рассадниками языческого разврата.

Христианство вызвало колоссальную ни с чем не сравнимую порчу человеческого материала и в духовной и физической сфере.

Анализ фактической истории христианского мракобесия слишком велик и в тему данной работы не входит. Здесь делается упор на логическую сущность христианской идеологии.

После внедрения христианства в Римскую империю евреи устремились взять все под свой контроль, но убедились в том, что христианское оружие работает не абсолютным образом. Степень его эффективности была не столь сильна, как бы им хотелось, так как светская власть находилась еще в руках не евреев.

Евреи столкнулись с резким противодействием светских властей. Император Константин издал в отношении к евреям чрезвычайно жесткие законы с целью изолировать еврейское экономическое влияние. А Император Феодосии II в 439 г. лишил евреев всех гражданских прав, исключил их из государственной службы, куда они успели проникнуть в начале V века и запретил постройку новых синагог. Наконец, при иконоборческих императорах положение евреев настолько ухудшилось, что они были вынуждены бежать в чужие земли, заселенными турецкими и славянскими племенами. Христианство развивалось совершенно не однозначно. За счет национального элемента в христианстве происходил постоянный процесс облагораживания христианства. Этот процесс всегда пугал левитов и они постоянно стремились расколоть и стравить различные христианские конфессии. Тем не менее, руководство христианских конфессий иногда играло зловещую для евреев роль. В 12-14 веках арийцы настолько оседлали христианские церкви и в Европе и в России, что эти церкви из слуг левитов стали превращаться в их грозного врага.

К этому же времени, преодолев инспирированный левитами раскол в исламе на суннизм и шиизм, перестали жаловать евреев и мусульмане.
В эпоху Карла Великого евреи вели грандиозную торговлю на берегах Средиземного моря и бойко конкурировали с греками. Средиземное море — центр тогдашней культуры, промышленности и торговли им удалось постепенно прибрать под свой контроль.

Ренесанс, культурное возрождение городской жизни и образование цехов, приведшие Западную Европу в 14 веке к коммунальному движению были для евреев не выгодны. Они таили в себе зародыш страшной угрозы экономическому господству евреев. Вот почему уже в 12 веке, в самом начале развития городского элемента, у христиан с евреями стали возникать сильные столкновения в результате которых власть и влияние еврейства резко упали.

Новое средство обогащения евреи открыли в период начала крестовых походов. Этим средством явилась война. Евреи убедились, что финансирование войн дает ни с чем не сравнимый доход. Эпоха крестовых походов вызвала огромную нужду в деньгах и давала евреям возможность воспользоваться этим обстоятельством в целях собственной наживы. Отныне за спиной всех крупных войн стояла волосатая рука мирового еврейства.
Однако легкая нажива повлекла за собой расплату: начались страшные гонения на евреев и массовые их изгнания.

Первый взрыв народной ненависти к евреям обнаружился уже во время первого крестового похода в 1096 г. Десятки еврейских общин на Рейне были уничтожены, изгнаны и умерщвлены. Положение евреев во Франции ухудшилось особенно во времена Филиппа II Августа (1180-1223). Он заставил евреев возвратить стране то, что они с помощью жульничества нахапали.

В Англии покровительствовали евреям до конца 12 века. Затем начались сразу страшные гонения, которые постепенно усиливались при Ричарде. Преемники Ричарда окончательно решили еврейский вопрос. В 1290 г. евреи были полностью и окончательно изгнаны из Англии. Но национальное самолюбие евреев после этого позорного изгнания нисколько не пострадало: спустя 300 лет они снова в качестве непрошенных гостей переехали на Британские острова.

После поражения в Англии евреи сменили тактику. Главный упор они сделали на создание тайной сети заговорщиков по свержению всех европейских монархий, развязыванию мировой войны и установлению своей диктатуры по всей Европе. Во Франции в период правления Филиппа IV по прозвищу Красивый к 1306 г. был подготовлен мощнейший заговор. Основной ударной силой этого заговора были тамплиеры, имевших мощную организацию и создавших к тому времени свое государство в государстве.

Заговор удалось раскрыть по счастливой случайности в 1306 г. Филипп Красивый знал все опасности и последствия своей борьбы, прекрасно подготовился, добился согласия Папы Клемента V и в 1307 г. раздавил тамплиеров железной рукой. Удар Железного Короля был очень тяжел. Духовные наследники тамплиеров не могут забыть его Филиппу и поныне, продолжая выливать на него ушаты грязи в своих псевдоисторических исследованиях.

20 ноября 1314 г. Филипп Красивый умер от странной болезни, похоже его отравили, но слава о его мужественных деяниях переживет века. Филипп Красивый отодвинул первую мировую войну ровно на 6 веков. На 6 веков были сорваны планы установления мирового господства жидократией.
Очень важно отметить, что Филипп Красивый был внуком русской княжны Анны Ярославовны.

Хозяева жидомасонства учли ощибки 1307 г. и сделали серьезные выводы. Главный вывод: единоначалие гойских правителей должно быть ограничено широким советом или парламентом, куда легко провести своих людей. При наличии такой обузы на ногах, никакой король не сможет сделать того, что сделал Железный Король. Через 70 лет дело Филиппа Красивого продолжил великий русский полководец Александр Невский. Его государственная мудрость позволила ему своевременно распознать главную опасность, происходившую от рыцарей Тевтонского ордена. Этот орден возник в том же странном доме в Иерусалиме, что и орден тамплиеров и почти одновременно с ним.
Тактика и действия тевтонских псов-рыцарей аналогичны деяниям тамплиеров, были нацелены главным образом против Восточной Европы и особенно против Руси. И Русь первой ударила по отродью левитов, произведенному на свет на развалинах храма Соломона. Становой хребет Тевтонского ордена был сокрушен сначала на Чудском озере и окончательно сломлен объединенными силами славян, татар и литовцев в битве при Грюнвальде 15 июля 1410 г.

Вечная память и вечная слава Великому Герою России — Александру Невскому! Великий Дух Александра Невского всегда вместе с нами!
Не простым было положение евреев на немецких землях. Здесь замечается у евреев та же страсть к легкой наживе, жульничеству и обману. Гонения не замедлили вспыхнуть во всех владениях курфюрстов и особенно в Силезии в 1453 г.

Но все эти преследования евреев во Франции, Англии, Пруссии и Силезии бледнеют перед теми ударами, какие были в Испании в конце 14 века, когда было убито более 100 тысяч евреев. Этот народный акт заставил правительство полностью изгнать евреев с полуострова.

2 августа 1492 г. евреи, под угрозой физического уничтожения, были вынуждены покинуть Испанию. Но, как мы уже не раз замечали, и это изгнание было не навсегда. Со временем евреи опять спокойно вернулись в Испанию.

Во все времена все народы мира не понимали полностью сути евреев. Им всегда казалось, что то, что было раньше в истории уже ушло, жизнь изменилась и стала другой, все изменилось и евреи стали другими. Это мнение — глубокая ошибка. В этом мире в части сути людей мало что меняется. Все остается таким же, как было тысячи лет назад. И суть людей мало меняется и современные евреи полностью такие же, как и тысячи лет назад. Ничего по крупному не меняется, к сожалению. Бесконечные вариации на одни и те же темы.

Сионистские США во время второй мировой войны сбросили на Японию атомные бомбы и с помощью Сталина Японию разбили. Но христианство внедрить не сумели. Подавляющее большинство японцев отторгает эту религию разложения. Сегодня Япония самая быстроразвивающаяся держава мира.


Все мы знаем, что в 988 году князь Киевский приказал своему народу пройти обряд крещения в реке Днепр. Этим фактом народ Руси объявлялся христианским, но все же требовался некоторый период времени для осознания и принятия нововведения людьми.

Кровавое крещение Руси: мифы и факты

С появлением в обществе неоязычества, многие ее участники утверждали о том, что крещение было “кровавое”, а именно из-за этого не имеет права называться правдивым. Так давайте попробуем разобраться как же все таки проходило крещение Руси и рассмотрим факты, описанные летописцами.

Почему возникла потребность в крещении Руси?

Самой главной проблемой среди русских народов было то, что они не имели общего понятия о Боге и практически каждый поселок на Руси имел “собственное” божество. Не смотря на лояльное отношение язычников к другим божествам, было много разногласий между народами, возникающие из-за отсутствия единого верования.

Князь Владимир был человек очень умный, а также имел глубокие понятия о религиозности, поэтому понимал, что в прежней форме язычничество существовать не может. Именно после объединения русских племен Владимир осознал, что необходимо религиозное единство для дальнейшего развития государства.

Кровавое крещение Руси: мифы и факты

В 983 году князь решил реформировать многобожие, поставив перед людьми идолов, которые, к сожалению, не имели достаточного авторитета среди жителей. Из-за такого решения, язычничество Владимира принесло для людей много жертвоприношений, которые они делали для Богов. В особенности они “любили” приносить в жертву христиан, которые прославляли Господа.

Действительно, очень странное перевоплощение в душе князя, ведь в 983 году он делает жертвоприношения, а через 5 лет — принимает христианство и крестит Русь. Возможно он смог осознать бездуховность язычничества, которое подвергает людей на насилие и плохие поступки.

Почему крещение было добровольным?

Дело в том, что князь предполагал, что могут быть некоторые сопротивления со стороны язычников, которые не смогут принять верование. Внутренне князь Владимир смог осознать всю высоту духовной ценности, ведь язычничество не позволяло этого сделать. Жизнь на Руси была достаточно разгульной и неправомерной. Именно эта свобода могла стать главным препятствием принятия людьми новой веры, в которой есть Божьи законы и наставления.

Кровавое крещение Руси: мифы и факты

Приняв веру самостоятельно, а также окрестив всех бояр, он отправил гонцов по всем городам и уголкам, которые доносили до людей следующее: кто из людей не придет на реку — тот станет мне врагом. Люди приняли эти слова с радостью и самостоятельно отправились на реку в назначенный день, ведь из-за уважения к правителю люди говорили, что “князь не может принять то, что не принесет хорошего для всех”.

Люди действительно добровольно приняли веру, ведь князь тоже уже признавал насильницкие методы правления. Все пришли к Днепру и перекрестившись слушали молитвы о том, чтобы их принял Господь и позволил познать веру.

Действительным фактом остается то, что князь Владимир отдавал приказы собирать детей для того, чтобы они познали “знания книжные”. Матери горько плакали об этом, ведь считали, что их дети недостаточно познали веру. Это позволило “вырастить” много священников и церковных служителей, которые в дальнейшем служили в ново возведенных храмах.

Трудности возникшие во время крещения

Существовали территории на севере, которые не желали тяготеть к Киеву, а также там жили финны поддерживающие язычничество. Это привело к некоторым трудностям, которые возникли во время объединения государства единой верой.

Кровавое крещение Руси: мифы и факты

По всем уделам князь киевский поставил своих сыновей, которые занимались полным принятием веры всеми людьми. Особые проблемы были в Ростове и Мурманске, в которых люди не поддавались насаживанию нового верования. Были ли кровавые расправы над ними? Нет. Проблемными городами занялся сам князь, который строил много церквей и создал поручителей, собирающие людей на крещение.

Также главной проблемой было крещение Новгорода, в котором действительно есть свидетельства об противостояниях. Но все же все столкновения имели решения в пользу князя.

Главным было покорить большие города и их управителей, ведь по законам пригороды всегда подчинялись старейшинам. Соглашались старейшины — было легче проводить процесс принятие новой религии.

Люди достаточно спокойно реагировали на новую веру. Да, они приняли христианство физически, но еще длительно не осознавали всей духовности этой веры. Жители городов не стали выбрасывать реквизиты языческого верования и появилось своеобразное “двоеверие”.

Возникает много дискуссий по поводу “кровавости” крещение Киевской Руси, но все источники с летописей свидетельствуют о том, что основная масса людей своевольно приняла верование. А как вы считаете, было ли правильно объединить народы единой верой?

Крещение Руси

Рядом авторов термин понимается также и как процесс распространения христианства на Руси в XI—XII веках. При широком понимании термина главными этапами крещения Руси можно считать:

1) т.н. первое (Фотиевое или Аскольдовое) крещение в 860-е гг., которое принято связывать с именами киевских князей Аскольда и Дира; оно со­про­во­ж­да­лось соз­да­ни­ем на Ру­си епи­ско­пии (или ар­хи­епи­ско­пии), впо­след­ст­вии по­гиб­шей;

2) личное крещение киевской княгини Ольги в Константинополе в 946 г. или 957 г.;

3) крещение Руси Владимиром;

4) ак­тив­ное цер­ков­ное строи­тель­ст­во и ме­ры по ор­га­ни­зационному оформ­ле­нию Церк­ви, рас­ши­ре­нию епар­хи­аль­ной и при­ход­ской струк­тур, пред­при­ни­мав­шие­ся при ки­ев­ском кн. Яро­сла­ве Вла­ди­ми­ро­ви­че Му­дром и при его пре­ем­ни­ках.

Предпосылки и причины

По со­во­куп­но­сти дан­ных ис­то­рических ис­точ­ни­ков крещение Руси пред­ста­ет как це­ле­на­прав­лен­ный вы­бор кн. Вла­ди­ми­ра, обу­слов­лен­ный его лич­ны­ми ре­лигиозными исканиями и комп­лек­сом внут­ри- и внеш­не­по­ли­ти­че­ских при­чин (не­удов­ле­тво­рён­ность язы­че­ски­ми куль­та­ми в ка­че­ст­ве на­цио­наль­но-кон­со­ли­ди­рую­ще­го фак­то­ра, не­об­хо­ди­мость всту­п­ле­ния Древнерусского государства в чис­ло мировых дер­жав и др.).

Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано не только с этим, но и с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.

Крещение Владимира и дружины

Крещение русских городов и учреждение церковной организации на Руси

За кре­ще­ни­ем кня­зя и его дру­жи­ны по­сле­до­ва­ло ор­га­ни­зо­ван­ное государственной вла­стью мас­со­вое кре­ще­ние жи­те­лей круп­ней­ших го­ро­дов, пре­ж­де все­го Кие­ва и Нов­го­ро­да. На пер­вые го­ды по­сле кре­ще­ния (не позд­нее 997 г.) при­хо­дит­ся уч­ре­ж­де­ние в Древнерусском государстве ми­тро­по­лии с цен­тром в Кие­ве, под­чи­нён­ной Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту. Од­но­вре­мен­но с мит­ро­по­ли­ей в ней бы­ло уч­ре­ж­де­но не ме­нее трех епар­хий: в Нов­го­ро­де, в Бел­го­ро­де Ки­ев­ском, а так­же, ве­ро­ят­но, в По­лоц­ке и/или Чер­ни­го­ве. Пер­вы­ми епи­ско­па­ми бы­ли гре­ки. В со­от­вет­ст­вии с цер­ков­ной тра­ди­ци­ей (за­кре­пив­шей­ся не ра­нее XVI в.) пер­вым ми­тро­по­ли­том Ки­ев­ским при­ня­то счи­тать свт. Ми­хаи­ла, од­на­ко, ви­зантийские ис­точ­ни­ки да­ют ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пер­вым ми­тро­по­ли­том был Фео­фи­лакт, пе­ре­ве­дён­ный на Русь из Се­ва­стий­ской ми­тро­по­лии (се­ве­ро-вос­ток Ма­лой Азии).

Христианство в XI-XII вв.

Ос­нов­ные на­прав­ле­ния хри­стиа­ни­за­ции го­су­дар­ст­ва и об­ще­ст­ва, обо­зна­чив­шие­ся в хо­де крещения Руси, бы­ли про­дол­же­ны в XI-XII вв. Епар­хи­аль­ная струк­ту­ра сде­ла­лась бо­лее дроб­ной, чис­ло епар­хий воз­рос­ло до двенадцати. О раз­ви­тии в этот пе­ри­од при­ход­ской сис­те­мы труд­но су­дить из-за от­сут­ст­вия дан­ных; ве­ро­ят­но, оно сле­до­ва­ло за раз­ви­ти­ем государственно-административной. струк­ту­ры, т. к. при­ход­ской храм на­хо­дил­ся обыч­но в административном цен­тре (по­гос­те). Со­вер­шен­ст­во­ва­лось цер­ков­но-государственное взаи­мо­дей­ст­вие в об­лас­ти су­да. Воз­рас­тав­шие по­треб­но­сти в бо­го­слу­жеб­ных кни­гах обес­пе­чи­ва­лись скрип­то­рия­ми, дей­ст­во­вав­ши­ми при круп­ных мо­на­сты­рях и, ве­ро­ят­но, при епи­скоп­ских ка­фед­рах. Всё это име­ло след­ст­ви­ем и бо­лее ак­тив­ную хри­стиа­ни­за­цию сель­ско­го на­се­ле­ния. По­след­ние све­де­ния о язы­че­ских вы­сту­п­ле­ни­ях в круп­ных го­ро­дах (Нов­го­род, Рос­тов, Яро­славль) от­но­сят­ся к 1070-м гг. С это­го вре­ме­ни язы­че­ст­во как об­щественный фак­тор бо­лее не про­сле­жи­ва­ет­ся.

Значение крещения Руси

Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.

Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.

Литература

Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII вв. СПб., 1913.

Рапов О.М. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. М., 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь IX—XIII веков. Народные движения. Княжеская и вечевая власть. М., 2012.

Ща­пов Я. Н. Го­су­дар­ст­во и цер­ковь Древ­ней Ру­си X–XIII вв. М., 1989.

Татьяна Черникова. Расцвет Древнерусского государства при Владимире I и Ярославе Мудром в конце Х – середине XI вв. Русь при Ярославичах и Владимире Мономахе (середина XI- начало XII вв.)

Читайте также: