Политический раскол советского общества кратко

Обновлено: 08.07.2024

В рядах КПСС постепенно шла консолидации сил, оппозиционных курсу перестройки. Партийные функционеры привыкли к безграничной власти, многочисленный слой номенклатуры был не удовлетворен воцарившимся в обществе идейным многообразием, свободой деятельности СМИ. Демократизм стиля управления М.С. Горбачева побуждал партийных функционеров воспринимать его как слабого лидера. Недовольство курсом Горбачева постепенно возрастало. Весомым аргументом оппозиции, выступавшей под лозунгом защиты социалистических ценностей, было ухудшение экономического положения в стране, падение уровня жизни населения.

Оппозиционные перестройке силы имели большую поддержку в высших структурах партии, в созданной в 1990 г. Компартии РСФСР, в государственном аппарате, армии, органах государственной безопасности.

Радикально-демократическая пресса также все жестче критиковала курс М.С. Горбачева. Отмечались его непоследовательность в проведении рыночных реформ, нежелание идти на разрыв с консервативными фракциями КПСС, готовность уступать их давлению. Стремление М.С. Горбачева осуществить перемены в рамках конституционного, правового поля, предотвратить открытый раскол общества привело к тому, что кумиром большинства населения стал Борис Николаевич Ельцин. Благодаря конфликтам с руководством партии он приобрел образ наиболее последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества. Поддержав идеи перестройки, гласности и демократизации, Б.Н. Ельцин принялся осуществлять их на практике. Борьба с коррупцией и привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили ему симпатии среди общественности и демократически настроенной интеллигенции, но не у консервативно мыслящей партийной номенклатуры. В 1987 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку с занимаемых им постов, обвинил руководство КПСС в фактическом саботаже перестройки. В ответ развернулась кампания травли Ельцина в контролируемых КПСС газетах. Она, однако, лишь способствовала росту его авторитета.

Развитие кризиса в СССР

К наиболее тяжелым последствиям для СССР привело обострение межнациональных конфликтов. В 1986 г. на улицах Якутска и Алма-Аты произошли серьезные столкновения между русской молодежью и молодыми людьми титульной национальности (коренным населением), в которых участвовали тысячи человек. В 1987 г. обострились противоречия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха (ИКАО) автономной области на территории Азербайджана, большинство населении которой составляли армяне. Руководство области потребовало воссоединения с Арменией, что вызвало возмущение в Азербайджане. В республиках начались националистические митинги, переросшие в погромы. Азербайджанцы бежали из Армении, армяне — из Азербайджана, общее число беженцев превысило300тыс. человек. В 1988 г. на территории Нагорного Карабаха вспыхнули вооруженные столкновения.

(Кликнув на картинку, можно подробнее узнать о проблеме Нагорного Карабаха)

Сложились очаги напряженности в Узбекистане, Южной Осетии, Грузии, о выходе из состава которой заявила Абхазия. Началось вытеснение некоренного, особенно русского, населения из национальных республик, что вело к обострению положения на их территории. Так, в ответ на рост национализма в Молдавии Приднестровье, где преобладало русское население, провозгласило свое отделение от республики и присоединение к РСФСР.

Союзный центр власти недооценил степень серьезности возникших проблем, считая их результатом деятельности немногочисленных групп экстремистов. Попытки решать разгоравшиеся конфликты за счет уступок, диалога, компромиссов, угроз, ограниченных силовых действий, выдвижения идей об обновлении Союза запаздывали или отвергались местными лидерами. В апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. — в Баку, в январе 1991 г. — в Вильнюсе и Риге дело дошло до вооруженных столкновений между воинскими частями Союза ССР и сторонниками независимости, пролилась кровь.

В марте 1990 г. декларации о суверенитете приняли Верховные Советы Грузии и Эстонии, в мае — Латвии. 12 июня 1990 г. Верховный Совет РСФСР также заявил о государственном суверенитете Российской Федерации. Этому примеру последовали Узбекистан, Молдавия, Украина, Туркмения, Армения. Казахстан, Таджикистан и Белоруссия.

Подобный шаг еще не означал выхода всех этих республик из состава СССР. Речь шла о своеобразном вотуме недоверия союзным властям, стремлении расширить полномочия республик за счет союзного центра. При этом руководство России настоятельно требовало ускорения темпов перестройки, прежде всего — в экономической сфере.

Начались переговоры об обновлении Союза. Проведенный в марте 1991 г. референдум показал, что граждане СССР выступают за его сохранение в обновленном виде. В апреле 1991 г. 9 из 15 входивших ранее в состав СССР союзных республик — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан. Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия пришли к соглашению о заключении нового союзного договора.

Августовский путч 1991 г.

Подписание нового союзного договора намечались на 20 августа 1991 г. Однако попытка государственного переворота в Москве сделала это невозможным. Многие руководители КПСС и союзных структур власти давно уже не скрывали своего убеждения, что процесс перестройки заводит общество в тупик. Летом 1991 г. в контролируемых ими СМИ они открыли кампанию дискредитации проводившейся внутренней и внешней политики. 19 августа 1991 г. был создан новый орган власти Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Вице-премьер Г. И. Янаев, премьер-министр B.C. Павлов, председатель КГБ Н.А. Крючков, министр обороны Д.Т. Язов и министр внутренних дел Б. К. Нуго объявили, что М.С. Горбачев по состоянию здоровья временно отстраняется от власти. Его задержали на правительственной даче в Форосе (Крым). В Москву вводились войска. Запрещалась деятельность оппозиционных партий и многих средств массовой информации. Члены ГКЧП решили силовыми мерами воспрепятствовать распаду Союза и советской государственности.

В провале августовского путча 1991 г. решающую роль сыграли демократические силы и Президент России Б.Н. Ельцин. В день переворота он подписал указ, по которому действия ГКЧП провозглашались антиконституционными и квалифицировались как государственный переворот. Все распоряжения ГКЧП объявлялись незаконными, а действия выполняющих их лиц подпадали под статьи Уголовного кодекса РСФСР.

Политику ГКЧП общество не поддержало. На защиту правительства и парламента России, не признавших власть путчистов, поднялись тысячи москвичей, окруживших их резиденцию, здание Белого дома, живым кольцом. Выжидательную позицию заняли союзные республики. ГКЧП не решился пойти на штурм здания российского правительства и развязывание гражданской войны в стране, тем более что в армии, структурах КГБ и МВД также возникли колебания.

Определенную роль в провале путча сыграла жесткая позиция Запада. Администрация Дж. Буша осудила действия путчистов. 22 августа 1991 г. члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. М.С. Горбачев получил возможность вернуться в Москву.

После путча доверие к союзному центру власти на местах было подорвано окончательно. Уже не только союзные республики, но и автономии в составе РСФСР объявляли себя суверенными. В период с 21 августа по 1 сентября 1991 г. Латвия, Эстония, Украина, Молдавия, Азербайджан, Узбекистан и Киргизия заявили о провозглашении независимости. (Литва и Грузия сделали это раньше.)

Президент СССР и съезд народных депутатов СССР фактически утратили властные полномочия. 24 августа 1991 г. М.С. Горбачев заявил о сложении с себя функции Генерального секретаря ЦК КПСС и роспуске партии. Единственный шанс сохранения Союза виделся Президенту СССР в скорейшем заключении нового союзного договора. При этом он был готов идти на весьма существенные уступки — признать независимость Латвии, Литвы и Эстонии. Новый Союз определялся как конфедерация, т.е. Союз суверенных государств (ССГ) с сохранением системы центральной президентской власти.

Правительство России участвовало в переговорах о создании ССГ. Однако против проекта М.С. Горбачева резко выступила Украина. 1 декабря 1991 г. в этой республике состоялся референдум, в ходе которого 90,32% избирателей проголосовали за создание независимого государства. Выбранный Президентом Украины Л.М. Кравчук 5 декабря 1991 г. заявил о выходе республики из союзного договора 1922 г. Начался процесс стихийного распада СССР.

В то же время большинство лидеров бывших союзных республик были готовы вести переговоры с Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным и сотрудничать с Россией. Националисты видели в демократических силах России, лидером которых выступал Ельцин, партнеров по борьбе с союзным центром, пытавшимся сохранить свою власть.

8 декабря 1991 г. руководители России, Украины и Белоруссии, встретившиеся в Беловежской пуще (Белоруссия), заявили, что республики выходят из союзного договора 1922 г. и создают Содружество Независимых Государств (СНГ).

Соответствующие документы Беловежского соглашения были подписаны Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным. Президентом УССР Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С. Шушкевичем.

21 декабря 1991 г. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. Молдавия, РСФСР, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Украина подписали Декларацию об образовании СНГ. 25 декабря 1991 г. М.С. Горбачев, Президент уже несуществующего государства, подал в отставку. На следующий день Верховный Совет СССР признал факт роспуска СССР и заявил о прекращении своих полномочий.

Переосмысление прошлого. Созданная в 1987 Комиссия реабилитации жертв политических репрессий во главе с Яковлевым реабилитировала большевистских вождей Каменева, Зиновьева, Бухарина и др. Публиковались секретные архивные материалы, издавались запретные произведения литературы (Гранин, Рыбаков, Дудинцев, Замятин, Платонов, Бердяев, Троцкий). Развернулись дискуссии в СМИ и особенно на ТВ. Проявилось истинное лицо Ленина как шпиона и палача.

Публикация секретного протокола о разделе сфер влияния в 1939 между СССР и Германией, по которому вошли в состав СССР страны Прибалтики и Молдавия, вызвала создание объединений граждан - Народных фронтов, выступавших за независимость.

Наступает разочарование в социализме по-советски и безверие в правильность действий КПСС, зависть к западному образу жизни.

Политический раскол советского общества. На партийной конференции в 1988 Горбачев призвал к разделению властей, уменьшению роли КПСС, что вызвало озлобление партаппаратчиков, лишившихся влияния на экономику. Начался массовый выход из КПСС.

В 1989 состоялись первые свободные выборы депутатов, на которых 30 секретарей обкомов потерпели неудачу. На 1 съезде депутатов Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, а на 3-м съезде в 1990 – Президентом. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции о руководящей роли КПСС в обществе, что открыло путь к многопартийности.

Нападкам подвергался Горбачев и со стороны радикальных демократов, требовавших решительных шагов в экономике и политике. Они сделали ставку на авантюриста Ельцина, популистскими заявлениями вызвавшего симпатию у населения. Руководя Москвой, он пошел на открытый конфликт с центром, а в 1987 перешел в оппозицию, добился избрания Председателем Верховного Совета РФ, в 1990 вышел из КПСС, в 1991 избран Президентом РФ.

НОВОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Поиск новых решений. Новый министр ин. дел Шеварднадзе отправил в отставку большинство руководителей МИД. Груз переговоров взял на себя Горбачев. Недовольство многих вызвало присутствие на них жены Горбачева Раисы Максимовны, что было привычно для западных стран.

Суть нового политического мышления: сокращение вооружений, главенство общечеловеческих ценностей, решение глобальных проблем современности, гарантия безопасности всех стран.

Дискуссии об итогах политики нового мышления. Улучшились отношения СССР с ранее враждебными странами, упрочилась безопасность страны, уменьшились расходы на оборону. СССР избавился от бремени помощи зависимым странам.

Критики же Горбачева обвиняют его за односторонние уступки.

РАЗВАЛ СССР

Кризис в межнациональных отношениях. В условиях свободы и гласности внутренние конфликты выплеснулись наружу. Вспомнились сталинские депортации народов, репрессии, перекройка границ, русификация. Желание жить по-своему, со своей религией, традициями и языком вели к отдалению от центра. Рухнул союзный бюджет.

Кризис союза республик. В 1987 армянское население Нагорного Карабаха в Азербайджане потребовало присоединения к Армении. Начались погромы, появились беженцы с той и другой стороны.

В 1988 прибалты взяли курс на выход из СССР. В Узбекистане, Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье тоже возникла напряженность. В Тбилиси, Баку, Вильнюсе и Риге пролилась кровь демонстрантов.

В 1990 сначала Грузия и Эстония, затем Латвия, 12 июня – РСФСР (сейчас это День независимости России), далее другие республики провозгласили суверенитет, что еще не означало выхода из СССР. Референдум 1991 показал желание народа жить в обновленном СССР.

Попытка переворота в СССР. 20 августа 1991 Горбачев планировал подписать новый союзный договор, но противники перестройки в руководстве страны 19 августа1991 в отсутствие Горбачева в Крыму подняли путч, создав новый орган власти - Государственный комитет по чрезвычайному положению – ГКЧП. Вице-президент Янаев, премьер-министр Павлов, министр внутренних дел Пуго, председатель КГБ Крючков, министр обороны Язов объявили, что Горбачев по состоянию здоровья отстраняется от власти. В Москву ввели войска. Москвичи встали на защиту Белого дома – парламента. Президент России Ельцин подписал указ о незаконности ГКЧП. На штурм здания правительства путчисты не решились пойти, и 22 августа были арестованы. Горбачев вернулся в Москву.

Развал СССР. Указ Ельцина приостановил деятельность компартии. Доверие к Центру в республиках было подорвано. Те начали провозглашать независимость. В августе Горбачев сложил с себя полномочия Генсека и распустил партию. Пытался сохранить союз уже в виде конфедерации – Союз суверенных государств (CCГ). Но Украина выступила против и вышла из состава СССР.

8 декабря 1991 руководители России Ельцин, Украины Кравчук и Белоруссии Шушкевич тайно в Беловежской пуще в охотничьем домике заявили о развале СССР и создании эфемерного Содружества Независимых Государств (СНГ), в который вошли 11 республик. 25 декабря Горбачев подал в отставку. Верховный Совет СССР признал факт развала СССР.

РОССИЯ ПОСЛЕ ГОРБАЧЕВА

Попытки коррекции курса реформ. Недовольство реформами заставило Ельцина заменить Гайдара Черномырдиным. Безработица достигла 7 млн. человек. По коррупции Россия вышла на первое место в мире. Зарплата бюджетникам и пенсии задерживались месяцами. Почти половина населения жила в бедности. Ничтожно мало средств выделялось на образование, науку, медицину, культуру.

Политический кризис 1993 г. Оппозиция требовала импичмента (отстранения от власти) Ельцина. Верховный Совет во главе с Хасбулатовым не одобрял законы, предлагаемые Правительством, ограничил власть президента. Тогда Ельцин обратился к избирателям с вопросом, кому больше доверяют: ему или депутатам. Избиратели предпочли Ельцина, но проголосовали против досрочных выборов депутатов и президента.

Расстрел Белого дома. Итоги референдума подвигли Ельцина к решительным действиям. В проекте новой конституции расширялись полномочия президента. Это вызвало недовольство депутатов, непринятие ельцинских законов. Тогда Ельцин подписал неправомерный указ о роспуске Верховного Совета и выборах нового парламента с одновременным референдумом по новой конституции.

Депутаты расценили этот указ как гос. переворот и отправили Ельцина в отставку, возложив обязанности его на вице-президента Руцкого. Двухнедельное противостояние приняло вооруженный характер. Сторонники Руцкого захватили мэрию и пытались взять Останкинский телецентр. 4 октября 1993 по приказу Ельцина после танкового обстрела здание Белого дома было захвачено (погибли 145 человек), руководители его обороны арестованы.

После этого Ельцин распустил все Советы, передав власть главам местных администраций. Советская власть перестала существовать.

Новая Конституция. Была принята 12 декабря 1993 г. Значительно расширились полномочия президента.

Важнейшим элементом политики перестройки стала гласность. Она означала открытость и доступность информации для всех граждан, возможность свободного обсуждения назревших вопросов.

Изначально сторонники перестройки предполагали, что гласность должна стать средством укрепления социализма и искоренения негативных явлений в обществе. Имелось в виду, что средства массовой информации (СМИ) будут более подробно освещать деятельность властей, их меры по преодолению проблем и трудностей.

1. Расширение гласности

Первые шаги гласности давались с большим трудом. Критические выступления, так или иначе затрагивавшие интересы партийно-государственной элиты, вызывали её недовольство. Гласность, особенно в местной (областной, районной, городской) печати, ограничивалась привычкой редакторов и журналистов к самоцензуре, давлением партийных руководителей на СМИ.

Руководители и работники СМИ постепенно стали привыкать к атмосфере гласности, шаг за шагом расширяли зону критики. Она приобретала всё более острый характер.

В 1988 г. Главлит — ведомство, осуществлявшее цензурный надзор за соблюдением государственной тайны, — был освобождён от выполнения идеологического контроля над печатной продукцией. Его функции свелись к предотвращению разглашения сведений, способных нанести ущерб интересам обороноспособности страны.

Свобода печати и отмена цензуры привели к тому, что постепенно СМИ стали превращаться в фактор формирования общественного мнения и давления на власть.

Если ранее все официальные СМИ отражали лишь одну, утверждённую сверху позицию, то в условиях гласности среди них наметилась довольно чёткая политическая дифференциация. Она предшествовала и содействовала развитию политического плюрализма, то есть отражала многообразие интересов, существовавших в обществе.

Непривычные для общественности дискуссии в ранее монолитных СМИ, полемика между ними, критика в адрес инициаторов перестройки вызывали живейший интерес людей, способствовали политической социализации граждан, формировали предпосылки для утверждения многопартийности.

2. Переосмысление прошлого и ориентиры на будущее

Призывы М.С. Горбачёва к перестройке на базе социалистических ценностей предполагали, что необходимо дать чёткий ответ на вопрос о том, что под ними понимается. Началось новое осмысление причин и последствий культа личности Сталина, массовых репрессий и возникновения централизованной системы управления обществом.

  • введение элементов соревновательности в политическую систему и утверждение многопартийности;
  • правовое закрепление гражданских прав и свобод;
  • утверждение гарантий защиты независимости СМИ;
  • признание эффективности рыночной экономики как наиболее действенного инструмента обеспечения баланса между спросом и предложением, создание стимулов к модернизации производства.

3. Политический раскол советского общества

Руководство КПСС стремилось учитывать духовные перемены в обществе, обновляя концепцию и практику политики перестройки. Власти не противодействовали начавшемуся весной 1988 г. процессу возникновения политических организаций, независимых от КПСС.

На XIX Всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. М.С. Горбачёв призвал общество к созданию правового государства, основанного на разделении властей. Он выступил за освобождение руководящих структур КПСС от административно-хозяйственных функций, с тем чтобы эти функции перешли к государству и предприятиям. Предложенные Горбачёвым меры ослабили позиции партийной бюрократии, лишившейся влияния на экономические процессы. Многие партийные чиновники стали переходить на службу в государственные структуры. В 1989-1990 гг. КПСС потеряла около четверти своих членов, пополнивших ряды демократических движений и организаций.

В 1989 г. на новой основе (альтернативность кандидатов, избрание трети депутатов от общественных организаций) состоялись выборы народных депутатов СССР. Они продемонстрировали изменение настроений в обществе: около 30 секретарей обкомов и горкомов, бывших кандидатами от КПСС, потерпели на выборах неудачу. В Москве 89% избирателей проголосовали за кандидата демократических сил Б.Н. Ельцина.

М.С. Горбачёв предпринял меры по укреплению своего влияния. На I съезде народных депутатов (май — июнь 1989 г.) он, сохраняя пост Генерального секретаря ЦК КПСС, был избран Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г. на III съезде народных депутатов занял учреждённый съездом пост Президента СССР. Тогда же была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая руководящую роль КПСС в обществе. Тем самым упрочились правовые основы существования в стране многопартийной системы. XXVIII съезд партии летом 1990 г. одобрил новую Программу партии. Её целью провозглашалось строительство демократического социализма.

В то же время в рядах КПСС постепенно шла консолидация сил, оппозиционных курсу перестройки. Многочисленный слой номенклатуры был не удовлетворён воцарившимся в обществе идейным многообразием, свободой деятельности СМИ. Недовольство курсом Горбачёва постепенно возрастало. Демократизм его стиля управления воспринимался как проявление слабости.

Оппозиционные перестройке силы имели большую поддержку в высших структурах партии, в созданной в 1990 г. Компартии РСФСР, в государственном аппарате, армии, органах государственной безопасности.

Популярность М.С. Горбачёва падала, и постепенно кумиром большинства населения стал Б.Н. Ельцин. Благодаря конфликтам с руководством КПСС он приобрёл репутацию наиболее последовательного и решительного сторонника демократической трансформации общества.

Поддержав идеи перестройки, гласности и демократизации, Б.Н. Ельцин принялся осуществлять их на практике. Борьба с коррупцией и привилегиями партийно-государственной элиты, кадровые чистки в структурах власти на уровне районов обеспечили ему симпатии среди общественности и демократически настроенной интеллигенции.

В 1987 г. Б.Н. Ельцин подал в отставку с занимаемых им постов, обвинил руководство КПСС в саботаже перестройки. В ответ развернулась кампания травли Ельцина в контролируемых КПСС СМИ. Но это лишь способствовало росту его авторитета.

С большим перевесом Б.Н. Ельцину удалось добиться избрания в Верховный Совет Российской Федерации и стать его Председателем. В 1990 г. он заявил о своём выходе из рядов КПСС. В июне 1991 г. на демократических выборах Б.Н. Ельцин был избран Президентом Российской Федерации.


Распад Советского Союза можно считать крупнейшей геополитической катастрофой XX века. Впервые с карты мира в столько короткий срок исчезло государство, которое было самым крупным по площади и являлось несколько десятилетий одним из полюсов биполярного мира. Причины развала СССР до пор являются предметом дискуссий, но основные вполне очевидны.

Экономические причины

Уязвимой стороной экономики СССР к началу 1980-ых была зависимость от цен на нефть. К 1986 году на мировом рынке происходил обвал цен на сырье и страна потеряла часть поступлений валюты в бюджет, а она была необходима для оплаты импорта в условиях монополии внешней торговли.

СССР

Рис. 1. СССР.

Помимо этого, проблемой страны было устройство ее экономики. В народном хозяйстве наблюдались диспропорции, экстенсивность, мелочное планирование. Например, в Кутаиси существовал автомобильный завод, который выпускал грузовики ужасного качества. С точки зрения рыночной экономики, такое производство неэффективное, а в СССР грузовых машин в частном пользовании не имелось, а государственный сектор особого выбора не имел. Аналогично автозаводы ЗАЗ и ИЖ в 1980-ые выпускали морально устаревшие автомобили. Качество продукции для внутреннего рынка часто было хуже, чем для внешнего.

Экономические меры второй половины 1980-ых только ухудшили ситуацию в экономике:

  • Антиалкогольная кампания привела к снижению доходов бюджета и к росту самогоноварения и дефициту сахара.
  • Экономическая реформа 1987 года привела к появлению частного сектора, к перекачиванию в него государственных средств, к расстройству снабжения.
  • В стране наблюдался избыток денег на руках у населения. Человек мог иметь вклад в банке, но купить на него что-нибудь значительное было трудно.

К экономическим причинам распада СССР также следует отнести высокие военные расходы и помощь ряду стран Азии и Африки в строительстве социализма.

В целом, сложно сказать какие экономические причины были важнее – падение цен на нефть или устройство самой экономики страны. Скорее всего, вторые, так как нефтедобывающие страны вроде Алжира, Малайзии и Ирана 1980-1990-ые пережили вполне спокойно.

Распад СССР

Рис. 2. Распад СССР.

Социально-политические причины

СССР имел проблемы не только в экономике. К началу 1980-ых годов в стране наблюдалась геронтократия. В руководство было много стариков и страна по сути противопоставляла Рейгану и Тэтчер больных “кремлевских старцев” Брежнева, Андропова и Черненко. Это в целом влияло на кадровую политику.

Идеология к 1980-ым не пользовалась широкой поддержкой в массах. Сторонники советской власти в 1989-1991 в целом были более пассивны, чем ее противники. Курс на демократизацию в годы Перестройки привел к тому, что к началу 1991 года систему стали называть “Совком” даже эстрадные певцы вроде Игоря Талькова, а ведь до конца 1980-ых в отношении любого творчества существовала жесткая цензура.

В правящей партии КПСС произошел раскол. Борис Ельцин постепенно набирал популярность, а Горбачев ее терял. В мае 1990 Ельцин был избран председателем Верховного Совета РСФСР, а спустя год, 12 июня 1991 – президентом.

В президентских выборах 1991 года принимал участие Владимир Жириновский. С тех пор он является участником всех избирательных кампаний, кроме 2003 года. Шесть раз он был кандидатом в президенты, что является специфическим рекордом.

Кратко по пунктам причины распада СССР выглядят следующим образом:

Экономические

Общественно-политические

Кризис плановой экономики

Старение руководства страны

Падение цен на нефть

Непопулярность идеологии в обществе

Последствия антиалкогольной кампании

Национальный сепаратизм в республиках

Экономическая реформа 1987 года и рост частного сектора

Начало политической борьбы внутри КПСС


Рис. 3. 12 июня 1991.

Что мы узнали?

Причины распада СССР следует искать во всех сферах жизни общества – экономической политической, социальной. В огромном государстве накопился к 1991 груз проблем, они и привели его к краху.

Михаил Горбачев 25 декабря 1991 года объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. На следующий день союзный парламент принял декларацию, в которой констатировалось, что СССР прекращает существование как государство и субъект международного права

Президент РСФСР Борис Ельцин и президент СССР Михаил Горбачев Анатолий Морковкин/ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 1991 года, 30 лет назад, Михаил Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. На следующий день союзный парламент принял декларацию, в которой констатировалось, что СССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование.

ТАСС подготовил материал о событиях, которые привели к ликвидации Советского Союза.

Предпосылки распада СССР

Образованный в 1922 году Союз Советских Социалистических Республик создавался руководством партии большевиков как база "будущей мировой революции". Для привлечения в его состав как можно большего числа социалистических республик в советских конституциях за каждой из них было закреплено право свободного выхода из Советского Союза. В частности, в последнем основном законе страны - конституции 1977 года - эта норма содержалась в статье 72. Начиная с 1956 года в состав советского государства входили 15 союзных республик.

С правовой точки зрения СССР был асимметричной федерацией (его субъекты имели различный статус) с элементами конфедерации. При этом союзные республики находились в неравноправном положении. В частности, у РСФСР не было собственной компартии, академии наук, республика являлась для остальных членов Союза основным донором финансовых, материальных и кадровых ресурсов.

Единство советской государственной системы обеспечивалось Коммунистической партией Советского Союза (КПСС). Она была построена по жесткому иерархическому принципу и дублировала все государственные органы Союза. В статье 6 Конституции СССР 1977 года за компартией был закреплен статус "руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы, государственных и общественных организаций".

"Парад суверенитетов"

В стране началось движение за независимость республик, в ходе которого их власти провозглашали верховенство республиканских законов над союзными. Этот процесс получил название "парад суверенитетов". 16 ноября 1988 года Верховный Совет (ВС) Эстонской ССР принял декларацию о государственном суверенитете республики и внес изменения в республиканскую конституцию, которые позволяли приостанавливать действие союзных законов на территории Эстонии. 26 мая и 28 июля 1989 года аналогичные акты были приняты Литовской и Латвийской ССР. 11 и 30 марта 1990 года в Литве и Эстонии и 4 мая того же года в Латвии были подписаны законы о восстановлении независимых государств. Среди других республик первым суверенитет провозгласил Азербайджан (23 сентября 1989 года). В течение 1990 года подобные акты были приняты во всех союзных республиках.

Декларация о государственном суверенитете РСФСР была принята 12 июня 1990 года I съездом народных депутатов республики. Во второй половине 1990 года руководство РСФСР во главе с председателем Верховного Совета Борисом Ельциным значительно расширило полномочия российского правительства, министерств и ведомств. Собственностью республики были объявлены находящиеся на ее территории предприятия, отделения союзных банков и др. 24 декабря 1990 года ВС РСФСР принял закон, согласно которому действие союзных актов на территории республики могло быть приостановлено, если они нарушают суверенитет РСФСР. Предусматривалось также, что все решения органов власти СССР вступают в силу в российской республике только после их ратификации местным Верховным Советом.

17 марта 1991 года в РСФСР было проведено голосование по вопросу учреждения поста президента республики (за - 69,85%). 12 июня 1991 года им был избран Борис Ельцин.

Попытки заключения нового Союзного договора

С целью остановить дезинтеграцию президент СССР Михаил Горбачев на последнем XXVIII съезде КПСС 2-13 июля 1990 года предложил заключить новый Союзный договор, который предусматривал сохранение СССР как федерации равноправных суверенных республик. За союзными органами власти сохранялся узкий объем полномочий: организация обороны и обеспечение государственной безопасности, выработка и осуществление внешней политики, разработка стратегии экономического развития и т. д. Эта инициатива была поддержана 3 декабря 1990 года ВС СССР и 24 декабря того же года IV съездом народных депутатов СССР. На съезде также было принято решение о проведении всесоюзного референдума о сохранении СССР "как обновленной федерации равноправных суверенных республик". Референдум состоялся 17 марта 1991 года. В нем приняли участие 80% граждан, имевших на это право. За сохранение Союза высказались 76,4% избирателей, против - 21,7%. Армения, Грузия, Молдавия, Литва, Латвия и Эстония отказались от проведения плебисцита на своей территории.

По итогам референдума весной - летом 1991 года был разработан проект договора, предусматривающий образование Союза Советских Суверенных Республик в форме федерации с расширенными правами ее членов. Документ предполагал создание де-факто конфедеративного государства, в котором большинство полномочий передавалось республикам. Сфера ведения Союза практически полностью совпадала со сферой совместного ведения центра и республик, контроль за налоговыми поступлениями в центр осуществлялся республиками, не упоминался общесоюзный Госбанк, не были прописаны сроки принятия новой конституции и др. ВС СССР 12 июля одобрил подписание документа, однако оговорил ряд принципиальных поправок в его текст. В частности, речь шла о сохранении единой банковской системы СССР, а также оставлении в компетенции союзных властей независимых от республик каналов налоговых поступлений (в итоге они не были включены в текст договора). Работа над документом получила название "новоогаревский процесс" по месту проведения переговоров (резиденция президента СССР Ново-Огарево). Участие в них не принимали республики Прибалтики, а также Армения, Грузия и Молдавия.

Подписание Союзного договора было запланировано на сентябрь - октябрь 1991 года, однако затем перенесено Михаилом Горбачевым на 20 августа 1991 года. Президент СССР опасался, что депутаты проголосуют против документа. В итоге заключение нового Союзного договора не состоялось из-за попытки государственного переворота, организованной 19-21 августа рядом представителей высшего советского и партийного руководства, образовавших Госкомитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП). С целью не допустить подписания договора, который, по мнению членов ГКЧП, привел бы к распаду СССР, они отстранили от власти Михаила Горбачева и ввели в стране чрезвычайное положение. Попытка путча потерпела неудачу, однако усилила кризис в СССР. 24 августа Михаил Горбачев сложил полномочия генсека партии, 29 августа Верховный Совет СССР приостановил деятельность КПСС на всей территории страны. Позднее, 6 ноября, Борис Ельцин подписал указ о прекращении деятельности КПСС и КП РСФСР и роспуске их организационных структур.

Августовские события 1991 года усилили центробежные тенденции. Участники новоогаревских переговоров стали отказываться от ранее достигнутых договоренностей. 24 августа депутатами Верховного Совета Украины был принят Акт провозглашения независимости, согласно которому "создание самостоятельного украинского государства" было вызвано "смертельной опасностью, которая нависла над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР". 30 августа о независимости объявил Азербайджан, 31-го - Узбекистан и Киргизия.

14 ноября Михаил Горбачев и главы РСФСР, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркмении и Узбекистана приняли решение заключить 9 декабря новый договор о создании Союза Суверенных Государств в форме "конфедерации демократических государств" со столицей в Минске. Однако к этому времени большинство союзных республик уже провозгласили свой суверенитет. До конца года к ним присоединились остальные республики. Последним стал Казахстан, Верховный Совет которого 16 декабря 1991 года принял конституционный закон о государственной независимости.

Кроме того, 1 декабря на Украине прошел референдум о независимости и состоялись первые президентские выборы, победу на которых одержал председатель Верховного Совета республики Леонид Кравчук. Украинские власти объявили, что не намерены вступать в политические союзы, что поставило под угрозу подписание нового Союзного договора.

Демонтаж государственных структур СССР

24 августа 1991 года Совет министров РСФСР объявил, что в связи с поддержкой членов союзного правительства действий ГКЧП возлагает на себя руководство министерствами и ведомствами СССР, а также всеми подведомственными им организациями, расположенными на территории России. В тот же день Михаил Горбачев поставил перед Верховным Советом СССР вопрос о доверии кабинету министров. 28 августа ВС принял отставку союзного правительства и возложил функции исполнительного органа власти на созданный по инициативе Горбачева Комитет по оперативному управлению народным хозяйством.

2-5 сентября в Москве прошел V съезд народных депутатов СССР. В последний день его работы был принят закон "Об органах государственной власти и управлении СССР в переходный период", в соответствии с которым съезд самораспустился, вся полнота государственной власти перешла Верховному Совету СССР. Для "согласованного решения вопросов внутренней и внешней политики" был учрежден Государственный совет СССР в качестве временного органа высшего союзного управления. В него вошли президент Советского Союза и главы РСФСР, Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении, Армении, Таджикистана, Азербайджана. На заседаниях Госсовета продолжалось обсуждение нового Союзного договора. 6 сентября, в противоречии с действовавшей Конституцией СССР, Госсовет признал независимость прибалтийских республик.

Эквивалентом союзного кабмина стал Межреспубликанский экономический комитет (МЭК) СССР, который возглавил бывший председатель российского правительства Иван Силаев. МЭК был образован на паритетных началах союзными республиками для координации управления народным хозяйством и согласованного проведения экономических реформ и социальной политики (в ноябре того же года стал исполнительным органом Экономического сообщества).

18 октября Михаил Горбачев и руководители восьми союзных республик (без Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана) подписали Договор об Экономическом сообществе суверенных государств. Документ признавал, что "независимые государства" являются "бывшими субъектами СССР", предполагал раздел общесоюзного золотого запаса, Алмазного и валютного фондов, сохранение рубля в качестве общей валюты, при возможности введения национальных валют, ликвидацию Центрального банка СССР и др.

22 октября вышло постановление Государственного совета СССР об упразднении союзного КГБ. На его базе было предписано создать Центральную службу разведки (ЦСР) СССР (внешняя разведка), Межреспубликанскую службу безопасности (внутренняя безопасность) и Комитет по охране государственной границы. КГБ союзных республик переводились "в исключительную юрисдикцию суверенных государств". Окончательно общесоюзная спецслужба была ликвидирована 3 декабря 1991 года.

14 ноября Госсовет принял постановление о ликвидации всех министерств и других центральных органов государственного управления СССР с 1 декабря 1991 года.

Создание СНГ

8 декабря 1991 года президент РСФСР Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и глава Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич в правительственной резиденции Вискули (Беловежская Пуща, Белоруссия) подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в преамбуле которого констатировалось, что СССР как "субъект международного права и геополитическая реальность" с этого момента прекращает свое существование. 10 декабря документ ратифицировали Верховные Советы Украины и Белоруссии, а также денонсировали Договор об образовании СССР, утвержденный I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года.

Президент СССР Михаил Горбачев 9 декабря выступил с заявлением, в котором назвал принятие Соглашения о создании СНГ "скоропалительным", поскольку "судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик". По мнению президента СССР, распустить Советский Союз имел право только Съезд народных депутатов. В свою очередь Комитет конституционного контроля СССР принял заявление о юридической необоснованности подписанного в Вискулях соглашения. 12 декабря Михаил Горбачев в ходе встречи с представителями прессы сказал, что уйдет в отставку только в том случае, "если поставят крест на Союзном договоре" (опубликовано в "Комсомольской правде" 13 декабря).

В тот же день 12 декабря Соглашение о создании СНГ ратифицировал Верховный Совет РСФСР (за - 188, против - шесть, воздержались семь, 45 депутатов не голосовали). Одновременно российские депутаты денонсировали Договор об образовании СССР (за - 161, против - трое, воздержались девять, 83 не голосовали).

21 декабря в Алма-Ате руководители 11 бывших союзных республик подписали декларацию о целях и принципах СНГ, в которой подтвердили беловежские договоренности и прекращение существования СССР (в 1993 году в СНГ вступила 12-я республика - Грузия, вышла из Содружества в 2009 году). Тем самым процесс образования Содружества Независимых Государств был завершен.

Ликвидация СССР

17 декабря здание Верховного Совета СССР перешло в ведение Верховного Совета РСФСР. 19 декабря была прекращена деятельность МИД СССР, 20 декабря упразднен Госбанк. 23 декабря на встрече Михаила Горбачева и Бориса Ельцина было согласовано решение о прекращении деятельности Межгосударственного экономического комитета СССР и других союзных структур с 30 декабря.

25 декабря Верховный Совет РСФСР принял закон о переименовании республики в Российскую Федерацию. В тот же день в 19:00 по московскому времени Михаил Горбачев выступил в прямом эфире Центрального телевидения и объявил о прекращении своей деятельности на посту президента СССР. После этого с флагштока Московского Кремля был спущен государственный флаг СССР и поднят государственный флаг Российской Федерации.

26 декабря Совет республик Верховного Совета СССР (палата образована вместо Совета национальностей ВС на основании закона "Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период") принял декларацию, в которой говорилось, что в связи с созданием Содружества Независимых Государств Союз ССР как государство и субъект международного права прекращает свое существование.

Читайте также: