Конституционный конвент это в истории кратко

Обновлено: 05.07.2024

Конститу́ция США (англ. United States Constitution) — основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью.

В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие суды) ветвями. Штатам США даются широкие права в области законодательства.

История создания и ратификации

В сентябре 1786 года представители пяти штатов (Нью-Джерси, Нью-Йорк, Пенсильвания, Делавэр, Виргиния) собрались в Аннаполисе для того, чтобы обсудить поправки к Статьям Конфедерации, касавшиеся отмены таможенных барьеров между штатами. Конференция оказалась недостаточно представительной (делегаты из ещё нескольких штатов не успели добраться в Аннаполис вовремя, часть штатов проигнорировали конференцию), поэтому делегаты обратились к Конгрессу Конфедерации с просьбой созвать в мае следующего (1787) года в Филадельфии конференцию, в которой участвовали бы представители всех штатов и которая имела бы достаточно полномочий для пересмотра Статей Конфедерации.

Конституционный конвент в Филадельфии

Основная статья: Филадельфийский конвент

Ратификация

17 сентября проект Конституции был готов, и возник вопрос о ратификации Конституции штатами. В своей заключительной речи Бенджамин Франклиннастаивал на том, чтобы Конституция вступала в силу только после ратификации всеми тринадцатью штатами. Статья 13 Конфедерации также предусматривала, что для изменения Статей требовались принятие соответствующего решения Конгрессом Конфедерации и последующая ратификация всеми штатами. Тем не менее, в статью VII Конституции было внесено положение о том, что Конституция вступает в силу после ратификации конвентами девяти штатов, но только для тех штатов, которые её ратифицировали. Эта норма фактически означала, что в случае отказа какого-либо штата ратифицировать Конституцию этот штат выходит из состава федерации.

Проект Конституции был направлен Конгрессу Конфедерации. Одновременно на сессию Конгресса вернулись делегаты Конвента Мэдисон, Руфус Кинг и Натаниэль Горэм, которые выступили в поддержку проекта. В результате Конгресс одобрил проект и передал его штатам для ратификации.

Первым Конституцию ратифицировал Делавэр (7 декабря 1787 г.), девятым штатом стал Нью-Гемпшир (21 июня 1788 г.). При этом в одних штатах ратификация проходила единогласно, в то время как в других шла упорная борьба вплоть до момента голосования в конвенте. В Нью-Йорке первоначально против ратификации выступали две трети конвента; Гамильтон лично сумел переубедить многих депутатов, и 27 июля 1788 года конвент Нью-Йорка ратифицировал Конституцию с преимуществом в три голоса и с рекомендацией принять Билль о правах. Аналогичная рекомендация была принята в Массачусетсе и некоторых других штатах. 13 сентября 1788 года Континентальный Конгресс принял резолюцию о введении Конституции в действие. 4 марта 1789 года (ещё до того, как Конституцию ратифицировали Северная Каролина и Род-Айленд) начали работу новые федеральные органы власти, созданные в соответствии с новой Конституцией.

Источники

Младший современник Гоббса Джон Локк является автором сразу нескольких идей, нашедших своё отражение в Конституции. Во-первых, Локк является создателем теории естественных прав, которые даны людям Богом, принадлежат всем людям с рождения и не могут быть ущемлены монархом. К естественным правам Локк относил права на жизнь, свободу, здоровье и собственность. Во-вторых, Локк развивал теорию общественного договора: по его мнению, люди, которые заключили договор и выбрали себе правительство, вправе свергнуть его, если правительство нарушило условия общественного договора и использует власть не в интересах народа.

Теория федерального устройства государства была известна и до создания Соединённых Штатов. В частности, Монтескьё считал федерализм с возможностью отделения одной из гарантий соблюдения прав граждан. Федерализм в США возник потому, что до возникновения Соединённых Штатов отдельные штаты существовали как колонии с собственными органами власти и осознанием своей самостоятельности. До начала работы над Конституцией проблематика федерализма была слабо изучена. Первым опытом закрепления федеративного устройства были Статьи Конфедерации, однако отсутствие у органов центральной власти многих важных полномочий снижало эффективность федерации. По этой причине в Конституции федерация претерпела серьёзные изменения. Основные идеи, обосновавшие новое федеративное устройство, были изложены Мэдисоном, Гамильтоном и Джеем в Федералисте в период борьбы за ратификацию Конституции между Федералистами и Антифедералистами. Основной задачей федералистов было передать в ведение центральной власти оборону, международную торговлю и некоторые другие вопросы и обеспечить применение изданных федерацией законов на всей территории страны. Возражая тем, кто опасался, что после принятия Конституции федерация подавит самоуправление в отдельных штатах, Мэдисон писал:

Деятельность федерального правительства будет наиболее обширной и важной в периоды войн и опасностей; деятельность правительств штатов — в периоды мира и безопасности.

Джеймс Мэдисон, Федералист № 78, 26 января 1788 года

Таким образом, подчёркивалось, что в компетенцию федеральных органов будут попадать вопросы общегосударственного значения, а внутренние дела штатов остаются в ведении штатов.

Джон Куинси Адамс называл в числе предшественников Конституции Мейфлауэрское соглашение 1620 года. Существует точка зрения, что определённое влияние на Конституцию оказал Великий закон мира — неписаный закон ирокезов, якобы дарованный им полулегендарным вождём Гайаватой, однако она не является общепризнанной.

Многие положения британских конституционных актов, таких как Хабеас корпус акт и Билль о правах, которые обеспечивали различные гарантии прав личности, были включены в Конституцию и в Билль о правах.

Структура Конституции

Конституция США состоит из преамбулы, семи статей и двадцати семи поправок (в том числе десять поправок, составляющие Билль о правах).

Преамбула

Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, обеспечения внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и принимаем эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

Таким образом, выделяется пять целей Конституции:

· Обеспечение лучшей кооперации между штатами

· Гарантия справедливости и общественного порядка

· Обеспечение защиты от внешних врагов

· Обеспечение процветания населения

· Защита свобод в настоящем и в будущем

Преамбула содержит исключительно важное положение о том, что Конституция принимается народом Соединённых Штатов в целом. В Конституции США отсутствует отдельная глава о правах и свободах граждан, которая есть в большинстве современных конституций (отчасти этот недостаток был устранён после принятия Билля о правах), поскольку создатели Конституции считали, что основные права указаны в преамбуле.

Законодательная власть

Статья I посвящена законодательной власти, которую олицетворяет Конгресс США, включающий в себя Палату представителей (нижнюю палату) и Сенат (верхнюю палату). В статье описаны процедура выборов в каждую из палат, требования к кандидатам, полномочия Конгресса и законодательный процесс. Статья гарантирует иммунитет сенаторов и представителей от преследования за мнения, высказанные в ходе дебатов, и заработную плату на весь срок мандата. В 1819 году верховный суд США под председательством Джона Маршалла рассмотрел дело Маккаллох против Мэриленда и постановил, что конгресс вправе принимать законы и по вопросам, которые прямо не отнесены к его ведению Статьёй I, если это необходимо для того, чтобы осуществлять указанные в Конституции полномочия. В 1913 году Семнадцатой поправкой в Статью I было внесено важное изменение, которое устанавливало прямые выборы сенаторов. До этого сенаторы избирались легислатурами штатов. Конституция закрепила основные процедуры работы парламента. Кворум установлен на уровне большинства от избранного числа членов палаты. При этом четко указано, что в отсутствие кворума палата может принимать решения лишь об объявлении перерыва или принятию мер по обеспечению кворума. Закреплено право одной пятой присутствующих членов палаты потребовать проведения любого голосования в поименном режиме, а также право каждой палаты самостоятельно принимать регламент своей работы. Интересной особенностью статьи 1 Конституции США стала процедура разрешения избирательных споров: любые споры о легитимности мандата депутата или сенатора решает та палата, членом которой он является.

Исполнительная власть

Статья II гласит, что исполнительная власть предоставляется президенту Соединенных Штатов.

В должность президента может быть выбран только тот, кто родился гражданином Соединенных штатов или кто был гражданином во время утверждения Конституции; не может быть избран на эту должность тот, кто не достиг тридцатипятилетнего возраста и не имел в течение четырнадцати лет постоянного жительства в Соединенных Штатах. В случае удаления президента от должности или в случае смерти, выхода в отставку или неспособности пользоваться правами и исполнять свои обязанности его заменяет вице-президент.

— из Конституции США 1787 г.

Судебная власть

Статья III описывает судебную систему США, которая состоит из Верховного суда и нижестоящих судов, которые должны быть учреждены конгрессом. Верховный суд является судом первой инстанции по очень небольшому перечню дел, все остальные дела могут рассматриваться верховным судом в порядке пересмотра. Судьи всех судов несменяемы. В этой же статье установлено обязательное рассмотрение всех уголовных дел судами присяжных и дано определение государственной измены.

Равенство штатов

Поправки к конституции

Основная статья: Список поправок к Конституции США

Статья V описывает процесс изменения конституции — принятия поправок. Поправки могут быть приняты конгрессом (двумя третями присутствующих членов каждой из палат) или Национальным конвентом — специальным органом, который созывается конгрессом по требованию не менее двух третей легислатур (парламентов) штатов. До настоящего момента поправки принимались только конгрессом; Национальный конвент ни разу не созывался, в связи с чем порядок избрания его членов и регламент работы остаётся неизвестным.

Для того чтобы принять поправку, которая уменьшает число сенаторов от данного штата по сравнению с другими штатами, в обязательном порядке требуется согласие заинтересованного штата.

Со­зван для вы­ра­бот­ки но­вой кон­сти­ту­ции по­сле свер­же­ния мо­нар­хии Бур­бо­нов.

По ини­циа­ти­ве мон­тань­я­ров Конвента вы­сту­пил в ро­ли выс­шей су­деб­ной ин­стан­ции на про­цес­се над сверг­ну­тым ко­ро­лём Лю­до­ви­ком XVI, ко­то­рый в январе 1793 года был при­го­во­рён Конвентом к смерт­ной каз­ни. Во вре­мя вос­ста­ния 31 мая - 2 июня 1793 года боль­шин­ст­во де­пу­та­тов Конвента под дав­ле­ни­ем па­риж­ско­го плеб­са про­го­ло­со­ва­ло за ли­ше­ние жи­рон­ди­стов де­пу­тат­ской не­при­кос­но­вен­но­сти и их арест, что по­зво­ли­ло мон­тань­я­рам за­нять до­ми­ни­рую­щую по­зи­цию в Конвенте (см. Яко­бин­ская дик­та­ту­ра).

24 июня 1793 года Конвент при­нял Кон­сти­ту­цию Французской рес­пуб­ли­ки (впо­след­ст­вии ут­вер­жде­на на ре­фе­рен­ду­ме), но её вве­де­ние в дей­ст­вие бы­ло от­ло­же­но до окон­ча­ния вой­ны. 10 октября 1793 года дек­ре­том об ус­та­нов­ле­нии ре­во­люционного по­рядка прав­ле­ния Конвент при­сво­ил се­бе дик­та­тор­ские пол­но­мо­чия и фак­ти­че­ски стал так­же выс­шим ор­га­ном ис­пол­нительной вла­сти, ко­то­рая осу­ще­ст­в­ля­лась че­рез Ко­ми­тет об­ще­ст­вен­но­го спа­се­ния, Ко­ми­тет об­ще­ст­вен­ной без­опас­но­сти и ко­мис­са­ров Конвента на мес­тах.

Конвент непосредственно ру­ко­водил также работой судебных органов. Ве­ду­щая роль в Конвента в этот пе­ри­од при­над­ле­жа­ла М. Ро­бес­пь­е­ру и груп­пе его бли­жай­ших спод­виж­ни­ков. По­сле их свер­же­ния в ре­зуль­та­те Тер­ми­до­ри­ан­ско­го пе­ре­во­ро­та в ию­ле 1794 года Конвент от­ка­зал­ся от ре­во­люционного по­ряд­ка прав­ле­ния и по­сте­пен­но де­мон­ти­ро­вал ин­сти­ту­ты яко­бин­ской дик­та­ту­ры. Вес­ной 1795 года Конвент при­ступил к раз­ра­бот­ке но­вой кон­сти­ту­ции (при­ня­та 22 августа 1795 года). По­сле её одоб­ре­ния на ре­фе­рен­ду­ме Конвент 25 октября 1795 года за­вер­шил свою ра­бо­ту.

Смотреть что такое КОНВЕНТ в других словарях:

КОНВЕНТ

(лат. conventus) — собрание; на римском юридическом языке так называлось время, которое магистрат назначал для судебного разбирательства, равно как и с. смотреть

КОНВЕНТ

КОНВЕНТ, -а,м. В нек-рых странах: название выборных органов с особымизаконодательными полномочиями. Национальный к. (во Франции в 1792-1795 гг.).

КОНВЕНТ

конвент м. Выборный орган с особыми законодательными полномочиями (в некоторых странах).

КОНВЕНТ

конвент м. ист.Convention

КОНВЕНТ

конвент сущ., кол-во синонимов: 1 • парламент (42) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: парламент

КОНВЕНТ

Конвент (лат. conventus) — собрание; на римском юридическом языке так называлось время, которое магистрат назначал для судебного разбирательства, равно как и самое заседание, и место, где оно происходило. Из римского юридического языка слово К., на Западе, перешло в церковный, где также не только собрание монахов в пределах монастыря, но и самое место, где они собираются, даже самый монастырь и община носят название К.

КОНВЕНТ

КОНВЕНТ(лат. conventus, от convenire - сходиться, собираться). 1) союз; заседание; собор; комитет; совет; собрание в дни суда и самое место собраний. 2. смотреть

КОНВЕНТ

КОНВЕ́НТ, у, ч.1. У деяких країнах – назва виборних органів з особливими законодавчими повноваженнями.Люди бачили в членів конвенту всякі гріхи (М. Дра. смотреть

КОНВЕНТ

Национальный (Convention nationale, от лат. conventus - сходка, собрание) - высший законодат. и исполнит. орган первой франц. республики, созданный в п. смотреть

КОНВЕНТ

⊲ КОНВЕНТ 1707 (а, м.1. Лат. conventus, непоср. или через ит. convento.Место собрания монахов, членов духовных орденов; монастырь, община.По праздникам. смотреть

КОНВЕНТ

Конвент (Национальный конвент) высший законодательный и исполнительный орган Первой французской республики. Действовал с 21.9.1792 по 26.10.1795. Деп. смотреть

КОНВЕНТ

1) Орфографическая запись слова: конвент2) Ударение в слове: Конв`ент3) Деление слова на слоги (перенос слова): конвент4) Фонетическая транскрипция сло. смотреть

КОНВЕНТ

• Conventus, 1. присутствие суда, назначавшееся в больших городах провинции наместником (Caes. b. g. 1, 54. 6, 44 и др.); 2. место, где . смотреть

Весной 1787 г. в городе Филадельфия собрались 55 делегатов (Конституционный Конвент) с формальной целью пересмотра " Статей конфедерации" . В условиях развала "вечного Союза", чудовищного партикуляризма, экономического хаоса и угрозы гражданской войны перед "отцами-основателями" стояла триединая задача остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный Союз, надежно гарантировать права собственников.

В результате почти 3-месячной работы "отцов-основателей" (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 г. вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона).

СТРУКТУРА:

Конституция состояла из преамбулы, 7 статей и 10 поправок.

Статья I Разделы 1-9 закрепляли структуру Конгресса, порядок образования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. Раздел 10 содержал положения, ограничивающие законодательную власть штатов.
Статья II Разделы 1-4 содержали положения, определяющие порядок избрания и отстранения президента в случае нарушения им своих обязанностей.
Статья III Разделы 1-3 закрепляли общую организацию судебных органов во главе с Верховным Судом США.
Статья IV Разделы 1-4 предусматривали особые права федеральных органов, права граждан штатов.
Статья V Излагала порядок внесения и принятия поправок к Конституции.
Статья VI Закрепляла верховенство на всей территории страны федерального законодательства, обязанность всех должностных лиц исполнительной и судебной сласти США и отдельных штатов под присягой или обещанием соблюдать Конституцию и др.
Статья VII Определяла порядок ратификации и вступления в силу Конституции.

ПРИНЦИПЫ:

В основу Конституции США заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер:

1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой являются:

а) соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера);

б) жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции;

в) внепарламентский метод избирания президента, дающий ему независимость от законодателей;

г) внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость Правительства и политического курса);

д) отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодателей от исполнительной власти);

е) правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем в парламентской (президент и кабинет может представлять одну партию - например, республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую).

2. Разделение властей (система "сдержек и противовесов"):

а) все три ветви власти имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга:

- Президент избирается всенародно посредством 2-ухстепенных выборов ;

- Палата представителей (нижняя палата Конгресса) избирается всенародно посредством прямых выборов ;

- Сенат - верхняя палата - до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов;

б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти:

- президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания;

-палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания;

- в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3;

- судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной "несменяемости судей";

в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом:

Конгресс может:

- не ратифицировать международный договор , заключенный исполнительной властью,




- отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост,

- отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти,

- подвергнуть президента импичменту - в 19 и 20 вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны;

Президент может отклонить закон Конгресса , воспользовавшись правом отлагательного вето , которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании;

Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса). Конституция США - "это то, что скажет Верховный Суд" (так во всяком случае полагают многие положения, которые носят "рамочный" характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд (осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора) является весьма важным элементом системы "сдержек и противовесов".

3. Федерализм (предполагающий супрематию - верховенство Федеральной Конституции и федеральных законов над Конституцией и законами отдельных штатов). США - первая буржуазная федерация, на основании изучения которой можно определить ряд черт федеративной ФГУ. к числу которых относятся:

а) территория государств в политико-административном отношении не представляет единого целого, а состоит из субъектов (штатов) с достаточно широкой автономией (но не суверенитетом, т.к. в противном случае это не союзное государство, а союз суверенных государств;

б) субъекты федерации наделены учредительной властью- правом издания собственных конституций (1780 г. - Конституция штата Массачусетс, 1783 г. - Конституция штата Нью-Гемпшир), соответствующих федеральному основному закону и его дополняющих;

в) субъекты федерации имеют право издания соответственных законов в пределах установленной для них компетенции;

г) субъекты федерации имеют собственную правовую и судебную систему (значительный правовой партикуляризм, до сей поры создающий проблемы и для граждан, и для судей);

д) наличие института двойного гражданства (особого значения не имеющее).

4. Защита прав и свобод личности (принцип, закрепленный не в основном тексте Конституции, а в первых 10-ти поправках к ней, именуемых "Билль о правах"1791 г.).

Несмотря на крайне усложненную процедуру, внесение поправок в конституцию (за 200 лет истории вносилось около 5000 предложений об изменении конституции, было принято только 27, из которых впоследствии действовали только 26, т.к. поправка 18 была отменена принятием 21-ой поправки) первые 10 поправок были приняты пакетом и вступили в действие после ратификации легислатурами штатов в 1791 г.

Особенностью "Билля о правах" является провозглашение тех или иных прав не в позитивной форме, а в форме запрета на их ограничения :

ПОПРАВКИ:

I. Свобода совести, слова, печати, собрания, подачи петиций правительству;

II. Право на хранение и ношение оружия;

III. Запрет постоев армии в мирное время в домах частных лиц без их согласия;

IV. Неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и запрет необоснованных обысков или арестов;

V. Процессуальные гарантии :

- право не свидетельствовать против себя,

- возбуждение уголовного дела (за исключением дел военнослужащих) должно осуществляться Большим жюри (расширенной коллегией присяжных),

- недопустимость повторного уголовного преследования за одно и то же преступление;

VI. Право обвиняемого в уголовном судопроизводстве :

- скорый и публичный суд присяжных из штата и округа,

- ознакомление с материалами дела

- право на квалифицированную (адвокатскую) защиту;

VII. Распространение суда присяжных на ряд гражданских дел[1] (при производстве по гражданским делам в федеральных судах, стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных);

VIII. Запрет чрезмерных судебных залогов, чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний;

IX. Перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание или умаление иных, не упомянутых в ней прав народа;

Таким образом, достижение независимости от Великобритании и оформление собственной республиканской государственности создали предпосылки того, что в 19 в., а особенно к 20 в. США становятся одним из крупнейших и могущественных государств мира (оставаясь таковым и в 21 веке).

[1] В тяжбах общего права, где цена иска превышает 20 долларов.

Весной 1787 г. в городе Филадельфия собрались 55 делегатов (Конституционный Конвент) с формальной целью пересмотра " Статей конфедерации" . В условиях развала "вечного Союза", чудовищного партикуляризма, экономического хаоса и угрозы гражданской войны перед "отцами-основателями" стояла триединая задача остановить дальнейшее развитие революции, создать более совершенный Союз, надежно гарантировать права собственников.

В результате почти 3-месячной работы "отцов-основателей" (среди которых были Дж. Вашингтон, А. Гамильтон, Б. Франклин, Дж. Мэдисон) появился документ, который до сей поры является одним из главных статей американского экспорта (все последующие конституции, в том числе и Конституция РФ 1993 г. вынуждены были учитывать опыт создания этого основного закона).

СТРУКТУРА:

Конституция состояла из преамбулы, 7 статей и 10 поправок.

Статья I Разделы 1-9 закрепляли структуру Конгресса, порядок образования, права, привилегии и обязанности конгрессменов. Раздел 10 содержал положения, ограничивающие законодательную власть штатов.
Статья II Разделы 1-4 содержали положения, определяющие порядок избрания и отстранения президента в случае нарушения им своих обязанностей.
Статья III Разделы 1-3 закрепляли общую организацию судебных органов во главе с Верховным Судом США.
Статья IV Разделы 1-4 предусматривали особые права федеральных органов, права граждан штатов.
Статья V Излагала порядок внесения и принятия поправок к Конституции.
Статья VI Закрепляла верховенство на всей территории страны федерального законодательства, обязанность всех должностных лиц исполнительной и судебной сласти США и отдельных штатов под присягой или обещанием соблюдать Конституцию и др.
Статья VII Определяла порядок ратификации и вступления в силу Конституции.

ПРИНЦИПЫ:

В основу Конституции США заложен ряд принципов, многие из которых в настоящее время приобрели универсальный характер:

1. Республиканизм (большинство государственных органов и должностей выборные, срочные и сменяемые). Конституция закрепила президентскую республику (нигде кроме США, в чистом виде не существующую), основными чертами которой являются:

а) соединение в руках президента функции главы государства и главы правительства (отсутствие премьера);

б) жесткое разделение властей, закрепленное в Конституции;

в) внепарламентский метод избирания президента, дающий ему независимость от законодателей;

г) внепарламентский метод формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности (устойчивость Правительства и политического курса);

д) отсутствие у президента права роспуска Конгресса (независимость законодателей от исполнительной власти);

е) правление в президентской республике носит менее партийный характер, чем в парламентской (президент и кабинет может представлять одну партию - например, республиканскую, а большинство депутатов палаты представителей - другую, например, демократическую).

2. Разделение властей (система "сдержек и противовесов"):

а) все три ветви власти имеют разный источник формирования, что обеспечивает им определенную независимость друг от друга:

- Президент избирается всенародно посредством 2-ухстепенных выборов ;

- Палата представителей (нижняя палата Конгресса) избирается всенародно посредством прямых выборов ;

- Сенат - верхняя палата - до 1913 г. избиралась легислатурами (законодательными собраниями) штатов;

б) все ветви власти имеют разные сроки и полномочия, что обеспечивает нормальную преемственность власти:

- президент избирается на 4 года с возможностью повторного переизбрания;

-палата представителей избирается на 2 года с возможностью повторного переизбрания;

- в Сенате каждые 2 года происходит ротация на 1/3;

- судьи Верховного Суда назначаются пожизненно, в соответствии с англо-саксонской доктриной "несменяемости судей";

в) все ветви власти имеют возможность воздействовать друг на друга, что препятствует узурпации власти тем или иным лицом или органом:

Конгресс может:

- не ратифицировать международный договор , заключенный исполнительной властью,

- отклонить кандидатуру, предлагаемую президентом на тот или иной пост,

- отклонить законопроект, исходящий от исполнительной власти,

- подвергнуть президента импичменту - в 19 и 20 вв. состоялась два импичмента в отношении президентов Джонсона и Клинтона, но оба неудачны;

Президент может отклонить закон Конгресса , воспользовавшись правом отлагательного вето , которое, впрочем, можно преодолеть квалифицированным большинством при повторном голосовании;

Верховный суд может нуллифицировать (признать несоответствующим Конституции) указ президента, либо закон Конгресса). Конституция США - "это то, что скажет Верховный Суд" (так во всяком случае полагают многие положения, которые носят "рамочный" характер, допускающий весьма широкое его толкование, посему Верховный Суд (осуществляющий помимо всего прочего функцию конституционного надзора) является весьма важным элементом системы "сдержек и противовесов".

3. Федерализм (предполагающий супрематию - верховенство Федеральной Конституции и федеральных законов над Конституцией и законами отдельных штатов). США - первая буржуазная федерация, на основании изучения которой можно определить ряд черт федеративной ФГУ. к числу которых относятся:

а) территория государств в политико-административном отношении не представляет единого целого, а состоит из субъектов (штатов) с достаточно широкой автономией (но не суверенитетом, т.к. в противном случае это не союзное государство, а союз суверенных государств;

б) субъекты федерации наделены учредительной властью- правом издания собственных конституций (1780 г. - Конституция штата Массачусетс, 1783 г. - Конституция штата Нью-Гемпшир), соответствующих федеральному основному закону и его дополняющих;

в) субъекты федерации имеют право издания соответственных законов в пределах установленной для них компетенции;

г) субъекты федерации имеют собственную правовую и судебную систему (значительный правовой партикуляризм, до сей поры создающий проблемы и для граждан, и для судей);

д) наличие института двойного гражданства (особого значения не имеющее).

4. Защита прав и свобод личности (принцип, закрепленный не в основном тексте Конституции, а в первых 10-ти поправках к ней, именуемых "Билль о правах"1791 г.).

Несмотря на крайне усложненную процедуру, внесение поправок в конституцию (за 200 лет истории вносилось около 5000 предложений об изменении конституции, было принято только 27, из которых впоследствии действовали только 26, т.к. поправка 18 была отменена принятием 21-ой поправки) первые 10 поправок были приняты пакетом и вступили в действие после ратификации легислатурами штатов в 1791 г.

Особенностью "Билля о правах" является провозглашение тех или иных прав не в позитивной форме, а в форме запрета на их ограничения :

ПОПРАВКИ:

I. Свобода совести, слова, печати, собрания, подачи петиций правительству;

II. Право на хранение и ношение оружия;

III. Запрет постоев армии в мирное время в домах частных лиц без их согласия;

IV. Неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества и запрет необоснованных обысков или арестов;

V. Процессуальные гарантии :

- право не свидетельствовать против себя,

- возбуждение уголовного дела (за исключением дел военнослужащих) должно осуществляться Большим жюри (расширенной коллегией присяжных),

- недопустимость повторного уголовного преследования за одно и то же преступление;

VI. Право обвиняемого в уголовном судопроизводстве :

- скорый и публичный суд присяжных из штата и округа,

- ознакомление с материалами дела

- право на квалифицированную (адвокатскую) защиту;

VII. Распространение суда присяжных на ряд гражданских дел[1] (при производстве по гражданским делам в федеральных судах, стороны имеют право на рассмотрение дела судом присяжных);

VIII. Запрет чрезмерных судебных залогов, чрезмерных штрафов, жестоких и необычных наказаний;

IX. Перечисление в Конституции конкретных прав граждан не должно толковаться как отрицание или умаление иных, не упомянутых в ней прав народа;

Таким образом, достижение независимости от Великобритании и оформление собственной республиканской государственности создали предпосылки того, что в 19 в., а особенно к 20 в. США становятся одним из крупнейших и могущественных государств мира (оставаясь таковым и в 21 веке).

Читайте также: