Описание картины московский дворик поленов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Название Московский дворик
Страна, художник Россия, Василий Поленов
Год 1878
Жанр Городской пейзаж
Находится Государственная Третьяковская галерея, Москва
Материалы Холст, масло

Изображение городского пейзажа сделало Поленова одним из популярнейших художников своего времени.Идиллическая Москва со стройной архитектурной красотой церквушек, патриархальный повседневный быт, покосившийся сарайчик, уживающийся с шатровой колокольней, наличие важно ступающих кур, сушащегося белья, тянущихся к небу деревьев, весело резвящихся детишек, громко ревущего ребенка, двухэтажного особняка с зеленеющей лужайкой – все это мы находим в пронизанной солнечными лучами воздушной среде. Художник обращается к пленэрной живописи, показывая богатое разнообразие красок, игру светотеней.

К изображению типичного старого московского дворика в летнее время, когда солнце пока не поднялось высоко над крышами домов, а дети не разбежались по домам, художника подтолкнула тяга к пейзажу. Интересно то, что картину с изображением Москвы пишет человек, родом из Петербурга, по факту не знавший толком города. Живописец нашел хмурую и неуютную квартиру, как ему показалось на первый взгляд, вблизи Арбата, и уже был готов отказаться от нее, пока не посмотрел в окно, где его ищущий сюжет для картины внимательный глаз заинтересовался внутренним двориком с постройками и куполами. Тогда-то Поленов понял: он нашел то, что искал.

Существует версия, что в 1877 году была написана не картина, а лишь вертикальный формат с другим ракурсом, а возвращение к полотну было год спустя. Здесь мы уже можем наблюдать значительное расширение композиции, людей. Но самое главное – это свет, реальное ощущение теплого воздуха и красоты, передающейся всем зрителям полотна.

Живописца никогда не посещала мысль о создании им шедевра, сам он даже извинялся за свое творение, но полотно стало символом города и даже тиражировалось на марках. Проявление колористического мастерства Поленовым мы наблюдаем в написании крыш: светло-голубые с изумрудным блеском крыши играют главную роль в создании тонкого и плавного перехода от травы на переднем плане к синему небу.

Солнечный свет пронизывает дворик в один из самых обычных дней. Трава, устланная по двору, играет всевозможными оттенками. Оживление дворика достигается путем плывущих перистых облаков, поднимающегося солнца, которое зажигает купол церкви. Наличие на задней стороне пятиглавой церкви Преображения Господня указывает на религиозность русского народа. Кстати, эту церковь можно увидеть и сейчас. Неподалеку от сарайчика стоит лошадь в ожидании владельца. Справа виднеется дорожка, которая ведет к особнячку, рядом с которым молодая женщина, скорее всего, крестьянка, несет ведро. От картины веет радостью и счастьем, а другого быть и не может, так как Поленов считал, что искусство должно приносить лишь радость.

Московский дворик

Московский дворик – известная картина-пейзаж русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Она была написана в 1878 году, а относится полотно к реалистическому направлению. Некоторые критики также отмечают небольшое влияние импрессионистской живописи. В нашей небольшой заметке мы рассмотрим историю и описание картины, а также узнаем мнение искусствоведов об этом полотне.

История и техническое описание

Картина “Московский дворик” была написана Поленовым в 1878 году после возвращения домой из Европы, где Василий Дмитриевич изучал классическую и современную ему живопись. Интересно, что фактически написание картины было случайностью. Изначально Поленов хотел написать картину на исторический сюжет – для этого в 1877 году он переехал в Москву (до этого он проживал в Санкт-Петербурге) и снял квартиру в Дурновском переулке близ церкви Спаса на Песках.

Во время осмотра квартиры он выглянул в окно – и увидел приблизительно то, что мы видим на картине “Московский дворик”. Расплатившись с хозяином, Поленов тут же начал писать пейзаж. Первоначально пейзаж был безлюдным, однако в 1878 году художник переписал свою картину, добавив на нее людей. Этот вариант картины и получил название “Московский дворник” (черновой вариант полотна без людей Поленов подарил Ивану Тургеневу, известному русскому писателю).

Широкой публике картина была впервые продемонстрирована на VI выставке художников-передвижников. Интересно, что изначально Поленов скептически относился к своему пейзажу, называя его “картинкой, изображающей дворик в Москве в начале лета”. Однако картина пришлась по душе широкой публике, а через некоторое время ее выкупил известный предприниматель и меценат Павел Третьяков для своей коллекции. С этого момента и по сегодняшний день полотно хранится и экспонируется в Третьяковской галерее.

Что изображено на картине

На полотне “Московский дворик” Поленова изображен городской пейзаж. Картину можно условно разделить на три плана – передний план, средний план и небо. На переднем плане в центре располагается пустырь, поросший короткой зеленой травой. По пустырю проходят две перекрещивающиеся дороги, которые расположены по диагонали относительно плоскости картины. На пустыре играет несколько детей; один ребенок сидит на траве и громко плачет.

Слева от пустыря в конце одной из дорог изображен деревянный колодец, который сверху накрыт крышкой. Слева от колодца мы можем видеть часть деревянного забора, позади которого располагается множество деревьев (возможно, это заросший садик). Справа от пустыря (уже на среднем плане) в конце одной из дорог мы видим запряженную лошадь, которая ждет своего хозяина. Рядом с лошадью расположен крестьянский дом или техническая пристройка.

На среднем плане слева мы можем видеть двухэтажный белый особнячок с жестяными водосточными трубами. На полотне изображена лишь кусочек особняка – большой часть дома сокрыта деревьями, а часть постройки и вовсе выходит за пределы полотна. Рядом с особняком мы можем видеть женщину, которая, наверное, является матерью играющих детей. В руке мать держит ведро с водой, а ее взгляд, скорее всего, устремлен на плачущего ребенка. Рядом с особняком расположена техническая деревянная пристройка.

На среднем плане также нарисовано несколько крестьянских домов и технических пристроек. Слева мы можем видеть церковные купола и шпиль, которые принадлежат церкви Спаса в Песках близ Арбата (храм существует и поныне). Справа от церкви виден еще один особняк, рядом с которым расположено несколько лиственных деревьев и забор. Над этим всем возвышается голубое пространное небо. На небе есть несколько белых облачков, которые сконцентрированы преимущественно по центру и с правого края полотна.

Мнение критиков и искусствоведов

Искусствоведы практически единодушно считают, что автору удалось мастерски изобразить окраины Москвы конца XIX века. Ветхие, покосившиеся сараи и крестьянские постройки здесь соседствуют с высокими церковными куполами и почтенными дворянскими особняками. Главные действующие персонажи пейзажа – это маленькие дети, которые безмятежно играют на лужайке-пустыре и не ведают бед.

Также мы можем видеть их мать-крестьянку, а также тягловую лошадь, запряженную в телегу. Интересно, что дети, крестьянка и лошадь располагаются в разных углах картины, поэтому из них можно составить условный треугольник, символизирующий патриархальную дореволюционную Россию. Доминирующие цвета пейзажа – зеленый, светло-коричневый, белый, телесный и голубой.

Художник

Василий Дмитриевич Поленов – замечательный русский художник, был очень одаренным и разносторонне образованным человеком. Он получил диплом юриста в Санкт-Петербургском университете и одновременно блистательно окончил Академию художеств. Молодой человек был очень музыкален, в студенческие годы пел в хоре академии и даже создал несколько музыкальных произведений, но основным делом его жизни стала живопись.

картина московский дворик

История появления картины

картина Московский дворик Поленова

Изначально картина была пустой, лишь через год Поленов населил ее живыми существами. Именно в таком виде полотно в 1878 году было отправлено на шестую выставку передвижников и принесло живописцу неожиданную славу и признание.

Первый вариант картины также сохранился, и позже художник подарил его писателю Тургеневу, с которым был хорошо знаком и талантом которого неизменно восторгался.

Описание картины

Лето. Цветут цветы. Раннее утро, обещающее жаркий солнечный день. Синее-синее небо с редкими облаками. На этом ярком голубом фоне прекрасно смотрится изящная церковь с пятью куполами. Ее центральный золотой купол величественно возвышается над своими более скромными собратьями, а рядом еще выше вздымается стройная колокольня. Солнце светит настолько ярко, что на стенах церкви заметны тени от пробегающих по небу облаков.

В центре двора расположился небольшой особняк. О том, что он достаточно стар, говорят все окружающие постройки. В центре композиции располагается старый сарай с провалившейся крышей. Здание настолько ветхое, что сквозь его крышу успело прорасти небольшое кудрявое деревце. Рядом стоит небольшой, покосившийся от времени колодец.

картина Поленова Московский дворик фото

Но несмотря на ветхость строений, жизнь в этом дворике не замерла. Мы видим запряженную лошадь, деловито выискивают что-то в земле куры. Вдалеке идет женщина с ведром. По виду ведро полное. Это хорошая примета, значит, никакие напасти обитателям дворика не грозят.

Но самые главные персонажи картины – это, конечно же, дети. Симпатичные белоголовые ребятишки с удовольствием играют под теплым летним солнцем. Двое из них устроились прямо на траве. На переднем плане картины маленькая девочка в длинной юбке внимательно изучает сорванный цветок. Все трое увлечены своими делами и совсем забыли о своей маленькой сестренке, которая плачет, отчаянно пытаясь привлечь к себе внимание.

Колористика и композиция

Несмотря на кажущуюся хаотичность композиции, она строго продумана и подчинена законам перспективы. На полотне существуют два разных мира. Первый из них - рай небесный – синее небо и изящная церковь. А внизу – рай земной – сочная зеленая трава и безмятежно играющие на ней ребятишки.

Эти миры на полотне удивительным образом соединены и создают общую чарующую картину умиротворения и тихой радости. Создается полное впечатление, что милость Божия хранит всех тех, кто находится под сенью великолепного неба. А церковь выступает как своеобразный страж этой идиллии.

Интимный пейзаж

описание картины Московский дворик

Значение картины

Заслугой и своеобразным новаторством Поленова, несомненно, стало то, что он сумел сделать одухотворенными самые обычные, прозаические вещи. Он вдохнул жизнь в полотно, написанное в рамках строгих канонов реалистической живописи, тем самым давая возможность другим художникам совершенствоваться в этом направлении.

картина Московский дворик фото

В. Д. Поленов "Московский дворик"


Работа широко известна, и включена в большую часть каталогов российской живописи XIX века. На полотне можно увидеть внешний вид двориков Москвы, характерный для того времени. Данная работа Поленова значительно повлияла на живопись, помогла с формированием нового направления в живописи. Тогда никто не думал, что художник запомнится тонким пейзажистом.

История создания

Московский дворик. Вариант картины для И.С. Тургенева

(Московский дворик. Вариант картины для И.С. Тургенева)

Таким же изображение сохранилось до 1878 года, когда его направили с целью демонстрации на выставку передвижников. Тогда Поленов, не ожидающий успеха, получил признание и стал знаменит. Работу с видом Москвы высоко оценила публика, ее купил Павел Третьяков с целью выставки. Также был сохранен и первичный вариант работы, ее художник преподнес Тургеневу.

Описание картины

Основой полотна является стандартный для старой Москвы дворик, отражен особенный дух времени, патриархальный уклад. Художник отразил летний период, ощущается жар дневного солнца, видно цветение. Красоту уютной улочки подчеркивает синева небес, которая обрамляет изящную церковь с куполами.


По соседству раскинулась колокольня, яркость солнечного света отражает наличие теней от облаков. Центр двора отведен под особняк, его древность выделена наличием очень старых пристроек, провалившейся крыши сарая. Колодец также многое видел, уже успел покоситься.


При старости обстановки и архитектуры отражено течение жизни, на картине присутствует запряженный конь, также там, и здесь выискивают курочки. В отдалении проходит женщина с ведром, оно выглядит полным. Возможно, так художник хотел показать, что местным жителям беды не страшны.

Ближе всего к зрителю расположились белокурые ребятишки, пара из них расположились на траве, девочка уделяет внимание цветку. Все здесь заняты своим делом, всем некогда уделить внимание плачущей малышке.


По тем временам двор обычен, жизнь здесь простая, идет размеренно. Хотя прорисованы запущенные здания, ни капли драматизма в рисунке нет. Дети также отражают продолжение жизни, художник смог показать свое милосердное отражение к людям, и умиротворенность течения летнего времени.

Художественные приёмы

Композиция продумана, хотя сразу этого не видно, условно есть деление на земной мир, словно рай, он расположен в нижней части работы. Верхняя часть – небеса с чистым небом, облаками, церковью. В тонах есть все цвета, примененные в мировом атласе, возможно, так показано то, что этот дворик – целый мир для местных жителей. Только вблизи можно увидеть, что трава прорисована с применением разных тонов и переходов, каждая деталь рисовалась с пристальным вниманием. Интересна колористическая сторона картины, чистые и полные свежести тона передают радость жизни, даже для теней художник не использовал унылые тона.

Читайте также: