Конституционная монархия в россии 1905 1917 кратко

Обновлено: 02.07.2024

В конце XIX – начале XX века общественный строй России характеризовался переходом на новую стадию капитализма с сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.

Незавершенность государственных реформ XIX века привела к нарастанию социальной напряженности в стране в начале XX века. Это выразилось:

– в росте революционного движения;

– в увеличении числа оппозиционных партий.

Либеральная часть российского общества связывала дальнейшее прогрессивное развитие российской государственности с проведением правовых реформ.

Так, на состоявшемся 6-9 ноября 1904 года в Петербурге съезде земских и городских деятелей большинство делегатов высказались за превращение России в конституционную монархию и создание выборного представительного органа с законодательными функциями.

– расширение самостоятельности земского и городского самоуправления;

– обеспечение независимости судов;

– уничтожение сословной обособленности крестьянства;

– обеспечение законности управления и др.

Несмотря на то, что в указе были объявлены реформы достаточно радикальные для власти, в нем не было самого главного – намерения создать представительный орган.

Но уже в начале 1905 года начинается разработка актов о создании представительного законосовещательного органа. Данная работа проходила в Министерстве внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина. За образец был взят проект учреждения Государственной думы, составленный в 1809 году М.М. Сперанским. Основной принцип при составлении проекта булыгинской думы – сохранение незыблемости Основных государственных законов и самодержавия. Компетенцию Думы предполагалось определить по аналогии с законосовещательными функциями Государственного совета. Расчет при этом был на то, что разницы классовых интересов, существующих между палатами на Западе, в России не будет.

6 августа 1905 года были опубликованы триправовых акта:

– высочайший манифест об учреждении Государственной думы;

– ее статут – Учреждение Государственной думы;

– Положение о выборах в Государственную думу.

Законы 6 августа на практике никогда не применялись. Их историческое значение состояло в том, что они в дальнейшем бесспорно облегчили государю переход к конституционной монархии. По существу ими были решены две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и предоставление этому представительству права отклонять законопроекты и таким образом не позволять им приобретать исполнительную силу.




Самодержавие вынуждено было лавировать. Итогом этой политик стал Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года, сделавший серьезный шаг на пути к становлению конституционной монархии в России.

Дополнительно:

Крестьянство оставалось неравноправным сословием. Поддерживая дворянство, царизм пытался сохранить в деревне патриар­хальные формы гнета и имущественного неравенства - мнимоуравнительную общину. Некоторый в целом рост сельскохозяйственного производства сопровождался прямым оскудением деревни в старых земледельческих районах, постепенным вымиранием громадной массы крестьянства. Голодовки давно стали хроническим явлением русского села. После страшного голода 1891 года последовали неурожайные и голодные 1897 и 1898 годы, в 1901 го­ду голод вновь обрушился на сельское население.

Пережитки крепостничества были главной причиной общей отсталости страны и тормозом развития не только сельского хозяйства, но и промыш­ленности. Катастрофические последствия кризиса 1900-1903 годов были вызваны не уменьшением казенных заказов (как утверждали многие буржуазные экономисты), а узостью внутреннего рынка, низкой покупательной способностью основной массы населения. Однако те же пережитки крепостничества приносили огромные прибыли российским и иностранным капиталистам, заинтересованным в со­хранении самых грубых, полуфеодальных форм и способов эксплуатации трудящихся.

В началеXX века российский монополистический капитал набирал всё большую силу: в руки небольшой группы наиболее богатых промышленников и банкиров перешли важнейшие источники сырья и энергоресурсов, львиная доля всех прибылей. Политика правительства способствовала крупному капи­талу. Оно предоставляло ссуды предприятиям и банкам на льготных условиях, переплачивало по казенным заказам небольшой группе крупнейших заво­дов и т. п. Многообразными становились связи формирующегося монополистического капитала с крупнопоместным дворянством.

Царизм прокладывал дорогу крупному капиталу и в национальные окраины Российской империи. Так, изъятие земель у государственных крестьян Азербайджана облегчило захват монополиями богатейших нефтяных месторождений.

Царизм, конечно, вынужден был считаться с интересами промышленных и банковских воротил, но шёл им навстречу лишь в ограниченных пределах. Вся внутренняя, политика самодержавия отвечала глав­ной цели - сохранению всей полноты власти за дворянскими верхами. Многочисленная продажная бюрократия, армия и флот, отданные в руки офицерам-дворянам, поглощали примерно 1/3 государственного бюджета. Россия оставалась един­ственной из европейских держав, где не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни прави­тельства в точном смысле этого слова. Ибо Комитет министров обладал лишь правами предварительного ре­шения ограниченного круга вопросов, а главные государственные дела вер­шились всемогущей придворной кама­рильей.

Чтобы оттянуть финансовый крах, министерство финансов вы­нуждено было постоянно прибегать к заграничному кредиту. Внешний долг России с 1893 по 1900 год вырос почти на миллиард рублей. А в 1901-1902 гг. были сделаны новые займы во Франции и Германии. Финансово-экономическая зависимость от иностранного капитала становилась всё сильнее, а её тяжесть для на­родного хозяйства - всё ощутимее.

Но японские империалисты сами неожиданно напали на Россию и в войне 1904 – 1905 гг. нанесли русской армии и флоту ряд жестоких поражений. Россия была вынуждена пойти на заключение позорного мира, уступив Японии и значительные территории. Война ещё более обострила социальные противоречия и усилила революционное движение в стране.

Ведущей силой революционного движения становился рабочий класс. Почти трехмиллионная армия рабочих, занятых на фабриках и заводах, рудниках и копях, железных дорогах России, представляла наиболее сплоченную, организо­ванную общественную силу. Этому способствовала растущая концентрация пролетариата (в началеXX века на 458 крупнейших пред­приятиях было сосредоточено свыше 1155 тысяч рабочих). В револю­ционную борьбу втягивались новые слои трудящихся. Появились новые центры рабочего движения - Сормово, Саратов, Луганск, Златоуст, Ростов-на-Дону. Включились в борьбу рабо­чие национальных окраин - Закавказья, Польши, При­балтики.

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 году проводится всеобщая забастовка. Весной 1902 года учащаются крестьянские бунты. В Полтавской и Харьковской губерниях произошли аграрные беспорядки, в которых приняли участие почти 150 тыс. человек. Крестьяне разграбили несколько десятков помещичьих усадеб. Для подавления крестьянского восстания было направлено 10-тысячное войско. Борьба перекинулась в Поволжье, Грузию, Центральные губернии. На 1902 г. пришлась почти половина всех крестьянских выступлений первого пятилетия нового века.

Назревание кризисной ситуации

В конце XIX – начале XX века общественный строй России характеризовался переходом на новую стадию капитализма с сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.

Незавершенность государственных реформ XIX века привела к нарастанию социальной напряженности в стране в начале XX века. Это выразилось:

– в росте революционного движения;

– в увеличении числа оппозиционных партий.

Либеральная часть российского общества связывала дальнейшее прогрессивное развитие российской государственности с проведением правовых реформ.

Так, на состоявшемся 6-9 ноября 1904 года в Петербурге съезде земских и городских деятелей большинство делегатов высказались за превращение России в конституционную монархию и создание выборного представительного органа с законодательными функциями.

– расширение самостоятельности земского и городского самоуправления;

– обеспечение независимости судов;

– уничтожение сословной обособленности крестьянства;

– обеспечение законности управления и др.

Несмотря на то, что в указе были объявлены реформы достаточно радикальные для власти, в нем не было самого главного – намерения создать представительный орган.

Но уже в начале 1905 года начинается разработка актов о создании представительного законосовещательного органа. Данная работа проходила в Министерстве внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина. За образец был взят проект учреждения Государственной думы, составленный в 1809 году М.М. Сперанским. Основной принцип при составлении проекта булыгинской думы – сохранение незыблемости Основных государственных законов и самодержавия. Компетенцию Думы предполагалось определить по аналогии с законосовещательными функциями Государственного совета. Расчет при этом был на то, что разницы классовых интересов, существующих между палатами на Западе, в России не будет.

6 августа 1905 года были опубликованы триправовых акта:

– высочайший манифест об учреждении Государственной думы;

– ее статут – Учреждение Государственной думы;

– Положение о выборах в Государственную думу.

Законы 6 августа на практике никогда не применялись. Их историческое значение состояло в том, что они в дальнейшем бесспорно облегчили государю переход к конституционной монархии. По существу ими были решены две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и предоставление этому представительству права отклонять законопроекты и таким образом не позволять им приобретать исполнительную силу.

Самодержавие вынуждено было лавировать. Итогом этой политик стал Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года, сделавший серьезный шаг на пути к становлению конституционной монархии в России.

Дополнительно:

Крестьянство оставалось неравноправным сословием. Поддерживая дворянство, царизм пытался сохранить в деревне патриар­хальные формы гнета и имущественного неравенства - мнимоуравнительную общину. Некоторый в целом рост сельскохозяйственного производства сопровождался прямым оскудением деревни в старых земледельческих районах, постепенным вымиранием громадной массы крестьянства. Голодовки давно стали хроническим явлением русского села. После страшного голода 1891 года последовали неурожайные и голодные 1897 и 1898 годы, в 1901 го­ду голод вновь обрушился на сельское население.

Пережитки крепостничества были главной причиной общей отсталости страны и тормозом развития не только сельского хозяйства, но и промыш­ленности. Катастрофические последствия кризиса 1900-1903 годов были вызваны не уменьшением казенных заказов (как утверждали многие буржуазные экономисты), а узостью внутреннего рынка, низкой покупательной способностью основной массы населения. Однако те же пережитки крепостничества приносили огромные прибыли российским и иностранным капиталистам, заинтересованным в со­хранении самых грубых, полуфеодальных форм и способов эксплуатации трудящихся.

В началеXX века российский монополистический капитал набирал всё большую силу: в руки небольшой группы наиболее богатых промышленников и банкиров перешли важнейшие источники сырья и энергоресурсов, львиная доля всех прибылей. Политика правительства способствовала крупному капи­талу. Оно предоставляло ссуды предприятиям и банкам на льготных условиях, переплачивало по казенным заказам небольшой группе крупнейших заво­дов и т. п. Многообразными становились связи формирующегося монополистического капитала с крупнопоместным дворянством.

Царизм прокладывал дорогу крупному капиталу и в национальные окраины Российской империи. Так, изъятие земель у государственных крестьян Азербайджана облегчило захват монополиями богатейших нефтяных месторождений.

Царизм, конечно, вынужден был считаться с интересами промышленных и банковских воротил, но шёл им навстречу лишь в ограниченных пределах. Вся внутренняя, политика самодержавия отвечала глав­ной цели - сохранению всей полноты власти за дворянскими верхами. Многочисленная продажная бюрократия, армия и флот, отданные в руки офицерам-дворянам, поглощали примерно 1/3 государственного бюджета. Россия оставалась един­ственной из европейских держав, где не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни прави­тельства в точном смысле этого слова. Ибо Комитет министров обладал лишь правами предварительного ре­шения ограниченного круга вопросов, а главные государственные дела вер­шились всемогущей придворной кама­рильей.

Чтобы оттянуть финансовый крах, министерство финансов вы­нуждено было постоянно прибегать к заграничному кредиту. Внешний долг России с 1893 по 1900 год вырос почти на миллиард рублей. А в 1901-1902 гг. были сделаны новые займы во Франции и Германии. Финансово-экономическая зависимость от иностранного капитала становилась всё сильнее, а её тяжесть для на­родного хозяйства - всё ощутимее.

Но японские империалисты сами неожиданно напали на Россию и в войне 1904 – 1905 гг. нанесли русской армии и флоту ряд жестоких поражений. Россия была вынуждена пойти на заключение позорного мира, уступив Японии и значительные территории. Война ещё более обострила социальные противоречия и усилила революционное движение в стране.

Ведущей силой революционного движения становился рабочий класс. Почти трехмиллионная армия рабочих, занятых на фабриках и заводах, рудниках и копях, железных дорогах России, представляла наиболее сплоченную, организо­ванную общественную силу. Этому способствовала растущая концентрация пролетариата (в началеXX века на 458 крупнейших пред­приятиях было сосредоточено свыше 1155 тысяч рабочих). В револю­ционную борьбу втягивались новые слои трудящихся. Появились новые центры рабочего движения - Сормово, Саратов, Луганск, Златоуст, Ростов-на-Дону. Включились в борьбу рабо­чие национальных окраин - Закавказья, Польши, При­балтики.

С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 году проводится всеобщая забастовка. Весной 1902 года учащаются крестьянские бунты. В Полтавской и Харьковской губерниях произошли аграрные беспорядки, в которых приняли участие почти 150 тыс. человек. Крестьяне разграбили несколько десятков помещичьих усадеб. Для подавления крестьянского восстания было направлено 10-тысячное войско. Борьба перекинулась в Поволжье, Грузию, Центральные губернии. На 1902 г. пришлась почти половина всех крестьянских выступлений первого пятилетия нового века.

Читайте также: