Конституционная монархия в россии 1905 1917 кратко
Обновлено: 02.07.2024
В конце XIX – начале XX века общественный строй России характеризовался переходом на новую стадию капитализма с сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.
Незавершенность государственных реформ XIX века привела к нарастанию социальной напряженности в стране в начале XX века. Это выразилось:
– в росте революционного движения;
– в увеличении числа оппозиционных партий.
Либеральная часть российского общества связывала дальнейшее прогрессивное развитие российской государственности с проведением правовых реформ.
Так, на состоявшемся 6-9 ноября 1904 года в Петербурге съезде земских и городских деятелей большинство делегатов высказались за превращение России в конституционную монархию и создание выборного представительного органа с законодательными функциями.
– расширение самостоятельности земского и городского самоуправления;
– обеспечение независимости судов;
– уничтожение сословной обособленности крестьянства;
– обеспечение законности управления и др.
Несмотря на то, что в указе были объявлены реформы достаточно радикальные для власти, в нем не было самого главного – намерения создать представительный орган.
Но уже в начале 1905 года начинается разработка актов о создании представительного законосовещательного органа. Данная работа проходила в Министерстве внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина. За образец был взят проект учреждения Государственной думы, составленный в 1809 году М.М. Сперанским. Основной принцип при составлении проекта булыгинской думы – сохранение незыблемости Основных государственных законов и самодержавия. Компетенцию Думы предполагалось определить по аналогии с законосовещательными функциями Государственного совета. Расчет при этом был на то, что разницы классовых интересов, существующих между палатами на Западе, в России не будет.
6 августа 1905 года были опубликованы триправовых акта:
– высочайший манифест об учреждении Государственной думы;
– ее статут – Учреждение Государственной думы;
– Положение о выборах в Государственную думу.
Законы 6 августа на практике никогда не применялись. Их историческое значение состояло в том, что они в дальнейшем бесспорно облегчили государю переход к конституционной монархии. По существу ими были решены две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и предоставление этому представительству права отклонять законопроекты и таким образом не позволять им приобретать исполнительную силу.
Самодержавие вынуждено было лавировать. Итогом этой политик стал Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года, сделавший серьезный шаг на пути к становлению конституционной монархии в России.
Дополнительно:
Крестьянство оставалось неравноправным сословием. Поддерживая дворянство, царизм пытался сохранить в деревне патриархальные формы гнета и имущественного неравенства - мнимоуравнительную общину. Некоторый в целом рост сельскохозяйственного производства сопровождался прямым оскудением деревни в старых земледельческих районах, постепенным вымиранием громадной массы крестьянства. Голодовки давно стали хроническим явлением русского села. После страшного голода 1891 года последовали неурожайные и голодные 1897 и 1898 годы, в 1901 году голод вновь обрушился на сельское население.
Пережитки крепостничества были главной причиной общей отсталости страны и тормозом развития не только сельского хозяйства, но и промышленности. Катастрофические последствия кризиса 1900-1903 годов были вызваны не уменьшением казенных заказов (как утверждали многие буржуазные экономисты), а узостью внутреннего рынка, низкой покупательной способностью основной массы населения. Однако те же пережитки крепостничества приносили огромные прибыли российским и иностранным капиталистам, заинтересованным в сохранении самых грубых, полуфеодальных форм и способов эксплуатации трудящихся.
В началеXX века российский монополистический капитал набирал всё большую силу: в руки небольшой группы наиболее богатых промышленников и банкиров перешли важнейшие источники сырья и энергоресурсов, львиная доля всех прибылей. Политика правительства способствовала крупному капиталу. Оно предоставляло ссуды предприятиям и банкам на льготных условиях, переплачивало по казенным заказам небольшой группе крупнейших заводов и т. п. Многообразными становились связи формирующегося монополистического капитала с крупнопоместным дворянством.
Царизм прокладывал дорогу крупному капиталу и в национальные окраины Российской империи. Так, изъятие земель у государственных крестьян Азербайджана облегчило захват монополиями богатейших нефтяных месторождений.
Царизм, конечно, вынужден был считаться с интересами промышленных и банковских воротил, но шёл им навстречу лишь в ограниченных пределах. Вся внутренняя, политика самодержавия отвечала главной цели - сохранению всей полноты власти за дворянскими верхами. Многочисленная продажная бюрократия, армия и флот, отданные в руки офицерам-дворянам, поглощали примерно 1/3 государственного бюджета. Россия оставалась единственной из европейских держав, где не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни правительства в точном смысле этого слова. Ибо Комитет министров обладал лишь правами предварительного решения ограниченного круга вопросов, а главные государственные дела вершились всемогущей придворной камарильей.
Чтобы оттянуть финансовый крах, министерство финансов вынуждено было постоянно прибегать к заграничному кредиту. Внешний долг России с 1893 по 1900 год вырос почти на миллиард рублей. А в 1901-1902 гг. были сделаны новые займы во Франции и Германии. Финансово-экономическая зависимость от иностранного капитала становилась всё сильнее, а её тяжесть для народного хозяйства - всё ощутимее.
Но японские империалисты сами неожиданно напали на Россию и в войне 1904 – 1905 гг. нанесли русской армии и флоту ряд жестоких поражений. Россия была вынуждена пойти на заключение позорного мира, уступив Японии и значительные территории. Война ещё более обострила социальные противоречия и усилила революционное движение в стране.
Ведущей силой революционного движения становился рабочий класс. Почти трехмиллионная армия рабочих, занятых на фабриках и заводах, рудниках и копях, железных дорогах России, представляла наиболее сплоченную, организованную общественную силу. Этому способствовала растущая концентрация пролетариата (в началеXX века на 458 крупнейших предприятиях было сосредоточено свыше 1155 тысяч рабочих). В революционную борьбу втягивались новые слои трудящихся. Появились новые центры рабочего движения - Сормово, Саратов, Луганск, Златоуст, Ростов-на-Дону. Включились в борьбу рабочие национальных окраин - Закавказья, Польши, Прибалтики.
С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 году проводится всеобщая забастовка. Весной 1902 года учащаются крестьянские бунты. В Полтавской и Харьковской губерниях произошли аграрные беспорядки, в которых приняли участие почти 150 тыс. человек. Крестьяне разграбили несколько десятков помещичьих усадеб. Для подавления крестьянского восстания было направлено 10-тысячное войско. Борьба перекинулась в Поволжье, Грузию, Центральные губернии. На 1902 г. пришлась почти половина всех крестьянских выступлений первого пятилетия нового века.
Назревание кризисной ситуации
В конце XIX – начале XX века общественный строй России характеризовался переходом на новую стадию капитализма с сильными феодальными пережитками, преимущественно в деревне.
Незавершенность государственных реформ XIX века привела к нарастанию социальной напряженности в стране в начале XX века. Это выразилось:
– в росте революционного движения;
– в увеличении числа оппозиционных партий.
Либеральная часть российского общества связывала дальнейшее прогрессивное развитие российской государственности с проведением правовых реформ.
Так, на состоявшемся 6-9 ноября 1904 года в Петербурге съезде земских и городских деятелей большинство делегатов высказались за превращение России в конституционную монархию и создание выборного представительного органа с законодательными функциями.
– расширение самостоятельности земского и городского самоуправления;
– обеспечение независимости судов;
– уничтожение сословной обособленности крестьянства;
– обеспечение законности управления и др.
Несмотря на то, что в указе были объявлены реформы достаточно радикальные для власти, в нем не было самого главного – намерения создать представительный орган.
Но уже в начале 1905 года начинается разработка актов о создании представительного законосовещательного органа. Данная работа проходила в Министерстве внутренних дел под руководством А.Г. Булыгина. За образец был взят проект учреждения Государственной думы, составленный в 1809 году М.М. Сперанским. Основной принцип при составлении проекта булыгинской думы – сохранение незыблемости Основных государственных законов и самодержавия. Компетенцию Думы предполагалось определить по аналогии с законосовещательными функциями Государственного совета. Расчет при этом был на то, что разницы классовых интересов, существующих между палатами на Западе, в России не будет.
6 августа 1905 года были опубликованы триправовых акта:
– высочайший манифест об учреждении Государственной думы;
– ее статут – Учреждение Государственной думы;
– Положение о выборах в Государственную думу.
Законы 6 августа на практике никогда не применялись. Их историческое значение состояло в том, что они в дальнейшем бесспорно облегчили государю переход к конституционной монархии. По существу ими были решены две проблемы: создание народного представительства как постоянного учреждения и предоставление этому представительству права отклонять законопроекты и таким образом не позволять им приобретать исполнительную силу.
Самодержавие вынуждено было лавировать. Итогом этой политик стал Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года, сделавший серьезный шаг на пути к становлению конституционной монархии в России.
Дополнительно:
Крестьянство оставалось неравноправным сословием. Поддерживая дворянство, царизм пытался сохранить в деревне патриархальные формы гнета и имущественного неравенства - мнимоуравнительную общину. Некоторый в целом рост сельскохозяйственного производства сопровождался прямым оскудением деревни в старых земледельческих районах, постепенным вымиранием громадной массы крестьянства. Голодовки давно стали хроническим явлением русского села. После страшного голода 1891 года последовали неурожайные и голодные 1897 и 1898 годы, в 1901 году голод вновь обрушился на сельское население.
Пережитки крепостничества были главной причиной общей отсталости страны и тормозом развития не только сельского хозяйства, но и промышленности. Катастрофические последствия кризиса 1900-1903 годов были вызваны не уменьшением казенных заказов (как утверждали многие буржуазные экономисты), а узостью внутреннего рынка, низкой покупательной способностью основной массы населения. Однако те же пережитки крепостничества приносили огромные прибыли российским и иностранным капиталистам, заинтересованным в сохранении самых грубых, полуфеодальных форм и способов эксплуатации трудящихся.
В началеXX века российский монополистический капитал набирал всё большую силу: в руки небольшой группы наиболее богатых промышленников и банкиров перешли важнейшие источники сырья и энергоресурсов, львиная доля всех прибылей. Политика правительства способствовала крупному капиталу. Оно предоставляло ссуды предприятиям и банкам на льготных условиях, переплачивало по казенным заказам небольшой группе крупнейших заводов и т. п. Многообразными становились связи формирующегося монополистического капитала с крупнопоместным дворянством.
Царизм прокладывал дорогу крупному капиталу и в национальные окраины Российской империи. Так, изъятие земель у государственных крестьян Азербайджана облегчило захват монополиями богатейших нефтяных месторождений.
Царизм, конечно, вынужден был считаться с интересами промышленных и банковских воротил, но шёл им навстречу лишь в ограниченных пределах. Вся внутренняя, политика самодержавия отвечала главной цели - сохранению всей полноты власти за дворянскими верхами. Многочисленная продажная бюрократия, армия и флот, отданные в руки офицерам-дворянам, поглощали примерно 1/3 государственного бюджета. Россия оставалась единственной из европейских держав, где не было ни парламента, ни легальных политических партий, ни правительства в точном смысле этого слова. Ибо Комитет министров обладал лишь правами предварительного решения ограниченного круга вопросов, а главные государственные дела вершились всемогущей придворной камарильей.
Чтобы оттянуть финансовый крах, министерство финансов вынуждено было постоянно прибегать к заграничному кредиту. Внешний долг России с 1893 по 1900 год вырос почти на миллиард рублей. А в 1901-1902 гг. были сделаны новые займы во Франции и Германии. Финансово-экономическая зависимость от иностранного капитала становилась всё сильнее, а её тяжесть для народного хозяйства - всё ощутимее.
Но японские империалисты сами неожиданно напали на Россию и в войне 1904 – 1905 гг. нанесли русской армии и флоту ряд жестоких поражений. Россия была вынуждена пойти на заключение позорного мира, уступив Японии и значительные территории. Война ещё более обострила социальные противоречия и усилила революционное движение в стране.
Ведущей силой революционного движения становился рабочий класс. Почти трехмиллионная армия рабочих, занятых на фабриках и заводах, рудниках и копях, железных дорогах России, представляла наиболее сплоченную, организованную общественную силу. Этому способствовала растущая концентрация пролетариата (в началеXX века на 458 крупнейших предприятиях было сосредоточено свыше 1155 тысяч рабочих). В революционную борьбу втягивались новые слои трудящихся. Появились новые центры рабочего движения - Сормово, Саратов, Луганск, Златоуст, Ростов-на-Дону. Включились в борьбу рабочие национальных окраин - Закавказья, Польши, Прибалтики.
С 1896 г. в стране увеличивается число забастовок на фабриках и заводах, в 1903 году проводится всеобщая забастовка. Весной 1902 года учащаются крестьянские бунты. В Полтавской и Харьковской губерниях произошли аграрные беспорядки, в которых приняли участие почти 150 тыс. человек. Крестьяне разграбили несколько десятков помещичьих усадеб. Для подавления крестьянского восстания было направлено 10-тысячное войско. Борьба перекинулась в Поволжье, Грузию, Центральные губернии. На 1902 г. пришлась почти половина всех крестьянских выступлений первого пятилетия нового века.
Читайте также: