Религиозная типология культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Диаспора — это расселение значительной части народа за пределами своей страны или этнической территории. Основная причина формирования диаспоры — миграции населения за пределами своей родины, обусловленные экономическими, политическими, религиозными или иными причинами. В данной научной статье рассматривается история формирование и развитие диаспор в Казахстане, которые еще в научной литературе недостаточно исследованы.

1. Основные научные подходы к проблеме типологии культур. Фор­мационный, цивилизационный и культурологический подходы. Теория Дж. Фейблмана

2. Классификация, систематизация и типологизация культур. Методы типологического анализа культур

1.Основные научные подходы к проблеме типологии культур. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы. Теория Дж. Фейблмана

Как мы отмечали выше, рассматривая проблему культурной кар­тины мира, человечество представляет собой единый культурный мир. Альтернативой же подобной идее может быть только идеология ми­ровой катастрофичности. Сознание общности культур, единства и це­лостности необходимо — оно дает надежду на будущее для всех, самых различных, типов культурной общности.

Понятие культурной целостности вместе с тем может трактоваться различно, на основе тех или иных принципов и критериев. Различные научные подходы к исследованию типологии культуры позволяют взгля­нуть на эту проблему с разных сторон, выявить различные точки зрения.

Целостность культуры может быть понята по аналогии с целост­ностью организма, или механизма, или сложной системы. Критерии целостности могут быть различными. Это может быть синхронное развитие во времени, единство ценностных предпочтений, общность пщиально-экономического развития, цивилизационное единство, со­впадение по способам и формам модификации и кодификации куль­туры.

В теоретической культурологии анализируются принципы, лежа­щие в основе процесса обобщения. В качестве таких принципов (крите­риев) применяются различные подходы.

Известны формационно-экономический, технико-экономический, религиозный, этический, национальный, социокультурный, гео­графический, аксиологический, лингвистический, биолого­антропологический и многие другие подходы. Применение геогра­фического критерия дает основание для выделения, с одной стороны, мировых культур (которые можно объединить более или менее общим типом хозяйствования, формами собственности, разделением труда, налоговой и финансовой системами, торговлей) и, с другой — локаль­ных культур (отличающихся по своим социокультурным и этнолинг­вистическим характеристикам от мировых).

Хозяйственно-культурный подход к проблеме типологии культур позволяет выделить типы культуры по отношению людей к природе и формам организации хозяйственной деятельности (например, земле­дельческие, скотоводческие, оседлые, кочевые народы по-разному раз­вивались в культурном отношении). Такой критерий позволял отделить земледельческие культуры, скажем, от скотоводческих культур. Однако оказалось, что земледельческие народы имеют между собой не меньше отличий, чем земледельческие и скотоводческие. Культуры, относящие­ся к одному хозяйственно-культурному типу, развивающиеся в разных условиях (исторических, географических), приобретали существенные отличия в духовных ценностях, нравственных нормах, политических и юридических традициях. Таким образом, данная типология не может дать достаточно четких оснований для различия культур.

Этнолингвистический подход основан на анализе культур­ной общности людей, обладающих одним языком, принадлежащих к одному этносу. По этим признакам обычно выделяют: романские народы, англосаксонские, славянские, скандинавские, арабские, тюрк­ские, латиноамериканские. Общим основанием для них может быть наследственно-биологический фактор, который проявляется в этни­ческом самосознании, нравах, традициях и т. п. Однако такой подход тоже не универсален. По мере развития культур, приобретения народа-

ми все больших экономико-культурных навыков они дифференциру­ются уже не по этносу и языку, а по более сложным признакам.

В теории культуры чаще всего применяется исторический подход к рассмотрению культурных типов. Это позволяет рассмотреть целост­ную культурную систему в развитии. Сравнительно-историческая ти­пология позволяет представить движение культур во времени: от пер­вобытного общества до современной индустриальной цивилизации. С подобным подходом все хорошо знакомы по курсу истории, в кото­ром выделение типов культур связано с хронологическими периодами.

Приведем примеры сравнительно-исторической типологии.

Первым примером может служить теория общественно-эконо­мических формаций, разрабатываемая в рамках марксизма. Вто­рымтеория цивилизаций. Третьим — теория культур и идеальных культурных типов. Ее особенно наглядно иллюстрирует концепция современного американского культуролога Дж. Фейблмана.

Формационный подход основан на марксистской теории общественно-экономических формаций. Экономико-исторический тип общества соответствовал строго определенному типу культуры, при этом различались первобытнообщинный, рабовладельческий, фео­дальный, буржуазно-капиталистический, социалистический типы.

В рамках теории общественно-экономических формаций культу­ра являлась специфической характеристикой общества, выражала до­стигнутый человечеством уровень исторического развития, определяе­мый отношением человека к природе и к обществу. Культура отражала те процессы, которые происходят в производственной сфере.

При этом формации делились главным образом на антагониста ческие и неантагонистические. В антагонистических формациях пре обладали стихийность и неравномерность культурно-исторического процесса. Смена формаций — закономерный процесс, происходящий путем революций. Революции, согласно марксизму, были объективно обусловлены.

Получалась, таким образом, довольно простая и понятная кар тина общественного устройства. И, как любая упрощенная картина, она формализована, догматична и абстрактна. Основным критерием и принципом в ней явились классовый критерий и классовый прип цип. В. соответствии с ними культуры кардинально разделялип. Но при этом оказывался затрудненным анализ многих сложных я и лений культуры, которые не вписывались в рамки той или иной фор мации.

Цивилизационный подход основан на тезисе о том, что в соцм альном развитии на первом месте стоят интересы прогресса. Из теорий такого рода более всего известна теория английского культуролога и историка XX в. А. Тойнби. Согласно ей, все цивилизации представля­ют собой ступени прогресса. Подробнее об этой теории мы поговорим отдельно. А здесь остановимся на других, менее известных взглядах.

Теория Фейблмана о семи идеальных типах культур состоит в сле­дующем. В истории человечества сменились семь типов культур: до- псрвобытная, первобытная, военная, религиозная, цивилизованная, научная, постнаучная культуры. Каждая из них апеллирует к опреде­ленной системе ценностей.

Эта культура замкнута, у нее нет контактов с другими культурами. Итюлоги — ученые, занимающиеся изучением таких народов, — пола­гают, что первобытные народы больше похожи на высших животных. Они близки к природе. Их способ производства — община. Контакты с другими культурами способствовали бы их вырождению.

Социокультурный институт этого периода — кровнородствен­ная группа, т. е. большая семья. В качестве предшественницы науки выступала магия, которая сопровождается ритуальными танцами. То же значение имела религия этого периода — она заменяла науку, искусство и философию. Божествами выступали персонифицирован ные силы природы (Солнце, Луна). Тотемизм и экзогамия в большой степени влияли на политику рода и ее нормы (в их основе — кровно­родственные отношения). Развивалось сельскохозяйственное произ­водство — скотоводство и ручное земледелие. Общественное управле­ние — совет старейшин.

Военный тип культуры стал шагом вперед в сфере социальной ор­ганизации. Более всего эта культура проявлялась в двух видах дея­тельности: торговой и военной. Ее принцип — получение максимально возможного, отсюда — агрессивность, хищничество, грабительство, алчность. Главное и единственное ее достижение — письменность. Главным видом искусства становится архитектура.

Развивается обработка природных материалов, используемых для производства оружия (железо). Формируются армии (ассирий­ская), необходимые для создания огромных империй. Способ произ­водства основан на широко применяемом рабстве. А общественными добродетелями являются те, что основаны на материальных, ощути­мых ценностях и принципах. Однако эта культура живет за счет меча, а потому она и погибает от него. Это весьма хрупкая культура. При­мером ее может служить Ассирия, павшая в процессе кровопролитных войн. Подобные культуры не затухают медленно, они гибнут сразу.

Религиозный тип культуры явился своеобразной реакцией на безду­ховность военной культуры. В этот период формируются универсалии культуры (т.е. предельно общие понятия). К ним относятся: Бог, добро, то. Молитва становится средством общения со сверхъестественным.

В сельском хозяйстве этой культуры развивается пашенное зем­леделие. В изобразительном искусстве творят профессиональные ху­дожники. Развивается так называемое чистое искусство. В науке про­цветают астрология, алхимия, магия (т.е. антинаучность). Философия ограничена требованиями религии. Культурный прогресс затруднен многочисленными запретами. Далее следуют три развитых типа культур: цивилизованный, на­учный и постнаучный.

Научный тип культуры обозначил рост реализма, развитие теоре тических наук, увеличение объема знаний, формирование новых идеа лов. Примерами служат современные европейская и американская культуры.

Постнаучный, или рациональный тип культуры, отличается от на­учного степенью развития. Основные понятия этого типа культуры — наука, философия, искусство. Главной целью явлилось знание во всех областях, а главной ценностью — удовлетворенность жизнью.

Таким образом, мы рассмотрели теорию культурных типов Дж. Фейблмана. Она более всего демонстрирует культурологический подход к анализу эволюции человеческого сообщества и особенности. Подведем итоги этой концепции.Согласно Фейблману, в истории культуры существовало семь са­мостоятельных типов. Во все времена культура оказывала и продол­жает оказывать на человека большее влияние, нежели иные факторы (например, расовая принадлежность). Типы культур, представлен­ные Феблманом, — логические системы реальных ценностей. Следо­вательно,'они могут существовать в любой последовательности. Это культурные образцы (паттерны), они идеальны. Реальные типы есть сочетание нескольких культурных типов. Сущность их различна, она определяется конкретным бытием. Культурные типы не равноценны, mi внутри их возможно сосуществование всех типов.Научными подходами, которые мы рассмотрели, не исчерпывает- I я, конечно, современный анализ проблемы типологии культур. Мы ирпвели наиболее характерные и значимые. Обратимся к последую­щим методологическим вопросам проблемы.

2.Классификация, систематизация и типологизация культур. Методы типологического анализа культур

Первый вопрос, на который мы должны ответить: тождественны или качественно различны понятия класса, системы и типа культур? Очевидно, что они различны. В таком случае их надо разделить. Вто­рой вопрос: как они различаются?

Религия – мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в Бога, в сверхестественное.

Черты религии:

- вера в бога, совершенное духовное начало, которое стоит у истоков мира;

- возможность контакта с богом ( в форме молитвы, культовых ритуалов, через посредника – пророка, посредством выбора ценностей добра или зла);

- вера в бессмертие души, в загробную жизнь;

- бинарность (двойственность) религиозного сознания (бог и дьявол, душа и плоть, добро и зло, человек и природа, земной и потусторонний мир);

- социальный институт, организующий деятельность верующих людей, в форме церкви со своей иерархией, секты, деноминации (религиозное объединение, формирующееся открыто, в отличие от секты);

- Национальные религии (китайское конфуцианство, японский синтоизм, еврейский иудаизм, индийский индуизм) и мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

Буддизм– это религия, которая возникла на северо-западе Индии в 5-6 вв. до н.э. Это самая древняя из мировых религий. Число ее сторонников – 0,5 млрд.чел. Ее основателем был индийский принц Гаутама (по преданию родился в 623 г. до н.э. в королевской семье). В основе буддизма - 4 благородных истины.

1)Истина страдания. Жизнь есть страдание (рождение, удовольствия, болезни, старость, смерть).

2)Истина о причинах страдания. Причина – страсти, стремления. Человек стремится к вечной жизни, бессмертной душе, но зачем, если жизнь есть страдание.

3)Истина о прекращении страдания. Чтобы страдание прекратилось, человек должен отказаться от своих страстей и желаний.

4)Истина о пути прекращения страдания. Верить в Будду и его учение, соблюдать моральные принципы (не лгать, не клеветать, не совершать дурных поступков) и сконцентрироваться на отказе от страстей.

Конечной целью на пути спасения от страданий является нирвана (просветление). Находясь в состоянии нирваны, человек полностью свободен от своего тела и мучающих его страстей (печали, гнева, злости, жадности, радости, любви, привязанности к семье и друзьям).

Христианство – вера в Иисуса Христа, самая распространенная мировая религия. Примерно 1,5 млрд. христиан.

Основы (догматы) изложены в Библии ( сборнике религиозных текстов – жизнеописаний Иисуса Христа, проповедей апостолов и посланий вселенских соборов). Земная жизнь Иисуса Христа изложена в 4-х Евангелиях (от Иоанна, Луки, Марка, Матфея).

Основные идеи христианства: идея спасения, искупительная миссия Христа, его второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного

Течения христианства: православие ( с I века), католицизм ( с 8 века), протестантизм ( с 16 века). Секты – мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней), баптисты, пятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы и др.

Ислам (мусульманство) – догматы изложены в Коране (сборнике проповедей Мухаммеда в Мекке и Медине). Религия возникла в 7 веке. Распространена в арабских странах, примерно 1 млрд. верующих. Основные идеи ислама: вера в единого бога Аллаха, фатализм (предопределенность судьбы), шариат (подчинение религиозным законам всех сфер жизни мусульман).

5 основных догматов ислама:

1)Аллах – единственный бог, и любой мусульманин должен верить в Аллаха и не признавать других богов;

2)Аллах является воплощением справедливости и воздает человеку как за добро, так и за зло, которое тот совершает;

3)Мухаммед – посланник Аллаха;

4)Человеческая душа воскреснет, а концом человеческой истории будет Страшный Суд;

5)Земная власть принадлежит имамату – особому социальному институту, объединяющему в своих руках духовную и светскую власть.

5 основных обязанностей мусульман:

1)правоверный мусульманин должен верить, что Аллах – единственный бог;

2)правоверный обязан регулярно 5 раз в день совершать намаз (молитву с поклонами);

3)правоверный должен хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Мекку, святой город мусульман. В Мекке находится святыня мусульман – Кааба (храм в форме куба). Если хадж совершить невозможно, верующий может поручить сделать это за себя другому человеку;

4)правоверный обязан совершать пост, воздерживаться от употребления еды и напитков в светлое время суток. Есть и другие ограничения: запрещается нюхать еду и любые ароматические вещества, ругаться, врать. Употреблять грубые выражения и даже глотать слюну. От поста верующего могут освободить детский возраст, болезнь, беременность, старость.




5)Каждый верующий обязан отдавать 10% от своего дохода в пользу властей, а также совершать добровольную милостыню. Человек, нарушивший пост, должен кормить одного нищего в течение двух месяцев или раздать милостыню 60 мусульманам.

Религия - мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в Бога, в сверхестественное.
Черты религии: - вера в бога, совершенное духовное начало, которое стоит у истоков мира; - возможность контакта с богом ( в форме молитвы, культовых ритуалов, через посредника – пророка, посредством выбора ценностей добра или зла); - вера в бессмертие души, в загробную жизнь; - бинарность (двойственность) религиозного сознания (бог и дьявол, душа и плоть, добро и зло, человек и природа, земной и потусторонний мир); - социальный институт, организующий деятельность верующих людей, в форме церкви со своей иерархией, секты, деноминации (религиозное объединение, формирующееся открыто, в отличие от секты); - Национальные религии (китайское конфуцианство, японский синтоизм, еврейский иудаизм, индийский индуизм) и мировые религии (христианство, ислам, буддизм).
Буддизм - это религия, которая возникла на северо-западе Индии в V-VI вв. до н.э. Это самая древняя из мировых религий. Число ее сторонников – 0,5 млрд.чел.
В основе буддизма - 4 благородных истины: 1)Истина страдания. 2)Истина о причинах страдания. 3)Истина о прекращении страдания. 4)Истина о пути прекращения страдания. 1)Истина страдания. Жизнь есть страдание (рождение, удовольствия, болезни, старость, смерть). 2)Истина о причинах страдания. Причина – страсти, стремления. Человек стремится к вечной жизни, бессмертной душе, но зачем, если жизнь есть страдание. 3)Истина о прекращении страдания. Чтобы страдание прекратилось, человек должен отказаться от своих страстей и желаний. 4)Истина о пути прекращения страдания. Верить в Будду и его учение, соблюдать моральные принципы (не лгать, не клеветать, не совершать дурных поступков) и сконцентрироваться на отказе от страстей. Конечной целью на пути спасения от страданий является нирвана (просветление). Находясь в состоянии нирваны, человек полностью свободен от своего тела и мучающих его страстей (печали, гнева, злости, жадности, радости, любви, привязанности к семье и друзьям).
Христианство – вера в Иисуса Христа, самая распространенная мировая религия. Примерно 1,5 млрд. христиан. Основы (догматы) изложены в Библии ( сборнике религиозных текстов – жизнеописаний Иисуса Христа, проповедей апостолов и посланий вселенских соборов). Земная жизнь Иисуса Христа изложена в 4-х Евангелиях (от Иоанна, Луки, Марка, Матфея).
Основные идеи христианства: идея спасения, искупительная миссия Христа, его второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного.
Течения христианства: православие( с I века), католицизм ( с VIII века), протестантизм ( с XVI века). Секты – мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней), баптисты, пятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы и др.
Ислам (мусульманство) мировая религия возникла в VII веке, распространена в арабских странах, примерно 1 млрд. верующих. Догматы изложены в Коране (сборнике проповедей Мухаммеда в Мекке и Медине).
Основные идеи ислама: вера в единого бога Аллаха, фатализм (предопределенность судьбы), шариат (подчинение религиозным законам всех сфер жизни мусульман).
5 основных обязанностей мусульман: 1)правоверный мусульманин должен верить, что Аллах – единственный бог; 2)правоверный обязан регулярно 5 раз в день совершать намаз (молитву с поклонами); 3)правоверный должен хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Мекку, святой город мусульман. В Мекке находится святыня мусульман – Кааба (храм в форме куба). Если хадж совершить невозможно, верующий может поручить сделать это за себя другому человеку; 4)правоверный обязан совершать пост, воздерживаться от употребления еды и напитков в светлое время суток. 5)каждый верующий обязан отдавать 10% от своего дохода в пользу властей, а также совершать добровольную милостыню. Человек, нарушивший пост, должен кормить одного нищего в течение двух месяцев или раздать милостыню 60 мусульманам.

Религия – мировоззрение, мироощущение и поведение, определяемое верой в Бога, в сверхестественное.

Черты религии:

- вера в бога, совершенное духовное начало, которое стоит у истоков мира;

- возможность контакта с богом ( в форме молитвы, культовых ритуалов, через посредника – пророка, посредством выбора ценностей добра или зла);

- вера в бессмертие души, в загробную жизнь;

- бинарность (двойственность) религиозного сознания (бог и дьявол, душа и плоть, добро и зло, человек и природа, земной и потусторонний мир);

- социальный институт, организующий деятельность верующих людей, в форме церкви со своей иерархией, секты, деноминации (религиозное объединение, формирующееся открыто, в отличие от секты);

- Национальные религии (китайское конфуцианство, японский синтоизм, еврейский иудаизм, индийский индуизм) и мировые религии (христианство, ислам, буддизм).

Буддизм– это религия, которая возникла на северо-западе Индии в 5-6 вв. до н.э. Это самая древняя из мировых религий. Число ее сторонников – 0,5 млрд.чел. Ее основателем был индийский принц Гаутама (по преданию родился в 623 г. до н.э. в королевской семье). В основе буддизма - 4 благородных истины.

1)Истина страдания. Жизнь есть страдание (рождение, удовольствия, болезни, старость, смерть).

2)Истина о причинах страдания. Причина – страсти, стремления. Человек стремится к вечной жизни, бессмертной душе, но зачем, если жизнь есть страдание.

3)Истина о прекращении страдания. Чтобы страдание прекратилось, человек должен отказаться от своих страстей и желаний.

4)Истина о пути прекращения страдания. Верить в Будду и его учение, соблюдать моральные принципы (не лгать, не клеветать, не совершать дурных поступков) и сконцентрироваться на отказе от страстей.

Конечной целью на пути спасения от страданий является нирвана (просветление). Находясь в состоянии нирваны, человек полностью свободен от своего тела и мучающих его страстей (печали, гнева, злости, жадности, радости, любви, привязанности к семье и друзьям).

Христианство – вера в Иисуса Христа, самая распространенная мировая религия. Примерно 1,5 млрд. христиан.

Основы (догматы) изложены в Библии ( сборнике религиозных текстов – жизнеописаний Иисуса Христа, проповедей апостолов и посланий вселенских соборов). Земная жизнь Иисуса Христа изложена в 4-х Евангелиях (от Иоанна, Луки, Марка, Матфея).

Основные идеи христианства: идея спасения, искупительная миссия Христа, его второе пришествие, страшный суд, небесное возмездие, установление царства небесного

Течения христианства: православие ( с I века), католицизм ( с 8 века), протестантизм ( с 16 века). Секты – мормоны (Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней), баптисты, пятидесятники, адвентисты, Свидетели Иеговы и др.

Ислам (мусульманство) – догматы изложены в Коране (сборнике проповедей Мухаммеда в Мекке и Медине). Религия возникла в 7 веке. Распространена в арабских странах, примерно 1 млрд. верующих. Основные идеи ислама: вера в единого бога Аллаха, фатализм (предопределенность судьбы), шариат (подчинение религиозным законам всех сфер жизни мусульман).

5 основных догматов ислама:

1)Аллах – единственный бог, и любой мусульманин должен верить в Аллаха и не признавать других богов;

2)Аллах является воплощением справедливости и воздает человеку как за добро, так и за зло, которое тот совершает;

3)Мухаммед – посланник Аллаха;

4)Человеческая душа воскреснет, а концом человеческой истории будет Страшный Суд;

5)Земная власть принадлежит имамату – особому социальному институту, объединяющему в своих руках духовную и светскую власть.

5 основных обязанностей мусульман:

1)правоверный мусульманин должен верить, что Аллах – единственный бог;

2)правоверный обязан регулярно 5 раз в день совершать намаз (молитву с поклонами);

3)правоверный должен хотя бы раз в жизни совершить хадж – паломничество в Мекку, святой город мусульман. В Мекке находится святыня мусульман – Кааба (храм в форме куба). Если хадж совершить невозможно, верующий может поручить сделать это за себя другому человеку;

4)правоверный обязан совершать пост, воздерживаться от употребления еды и напитков в светлое время суток. Есть и другие ограничения: запрещается нюхать еду и любые ароматические вещества, ругаться, врать. Употреблять грубые выражения и даже глотать слюну. От поста верующего могут освободить детский возраст, болезнь, беременность, старость.

5)Каждый верующий обязан отдавать 10% от своего дохода в пользу властей, а также совершать добровольную милостыню. Человек, нарушивший пост, должен кормить одного нищего в течение двух месяцев или раздать милостыню 60 мусульманам.

Религия – иррациональная форма взаимодействия человека со средой обитания как процесс постижения сущности сверхъестественного существа и стремление к слиянию с ним через соблюдение норм религиозной жизни.

Религиозность базируется не на попытке получения объективного знания о мире и месте человека в нем. Она строится на таком типе отношения человека к миру как вера, убеждение в пребывании чего-либо, не основанного на доказательстве. Источником религиозного знания, переживания, представления о мире становится Откровение – это сверхъестественное знание, данное человеку свыше. Источником может выступать либо пророк (Моисей, Мохаммед), либо сам Абсолют, Бог, воплотившийся на Земле, или непосредственно явившийся в этот мир и декларирующий то, что он хочет донести до человека.

Откровение является высшей, абсолютной информацией, которую ограниченный разум человека не в состоянии представить во всей полноте и развернутости, и который должен принимать на веру. Важнейшей чертой религии является то, что она все связанное с нею делает священным. Ее символы, реликвии, храмы – это святыни. Ее положения – святые истины, ее наиболее отличившиеся приверженцы причисляются к лику святых, ее служители. Священность, святость есть понятие, которое относится к вещам возвышенным, заветным, исключительно важным, необычайно почитаемым.

В духовной функции религия обеспечивает целостность культуры, определяя образ мышления и поведения людей. Суть социальной функции религии заключается в утешении духовно ослабевших лиц, в обеспечении социального порядка и стабильности в обществе. В моральной функции религия спасает человека от суеты повседневных дел и требует обращения к вечному и бесконечному, напоминая ему о высших идеалах. Верующему в бесконечный разум и бесконечную жизнь человеку дается надежда на спасение, что духовно и нравственно возвышает каждого индивида.

При этом религия оперирует силой общедоступных моральных понятий и нравственных образов, таких как добро, зло, грех, спасение, вечное страдание или блаженство. По своей сути, религия является отражением мечты человека о духовно-нравственном совершенстве мира, в котором духовное начало выражается совокупностью религиозных символов, ценностей, идеалов, а нравственное - совокупностью норм и представлений религиозной жизни. По связи с религией выделяют христианский, индо-буддийский и конфунцианско-даосистский, исламский типы культуры.

Христианский тип культуры

Суть их сводится к требованию чтить лишь одного Бога, Создателя и Владыку мира, запрету идолопоклонства, а также к основным нормам морали: чти отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй. Зародившись в Иудее (провинция Древнего Рима), учение Иисуса Христа стало самой распространенной верой в мире. Христианское вероучение унаследовало от иудаизма ветхозаветную историю сотворения мира и человека Богом, грехопадения, совершенного в раю Евой и Адамом, последующей жизни их потомков на Земле.

Иисус Христос как Бог-сын в человеческом образе, любящий и идущий на муку ради людей, терпит страдания за них. Иисус Христос мученик – это представление, совершившее переворот в религиозном сознании. Тайна духовной силы христианства – в новом образе Бога, в личности Иисуса Христа, которая нашло способ сделать Бога ближе к человеку. Иисус Христос – человеческий лик бесконечного, незримого, неисповедимого Бога-Отца. Христианство зовет к личной встрече человека с Христом и обретению Христа в своей душе.




С конца I века христианство приобрело межнациональный характер и стало быстро распространяться по миру. Апостолы Матфей, Марк, Лука и Иоанн написали Евангелия, рассказывающие о деяниях Иисуса. Апостол Павел начал дело создания единой христианской церкви. В начале IV века при императоре Константине христианская церковь получила государственное признание и превратилась в господствующую церковь Римской империи. Впоследствии христианская церковь предприняла шаги к объединению церковных образований в разных странах под эгидой римского первосвященника.

На первом и втором Вселенских соборах был утвержден основной догмат христианства – Символ веры. В целях искоренения ересей христианству постепенно придавалась строгая догматическая форма, утверждался канонический текст Священного Писания, единая система основоположений, единая форма культа, ритуалов, символики и пр. Самый большой раскол христианской Церкви наметился после разделения Римской империи на Западную (Римскую) и Восточную (Византийскую) с центром в Константинополе (395 г.). В 1054 году между ними произошел окончательный раскол.

С XVI века в Европе начинается движение Реформации. Недовольство верующих церковными злоупотреблениями и корыстолюбием священнослужителей привело к массовой поддержке выступлений М. Лютера в Германии и Ж. Кальвина во Франции против католической церкви. Под лозунгами Реформации родилось новое направление в христианстве, отколовшееся от католичества, – протестантизм. Протестантизм считает, что посредники между людьми и Богом в лице священнослужителей истинно верующим не нужны.

Таким образом, расхождения между тремя ветвями христианства – католичеством, православием и протестантизмом – затронули организационные, богословские, культовые и другие вопросы.

Исламский тип культуры

Божественные откровения Мухаммеда были записаны и объединены в сводный текст, составляющий священную книгу исламской религии – Коран. Дополнением к Корану служит сунна, т. е. Священное предание, в котором содержится множество хадисов – рассказы о жизни Мухаммеда. Составители Корана были знакомы с Библией, поскольку в нем воспроизводятся библейские сюжеты о сотворении мира за шесть дней, об Адаме и его жене, о вкушении запретного плода и т. д.

Упоминаются в Коране и библейские пророки: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Йакуб (Иаков), Йусуф (Иосиф), Муса (Моисей), Иса (Иисус). Последний и самый высший из пророков – Мухаммед, которому был ниспослан свыше Коран (с араб. чтение), где изложены законы, по которым Аллах велит жить мусульманам. Коран предписывает обязательные молитвы и посты, обрезание для мальчиков, ношение паранджи для женщин, запреты на пьянящие напитки и свинину, на азартные игры, на ростовщичество и выплату процентов по долгам.

Намаз (или Салат) – обязательная молитва пять раз в день. Молитвенный ритуал регламентирован до мельчайших подробностей. По пятницам полуденная молитва должна совершаться коллективно в мечети.

Саум (пост в месяц рамадан) – весь этот месяц мусульманин днем не должен есть, пить, вдыхать дым и благовония, вступать в половые отношения. С наступлением вечера и до рассвета запреты снимаются.

Закят – обязательная милостыня или налог в пользу бедных, размеры которого колеблются от 1/40 до 1/5 дохода. Считается, что уплата закята очищает имущество, делает богатство праведным.

Хадж – паломничество в Мекку, к священному храму Каабе, который должен совершить каждый мусульманин в течении жизни или послать вместо себя своего заместителя. Мусульманин, совершивший паломничество получает звание хаджи и право носить зеленую чалму.

Появившись в глубине Аравийской пустыни, ислам по мере своего распространения, впитывал в себя достижения греко-римской, византийской, персидской, индийской и других культур. Это привело к расцвету в X-XII веках классической арабо-мусульманской культуры как фундамента, на котором строится культура исламского мира. Объединяющими ее элементами являются ислам и арабский язык, на котором написан Коран. Арабо-мусульманский мир эпохи Средневековья дал человечеству множество знаний в самых различных областях науки и практики.

В изучении сложных, многоплановых объектов, явлений или процессов используется метод научного познания, заключающийся в подразделении их на типы на основе общих специфических свойств. Он помогает разобраться, рационально осмыслить изучаемый материал, составить целостное представление о нем. Культура – это феномен, характеризующийся бесконечным многообразием проявлений. Единственно возможная методология ее познания – выделение в типологии субфеноменов, их изучение как частных проявлений глобального целого.


Критерии типологизации культур

Типология (от греч. tipos – форма, образец и logos – учение) – метод познания, направленный на сравнительное изучение признаков, связей, функций, отношений, уровней системной организации объекта. Типология культуры – выделение отдельных типов культур на основе характерных, типичных черт и определение их места в культурно-историческом процессе. Тип культуры – значительное, самодостаточное культурное явление, не являющееся частью целого. Типологизация – способ выявления сходства и различия объектов, поиск критериев их классификации. Критерии построения типологии культур:

  • лингвистический – группировка по форме родственных языков: индоевропейская, семито-хамитская, урало-алтайская культуры;
  • исторический– первобытная, античная, средневековая;
  • пространственно-региональный – европейская, азиатская, восточная, латиноамериканская;
  • религиозный– христианская, мусульманская, буддийская культуры;
  • гендерный – патриархальная, матриархальная;
  • социологический – выделение субкультур по принципу социальной специфики ее носителей (сельская, городская, профессиональная, молодежная);
  • национальный – русская, японская, американская, французская;
  • сфера общества или вид деятельности – производственная, экономическая, педагогическая, художественная;
  • тип социального развития – традиционная, инновационная;
  • хозяйственный уклад – культура охотников и собирателей, огородников, землевладельцев, скотоводов;
  • уровень развития материального производства – доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • специфика социальной солидарности – этническая, национальная, конфессиональная;
  • идеологические и политические признаки – культура класса, социалистическая культура;
  • место и роль религии – религиозная, светская культура;
  • культурная форма – элитарная, массовая, народная.

Типологизация культур сопряжена с трудностями, определяемыми:

  • размытостью культурных характеристик;
  • постоянным изменением свойств и признаков культуры;
  • сближением и смешением культур, стиранием существующих между ними различий.

Основу типологии составляет совокупность отличительных признаков. Каждый исследователь выделяет значимые для его концепции характеристики. На выбор оснований для типологии влияют:

  • запросы общества в получении достоверной информации;
  • направление, в рамках которого исследуется культура;
  • принадлежность исследователя к определенной школе и ее традиции;
  • задачи, которые ставит перед собой исследователь.

Типологизация культур – это создание идеальных, абстрактных моделей, которые в обобщенном, схематизированном виде отражают наиболее существенные признаки той или иной культуры, отличающие ее от других и проявляющиеся в самых различных сферах общественной жизни.

Основные типологии культур

Существует множество подходов, концепций исследования культуры, а также научных школ и направлений культурологии.

Историко-этнографическая типология

Это одна из первых типологий, базирующаяся на выделении общих для той или иной группы культур особенностей образа жизни, проявляющихся у разных народов и этносов. Она включает в себя 4 разновидности типологических построений:

  1. Антропологическая типология – ее главными критериями являются принадлежность людей к разным антропологическим типам (расам) и территориальная общность.
  2. Хозяйственно-бытовая типология – объединяющими признаками выступают тип хозяйства и формы организации хозяйственной деятельности, определяемые уровнем социально-производственного развития.
  3. Этнолингвистическая типология – группирует культуры на основе генетического родства языков, их структурного сходства и функционального подобия.
  4. Географическая типология – рассматривает фактор географического соседства народов в пределах какой-либо обширной территории как определяющий общность черт материальной и духовной культуры.

Историко-этнографический подход направлен на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Исследователи – антропологи и этнографы одними из первых установили связь между потребностями человека и средствами их удовлетворения, вырабатываемыми и предоставляемыми культурой. Приверженцы данного подхода называют культурой все, что отличает жизнь человеческого общества от природы, все стороны человеческого бытия. Они рассматривают культуру как уникальную закрытую систему, а все культуры как сравнимые между собой. Представители культурной антропологии – К. Леви-Стросс, А. Кребер, Б. К. Малиновский.


Эволюционная типология

Сторонники эволюционного подхода рассматривали культуру как комплекс, включающий в себя знания, верования, искусство, мораль, обычаи, законы и иные способности и навыки, унаследованные членами данного сообщества и проявляющиеся на поведенческом уровне. Они исходили из идеи единства человечества, единообразия и прямой однолинейности развития культур от простого к сложному.

Основоположники эволюционного подхода Э. Тэйлор и Л. Морган считали, что все народы и культуры проходят в своем развитии одни и те же стадии – дикость, варварство и цивилизация. Дж. Фрезер выделял другие стадии – магия, религия, наука. К. Ясперс считал, что в истории культуры определяющее значение имеют не экономические факторы, а духовные. Он выделял 4 периода:

Во второй половине XIX века эволюционная концепция была популяризирована Ф. Энгельсом и развита в формационном учении К. Маркса. Последний выделяет 5 общественно-экономических формаций, различающихся по характеру существующих в обществе производительных сил и производственных отношений:

  1. Первобытнообщинная– самая ранняя форма организации общественной жизни, характеризующаяся коллективизмом в производстве и распределении, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием социального расслоения.
  2. Рабовладельческая– первая форма классового общества, основанная на праве собственности на человека, его угнетении и эксплуатации.
  3. Феодальная – формация, основу которой составляет частная собственность феодала на землю и неполная собственность на работника – крестьянина.
  4. Капиталистическая – базируется на капиталистической частной собственности на средства производства и использовании наемного труда рабочих.
  5. Коммунистическая– идеальное общество будущего, в котором будут упразднены частная собственность и классовое неравенство.

В XX веке западными философами, политологами и социологами Р. Ароном, Д. Беллом, О. Тоффлером, А. Туреном и другими была предложена типология, в которой общества разделены по достигнутому ими уровню развития науки, техники и производства. В концепции выделено 3 стадии индустриализации:

  1. Доиндустриальное общество – включает в себя первобытнообщинное, рабовладельческое и феодальное общество.
  2. Индустриальное общество – основано на развитии крупного промышленного производства, формирует соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры.
  3. Постиндустриальное общество – характеризуется широким использованием высоких технологий в производстве, расширением сферы услуг, повышением значения информации, научного знания, образования.


Цивилизационная типология

Эволюционному подходу противостоит цивилизационный, основанный на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых, самостоятельных культур. Основоположник типологии – русский культуролог Н. Я. Данилевский. Исследователь разработал концепцию локальных цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии зарождения, расцвета, упадка и гибели. Автор выделяет 10 культурно-исторических типов, частично или целиком исчерпавших возможности своего развития:

  1. Египетская
  2. Китайская
  3. Ассирийско-вавилоно-финикийская или халдейская (древнесемитская)
  4. Индийская
  5. Иранская
  6. Еврейская
  7. Греческая
  8. Римская
  9. Аравийская (новосемитская)
  10. Германо-романская (европейская)

Немецкий историк культуры О. Шпенглер рассматривает культуру как единый организм, развивающийся в пределах биологического цикла: рождение – расцвет – смерть. Концепция О. Шпенглера базируется на идее изолированности всех культур и единстве логики их развития. Исследователь выделяет 8 типов культур:

  1. Китайская
  2. Вавилонская
  3. Египетская
  4. Индийская
  5. Античная (греко-римская)
  6. Арабская
  7. Западноевропейская
  8. Майя

Британский историк и социолог А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, каждая из которых проходит в своем развитии стадии зарождения, роста, надлома и разложения. Исследователь характеризует их при помощи 2 критериев:

  • религия и форма ее организации;
  • территориальный признак.

У Данилевского критерием типологизации выступает творческая деятельность человека, у О. Шпенглера – мироощущение коллективной души народа у Ф. Тойнби – устойчивость во времени и пространстве в ситуациях вызова и взаимодействия с другими народами.

Социодинамическая модель Питирима Сорокина

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Исследователь рассматривает историю человечества как последовательную смену социокультурных сверхсистем, которые делит на 3 типа:

  • Идеациональный – в его основе лежит убеждение в доминировании сверхчувственной реальности: земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, единство с Богом является единственной и высшей целью. К этому типу относится культура средневековой Европы, Греции VIII-VI вв. до н.э. брахманской Индии, Буддийская и Лаосистская культуры.
  • Чувственный– современный тип культуры. Земное бытие обладает ценностью само по себе: только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем – реально и имеет смысл.
  • Идеалистический – базируется на признании сверхчувственного и чувственного аспектов реальности. К такому типу относятся европейские культуры эпохи позднего Средневековья и Возрождения.

Концепция П. Сорокина рассматривает культуру как единство, составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценность. Именно эта доминирующая ценность служит основой и фундаментом культуры.

Коммуникационная типология Г. Маклюэна

Канадский социолог и культуролог Г. Маклюэн предложил типологию, главным критерием которой становятся средства общения, формирующие сознание людей и стиль жизни. На этом основании исследователь выделяет 3 типа культур:

Г. Маклюэн рассматривает культуру как систему коммуникаций, оставив в стороне ее интеллектуальное и моральное содержание.


Типология социокодов М. Петрова

Советский историк и культуролог М. Петров рассматривал культуру как форму социальной наследственности. Критерием типологии М. Петрова служит способ передачи знаний от поколения к поколению. Совокупность знаний и способов их передачи, связанные с ними общественные институты и механизмы исследователь называет социокодом. Исследователь выявил существование 3 основных структурных ключей социального кодирования и соответствующих им типов культур:

Заключение

1. Для чего нужна типология культуры?

2. Понятие типологии, типологизации и типа культуры. Критерии типологизации культур:

  • лингвистический;
  • исторический;
  • пространственно-региональный;
  • религиозный;
  • социологический;
  • гендерный;
  • национальный;
  • сфера общества или вид деятельности;
  • тип социального развития;
  • хозяйственный уклад;
  • уровень развития материального производства;
  • специфика социальной солидарности;
  • идеологические и политические признаки;
  • место и роль религии;
  • культурная форма.

3. Сложности типологизации. Факторы выбора оснований для типологии.

4. Историко-этнографческая типология. Виды:

  • антропологическая;
  • хозяйственно-бытовая;
  • этнолингвистическая;
  • географическая.

5. Эволюционная типология. Типологии Э. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фрезера.

6. Четыре исторических периода в типологии К. Ясперса:

  1. прометеевская эпоха;
  2. великие исторические культуры древности;
  3. осевое время;
  4. технический век.

7. Пять общественно-экономических формаций К. Маркса:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая.

8. Типология по уровню развития науки, техники и материального производства (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен). Стадии индустриализации:

  1. доиндустриальное общество;
  2. индустриальное общество;
  3. постиндустриальное общество.

9. Цивилизационная типология. Концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Типология представляет собой особый способ научного познания, основу которого составляют два процесса:

  • расчленение системы объектов;
  • их группировка на основании обобщающей модели.

Для исследования культуры типология предполагает системную характеристику и толкование разных культурных комплексов, а также определение тенденций их развития.

Типология культуры – это знание, описание, понимание, классификация различных проявлений культуры на основании какого-либо признака

Существует множество критериев типологии культур, в частности:

  • территориальная принадлежность культуры;
  • регионально-этническая особенность;
  • исторический тип общества;
  • отношение к религии;
  • вид деятельности;
  • специализация
  • и т.п.

Основные понятия процесса типологизации культур

В культурологии и в других смежных науках нет единого мнения о сущности таких понятий, как тип, отрасль, вид и форма культуры.

Сферами или разновидностями культуры общества исследователи часто называют политическую, экономическую и художественную культуры.

Как правило, под отраслью культуры понимается совокупность правил, моделей и норм поведения людей, составляющую достаточно замкнутую область внутри целого.

Типы культуры, в свою очередь, по мнению большинства исследователей, - это совокупности норм, правил, моделей поведения людей, которые, формируя относительно замкнутые области, не являются частями одного целого.

Следовательно, любую национальную культуру следует относить к культурным типам. Хозяйственные и регионально-этнические исторические образования также считаются типами культуры.

Под формой культуры понимается такая совокупность норм, правил и моделей поведения людей, которая не может считаться полноценным автономным образованием, но ее также нельзя рассматривать как составную часть какого-либо целого. Формами культуры можно назвать народную, массовую и элитарную культуры, которые являются особым, специфическим способом проявления художественного содержания.

Виды культуры представляют собой совокупности норм, правил и моделей поведения, являющиеся разновидностями более общей культуры. Основные виды культуры:

  • общенациональная,
  • доминирующая,
  • субкультура и контркультура;
  • сельская,
  • городская,
  • специализированная,
  • обыденная.

Духовную и материальную культуру не получается включить в представленную концептуальную схему, т.е. отнести к отрасли, типу или форме культуры, поскольку они являются комбинированными образованиями и в разной степени включают все классификационные признаки

Среди разновидностей духовной культуры можно выделить художественную культуру, в то время как физическая культура выступает разновидностью материальной

Рассмотренная типология культур не является единственно верной, она весьма приблизительна, но ее преимущество в отсутствии противоречивости и наличии логической обоснованности.

Значение типологии культур

Культура современного общества – это крайне неоднородное явление. Типология культур необходима для наиболее полноценного исследования культуры как таковой. Также она дает возможность объяснить и охарактеризовать крайне разнородный материал – многочисленные культурные объекты.

Таким образом, типология культуры – это метод научного познания, который дает возможность расчленить, отделить друг от друга социокультурные объекты и системы, сгруппировать их посредством модели обобщенного идеализированного типа и представить результат подобного типологического описания и сопоставления.

Основания типологии культур

В культурологии для типологии культур имеются различные, но приблизительно равноправные основания. К ним относятся различные совокупности показателей, включающие в себя в соответствии с поставленными задачами определенные значимые признаки исследуемых культур.

Таким образом, в современном научном сообществе нет единого подхода к типологии культур. Наоборот существует их разнообразие и множество классификаций, однако нельзя говорить о правильности одних или ложности других.

Читайте также: