Консалтинг в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Каадзе Анастасия Геннадьевна Ответственный редактор

Конечно, обращать внимание при выборе консалтинговой компании на ее участие в различных рейтингах и рэнкингах можно и нужно. Однако в сфере российского бизнеса до сих пор самой лучшей рекомендацией для компании является… устная. Да-да, сарафанное радио среди бизнесменов развито не меньше, а возможно, и больше, чем в других областях. И это вполне объяснимо: когда речь идет о больших деньгах, люди очень осторожны и послушают, скорее своего, знакомого, чем мнение пусть компетентных, но сторонних специалистов.

Зачем нужен консалтинг

Бизнесмены обращаются за помощью к внешним консультантам в различных ситуациях. Например, когда собственными силами не получается разработать налоговую стратегию, решить проблему или настроить учет. Оценка ситуации и свежий взгляд со стороны позволяют увидеть новые пути развития компании.

В связи с тем, что крупный бизнес главным образом сосредоточен в Москве и больших городах России, в небольших регионах за консультациями обращаются представители малого и среднего предпринимательства.

Специалисты по консалтингу выполняют следующие задачи:

  • проводят анализ текущего состояния компании, выявляют проблемы;
  • находят пути выхода из трудной ситуации, решают наболевшие вопросы;
  • разрабатывают рекомендации для внедрения новой стратегии в жизнь компании;
  • планируют организационные и управленческие мероприятия;
  • оценивают результаты возможных изменений, прогнозируют исход ситуации.

Консалтинговые агентства могут внедрять как готовые бизнес-решения, так и разрабатывать новые. Какое именно решение подойдет — зависит от конкретной ситуации.

Зарождение консалтинга в России

Консалтинговый рынок в России начал развиваться в 90-е годы ХХ века. И если в 1991 году было открыто около 20 агентств, то в 2017 году только в рейтинге лучших консалтинговых компаний фигурировало более 100 представителей сферы.

Развитие российского рынка консалтинговых услуг нельзя назвать равномерным, как и всей экономики страны. По статистике рейтингового агентства Эксперт РА, общий объем рынка консалтинга в 2014 году составил 116,4 миллиарда рублей, в 2015 — 126 миллиардов рублей. По данным РБК, за 2017 год российские организации оплатили услуги консалтинга на сумму 120 миллиардов рублей.

Структура отечественного рынка консалтинга

Рынок консалтинговых услуг делится на несколько направлений: IT-консалтинг, управленческий, кадровый, инвестиционный и оценочный, налоговый , бухгалтерский , юридический и пр. Остановимся подробнее на каждом виде.

Подразумевает использование современных технологий, разработку и внедрение нового программного обеспечения, тестирование и совершенствование имеющегося ПО. IT-консалтинг призван обеспечить необходимую защиту и безопасность в сфере компьютерных технологий.

По данным рэнкинга RAEX, в 2015 году IT-консалтинг занимал 59% в общей структуре всего рынка консультационных услуг. К 2018 году эта цифра составила уже 67,3%. Эксперты связывают рост с развитием облачных технологий и импортозамещения. Компании начинают пользоваться российскими программными продуктами, которые по понятным причинам дешевле зарубежных аналогов. IT-консалтинг востребован из-за необходимости внедрения и сопровождения компьютерных программ.

Сосредоточен на достижении положительной динамики основных показателей фирмы, выхода из кризиса, снижении издержек предприятия. В числе задач консультанта: определение сильных сторон бизнеса и его конкурентных преимуществ, сокращение текущих расходов предприятия, разработка стратегии развития, разработка рекомендаций по устранению имеющихся проблем.

В 2015 году это направление составило 5% отечественного рынка консалтинга, а в 2018 году доля снизилась до 2,5%. По оценкам специалистов, сжатие рынка происходит из-за низкой платежеспособности большинства потребителей услуг и по причине неустойчивой экономической ситуации.

Решает кадровые вопросы, стоящие перед руководителем. Основная задача кадрового консалтинга — добиться максимального эффекта от использования человеческих ресурсов.

Аналитики отмечают, что этот сегмент занимает 2,5% в общей структуре рынка консалтинга, но наблюдается устойчивая тенденция к его росту. В 2017 году рынок консалтинга в области управления персоналом увеличился на 52,9% и стал одним из лидеров по востребованности. Это связано с наблюдаемым в промышленности недостатком рабочих и инженеров, готовых применять на практике новое оборудование и сложные программы. Необходимо обучение и переподготовка персонала предприятий.

  • инвестиционный и оценочный консалтинг

Специалист по консалтингу определяет выгоду от вложения денег, рассчитывает показатели эффективности инвестиционного проекта. Он помогает выбрать брокерскую компанию, составляет портфель инвестиций, план по вложению средств. Оценивается будущая выгода во времени и в рамках разных условий инвестирования, а затем выбирается лучший вариант.

  • налоговый и юридический консалтинг

Это направление всегда находилось на лидирующих позициях, но в последние годы наблюдается снижение. Если в 2015 году данный сегмент занимал 12% в общей структуре выручки консалтингового бизнеса, то на начало 2018 года эта цифра снизилась до 6,8%. Сжатие рынка объясняется неопределенностью деятельности компаний из-за трудности прогнозов развития законодательства РФ. Наблюдается прессинг со стороны налоговых структур, целью которых является увеличение поступлений в бюджет. Несмотря на стабильный спрос на налоговые и юридические консультации, большой прибыли сегмент не приносит.

Крупные компании имеют собственных специалистов в области налогов и права, а средний и малый бизнес старается снизить расходы на консалтинг, и возлагает на внутренних сотрудников непрофильные функции. Бухгалтеры и документоведы предприятий, одновременно со своими прямыми обязанностями, вынуждены выполнять задачи, затрагивающие юридические и налоговые вопросы. Это может навредить фирме из-за недостаточных знаний сотрудников, привести к нарушениям в сфере правового и налогового законодательства, повлечь штрафные санкции со стороны проверяющих органов.

В ситуации, когда штатные специалисты не имеют достаточной компетенции, на выручку приходят аутсорсинговые фирмы. У крупных провайдеров на каждом участке работают профильные эксперты. Они знают не только нюансы и подводные камни своей сферы, но и обладают отличной практикой разрешения спорных ситуаций по своему направлению.

  • консалтинг в области финансового управления

Консультанты проверяют бухгалтерскую отчетность фирмы, оценивают направление текущих расходов и показатели рентабельности, целесообразность проекта или бизнеса. Изучаются финансовые риски компании, разрабатываются рекомендации для наиболее эффективного распределения финансовых потоков. Специалист дает советы в отношении страхования, бухучета, спорных финансовых ситуаций.

Эксперты отмечают рост аутсорсинга бухгалтерских и учетных процессов из-за желания клиентов снизить операционные расходы. Бухгалтерский консалтинг особенно популярен в малом бизнесе, где при необходимости полноценного учета содержать внутреннего бухгалтера невыгодно.

1C-WiseAdvice знает изнутри все сложности эффективного бизнеса. Разработанная нами система учета создана для одновременного достижения бухгалтерских, налоговых и управленческих целей. Единый программный продукт накапливает и обрабатывает учетные данные, что облегчает сдачу отчетности, помогает в случае аудиторских и налоговых проверок. Такая система учета основана на индивидуальности бизнеса, она оптимизирует затраты ресурсов и приносит максимальную пользу.

Резюмируя, отметим: на конец 2018 – начало 2019 года эксперты выделяют следующие тенденции:

author__photo

Консалтинговые услуги находятся на пике популярности. В статье рассмотрим виды консалтинга, его задачи и отличия от коучинга. Этот метод может быть полезен как крупным, так и небольшим компаниям, причем последние даже чаще прибегают к услугам консультантов.

Если компания переживает кризис, стагнацию или планирует расширяться, руководство должно оценить ее возможности и разработать подходящую стратегию. Собственные сотрудники могут обладать недостаточной квалификацией, быть необъективными. Иногда в штате нет сотрудников, способных помочь руководителю в решении управленческих, финансовых или технических вопросов. Помочь призван консалтинг.

Что такое консалтинг

Консалтинг — это услуга консультирования бизнеса по разным вопросам. Консалтинговой деятельностью занимаются специалисты с большим опытом и безупречной репутацией. Руководители могут обратиться к ним за помощью в управлении, распределении финансов, поиске подходящих кадров. Консультанты оценивают состояние компании, выявляют причины неудач и предлагают решения.

Преимущества консалтинга

Квалификация. Консультантов привлекают для сотрудничества в области бухгалтерии, маркетинга, кадров и других. В штате компании таких специалистов может не быть.

Опыт. Штатный сотрудник ограничен корпоративными рамками, внешний специалист наблюдает за десятками компаний. У него больше данных для анализа положения дел и есть готовые идеи, успешно реализованные в других компаниях.

Свежий взгляд. Консалтинговая деятельность подразумевает взгляд со стороны. У штатных сотрудников сложившееся восприятие компании, внешнему консультанту проще увидеть недостатки.


Консалтинг и коучинг: отличия методик

Консалтинг и коучинг — это совершенно разные методы.

Критерий Консалтинг Коучинг
С кем работает С компанией. Консультирует руководителя, но рассматривает компанию как единое целое Со специалистом. Помогает раскрыть лидерский потенциал руководителю, развить необходимые навыки подчиненному
Как выполняет работу Анализирует положение компании, дает готовые рекомендации для решения проблемы Задает максимум вопросов, слушает клиента, постепенно изменяя его мышление
Результат работы Разрабатывает стратегию и пошаговый план действий или берет решение задачи на себя Ведет клиента до достижения поставленной цели

Суть консалтинга — работа с компанией как со структурой, разработка стратегии ее дальнейшего развития.


Принципы работы консалтинговых компаний

У консультантов сложились основные принципы работы:

  • Применение методик с научным обоснованием. Опытный специалист пользуется проверенными стратегиями и обязательно докажет эффективность выбранного метода.
  • Обоснование целесообразности. Любое предложение консультанта должно быть обосновано и иметь практическое применение.
  • Внедрение современных информационных технологий. Грамотный специалист будет объективен, доверит сбор данных и ведение статистики специальным сервисам.

Доверьте трудоемкие рутинные процессы технологиям. Например, для автоматизации контекстной рекламы подойдет Оптимизатор Calltouch. Вы выбираете нужные рекламные кампании, указываете цель оптимизации и приемлемую стоимость. Оптимизатор будет управлять ставками автоматически, чтобы получить больше конверсий при заданных условиях.

Оптимизатор

  • Ежедневно собирает и анализирует данные из Яндекс. Директ и Google AdWords
  • Отбирает самые продуктивные ключи и повышает на них ставки
  • Помещает эффективные ключи на самые высокие позиции
  • Снижает ставки на низкоэффективные ключи
  • Увеличивает количество конверсий
  • Уменьшает стоимость лида

Цели и задачи консалтинговых компаний

Основная цель консалтинга — решение проблемы клиента. Они будут разными для каждой компании: все зависит от особенностей ее деятельности.

Задачи приглашенных специалистов:

  • анализ положения дел в компании;
  • разработка рекомендаций для повышения эффективности работы;
  • внедрение технологических новшеств для оптимизации труда;
  • реорганизация подразделений компании, планирование ее новой структуры;
  • работа с персоналом организации, его обучение;
  • аудит различных видов документации — финансовой, кадровой, юридической.


Роль консультанта в бизнесе

Консультант — это дополнительная пара глаз (иногда рук) для любого бизнеса. Его функционал зависит от вида услуг. Если специалиста привлекают для аудита, его роль сводится к анализу ситуации, выводам и составлению плана действий. Консультанты, которым отдают на аутсорсинг те или иные функции (например, бухгалтерию или юридическое сопровождение), будут более активы в бизнес-процессах. Для достижения результата обычно необходимо длительное сотрудничество.

Когда нужно применять консалтинговые услуги

Вот самые распространенные ситуации, когда полезны услуги консультанта:

  • Не хватает мощностей. Например, в штате компании нет юриста, но есть потребность в юридических услугах.
  • Запуск нового проекта. Консультант поможет оценить риски, продумать бизнес-процессы. Его участие позволит избежать ошибок и выстроить деятельность оптимальным образом.
  • Реорганизация подразделений компании. Объективный взгляд со стороны поможет грамотно перераспределить функции и обязанности.
  • Недостаточная эффективность. Например, специалист поможет понять, почему проект не выходит на запланированный уровень прибыли.
  • Кризисные ситуации в организации. Они становятся точкой роста, но только в случае грамотного менеджмента. Найти и устранить ошибки управления поможет внешний консультант.


Бизнес

Факторинг: кому и зачем он нужен

Факторинг: кому и зачем он нужен

Виды консалтинга

Потребности бизнеса расширяются и определяют виды консалтинга. Их перечень постоянно пополняется. Рассмотрим основные виды консультационных услуг.

Управленческий

Консалтинг возник как помощь руководителям в создании системы эффективного менеджмента. Управленческий консультант — это врач-терапевт для бизнеса. Консультант выявляет проблемы и их причины, например, недостаточно продуманные финансовые потоки, необходимость обучения персонала. Его задача — обнаружить проблемные места в деятельности компании и найти пути их устранения.

Стратегический

Эта разновидность консалтинговой деятельности похожа на первый тип, но в фокусе консультанта — стратегия развития компании. Для ее создания потребуется анализ ключевых показателей и всего, что происходит в компании. Этот вид услуг востребован и в случае наличия в компании проблем, и для обеспечения ее эффективного роста.

Маркетинговый

Для развития компании необходимо работать с ее имиджем , положением и репутацией на рынке. То есть уделить больше внимания рекламе.

Консультант по маркетингу составит портрет целевой аудитории , выберет формы взаимодействия с ней и предложит подходящие каналы. Также поможет привлечь новую аудиторию и поддержать лояльность уже имеющихся клиентов.

Чтобы оценить эффективность рекламы, воспользуйтесь сквозной аналитикой Calltouch. Система предоставит информацию по эффективности рекламных источников в удобных и понятных отчетах. Так специалистам будет гораздо проще улучшать маркетинговую стратегию.

Сквозная аналитика

  • Автоматически соберет данные с рекламных площадок, сервисов и CRM в 1 окне
  • Бесплатные интеграции c CRM и другими сервисами: более 50 готовых решений
  • Анализируйте воронку продаж от показов до кассы
  • Оптимизируйте свой маркетинг с помощью подробных отчетов: дашборды, графики, диаграммы
  • Кастомизируйте таблицы, добавляйте свои метрики. Стройте отчеты моментально за любые периоды

IT-консалтинг

В задачи IT-консультантов входят подбор программ, которые автоматизируют некоторые рабочие процессы, их внедрение (настройка под потребности заказчика) и обучение персонала работе с новыми сервисами.

Иногда готовым ПО не обойтись — требуется разработка индивидуального. Выявив потребности бизнеса, консультант обозначит задачи для программистов. Специалиста можно привлечь и для тестирования эффективности уже имеющейся программы.


Финансовый

Консультантов привлекают для оценки финансовой эффективности организации и поиска возможных путей ее повышения. Нередко к консультантам обращаются по вопросам выбора подходящей схемы налогообложения, страхования имущества компании. В новых проектах специалисты оценивают риски, а в существующих — планируют текущие финансовые потоки.

Кадровый

Кадровый консалтинг берет на себя вопросы подбора, обучения, мотивации персонала . В него входит анализ кадровой структуры и эффективности сотрудников, разработка функционала новых вакансий.

Иногда внешнего специалиста по кадрам привлекают, если в компании наблюдают конфликты. Консультант ищет способ улучшить взаимоотношения в коллективе.

Юридический

Бухгалтерский

Круг вопросов, который решает приглашенный специалист, широк: от оформления бухгалтерской отчетности до оптимизации и автоматизации учета. Консультанта приглашают, чтобы решить вопрос об уменьшении налогообложения, проанализировать и оптимизировать кредиторскую задолженность.

Транспортный

Логистический консалтинг помогает компании наладить транспортные потоки. Анализ позволяет повысить скорость транспортного функционирования, сократить затраты на логистику.

Образовательный

Формы консалтинга

Виды консалтинга разнообразны, но формы реализации схожи. Консультанты решают задачи в форматах, описанных ниже.

Аналитика

Это вводный этап решения задачи. Консультант анализирует все имеющиеся показатели, проводит сбор статистики различными методами. Часто этих данных достаточно для того, чтобы не только увидеть проблему, но и предложить для нее оптимальное решение. Например, по результатам анализа может потребоваться автоматизация, оптимизация расходов или перераспределение обязанностей сотрудников.

Прогнозирование

Этот вид востребован для новых проектов. Консультант оценивает риски. В действующей компании грамотно составленный финансовый прогноз принесет неоценимую пользу.

В работе консультант использует как общепринятые методики с мировым именем, так и собственные разработки. В последнем случае доказательная база не должна вызывать сомнений.

Ревизия деятельности

Эта форма консалтинга описывает положение дел в организации. Предметом ревизии могут стать бизнес-процессы компании в целом или одного подразделения, например, бухгалтерии, отдела продаж, технической поддержки. Консультанты дают рекомендации, что и как улучшить.

Экспертные консультации

Консультант описывает сложившуюся проблему и предлагает пути ее решения. Привлечь эксперта для консультации можно однократно или в рамках долгосрочного сотрудничества. Многие компании выбирают второй вариант, потому что проблемы в организации часто невозможно решить за одну встречу.

Непосредственное участие в проекте

Этот формат выбирают, когда в штате нет специалиста нужного профиля. Консультант становится равноценным участником проекта, например, ведет рекламные кампании клиента или формирует бухгалтерскую отчетность.

Типы консалтинговых компаний и их принципы работы

Обилие консалтинговых компаний затрудняет их классификацию. Каждую отличает своя сфера деятельности, опыт и специфика услуг.

Вот одна из типологий консалтинговых организаций:

  • Крупные агентства с мировым именем и разветвленной сетью филиалов. Благодаря большому штату специалистов такие компании универсальны и могут решать широкий круг задач.
  • Компании-специалисты. Они ориентируются в отдельной разновидности консалтинга: маркетинговом, бухгалтерском, юридическом.
  • Индивидуальные консультанты. Как правило, также специализируются в одной области.
  • Партнерство. Несколько консультантов создают компанию. Особенно эффективной она становится в том случае, если коллеги специализируются в разных областях консалтинга и дополняют компетенции друг друга.


Этапы консалтинговой деятельности

В работе консультанта можно выделить несколько основных этапов взаимодействия с заказчиком:

  1. Осознание заказчиком проблемы. Владелец бизнеса должен понимать, что он и его команда не справляются с проблемой, тогда взаимодействие с консультантом будет эффективным.
  2. Начальное консультирование и заключение договора. Консультант знакомится с бизнесом, оценивает положение дел, продумывает комплекс мероприятий, длительность и стоимость сотрудничества. После заключения договора можно переходить к делу.
  3. Сбор данных и определение проблемы. Это длительный этап, поскольку он подразумевает глубокий анализ данных о проблемных областях предприятия. Результат — выявление одной или нескольких ключевых проблем.
  4. Разработка решений и представление их руководству компании. После выявления проблем консультант предлагает пути их решения. Здесь не обойтись общими словами: каждый недостаток детально прорабатывают, готовят план по их устранению. План представляют менеджеру компании для ознакомления и одобрения.
  5. Реализация решений и контроль. Внедрять решения может как заказчик с поддержкой консультанта, так и сам специалист.
  6. Оценка результатов проекта. Чтобы внедрить решения и довести их до автоматизма, требуется время. Поэтому и оценку целесообразно проводить как минимум через несколько месяцев.
  7. Окончательные финансовые расчеты с заказчиком. Их выполняют после того, как итоги подведены и эффективность проекта доказана.

Как правильно выбрать консультанта или консалтинговую фирму

Привлечение консультанта — это расходы для компании, и всегда хочется, чтобы они были не напрасны. Так как специалисту доверят важную информацию, а от предложенных им решений будет зависеть судьба компании, выбирать консультанта нужно грамотно.

Чем отличается консультант-профи от дилетанта

Самое важное, что отличает профессионала, — его подход. Фокус в общении смещен с его личных достижений на потребности заказчика.

Что отличает успешного консультанта:

  • слушает и действительно слышит клиента;
  • досконально анализирует ситуацию в компании, не принимает на веру статистику, предоставленную заказчиком;
  • создает индивидуальный план действий в деталях, не оперирует общими словами;
  • задает много вопросов;
  • работает с возражениями заказчика и вносит необходимые коррективы.

Время существования и опыт консалтинговой компании

Эти факторы — маркеры надежности. Ознакомьтесь с примерами успешных работ компании, особенно если среди них есть организации, для которых решались похожие задачи.

Помимо успешных кейсов компании, стоит изучить ее репутацию на рынке. Найти отзывы об организации, которая проработала как минимум год, обычно не сложно.

Стоимость услуг

Качественные услуги стоят дорого, но у большинства компаний они находятся примерно на одном ценовом уровне. Если вам предлагают дешевый вариант или решение по существенно более высокой стоимости, подумайте дважды.

Сроки проведения работ

Штат специалистов

В крупных компаниях это сотрудники различного профиля, каждый из которых специализируется на определенной области. Если специалисты фирмы — универсалы, это может говорить о недостаточной квалификации для ваших задач. Обычно этим грешат небольшие организации, которые не ограничиваются одним направлением консалтинга, а работают со всеми.

Мифы, связанные с консалтингом

Распространен миф, что консультантам нельзя доверять, так как они не сотрудники компании. Опасения напрасны: консалтинговые специалисты дорожат своей репутацией, поэтому безупречно соблюдают профессиональную этику.

Еще один миф — к консультантам обращаются только при серьезных проблемах. Однако чем позже привлечь специалиста, тем меньше у него будет вариантов для решения трудностей компании. Всегда лучше заранее оценить риски, чем бороться с запущенной проблемой.


Бизнес

Кто такая Алиса от Яндекс и что может голосовой помощник

Кто такая Алиса от Яндекс и что может голосовой помощник

Перспективы российского рынка консалтинга

Экономика страны нестабильна, и каждое неверное решение может привести к краху бизнеса. Рынок консультационных услуг в России бурно развивается — РБК утверждает, что за последние 10 лет он вырос на 73% .

Особенно востребованы IT, финансовый и юридический консалтинг. Многие собственники рассматривают такие расходы как выгодную инвестицию. К примеру, по данным Российской газеты, только в 2020 году выручка IT-консалтинга составила 40,6 млрд рублей . Основные его заказчики — финансовые организации, которым выгодно переводить банковские процессы в цифровой формат.

Среди важных тенденций рынка — ужесточение требований к консалтинговой деятельности. Недобросовестные компании сталкиваются с проверками Росфиннадзора. Это повышает качество услуг консалтинговых компаний, что отражается на эффективности бизнеса.

Что в итоге

Консалтинг — это эффективный инструмент, который помогает бизнесу расти и развиваться, успешно преодолевая кризисы. Главное — найти подходящего профессионала, доверять ему и следовать рекомендациям. Расходы на консалтинг немалые, но своевременное привлечение специалиста поможет решить даже самые серьезные проблемы и вывести бизнес на новый уровень.


Пармон Анна Сергеевна Ответственный редактор

Без­ус­лов­но, кон­суль­тан­ты не пре­тен­ду­ют на то, что раз­би­ра­ют­ся в биз­не­се луч­ше его собст­вен­ни­ка, яв­ля­ясь при этом экс­пер­та­ми в сво­их сфе­рах де­я­тель­нос­ти. Ос­нов­ная их цен­ность со­сто­ит в том, что они име­ют све­жий и не­пред­взя­тый взгляд на хо­зяйст­вен­ную де­я­тель­ность за­каз­чи­ка, ко­то­рый, на­хо­дясь в рам­ках сво­ей па­ра­диг­мы, за­мы­лен­ным взгля­дом по­рой с тру­дом спо­со­бен уви­деть наибо­лее эф­фек­тив­ные биз­нес-ре­ше­ния.

Финансовый аудит и финансовый консалтинг: нюансы проведения и примеры из практики

Процедура банкротства компании

Процедура банкротства компании: порядок действий при банкротстве организации-должника

Due diligence (дью дилидженс): что это за процедура и как она проводится?

Читайте также: