Конфликты японии с другими странами кратко

Обновлено: 01.07.2024

Япония стремится к сохранению дружественных отношений со всеми государствами. Кроме военного альянса, Япония тесно связана с США в экономическом плане.

Отношения с другой сверхдержавой, СССР, были обусловлены рядом неразрешенных вопросов. Напряженность вызывает спор о четырех небольших островах южной части Курильской гряды (Итуруп, Кунашир, Шикотан, Хабомаи), отошедших к СССР в конце Второй мировой войны. Японцы считают эти острова своей территорией, но СССР отказывался их вернуть до тех пор, пока в Японии будут размещаться американские военные базы. Разногласия вокруг островов остались предметом спора и в отношениях Японии с Россией.

Япония имеет длительную историю взаимоотношений с Китаем. С точки зрения Японии, огромный Китай представляет интерес прежде всего как крупнейший потенциальный рынок и выгодная сфера капиталовложений. Япония имеет тесные внешнеэкономические связи с Республикой Корея и Корейской Народно-Демократической Республикой.

Япония – член ООН, Организации экономического сотрудничества (ОЭСР) и Азиатского банка развития и участник Плана Коломбо.

Неубедительность этого довода становится очевидной, если вспомнить, что крупнейшими экономическими партнерами Японии являются две страны, с которыми она тоже имеет территориальные споры. Речь идет о Республике Корея и Китайской Народной Республике.

Объектом спора между Японией и КНР являются территории, находящиеся под юрисдикцией Японии. Спор между Японией и РК аналогичен спору между Японией и Россией: территории, на которые претендует Япония, находятся под юрисдикцией другой страны (в данном случае – Республики Корея).

Территориальный спор между Японией и Республикой Корея

РК считает острова Токто административно входящими в состав округа Уллындо провинции Кёнсан-пукто, а Япония относит острова Такэсима к округу Оки, префектура Симанэ. Острова не имеют постоянного населения, там находятся лишь небольшое южнокорейское полицейское отделение, южнокорейская администрация острова и обслуживающий персонал маяка.

Достаточно долго японцы мирились с таким положением. Но в 1994 г. в силу вступила Конвенция о морском праве, принятая ООН еще в 1982 г., и острова Токто стали камнем преткновения в Японском море, от которых можно отсчитывать границу территориальных вод и эксклюзивной экономической зоны.

Ценности островам придают и еще несколько обстоятельств:

  1. Острова Токто/Такэсима расположены в таком районе Японского моря, который позволяет контролировать его южную акваторию и выход в Восточно-Китайское море через Цусимский пролив.
  2. В 1980-е гг. в районе островов были предварительно разведаны крупные запасы нефти и газа.
  3. Акватория островов богата запасами высокоценных видов морских биоресурсов.

Перспективы решения спора о принадлежности Токто/Такэмима выглядят весьма туманными. Помимо указанных выше прагматических соображений, определяющих практическую ценность Токто/Такэсимы, и для Южной Кореи, и для Японии владение этими островами является принципиальным вопросом национальной гордости. Особенно остро этот вопрос воспринимается в Южной Корее, пережившей унижение японской оккупации. И в этом вопросе с РК солидарна КНДР, обещающая Югу всяческую поддержку в территориальном споре с Японией, вплоть до военной.

Разумеется, Южная Корея, военный потенциал которой значительно уступает потенциалу японскому (даже с учетом потенциала Северной Кореи) и которая имеет развитое взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Японией, хотела бы избежать ситуации, при которой ей пришлось бы отстаивать острова Токто при помощи военной силы.

Не заинтересована Южная Корея и в решении вопроса о принадлежности островов через международный суд, на чем настаивает японская сторона. В Японии верят, что легко выиграют дело, а нежелание Сеула прибегнуть к международному арбитражу расценивают как свидетельство понимания южнокорейской администрацией слабости ее юридических позиций в данном вопросе. Однако, по оценкам экспертов по международному праву, разбирательство в международном суде не сулит легкой победы ни одному из участников спора. С одной стороны, владение Южной Кореей островами Токто de facto в течение последних 60 лет может рассматриваться как довод в пользу Сеула. С другой стороны, суду придется рассмотреть множество исторических документов, многие из которых сейчас трактуются каждой из участвующих в споре сторон в ее пользу. Речь идет и об исторических хрониках, картах и указах корейских и японских правителей XII–XIX вв., и о документах ХХ в., касающихся периода установления японского контроля над Корейским полуостровом, и даже об упоминавшихся выше директивах SCAP и Сан-Францисском мирном договоре.

Все это позволяет с большой долей уверенности утверждать, что территориальный спор между Японией и Южной Кореей далек от разрешения. Тем более что в отличие от России, Южная Корея предпочитает считать, что никакого территориального спора с Японией у нее нет, поскольку остова Токто являются исконно корейской территорией, и, соответственно, говорить тут не о чем. В значительной мере жесткость Сеула в вопросе о спорных островах объясняется давлением на южнокорейское правительство и политиков со стороны общественного мнения, в котором сильны антияпонские и националистические настроения, подстегиваемые как вызывающей раздражение в РК активностью Японии в борьбе за острова Такэсима, так и пропагандистскими усилиями южнокорейских СМИ, поддерживающих тезис о законности владения Южной Кореей островами Токто. В аналогичном положении сильного давления со стороны общества находится и японская правящая элита. Это означает, что ни на какие компромиссы в споре об островах Токто/Такэсима в обозримом будущем стороны скорее всего не пойдут.

Территориальный спор между Японией и КНР

Острова Сенкаку Сёто (в китайской картографии – Дяоюйдао) включают пять необитаемых островов и три рифа общей площадью около 6,32 кв. км, расположенные в южной части Восточно-Китайского моря в 175 км к северу от о. Исигаки (архипелаг Рюкю, Япония). Они расположены в районе с координатами 25°46' северной широты и 123°31' восточной долготы, то есть в 190 км к северо-востоку от о. Тайвань и в 420 км к востоку от материкового Китая. В настоящий момент острова Сенкаку/Дяоюйдао находятся под юрисдикцией Японии, но свои права на них предъявляет и КНР.

Как и в случае с Токто/Такэмима, история принадлежности островов Сенкаку/ Дяоюйдао настолько запутана, что с правовой точки зрения о ней можно спорить бесконечно. Китай утверждает, что открыл острова Дяоюйдао в 1371 г. Японцы с этим не согласны. Но действительно неоспоримым фактом является то, что в 1895 г. Китай передал эти острова Японии согласно Симоносекскому договору, положившему конец неудачной для Китая войне с Японией. После поражения самой Японии в 1945 г. острова Сенкаку, как и Окинава, оказались под юрисдикцией США. Союзником США в войне против Японии была Китайская Республика во главе с Чан Кайши. И если бы в 1949 г. он не проиграл борьбу за власть коммунистам и не бежал на Тайвань, Китай мог бы, наверное, получить Дяоюйдао, как Южная Корея получила Токто. Но отдавать острова коммунистическому Китаю американцы не захотели и в начале 1970-х гг. вернули их Японии вместе с Окинавой. Это сразу вызвало недовольство в КНР, однако китайское руководство, заинтересованное в экономическом сотрудничестве с Японией, решило не педалировать этот вопрос. А Дэн Сяопин и вовсе предложил оставить его решение будущим поколениям.

Позднее Пекин выступил со своими предложениями о совместной разработке месторождения, и в Токио согласились их рассмотреть. Начались трудные переговоры о деталях проекта.

В то же время, позиция Пекина по Дяоюйдао/Сенкаку не изменились: «Архипелаг Дяоюйдао и прилегающие к нему острова с древнейших времен являются китайской территорией, и Китай обладает неоспоримым суверенитетом над этими островами.

Этот пассаж позволяет сделать как минимум три вывода относительно позиции КНР по поводу спорных территорий Дяоюйдао/Сенкаку на ближайшее будущее:

  1. В угоду настроениям общественности страны, китайское руководство продолжит делать заявления о принадлежности островов Дяоюйдао Китаю, но при этом, не желая осложнения отношений, не будет настаивать на проведении конкретных переговоров о судьбе островов; спор, в соответствии с призывом Дэн Сяопина, будет отложен на неопределенное время.
  2. Китай, заинтересованный в экономическом освоении территории в районе Дяоюйдао/Сенкаку, будет настойчиво предлагать Японии делать это совместно. Шансы получить согласие Японии на это предложение ничтожны.
  3. Китай намерен и дальше наращивать свой военный, в первую очередь военноморской потенциал, чтобы получить в будущем более весомые козыри на переговорах по территориальным проблемам – и не только с Японией. Впрочем, в Китае вряд ли всерьез собираются применить военную силу или хотя бы угрозу ее применения в споре за территории, поскольку понимают, что в этом случае на стороне Японии будут США.

Нет оснований считать, что этот настрой Ноды с тех пор претерпел какие-то изменения. Жестких позиций по территориальным вопросам придерживался и министр иностранных дел в кабинетах Юкио Хатоямы и Наото Кана Сэйдзи Маэхара. И хотя он вынужден был уйти в отставку из-за скандала с незаконными политическими пожертвованиями, однако сразу после прихода к власти Ёсихико Нода назначил Маэхару главой Комитета политических исследований ДПЯ. Это означает, что националист Маэхара будет играть немаловажную роль в формировании японской политики, в том числе и внешней. Таким образом, можно считать, что смена руководства правящей Демократической партии Японии и, соответственно, кабинета министров Японии в конце лета 2011 г. не создала никаких предпосылок для облегчения решения территориальных споров, имеющихся у Японии с ее соседями.

Фактор США

Как было сказано выше, именно позиция, занятая США в процессе подготовки и во время проведения мирной конференции в Сан-Франциско, во многом обусловила появление территориальных проблем между Японией и ее соседями. Вряд ли есть основания сомневаться в том, что это было сделано случайно. И сегодня сохранение этих проблем удобно для практической американской политики в регионе, поскольку выступает раздражающим фактором, мешающим чрезмерному сближению Японии с Республикой Корея и с КНР в ущерб авторитету и влиянию США.

Призрак такого сближения уже бродит по Восточной Азии. 22 мая 2011 г. в Токио состоялась 4-я встреча лидеров КНР, Японии и Южной Кореи. Представлявший на ней Китай премьер-министр Вэнь Цзябао сообщил, что в 2012 г. ожидается начало трехсторонних переговоров по созданию зоны свободной торговли между Китаем, Японией и Республикой Корея. По мнению лидеров этих стран, подписание трехстороннего пакта о свободной торговле будет способствовать ускорению экономического роста стран Азии, а по мнению экспертов – станет серьезным вызовом Западу и, в первую очередь, США, поскольку руководители министерств финансов Китая, Японии и Южной Кореи уже договорились изучить возможность перехода во взаимной торговле к взаиморасчетам в национальных валютах. И хотя в совместной декларации, подписанной лидерами трех азиатских стран в Токио 22 мая 2011 г., говорилось, что Япония, Китай и Южная Корея приветствуют подключение к сотрудничеству в Азии также США и России, речь в данном случае шла о сотрудничестве в рамках АСЕАН и прочих многосторонних региональных организаций, что не отменяет планов по созданию зоны свободной торговли между Японией, КНР и РК со всеми вытекающими для доллара и для США неприятными последствиями.

С другой стороны, наличие территориального спора между Китаем и Японией будет дополнительным доводом в пользу как укрепления двустороннего японо-американского оборонного альянса, так и создания двустороннего альянса Токио – Сеул и затем – трехсторонненго альянса Вашингтон – Токио – Сеул.

Таким образом, на развитие ситуации вокруг территориальных споров между Японией и ее соседями, то есть Китаем и Южной Кореей, равно как и на развитие отношений между этими тремя странами, сейчас и в ближайшей перспективе будет влиять борьба двух тенденций, двух интересов.

С одной стороны, это тенденция расширения, углубления и укрепления торгово-экономического сотрудничества Японии, КНР и Южной Кореи вплоть до создания между этими тремя странами зоны свободной торговли или даже формирования некоего экономического союза. В развитии этой тенденции заинтересованы экономические элиты трех стран. Однако развитие ситуации в Восточной Азии по этому сценарию может вызвать серьезные опасения США.

С другой стороны, это тенденция роста опасений в Японии и в Южной Корее по поводу усиления экономического и военного могущества Китая. В росте алармистских настроений, который можно умело подстегивать при помощи СМИ, заинтересованы связанные с оборонной сферой политические, военные и деловые круги в Японии, Южной Корее и США. При этом усиление китаефобии объективно тормозит развитие экономического сотрудничества в треугольнике Япония – КНР – Южная Корея, и поэтому невыгодно не только экономическим элитам, но и достаточно широким слоям населения этих трех стран.

Дочитали статью до конца? Пожалуйста, примите участие в обсуждении, выскажите свою точку зрения, либо просто проставьте оценку статье.

В районе острова Шикотан - ИноСМИ, 1920, 02.03.2021

Япония находится в территориальных спорах со всеми своими ближайшими соседями, причем эти конкурирующие претензии в основном восходят к ее имперскому прошлому столетней давности.

Токио настаивает на том, что у него нет амбиций по завоеванию новых территорий, и он просто заявляет о суверенитете над островами и окружающими их водами, которые уже давно признаны японскими.

Но эта позиция оспаривается правительствами Китая, России, Тайваня, а также Северной и Южной Кореи.

О чем эти споры?

Токио утверждает, что Пекин начал заявлять свои права на острова только после того, как исследования в 1960-х годах показали возможность залежей нефти и газа вблизи островов. В связи с ростом напряженности из-за конкурирующих требований японское правительство в сентябре 2012 года приобрело три из пяти островов у их владельцев, семьи Курихара, за 2,05 миллиарда иен (19,5 миллиона долларов).

Тайвань: Тайбэй также претендует на острова, которые он называет островами Дяоюйтай (Diaoyutai), и заявляет, что они были частью территории Китая минимум с 1534 года.

Южная Корея: спор о суверенном праве на территорию между Сеулом и Токио включает в себя отдельный ряд скалистых выступов, известных по-корейски как Токто (Dokdo). Чтобы укрепить свое заявление на суверенитет, Южная Корея разместила полицейское подразделение на островках в Японском море, которые Токио называет Такэсима (Takeshima), после того, как Япония потерпела поражение во Второй мировой войне и Корейский полуостров был освобожден от японского колониального господства.

Однако Япония заявляет, что суверенитет над удаленными островами у восточного побережья Корейского полуострова не был подробно прописан в послевоенных договорах, и поэтому острова должны быть переданы под контроль Японии.

Некоторые в Южной Корее также утверждают, что японский остров Цусима (Tsushima) — на полпути между Корейским полуостровом и префектурой Нагасаки на материковой части Японии — исторически является корейской территорией, известной как Таэмадо (Daemado), и должен быть возвращен Республике Корея.

Северная Корея: Пхеньян повторяет претензии Сеула в отношении Токто, который он называет тем же именем.

Каковы последние продвижения в этих спорах?

В этих водах также были замечены китайские рыбацкие лодки, и Токио предполагает, что подобная тенденция происходит по указанию Пекина и аналогичным образом направлена на уменьшение притязаний Японии на суверенный контроль.

Япония продолжает свои усилия по освещению этой проблемы через интернет и СМИ, указывая на то, что она трижды с 1950-х годов предлагала Южной Корее, чтобы Международный Суд вынес решение по вопросу о суверенитете. Сеул каждый раз отказывается.

Цусима / Таэмадо: Претензии корейского правительства на Цусиму в 1948 году были отклонены Верховным главнокомандующим союзных держав в следующем году. Это решение было принято Сеулом, хотя некоторые в стране до сих пор хотят вернуть острова.

Курильские острова: Япония в прошлом предлагала финансовую помощь жителям островов в попытке склонить их к идее одобрения контроля Токио, хотя решимость местных жителей оставаться частью России, похоже, укрепилась в последние годы в результате инвестиций в регион со стороны Москвы.

Были предположения, что Россия может быть готова вернуть два самых южных острова Японии, если она откажется от своих претензий на остальную территорию, но это предложение было отвергнуто Токио. Этот вопрос стал камнем преткновения в двусторонних отношениях, поскольку две страны все еще не подписали мирный договор после Второй мировой войны из-за этого территориального спора.

При президенте Владимире Путине отношение России к будущему островов ужесточилось, и вероятность возврата территорий стала еще меньше.

Есть ли риск столкновений в любом из этих споров?

Китай: из всех территориальных споров Японии спор вокруг островов Дяоюйдао считается наиболее опасным, особенно после того, как Пекин в начале этого месяца принял новый закон, разрешающий судам береговой охраны применять силу в водах, которые, по его мнению, являются его территорией, даже если они оспариваются.

В ответ японские официальные лица заявили, что береговая охрана Японии может вести прямой огонь по иностранным официальным судам, стремящимся причалить к островам.

Аналитики также говорят, что всегда существует вероятность того, что любой инцидент — например, незначительное столкновение между кораблями береговой охраны, — может привести к быстрой эскалации боевых действий. Япония, у которой есть договор безопасности с Соединенными Штатами, приветствовала заверения Вашингтона о том, что он будет защищать Японию в случае конфликта из-за островов.

Тайвань: в редких случаях тайваньские рыбацкие лодки наблюдались недалеко от островов Дяоюйдао, но не в большом количестве и без какой-либо организации. Никаких столкновений между береговой охраной и военными судами, отправленными Тайбэем, не было.

Северная Корея: острова находятся у побережья Южной Кореи, и инцидентов с участием Пхеньяна не было.

Россия: Москва разместила на островах значительные военные средства, в том числе противокорабельные ракеты и современные истребители, и вероятность того, что Япония испытает военную решимость русских, мала. Наиболее вероятный инцидент — это случайное столкновение между морскими или воздушными частями.

Каковы шансы на разрешение данных споров?

Аналитики ожидают постоянное маневрирование между соперничающими державами по вопросу о суверенитете этих спорных территорий, однако изменения в статусе-кво, по их мнению, останутся незначительными.

Учитывая, что двусторонние отношения между Токио и Сеулом находятся на самом низком уровне за последние 40 лет, аналитики предположили, что вероятность прогресса в вопросе официального признания Токто корейским также ничтожно мала.

Япония – это государство, расположенное в Восточной Азии на островах Кюсю, Сикоку, Хоккайдо и Хонсю, а также 6848 примыкающих к ним мелких островах.

Территория Японии составляет порядка 377,9 тысяч квадратных километров. В общей сложности здесь проживает более 126 миллионов человек. Большая часть населения – этнические японцы.

Япония играет важную роль в современной системе международных отношений. Особое влияние страна имеет в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Страна Восходящего солнца является третьей после США и Китая экономической державой мира. На ее долю приходится около 4,27% мирового валового продукта. Уровень жизни в стране по общемировым меркам довольно высокий, а уровень безработицы – низкий.

Япония имеет мощную производственно-техническую базу. Страна входит в число крупнейших мировых производителей автомобилей, станков, судов, промышленных роботов, средств связи, компьютеров, бытовой техники и электронных компонентов, а также химической продукции. Прочные позиции в мире Япония занимает по добыче морепродуктов и выплавке стали.

Япония является второй после США по объемам взносов в бюджеты ООН и МВФ. Кроме того, страна считается крупным донором по линии официальной помощи развитию. Токийская фондовая биржа считается третьей в мире по объемам рыночной капитализации.

Внешнеполитическая ориентация страны Восходящего солнца

Готовые работы на аналогичную тему

Отдельного внимания заслуживают отношения Японии с Россией, в которых также имеется множество неурегулированных вопросов. После 2016 года наметилась активизация русско-японских связей. По итогам визита в страну Президента РФ было подписано порядка 80 документов, закрепляющих масштабные договоренности стран в торгово-инвестиционной сфере. Между странами развиваются торговые отношения, продвигается сотрудничество в гуманитарной сфере, реализуются совместные образовательные, научные и культурные обмены.

В последнее время Япония все более активно наращивает свое присутствие в Африке и Латинской Америке.

Одним из ключевых средств, используемых Японией для достижения своих внешнеполитических целей как в Азиатско-Тихоокеанском, так и в ряде других регионов (Центральная, Южная и Юго-Восточная Азия), является экономическая дипломатия. Повышенное внимание уделяется следующим вопросам:

  • развитие сети интеграционных партнерств, направленных на либерализацию торговых режимов;
  • реализация инфраструктурных проектов, конкурирующих с китайской моделью международного сотрудничества.

Участие Японии в современной системе международных отношений

В настоящее время Япония поддерживает дипломатические отношения со всеми странами-участницами ООН за исключением Северной Кореи, Косово, Острова Ниуэ и Кука. Основными направлениями реализации внешней политики Японии и ее участия в современной системе международных отношений являются:

  • развитие японо-американского стратегического сотрудничества;
  • выстраивание взаимовыгодных отношений с соседями по Азиатско-Тихоокеанскому региону;
  • деятельность в рамках международных организаций.

Рисунок 1. Ключевые торговые партнеры Японии. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Активное участие Япония принимает в деятельности международных организаций, включаясь таким образом в системе международных отношений. Международное сотрудничество имеет как двусторонний, так и многосторонний формат.

Читайте также: