Конфликты в зоне обсе национальные и территориальные конфликты кратко

Обновлено: 05.07.2024


ОБСЕ проводит работу по предотвращению возникновения конфликтов и содействию прочному, всеобъемлющему политическому урегулированию существующих конфликтов. Она также содействует укреплению мира и постконфликтному восстановлению. С этой целью она работает со всеми соответствующими сторонами, включая партнерские международные и региональные организации, такие, как Организация Объединенных Наций. ОБСЕ является ключевым инструментом раннего предупреждения, предотвращения и разрешения конфликтов, урегулирования кризисов и постконфликтного восстановления, называемых также "конфликтным циклом".

В арсенал механизмов Организации для предотвращения конфликтов входят сеть ее полевых операций и Центр по предотвращению конфликтов (ЦПК). ЦПК действует, например, в качестве координационного центра всей ОБСЕ по раннему предупреждению, облегчает диалог, поддерживает посредничество и другие усилия по предотвращению и разрешению конфликтов.

Деятельность полевых операций ОБСЕ в области предотвращения и разрешения конфликтов включает:

  • наращивание потенциала местных партнеров с целью сокращения побудительных причин и источников конфликта;
  • содействие обмену информацией между политическими и гражданскими субъектами для устранения рисков конфликта на самой ранней стадии;
  • оказание помощи в облегчении диалога, посредничестве и деятельности по укреплению взаимного доверия между затронутыми конфликтом обществами и общинами;
  • мониторинг ситуации в области безопасности в государствах – участниках ОБСЕ;
  • содействие укреплению доверия;
  • поддержку планов реагирования в случае национального кризиса.

Суд по примирению и арбитражу обладает мандатом на урегулирование с помощью примирения или арбитража споров между государствами, которые выносят их на его рассмотрение. Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств укрепляет потенциал Организации по раннему предупреждению и предотвращению конфликтов, предпринимая действия на их самой ранней стадии в государствах-участниках, в которых межэтническая напряженность может привести к конфликту. Верховный комиссар работает также над долгосрочным предотвращением конфликтов, в частности, отстаивая и поощряя права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

ОБСЕ вовлечена в деятельность, связанную с конфликтами, в следующих форматах:

Минский процесс

Ведется работа по поиску мирного решения нагорно-карабахского конфликта с помощью Минской группы (под совместным председательством Франции, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки) и Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ по конфликту, являющемуся предметом рассмотрения на Минской конференции ОБСЕ.

Процесс приднестровского урегулирования

В переговорах в формате "5+2" участвуют стороны конфликта, посредники – Российская Федерация, Украина и ОБСЕ, – а также в качестве наблюдателей Соединенные Штаты Америки и Европейский союз; особо важную роль играют специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ по приднестровскому урегулированию, а также Миссия ОБСЕ в Молдове.

Женевские международные дискуссии

Учрежденные после конфликта 2008 года в Грузии, они проводятся под совместным председательством ОБСЕ, Организации Объединенных Наций и Европейского союза. ОБСЕ как сопредседатель и специальный представитель Действующего председателя ОБСЕ по Южному Кавказу вместе с руководителем миссии наблюдателей Европейского союза (МНЕС) содействуют проведению встреч в рамках Эргнетского механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них (МПИР), на которых рассматриваются вопросы, влияющие на повседневную жизнь местного населения.

Конфликты в зоне ОБСЕ являются угрозой миру и безопасности в Европе - ОБНОВЛЕНО

Сегодня на пространстве ОБСЕ наблюдаются новые вызовы, которые представляют угрозу для безопасности государств-членов организации, сказал глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров в пятницу выступая на заседании министров ОБСЕ в Нью- Йорке.

Об этом передает Day.Az со ссылкой на Trend.

Среди них - отсутствие полного и всестороннего подхода к правам человека и фундаментальным свободам, применение двойных стандартов и выборочных подходов, попытки нарушения безопасности в странах членах ОБСЕ под видом прав человека.

Среди этих угроз искажение фундаментальных принципов Хельсинкской конвенции, резкое увеличение случаев применения силы и угроз, а также крах обеспечения нерушимости международно признанных границ стран- членов ОБСЕ путем применения силы, сказал глава МИД.

По словам Мамедъярова, также большое беспокойство вызывают попытки превратить организацию в политически-военное пространство.

"Конкуренция между такими группировками ставят под вопрос нерушимость пространства ОБСЕ и это оказывает негативное воздействие на страны, которые по различным причинам не присоединяются к институтам коллективной обороны. Эти государства обеспокоены снижением роли ОБСЕ в архитектуре европейской безопасности", - отметил министр.

Для Азербайджана, не присоединившегося ни к какому блоку, ОБСЕ является гарантом европейский безопасности, обладающим международным обязательством защитить страну от всестороннего воздействия, сказал Мамедъяров.

Об этом передает Day.Az со ссылкой на Trend.

По его словам, нынешняя патовая ситуация сложившаяся в процессе разрешения армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта является большой угрозой для мира и стабильности в регионе.


Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — не самый обычный пример института, ответственного за безопасность. Метод принятия решений на основе консенсуса и отсутствие международной правосубьектности ОБСЕ способствуют тому, что в политической и экспертной риторике принято подчеркивать необходимость придерживаться норм и принципов, сформулированных в рамках этой организации и одновременно с этим критиковать её за отсутствие эффективности.


Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — не самый обычный пример института, ответственного за безопасность. Метод принятия решений на основе консенсуса и отсутствие международной правосубьектности ОБСЕ способствуют тому, что в политической и экспертной риторике принято подчеркивать необходимость придерживаться норм и принципов, сформулированных в рамках этой организации и одновременно с этим критиковать её за отсутствие эффективности.

Истоки специфики организации кроются в истории её формирования. В условиях холодной войны созыв СБСЕ был вызван стремлением представителей двух противоборствующих систем выработать нормы для мирного сосуществования на континенте. Соответственно, решение основополагающих вопросов опиралось на консенсус между всеми участниками.

ОБСЕ в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе: в поисках новой роли

СБСЕ/ОБСЕ оказалась вовлечена в процесс урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе с начала его активной фазы. Уже в 1990-х гг. сложилась система из трех элементов, призванных работать над его разрешением — Минская группа под руководством сопредседателей, Группа планирования высокого уровня (ГПВУ) и Личный представитель председателя ОБСЕ.

Предпосылки создания Минской группы были заложены еще в 1992 г., когда в рамках СБСЕ была достигнута договоренность о создании так называемой Минской конференции из 11 национальных представителей. Как только с течением времени стало понятно, что в ближайшее время решение не будет найдено, была учреждена Минская группа, а в 1996–1997 гг. окончательно оформился институт трех сопредседателей — России, Франции и США. В рамках Минской группы были представлены ряд концепций (1997, 2001, 2005 и 2008 гг.) по разрешению конфликта, однако ни одна из них не была воплощена в жизнь. Мирному урегулированию помешали как различные представления о принципах решения у противоборствующих сторон, так и внутриполитическая ситуация в Азербайджане и Армении (нападение на парламент в Ереване в 1999 г.).


В отсутствие наблюдательной миссии частичный мониторинг зоны конфликта стал осуществляться личным представителем председателя ОБСЕ и его бюро, однако малочисленный состав штата, кратковременность мероприятий и необходимость предварительного разрешения разногласий сторон серьезно снижают эффективность наблюдения.

Таким образом, механизмы ОБСЕ создали потенциальные возможности для урегулирования карабахского кризиса еще в 1990-е гг., но принципиальные политические разногласия между Баку и Ереваном не позволили им реализовать сформированный потенциал. При этом отсутствие инструментов для предотвращения эскалации привело к тому, что организация не оказала какого-либо влияния на вспышки боевого противостояния в 2016 и 2020 гг. И если 5 лет назад конфликт был прекращен в связи с патовой военной ситуацией, то в 2020 г. перемирие было обеспечено вмешательством Москвы и последующим вводом российских миротворцев.

Качественное изменение расстановки сил и активное вовлечение в кризис национальных игроков — России и Турции — привело к тому, что механизмы ОБСЕ потеряли свое прежнее значение в урегулировании конфликта, и для своего сохранения должны найти новую роль в изменившихся условиях [2].

ОБСЕ в урегулировании кризиса в Южной Осетии: миссия свернута

Вместе с тем, несмотря на достижения в отдельных гуманитарных вопросах, миссия не оказала существенного вклада в разрешение конфликта, что можно объяснить как упомянутой выше вторичностью по сравнению с уже созданными структурами, так и отсутствием поддержки основных политических игроков. В частности, выработанные независимо от СКК предложения миссии по урегулированию конфликта не нашли поддержки сторон. Южная Осетия уже в 1994 г. отклонила предложение, гарантирующее ей автономный статус в составе Грузии [3]. В августе 2008 г. ОБСЕ обеспечивала наблюдение за развитием конфликта, но не сыграла серьезной роли в его стабилизации, и через короткий срок была свернута из-за противоречий между Россией и другими странами-участницами организации.

Миссия ОБСЕ в Молдавии: политика малых шагов


ОБСЕ и Украинский кризис: усиление роли?

События на юго-востоке Украины реанимировали интерес к ОБСЕ как к медиатору в процессе кризисного урегулирования. Определенный уровень доверия к организации со стороны России, Украины и стран ЕС привел к тому, что организация стала многосторонней площадкой, на которой велись переговоры о возможной деэскалации конфликта.

Накопленный опыт полевой работы в зонах конфликта позволил ОБСЕ в короткий срок сформировать Специальную мониторинговую миссию (СММ). Мандат СММ включает: наблюдение за обстановкой в регионе с точки зрения безопасности, соблюдения прав человека и основных свобод, инцидентов, связанных с предположительно имевшими место нарушениями основных принципов и обязательств, принятых в рамках ОБСЕ. Наблюдатели ежедневно на сайте ОБСЕ предоставляют отчеты государствам-участникам организации и широкой общественности.

За 7 лет конфликта число наблюдателей увеличилось со 100 до 660 (вместе с другими международными и местными сотрудниками — 1270) человек. Контингент СММ был усилен современным оборудованием — беспилотными летательными аппаратами. Таблица 1. наглядно доказывает, что количественный состав наблюдательной миссии на Украине во много раз превосходит контингенты, задействованные в конфликтах соседних государств.

Таблица 1. Численный состав мониторинговых миссий, включая наемный персонал из местного населения

Украинский кризис Южноосетинский кризис Приднестровский кризис Нагорнокарабахский кризис
Численный состав (наибольшее и наименьшее значение) 100–1270 8–183 8–53 6–17 (бюро личного представителя)

Источник: составлено автором по открытым данным ОБСЕ.

Деятельность миссии порой критикуется как Россией, так и Украиной за предвзятость, хотя упреки с обеих сторон могут также служить подтверждением относительной нейтральности. На встрече С. Лаврова с министром иностранных дел Швеции и действующим председателем ОБСЕ А. Линде 19 ноября 2021 г. глава российского МИД выразил надежду, что ОБСЕ будет беспристрастна в наблюдении за ситуацией на Украине, и отметил, что Спецмониторинговая миссия должна работать и с Донецком, и с Луганском.

Другой повод для критики организации — ограниченные возможности СММ для обеспечения полной картины событий (в частности, установить принадлежность боевой техники, расследовать факт обстрела населенных пунктов) [5]. Обращение к ежедневным отчетам СММ и таблицам нарушения режима прекращения огня показывает, что в документах не указана сторона, производившая обстрел и взрывы, что дает пространство для интерпретации.

Однако, несмотря на некоторые отрицательные оценки, существование миссии позволяет хотя бы частично проконтролировать, насколько выполняются решения, принятые в рамках ОБСЕ. К тому же наличие наблюдателей — это своеобразный сдерживающий фактор, предотвращающий эскалацию. В частности, по данным самой СММ, в последние месяцы ее деятельность содействует функционированию Донецкой фильтровальной станции, которая снабжает водой 380 тыс. абонентов по обе стороны линии соприкосновения.


Однако форматы, действующие в рамках ОБСЕ, выполняют свою важную роль. Во-первых, наличие рабочих механизмов позволяет быстрее разработать план в случае изменения политических условий. Во-вторых, это дает возможность быстро прийти к компромиссному решения в экстренных ситуациях. В-третьих, наличие как ТКГ, так и СММ можно рассматривать как препятствия на пути неконтролируемой эскалации конфликта.

1. Загорский А.В. Россия в системе европейской безопасности. М.: ИМЭМО, 2017. С.30.

2. Remler P., Giragosian R., Lorenzini M., Rastoltsev S. OSCE Minsk Group: Lessons from the Past and Tasks for the Future. OSCE Insights 2020/06. Baden-Baden: Nomos, 2020. P. 85–99.

3. Stöber S. The Failure of the OSCE Mission to Georgia – What Remains? IFSH (ed.). OSCE Yearbook 2010. Baden-Baden 2011. P. 206.

4. Welbert R. Der Einsatz der OSZE in der Republik Moldau. IFSH (Hrsg.), OSZE-Jahrbuch 1995, Baden-Baden 1995, S. 193-210.

5. Загорский А.В. Ежегодник СИПРИ 2014: вооружения, разоружение и международная безопасность. М.: ИМЭМО РАН, 2015. С. 618.

ОБСЕ — крупнейшую в мире региональную организацию по безопасности — постоянно критикуют за неэффективность. ОБСЕ доказала свою полезность, говорят ее новый генсек и эксперты. РБК проанализировал претензии к ОБСЕ

Сотрудники ОБСЕ на Украине. Апрель 2015 года

Хотели как лучше

Томас Гремингер

ОБСЕ упустила возможность внести свой вклад в устранение линий разделения в Европе, повторяет популярную претензию представитель МИД Белоруссии Дмитрий Мирончик. Не все участники ОБСЕ исполняют свои обязательства по всем направлениям сотрудничества, и не все разделяют универсальные ценности организации, постоянно указывает на еще одну проблему постоянный представитель США в организации Гарри Камиан. Что же не так с ОБСЕ?

Договоры не исполняются

Основное направление деятельности ОБСЕ — предотвращение и разрешение конфликтов. В организации были разработаны и приняты договоры, сокращавшие вооружения и призванные повысить доверие между соседями. Однако 26 сентября стало известно, что США намерены с 1 января 2018 года ограничить наблюдательные полеты российской военной авиации над штатами Аляска и Гавайи, так как, по их мнению, Россия не соблюдает международный Договор по открытому небу, подписанный странами ОБСЕ в 1992 году по инициативе США (сейчас в нем состоят 34 государства).

Разрушился и принятый в 1990 году Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Он должен был уравнять численность вооружений у стран НАТО и стран Организации Варшавского договора (ОВД). После развала ОВД обязательства не были отменены, однако в 2007 году Россия заморозила свое участие, а к 2015 году окончательно вышла из договора. Равновесие было нарушено с включением стран Прибалтики в НАТО, размещением объектов ПРО США в Европе, объясняли представители Москвы, обращая внимание на неготовность НАТО обсуждать проблему.

Все решения в организации принимаются путем консенсуса, что часто затягивает дело и чем время от времени злоупотребляют страны-члены. Например, хотя большинство участников ОБСЕ выступали против, 4 мая этого года было объявлено о закрытии ереванского офиса ОБСЕ. Продление его работы заблокировал Азербайджан, уверяя, что миссия в Ереване превышает свои полномочия. Сам Азербайджан добился закрытия офиса ОБСЕ на своей территории в 2015 году. Механизмы ОБСЕ предлагают для снятия самых главных противоречий между странами формат встречи на высшем уровне. Но такие встречи не проводились с 2010 года.

Сотрудник ОБСЕ на Украине. Октябрь 2014 года

Политическое урегулирование буксует

Специальная мониторинговая миссия (СММ) ОБСЕ на Украине была создана в марте 2014 года. В миссию входят гражданские наблюдатели, общая численность которых может достигать 1 тыс. человек. Ежедневно миссия предоставляет отчет о положении в Донбассе и в целом на Украине. Однако в отчетах последнего времени говорится о сотнях нарушений режима прекращения огня. СММ постоянно указывают на то, что у наблюдателей нет полного доступа ко всей территории конфликта, в частности к российско-украинской границе. Сотрудники миссии, будучи невооруженными, также не могут полноценно работать в горячих точках Донбасса.

Намерен Гремингер оказывать поддержку и в работе трех сопредседателей Минской группы, усилия которых направлены на поиск мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта (председательствуют в Минской группе Франция, Россия и США). В зоне конфликта работает немногочисленная наблюдательная миссия ОБСЕ под руководством Анджея Каспшика. Однако ее присутствие не помешало эскалации конфликта в апреле 2016 года.

Спорное наблюдение за выборами

Согласно мандату организации, Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ) ведет наблюдение за выборами, но также не всегда успешно. Скажем, представители БДИПЧ не участвовали в наблюдении за выборами в Госдуму в 2007 году и президентскими выборами 2008 года в России из-за скандала, связанного с численностью миссии.

Итоговые отчеты ОБСЕ могут являться основанием для введения санкций государствами — членами организации. Так, наблюдатели отмечали, что парламентские выборы в Белоруссии в 2016 году по-прежнему не соответствовали стандартам. США обещали учитывать доклад наблюдателей БДИПЧ ОБСЕ при рассмотрении вопроса о санкциях в отношении Минска, однако процесс нормализации отношений США и Белоруссии продолжается.

Сотрудники ОБСЕ рядом с Луганском. Октябрь 2015 года

Нужная рамка

Большое количество участников организации — это и проблема, и преимущество, поскольку это одна из очень немногих общеевропейских организаций, стало быть, она имеет большую легитимность, чем другие (НАТО и Европейский союз), однако принцип консенсуса, которым принимаются все решения, усложняет процесс оперативного принятия решений, говорит директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.

Неправильно было бы возлагать на организацию ответственность за неурегулированность конфликтов, успех любой международной структуры вне зависимости от ее устройства — результат взаимодействия стран-участников: если не получается сделать ее эффективной, то упрек надо адресовать не секретариату или генсеку, а государствам, которые не могут найти консенсус, говорит руководитель внешнеполитического направления Центра стратегических разработок Сергей Уткин. Эксперт напоминает, что одним из способов повышения эффективности действий ОБСЕ некоторые страны, включая Россию, считают принятие устава, которого сейчас у организации нет. Это создало бы юридически обязывающие нормы, поясняет эксперт. Однако в условиях нынешнего низкого уровня доверия создать и принять устав практически невозможно, поэтому представителям ОБСЕ остается только повышать узнаваемость организации, уровень информированности о ее возможностях. 7–8 декабря министры иностранных дел стран ОБСЕ соберутся в Вене для очередного обсуждения проблем и задач организации.

Как работает ОБСЕ

Созданию постоянно действующей организации предшествовало подписание 1 августа 1975 года главами 33 государств в столице Финляндии Хельсинкских соглашений. В них страны НАТО и Организации Варшавского договора во главе с СССР обязались соблюдать десять основополагающих принципов, в числе которых — суверенное равенство, нерушимость границ, мирное урегулирование споров, неприменение силы или угрозы силой. Свое современное название организация получила в 1994 году, до этого вопросы безопасности обсуждались Совещанием по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Сейчас в ОБСЕ входит 57 стран из Северной Америки, Европы и Азии, что делает ее крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности. В странах ОБСЕ проживает 1 млрд человек.

Полина Химшиашвили

Полина Химшиашвили, Ксения Безвиконная

Читайте также: